Версия для печати
Четверг, 08 марта 2018 09:29

Асенат Мейсон Мистерии Лилит

Асенат Мейсон

Мистерии Лилит

Введение

Лилит является, вероятно, самой известной из демониц Западной эзотерической традиции. Если вы держите в руках эту книгу, её имя, вероятно, знакомо вам также как и нам. Но что вы знаете о ней? Является ли она для вас просто демоном или богиней? Вы ведите её порочной убийцей детей или могущественной женской силой? Предстаёт ли она в вашем воображении шлюхой и похотливой суккубой или гордой и независимой женщиной, не имеющей партнёра и всегда остающейся девой? Или, возможно, это просто внутренний импульс вашего подсознания? Все эти и многие другие роли приписываются Лилит в мифах и легендах, с третьего тысячелетия до нашей эры до наших дней, мы можем найти их описания как на древних шумерских табличках, так и в современных книгах по магии и женской психологии.

Впервые, в шумерской традиции, на своих древнейших изображениях она показана обнажённой, с выдающейся грудью и распущенными волосами, символизирующими необузданную сексуальную силу, являющуюся ключом к её инициатическому гнозису. В средневековых легендах она появляется в качестве Эдемского Змея, соблазняющего первых людей отведать плоды Древа Познания – первого искусителя и противника в истории человечества. В еврейской традиции она является первой женой Адама и матерью всех демонов и мерзостей земли, Царицей Савской из легенд о царе Соломоне, и, даже, в отсутствии Матронит, женой Бога. В европейском фольклоре мы встречаемся с ней как с богиней, председательствующей на Ведьмовских Шабашах и возглавляющей Дикую Охоту. Она отождествляется с Медузой, убивающей мужчин своим смертельным взглядом, с Гарпией, кричащей по ночам, Ламией, пожирающей своих любовников, и с другими кровожадными колдуньями и поедающими людей монстрами. Наконец, в феминистской идеологии она является символом освобождённой женщины, а в Юнгианской психологии она представляет собой Аниму – тёмную, бессознательную часть Я. Она имеет так много масок, что каждый раз, когда мы готовы решить, что знаем её всю, она раскрывается по-новому, показывая нам совершенно неизведанный аспект себя и смеясь над нашим невежеством.

Самое первое упоминание сущности с именем похожим на Лилит можно найти в шумерской царской родословной, относящейся к третьему тысячелетию до нашей эры, говорящей, что отцом известного героя Гильгамеша был демон «Лилу», своего рода инкуб. В Месопотамской традиции существовало несколько типов духов, связывавшихся с сексуальной активностью: мужские, называвшиеся Лилу, женские, носившие названия Лилиту и Лили, а также – Ардат-Лили и Ирду-Лили. Считалось, что Лилу блуждает в пустынях и на открытых местах и представляет особенную опасность для беременных женщин и младенцев. Лилиту, по-видимому, была его женским аналогом, а Ардат-Лили (чьё имя означает «дева Лилу») была, предположительно, молодой девушкой неспособной к нормальной сексуальной активности и проявляющей агрессию к молодым мужчинам. Ирду-Лили же был её мужским аналогом. Но в современную эпоху эти теории часто ставятся под сомнение, так как многие учёные утверждают, что первоначально эти духи были демонами штормов и ветров, а их ассоциирование со средневековыми суккубами и инкубами является результатом плохих переводов и толкований. Это напоминает нам про известный терракотовый рельеф Вавилонской эпохи, обыкновенно отождествлявшийся с Лилит, на котором изображена женская сущность с крыльями и ногами совы, стоящая на двух лежащих львах и окружённая совами. Первоначально решили, что это изображение представляет Лилит, но сейчас его правильнее идентифицируют скорее с Иштар или Эрешкигаль. Ведь, в действительности, имя «Лилит» происходит, вероятнее всего, из Иврита, потому как в Месопотамских источниках найдено оно не было. А то, что мы находим там однокоренные ему слова, не должно обязательно отсылать нас к Царице Ночи еврейской традиции. Например, в шумерском эпосе о Гильгамеше и Древе Хулуппу упоминается женский дух, обитающий в нём, которого иногда считают Лилит, но имя, произносящееся в тексте, расшифровывается как Лиллаке или Ки-сикил-лил-ла-ке. Подобные производные от её имени находятся и в других текстах, но не совсем понятно имеют ли они отношение к сущности, представляющей собой еврейскую Лилит. К сожалению, мы имеем недостаточно источников для того, чтобы понять, как незначительная демоница из древних мифов, управляющая ветрами, смогла стать матерью всех злых духов и королевой ада в средневековой Каббалистической традиции. На этот вопрос, вероятно, может ответить только сама богиня.

Из древних источников мы также должны упомянуть сообщение в Библии, а именно, Исайя 34:14, предположительно, относящееся к Лилит, действительность чего, правда, тоже часто ставится под сомнение. Но это единственная ссылка на Лилит, которую можно найти во всей Библии:

«И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное приведение и находить себе покой».

Но так как слово «лилит» всё же не упоминается в этом отрывке как имя, а во многих версиях Библии переводится и вовсе как «ушастая сова», считавшаяся одним из нечистых животных, которых Яхве накажет в день мести. Это снова оставляет нас без ценной ссылки, которая позволила бы нам приблизиться к пониманию корней богини.

Однако, мы встречаемся с ней в еврейской традиции. В Талмуде мы находим ссылки на существ, называемых «Лилин», имеющих человеческий облик и крылья, и, возможно, каким-то образом связанных с Лилит, Рафаэль Патай в книге «Иудейская Богиня» пишет, что имя «Лилин»- это форма имени Лилит мужского рода, множественного числа. Также в Талмуде содержится самый известный миф о Лилит, записанный ещё в Алфавите Бен-Сиры, согласно которому Лилит была первой женой Адама, жившей с ним ещё до Евы. По этой легенде Лилит и Адам были созданы вместе из праха земного. В сотворении они были равны, но не смогли обрести вместе счастья и понимания. Когда Адам хотел возлечь с ней, она отказалась лечь под него, а так как он по-прежнему пытался подавлять её, она покинула его, убежав из Эдемского Сада. Это случилось весьма драматическим образом- разъярившись, она поднялась в воздух и, прокричав тайное имя Бога (Шемхамфораш), улетела, чтобы поселиться затем на побережье Красного Моря (в мифической земле Знмаргад), где она начала совокупляться с демонами и рождать от них каждый день сотни демонических духов. Видя это, Бог послал за ней трёх ангелов: Сеноя, Сансеноя и Семангелофа. Найдя её на берегу Красного Моря, они решили вернуть Лилит обратно или утопить в воде, но случилось не то, что они задумали. Вместо этого, они заключили договор, согласно которому Лилит обещала сохранять жизнь новорождённым детям Адама, если они будут защищены амулетами с именами трёх ангелов на них. Также она согласилась на смерть сотни её собственных детей каждый день. После чего ангелы оставили её в одиночестве, а она стала Царицей Земаргад и матерью всех демонических духов земли с того момента и до наших дней.

Талмуд также рассказывает дальнейшею историю Лилит- когда первые люди были изгнаны из Райского Сада, Адам погрузился в покаяние, продолжавшееся на протяжении ста тридцати лет. Во время которого он постился и воздерживался от общения с Евой, но свои недобровольные ночные выбросы контролировать он не мог, ведь их вызывали Лилит и Наама, посещавшие его ночью и воровавшие сперму для создания злых духов. В это же время мужские духи приходили и оплодотворяли Еву, которая, благодаря этому, стала матерью бесчисленных демонических духов, названных язвами человечества.

В еврейской традиции Лилит является матерью всего зла в мире, а потому часто считают, что, именно, она или Самаэль, её демонический супруг, был тем, кто пришёл к Адаму и Еве в обличии Змея, соблазнив их попробовать плоды Древа Познания. Затем Самаэль как Змей возлёг с Евой, и она зачала от него Каина, первого убийцу, иногда считают, что Ева в то время была одержима Лилит, благодаря чему она и её демонический супруг являются истинными родителями первого человека из линии Каина. Также стоит отметить, что суккубы и инкубы, соблазнявшие Адама и Еву, не упоминаются в источниках Талмудического периода, а значит Лилит уже позднее начала ассоциироваться с подобными ночными атаками и стала мифическим прототипом демонической соблазнительницы.

Страх перед Лилит был очень распространён в то время, что подтверждает множество находок, относящихся к VI и VII векам нашей эры и содержащих заговоры и обереги, защищающие от неё или «Liliths», это указывает на то, что первоначально «Лилит» называли не одно существо, а целую группу духов. Об этом говорится, например, в арамейских заклинаниях, найденных на чашах, содержащих магические тексты, записанных на амулетах и вырезанных на других предметах, предназначавшихся для защиты владельца, его дома и семьи. Согласно этим текстам, которые позже стали источником самых популярных мифов о Лилит, она и её демоническое потомство являлись суккубами и инкубами, посещавшими по ночам спящих мужчин и женщин, и были особенно опасны для женщин в определённые периоды цикла их сексуальной жизни: до дефлорации, во время менструации, при беременности и т.д. Грубое изображение на одной из еврейских чаш показывает Лилит обнажённой, с длинными распущенными волосами, большой грудью, подчёркнутыми гениталиями и скованными лодыжками. Считалось, что как только «Лилит» или «Лилин» сумеет связать себя с мужчиной или женщиной, он или она приобретает право на сожительство с этим человеком, для отчуждения которого изгоняемому необходимо предоставить разводное письмо. Ревнуя своего любовника к его супругу, они нападают на детей, рождённых в нормальном человеческом браке, мучают и душат их, а также препятствуют рождению новых, вызывая бесплодие, выкидыши и осложнения во время родов.

Такое представление о Лилит преобладало в течении многих веков, распространившись из Вавилонии на восток, в Персию и другие близлежащие регионы. Однако, в эпоху средневековья её роль изменилась и эволюционировала самым существенным образом, в ранних каббалистических сочинениях (начиная с XIII века) к ней больше не относятся как к низшему демону, связывающемуся с сексуальной активностью, а говорят уже как о тёмной стороне Шекины и супруге самого Бога. В этот период мы сталкиваемся со множеством различных теорий, повествующих о её происхождении, силе и роли в истории человечества. Согласно одной из них, она была создана до Адама — в пятый день Творения, там объясняется, что она была «живым существом», которым во множестве Бог заполнил воды. Менее благоприятная версия показывает её созданной вместе с Адамом, но в то время, как Адама Бог сотворил из чистой земли, Лилит он создал из грязи и земли нечистой. Ещё одна идея состояла в том, что на момент Творения Лилит уже была существующей душой, и хотя Бог вдохнул «дыхание жизни» в Адама, создав тем самым его душу, Лилит первой была вызвана из глубин Великой Бездны, в которой она изначально и обитала. После этого появились истории, рассказывающие о Лилит не как о существе, сотворенном Богом как всё остальное, а как о божественной сущности, возникшей спонтанно вместе с Самаэлем из Великой Бездны или из карающего аспекта Бога (Гебуры), разлившего из сфер вовне содержащийся в них божественный свет и создавшего Древо Клифот. Некоторые каббалистические писатели даже пошли так далеко, что начали утверждать, что Лилит это и есть Клифот, аргументируя это так- когда в день Творения появился «первый свет», он сразу же стал сокрытым и святым, будучи окружён шелухой зла. Эта шелуха (q'lippa) распространилась и произвела другую шелуху, это было ни что иное как Лилит.

Также многие мифы и легенды рассказывают об отношениях Лилит и Самаэля. В трудах двух братьев, Исаака и Якоба ха-Коэнов, особенно, в Трактате о Левой Эманации, она и Самаэль описаны рождёнными вместе, единой эманацией, в обличии андрогина, разделившегося затем на двух существ, сливающихся воедино только при сексуальном соитии, происходящем через посредника- мистического «слепого дракона» Танин’ивера. Считается, что «мистический брак» Самаэля и Лилит рождает существо известное как «Зверь», «Ангел Сатана» или «Другой Бог». Иногда думают, что оно и было Змеем Эдемского Сада и первым инициатором человечества. В отличии от Адама и Евы, отражающих «нечто высшее», Лилит и Самаэль представляют что-то изначальное, подобное Пустоте, из которой они вышли. Источники, повествующие об их отношениях, также рассказывают и о том, что Бог разделил Самаэля и Лилит, кастрировав его и сделав её бесплодной, но они постоянно желали друг друга и, наконец, нашли способ, они стали спариваться с помощью Слепого Дракона, подобного Библейскому Левиафану. Считается, что этот союз: Самаэль, Лилит, и Танин’ивер- составляет изначальное существо, предшествовавшее Творению и могущее уничтожить весь мир в любой момент.

Интересны также отношения Лилит с Богом. В каббалистической традиции говорится о том, что Бог отослал прочь Матронит, свою жену, и взял на её место (рабыню). Этой рабыней и считалась Лилит. Её называли Чужой Короной и считали правительницей Другой Стороны, под этим названием подразумевалась Ситра Ахра. Матронит в раввинской литературе является аспектом Шекины, женской стороны Бога. Её роль очень сложна, а потому для её обсуждения потребуется отдельное эссе. Здесь же нам достаточно сказать, что средневековые каббалисты считали, что Шекина объединяет в себе светлые и тёмные аспекты, а в Зогаре мы читаем: «Порой Шекину называют Матерью, порой Рабыней, а порой и Дочерью Царя». Это даёт нам возможность по-новому взглянуть на Лилит- она является частью Божественного Женского, не противником Бога, а эманацией его божественной сущности. И, действительно, часто роль Лилит в Кабале является весьма неоднозначной, иногда её ассоциируют с «ангелом Бузнаи», связанным с иерархией Херувимов, а одно из её наименований- Посланник Бога, в этом тайном аспекте она действует от имени Бога как сила возмездия подобная Немезиде. Сама Шекина может проявляться как Матронит, её светлая сторона, и как Лилит, её тёмный аспект, и только, оценив все обстоятельства, можно понять, в доброй или злой форме она пришла.

Эта каббалистическая легенда подобна современной психологической интерпретации мифа Лилит. В Юнгианской психологии Лилит является Анимой, женским аспектом подсознательного. Согласно К.Г. Юнгу, когда Адам отверг эту часть Себя, она превратилась в Тень (Самаэля) и, приняв демоническую форму, начала стремиться к господству. Это подтверждается историей из Талмуда, в которой Адам создаётся как андрогинное существо, содержащее в себе мужское и женское. Из-за этого Лилит может рассматриваться как женский аспект мужчины. Но роль Лилит и в мужской, и в женской психологии гораздо обширнее, ведь это лишь одна из возможных её интерпретаций.

Но не в Зогаре, а в мифах и легендах еврейского народа можно найти больше всего информации о Лилит и о её бесчисленных ликах и проявлениях. Некоторые из этих легенд открывают её имена, например, список, который, как считается, показала пророку Илье сама Лилит: Абеко, Абито, Амизо, Батна, Еила, Ита, Изорпо, Кали, Кеа, Кокос, Лилит, Одам, Партаса, Патрота, Подо, Сатрина и Талто. Подобный же список даёт Ханауэр в Народной Традиции Святой Земли: Абро, Амиз, Амизу, Авиту, Битуах, Ик, Кале, Кэкаш, Кема, Лилит, Парташа, Петрота, Подс, Рафи, Сатрина и Филфо. Словарь Ангелов добавляет к этому списку следующие имена: Абизу, Алио, Алу, Ардад Лили, Галлу, Гелоу, Гилоу, Зариэль, Зефонит и Ламассу. Помимо всех этих мы можем найти ещё множество её имён и наименований в других источниках. Лилит называют Северянкой, Матерью Абортов, Скудной Мерой, Ночной Колдуньей, Душительницей Детей, Алой Блудницей, Иностранкой, Девой, Разрушительницей, Принцессой Визга, Грубой Шелухой и Концом Всей Плоти.

Некоторые из её ликов и изучаются в этой антологии. Будучи написанной активными практиками, эта книга объединяет в себе эссе, ритуалы и уникальные произведения искусства, посвящённые Королеве Ночи, Тёмной Богини Клифот. Забываемая и отвергаемая, почитаемая и боготворимая Лилит была частью Западной культуры во все времена. Рассматриваемая одновременно и как прекрасная соблазнительница, и как безжалостный демон она является Змеем и Противником, первой женщиной и изначальной инициатрикс, посвящающей в тайны тёмной стороны Кабалистического Древа Жизни. Её ритуалы- работы любви и боли, секса и трансгрессии, трансцендентности и имманентности, она существует в корне желания всех людей прошлого, настоящего и будущего. Этот архетип никогда не был полностью понят во всей его глубине, а потому он, постоянно разворачиваясь, бросает нам вызов: признать наши страхи и страсти и превратить их в орудия власти.

В этом томе вы найдёте личные истории практиков, отважившихся войти в священный и нечестивый сад Тёмной Королевы Ситра Ахра и вернувшихся оттуда преобразованными и усиленными её гнозисом. Заклинания и инвокации, магия сновидений и управляемые медитации, видения и интимные встречи с Лилит- всё это содержится в этой небольшой, написанной с точки зрения Пути Левой Руки и Драконианской Традиции книге. Я говорю «небольшая», потому что не одна книга не в состоянии охватить Лилит во всей её полноте, во всех её ликах и проявлениях, а наша и не стремится к этому. Возможно, однако, она вдохновит вас на ваши собственные исследования этой пленительной богини, развенчание распространённых заблуждений, связанных с Лилит, и восстановление её законного места в качестве Королевы Ночи и известнейшего представителя Тёмного Женского– архетипа такого же древнего как и история самого человечества.