Воскресенье, 08 ноября 2009 01:41

Рене Розен Богиня без традиции

Рене Розен

Богиня без традиции:

Моя личная теология Лилит

Неоязычник, собравшийся поклоняться Лилит, как богине, сталкивается со множеством трудностей, не знакомых обычному неоязычнику. Если неоязычник решит поклоняться типичному божеству из дохристианских времен, он столкнется с необходимостью исследовать древние традиции, связанные с этим божеством и создать по этим традициям рабочую теологию и множество обрядов. Обычно информация о древних традициях, которой мы обладаем, носит отрывочный характер – по меньшей мере, и мнения большинства ученых не сходятся по сути как самой теологии, так и обрядов, связанных с конкретным божеством.

Однако, в отношении Лилит, это еще труднее, поскольку изначально она была демоном, а не богиней, и поэтому не существовало никаких древних практик, связанных с ней, за исключением ритуалов и амулетов, оберегающих от нее и ее потомства. Почитатель Лилит должен не только создать посвященную ей теологию, представляющую ее в положительном свете – какой древние никогда не обладали, но ему также потребуется набор обрядов для поклонения Ей – каких до этого века не существовало.

Для меня, вопрос теологии первичен, поскольку я не придерживаюсь конкретной традиции, на которой могли бы основываться вышеупомянутые обряды. Возможно, скажем, для виккана, ритуальный аспект значительно проще, поскольку он может просто представить Лилит в качестве одного из аспектов Тройственной Богини и использовать традиционные викканские обряды поклонения Ей. С другой стороны, я не пользуюсь подобным набором обрядов, к тому же я хотела бы иметь возможность чествовать саму Лилит, а не выдергивать методику разработки ритуала у каких-либо неоязычников.

В силу недостатка ритуальных работ, напрямую посвященных Лилит, сейчас я собираюсь сосредоточиться на ее истории и теологии, хотя этот веб-сайт является попыткой современного "служения", в Ее честь. (См. обсуждение обоих мои идеи, стоящих за созданием Святилища Лилит, а также в целом концепцию виртуальных святынь в моей статье "Виртуально Лилит" в выпуске «Зеленого Яйца» за август / сентябрь 1997 года). Мое толкование Лилит является современным и находится под влиянием других современных интерпретаций Ее. Впрочем, в отличие от некоторых современных интерпретаций, моя учитывает то, что известно о ее истории, в отличие от проецирования моих современных убеждений на верования древних. Я полностью признаю, что моя интерпретация Ее значительно отличаются от древних и не стану извиняться за это – я не жила в древние времена, и не могла смотреть на мир подобно древним, посему мое толкование божеств значительно отличается от античных.

Для меня, Лилит – богиня женских независимости и автономии, как в сексуальном, так и в других аспектах жизни. Лилит не склоняется ни перед одним человеком, ни перед одним богом, ни даже перед самим Яхве. Она также богиня женской сексуальности для удовольствия ради, а не только в репродуктивных целях. В отличие от обычной богини плодородия, половой акт для Лилит не так сильно связан с размножением.

Основным источником, связующим Лилит с женской независимостью является история Первой Евы, берущая начало в средневековом еврейском труде под названием «Алфавит Бен-Сиры». Хотя эта история далеко не столь же древняя, как другие мифы о Лилит, она стала самой влиятельным дополнением к ее мифу, с момента первого появления Лилит в еврейской мифологии и фольклоре. Этот миф вдохновил большинство феминистских и неоязыческих трактовок, хотя немногие знают, как недавно, собственно говоря, миф образовался.

Хотя этот миф не самый древний среди прочих, это не обесценивает его использование для толкования Ее природы. (Это лишь делает несостоятельным использование его в качестве "доказательства" факта, что Лилит первоначально была богиней, а не демоном). В конце концов, крайне маловероятно, что подобная история была бы написана, если бы она не вписывалась в раннюю концепцию Лилит – кровососущего суккуба и ведьмы, убивающей детей. (В этой статье, термин "ведьма" употребляется не в неоязыческом смысле, когда отдельно не указанно обратное, а в более популярном смысле злой колдуньи, поскольку именно подобное представление использовалась при описании Лилит).

Обычным толкованием происхождения истории Первой Евы является то, что раввины того времени воспользовались историей Лилит для объяснения противоречий между историями сотворения в Быт. 1:1 и Быт. 1:2-3. По соответствующей истории в Быт. 1:1, мужчина и женщина сотворены в одно и то же время, тогда как в Быт. 1:2-3, мужчина, Адам, сотворен первым, а женщина, Ева, создается позже. Поскольку раввины того времени толковали Тору в буквальном смысле, им пришлось выступить с объяснением очевидного противоречие между двумя историями. Отшлифованный миф о Лилит с историей Первой Евы стал их ответом на этот вызов.

Хотя это может быть одной из причин для создания истории Первой Евы, я сомневаюсь, что это причина была единственной или даже очень серьезной. Во-первых, история не разрешает все противоречия между двумя создания историями сотворения – сам порядок творения как и прежде различен в каждом предании. Если это была только попытка разрешить противоречия, следовало ожидать, что автор разберется и с другими несоответствиями, подобными этому.

Однако что важнее, сам характер Алфавита Бен-Сиры делает такое толкование весьма маловероятным. Алфавит Бен-Сиры – не типичный раввинистический мидраш, каким его хотят видеть некоторые современные авторы. Напротив, это спорный труд, считаемый большинством исследователей сатирой на иудаизм и еврейскую культуру, хотя некоторые ортодоксальные евреи считают его антисемитской работой, написанной, чтобы опорочить иудаизм. Независимо от истинного характера Бен-Сиры, в произведении, скорее всего, не предпринималось серьезной попытки объяснить очевидные библейские противоречия.

Хотя разрешение библейских расхождений возможно и не было изначальной задачей истории Первой Евы, вероятно это послужило причиной того, что впоследствии легенда стала настолько популярна как среди иудеев, так и среди христиан. Другая причина популярности этого мифа в том, что он хорошо согласуется с предыдущей интерпретацией характера Лилит. В двух основных аспектах природы Лилит до истории Первой Евы, она была вампиром-суккубом и ведьмой, убивающей детей. Оба этих аспекта олицетворяли зло, так же как идея независимой женщины.

Кроме того, история Первой Евы весьма драматично и безапелляционно утверждает второсортный статус женщин, что немаловажно хоть с учетом поддержки такого неравенства иудеями и христианами Средневековья вплоть до ХХ века, а также, скорее всего, автором Бен-Сиры, хоть с учетом противостоящих этому в числе современных феминисток и неоязычников. Кроме того, история Первой Евы был первым мифом о Лилит, придающий многогранность ее личности. До истории Первой Евы, она лишь ночной демон, одной из многих. Хотя она обладала большей спецификой, чем другие, она не являлась вполне многогранной фигурой с какими-либо задатками личности или чертами характера, кроме соблазнения спящих мужчин, и убийства новорожденных в колыбели. Поэтому не удивительно, что важнейшая часть ее мифа средневекового происхождения, которой стала история Первой Евы.

Понимание Лилит, как богиню женской сексуальности удовольствия ради, является гораздо более поздней интерпретацией Ее, хотя оно также основана на ее древних чертах. Как я упоминала ранее, в древнем толковании, двумя ее чертами были суккубизм и ведьминская природа. Черты суккуба, однозначно, являются важнейшими в моем понимании ее, как богини женской сексуальности, хотя ведьминская природа также сыграла свою роль. Лилит получает любого мужчину, которого хочет, в любое время, когда захочет (пока он спит). Она берет его, хочет ли он того или нет. Детоубийственную ведьминскую природу Лилит можно считать частью этой интерпретации, а учитывая, что результатом секса часто становятся дети, Лилит избавляется от этого результата (даже если убитые дети не являются ее собственными, хотя надо помнить, что по одной из версий легенды, она порождала тысячи детей каждый день, а частью ее проклятия за покинутый райский сад, было уничтожение половины этих детей ежедневно). Она хочет секса ради секса, а не ради сохранения рода.

Восхищение этой чертой Лилит ни в коей мере не оправдывает изнасилование или сексуальное надругательство женщин над мужчинами. Скорее это ближе к почитанию Пана за его неутомимую сексуальность, хотя технически многие его "соблазнения" будут считаться изнасилованием по сегодняшним меркам. Восхваляется неумолимая, бескомпромиссная сексуальность Лилит, а не последствия для жертв вышеупомянутой сексуальности. Последовательницы Лилит не должны домогаться мужчин, как и последователям Пана не следует домогаться других, за исключением, возможно, ритуальных рамок, в данном случае это не будет насилием, учитывая согласие участников. Не следует подражать богам вслепую, но стоит научиться у них применимому к человеческой жизни.

Лилит, как богиня женской независимости и женской сексуальности ради удовольствия может стать могущественным божеством для современных женщин, а также для мужчин, хотя большинство мужчин будут относиться к ней иначе (за возможным вычетом трансвеститов, травести, и остального среднего пола, выходящего за рамки данной статьи). Для женщин, она представляет сильный образец для подражания. Однако женщинам не следует, забывать ее негативные черты, например детоубийство. Эти негативные аспекты могут служить напоминанием, что независимость и ярость могут зайти слишком далеко, став разрушительными и бесполезными. С другой стороны, если женщины будут иметь это ввиду, Лилит может оказать мощное воздействие на их раскрепощение.

Для мужчин, Лилит также образ сильной женщиной, которую можно почитать. На основе уважения и почитания Лилит, они могут научиться восхищению ей, как независимой женщиной, а не просто богиней, которая издавна служившей людям. Однако всегда существует риск для мужчин, что они будут поклоняться Лилит, но не окажут подобного уважения реальной женщине.

Мужской тенденции поставить богиню и идеализированную женщину на пьедестал, но обращаться с реальными женщинами, как с не вполне равными людьми, следует остерегаться, как женщинам, так и мужчинам. В противном случае, культ Лилит можно было бы использовать, чтобы держать женщин на своем месте, особенно если учитывать только сексуальные аспекты Лилит. Существует тенденция для мужчины желать исключительно сексуального раскрепощения женщин, но не в других аспектах их жизни, лишь для того, чтобы мужчинам удавалось чаще затащить их в постель. Женщинам следует непрестанно держать это в уме и полагаться на собственную природу Лилит, чтобы требовать их равенства во всех проявлениях жизни, а не только в сексуальном. Да, сексуальное освобождение женщин имеет большое значение, но оно не должно достигаться ценой полного освобождения женщин.

Другие материалы в этой категории: « История Лилит Мифология Лилит »

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики