Воскресенье, 08 июля 2018 20:04

К. Г. ЮНГ, Современная психология Лекции в Швейцарской политехнической школе Цюриха. Главы 9-13

К. Г. ЮНГ

Лекции в Швейцарской политехнической школе Цюриха

Главы 9-13

Перевод Алексея Фокина

Л Е К Ц И Я   IX

15 декабря 1933 года

             Явления, особенно интересовавшие нас в опыте Ясновидящей, можно разделить на три категории:

  1. Сверхъестественные чувственные восприятия (ясновидение и т.д.).
  2. Призраки и духи.
  3. Видение Круга Солнца или Мандалы (мандала – индийский термин для обозначения круга).

 

  1. Сверхъестественное чувственное восприятие состоит, в основном, из явлений ясновидения. Они проявляются в пространстве и времени. Поначалу может показаться бессмыслицей сам факт того, что такие неестественные вещи могут происходить, и я знаю из полученной мною обратной связи, что значительная часть моей аудитории рассматривает случай Ясновидящей как сильно преувеличенный. Это, однако же, чистой воды невежество. Мы попросту не знаем, насколько распространены подобные вещи. У каждого из нас в бессознательном живет своя фрау Хауффе, а человеческое психэ до удивительной степени не познано. Существует настолько огромная масса неопровержимых доказательств, что мы не можем игнорировать такие явления, и я, как психолог, сталкиваюсь с подобными вещами слишком часто, чтобы не верить в них. Мы должны подходить к таким вещам с отношением безграничного терпения, позволяя материалу самому воздействовать на нас так, как ему требуется. Но в этой области очень легко впасть в самообман, и мы не можем чрезмерно тщательно просеивать материал, потому что мы находимся на минном поле.

Поэтому мы должны предположить, что, во всяком случае, некоторые из отчетов о странных переживаниях Ясновидящей, обсужденные нами ранее, действительно соотносятся с фактами. Ясно, что по прошествии такого количества лет их уже невозможно проверить, но такие вещи действительно происходят, и я сам сталкивался с подобными случаями. Я хотел бы подчеркнуть тот факт, что интенсивное выпадение из внешней реальности вызывает оживление внутреннего мира, а он, в свою очередь, пробуждает эти явления. Люди, подобные фрау Хауффе, чья психическая энергия покинула внешний мир, проходят через подобный опыт; это просто факт, даже если и очень неудобный, но нам нужно его учитывать. Существование таких вещей отвергается лишь теми, кто решил доказать какие-то собственные теории о вселенной, поэтому они просто отбрасывают все, что не подходит под их идеи. Такие люди отрицают всяческую научную обоснованность этих явлений, оставляя какие-либо неудобные или слишком «выступающие» факты поэтам. Но психология, среди прочего, требует, чтобы мы были честными и ни на что не закрывали глаза. Это подводит нас к странной проблеме относительности пространства и времени.

У нас есть фиксированные соображения о пространстве и времени, и когда мы встречаемся с фактами, такими как в случае фрау Хауффе, мы испытываем сильное беспокойство, ведь эти явления идут напрямую против нашей привычной концепции абсолютной действительности пространства и времени. Однако, некоторые из самых умных людей всегда сомневались в абсолютном характере пространства и времени. К примеру, у Канта были подобные сомнения, когда он писал: «Пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний. Можно представить себе, что ничего нет в пространстве, но нельзя представить себе, что нет пространства». Пространство – это чистая концепция, чистое представление, априорное условие всех пространственных опытов в целом.  Оно обладает «эмпирической реальностью» и является каркасом всего внешнего опыта. Время – это «формальное априорное условие всех явлений». Время как внутреннее чувство (пространство – внешнее) обладает «субъективной реальностью». Было бы сложно подвергнуть сомнению эти формулы. Современная физика тоже подошла к сомнениям относительно абсолютного характера пространства и времени. Если они – относительные факторы, то они не могут обладать абсолютной достоверностью; мы должны предположить, что абсолютная реальность будет сформирована иным образом из наших пространственной и временной реальностей. Тогда становятся возможными явления, не подчиняющиеся законам пространства и времени. Психические факты не имеют ни длины, ни ширины, ни веса, но по существу они бесконечны, а их продолжительность определить чрезвычайно трудно. Мы не можем измерить время, в течение которого происходит психический процесс; мы можем измерить психофизические реакции, но психические «вещи» сами по себе не могут быть определены временем. И напротив, мы часто наблюдаем тот факт, что психические события происходят в невероятно короткий промежуток времени. Вновь и вновь доказывается, что очень длинные сны могут случаться в кратчайшие временные отрезки. Вам снятся, допустим, длительные военные приготовления, затем кто-то объявляет войну, она вспыхивает, слышны выстрелы… а потом вы просыпаетесь утром. Бесконечный сон случился между первым «стуком в дверь» и последним, или он начался раньше и постучался к нам в дверь уже с предварительным знанием об этой самой секунде, в которую и произойдет стук в дверь? Еще один пример «длинного» сна: вам во сне отсекают голову, и в этот самый момент что-то, расположенное над ложем – навес, тент или зонт – падает вам на шею. Широко известно, что за секунду до падения люди могут увидеть, как вся жизнь проносится перед ними в одно мгновение. Подобное может случиться и при падении в пропасть. То есть, мы располагаем бесконечным количеством примеров иной пространственно-временной реальности, которую невозможно понять эмпирическим умом.

Я выбрал случай «Ясновидящей из Префорста», чтобы показать вам, как сильная интроверсия приводит к тому, что характерные особенности психического фона проявляются прямо средь бела дня. Чрезвычайно важно, чтобы мы поняли эту внутреннюю жизнь. Многочисленные примеры показывают нам, что каждый из нас, вне всякого сомнения, способен видеть упреждающие, вещие сны. Прочтите книгу Джона Уильяма Данна «Эксперимент со временем», где автор рассказывает о сновидении, случившемся у него в Африке: он в деталях увидел землетрясение на Мартинике за ночь до того, как об этом начали появляться новости в газетах. Он был связан с чем-то, что еще не достигло его сознательной сферы[1]. Сны все время граничат с вещами, находящимися вне наших концепций о пространстве и времени. Данн говорит о смещении во времени. Как будто бы случилось проскальзывание в знакомом времени, и это позволило нам словно заглянуть за угол в другую временну́ю последовательность.

 

  1. Призраки и духи. Эти явления представляют собой проекции из фона психэ, автономные внутренние образы субъективной природы, не подчиняющиеся сознательному намерению, но приходящие и идущие по собственному желанию. Мы все испытываем такое автономное содержание, только воздействует оно на нас по-разному. Например, когда мы говорим: «Это внезапно пришло мне на ум», или что-то вроде «только что пришло мне в голову». Если бы мы были ближе к фрау Хауффе, нам следовало бы сказать, что мы увидели призрак, а если бы мы были ближе к сумасшедшему, то мы должны объявить: «Голос сказал мне это и вот это». Человек шел по улице Лондона, не обращая внимания ни на названия магазинов, ни на рекламу, но он слышал громкий голос, объявляющий их. У нас внутри есть подобные вещи, но мы не знаем об этом до тех пор, пока что-то не «выходит из строя» и все это не начинает вытекать наружу. Требуются определенные усилия, чтобы сознание записало то, с чем оно сталкивается. Записывается и то, что не находится в фокусе, однако оно не достигает сознания и остается в бессознательном. Это показывает нам, что психэ и сознание не идентичны. Порог сознания, куда беспрестанно вторгается бессознательное, очень нечеткий: мы замечаем вещи, но на самом деле не замечаем их, либо мы их забываем, а они внезапно появляются. Все, что мы когда-либо слышали, лежит, словно в спячке, в нашем бессознательном до тех пор, пока что-то его не спровоцирует, и тогда оно самостоятельно выходит оттуда.

Однажды ко мне привели пациентку в крайне невротическом состоянии. Это была 18-летняя девочка, она была очень бережно воспитана и росла, можно сказать, в тепличных защищенных условиях. Тем не менее, к ужасу ее семьи, она начала материться как сапожник, да так, что позавидовал бы самый отъявленный грубиян. Меня спросили, откуда у нее в принципе мог взяться такой лексикон? Я не мог с точностью сказать, где она слышала такой язык, но мог лишь предположить, что она, допустим, стала свидетелем того, как рабочие или возницы ругались на своих лошадей. Улицы полны таких вещей, а бессознательное слышит и видит все и всегда, но требуются значительные усилия, чтобы отразить это сознательно. Если бы внезапно погас свет, и вы больше не могли меня видеть, то вы вряд ли подумали бы, что я перестал существовать; столь же глупо будет предполагать, что содержание психического фона существует лишь тогда, когда мы можем его видеть. Эти автономные вещи подчиняются собственным законам, а не нашим. Древние понимали это намного лучше, чем мы, поэтому они говорили не о влюбленности, а о том, что господь овладел ими или каким-то образом воздействовал на них. Мы воспринимаем это психическое содержание не только как состояние обладания, но и как чувство утраты, поскольку бессознательное может красть фрагменты нашего сознательного психэ, а заодно утащить у нас и энергию. Именно это произошло, если мы говорим, что у нас к чему-то «keine Lust» (нет желания, нет тяги). Первобытный человек сказал бы, что он утратил одну из своих душ, потому что он считает, что у него их много, он бы лег на землю, пытаясь напомнить себе, кем он был. Мы движимы тем же инстинктом, когда грызем ногти во время скучной лекции, чтобы не забыть о том, кто мы и где сидим, ведь нам грозит опасность частичной потери себя. У психэ есть великое желание стать целостным и собрать обратно разбросанные части. Когда мы говорим: «Я выпрыгнул из своей кожи»[2] или «Я был вне себя от ярости», то мы имеем в виду ровно то же самое, что и первобытный человек, когда он заявляет: «Я потерял душу». Мы не можем избежать влияния психического содержания, это наше естественное состояние. Поэтому я всегда отношусь подозрительно, когда кто-то уверяет меня, что он абсолютно нормальный, ведь слишком многие нормальные люди – просто компенсированные безумцы. Действительно нормальный человек не испытывает нужды быть всегда правильным или подчеркивать свою нормальность; он может быть одержим идеей, убеждением, чувством, он может проживать все грани себя и совершать множество глупостей.

 

  1. Мандалы. Это третье явление, круг или мандала – одно из самых замечательных. К сожалению, оно малоизвестно, хотя представляет собой фундаментальное выражение человеческого психэ. До настоящего времени этому явлению уделялось очень мало внимания, но все же мандалы встречаются по всему миру. На всем протяжении существования человечества круг несет свое символическое и магическое значение, мы встречаем его повсюду, от рисунков на песке у индейцев пуэбло до мандал у китайцев, при этом главные элементы присутствуют всегда.

Нам действительно необходимо осознать, что такие вещи существуют, даже если мы ничего о них не знаем. Я не просто так использовал случай, описанный Кернером, а не свой собственный, для того чтобы донести все это до вас, и чтобы при этом не возникало вопросов о каком-либо моем возможном влиянии или предположении. Когда я был студентом, то встретил девушку лет пятнадцати – сомнамбулистку, одаренную «вторым зрением», она воспроизвела круг, очень похожий на круг Ясновидящей[3]. Она говорила, что центральная точка полна энергии и сияющего света, а второе кольцо холодное.

В то время как Ясновидящая из Префорста видела свой круг как стену, защищающую ее от дротиков, летящих из внешнего мира, магический круг испокон веков использовался как защита от мира внутреннего, от мира духов.

 

Л Е К Ц И Я   X

12 января 1934 года

 

            В прошлый раз мы с вами закончили рассматривать случай Ясновидящей из Префорста. Ее пример – это случай чистой интроверсии, все в ней отвернулось от реальности внешнего мира. Реальность в известном нам смысле не имела для нее значения, и она действительно защищалась от нее. Но появился другой вид реальности, неизвестный нам, о нем мы слышим лишь в легендах. Это – истоки психэ, и они были для нее столь же существенны, как и внешняя реальность для большинства людей. Там, где мы живем в окружении настоящих людей, она жила среди духов. Там, где мы видим настоящие солнце и луну, она тоже видела солнце и луну, но внутренние. Это следствие сильно выраженной интроверсии, и где бы она ни существовала в такой экстремальной форме, подобный опыт является ее естественным результатом. Если спрашивать людей об этих внутренних переживаниях, то обычно их отрицают по нескольким причинам. Во-первых, люди стесняются и боятся оказаться объектом насмешек; однако, Ясновидящая была настолько глубоко уверена в реальности своих переживаний, что эти опасения ее совершенно не беспокоили. Во-вторых, люди, как правило, боятся таких вещей, потому что они слышали, что все это относится к области психиатрии. В-третьих, поскольку люди часто не осознают эти переживания, они косвенно страдают от симптомов.

            В каждом случае сильно выраженной интроверсии обнаруживаются три группы явлений, упомянутых в прошлой лекции: во-первых, проживание относительного характера пространства и времени; во-вторых, автономия определенного психического содержания; и в-третьих, опыт проживания символов, принадлежащих центру, не совпадающему с центром сознания, что эквивалентно божественному переживанию.

            Конечно, случай Ясновидящей – достаточно пограничный, такие случаи редки, но мы сталкиваемся с ними. Случаи экстремальной интроверсии, скомпенсированной экстраверсией, более часты; они кажутся нам менее далекими, чем тот случай, что мы изучали, так мы сможем более четко увидеть, насколько близки такие переживания ко всем нам. Если людям не суждено умереть в состоянии полной интроверсии, то такая компенсация должна иметь место. Тогда внутренний фон становится менее интенсивным, он затуманен, и всевозможные элементы внешней реальности начинают смешиваться с ним до тех пор, пока психический фон окончательно не превратится в банальность повседневной жизни. Мы рассмотрим основные этапы этой компенсации, но не в отношении какого-то конкретного случая, а как если бы я наблюдал это явление в целом.

  1. Внутренний центр постепенно исчезает, видение внутреннего солнца тускнеет. Все еще присутствуют духи и явления телепатического характера, характеризующиеся отклонениями от наших законов пространства и времени.
  2. Автономные духи и образы исчезают, остаются лишь сны и интуиция, предупреждения и вдохновение. В то же время в сознании появляются некоторые особенности: память становится ненадежной, и эта частичная амнезия не может быть объяснена рационально. Такие расстройства – все, что остается от этого автономного явления. Первобытный человек объяснил бы провалы в памяти присутствием призраков и ведьм, которые внезапно крадут содержание.
  3. Психический фон полностью исчезает, никаких явлений не остается, память работает нормально. Кажется, что психических событий больше не существует. Но чем более нормальным становится отношение, тем больше мы обнаруживаем, что защитный механизм настроен против содержания психического фона, которое уже не кажется привлекательным. У таких людей обнаруживается сопротивляемость этим некомфортным психологическим элементам, они начинают строить вокруг них толстую стену рационального скептицизма и научных размышлений, надеясь запереть их и всем скопом изгнать, а если что-то и просочится наружу, то оно будет отогнано как «просто психологическое». Но из-за этого расщепления, за стеной происходит регулярный шабаш несовместимых комплексов. Сознание также становится очень сильным пропорционально той степени, в которой психический фон отгораживается стеной. Такие люди начинают считать себя очень интересными, важными и, таким образом, становятся самыми ужасными занудами; это инфляция[4] эго и невротическое состояние. Поскольку их отношение неправильное и они об этом точно знают, они становятся сверхчувствительными (а чрезмерная чувствительность всегда подозрительна!), и тогда вокруг них приходится постоянно плясать «яичный танец»[5], чтобы не отдавить им психологические пальцы ног.
  4. Это неуравновешенное состояние выправляется, когда происходит экстраверсия, и все мысли о стене и о том, что за ней сокрыто, забываются. Тогда человек прекращает самоанализ и поворачивается к сознательному миру с чувством облегчения и свободы. Его друзья будут подталкивать его еще дальше по избранному им пути: он должен встречаться с людьми, путешествовать, посвящать себя чему-то, занимать свое время, тренировать волю и так далее. Эти люди становятся настоящими акробатами воли. Объективные ценности теперь действуют как множество магнитов. Одной из главных вещей становится быть нормальным и здоровым. Но знаем ли мы, что означает «быть нормальным»? Внутренний мир теперь полностью находится в темноте и проявляется тут и там лишь в виде легких волнений. Такой человек говорит, что он счастлив и чувствует себя великолепно. Он перенимает отношение «здорового мышления» к жизни, характерного для американца, оно полностью основывается на экстравертном принципе. Кажется, что все идет очень гладко, его переполняют прекрасные описания его семьи, его завидной судьбы, пока однажды он не перейдет на противоположную сторону и не обнаружит, что у него был плохой сон. Сны – это вторжения из периферии, тень из-за стены время от времени проявляет себя.

Однажды ко мне пришел пациент в этом преувеличенно экстравертном состоянии. Я посоветовал ему выделять ежедневно один час и проводить его только с самим собой. Он ухватился за эту идею, сказав, что это позволит ему играть на пианино с женой, читать, писать и так далее. Когда я, отклоняя одну альтернативу за другой, с огромным трудом заставил его понять, что он должен быть действительно один, его лицо приняло выражение отчаяния и он воскликнул: «Но я же впаду в меланхолию!».

  1. Пик экстраверсии достигается, когда внутренний мир становится полностью бессознательным, а человек идентичен тому, кем он хотел бы быть или тому, кем он думает, что является. Часто это можно наблюдать у людей, которые были успешны в жизни, они, например, стали своей профессией и ничем кроме этого; они идентифицируются с объектом и не имеют представления, каков их субъект. Такие люди кажутся великолепно приспособленными к своему окружению и излучают изумительную правильность. Они полностью отдались делу, они больше не являются сами собой, они – это их позиция в обществе, профессия, их дело, они уже живут в своих биографиях. Есть хорошая история о базельском пасторе, прекрасно иллюстрирующая это состояние (психология состоит из хороших историй!). Он был полон рвения к тому, чтобы обеспечить благополучие своей паствы, стремился дать ей отдых и развлечение, в которых, по его мнению, она нуждалась. Но он был беден: такие люди плохо выбирают своих родителей и у них никогда не водятся деньги, им всегда приходится просить других! В ходе своих визитов к богатым жителям Базеля он наведался в изысканно обставленный предметами со всего света особняк. Хозяин, весьма саркастичный профессор теологии, выслушал долгие увещевания пастора, не поведя и бровью. Наконец, пастор вскочил на ноги и в ярости воскликнул: «Господь этого требует!» («Der Herr will es!» – нем., «The Lord demands it!» – англ.). Профессор, указав в ответ на него, отозвался: «Не Господь, а господин этого требует» («Der Herr will es!» – нем., «This Lord demands it!» – англ.). Такая дорожка может привести к иллюзии, что желания моего Я – плачевно маленького эго – это желания самого Бога.

 

Но такое движение, направленное наружу, не стоит называть смешным, ведь оно – этап психологического роста человека. Это правильное отношение для детей и молодых людей, которым нужно забыть о своем психологическом фоне, чтобы полноценно начать исследование большого мира и успешно простроить там свой путь. Молодежи приходится строить множество стен, чтобы сокрыть фон от эго, лишь так можно поверить во внешний мир. Остаться под очарованием внутренних образов – значит прийти к нерешительности и недостатку достижений. Жить, быть полностью посвященным чему-то – это тоже искусство, его нельзя презирать. Вступление в жизнь исключительно важно для молодых людей. Может показаться, что им не следовало бы слышать то, о чем я сейчас говорил, но те из них, кто философски, религиозно или художественно образованы, должны знать, что существует что-то помимо внешнего мира; ведь, если они ошибутся и попытаются увидеть снаружи те ценности, что принадлежат внутреннему миру, их картина мира будет искажена. Многие трудности возникают именно из-за того, что отношения и другие внешние ценности рассматриваются с такой важностью, которой они совсем не заслуживают.

 

Л Е К Ц И Я   X I

19 января 1934 года

 

            Начну я с того, что дам вам диаграмму (Диаграмма III), правая сторона которой иллюстрирует развитие, направленное наружу – мы обсуждали его в прошлый раз. Центр – это субъект, с ним все связано.

 

ДИАГРАММА III

 

Правая сторона диаграммы.

 

            Мы не воспринимаем людей и объекты такими, какие они есть на самом деле. Скорее, мы видим какой-то образ, ведь мы всегда наполнены субъективными предрассудками, а они затуманивают наш взор. Этот специфический элемент окружает нас, обманывает и искажает наше восприятие, перекрашивает наши впечатления. Воистину, величайшее из искусств – уметь видеть людей и вещи объективно. Но фокус в том, что чем они важнее и ближе к нам, тем непрогляднее становится туман; мы вообще можем оказаться полностью закованными в собственные бессознательные предположения. Уильям Джеймс назвал этот туман «границей сознания». Чем дальше вещи находятся от нас, тем более объективными мы можем быть, а в сфере абстрактных идей (Сектор III+ на диаграмме III) существует безличный, или «не-эго» способ смотреть на вещи, совершенно свободный от субъективных предрассудков.  

            Невозможно жить только лишь личным восприятием, безличное все равно каким-то образом захватывает нас. Нам нужны как личные, как и безличные точки зрения. Приближение к божественному всегда ощущалось как освобождение от тщетности личного бытия. Однажды, наблюдая за раскопками гробницы фараона, я увидел нечто очень трогательное: маленькую корзину, сделанную из тростника, а в ней – тело младенца. Рабочий поместил эту корзину в гробницу перед тем, как ее запечатали. Сам он влачил жалкое существование и работал на износ, но искренне надеялся, что его ребенок вступит вместе с фараоном на корабль Ра и вознесется к солнцу.

            Но личный элемент тоже необходим в жизни. Однажды ко мне пришла полностью разбитая смертью своей собаки женщина. Она отстранилась от всех человеческих контактов, и отношения с собакой были для нее единственными, а когда их не стало, женщина словно покатилась с откоса. Первобытный человек не видит различий между личным и безличным. «L’état c’est moi»[6] – говорил Людовик XIV, и это то, как примитивный король видит свое королевство.

Природа лишь порождает вещь, она никогда не посвящает нас в свои законы, но человеческий разум обнаруживает их и порождает абстракции, классификации по полу, возрасту, семье, племени, расе, нации и многие другие. Это естественные классификации, но они соответствуют абстракциям, поэтому относятся к Сектору III+ на Диаграмме III. Абстракции могут стать более важными, чем человеческая единица, и здесь звучит вопрос «Сколько?». Не «Кто?». Абстрактная сфера также включает в себя группы, характеризуемые какой-либо идеей: государство, церковь, партии, общества и т.д. Такие группы имеют тенденцию рассматривать себя как нечто высшее, у них, как правило, есть символ – крест, полумесяц, солнце, звезда, свастика или какой-либо другой. В этой же зоне можно найти тотемных животных: прусского орла, британского льва, галльского петуха и других. Символы, такие как солнце, относятся к сфере высших идеалов (Сектор IV+ на Диаграмме III); солнце часто символизирует отца, дарующего жизнь. Здесь мы подходим к концу правой стороны диаграммы, стороны сознания.

 

Левая сторона диаграммы.

 

Сторона, которую мы сейчас рассмотрим – это сторона темной тени. Мы не любим думать о ней, и все же она постоянно вторгается в нашу повседневную жизнь в виде плохого настроения и приступов раздражительности. Мы не так много знаем об этой темной сфере, но, в качестве рабочей гипотезы, давайте визуализировать ее на левой стороне диаграммы, на бессознательной стороне, где вместо людей и предметов – призраки и фантомы. Внутри «границы сознания» находится территория проекций, аффектов и настроений необъяснимого характера; сны и фантазии, предчувствия и вдохновения приходят к нам через эту сферу. И здесь вновь клубы тумана воздействуют на содержание этого круга (Сектор I- на Диаграмме III) бессознательными предположениями. Духи (Сектор III- на Диаграмме III) порождают эти аффекты, предчувствия и сны.

Первобытный человек лучше осознает автономию этой внутренней стороны, чем мы. Он не говорит о том, что пребывает в каком-либо настроении, в его понимании он «одержим» каким-то из настроений; «они» - духи или призраки, похищают его душу и заставляют его болеть. Следовательно, он знает, что должен работать день и ночь, чтобы контролировать ситуацию и держать их на расстоянии. Мы видели, что мир Ясновидящей был населен призраками, также как внешний мир населен людьми. Значит, мир духов эквивалентен внешнему миру, а духи образуют различные группы. В этой связи интересен тот факт, что Римско-католическая церковь располагает своих ангелов в целую небесную иерархию из 9 чинов и 3 групп, а зенитом этой иерархии становится Божество.

Мы забываем о том, что всего лишь двести-триста лет назад мир наших предков кишел всякими демонами, элементалями, ведьмами, а для некоторых людей и сегодня они все еще реальны. В наших швейцарских горах можно встретить крестьян, верующих в колдовство, особенно в моменты, когда, к примеру, корова вдруг дает на кварту меньше молока, чем обычно, но при этом они горячо отрицают веру в сверхъестественное.

А теперь давайте применим эту диаграмму к первобытному разуму, и мы сразу же столкнемся с поразительной разницей: в центре нет эго, вместо него – множественность. Именно множественное число: соплеменники, предметы. Первобытные люди никогда не говорят «я», но «мы», потому что они живут в полном «participation mystique»[7] друг с другом и с разными объектами. К примеру, человека ловили за кражу, и он безропотно принимал наказание, даже если не крал сам, ведь преступник – его соплеменник, а значит, вина распространяется на всех. Собственная жизнь для первобытного человека не имеет большого значения, он даже может отдать ее ради того, чтобы его призрак преследовал что-то укравшего у него грабителя.

Диаграмма IV поможет вам понять психологию первобытного человека.

Центр (1) состоит из множественности, здесь мы имеем дело с групповым сознанием, психологией толпы. Первобытные люди похожи на косяк рыбок, перемещающихся неподалеку друг от друга. Они поддаются внезапной панике, как это бывает в природе со стадами диких животных, в ужасе разбегающихся от чего-то. Первобытный человек никогда не думает о себе, поэтому прийти с ним к пониманию очень и очень трудно. Он живет, в основном, в бессознательном сне, но не запечатлевает происходящее там. Мы же, однако, украшаем рождественские елки и радуемся пасхальным зайцам, не спрашивая, что они означают, просто потому, что это – обычаи, переданные нам предками. Разве это менее бессознательно? Но мы полагаем, что наше сознание во всех отношениях превосходит сознание первобытного человека! Многие из нас живут без всякого сознания эго; например, невротики часто полностью отождествляются со своим окружением, у них нет «я», но есть «мы», означающее семью, вплоть до дядь и теть! Их единственный стандарт – это то, что думают другие. Однажды один адвокат сказал мне: «Вы можете делать все, но так, чтобы другие об этом не знали». Но если вы внушите таким людям, что у них нет индивидуальной морали, то они будут совершенно сбиты с толку.

 

ДИАГРАММА IV

 

На этой диаграмме можно снова увидеть очень точную классификацию: один человек из племени отделен от остальных – это Вождь (2); он олицетворяет идею и стоит перед своими людьми в роли человека-обладателя маны[8], она нисходит к нему из универсального источника жизни, солнца, Адхисты[9] – положительного дневного Бога.

Когда мы подходим к темной стороне, круг снова пуст, потому что нет это, но дальше вновь появляется отдельно стоящая фигура – Знахарь (4); он имеет огромное влияние как проводник духовного мира, откуда он черпает свою силу. На самом деле, эта темная сфера не существует как-то определенно и отдельно, ведь ее содержание проявляется как внешняя реальность и наоборот. Первобытный человек не может точно сказать, что есть что, он никогда не будет точно знать, приснилась ему какая-то вещь, или он ее на самом деле создал. Как правило, именно сон выталкивает реальность на задний план. Сны для него настолько реальны, что он следует им практически буквально. Как-то раз темнокожему африканцу приснилось, что его захватили враги и сожгли его живьем. На следующий день он собрал вместе всех родственников и начал умолять их сжечь его. Они согласились, но лишь в определенных пределах: связали его ноги и положили их в огонь. Естественно, он был серьезно искалечен, но не жаловался, потому что был уверен, что, следуя тому сну, смог избежать худшей участи.

На этой темной стороне мы обнаруживаем множество призраков и духов (5), связанных с «темным принципом» – Айиком[10] (6). В то время как Адхиста-солнце управляет сознательной стороной, во тьме правит Айик; он – ветер ночи, кружащий неподалеку и творящий черное колдовство.

Я попытался поговорить с аборигенами об этом темном божестве как о втором Боге, но они запротестовали: «Нет, существует лишь один Бог!». Затем я увидел, что в один временной отрезок правит лишь один Бог: с 6 часов утра до 6 часов вечера это Адхиста, любимый Бог света, несущий прекрасное, а с 6 часов вечера до 6 часов утра – жуткий, вселяющий ужас Бог тьмы и зла Айик. То, что справедливо днем, ночью работает наоборот. С приходом рассвета первобытные люди забывают о своих бедах, нежась в лучах горячего солнца, которые действует на них словно наркотик. Перед этим солнцем и европейцу было не устоять, в такой жаре ничего не имеет значения. Я испытал это сам в Африке, лежа в своем гамаке: я еле нашел немного энергии, чтобы зажечь табак в трубке. Я старательно размышлял о своих самых тягостных проблемах, пытаясь почувствовать, как они повлияют на меня, но оставался абсолютно равнодушным. Так я познал оптимизм дня, сменяющийся пессимизмом ночи.

 

Л Е К Ц И Я   X I I

26 января 1934 года

 

Сегодня мы начнем рассматривать случай личности с экстрасенсорными способностями, иллюстрирующий правую часть Диаграммы III, рассмотренной нами на прошлой лекции. История Ясновидящей из Префорста, напротив, целиком относится к ее левой части. Итак, сейчас речь пойдет об Элен Смит, ее история описана Теодором Флурнуа[11]. Его доклад был представлен в Женеве в 1900 году под любопытным названием «От Индии до планеты Марс: случай сомнамбулизма с вымышленными языками» («Des Indes à la Planète Mars: Etude sur un cas de somnambulisme avec glossolalie»).

Отец Элен Смит, уроженец Венгрии, был умным, образованным человеком, прекрасным лингвистом. Ее мать, насколько нам известно, была швейцаркой, и именно от нее дочь унаследовала выдающиеся способности медиума, приведшие к необычным явлениям, представляющим для нас интерес. Мать была убежденным медиумом, одаренным «вторым зрением», и ее вера была основана на личном опыте. Брат Элен говорил, что сталкивался со странными явлениями и, очевидно, тоже мог считаться медиумом. Кроме этого, Элен воспитывалась в скромных условиях, семья была весьма бедной, и это существенно сказалось на ее дальнейшем мироощущении.

            Девочка отличалась превосходным характером, Флурнуа подчеркивал ее интеллект и природные достоинства. Ее крестили в Римско-католической церкви, но через несколько месяцев ее перенесли в регистр протестантской церкви. Она училась в протестантской школе и считалась весьма прилежной ученицей, однако, несколько невнимательной из-за ее активной внутренней жизни. Когда она подросла, ее отдали стажироваться в большой магазин, там ее высоко ценили. С самого детства она грезила наяву, и хотя ее яркие фантазии балансировали на грани видений, невротическими симптомами их не признали. Она была настолько увлечена этими фантазиями, что воспроизводила их в рисунках, вышивала.

            Когда Элен было четырнадцать, у нее случилось очень впечатляющее видение света, и в этот же момент перед ней возникли неизвестные письмена. После этого ее часто преследовали видения некоего мужчины в прекрасно вышитых одеяниях, стоявшего у ее кровати и вселявшего ужас. Она жаловалась, что ее преследуют неизвестные люди на улицах, но были они реальными или вымышленными – никак не проверить. Когда она что-нибудь писала, то внезапно нормальное письмо могло прерваться, и вместо букв появлялись странные знаки. Девушка все сильнее ощущала присутствие духов рядом и считала, что ее защищает ангел-хранитель. Когда ей было десять, на нее напала большая собака. Рядом оказался монах в коричневых одеяниях с белым крестом на груди, он отвлек собаку и спас девочку. В дальнейшем, в любой сложной ситуации, к примеру, если кто-то становился слишком навязчивым, этот монах приходил к ней на помощь. В двенадцать лет девочка подскакивала всякий раз, когда звонили в дверь: она была уверена, что ее фантазия воплотится в реальность и каждый день ждала, когда же изысканно одетый мужчина увезет ее в роскошной карете к далеким землям, к которым она, как ей казалось, принадлежала. Она испытывала явно выраженный страх перед миром и сторонилась людей. Она никогда не была хоть насколько-то счастливой, а ее гордость и амбиции постоянно спотыкались о весьма скромное окружение, оставлявшее ее сильную личность неудовлетворенной. Когда ей исполнилось двадцать, ее состояние улучшилось, страхи постепенно исчезли. Казалось бы, следовало ожидать ее замужества, но ее дух-хранитель – тот самый монах – всегда был рядом и шептал, что правильный человек еще не появился, тем самым удерживая ее от получения настоящего жизненного опыта. Она, тем не менее, обладала весьма сильным темпераментом, и перспектива остаться старой девой была одной из причин ее несчастий. Сильная личность требовала поиска какого-то способа выражения.

            В 1892 году Элен впервые познакомилась со спиритическими сеансами. Она оказалась в группе мадам N. в Женеве, но эта группа была слишком пестрой по своему составу. Элен очень быстро поняла, что стала там ведущим медиумом. Сначала духи передавали свои сообщения через автоматическое письмо, но через непродолжительное время в состоянии транса у нее случилось удивительное видение. Откуда-то появился воздушный шар, он становился то светлым, то темным; из этого шара вылетали яркие ленты, слившиеся и превратившиеся в сияющую звезду. В ходе следующего сеанса эта звезда трансформировалась в дьяволоподобное лицо, строившее гримасы, с рыжими волосами, превратившимися в букет роз, откуда выползла маленькая змея. Такие видения типичны, они соответствуют внутренним возможностям: фантазиям, духам, свету и другим. Незадолго до этого она наблюдала в реальности, как воздушный шарик взлетал в небо, и, кажется, можно утверждать, что это событие просто воспроизвелось в видениях, но в этом случае причинно-следственная связь совершенно ни при чем. Напротив, именно видение «зацепилось» за воздушный шар как за хороший образ для того, что искало выражения в ее сознании. Элен сначала увидела свет, а о настоящем воздушном шаре смогла вспомнить лишь впоследствии. Последовательность этих событий – прекрасная иллюстрация энантиодромии[12]: светлый шар становится темным; звезда, обычно символизирующая подъем чего-либо, превращается в дьявола, из роз выползает змея; приятные вещи превращаются в уродливые и наоборот, вещи трансформируются в их противоположности.

            В это же время у Элен случались видения, пока она была одна дома. Происходили и другие странные вещи. Например, как-то раз на работе была потеряна важная диаграмма. Человек, отвечавший за нее, был очень обеспокоен и рассказал Элен о случившемся, а она автоматически ответила: «Она отправлена мистеру J». Тут же она увидела число «18» и добавила: «Она была отправлена ему 18 дней тому назад». Все сказанное оказалось правдой, хотя она вряд ли могла знать конкретные факты об этой ситуации.

            В ходе спиритических сеансов с группой N. Элен постепенно развила высокую степень сомнамбулизма, важную роль начали играть проводник и теневой дух. Примерно в это время она познакомилась с заинтересовавшимся этими явлениями Флурнуа. Еще на первом сеансе он заметил, что Элен была подвергнута своего рода односторонней анестезии: например, она теряла всякую чувствительность в правой руке, в то время как левая становилась сверхчувствительной. Если она ранила правую руку, то ничего не чувствовала, но через некоторое время боль появлялась в левой руке. Если ее просили поднять правую руку, она поднимала левую, настаивая на том, что эта рука – правая.

            Проводник Элен – фигура мужского пола – начал появляться в ходе сеансов; он овладевал ее правой рукой и «расшифровывал» сообщения, пока она оставалась сознании и еще могла общаться с аудиторией, но затем он начинал говорить через ее уста грубым мужским голосом. Когда он писал ее рукой, его почерк совершенно отличался от ее собственного. Этот проводник был полностью независим, порой он не появлялся неделями, хотя Элен и взывала к нему; он не слушался ни медиума, ни аудитории, потому что у него было больше индивидуальности, чем у самого медиума. Поначалу определить его характер было непросто, но вскоре проявились определенные характеристики: к примеру, у него обнаружился поэтический дар, он называл себя Виктором Гюго, хотя сентиментальная чепуха, которую он писал, имела слишком мало общего с настоящим Гюго. Пять месяцев он единолично выступал на этой сцене, пока не появился конкурент – некий Леопольд с грубым голосом и итальянским акцентом. Он вел себя грубо по отношению к Гюго, высмеивал его стихи. Новичок хотел, по-видимому, «взорвать» всю группу, он ее презирал и считал намного ниже себя. Но больше всего он желал вытолкнуть своего соперника, потому что открыто влюбился в Элен и страстно это показывал, нарушая ход сеансов сценами ревности. Его манеры были высокомерными и властными, он был настроен стать единственным для своего медиума. Он написал об этом сначала в ее записке, а затем в отдельной своей. Виктор Гюго протестовал, но постепенно отступил, а когда Элен уговорили покинуть группу N, он исчез насовсем.

            Флурнуа, тщательно изучавший эти явления, считал, что Леопольд – это результат самовнушения. Это чудесное слово, не означающее ровным счетом ничего, в то время было в большом почете, поскольку в 1899 году идея о самовнушении была очень модной и приветствовалась как объяснение чуть ли не всего на свете. Флурнуа, говоря о самовнушении, подразумевает, что медиум своей собственной головой придумала такого персонажа. На самом деле, мы ничего такого не придумываем, оно «воображается» само. Это напомнило мне историю о путешественнике, решившем однажды убедить индийца поговорить о своих переживаниях, а они были слишком нерациональны для такого высокообразованного и уточненного человека. В итоге оказалось, что индиец просто все это себе представил! Индией ответил: «Кто, по-твоему, вообразил это за меня?». Как часто мы действуем из предположения, что мы добровольно думали так-то и так-то, или что это наше намерение – воображать?  Мы не задаемся вопросом: «Я это намеренно сам себе вообразил, или оно вообразилось само?». Одна лишь мысль о том, что в нас существует нечто, над чем мы не властны, может привести в замешательство, а факт того, что оно может говорить нам что-то и действовать через нас, кажется слишком сверхъестественным, ведь это столь же неприятно, как найти кого-то под собственной кроватью. Самовнушение, таким образом – весьма обнадеживающая идея, но если мы будем игнорировать истинные факты, то психэ растеряет свои полезные способности. У Флурнуа явно получилось бы лучше, скажи он: «Леопольд предложил себя Элен».

            Леопольд не появился внезапно, явившись в роли проводника, он всегда присутствовал внутри Элен Смит, был частью ее психической структуры. Его первое появление случилось в образе монаха. Свету сознания достаточно сместиться лишь чуточку левее, на сторону бессознательного, чтобы такие фигуры стали видимыми. Уильям Джеймс хорошо понимал эти факты, когда говорил: «Мысль стремится быть выраженной в личной форме»[13]. Когда создание оставляет свою сферу с правой стороны и переходит на левую, идею становятся персонифицированными и автономными. Это именно то, что происходит с медиумами в трансе, все меняется на противоположное, возникает психическая картина, а за главного – проводник или контроль. Так медиумы получают все виды информации, неизвестной им ранее, нередко – зловещего характера. Возможно, откуда-то отсюда произошло итальянское слово «sinistra»[14] («левый»), ведь подобные вещи часто очень неприятны.

 

Л Е К Ц И Я   X I I I

2 февраля 1934 года

 

            Из обратной связи, полученной мной от некоторых молодых представителей нашей аудитории, я выяснил, что есть протестующие против такого количества фактического материала. Им хочется, чтобы я давал больше своих точек зрения. Я считаю, что допустил и так немало вольностей в этом отношении, а вы должны помнить, что я здесь для того, чтобы прочесть курс лекций по современной психологии, а этот в этот предмет, так или иначе, вовлечено значительное количество действующих лиц помимо меня. С другой стороны, фактический материал – неотъемлемая составляющая таких лекций, ведь нам приходится иметь дело всецело с психэ, и не следует отдаляться от теплоты людской толпы, иначе мы заблудимся в холодных теориях. Я не устану повторять, что случаи, обсуждаемые нами, не уникальные, их не следует считать ненормальными (как все еще полагают некоторые мои слушатели), ведь все это более или менее скрыто в бессознательном обычных людей. Действительно, немногие фактически испытывают эти переживания, поэтому сделать их постижимыми – крайне трудная задача, но это – необходимая подготовка для изучения современной психологии.

            Вернемся к нашему случаю. Леопольд – это фигура, долгое время выступавшая в роли ангела-хранителя Элен, время от времени он вмешивался, особенно в критических ситуациях. Он – теневая фигура темного бессознательного фона, причем инициатива была именно с его стороны. Мы не можем рассматривать это явление просто как волнующий элемент: оно содержит в себе намерение и интеллект, не является просто «автоматическим».

            Как-то раз во время сеанса с группой N. у Элен случилось видение фокусника, водившего волшебной палочкой над графином с водой. Эта фигура была интерпретирована как Жозеф Бальзамо, поскольку Александр Дюма в своем романе «Записки врача. Жозеф Бальзамо, описывает схожую сцену[15]. Позже сам проводник сказал, что Леопольд был всего лишь его псевдонимом, на самом деле он – Жозеф Бальзамо, а точнее – Калиостро[16], именно под этим именем известный маг и авантюрист XVIII века морочил голову всему миру. Все это вылилось практически в целый роман, ведь Элен считала, что в прошлом воплощении она была медиумом Бальзамо, и что она – реинкарнация его Лоренцы Феличиани[17]. Она выбросила эту идею из головы, как только поняла, что Лоренца была порождением фантазии Дюма и никогда не существовала в реальности[18].

            Затем Леопольд сказал Элен, что она – Мария-Антуанетта[19], сыгравшая важную роль в знаменитой «истории с графином». В романе Дюма Мария-Антуанетта встречает Жозефа Бальзамо в Шато де Таверне, где она отдыхает по пути в Париж. Он смотрит в графин с водой и видит ее судьбу. Когда он отказывается поведать ей об увиденном, она опускается на колени, сама смотрит в графин и падает в обморок. В результате этой истории Элен решила, что она – реинкарнация Марии-Антуанетты и у нее был любовный роман с Бальзамо. Поскольку Калиостро был очень en vogue[20] при дворе Людовика XVI, весьма вероятно, что королева также советовалась с ним, но любовный эпизод, вне всякого сомнения – порождение плодотворной фантазии Дюма.

            Имя «Леопольд» заинтриговало Флурнуа, и это правильно, ведь подобные имена часто несут в себе гораздо более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд. Один из друзей Флурнуа предположил, что выбор этого имени обосновывается буквами L, P и D, а они имели прямое отношение к иллюминатам. Во введении к своему роману Дюма описывает всемирную встречу иллюминатов и свободных масонов в Доннерсберге, близ Майнца, состоявшуюся в 1770 году. Он рассказывает, как один незнакомец (не кто иной, как Жозеф Бальзамо) просит принять его в общину и преподносит себя как «того самого». Председатель подтверждает его «просвещенность», ведь у просителя на груди те самые буквы – L.P.D.; делегаты из всех стран, среди которых Сведенборг[21] и Лафатер[22], признают его своим лидером и ждут от него указаний. Его цель – устранить монархическую систему в двадцатилетний срок с помощью своих последователей, установить новый всеобщий порядок. Для этого представители в своих странах должны работать на уничтожение королевского флер-де-лис[23] под девизом «Lilia pedibus destrue» («Растопчи лилию ногами» дословно, «Лилии да будут попраны») – L.P.D. Это не очень корректно исторически, ведь орден иллюминатов был основан Адамом Вейсгауптом лишь в 1776 году, который отправился во Францию готовить революцию. Там орден был уничтожен и к 1800 году практически перестал существовать в этой стране, но был возрожден в Германии в 1880 году. Это общество старалось привлекать в свои ряды всех известных людей. К примеру, в ранние дни своего существования это были Гете и Гердер[24]. Эти исторические факты важны, потому что они символичны и характеризуют интересный момент: духовный лидер Элен – Леопольд – был членом тайного общества. Это важно, поскольку Леопольд – это не единство, а множество: он одновременно и монах, и Виктор Гюго, и Бальзамо-Калиостро, и, собственно, сам Леопольд. Мы должны помнить об этом. Когда его спросили об имени, он ответил, что позаимствовал его у друга из австрийской ложи.

            Он преуспел в том, чтобы выражаться письменно рукой медиума. Часто это сопровождалось длительной борьбой с карандашом, потому что Элен было удобно удерживать его между первым и вторым пальцами, а Леопольд настаивал на привычном способе, который доставлял ей серьезные неудобства. Почерк был весьма старомодным, а правописание – в стиле XVIII века, но все это не имело никакого сходства с подлинным почерком Калиостро. Дух вещал устами медиума, выговаривая слова с итальянским акцентом, хотя и не владел этим языком.

            Особенностью Леопольда были уклончивые ответы на прямые вопросы. Для его стиля была характерна многословность, он сочинял стихи в стиле «начинающего Виктора Гюго» и растекался в моральных и философских разговорах. Его память была гораздо сильнее по сравнению с Элен. У нее часто возникало ощущение, что она отождествлялась со своим проводником до степени слияния, становления Леопольдом, хотя Флурнуа говорит, что она никогда не теряла свою собственную идентичность. Отождествление с Леопольдом происходило в основном ночью и ранним утром. Два состояния создания не были полностью отдельными, они делили некоторые особенности, такие как темперамент и враждебность. Леопольд выставлял себя авторитетом по всем предметам, причем, чем меньше он знал о них, тем более авторитетным становился. Иногда он появлялся как колдун и алхимик с эликсирами и секретными средствами в своем ларце, успешно выполняя роль доктора. Многие люди консультировались с ним через Элен, несмотря на то, что он презирал современную медицину, а его рецепты были такими же старомодными, как и его почерк. Интересно отметить, что мать Элен хорошо разбиралась в целебных свойствах растений и трав, умела готовить их по старинным или, как говорится, бабушкиным рецептам. Возможно, что именно отсюда и проистекают познания Леопольда.

            Его нежная любовь к медиуму как к Марии-Антуанетте сыграла важную роль; он ласково писал «великий друг Флурнуа», а Элен даже не знала о своей собственной привязанности к наблюдавшему ее врачу. С другой стороны, Леопольд был очень ревнив и устраивал бурные сцены, если какой-либо мужчина из группы начинал оказывать медиуму знаки внимания. Иногда, когда Элен что-нибудь писала, внезапно врывался Леопольд со своим стилем XVIII века, он появлялся в ее снах. Флурнуа так говорил о нем: «Этот упрямый и жесткий наставник… представляет собой, в итоге, весьма общую психологическую привязку; не найдется ни одной благородной женской души, которая не носила бы ее в одном из своих укромных уголков».

            Флурнуа абсолютно прав: этот образ отнюдь не уникален, как раз напротив, он очень распространен, но мы редко видим его в такой определенной форме. Это типичная и универсальная фигура, которую я назвал «анимус». Не существует женщины, у которой его бы не было. За всю свою практику я столкнулся лишь с двумя исключениями из этого правила: первым стала англичанка, подруга миссис Панкруст, воинствующая суфражистка[25], которой не хватало этой фигуры, потому что она сама фактически была идентична ей. Вторым же исключением был гермафродит, пришедший ко мне с сомнениями относительно того, какую жизнь проживать – мужчины или женщины.

            Очень немногие женщины осознают, что у них есть такая мужская фигура, очень трудно обнаружить его у так называемых нормальных женщин, потому что он существует в темноте и проявляет себя весьма косвенно. Чтобы исследовать такие фигуры, нам нужно снова обратиться к теневому сознанию человека.

 

 

[1] Джон Уильям Данн, «Эксперимент со временем», часть 2, гл. 4.

[2] Английское идиоматическое выражение «I jumped out of my skin» не имеет дословного аналога в русском языке и означает «Я очень сильно испугался», «Сердце ушло в пятки от страха» и т.д. Дословный перевод приводится в целях сохранения смысла предложения. – Прим. пер.

[3] См. К.Г. Юнг «Избранные труды по аналитической психологии».

[4] Инфляция – психическое состояние, в котором человек испытывает любое нереальное — либо слишком высокое (мания величия), либо слишком низкое (депрессия) — чувство своей идентичности; преувеличенное ощущение своей важности, которое зачастую компенсируется чувством неполноценности, — дезориентация, сопровождаемая либо чувством огромной значимости и уникальности, либо, наоборот, ощущением своей никчемности и незначительности, — выход личности за пределы своих собственных границ за счет идентификации с персоной или, в патологических случаях, с исторической или религиозной фигурой. Всегда опасна инфляция эго, достигающая уровня, на котором эго начинает отождествлять себя с самостью. – В.В. Зеленский. Толковый словарь по аналитической психологии. – Прим. пер.

[5] Egg dance («яичный танец») – традиционное пасхальное развлечение-игра, танец с завязанными глазами среди разложенных яиц. – Прим. пер.

[6] «Государство – это я» - фр. – Прим. пер.

[7] «Мистическое соучастие» - термин, заимствованный из антропологии (Леви-Брюль), обозначает исходную психологическую связь с объектами или между людьми в результате сильной бессознательной соотнесенности; тождество между субъектом и объектом. – В.В. Зеленский. Толковый словарь по аналитической психологии. – Прим. пер.

[8] Мана – некая условная мера количества магической силы, а также сама эта сила. – Прим. пер.

[9] К.Г. Юнг в работе «Структура души» описывал встречу с племенем, обитающем на склонах горы Элгон в Восточной Африке. Слово «адхиста» у них одновременно означает и «солнце», и «Бог». – Прим. пер.

[10] У элгонисов "Айик" – дух, живущий в земле, шайтан. – Прим. пер.

[11] Швейцарский физиолог, психолог и философ, основоположник экспериментальной психологии в Швейцарии. Его исследования были посвящены изучению времени реакции, воображения, ощущений, гипноза и медиумических состояний. Известность Флурнуа принесло исследование феномена медиума Катерины-Элизы Мюллер, фигурирующей в его работе как Элен Смит. Учёный в течение шести лет присутствовал на спиритических сеансах Элен Смит, где в состоянии транса, посредством автоматического письма она писала тексты, представлявшие собой три больших цикла повествований о её прежних жизнях. Википедия: свободная энциклопедия. – Прим. пер.

[12] Энантиодромия - предрасположенность любых поляризованных феноменов или явлений переходить в собственную противоположность. Буквально означает «бегущий навстречу» (вспять, в обратном направлении), относится к проявлению бессознательной противоположности во временной последовательности. Словарь аналитической психологии. – Прим. пер.

[13] Уильям Джеймс. Основы психологии. Нью-Йорк, 1890 г. – том 1, стр. 225.

[14] Речь идет о том, что слово «зловещий» по-английски – «sinister», внешне оно очень схоже с итальянским «sinistra». – Прим. пер.

[15] Александр Дюма, «Записки врача. Жозеф Бальзамо», глава XV.

[16] Алессандро Калиостро (итал. Alessandro Cagliostro), настоящее имя — Джузеппе Бальсамо (итал. Giuseppe Balsamo; 2 июня 1743 — 26 августа 1795) — известный мистик и авантюрист, называвший себя разными именами. Во Франции также был известен как Жозеф Бальзамо (фр. Joseph Balsamo). Википедия: свободная энциклопедия. – Прим. пер.

[17] Лоренца Феличиати (по другим данным — Феличиане) - жена Калиостро. Лоренца обладала стройным станом, белой кожей, черными волосами, круглым лицом, блестящими глазами и была очень красива. Википедия: свободная энциклопедия. – Прим. пер.

[18] На самом деле, Лоренца – подруга и подельница Калиостро – существовала в реальности, об этом написано во многих источниках. Неясно, почему в оригинальном английском тексте этой книги озвучена такая мысль. – Прим. пер.

[19] Королева Франции, супруга Людовика XVI с 1770 года. – Прим. пер.

[20] в моде, модный, популярный (фр.) – Прим. пер.

[21] шведский учёный-естествоиспытатель, христианский мистик, теософ – Прим. пер.

[22] швейцарский писатель, богослов и поэт – Прим. пер.

[23] «цветок лилии» (фр.), геральдическая лилия. – Прим. пер.

[24] немецкий писатель и теолог, историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «всё рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт. Википедия: свободная энциклопедия. – Прим. пер.

[25] Суфражистки - участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Также суфражистки выступали против дискриминации женщин в целом в политической и экономической жизни. Считали возможным вести борьбу, применяя радикальные акции. Википедия: свободная энциклопедия. – Прим. пер.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики