Пятница, 08 июня 2018 07:56

Карл Юнг Современная психология Лекции в Швейцарской политехнической школе Цюриха. Лекция V - VIII

Карл Юнг

Современная психология Семинары

 

Лекция V - VIII

 

Л Е К Ц И Я   V

17 ноября 1933 года

 

            Юстинус Кернер принадлежит к школе романтизма, он не может быть назван ученым в полном смысле этого слова, а его книга содержит ряд более или менее наивных интерпретаций.

            В «Ясновидящей из Префорста» Кернер описывает случай своей пациентки – фрау Фредерики Хауффе. Она родилась в 1801 году в деревне Префорст, где ее отец работал лесничим. Все, что мы знаем о ближайших родственниках – ее братья и сестры страдали от судорожных проявлений, но нам дают понять, что об эпилепсии при этом речи не шло. Самым интересным является то, что ее дед был одарен тем, что шотландцы называют «вторым зрением». Ясновидящая[1] вошла в эту жизнь счастливым нормальным ребенком, но вскоре ее жизнь стала очень ярко связана со снами, потому что сны сбывались. Она сама очень сильно верила в них и обладала способностью, к примеру, находить потерянные вещи. Она отлично справлялась с поиском источников воды. Девочка испытывала очень сильный страх кладбищ, а ее дедушка, взявший на себя воспитание, заметил, что во время ежедневных прогулок внучку охватывали неконтролируемые судорожные припадки, но лишь в определенных точках их маршрутов. Он полагал, что под землей в этих местах есть забытые захоронения. Со временем эта способность чувствовать обострилась у девочки настолько, что она не могла сидеть в хоре деревенской церкви, потому что прямо под ней были гробницы. У нее развилось особое ощущение сверхъестественного, появилась способность видеть призраков в местах их обитания. В замке Лёвенштайн она буквально одним глазком заглядывала в кухню, но заставить ее войти туда было невозможно. Спустя несколько лет там был замечен призрак женщины.

            Эти истории еще ничего не доказывают, ведь эти видения могли быть порождены просто страхом перед призраками. Тем не менее, факт остается фактом: мысли Ясновидящей приобретали видимую форму. Она не осознавала определенные процессы мышления внутри себя, поэтому они могли достигать ее сознания лишь в форме видений. Ибо это правило, что никакая сознательная мысль не экстернализируется: если мы придем в населенное призраками место, размышляя о том, что можем увидеть привидение, то нам этого сделать не удастся, потому что эта мысль уже «продумана». Но если, с другой стороны, мы входим в это же место без каких-то ожиданий, то мы вполне можем увидеть нечто.

            К несчастью дедушки и бабушки, это ощущение невидимых призрачных явлений вокруг ребенка вскоре приняло форму настоящих проявлений. Сначала она однажды в полночь сама увидела призрак в доме: высокая темная фигура пронеслась мимо со вздохом, а затем остановилась и уставилась на нее с другого конца коридора. Девочка ничуть не испугалась, но ее дедушка пришел в ужас, узнав об этом. Как оказалось, он сам видел то же самое в том же самом месте, но никому не рассказывал об этом. Мы могли бы сказать, что на девочку повлиял дедушка, но гораздо более вероятным представляется то, что она тоже была одарена «вторым зрением». Он пытался разубедить ее в том, что она увидела, но так и не смог пошатнуть ее чувство реальности в отношении этих переживаний. Кернер нисколько не сомневается в том, что она действительно видела призраков, поскольку он сам был убежден в их существовании.

            Бесполезно дискутировать с людьми, верящими в существование призраков, используя фразы вроде «Призраков не существует». Нам следует говорить с ними на их собственном уровне, принимая существование таких вещей как должное. Если мы этого не сделаем, то потеряем всякую выгоду, которую могла бы предложить эта беседа. В любом случае, мы не можем высказывать никаких радикальных утверждений в этой области, поскольку доказательства отсутствуют. Точно также вы должны говорить с дикарями – на их родном языке, принимая, что то, во что они верят, действительно существует. Слово «призрак» никогда не следует упоминать при них, поскольку оно срабатывает как призыв. Об этом я узнал в Африке, где допустил ошибку, спросив туземцев о том, как выглядят их дома с привидениями. Они отреагировали так, как отреагировала бы полная гостиная респектабельных господ на непристойное поведение. 

            Во всяком случае, видения Ясновидящей приводят нас к выводу, что она обладала способностью к экстериоризации, видению психических процессов, словно они существовали вне ее. Эти процессы основываются на психологических фактах, но с научной точки зрения мы не знаем, существуют призраки или нет. Кант, возможно, был прав, когда говорил: «Будет доказано, хотя я не знаю, где и когда, что человеческая душа в этой ее жизни находится в неразрывной связи со всеми нематериальными существами духовного мира, что она попеременно действует то в одном, то в другом мире и воспринимает от этих существ впечатления, которые она не сознает до тех пор, пока все обстоит благополучно». Но это примечательное замечание весьма оптимистично, поскольку нам нужны точные физические методы, чтобы иметь возможность доказать объективную реальность в этой области, в противном случае субъективный фактор всегда должен приниматься во внимание.

            По моему мнению, «второе зрение» - не болезнь, а дар. Вы можете сказать, что быть наделенным выдающимися умственными способностями – это патология, но обладание даром всегда несет с собой бремя ответственности. Мы можем видеть пророческие сны, не обладая при этом вторым зрением, бесчисленное множество людей проживает такие вещие сны.

            Однако, у Ясновидящей вскоре начали проявляться очевидные патологические симптомы, первым из которых стала необычайная чувствительность к свету и раздражение глаз, это состояние продолжалось год. Это распространенный психогенетический симптом. Это своего рода психическое «моргание», неспособность выдержать ясный свет сознания. Это типичное психологическое состояние, являющееся символическим относительно чувствительности к свету, часто встречается у людей с бессознательно плохим сознанием – они «моргают» от страха, что могут разоблачить самих себя.

            После этого ничего существенного не происходило до тех пор, пока Ясновидящая не достигла девятнадцатилетнего возраста. Тогда она была помолвлена с герром Гауффом, посредственным молодым человеком, который играет во всей истории лишь туманную роль. В день помолвки умер старый проповедник, которого она очень уважала и почитала. На его похоронах Ясновидящая находилась под очень сильным воздействием. Она не могла оторваться от могилы и пребывала в странном состоянии, вызванном видением, в котором старый проповедник появился в виде призрака, парящего над захоронением. Она привыкла видеть призраков и воспринимала их как само собой разумеющееся, но это переживание очень сильно впечатлило ее, потому что в этот момент она ощутила волнение жизни своей внутренней сущностью. Она написала об этом стихотворение и долгое время оставалась под воздействием его чар. 

            Ясновидящая вышла замуж в августе 1821 года, поначалу она жила нормальной жизнью, родила ребенка. Вскоре после замужества, в феврале 1822 года, она увидела зловещий сон: ей снилось, что она лежит в постели рядом с трупом проповедника, а в соседней комнате звучал голос ее отца, разговаривавшего с двумя докторами, вызванными для консультации, потому что она была очень тяжело больна. Она крикнула им: «Оставьте меня в покое рядом с этим мертвым человеком, он может меня вылечить, а доктора – нет!». Ей казалось, что они хотят убрать ее от трупа, и громко кричала во сне: «Я так хорошо чувствую себя рядом с этим мертвым человеком, я буду полностью вылечена!». На следующий день ее охватила сильная лихорадка, продолжавшаяся четырнадцать дней, затем последовал серьезный невроз, который и привел ее к смерти на двадцать девятом году жизни.

            Так что же здесь произошло? Ясновидящая перешла на сторону своего сна. Мы думаем, что вряд ли можем позволить себе вплестись в определенную линию судьбы через сон, но фрау Хауффе не могла поступить иначе. Она была устроена так, что сон был ее реальностью; она отождествилась с умершим человеком и умерла сама, будучи еще живой, то есть она все больше и больше падала в психические предпосылки и истоки. Смерть старого проповедника стала опытом, позволившим ей понять, что она жила больше с мертвыми, чем с живыми, образы внутреннего мира становились ее реальностью, рядом с которой муж и ребенок были лишь тенями. Если она примет этот сон, то примет и свою внутреннюю реальность, почувствует себя хорошо, но затем вынуждена будет следовать за ней к психическим истокам до тех пор, пока сама не перестанет существовать.

            Если бы пациент принес мне историю из сна, где умерший, а не врач назначал лечение, то я бы спросил: «Почему ты пришел ко мне?». Если ответом будет: «Этот сон мне кажется странным, я не могу себе представить, почему я должен думать, что мертвый может излечить меня?», то я должен взять это дело на себя. Но если ответ был бы тем же, что и во сне, то это было бы фатальным: я бы ничего не сделал для пациента. На самом деле, такой человек, вероятно, никогда не придет к аналитику, а если и придет, то, безусловно, сможет маневрировать доктором в сторону вопросов смерти, если последний не обладает большим опытом анализа подобных случаев. Можно сказать, что сам факт прихода к аналитику – значительный аргумент против того, чтобы пациент полностью играл на стороне своего сна. Но это очень зловещий сон и, как врач, я сильно сомневаюсь, можно ли что-то сделать для пациента. Бывают случаи, когда лучше не вмешиваться. Мы должны выполнять свой врачебный долг, но факт остается фактом: некоторые люди не поддаются лечению, они не приспособлены для жизни, и если вы выходите на сцену и вмешиваетесь, то судьба всегда выплеснет на вас свою месть.

            Я выбрал этот конкретный случай и рассматриваю его столь подробно, чтобы показать вас обширную реальность внутреннего мира; люди могут прожить в нем всю свою жизнь, при этом психическая реальность для них будет гораздо важнее повседневной жизни. Мне известны случаи, когда люди становятся как бы лунатиками и исчезают в бессознательном, будто они никогда и не рождались. Это опровергает теорию о том, что разум ребенка – это tabula rasa, поскольку мы видим, что бессознательное – не пустая поверхность, а подготовленная почва; мозг заполнен мировой историей, и каждый ребенок рождается с бессознательными предположениями о мире. Но именно по этой причине мы не можем осознать мир вообще. Нет выхода из того психического фона, тех психических предпосылок, с которыми мы входим в жизнь. Этот фон можно только принять; мы ограничены тем, что можем увидеть мир через наш собственный врожденный темперамент.

            Фрау Хауффе чувствует себя исцеленной и нормальной, когда она возвращается в психические процессы, и заболевает, если она позволяет себе войти в реальный мир, где сталкивается с непреодолимым конфликтом. Именно поэтому она все дальше движется в сторону бессознательного.

 

Л Е К Ц И Я   VI

24 ноября 1933 года

 

            На предыдущей лекции я изложил историю жизни пациента Кернера в попытке показать вам картину ее психологического отношения. Она была обречена на смерть, это была ее судьба, она отождествилась с умершим проповедником и лежала с ним, словно в могиле; она ощущала это состояние как нормальное, потому что ее взор был направлен на внутренние вещи, происходящие из субъективного мира. Когда мы воспринимаем вещи, происходящие из темного фона и не существующие снаружи, такие как призраки, лишь эго становится единственной гарантией их присутствия, поскольку только через эго они и могут достичь нас. Будто что-то существует за эго, что-то, чего нельзя достичь через ощущения. И фрау Хауффе как раз знала об этих вещах, когда пребывала в исключительном психическом состоянии.

            Существует содержание, приходящее к нам извне, а есть то, которое достигает нас изнутри, и в иллюстрации этого поможет следующая диаграмма:

 

 

ДИАГРАММА 1

            Наше сознание (1) показано здесь как паук в паутине, получающий:

  1. Впечатления от внешнего мира (А) через образ, регистрируемый нашим мозгом. Здесь мы имеем дело с объективными факторами повседневной жизни, где внешние люди и объекты отпечатывают себя на нас. К примеру, некий мистер Ди (2) влияет на наше сознание и индуцирует психическое содержимое.
  2. Впечатления от невидимого внутреннего мира (В), лежащего за эго. Можно высказать гипотезу о том, что этот фон также содержит факты и объекты (4), сравнимые с фактами и объектами внешнего мира, и они также отпечатываются в наше сознание через образы (5), регистрируемые нашим психэ. Эти образы, индуцированные внутренним миром, могут являться содержанием, существующим самим по себе, то есть оно не обязательно достигает сознания. Также и многие образы, констеллированные[2] внешними фактами, никогда не доходят до нас; это случается лишь тогда, когда они связаны с эго. Поэтому эго находится в центре и действует словно магнит, притягивающий к себе все содержание.

Что такое эго? Это, прежде всего, субъективный фактор; однако мы можем объективировать его в определенной степени, сделав его объектом наших размышлений. Следовательно, мы можем принять как данное, что за эго находится второе эго – нечто, что комментирует действия эго. Например:

Эго I читает лекцию. Эго II слышит, как Эго I делает это, и, вероятно, советует: «Немного помедленнее, пожалуйста». Эго III слышит, что Эго II слышит, как Эго I читает лекцию.

Эту гипотезу можно продолжать ad infinitum[3], но лучше провести грань до того, как индуцируется патологическое состояние. Однако второе, комментирующее эго знакомо всем нам, англичане называют его сознанием; и вряд ли мы сможем совершить какое-либо действие, чтобы оно его не прокомментировало.

Что-то действительно существует за эго, и я называю это субъективным фактором или фоном. Например, мы замечаем, что фрау Хауффе воспринимала внутреннее содержание своим «внутренним взором». И мы тоже можем познать эту внутреннюю активность. Пока мы проживаем очередной наполненный событиями день как обычные люди, мы не даем ей шанса раскрыть себя, но, когда мы находимся в постели перед сном, внутренний мир входит в свои владения, и даже может разверзнуться ад. И тогда идеи овладевают нами, причем мы не знаем как; например, мы думаем, что начался пожар, или взломщик проникает в дом, или мы внезапно пугаемся того, что страдаем от неизлечимой болезни. Эти тревожные идеи возникли из внутреннего мира и являются психологической реальностью; мы можем сказать себе, что это все вздор и нонсенс, но даже обладание самой сильной волей в мире не поможет избавиться от них. Это то психологическое содержание, которое становится ассоциированным с эго так же, как и внешнее содержание (сторона В диаграммы 1).

Возможно, что объекты также существуют на этом темном фоне и пробивают путь к сознанию. Это, однако, гипотеза, которая не может быть доказана, но некоторые факты действительно указывают на наличие такой реальности, но вновь лишь эго является ее единственной гарантией. Допустим, у меня внезапно возникает мысль о доме, охваченном огнем, и вскоре после этого пожар действительно случается. Эта реальность была где-то там и каким-то образом она достигла меня, но путь, проделанный ею, необъясним. Естественно, есть также и случаи, когда реальность не удается найти во внешнем мире. Тогда она остается субъективным фактором, темным пятном, которое лежит позади нас. Люди, конечно, видят эти субъективные вещи, как если бы они находились во внешнем мире, хотя они и происходят внутри. Это так называемые проекции, и мы проецируем с невероятным бесстыдством: порядочный, достойный человек вдруг впадает в ярость, но при этом твердо верит, что причина тому – скверное настроение жены или плохо приготовленный завтрак. Но на самом деле он спроецировал на свою жену или кухарку нечто, вошедшее и захватившее его с тыла. Этот механизм особенно заметен в газетах: там мысли и настроение авторов колонок и политиков проецируются на других «de l'autre côté de la rivière»[4]; а это именно то место, где мы бы хотели, чтобы находился дьявол.

Я предпринял попытку объяснить вам факты, лежащие на границе человеческого понимания. Требуются значительные усилия, чтобы их постичь. Возвращаясь к Ясновидящей, отметим, что она ожидала своего излечения от темной сферы. Когда лихорадка, последовавшая за ее зловещим сном, продолжалась четырнадцать дней, девушка впала в состояние, которое мы можем назвать «великой истерией», от которого и умерла 8 августа 1829 года.

Вернемся к тому моменту, когда лихорадка, о которой я только что говорил, прошла. Через несколько дней после этого фрау Хауффе проснулась от сильной боли в груди. Вероятно, это был нервный спазм сердца. Сердечные спазмы бывают психическими или биогенными; в этом случае спазм, несомненно, был психическим, то есть это был симптом психического события. Как правило, такие симптомы имеют несколько неестественную, театрализованную природу: тело представляет или выполняет нечто, неспособное достичь сознания: «Сердце сжимается в комочек и замирает, словно придавленное железной рукой». В действительности что-то произошло на заднем плане и вызвало сердечный спазм. Зловещее предположение подступило сзади и охватило фрау Хауффе, скорее всего, из-за приближающейся смерти, а поскольку она не понимала этого, то симптомы проявлялись физически; в действительности они были симптомами шока, от которого страдало ее сердце в туманном осознании конца.

 

Л Е К Ц И Я   VII

1 декабря 1933 года

 

Сегодня мы обратимся к симптомам фрау Хауффе: необычным медиумическим явлениям, относящимся не к компетенции медицины, а скорее парапсихологии. Я, однако, упоминаю эти явления, поскольку они являются частью картины и, следовательно, несут с собой психологическую важность. Хотя мы должны относиться к таким вещам с определенной степенью критичности, с фактами все же следует считаться, а мы должны сохранять ум открытым, а не ограничивать его критическими предрассудками. Состояния, о которых я сейчас собираюсь поговорить, имеют сомнамбулистическую природу. Сомнамбулизм – исключительное психическое состояние; в случае Ясновидящей оно принесло с собой усиление сознания, и Кернер говорит нам, что она даже начала писать стихи. Ей понравилось жить на таком, скажем так, уровне более высокой истории, здесь она ощущала себя более нормально, чем в обычном состоянии бодрствования. Возможно, эта точка зрения действительно более нормальна, чем повседневная, но ее нельзя удерживать в течение какого-то периода времени, поскольку это требует колоссальных затрат энергии. Если бы Ясновидящая могла удерживать эту жизнь на более высоком уровне как постоянное состояние, то она была бы супер-женщиной. Видения – еще одно из этих явлений; например, в течение трех дней она постоянно видела мощное пламя, охватывавшее все ее тело. Такие видения порой наблюдаются при обычных неврозах и имеют символический смысл. Фрау Хауффе также обладала способностью к экстериоризации, она могла видеть себя вне своего тела, словно была другим человеком. В первый раз, когда это произошло, она увидела себя сидящей возле собственной кровати. Это видение испытывают не только невротики, но также и те, кто сильно болеет или умирает.

Зрительные симптомы, проявлявшиеся изначально, возвратились снова, внешний свет был болезнен для нее, поэтому она сосредоточилась на свете внутреннем; она больше не выглядывала за порог своего дома, а смотрела через черный ход в субъективный мир, и это также приводило к более позитивным проявлениям бессознательного. Все, что она проецировала во внешний мир, она видела как призрачные фигуры: призраки, связанные с ней самой и призраки, связанные с другими людьми. Призраки представляют собой их духовные тела, и она видит двойственную природу людей, или, так скажем, двойную, воспринимая не только ту сторону, которая осознается через ощущения, но и их психическую личность.

Со всем этим странным опытом Ясновидящая начала быстро терять связь с землей. Когда она попала к Кернеру в 1826 году, состояние ее здоровья уже внушало очень серьезные опасения, она недоедала вплоть до того, что у нее обнаруживались признаки цинги. Отказ от еды – это признак нежелания жить, в то время как чувство голода означает желание жизни. Фрау Хауффе отступила от участия в жизненном процессе, попыталась открыть дверь вовнутрь, и пост – отказ от еды – помог ей сделать это. Здесь мы видим хорошо известную технику аскетов, стремящихся победить свои желания. Это часть практики йоги: внешний мир теряет свою силу, чтобы можно было обратить взор вовнутрь. Кернер, рассматривающий этот случай, изучает его очень добросовестно, если не несколько наивно. Он верит медсестре, когда она объясняет ему, что не может искупать пациентку, потому что та настолько светла, что ее нельзя держать под водой. Это напоминает процессы над ведьмами. Считалось, что ведьмы не тонут, и одна из проверок заключалась в том, что подозреваемых бросали в глубокие воды. Я не придаю историям фрау Хауффе значения как фактам, однако важно то, что люди верили в них или верили ей, поскольку это дополняет картину ее личности. У нее развилось странное чувство или чувствительность к качеству вещества, особенно минералов. Кернер также документирует впечатляющие результаты ее гадания по магическому кристаллу. Это искусство хорошо известно в Китае и относится к средневековой магии. Есть люди, способные читать прошлое, настоящее и будущее, глядя в кристалл, стакан воды или зеркало. В действительности, они видят процессы из своего собственного бессознательного. Фрау Хауффе являет собой яркие примеры этой способности, будучи в гипнотическом состоянии. В подробном отчете обо всех этих экспериментах Кернер рассказывает нам, как он дал своей пациентке мыльный пузырь, попросил заглянуть в него и задал вопрос об ее ребенке, которого с ними не было. Она увидела ребенка в кровати, где он и находился в тот момент, и сказала, что очень рада это видеть. Когда ясновидящую спросили о жене Кернера, пациентка также смогла дать точные сведения о том, что делала в то самое время жена, фактически находившаяся в доме на некотором расстоянии. Как-то раз, заглянув в стакан с водой, она увидела повозку и супружескую чету, заметив даже, что у одной из лошадей была грива белого цвета. Девушка во всех подробностях описала пассажиров, и двадцать минут спустя повозка действительно появилась в поле зрения, соответствуя описанию в каждой детали. Я не в состоянии доказать что-либо из этого, но утверждения Кернера совпадают с общей документацией такого рода, которая велась по всему миру в течение тысяч лет.

У Ясновидящей выработался еще один механизм видения, который, кажется, происходил из области сердца: она могла догадаться о содержании бумаг, лежавших у нее на груди. Он тестировал ее, написав на одном листе «Бог есть», а на втором – «Бога нет». Когда листы пролежали на ней несколько минут, она возвратила их ему, сказав про первый лист: «Этот дает мне ощущение чего-то», а про второй: «Этот вызывает у меня ощущение пустоты!». Эксперимент был повторен четыре раза с тем же результатом. Поскольку Кернер уверяет нас, что он не знал о порядке размещения листов, не должно быть никаких вопросов о передаче мыслей; но эксперименты в этой области обычно указывают на телепатическое общение с живым человеком. Медиум Уильяма Джеймса – миссис Пайпер[5] – могла, например, прочесть содержимое письма, помещенного на ее лоб, однако эксперимент не удался в связи со смертью писателя.

У Ясновидящей были и иные видения, возникавшие в центре, отличном от мозгового, и особенным стало одно очень выдающееся видение, оставившее Кернера совершенно озадаченным. Я чувствовал практически то же самое, когда сталкивался с такими вещами в прежние времена. Это видение Sonnerkreis (солнечного круга). Она ощущала его как форму реального диска в области желудка или солнечного сплетения, он царапал ее, медленно вращаясь. Наконец, он стал настолько ярким, что она смогла сделать очень интересную зарисовку, которую я воспроизвожу для вас в упрощенном виде, поскольку она достойна того, чтобы тщательно ее изучить (Диаграмма 2).

Я буду описывать круги, начиная с самого большого и двигаясь далее вовнутрь. И я буду говорить о трех внешних кругах, а не о трех внутренних.

 

Внешние круги.

Солнечный круг разделен на двенадцать частей, соответствующий двенадцати месяцам года. Внутри него лежат еще пять кругов, а снаружи – пустой круг. Для нас, западных людей, идея о пустом круге несколько мистична, но любой образованный индус сразу поймет, что это означает. Поскольку пустой круг не изображен на рисунке, именно солнечный круг является первым кругом или окружностью.

Второй круг разделен на 13 ¾ частей, что примерно соответствует лунному циклу. В Китае даже сегодня используется лунный календарь. Таким образом, это целостное колесо, имеющее разделения как по солнцу, так и по луне. Этот второй круг – Круг Жизни, его Ясновидящая называла своим календарем. Каждый день она проводит на нем линии, означающие факты или переживания, воздействовавшие на нее приятным образом или же наоборот. В то время как линии от Круга Солнца до центра прямые, то эти линии, начинающиеся от Круга Жизни, рисуются по касательной и не проходят через центр. 

Третий круг, Круг Снов[6], тоже имеет двенадцать частей, как и Круг Солнца. Это трудно объяснить, поскольку отчет Кернера не дает ясного понимания. Кажется, что духи блуждают между этим кругом и Кругом Жизни. Души животных также населяют Круг Снов, а фактически, Ясновидящая считает, что именно животные главным образом носят в себе этот круг.

 

Внутренние круги.

Четвертый круг, являющийся внешним из трех внутренних кругов, разделен семью звездами. Он называется Кругом Звезд.  

 

 

ДИАГРАММА 2

 

Пятый круг, или второй из внутренних кругов – это Кольцо Луны, а шестой круг, или самый внутренний – это так называемое Кольцо Солнца. Оно яркое и сияет, словно солнце. Именно в этом центре Ясновидящая встречает свою женщину-проводника.

Эти кольца лежат друг под другом и совершают вращательные движения, начиная с северо-запада. Круге Солнца – самый большой – она называет стеной вокруг себя, за которой ей нравится ощущать свою отделенность от внешнего мира, ведь она ему не доверяет. Как мы видели, она записала свой опыт в следующем круге, разделенном по лунному календарю – в Круге Жизни.  Круг Луны она описывает как холодный и тусклый, как обитель душ, они отправляются отсюда к солнцу или звездам. Эта идея очень старая, она доказывает, что видения Ясновидящей – случай палингенеза[7]. Манихейцы[8] объясняли рост и убывание луны следующим образом: будучи растущей, она притягивает к себе души умерших и наполняется ими, затем, поворачиваясь к солнцу, отдает их ему и вновь становится молодой луной. Эта идея проделала путь от Пекина до юга Франции, став известной ересью альбигойцев[9]. И сегодня есть жители западных стран, придерживающиеся этой веры: Гурджиев[10] из Фонтенбло убежден, что пятна на солнце вызваны необычным количеством душ, переместившимся туда во время войны, и мне довелось встретить двух врачей, которые твердо ему верят. Звезды также всегда были связаны с рождением и смертью; когда умер Цезарь, астрономам пришлось отыскать новую звезду, чтобы «учесть» его душу. Семь звезд в системе Ясновидящей соответствуют мифологической концепции. Семь – это святое число, равно как и все базовые числа святы. Вероятно, это объясняется тем, что первобытный человек не мог считать за пределами десятка, поскольку для счета у него были лишь пальцы двух рук, а в языке суахили, например, есть лишь пять исконных слов для обозначения чисел. Числа соответствуют геометрическим фигурам, к примеру:

 

2 = //

3 = /// или ТРЕУГОЛЬНИК

4 = //// или КВАДРАТ

 

За пределами пяти, если человек не знает арабского языка, все называется «ньинг» и это может означать и 6, и 10000. Во время первой мировой войны распространился слух, что 10 тысяч немцев пересекли границу. В ответ на это был послан усиленный отряд, чтобы проверить эту информацию, но в итоге выяснилось, что был замечен патруль из всего лишь шести немцев! Никто не знал, сколько это – ньинг. Первобытный человек отличается любопытным восприятием чисел, для чего число есть качественная характеристика: он видит две спички плюс еще одну не как три спички, но как две «двуспички» и одну «односпичку».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л Е К Ц И Я   VIII

8 декабря 1933 года

 

Круг Солнца, изучаемый нами – крайне сложная вещь, поэтому нам следует держать диаграмму с прошлой лекции перед глазами, так мы сможем следить за тем, что говорит Ясновидящая о разных кругах. Интересно, что животные и духи населяют один и тот же круг, и это означает, что она распознавала их до определенной степени. Вот некоторые из ее комментариев: «Я ощущаю пять кругом под Кругом Солнца, а над ним – один пустой круг». Таким образом, эти круги расположены в своего рода слоях. О Круге Солнца она говорит: «Это настоящий дневной свет, а люди для меня находятся вне большого кольца… Я люблю рисовать людей в виде крючков. Я ощущаю дух всех людей, с которыми я общаюсь, но я не чувствую и не знаю ничего об их телах… Я не могу думать о вас (О Кернере) как о человеческом существе, как о теле. Я чувствую вас как синее пламя на внешнем круге».

Ее характерной особенностью было видение людей в этой идеальной форме, она отрицает «вещество», из которого они состоят, видя только их внутреннюю реальность, и, таким образом, ее собственный внутренний мир приобретает определенную конкретность. Она говорит: «Пламя кружит во внешнем кольце. Кажется, что это кольцо – стена, сквозь которую ничто не может пробиться ко мне. Я внутри самого кольца. Стоит подумать, что я окажусь за его пределами, и я впадаю в ужас… но когда я чувствую себя свободной внутри круга, то начинаю испытывать как бы тоску по дома». Очевидно, она идентифицирует внешнее кольцо с Кернером, он вместе с синим пламенем и есть ее защитная стена. Она продолжает: «Я чувствую, будто меня пленили в этом круге». Это своего рода волшебный круг. Мир, которого она боится, остается снаружи, а позитивная жизнь – внутри; она «извлекает» свое сознание из внешнего мира.

Про три внутренних, или три центральных кольца Ясновидящая говорит: «В первом (самом наружном, в Кольце Звезд), где я, казалось, видела над собой семь звезд, я чувствовала себя хорошо; и я говорила тому миру, в каком сама и была». О нашем мире она думает как о месте, где она была когда-то раньше, и этот мир для нее – иллюзия по сравнению с реальностью мира внутреннего. «Во втором кольце (в Кольце Луны) я никогда не разговаривала, я плавала над ним… Я заглядывала в него несколько раз, но не помню, что видела; мне страшно думать об этом, там так холодно и страшно. Это кольцо светит, словно луна». Оно остается с ней смутным воспоминанием, над которым она просто парила. Мы находим схожие идеи в античной астрологии и в учениях древних о будущем души. Поскольку души могут улетать с земли на луну, то они могут подниматься и с лунного кольца, а затем снова спускаться на землю, чтобы возродиться.

Далее она, паря над Кольцом Луны, смотрит в сторону солнца: «Третий круг (самый внутренний, Кольцо Солнца) ярок как само солнце, но его центральная точка еще ярче. Я видела непостижимую глубину этого кольца, и оно становилось еще ярче по мере увеличения этой глубины. Я сама так и не достигла ее дна, мне было разрешено лишь вглядываться в нее. Я бы назвала это Благодатным Солнцем. Мне казалось, что множество духов вместе со мной глядят туда, и что все, что живет и движется, возникает из искорок этой глубины… Все это происходило в ясном свете этого самого внутреннего кольца, но не в его центральной точке, которую я всегда считала своей женщиной-проводником».

Здесь мы впервые встречаемся с женщиной-проводником. У всех медиумов есть нечто контролирующее, проводник, своего рода ангел-хранитель. Есть знаменитые примеры: медиум Уильяма Джеймса – миссис Пайпер – располагала целой контролирующей группой, и это было похоже на генеральный штаб. У женщин проводником обычно является мужчина, и наоборот. На самом деле, все мы обладаем таким внутренним путеводителем, знаем мы об этом или нет. Когда кажется, что мы приняли определенное решение, небольшая порция объективной критики порой показывает нам, что нечто иное урегулировало и устроило все это для нас и часто совершенно без нашего ведома. Мы встречаем эту концепцию присутствия «дополнительного проводника» по всему миру. Так, для фрау Хауффе проводник является из этого внутреннего Кольца Солнца. Этот центр находится несознателен, он существует в солнечном сплетении, в центре симпатической нервной системы. Она называется так с глубокой древности, ведь только благодаря сочувствию[11] мы можем осознать этот свет. Этот факт широко признается в Индии, там даже есть секта «пупочных созерцателей», ее адепты стимулируют и вызывают внутреннее видение посредством концентрации и сосредоточения на пупочной области.

Фрау Хауффе сделала отдельный и очень интересный рисунок второго большого кольца – Круга Жизни, проливающий, как мы увидим, новую порцию света на все эти круги. Ее рисунок наполнен словами из духовного мира. Это подводит нас к феномену глоссолалии[12] – появлению странного языка, которым человек сознательно не владеет, и который иногда, как и в этом случае, не имеет связи с каким-либо известным языком. «Центр этого Круга Жизни – это место, где сидит нечто, принимающее решения о словах и числах, и это нечто есть дух». Таким образом, в Круге Жизни центр именуется духом, а в самом внутреннем Кольце Солнца – солнцем.

Все это звучит как фантастический нонсенс, и вам, вероятно, покажется, что дальше вы не намерены это терпеть. Я тоже испытывал подобное, когда впервые столкнулся с этими вещами, но постепенно позволил своему уму быть более открытым и ясным и увидел, что именно эти вещи были на самом деле жизненно важным предметом размышления людей на протяжении веков. Ясновидящая продолжает: «Центральная точка Круга Жизни – это трон духа, здесь он на своем месте – в Истине». И здесь мы вновь встречаем одну из тех удивительных параллелей, что появляются в этой внутренней системе: этот центр, который фрау Хауффе наделяет атрибутом Истины, в буддизме обозначается как Дхармакая[13] – божественное тело Истины. Далее она говорит: «Во втором круге относительно центральной точки Круга Жизни дух уже тускнеет». Духовный центр постепенно утрачивает свою силу по причине излучения. В третьем круге Ясновидящая видит числа, становящиеся основой ее расчетов. Круг Жизни соотносится с числом 10, Круг Солнца – с числом 17. Я упоминаю об этом лишь для того, чтобы показать вам: здесь начинается магия чисел, а она всегда связана с внутренними системами и играет важную роль. В понимании Хауффе, 10 – это земное число. В Китае это число земли, в то время как 7 – число солнца, духа. Китайского соответствия числу 17 у нас нет, а Ясновидящая считает его числом духовным.

Я хотел бы глубже погрузиться в симптоматику этого случая. Мы уже говорили о «втором зрении» пациентки и ее частых вещих снах. Кернер предоставляет нам еще два примера. Однажды ночью ей снилось, как старшая дочь ее дяди выходит из дома с маленьким гробиком на голове. Спустя семь дней после этого умер годовалый ребенок этого дяди, при этом ни фрау Хауффе, ни кто-либо из окружения о болезни ребенка не знал. В другой раз она увидела во сне себя, переходящую вброд воду, а в ее руках был кусок протухшего мяса. Она повстречала фрау Н, которая с тревогой спросила Ясновидящую, зачем ей это мясо и что она собирается с ним делать. Этот сон, казалось, особо ничего не означал, но, спустя неделю, фрау Н. умерла во время родов, при этом ребенок был уже мертв и даже начал разлагаться. Вода во сне обозначала околоплодные воды.

У фрау Хауффе случались видения призраков, также имеющих ясновидящую природу: «Я часто вижу большое количество призраков, никак не связанных со мной, а еще тех, которые смотрят на меня, с ними я могу разговаривать, и они порой задерживаются рядом со мной месяцами. Я вижу их днем и ночью, независимо от того, присутствует ли кто-то рядом… Когда я говорю с ними, я остаюсь в курсе насчет всех обычных предметов… Призраки видятся мне тонким облаком, сквозь которое, как кажется, можно смотреть насквозь, но я не могу. Они не отбрасывают тени… Хорошие призраки кажутся светлыми, а плохие – темными». Призраки также издают звуки: странные постукивания, шумы, словно где-то грузят гравий или песок, звуки шелеста бумаги, шарканья, вздохов и другие. Звуки, упоминаемые Ясновидящей, типичны для историй про призраки. Она никогда не уходит от этой «внеземной толпы», ведь они пробуждают ее от крепкого сна. Когда ее глаза закрыты, она не видит их и говорит, что не уверена, видны ли они в темноте, но чувствует присутствие, а их прикосновение невыносимо. Другие люди и животные в ее окружении тоже периодически узнавали о них. Призраки знакомых ей прежде людей выглядят также, как и при жизни, за исключением того, что они серого цвета, словно обесцвеченные. 

 

 

[1] Когда речь идет именно о фрау Фредерике Хауффе, слово «Ясновидящая» будет написано с заглавной буквы, в целях различения конкретной личности и каких-либо других ясновидящих. – Прим. пер.

[2] Констелляция — исходно астрологическое понятие («созвездие»). У Юнга это — любые психические образования, обычно связанные с комплексом и сопровождающиеся паттерном или набором эмоциональных реакций. «Данный термин попросту выражает тот факт, что внешняя ситуация высвобождает психический процесс, в котором определенные содержания скапливаются вместе и готовятся к действию. Когда мы говорим, что та или иная личность «констеллирована», то имеем в виду, что она приняла позицию, в которой от нее следует ожидать вполне определенную реакцию. Констеллированные содержания являются определенными комплексами, обладающими своей собственной специфической энергией». (К. Юнг “Обзор теории комплексов”, 1934 г.) – Прим. пер.

[3] До бесконечности (лат.) – Прим. пер.

[4] «по ту сторону реки» (фр.) – Прим. пер.

[5] Леонора Пайпер (англ. Leonora Piper, 27 июня 1857 — 3 июня 1950) — американский «трансовый» медиум, одна из ключевых фигур в спиритуализме конца XIX — начала XX века. Последователи спиритуализма считают, что именно с её помощью были получены наиболее убедительные доказательства реальности посмертного существования человеческого духа, а также исследованы возможности общения живущих людей с умершими. Для основателя философии прагматизма Уильяма Джеймса, который первым взялся изучать её феномен, миссис Пайпер стала «той белой вороной в спиритуализме, существования которой достаточно, чтобы опровергнуть утверждение, что все вороны черны». Википедия: свободная энциклопедия. – Прим. пер.

[6] В англоязычном оригинале конспекта (в его текстовой части) этот круг называется «Круг Снов» («Dream Circle»), а на диаграмме – «Кольцо снов» («Dream Ring»). Следовательно, разница в их наименовании не является ошибкой перевода. – Прим. пер.

[7] Палингенез (в философии) — теория немецкого философа Артура Шопенгауэра о том, что воля человека никогда не умирает, но проявляет себя опять в новых индивидах. – Прим. пер.

[8] Манихейство или манихеизм — синкретическое религиозное учение, возникшее в III веке в государстве Сасанидов (на территории современного Ирака). Названо по имени основателя — Мани. Учение Мани было составлено в основном из христианско-гностических представлений, опиравшихся на специфическое понимание Библии, однако со временем впитало большое число заимствований из других религий — зороастризма и буддизма — по мере проповеди в странах их распространения. Википедия: свободная энциклопедия - Прим. пер.

[9] Альбигойцы (лат. Albigenses, фр. Albigeois) - термин, которым во французской историографии XVII—XIX столетий обозначали религиозное христианское движение, которое современные историки называют «катаризмом». Википедия: свободная энциклопедия – Прим. пер.

[10] На самом деле, Георгий Гурджиев – российский мистик и духовный учитель (происхождение армянское). Его деятельность вызывала сильно противоречивые оценки, а его попытки основать в Тбилиси и Стамбуле «Институт гармонического развития человека» не нашли понимания. В итоге он стал вынужденным эмигрантом, приобрел поместье в коммуне Фонтенбло под Парижем, где и продолжил свою деятельность. – Прим. пер.

[11] Здесь объясняется происхождение названия «симпатический». Sympathy (англ.) – симпатия, сочувствие, συμπαθής («симпасис», греч.) - чувствительный, сочувственный – Прим. пер.

[12] Глоссолалия (др.-греч. γλῶσσα [глосса] «язык» + λᾰλέω [лалео] «говорю») - речь, состоящая из бессмысленных слов и словосочетаний, имеющая некоторые признаки осмысленной речи (темп, ритм, структура слога, относительная частота встречаемости звуков); речь со множеством неологизмов и неправильным построением фраз. Наблюдается у людей в состоянии транса, во время сна, при некоторых психических заболеваниях. В некоторых конфессиях христианства рассматривается как один из даров Святого Духа. Элемент религиозного обряда (тайные молитвы) в отдельных ветвях христианства и в некоторых первобытных религиях. Википедия: свободная энциклопедия. – Прим. пер.

[13] Дхармака́я (с санскр. «сущностное тело», «тело дхармы») — высшее из трёх тел Будды, абсолютное проявление духовной сущности, сущность мироздания, постижимая только посредством высшего просветления. Википедия: свободная энциклопедия. – Прим. пер.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики