Пятница, 08 марта 2019 15:39

Карл Юнг Аналитическая психология Зимний семестр 1934/35 года Лекции 13-17

Карл Юнг

Аналитическая психология Зимний семестр 1934/35 года

Лекции 13-17

 

Л Е К Ц И Я   X I I I

8 февраля 1935 года

 

            Поступил вопрос о дальнейшей судьбе нашего молодого гомосексуального сновидца. Этот интерес вполне понятен, но я должен заметить, что мое намерение представить вам эти сновидения было вызвано не просто их интересностью, важна была трактовка снов самих по себе. Мне бы пришлось представить вам целый медицинский трактат, чтобы прояснить весь ход излечения этого случая, ведь анализ сновидений – лишь одна часть техники. Моей целью было разъяснить вам эту часть, а не говорить целиком о психотерапии. В прошлый раз я говорил, что бракосочетание не стало окончанием сложностей этого молодого человека. Я сказал это лишь для того, чтобы показать вам отсутствие у меня иллюзий: люди, прошедшие у меня лечение, дальше не всегда катятся по жизни в золотой колеснице! Значительные проблемы жизни возникают после бракосочетания, а не до него. Этот сновидец влюбился, женился, завел детей, и все происходило вполне нормально. Последующие сложности были связаны не с его ранней гомосексуальностью, эта трудность была полностью преодолена, а с унаследованной холодностью, затронутой сновидениями о сестре, развешивавшей снежки на елку. Такая холодность была весьма неприятной для его супруги, точно так же как глупость и занудство некоторых мужчин обращается к их женам. Путем анализа я стремлюсь делать людей разумными, а не совершенными; ведь если бы последнее было возможным, то я должен был бы немедленно отказаться от анализа, потому что, когда мы нацеливаемся на совершенство, то неизбежно цепляем на себя целый музей несовершенств человеческой природы, а запашок у него такой, что наши соседи едва ли смогут его выдержать! Лучшее, что я могу сделать для человека – сделать так, чтобы он соответствовал тому, кем он является. Возможно, конечно, различать очень индивидуальные качества, например, тенор может обладать совершенным голосом, но если вы ожидаете, что совершенная жизнь будет ему соответствовать, то будете разочарованы. Я всегда предостерегаю людей от отождествления со своей профессией или своими важными достижениями, ведь если они делают это, то проживают свои собственные биографии. Большая часть дня уходит на выполнение самых банальных дел, а человек, отождествляемый со своими достижениями, много ест, курит и моется! Такое отношение опасно и ведет прямиком к неврозу.

Другой поступивший вопрос касается концепции коллективного бессознательного (вопрос был зачитан вслух, в нем критиковалась концепция коллективного бессознательного, а также говорилось, что это весьма опасная идея, посредством которой можно «наколдовать» все что угодно). Такие концепции, как коллективное бессознательное, являются гипотезами, эти гипотезы – полезное средство познания, они – лучшее из того, что мы знаем на сегодняшний день. Мироустройство от этого не меняется, потому что мы строим новую гипотезу об относительно неизвестной части мира. Я даже не считаю, что идея о коллективном бессознательном нова, это скорее новый термин для очень старой идеи, и по тому, как она возникла, можно получить представление о том, как возникают новые концепции. Ни один философ не сможет сказать, что он точно установил, что такое мир, он может говорить лишь о том, что его собственный опыт привел его к тем или иным умозаключениям. Мои уважаемые критики забывают, что именно реальный опыт научил меня, и что это не просто теоретические выкладки. Если они считают по-другому, то им следует поискать что-то лучшее – вот мое отношение к подобной критике. Это реальный эмпирический факт: бессознательное не является зеркалом нашего обычного мира, оно имеет свои собственные творческие фантазии и живые структуры. Если мы изучаем естествознание, то обнаруживаем, что у всего есть начало, а это начало исходит из другого начала. Мы можем принимать факты лишь по мере их поступления. Например, доказан факт, что первобытные люди испытывают чувство религиозного подъема с восходом солнца; и если пациент говорит мне, что солнце воздействует на него подобным образом, я верю ему, ведь только он может судить о том, как он себя чувствует, но если он кажет, что солнце воздействует одинаково на всех в мире, это просто не будет правдой. Коллективное бессознательное далее подвергается сомнению как опасная идея, из которой можно наколдовать все, что угодно. Вещи могут быть опасными лишь в том случае, если вы опасно их используете. То же самое можно сказать о содержимом аптекарского шкафа, а заодно и о рецептах, ведь врач может допустить ошибку при их выписке. По такой логике безопаснее жить без окон и лестниц, на всякий случай: вдруг кто свалится. Это любопытное обвинение в том, что я «наколдовываю» вещи из бессознательного и «вколдовываю» их в него, но я как-то не замечал за собой случаев вытаскивания кроликов из шляпы!

            Вернемся же к сновидению, о котором я рассказывал в завершении прошлой лекции. Я говорил о сновидениях в целом и о том, что они всегда должны рассматриваться в контексте. Но сейчас я хочу противоречить сам себе и скажу, что это не всегда так. Личные сновидения происходят из личного слоя бессознательного и могут быть поняты лишь с помощью личных ассоциаций: нам нужно знать, кто такой Мистер Такой-то и Такой-то. Можно сказать, что существуют две формы речи – собственная (личная) речь и универсальная речь; мы используем совершенно разные языки, когда пишем кому-то из членов семьи и когда пишем лекцию. Точно так же существуют личные и коллективные сновидения, коллективные сновидения не нуждаются в ассоциациях. Когда нам читают сказку братьев Гримм, нам не нужно знать, чья бабушка впервые ее рассказывала. Интересно узнать, кто был сновидцем сна, подобного нашему, но это не обязательно. Пациенты, на самом деле, вряд ли способны дать мне какой-либо контекст для такого сновидения, а если они это и делают, то этот контекст состоит из ассоциаций, которые мы все можем добыть из общих знаний, сказок или мифологии, принадлежащих универсальному духу. Это сновидение, за некоторыми весьма незначительными исключениями, целиком связано с универсальными темами.

            Первая тема – о соборе в Толедо. Сновидец посещал Толедо за несколько месяцев до этого, но это не имеет значения, ведь он узнал бы его по фотографиям или из общего кругозора, универсальное же знание заключается в том, что означает этот собор, что важно. Это одно из самых впечатляющих зданий XIII века, одна из самых красивых христианский церквей, образец готической архитектуры, а сам Толедо – очень древний и восхитительный город. До римских оккупаций он был иберийским городом, а в VIII веке был столицей вестготов. Этот город был столицей Испании с XI по XVI века, после чего Филипп II перенес столицу в Мадрид.

Вторая тема – водоем. Под собором в Толедо в действительности нет никакого водоема, поэтому здесь мы подходим к факту, который не может быть обнаружен через конкретный факт, как это было в случае с самим собором, но является чисто мифологическим и мифологически на нас влияет. Кинжал, да и вообще все описание очень мифологичны, это сновидение – своего рода мифологическое стихотворение, говорящее с нами, даже если мы не знаем, что именно ощущал сновидец. Когда мы читаем впечатляющее нас стихотворение, мы можем быть достаточно уверены, что в первую очередь оно впечатлило самого поэма. Безусловно, есть случаи, когда поэт утверждает, что не был впечатлен. Скажем, Эдгар Алан По заявлял, что писал свои стихи в самом хладнокровном расположении духа, но я не доверяю этому утверждению и полагаю, что он, вероятнее всего, пытался скрыть впечатление слишком непреодолимое для его вкуса. Это сновидение выражает себя мифологически, поэтому мы должны попытаться понять его именно в этом смысле и увидеть, что передает универсальный дух. Нам следует продолжить анализ этого сновидения так, как мы делали это с личными снами, но вместо того, чтобы спрашивать сновидца об его ассоциациях, нам нужно расспросить универсальный дух. Мы не можем персонифицировать его, поэтому нам следует спросить себя, что нам известно о водоемах со змеями под церквами. Это весьма сложная задача, от которой можно сломать голову, я лично давно уже ломаю себе голову относительно этих вещей, поэтому нет причин и вам отказать себе в этом удовольствии.

Мы обнаруживаем водоем в святом месте, святилище, освященном огороженном месте, теменосе[1]. В раннехристианских базиликах часто встречались piscinas – пруды, где водилась рыба, туда погружали христиан, а идея состояла в том, чтобы «выудить» инициируемых из пруда. Ранние христиане носили кольца с изображением двух рыб на нем, а сеть, используемая в этой «рыбалке на верующих», располагалась на кольце Папы. В нашем сновидении водоем расположен не внутри собора, а под ним, в тайном укромном месте. Данный факт говорит о том, что подразумевается нечто, существовавшее в древности под слоем христианства, и мы должны прокопать слои дохристианской эпохи, чтобы обнаружить это нечто, а само это нечто, если оно вообще возможно, связано со змеей. И мы действительно натыкаемся на такие фигуры древности. На Мальте есть неолитический храм неправильной формы, построенный в скале, обрывистая местность ведет к нише с водой, прорывающейся в темный коридор. В нише была найдена терракотовая фигура спящей женщины: она спит инкубационным сном[2], то есть, спит с определенной целью. В храмах Эскулапа больных размещали в теменосе, чтобы те увидели исцеляющий сон, где боги вручали им правильные средства для излечения. В этих античных храмах ниши с водой были покрыты камнем, а змея порой использовалась для присмотра за сокровищами храма. Змей – атрибут доктора Эскулапа, отождествлявшийся с ним. Эпидаврский змей был привнесен в Рим во время чумы, поскольку римляне в своей великой нужде настаивали на присутствии самого Бога. В этих фактах мы находим определенную связь между водоемом и змеей.

Сейчас мы подобрались к любопытной связи между водоемом и рекой Тежу, и здесь обожествление приобретает характер пещеры с водой внутри. Это относится к таким религиям, как учение зороастризма и культ Митры. Мы обнаруживаем пещеры, соединенные с источниками или водоемами в сохранившихся останках поздних религий. Подобный пример есть в Заальбурге близ Франкфурта и в Провансе, в Бур-Сент-Андеоле. Храм в Бур-Сент-Андеоле не сохранился, но сохранилась стена в скале, на которой можно увидеть таврохтонию[3] Митры – барельеф настоящего тореадора, и это, очевидно, место античных боев быков. Митра обожествлял тореадора, которого часто изображают убивающим быка сверху. Современные тореадоры – это живые останки этого древнего культа. Еще существует храм Митры в Риме, он находится на десятиметровой глубине под землей, но его невозможно раскопать из-за воды, храм был буквально затоплен своим же собственным источником. Подземная пещера также играет важную роль в культе Аттиса[4]. Здесь мы подходим к теме катабасиса[5], сошествия в темную бездну, в ад. Богиня Кибела спустилась на Землю, чтобы ее сын воскрес. Лейтмотив возрождения в пещере очень важен, он схож с крещенской купелью, где перерождается ребенок. В древних культах перерожденные надевали белые одежды и несколько дней кормились молоком, словно груднички. Античные медики часто протаскивали больных сквозь скальные отверстия или отверстия в стенах, давали им новые имена. В Индии до сих пор пациентов помещают в рот кожаного чучела коровы и протаскивают сквозь животное. Все это – символы обновления, символическое представление рождения, поэтому тема магического перерождения появляется в нашем сновидении. Церковь Рождества Христова в Вифлеее построена над древним аттическим храмом. Очень важно сказать, что Христос был рожден в таком месте, а великое множество христианских церквей были построены на местах древних аттических святилищ.

 

  

Л Е К Ц И Я   X I V

15 февраля 1935 года

 

            На последней лекции мы с вами говорили о подземной пещере, и я привел вам несколько параллелей из древности. Лейтмотив подземелья очень распространен, он встречается повсюду и во все временные периоды мировой истории. Я дам вам еще несколько примеров.

            В легенде о святом Сильвестре дракон выглядит как ужасающее и тревожащее чудовище с блестящими глазами, украшенными драгоценностями. И у змея глаза точно такие же. Мы часто встречаем этот лейтмотив в мифах о схождении, греческом катабасисе, и в Некии – путешествиях в земли мертвых. Гомер в своей «Одиссее», Пифагор, Орфей, и позднее Гете в «Фаусте» - все они рассказывают о путешествиях в подземный мир. Затем снова у Ницше Заратустра следует сквозь огни вулкана в подземный мир. В подобных путешествиях встречаются змеи и драконоподобные монстры, а иногда они содержатся в больших водоемах. У богини в Аиде были змеиные ноги, и ее называли Сердцем, или Мясоедом; эта богиня пожирала плоть. Геката была богиней земли, и древние люди представляли ее как старуху с большим ртом, поглощающую трупы. Источник или река в подземном мире – дело совершенно обычное, часто это источник забвения, а может быть и воспоминаний. Вы можете найти такие идеи в орфических культах, подобные изображения на золотых листьях были обнаружены в Риме. Обычно присутствует герой, спускающийся в подземелье, чтобы кого-то вызволить. Орфей, к примеру, спускался за Эвридикой – своей утраченной любовью. Геракл спустился за двумя друзьями, вросшими в каменную скамью. Они тоже спустились, чтобы кого-то вызволить, но, устав от длительного спуска, присели на скамью, а потом с удивлением обнаружили, что приросли к ней. Такие вещи случаются в подземных мирах. Геракл, приложив всю свою силу, пытался освободить пленников. С огромным усилием он вызволил первого, а второй был более великим героем и прирос гораздо крепче. В итоге Геракл так растряс Землю, что боги запретили ему продолжать, опасаясь, что он разрушит их храмы.

            Все это указывает на нечто такое, что проецировалось в древности, но на самом деле принадлежит человеческой психике. Все эти вещи не существуют в реальном мире, но, случись у древнего человека такое сновидение, он отправился бы на поиски реального святилища, чтобы осуществить свое сновидение в реальности. Древние ритуалы и культы полны подобных тайных учений. Современный рационализм пытался подавить все это, но до сих пор среди нас существует множество тайных культов, чествующих такие мистерии. В большинстве наших храмов можно найти подземные склепы, идея склепа – это тайный подземный проход в Аид. В культе Митры настоящее поклонение совершалось внизу, верующие оставались под землей и могли смотреть лишь вниз через уже существовавшие шахты. Этот культ более не скрывается среди нас, но в римско-католической церкви, к примеру, служба свершается в месте хора, а прихожане – это зрители в нефе. Люди часто узнают о том, что что-то произошло, по одному символу. Все эти примеры – проекции процесса, происходящего внутри нас.

            Сейчас мы подходим к символизму чаши. Грааль, к примеру, является примером такого сосуда. Средневековый Градаль[6] сильно походил на блюдо для hors d’œuvres[7], разделенное на секции, оно было наделено волшебным свойством неисчерпаемости и давало целительную силу. Согласно одной из легенд Грааль пришел с востока и должен туда когда-то возвратиться. Кельты, в свою очередь, утверждают, что Грааль происходит от их волшебного котла. К такому же символизму относится и Святой Дух.

            Символизм кинжала привносит тему острого, заточенного орудия, играющего важную роль. В легенде о Граале это – копье, а у Зигфрида – меч. Заостренные орудия часто встречаются в современных сновидениях, и в этом есть смысл, который нам следует изучить более внимательно. Это значение совершенно не очевидно для нас, но если задумаемся о значении для первобытного человека, то все станет намного яснее. У первобытного человека воображение гораздо более пластичное по сравнению с нашим. Примитивный язык богат на слова, но не на слова с определенным значением. Например, есть тридцать слов для обозначения ходьбы, но ни одно из них не означает просто «ходить». Вместо этого такие слова означают ходить с полусогнутыми коленями, развернутыми в стороны ногами, на пальчиках, на пятках и так далее. То же самое можно сказать и о слове «резать». В арабском языке есть шестьдесят слов для обозначения верблюда, но ни одно из них не означает просто верблюда. Существуют отдельные слова для годовалого верблюда, для нерожавшей верблюдицы, для верблюдицы с годовалым верблюжонком, с двухлетним верблюжонком и так далее. Это показывает, насколько пластично размышляет дикарь. Копье для него – картинка того, что он сделал, и ему нравится, при прочих равных, использовать копье, которым уже убивали. Примитив не думает, что убивает он сам, он считает, что убивает копье. Его копье – живое существо с собственной волей, примитив имеет очень четкое представление о ней, ведь именно копье хочет резать, пронзать, убивать.

            Даже мы сами триста лет назад размышляли подобным образом. Как-то студенту задали вопрос: «Почему опиум вызывает сон?», и он ответил: «Потому что он обладает добродетелью сна», то есть он наделил его таким намерением и рассматривал опиум так, словно в нем была воля. Именно поэтому в сновидениях, указывающих на действие, такое как разрезание или разделение, появляется меч. Человек обладает таким острым даром: своим мышлением. Я приведу вас некоторые ссылки из Библии. Откровение Иоанна 1, стих 16: «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч». В средневековых католических церквах вы обнаружите над алтарем изображения Rex Gloriae[8], направляющего овец направо, а коз налево, слово «разделяет» очень определенно подходит сюда. Откровение Иоанна 2 стих 16: «Покайтесь же! Иначе Я скоро приду к вам и сражусь с теми людьми мечом, исходящим из Моих уст». Затем стоит упомянуть известное изречение Христа: «Не мир пришёл Я принести, но меч», а в Евангелие от Луки (2 глава, стих 35) Симеон говорит Марии: «и Тебе Самой оружие пройдет душу». Это относится к способу рождения Христа, а его многие понимают неправильно. Так мы говорим о резком суждении, остроумии, остром замечании; с течением времени это абстрактное значение развивалось. Острый кинжал, или оружие, играет значительную роль в магии, он используется, к примеру, для изгнания злых духов. В Тибете есть магические кинжалы, их опасаются не меньше, чем ледяных снарядов врачевателей, и все тибетцы безусловно принимают их магический эффект, который может даже убить.

            Кинжал в этом сновидении также имеет значение ключа. Любопытно, что схожая идея наблюдается и с мандрагорой[9]. Мандрагору также называют «Springwurzel»[10], она открывает все двери и отпирает все замки. Символика ключа – атрибут богини Гекаты, а также и Артемиды. В Арле[11] есть статуя, обнаруженная рядом с алтарем Митры: человек с львиной головой и обвивающим ее змеем, голова змея лежит на львиной голове. Он стоит, скрестив руки, в каждой руке держит ключ. Он – персидский Бог Айон, Бог вечной жизни, поэтому змей – это змей времени. Символ ключа встречается во многих других культах: у Петра были ключи от рая и ада. Церковь сочла благоразумным использование как можно большего количества старых храмов и легенд, чтобы завоевывать людей, и из-за этого многие старые божества подкрались под новыми именами, причем некоторые из них были очень даже неподобающими. Так, в Евангелиях отсутствуют описания месс, они пришли к нам из античных источников, так что божественный ключ в христианской вере – это волшебный ключ, обладающий силой открывать или закрывать. В этом сновидении он предоставляет сновидцу власть над Толедо.

            Изначально ключ находится в руках друга сновидца, В.С. Его первая дружба была с этим самым Б.С., началась она в семилетнем возрасте, поэтому он означает идеального друга – «grand ami»[12]. Общение между ними прекратилось, но сновидец всегда сохранял к другу теплые чувства, настоящую любовь. В сновидении В.С. показан как первый обладатель тайного ключа; он был человеком удивительного мужества, чтобы быть столь дружелюбным со змеей – с Гекатой, готовой поедать мужские сердца, но не причинившей ему никакого вреда.

            Затем мы подходим к символизму ноги. Это уязвимое для укусов змей место, именно туда наносятся смертельные раны первобытному человеку, но ребенок-герой остается невредим; более того, его ногу даже ласково облизнули, как будто это было чадо из ветхозаветной книги пророков, положившее руку на змеиную нору.

 

Л Е К Ц И Я   X V

22 февраля 1935 года

 

            В последней лекции я дал вам настолько много материала, затронув разные страны и эпохи, что, без сомнения, вы сейчас ощущаете себя в мифологическом салате. Сложно отыскать нужный материал именно тогда, когда он нужен, и путеводная ниточка в лабиринте теряется. Я нисколько не раскаиваюсь по этому поводу, наоборот – мне жаль, что я не сбил вас с толку еще сильнее еще большим количеством материала, потому что именно это позволило бы вас понять, как все выглядит в бессознательном. Кажется, что все приходит со сбивающим с толку недоумением из всех его различных слоев. Однако, было бы ошибкой думать, что все это – сумбур, потому что, если бы это было так, то нормальное функционирование психики было бы невозможным. Если бы все было действительно так хаотично, мы бы не получили от этого никакой поддержки, тогда как на самом деле можно спокойно удержать путеводную нить в руках.

            К примеру, непросто озвучивать названия разнородных вещей. Возьмите в качестве эксперимента слово «лампа» и попробуйте быстро произнести ряд слов, не связанных с лампами. Очень немногим это удается, и когда мы обнаруживаем у кого-то эту редкую способность, она обычно сочетания с определенной долей «сухого» юмора. Порой эта способность в качестве компенсации встречается у очень больных людей. Шопенгауэр заходит очень далеко и говорит, что юмор – это единственное божественное качество человека. Человек, которого должны были повесить, в назначенный день сказал своему тюремщику: «Неделя начинается хорошо». Вот эта способность, если говорить в двух словах.

            Основание бессознательного не хаотично, оно имеет четкую организацию. Внешний мир не поддерживает нас в неразрывности и целостности, на улице полно совершенно не связанных друг с другом вещей, но в неразрывности нам помогает бессознательное, и поэтому мы защищены от множества жизненных случайностей. На востоке практики йоги демонстрируют потрясающую внутреннюю целостность. Этот внутренний порядок – основа нашей психики. Примитивные картины, или архетипы являются точками притяжения в этом основании, они притягивают разнообразные вещи, попадающие прямиком в бессознательное. Я покажу вам диаграмму, чтобы все это прояснить.

            Когда мы становимся способными видеть сквозь темную путаницу наших воспоминаний, мы подбираемся к архетипам. Скажем, мы входим в склеп храма и очень впечатляемся. Через некоторое время мы забываем об этом впечатлении в сознании, но оно попадает в бессознательное и делает виток вокруг архетипа, таким способом мы впервые осознаем архетип. Мы легко обманываемся, думая, что именно склеп запустил архетип в нашем бессознательном, но все совсем не так: архетип был там все время, только мы не знали об этом. Другим примером может стать лейтмотив наводнения, встречающийся по всему миру: затопление сознания бессознательным, что вызвано паникой примитива. Он боится, что он может утратить свое слабое сознание, что оно может раствориться в великой тьме. Поле архетипа имеет тенденцию к расширению по мере накопления вокруг него все большего количества впечатлений, оно возвышается все выше и выше, и когда оно касается поверхности, то проявляется как комплекс. Вот так и образуются комплексы.

 

 

  1. Волнистая линия – это поверхность нашего сознания.
  2. Прямая линия – дно «моря».
  3. Пунктирные линии – это траектории, по которым различные вещи попадают в бессознательное.
  4. Эти «иксы» и полукруги – архетипы и их области притяжения, которые втягивают содержимое, встречающееся на пути.

 

Приведу практический пример. Некто находится дома, а в одной из комнат не зажигается свет, этот некто начинает паниковать, всплывает архетип пещеры. Вы можете приписать это любому внешнему случаю: например, если вы проводите время с очаровательной девушкой, то можете думать, что сделали это нарочно, но эта вероятность испаряется, если ваш собеседник – занудный старик. Или вы можете сказать, что где-то грабитель, или что вы можете запнуться и перекувырнуться через мебель, или еще какую-то ерунду, но настоящая причина паники мифологическая. Мы признаем, что это архетип, который формировался две тысячи лет, но это признание требует специальной подготовки. В личной жизни часто есть темная комната, где может быть констеллирован архетип. У многих семей есть скелет в шкафу: папа страдает приступами эпилепсии, или дедушка когда-то сидел в тюрьме. Дети быстро разнюхивают такие вещи и очень быстро оказываются раздавленными: толстокожий ребенок, ужасный ребенок упорствует в своих вопросах, но чувствительный ребенок испытывает шок от реакций старших, что порождает болезненную дыру в его бессознательном, которую он защищает на протяжении всей своей жизни. Он всегда живет под впечатлением, что у других людей тоже есть подобный скелет, и его ни в коем случае нельзя трогать. Это ужасающим образом нарушает взаимоотношения на уровне чувств, ведь вы не можете быть человеком, если вам нужно постоянно присматривать за страхом прикосновения к какому-либо скелету.

Когда вещи попадают в бессознательное, теряется лишь сила воспроизводства. Ни одно событие не потеряно, все сохраняется, и даже через десять тысяч лет может всплыть в своей первозданной свежести. Пару лет назад мне очень живо снилось мужское лицо. Поначалу, хоть он и казался мне очень знакомым, я не мог определить его. Затем я вспомнил, что сорок пять лет назад он был моим соседом, в то время мы виделись каждый день, но этот человек давно умер. Но во сне все было очень ясным, будто я встретил его на улице, и он в тот момент очень ярко возвратил все мое окружение, я видел его вместе со всей обстановкой. Через пару недель это лицо исчезло, и я никак не мог, даже собрав в кулак всю мировую волю, вспомнить, как он выглядел. Я мог, однако, долго удерживать в памяти его имя. Год спустя я полагал, что все еще помню имя, затем оказалось, что не помню, и я не имею представления, когда именно оно испарилось. В раннем детстве мы знакомимся со сказками и изучаем мифологию в школе. Читая дальше, на уровне сознания мы забываем ранее прочитанное, но в глубинах все это тщательно складируется в сокровищницу. Одна из наших самых больших опасностей заключается в том, что на поверхности мы не распознаем важные моменты нашей жизни, и именно в такие моменты эти мифологические темы поднимаются из глубин и заявляют о себе. Бессознательное распознало кризис и предупредило нас через сновидение. Если мы понимаем смысл сна, то все идет хорошо, но если нет, то все может пойти наперекосяк, вплоть до самоубийства, как это случилось с нашим нынешним сновидцем.

Я счел необходимым дать вам это общее направление. Постарайтесь сохранить впечатление об этом, нет необходимости запоминать все эти точные детали, но важно осознавать, что сновидение, обсуждаемое нами, происходит из этих глубин.

Наше обсуждение сна закончилось идеальным другом сновидца – В.С. Эта дружба со змеей появляется в Элевсинских мистериях[13]. Посвящаемому представляют змею, чтобы тот осмелился наладить дружеское отношение с животным, вызывающим самый сильный страх – с типичным хтоническим[14] божеством. Поцелуи змеи или дракона – частый лейтмотив немецких мифов, когда кто-то достигает этого уровня (а это часто случается в реальной жизни), дракон превращается в прекрасную женщину или сказочного принца. Прекрасный пример этого лейтмотива можно найти в сказке о Короле-лягушонке.

В.С. был в столь хороших отношениях со змеей, потому что он был бесхитростным ребенком, то есть он был ребенком, доверявшим жизни и вещам. Мать, жившая в Восточной Африке, рассказала мне следующую историю о своем двухлетнем ребенке. В этой стране водится необычайно смертельная и ленивая змея – шумящая гадюка. Восточноафриканское солнце исключительно опасно, все дети должны находиться в тени до четырех часов дня, а матери предпринимают все меры предосторожности, чтобы дети не покидали дом до этого времени. Моя знакомая слышала, как ее ребенок играет на веранде и с кем-то очень нежно общается, будто гладя щенка или котенка. Она пошла посмотреть, что происходит, и обнаружила свое дитя, играющее с гадюкой, которая больше походила на большую палку салями и весьма лениво принимала ласки. У матери хватило ума осторожно отвести ребенка в сторону, не потревожив этим фактом рептилию. Бесхитростность и доверчивость ребенка – это его защита, дети порой падают с высоты четвертого этажа и остаются полностью невредимыми, поэтому мы говорим, что у них есть ангелы-хранители. Это именно то отношение, которое нужно иметь к монстру, чтобы получить ключ от Толедо.

После исчезновения В.С. повествование продолжается и говорит нам, что змея была забыта. Когда сновидец спускается вниз, змея вновь просит вернуть ей ребенка – В.С. Если бы будем воспринимать это буквально, то змей требует невозможного, но на самом деле змея просит самого сновидца прийти к нему словно этот ребенок, вернуться с этим бесхитростным отношением, но сновидец решает поручить эту неприятную миссию своему другу S. Он считает этого друга особенно подходящим для этой миссии, потому что он моложе, глупее и менее важен, чем он сам. S. был весьма мрачен, и даже существовало мнение, что он происходил от мавров. Сновидец обманывает змею тем, что придет сам, но вместо этого собирается отправить своего друга, темную, туманную, типичную неполноценную фигуру, встречающуюся во сне. Сновидец не доверяет своей храбрости и говорит ему, что тот должен отыскать первичную храбрость своей расы. Для этого сновидец посылает друга за мечом на оружейную фабрику по другую сторону реки Тежу. Толедо славится своими оружейными мастерскими. И вновь мы сталкиваемся с символизмом меча, рукотворным острым орудием, волей, которую мы направляем. Этот особый меч, как говорили, был очень стар и происходил из Греции. Это означает, что он – первобытное наследие человечества, в значительной степени сосредоточенное в руках белого человека. Именно с этим мечом он основал колонии, где у туземцев такого меча не было. Это то, что человек имел на протяжении веков: намерение, озарения, понимание и волю. Люди со слабой волей, столкнувшиеся с гордиевым узлом, а также люди в неподходящих отношениях, которые следовало бы разорвать, часто видят во снах подобное оружие.

Сновидец должен взять меч, направить его против себя и пронзить левую руку. Это весьма странная идея. Левое всегда обозначает бессознательное, а правое – сознательное, то есть подразумевается проникновение именно через его бессознательное. Левая сторона – сторона великих эмоций, греки держали свои щиты с левой стороны, ведь это сторона сердца. Сердце, особенно сердце человека, всегда должно находиться в бессознательном. Сновидец должен пронзить свое бессознательное. Когда аналитик хочет впечатлить пациента, он смотрит на него пронзительным взглядом, но этот сновидец должен причинить боль самому себе. Он должен познать свою собственную левую сторону, свою тьму, и если он сможет достичь этого, то сможет установить связь со змеей и завладеть ключом от Толедо.

  

Л Е К Ц И Я   X V I

1 марта 1935 года

 

            Отвечая на один из вопросов, я должен сказать, что с помощью «Bild»[15] (изображение, картинка) я намереваюсь передать более всеобъемлющую идею, чем просто какую-то оптическую картинку, она может также включать в себя то, что услышано, обдумано или прочувствовано. Архетипические картинки играют важную роль во всем искусстве и музыке, это отмечал Шопенгауэр. Большое количество людей все еще задаются вопросом, почему мне было нужно выдвинуть настолько много мифологических ассоциаций, чтобы понять этот сон. Я уже объяснил это, но постараюсь внести еще большую ясность. Сделаем это с помощью диаграммы. 

 

     

 

  • – самый малый круг – сознание;
  • – точка в центре – комплекс эго;
  • – личное бессознательное – темная зона, на которой, словно остров в море, покоится сознание. Содержание личного бессознательного в целом достижимо, мы можем, приложив немало усилий, вспомнить вещи, содержащиеся там, но вокруг всего этого выкопан ров, за которым:
  • – коллективное бессознательное. Я представлю его лишь пунктирной линией, потому что его границы установить невозможно. Оно принадлежит всему человечеству, а также животному миру.

 

Я также нарисую диаграмму в разрезе, чтобы показать, что каждый круг лежит глубже, чем предыдущий.

Я принес с собой диаграмму, вы ее уже видели в прошлом году, она показывает различные структурные слои, расширяющиеся от индивида до наших животных предков (см. летний семестр, лекция VII, 9 июня 1934 г.).

Ниже индивида следует семья, еще ниже – род, затем – нация, следом – европеец, обладающий особой психологией, делающей его принципиально отличным от жителей других континентов. Мы имеем различные фантазии относительно того, кем мы является, но если бы мы могли услышать, что говорят о нас китайцы или примитивы, то это было бы очень поучительным. Неприятную сторону европейцев мы, как правило, не видим. Далее мы приходим к первобытному человеку и многим животным слоям, лежащим в нашем смутном прошлом, если человек раздет, то мы имеем дело с «Bête humaine»[16]. Чем глубже мы идем, тем более общеобоснованным и менее индивидуальным все становится. На уровне Эго слишком много голов, множество мнений и индивидов. На уровне семьи мы все еще отделены от других семей. На уровне рода мы уже очень похожи друг на друга; если мы происходим из одного региона, то мы говорим на одном языке, связаны одними и теми же обычаями, многое можно считать само собой разумеющимся без каких-либо дополнительных усилий. Это особенно заметно, если вы давно живете за границей и вдруг встречаете кого-то, с кем раньше жили в одном районе.

Сон, происходящий из личного бессознательно, трактовать сравнительно легко, но, когда он исходит из коллективного бессозантельного, нам придется спуститься в гораздо более глубокие слои, где обычная речь выражается через археологию, мифологию и так далее. Детали в таких сновидениях отражают вещи, которых нет в обычной жизни, например, пещера, где живет змей. Эти детали приходят из своего рода почвенного слоя, практически нам незнакомого. Мы не имеем возможности исследовать бессознательное с помощью «психологического микроскопа», обнажить его структуру, а если бы мы могли, то мы должны увидеть, что оно начинает свою работу изнутри, словно кристалл. Ничего нельзя увидеть, пока не будут «отсняты» сновидения или фантазии; можно сказать, что архетип не имеет содержания и вообще невидим, априори он принадлежит тому, что французские ученые называют «категориями воображения». Сожалею, что пришлось погружаться в сферу философской непонятности, но эти вещи и вправду чрезвычайно сложны. Я сделаю все возможное, чтобы внести максимальную ясность.

Пора вернуться к нашему сновидению. Мы остановились на любопытной теме ранения левой руки. Эта идея архетипична и очень распространена как лейтмотив в мужских церемониях посвящения. На примитивном уровне инициируемого даже подвергают мучениям, чтобы проверить его выносливость и мужественность. Я уже рассказывал о подобных обычаях, существующих в студенческой среде. Они по-прежнему строго чтятся среди американских студентов, но там они стали такими же безобидными, как и христианское крещение. Вопрос, поставленный в сновидении, звучит так: выдержит ли молодой человек испытание в виде столкновения со змеей? Если да, то он получил бы кинжал, ключ от Толедо; но нам говорят, что он поднимается на поверхность, практически теряя сознание от боли и страха. Поэтому он не может овладеть Толедо, и сновидец завершает свой путь словами: «Я должен оставить его там как украшение стены». Эта картина напоминает мне сумасшедший дом, где множество пациентов пассивно стоит напротив стены, будто статуи, картины или украшения. Этот молодой человек действительно лишился рассудка, поэтому сравнение выглядит вполне уместным.

До этого момента мы были заняты изучением контекста, пришло время заняться интерпретацией. Мы бы зашли слишком далеко, если бы попытались говорить обо всем значении этого сновидения. Начнем с конца, поскольку это часто показывает нам цель сна.

Сновидец увидел этот сон в начальной стадии своего психоза, поэтому мы можем ожидать, что сон проинформирует нас о структуре этого психоза. В сознании и содержании бессознательного присутствует беспокойство, и оно через этот сон отражается наружу, и, возможно, мы сможем найти причины этого беспокойства. Мы знаем, что что-то не в порядке, потому что такие сновидения приходят только тогда, когда с нами происходит что-то существенное. К несчастью, эти важные периоды случаются с нами в тот момент, когда наша дремучесть не позволяет нам осознать их значимость, и постигаем мы их лишь уже в момент страдания от головной боли или в момент страха. Естественно, мы не воспринимаем ситуацию, если точно не знаем, что с нами происходит что-то существенное, поэтому приходит сновидение и сообщает нам об этом. Иногда содержание, принесенное таким сновидением, достаточно опасно; у некоторых людей мозг настолько мал, что «коробочка взрывается», и это настоящая беда. Я неоднократно рассказывал историю о молодом клерке, который после неудачного романа увидел огни, отражающиеся в Лиммате[17], а заодно и получил космическое видение светящихся танцующих пар. Он был наполнен таким чувством личного счастья, что был уверен, будто золотое сокровище ожидает именно его, а на рассвете его арестовали за попытку проникновения в обсерваторию Урания и поместили в Бургхёльцли. Этот безобидный юноша понятия не имел, что он – поэт. Гете или Шиллер написали бы стихотворение и были бы освобождены, но он своим воробьиным мозгом конкретизировал видение, и оно «разорвало» ему мозг. Если бы он мог что-то сделать с этим содержанием, написать картину или стихотворение, он бы в тот же момент увидел в вечных звездах свою историю любви, а его картина или стихотворение стали бы памятником, напоминающим ему о том, что никакое личное переживание не может быть столь великим, чтобы раствориться в вечной картине. Этот случай схожий, потому что наш сновидец тоже терпит крах. Он ничего не смог поделать с содержанием, которое было до него доведено, поэтому трагический финал был неизбежен. Сам сновидец стал украшением стены.

В этом сновидении сновидец представлен как три отдельных человека. Прежде всего, это В.С., мальчик семи лет, который до сих пор герой и друг природы, природы внутри нас. Мы все можем разбиться на группы и пойти прогуляться по Цюрихбергу, но вопрос в том, можем ли мы гулять своими силами? Второй человек – это Эго, которое во сне называется «Я». Третий человек – это тень, друг S. – неэффективная персона, и именно ему сновидец передоверяет свою миссию. Правда, он дает ему хороший совет – поранить левую руку, но тень не способна выдерживать боль, и все же именно этому персонажу оставлено все действие. Это очень частый лейтмотив в сновидениях и в реальной жизни; как часто мы говорим: «О, это случится само», подсовывая нечто бессознательному и надеясь, что кто-то сделает это за нас. В некотором смысле этот оптимизм оправдан, но обычно он играет против нас, а не в нашу пользу. Это показывает тенденцию сознания сновидца оставлять дела незавершенными, потому что он не видит их великой важности. Если бы мы могли понять это тогда, когда достигли важного поворотного момента нашей жизни, мы бы сказали себе: «Теперь мы должны разобраться с этой ситуацией», но в случае с нашим сновидцем этот важный момент ускользает. В сновидении этот момент представлен через необходимость столкнуться лицом к лицу со змеем без страха Змея эквивалентна нижнему уровню психики, инстинктивному человеку. Это образ нашей первоначальной структуры, того, чем мы на самом деле являемся и чем должны быть, но в большинстве случаев не являемся. Это разрывает нас надвое, и мы становимся невротичными. Сон хорошо формулирует это. «Позже змея была забыта, и никто не возвращался, чтобы позаботиться о ней». Все это выражено очень общими словами, как будто это проблема универсального характера, а именно таковой она и является. Все мы забыли об инстинктивном человеке, мы отрезаны от него нашим рационализмом. Очень важно иметь хороший дом с отоплением, возможно, еще и машину, но у всех нас есть внутренняя потребность выражать всю личность человека, ведь чем нам полезна лошадь, которая вовсе и не лошадь на самом деле, или что нам делать с тигром, который пытается стать хорошим тигром и питается яблоками? Господь создал лошадь и тигра, чтобы они были теми, кто они есть, но для нас стало важнее быть мистерами Такими-то и Такими-то, чем выполнять первозданную задачу быть человеком.

  

Л Е К Ц И Я   X V I I

8 марта 1935 года

           

            К сегодняшнему дню поступили несколько вопросов. Первый из них очень философский. Проанализировав многие тысячи сновидений, я не могу сказать, что они являются руководством к действию и подсказывают путь. Как будто сон совершенно не заинтересован в судьбе эго, это чистая Природа, он выражает данную вещь, он отражает состояние нашего сознания с полной беспристрастностью; он никогда не скажет «делать вот так и вот так было бы уместно», но констатирует, что это так. Если кто-то знает, как прочесть смысл сна, то ему очень хорошо, в противном случае это упущенная возможность, но ведь каждый день полон упущенных возможностей. Существуют определенные сны, которые, как кажется, действительно заботятся о судьбе эго, но они принадлежат к категории больших снов. Сны в целом не имеют цели, как и сама природа, разумнее рассматривать их именно с этой позиции.

            Второй вопрос – об образах памяти, возникающих во снах: вещи, страны, ситуации, которые сновидец никогда не видел и не проживал, хотя они и связаны с реальным опытом совершенно иного характера. Это вопрос парамнезии[18], того, что французы называют «le sentiment du “déjà vu”»[19], параллельной памятью. Такие ассоциации не имеют ничего общего с архетипами, вероятно, они построены на архетипах, но сам архетип в них не проявлен. Но в некоторых случаях родства с людьми или вещами личное чувство «дежавю», описанное Гете как «Была ль ты в веках минувших сестрой моей или невестою», затрагивает архетип. В следующем семестре я планирую затронуть это более полно.

            В третьем вопросе спрашивается, можем ли мы видеть в сновидениях опыт, пережитый нашими предками. Я не могу быть в этом уверенным. Существует настолько много любопытных источников, откуда происходят наши сновидения, что мы не можем уверенно сказать, откуда и что проистекает. Здесь мы подходим к криптомнезии (скрытым воспоминаниям). Элен Смит из «Сомнамбулизма с вымышленными языками» Т. Флурнуа – классический пример, и еще один пример я приводил вам из «Заратустры» Ницше. Бенуа в отношении своей «Атлантиды» был обвинен в плагиате «Она» Райдера Хаггарда. Однако, он отрицал это, и я вполне ему верю, поскольку обе эти фигуры связаны с архетипом анимы. Практически невозможно доказать, что именно является реальном наследственным опытом. Во-первых, мы должны быть уверены, что сновидец никогда не слышал ранее об этом опыте, во-вторых, что он действительно имел место, и так далее, то есть речь идет об условиях, в которых сложно быть уверенными.

            Четвертый вопрошающий интересуется, существуют ли определенные типы людей, которые с большей вероятностью видят архетипические сновидения, чем другие. Согласно моему опыту, такие сновидения могут приходить ко всем типам людей. Это вопрос архетипической ситуации в жизни человека. Есть определенные люди с низким порогом сознания, можно сказать, почти что шизофренической тенденцией. У этих людей особенно «тонкая кожа» со слабыми местами, и они проживают архетипические ситуации с гораздо большей готовностью, нежели «толстокожие» люди, колесящие по всему миру, словно подкованные. К примеру, такие события, как военная служба или вступление в брак являются просто сахаром для толстокожих людей, но есть и другие люди, считающие такие переживания наполненными всей трагедией жизни, и они совершенно неспособны выдержать напряжение. Такими переживаниями могут стать и поездка на осле, или ужасный шок, оба аспекта одинаково реальны.

            Давайте вернемся к нашему сновидению, я все еще должен вам ясную интерпретацию. Я сломал голову, пытаясь подобрать ее для вас, и уже неоднократно пожалел, что вообще дал вам этот сон!

            Нам нужно представить себя в ситуации сновидца, эстетичного и чувствительного человека с тонкой, словно хрупкое стекло, душевной организацией, напротив огромного собора, который, несомненно, производит на него глубокое впечатление. Собор представляет целый мир, Дом Божий, величие средневекового мировоззрения. Мы с трудом осознаем, насколько наш современных дух основывается на таком строении, на последнем выражении эпохи. Великая церковь стоит над землей, а под ней скрывается тайна, которую на данном этапе мы не будем пытаться разгадывать, это непостижимый секрет. Сновидец не владеет этим секретом, это секрет владеет им. Главное не в том, во что верит сновидец, а в том, кто он есть; важна не моя вера, важен я сам, каждый жест предает меня. Мы не знаем, в чем заключается этот секрет, но символы, обнаруженные сновидцем, указывают на историю, на то, что имеется в виду не только христианское мировоззрение, но и совершенно другие мировоззрения, которые церковь предпочла бы оставить незамеченными. Тьма лежит под сознанием, под бессознательным, она – темное место под церковью. Мы не знаем, что это такое, но мы находим здесь ниточку. Тайна была известна церкви, и она строго охранялась от мирского внимания. Христос упоминался как рыба. В недавно обнаруженном папирусе, хранящемся в британском музее, он упоминается под тайным знаком ХР. Отсюда происходит знак . Такие знаки встречаются в гностицизме; высказывания апостола Павла, несомненно, связаны с гностицизмом. На гностических драгоценных камнях мы находим символ вазы, вазы греха. Гнозис – нарушитель спокойствия церкви, но он полон психологических истин, многие из которых еще не открыты. Ваза была кратером, и о ней часто думают при размышлениях о врачевателе Эскулапе. В египетском случае это колодезное ведро, в которое набирали плодородные воды Нила. Схожий символ появляется следом в легенде о Граале и, похоже, там и подходит к своему окончанию. В истории о Парцифале, написанной Вольфрамом фон Эшенбахом в начале тринадцатого века, мы находим предложение: «Зовется он Lapsit exillis»[20], что было истолковано как «lapis ex coelis»[21] - драгоценный камень, пришедший с неба, из него и был сделан Грааль. Но в оригинале было именно слово «exilis», оно означает «маленький», «незначительный», и это казалось настолько странным, что значение слова предпочли изменить. Примерно в то же время в Провансе философ Вилланова говорит о философском камне как о «lapis exilis», описывая его как единственный камень, единственное снадобье, единственную вазу, символ исцеления. Это приводит нас к тайному гнозису средневековья, когда он принимает форму алхимии. Это тайное учение продолжается и в наши дни в форме тайных обществ, наиболее важным из которых являются Свободные Масоны. Они ценят не «дневное» сознание, а вещи, которые принадлежат «ночному» сознанию. Огромное количество членов таких сообществ показывает, насколько живы до сих пор все эти вещи. Я привел вам одну эту последовательность, она должна послужить примером, который покажет, что то, что делается сейчас, уже было сделано ранее, и это повторится снова. Наш сновидец не был членом какого-то из этих тайных сообществ, он – непредубежденный молодой человек, поэтому его сновидение происходит прямиком из бессознательного. Среди примитивов тоже есть тайная темная жизнь, и, если мы не знаем об этом, мы ничего не поймем в их психологии. Если мы будем искать нашу связь со змеей, то придем к спинному мозгу, а это указывает на животную душу человека, которая ведет его вниз в телесную тьму, в инстинкт, с которым человек встречается в животной форме во внешнем мире. Когда мы приходим к инстинкту во внутреннем мире, то он проявляется как содержащий самые странные вещи, как вот в этом сновидении. Задача, поставленная перед сновидцем – отыскать связь с этой темной инстинктивной душой. Это сложная задача, потому что он не получит никакой помощи от временной эпохи, в которой он живет, потому что эта инстинктивная душа отрицается со всех сторон. Такое заявление способно помочь нам не больше, чем огульное утверждение вроде того, что бактерий или комаров не существует; они есть, и точно также существует инстинктивная душа. Если утрачивается тайное учение первобытного племени, то все племя разбивается на осколки, поскольку оно теряет связь с материнской душой. Это означает, что оно утратило почву под ногами, но жизнь цивилизованного человека вообще больше походит на воздушный шар, который нигде не соприкасается с землей, с реальностью. Примитивы – это на самом деле человеческие животные, устойчиво стоящие на земле и живущие на ее энергии. Мы же – просто просвещенные!

            Мы видим собор, но не знаем, что под ним, не знаем, что это за собой, какой религии он принадлежит. Мы не знаем, почему существует христианское мировоззрение, и почему оно так сильно насаждается. Истинная причина в том, что эти вещи – эти главные корни человека – лежат внизу, они принадлежат к тайному учению и должны быть скрыты. Церковь была построена над ними, и по этой причине люди были отрезаны от своих корней. Единственное, с чем мы не можем бороться – это безумие человека и его больные идеи; когда глубинные корни обрезаны, то будет большой удачей, если не произойдет всеобщего «взрыва» наполненных газом воздушных шаров, парящих над землей.

            Этот молодой человек имел возможность возвратиться к этим корням и подобрать их безо всякого лукавства, хотя и с полным осознанием того, что он делает. Но он предпочитает обмануть змею и передать свою миссию тени. Он не осознает своей проблемы. Задача каждого из нас состоит в том, чтобы познать пути левой руки, пронзая ее ясным озарением интеллекта. Это чрезвычайно больно, но если мы сможем это сделать, то научимся видеть в темноте и раскроем тайну, которая является основой и смыслом, лежащим под всеми философиями и религиями на Земле.

 

 

[1] греческое слово, обозначающее священное, оберегаемое место – Прим. пер.

[2] Инкубация сна – создание сознательного намерения относительно сна до того, как начинается процесс сновидения; проектирование сценариев снов. – Прим. пер.

[3] Тауроктония, тавроктония – с греч. «убийство быка». – Прим. пер.

[4] в древнегреческой мифологии юноша необычайной красоты, родом из Фригии, возлюбленный Кибелы. Википедия: свободная энциклопедия. – Прим. пер.

[5] (греч. κατάβασις) — сошествие в ад (лат. descensus ad inferos, нем. Höllenfahrt), мифологема, возникшая в эпоху развитого земледелия. Предшествует анабасису — «восхождению». Википедия: свободная энциклопедия. – Прим. пер.

[6] Происхождение слова «грааль» неясно. По одной из версий, оно восходит к латинскому «gradale»: в IX веке некий Бернгард фон Верден писал германскому императору Лотару II о «великолепном gradale из Александрии» как о блюде или чаше. http://www.manwb.ru/articles/simbolon/mith_and_simbol/graal_enigma/ - Прим. пер.

[7] Закуски – Прим. пер.

[8] Славный Царь (лат.) – Прим. пер.

[9] Род многолетних травянистых растений семейства Паслёновые. Виды мандрагоры встречаются в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях. Корни растений этого рода иногда напоминают человеческую фигуру, как у женьшеня, в связи с чем в древности мандрагоре приписывали магическую силу. – Прим. пер.

[10] Springwurzel (разрыв-трава). Славянской разрыв-траве соответствует германский Springwurzel (букв. разрыв-корень). Согласно Плинию, мифическая разрыв-трава – это Euphorbia lathyris (молочай), волшебная трава, которая обладает силой открывать замки, рушить оковы и разбивать скалы. https://studopedia.ru/19_179885_travi-v-skandinavskoy-magii.html – Прим. пер.

[11] Арль - город и коммуна на юго-востоке Франции в регионе Прованс. – Прим. пер.

[12] Досл. «большой друг» (фр.) – Прим. пер.

[13] Обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны, которые проводились ежегодно в Элевсине (около Афин) в Древней Греции и из всех древнегреческих обрядов считались наиболее важными. Википедия: свободная энциклопедия. – Прим. пер.

[14] Хтонические существа - существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д. Википедия: свободная энциклопедия. – Прим. пер.

[15] изображение, картинка, образ, отображение, отражение (нем.) – Прим. пер.

[16] Человек-зверь (фр.) – Прим. пер.

[17] река в Швейцарии, правый приток Аре – Прим. пер.

[18] Парамнезия - нарушения и расстройства памяти, выражающиеся в ложных воспоминаниях; может происходить смешение прошлого и настоящего, а также реальных и вымышленных событий. Википедия: свободная энциклопедия. – Прим. пер.

[19] «Чувство дежавю» (уже увиденного, фр.) – Прим. пер.

[20] Этот словосочетание породило множество споров относительно его значения. – Прим. пер.

[21] «камень, упавший с небес» (лат.) – Прим. пер.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики