Воскресенье, 08 ноября 2009 01:47

Мифология Лилит

Мифология Лилит

Представленная здесь глава, посвященная Лилит, взята из книги Роберта Грейвса и Рафаэля Патая «Иудейские мифы: Книга Бытия» (New York: Doubleday, 1964), стр. 65-69. Грейвс и Патай собрали традиционные иудейские мифы, которые развивают (и иногда радикально пересматривают) истории Книги Бытия. Эта глава, под названием "Спутницы Адама ", частично разбирает миф о Лилит. Каждый раздел главы, приведенной здесь, рассказывает "историю", собранную из небиблейских источников, зачастую Талмуда – источники снабжены сносками. За сносками следуют примечания авторских комментариев. «Иудейские мифы» мифов недавно были изданы в твердом переплете. (Более подробное обсуждение Лилит приводится в книге «Иудейская богиня», того же Рафаэля Патая. «Иудейская Богиня» также в печати и находится рядом...)

Наиболее подробное обсуждение наряду с исторической оценкой мифа о Лилит можно будет найти в «Иудейской богине», Рафаэля Патая (Wayne State University Press, 3-е издание, 1978). Патай представляет глубинную оценку важной, но часто игнорируемой роли, которую играет женское начало в иудейской мифологии и религии, на протяжении историю иудейской богини древности, через ее проявления в Каббале и в развивающимся мифе о Лилит. Мы чрезвычайно рекомендуем этот труд тем, кто интересуется историей Лилит.

Заинтересованные мифом Лилит также могут счесть полезным эссе, освещающее гностическую креационную мифологию творения и ту важную роль, которую играет женское начало в уникальном гностическом прочтении Книге Бытия: «Фактор бытия: Гностическая креационная мифология».

Глава 10: Спутницы Адама

(Выдержки из книги «Иудейские Мифы» Роберта Грейвса и Рафаэля Патая (New York: Doubleday, 1964), стр. 65-69.)

(a) Решив дать Адаму спутницу, чтобы не оставаться ему одному в своем роде, Бог погрузил его в глубокий сон, удалил одно из ребер его, слепил из него женщину, и закрыл рану, Адам проснулся и сказал: «Она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]… и будут [два] одна плоть». Имя, которое он дал ей, было Ева, «мать всех живущих». [1]

(b) Считается, что Бог сотворил мужчину и женщину по образу и подобию Своему на Шестой День, вверив им весь мир; [2], но Ева еще не существовала. Теперь Бог наказал Адаму наречь каждого зверя, птицу и других существ. Когда они прошли перед ним парами, Адам – будучи двадцатилетним, почувствовал зависть их любви, и, хотя он искал связи с каждой проходящей женской особью, он не удовлетворился ни одним актом. Тогда он вскричал: «У каждого существа, кроме меня есть пара, ему подобная!», и взмолился, чтобы Бог исправил эту несправедливость. [3]

(c) Тогда Бог слепил Лилит, первую женщину, подобно тому, как Он слепил Адама, но использовал грязь и ил, вместо чистого праха. От союза Адама с этой женщиной-демоном, и с другой, подобной ей по имени Ноема, сестрой Тувал-Каина, появился Асмодей и бесчисленное количество демонов, все еще преследующих человечество. Много поколений спустя, Лилит и Ноема пришли к судилищу Соломона, в образе блудниц Иерусалима ". [4]

(d) Адам и Лилит не обрели мира друг с другом, ибо, когда он желал возлечь с ней, она оскорблялась его требованию ложиться под него. «Почему я должна лежать под тобой?» - спрашивала она. "Я также сделана из праха, и посему тебе ровня». Когда Адам решил добиться послушания силой, Лилит, в ярости, произнесла истинное имя Бога, поднялась в воздух и покинула его.

Адам пожаловался Богу: «Моя спутница меня покинула». Бог тотчас послал ангелов Сеноя, Сансеноя и Семангелофа привести Лилит обратно. Они нашли ее у Красного моря, области кишащей похотливыми демонами, где она рождала Лилим по сотне и более в день. «Вернись к Адаму немедля», - сказали ангелы, - "или мы утопим тебя!» Лилит спросила: «Как я могу вернуться к Адаму и жить, как честная жена, побывав у Красного моря? «Отказ означает смерть!», - ответили они. «Как я могу погибнуть», снова спросила Лилит, - «когда Бог выдал мне в распоряжение всех младенцев: мальчиков до восьмого дня жизни, дня обрезания, девочек до двадцатого дня. Тем не менее, если я когда-нибудь увижу три ваших имени или образа на амулете над новорожденным, я обещаю пощадить его». На этом они договорились, но Бог покарал Лилит, ежедневно уничтожая сотню ее детей-демонов; [5] и если из-за ангельского амулета она не сможет погубить человеческое дитя, ее злоба повернется против собственного. [6]

(е) Считается, что Лилит правила подобно царице в Змаргаде, и вероятно в Саве, и была женщиной-демоном, сгубившей сыновей Иова. [7] Однако она избежала смертного проклятия, настигнувшего Адама, поскольку они расстались задолго до грехопадения. Лилит и Ноема не только душат младенцев, но и соблазняют мужчин, любой из которых, спящий один, может стать их жертвой. [8]

(f) Не разуверившись в своих силах дать Адаму подходящую спутницу, Бог попытался снова, и позволил ему смотреть, как он создает анатомию женщины: используя кости, ткани, мышцы, кровь и выделения желез, а затем покрыв целиком кожей и добавив пучки волос в нужных местах. Зрелище вызвало у Адама такое отвращение, что хотя эта женщина, Первая Ева, предстала перед ним во всей красе, его отторжение было непобедимо. Бог понял, что ошибся повторно, и забрал Первую Еву прочь. Куда она отправилась, никто не знает наверняка. [9]

(g) В третий раз попытался Бог, и действовал более осмотрительно. Забрав у Адама ребро, пока тот спал, и прежде чем разбудить его, обратил ребро в женщину, потом заплел ей косу и нарядил,

(h) Есть мнение, что Бог создал Еву не из ребра Адама, а из хвоста, с жалом на конце, некогда бывшим частью его тела. Бог его отрубил, и этот обрубок – теперь бесполезный копчик, по-прежнему хранит Адамово племя. [11]

(i) Другое мнение, что изначальный замысел Бога был сотворить двух человеческих существ – мужчину и женщину, но вместо этого он создал одного с мужским лицом, смотрящим вперед, и женским – обращенным назад. Но снова передумав, он убрал оглядывающееся лицо, и сделал для него женское тело. [12]

(j) Третьи считают, что Адам был изначально сотворен андрогином из мужского и женского тел, соединенных спиной к спине. Поскольку это положение затруднило передвижение, и усложнило речь, Бог разделил андрогина и дал каждой половине новую спину. Этих разделенных существ Он поместил в Эдеме, запретив совокупляться. [13]

Примечания по источникам:

1. Genesis II. 18-25; III. 20.

2. Genesis I. 26-28.

3. Gen. Rab. 17.4; B. Yebamot 632.

4. Yalqut Reubeni ad. Gen. II. 21; IV. 8.

5. Alpha Beta diBen Sira, 47; Gaster, MGWJ, 29 (1880), 553 ff.

6. Num. Rab. 16.25.

7. Targum ad job 1. 15.

8. B. Shabat 151b; Ginzberg, LJ, V. 147-48.

9. Gen. Rab. 158, 163-64; Mid. Abkir 133, 135; Abot diR. Nathan 24; B. Sanhedrin 39a.

10. Gen. II. 21-22; Gen. Rab. 161.

11. Gen. Rab. 134; B. Erubin 18a.

12. B. Erubin 18a.

13. Gen. Rab. 55; Lev. Rab. 14.1: Abot diR. Nathan 1.8; B. Berakhot 61a; B. Erubin 18a; Tanhuma Tazri'a 1; Yalchut Gen. 20; Tanh. Buber iii.33; Mid. Tehillim 139, 529.

Авторские комментарии по мифу.

1. Легенда, что первое совокупление человека произошло с животными, а не женщиной, может быть связано с распространенной практикой скотоложства среди пастухов на Ближнем Востоке, традицией, на которую обычно закрывают глаза, хотя в Пятикнижии она трижды порицается, как серьезный проступок. В аккадском Эпосе о Гильгамеше говорится, что Энкиду жил с газелями и сношался с другими дикими зверьми у водопоя, пока его не окультурила жрица Аруру. Насладившись ее ласками за шесть дней и семь ночей, он пожелал воссоединиться с дикими зверьми, но, к его удивлению, они бежали от него. Тогда Энкиду понял, что обрел разум, и жрица сказала: «Ты красив, Энкиду, ты богу подобен».

2. Вавилоняне полагали, что первобытный человек андрогинен. Таким образом, Эпос о Гильгамеше наделяет Энкиду андрогинными свойствами: «Подобно женщине, волосы носит, пряди волос как хлеба густые». Иудейская традиция, очевидно, вытекает из греческих источников, поскольку термины, используемые в таннайском мидраше для описания двуполого Адам греческого происхождения: «андрогин» (мужчина-женщина) и «дипросопон» (twofaced). Филон Александрийский, философ-эллинист и толкователь Библии, современник Иисуса, считал, что изначально человек был андрогинен, так же считают гностики. Это убеждение явно заимствовано у Платона. Хотя не исключено, что миф о двух туловищах, соединенных спинами, мог быть основан на наблюдении сиамских близнецов, которые иногда срастаются столь неудобным способом. Двуликий Адам, представляется выдумкой, на основе монет или статуй Януса, римского бога Нового года.

3. Расхождения в мифах творения в Быт. I и II, позволяющие считать Лилит первой спутницей Адама, стали результатом небрежного совмещения ранней иудейской и поздней жреческой традиций. В старом варианте упоминается история с ребром. Лилит олицетворяет поклонение Анафе ханаанских женщин, которым разрешались добрачные связи. Время от времени пророки осуждали израильских женщин за следование ханаанским практикам; сначала, по-видимому, с одобрения священнослужителей – поскольку их обычай посвящать Богу пожертвования, заработанные таким методом, прямо запрещен Второзаконием XXIII. I8. Полет Лилит к Красного моря напоминает древнее иудейское поверие, что вода привлекает демонов. «Мучимые и мятежные демоны», также нашли безопасный приют в Египте. Поэтому Асмодей, задушивший первых шесть мужей Сарры, бежал «на край Египта» (Товит VIII. 3), когда Товит предал огню сердце и печень рыбы в первую брачную ночь.

4. Сделка Лилит с ангелами аналогична защитному ритуалу, некогда совершавшемуся множеством иудейских общин. Чтобы защитить новорожденного от Лилит – в особенности мальчика, до обретения постоянной защиты, через обрезание, на стене яслей чертился круг – мелом или углем, со словами внутри: "Адам и Ева. Изыди, Лилит! Также на двери выводились имена Сеной, Сансеной и Семангелоф (значение неясно). Если Лилит все-таки удавалось подобраться к ребенку и приласкать его, тот смеялся во сне. Чтобы обезопаситься, считалось нужным стукнуть пальцем по губам спящего ребенка, после чего Лилит исчезала.

5. Считается, что имя «Лилит» происходит от вавилонско-ассирийского слова «лилиту», обозначающего женщину-демона или дух ветра, один из трех упомянутых в вавилонских заклинаниях. Но оно встречается раньше, как «Лиллаке» - на шумерской табличке 2000 г. до н.э. из Ура, повествующей о «Гильгамеше и иве». Там она предстает демоном, обитающим в стволе ивового дерева, посвященного богине Инанне (Анафе), на берегу Евфрата. В привычной этимологии иврита считается, что «Лилит» происходит от слова «лайил» (ночь), поэтому она часто выступает волосатым ночным монстром, подобно бытующему представлению в арабском фольклоре. Соломон подозревал, что Царица Савская и есть Лилит, из-за ее волосатых ног. Его суд над двумя блудницами записан в Цар. III. 16 сл. По книге Исаии XXXIV. I4-I5, Лилит пребывает среди покинутых руин в иудейской пустыне, в окружении сатиров (se'ir), буйволов, пеликанов, сов, шакалов, страусов, змей и коршунов.

6. Детей Лилит называют лилим. В the Targum Yerushalmi, благословение священника из Чисел VI. 26 начинается так: «Да благословит тебя Господь во всех делах твоих, и да сохранит тебя от Лилим!» В четвертом веке н.э. комментатор Иероним отождествил Лилит с греческой Ламией, царицей Ливии, покинутой Зевсом и детей которой загубила его жена Гера. Теперь она мстит, забирая детей других женщин.

7. Ламия, соблазнявшая спящих, пившая их кровь и пожирающая их плоть, подобно и Лилит со своей демонической коллегой, были также известны как Эмпузы, «влезающие»; или Мормоликаи, «пугающие волчицы», и считавшимися «Детьми Гекаты». Древнегреческий барельеф изображает обнаженную Ламию, восседающую на спящем путнике. Что характерно для цивилизаций, где с женщинами обращались как с имуществом, и предписывалось находиться внизу мужчины при половом акте – от чего Лилит отказалась. Эти греческие ведьмы, поклоняющиеся Гекате, предпочитали находиться сверху, что известно из Апулея, и что вытекает из ранних шумерских представлений о сексуальном акте, в отличие от хеттских. Малиновский описывает насмешки меланезийских девушек, над так называемой «миссионерской позой», в которой приходится пассивно лежать на спине.

8. Смысл имени Ноема (приятная), объясняется тем, что «демоны пели песни приятные идолам». Змаргад подразумевает «смарагдос», полудрагоценный аквамарин; и поэтому может быть ее подводным пристанищем. Демон, именуемый Смарагос, появляется в «Эпиграммах» Гомера.

9. Сотворение Богом Евы из ребра Адама – миф, утверждающий мужское превосходство и маскирующий божественность Еве не имеет почвы в средиземноморской и ранней ближневосточной мифологии. Возможно, эта история иконотропически вытекает из античного барельефа, или картина, показывающей обнаженную богиню Анафу, повисающую в воздухе и наблюдающую, как ее любовник Мот убивает своего близнеца Алияна; Мот (ошибочно принятый мифотворцем за Яхве) вонзил кривой кинжал под пятое ребро Алиян, не вынимая шестое. Сделал свое дело и скрытый каламбур со словом tsela, «ребро» (ивр.): Ева, хотя и предназначалась Адама в помощницы, оказались tsela, «помехой», или «несчастьем». Миф о сотворение Евы из хвоста Адама еще менее ясен, возможно, он вдохновлен рождением детей с рудиментарным хвостом вместо копчика – что случается нередко.

10. История побега Лилит на Восток и последующей женитьбе Адама и Евы, как ни странно, может отражать случай из ранней истории: кочевые пастухи, были допущены в ханаанское царство Лилит в качестве гостей (см. 16. 1), внезапно захватить власть и, когда царский двор бежал, заняли второе царство , хранящее верность хеттской богини Гебе.

Значение имени «Ева» является спорным. Хавва, как объясняется в Быт. III., 20 означает «мать всех живущих», но это вполне может быть гебраизированной формой божественного имени Геба, Гебат, Хебат или Хиба. Эта богиня, супруга хеттского бога бурь, изображена оседлавшей льва в наскальной скульптуре в Хаттусе, что приравнивает ее к Анафе, и выступает как форма Иштар в хурритских текстах. Ей была поклонялись в Иерусалиме (см. 27. 6). Ее греческое имя Геба, божественная жена Геракла.

-- Иудейские мифы. Роберт Грейвс и Рафаэль Патай (New York: Doubleday, 1964), стр. 65-69.

Перевод Каин

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики