Четверг, 25 сентября 2014 16:20

Асенат Мейсон Гримуар Тиамат Глава 2 Битва света и тьмы

Асенат Мейсон

Гримуар Тиамат

Глава 2

БИТВА СВЕТА И ТЬМЫ

 

Как мы уже знаем, в начале не существовало ничего, кроме неразделенной, хаотичной и безграничной первозданной водной массы. Выйдя из этой массы, воды разделились на соленый океан Тиамат и пресные воды Апсу, которые смешались вместе и породили первых богов: Лахму и Лахаму, затем Аншар (небо) и Кишар (земля), у последних был сын Ану, и, наконец, Ану породил Нудиммуда (Эа). Далее родились остальные божества вавилонского пантеона.

"Когда вверху не названо небо,

А суша внизу была безымянна,

Апсу первородный, всесотворитель,

Праматерь Тиамат, что все породила.

Воды свои воедино мешали,

Тростниковых загонов тогда еще не было,

Когда из богов никого еще не было,

Ничто не названо, судьбой не отмечено,

Тогда в недрах зародились боги,

Явились Лахму и Лахаму и именем названы были.

И пока они росли и мужали,

Тогда родились Аншар и Китар.

Они дни копили, множили годы,

И наследник их — Ану, — отцам своим равный.

Ану-первенца Аншар себе уподобил.

Нудиммуда сотворил по своему подобию Ану.

Нудиммуд, отцами рожденный своими,

Он разумом светел, многомудр и всесилен,

Аншара, деда его, превзошел он премного,

Меж богов-сородичей нет ему равных."

Во времена создания богов существовало бесконечное число миров, но с их возникновением во вселенную пришел и "порядок". Молодое поколение богов представляло солнце, луну, планеты и звезды, в то время как первородные божества постепенно демонизировались и в конечном итоге стали олицетворением тьмы, ночи и всего мирового зла. Это подготовило почву для легендарной борьбы между силами Света и силами Тьмы.

В Энума Элиш битва начинается, когда молодые боги убивают Апсу, это первая попытка получить контроль над первичным хаосом. Взбешенная предательством своего потомства и подстрекаемая другими богами, особенно Кингу, Тиамат решает отомстить за смерть мужа и призывает союзников. Ее сила растет, и она создает 11 ужасных монстров, облаченных в ужас и с ядом вместо крови. Грозные и богоподобные, они воплощают наиболее разрушительные качества разъяренной Богини. Эти 11 монстров описываются как гадюки, драконы, ураганы, свирепые псы, человеко-скорпионы, могучие бури, быки и люди-рыбы. Первородные боги, такие как Лахаму, приняли сторону Тиамат и встали в ее армию наравне с демонами. Возглавить армию она поручает богу Кингу, своему второму мужу, и дарует ему Таблицы Судеб, знак высшей власти над вселенной.

"Матерь Хубур, что все сотворяет,

Неотвратимое множит оружие, исполинских делает змеев!

Остры их зубы, их клыки беспощадны!

Она ядом, как кровью, их тела напитала,

В ужас драконов свирепых одела,

Окружила нимбами, к богам приравняла.

Увидевший их — падет без силы!

Если в битву пойдут, то уже не отступят!

Гидру, Мушхуша, Лахаму из бездны она сотворила,

Гигантского Льва, Свирепого Пса,

Скорпиона в человечьем обличье,

Демонов Бури, Кулилу и Кусарикку.

Безжалостно их оружие, в битве они бесстрашны!

Могучи творенья ее, нет им равных!

И еще сотворила одиннадцать этим подобных!

Из богов, своих первенцев, что совет составляли,

Кингу избрала, вознесла надо всеми — полководителем,

Главным в Совете,

С оружьем битвы скликающим к бою,

Распределителем добычи

Всех отдала под власть его, на престол посадила.

“Надо всеми в Совете тебя вознесла я

Все божьи решенья в твою руку вложила!

Всех ты превыше, супруг мой единый,

Над Ануннаками вознесу твое имя!”

Таблицы судеб ему вручила, на груди его укрепила.

“Лишь твои неизменны приказы, уст твоих нерушимо Слово!”

Видя угрозу войны, молодое поколение богов исполнилось страхом, не в состоянии противостоять силам тьмы. Сначала они пытаются успокоить Тиамат, но ее ярость чересчур велика, и её гневный вид обращает их в бегство. Тогда сын Эа, Мардук, сам предлагает возглавить войско богов в битве с Тиамат и ее армией. Будучи солнечным божеством, величайшим из всех сил Света, Мардук становится естественным противником драконианской Богини и ее сил Тьмы. На большом совете во время пира он доказывает, что достоин сражаться от имени богов, демонстрируя свою созидательную и разрушительную силу, после чего ему вручают королевские знаки отличия: скипетр, трон и кольцо. Затем он начинает готовиться к битве: берет лук, копье и палицу. Он наполняет свое тело огнем, а перед собой ставит молнии. Сплетает сеть, с помощью которой он намерен поймать Тиамат, и ставит рядом четыре ветра, чтобы не дали ей вырваться. Он также создает себе в помощь сильные ветры, бури и ураганы, и, наконец, взяв в руки гром, садится в колесницу, запряженную штормом, и выходит на встречу с Тиамат. При одном виде его власти монстры и демоны в страхе замирают, но Тиамат с помощью колдовства и заклинаний атакует его. Однако она терпит поражение, Мардук её убивает и разрезает напополам. Он разбивает ей череп своей палицей, а ее кровь рассеивает по северному ветру. В свою сеть он ловит 11 монстров и растаптывает их беспомощные тела ногой, забирает у Кингу Таблицы Судеб, запечатывает их своей личной печатью и вешает их себе на грудь.

"Как убил он предводительницу Тиамат, —

Рассеялось войско ее, разбежались отряды.

А боги-соратники, что с ней выступали,

От страха дрожа, назад повернули,

Убежали, жизни свои спасая,

Но в кольце оказались, ускользнуть не сумели.

Он в плен их забрал, разбил их оружье.

Брошены в сеть, очутились в ловушке."

За битвой следует акт творения, переход от хаоса к порядку. Мардук делит тело Тиамат на две части. Из одной половины он творит купол неба, а из другой строит обитель для своего отца, которую он размещает над бездною, т.е. Апсу. Между водами Тиамат и вновь созданным миром он ставит "запоры [замка]" и "сторожа" для того, чтобы охранять новый Порядок от Первородного Хаоса.

"Разрубил пополам ее, словно ракушку.

Взял половину - покрыл ею небо.

Сделал запоры, поставил стражей, —

Пусть следят, чтобы воды не просочились."

Далее он создает Эшарру, обитель небес, жилище для богов, а затем в процессе Творения создает планеты и звезды, солнце и луну, устанавливает календарь. Он устанавливает Знаки Зодиака и связывает каждый знак с определенным месяцем. Однако боги начинают жаловаться, что их существование безрадостно, потому что им не хватает поклонников, которые бы строили их храмы и приносили им жертвы. Поэтому Мардук решает создать человека. По совету Эа, он решает пожертвовать одним из богов и использовать божественную кровь для своего нового творения. На совете выбор падает на Кингу, который был зачинщиком битвы и был в плену после поражения Тиамат. Мардук убивает его и из его крови бог Эа создает человечество для служения богам. Теперь боги, бывшие на стороне Тиамат и которых победители использовали как рабов, освобождаются от своей работы, и на замену им приходит человек. Мардук выбирает Вавилон в качестве своей резиденции, а его самого выбирают в качестве верховного правителя мира и царя всех богов и дают 50 имен. Оканчивается эпос длинным хвалебным гимном в честь главного бога и его славных достижений.

Стоит заметить, что первоначально Мардук планирует сотворить человека из собственной крови, смешанной с землей. На это указывает Беросс в III в. до н.э. в мифе о Беле (Мардуке) и Тиамат. В вавилонском эпосе Мардук также намеревается сделать "кость" для последующего создания человека. Интересно, что используемое в тексте ассирийское слово "кость" (issimtu) является эквивалентом еврейского слова esem ("кость") из повествования о сотворении женщины в книге Бытия[1]. Свою кровь Бел использовал не только для создания человека, но и в том числе животных. Человек, однако, стал кульминацией процесса творения Мардука; хотя сама роль человечества представляется довольно мрачной и жалкой: они были созданы исключительно как прислуга для богов, без какой-бы то ни было высокой цели. Месопотамская религиозная практика интерпретировала это буквально, божества в храмах были подобны царю - жрецы их одевали, кормили и заботились о них. Легенда о Мардуке послужила базисом для патриархальной религии, основанной на поклонении солнечному божеству. Представитель верховного бога на земле, царь, его супруга и дети, или "придворные боги", за всеми прислуживало остальное человечество.

Однако с магической точки зрения ключ к пониманию метафизического смысла мифа лежит в мотиве изначального Хаоса, ограниченного и запертого в структурах нового мирового порядка. Мардук победил Тиамат и ее потомство, но не уничтожил их. Вместо этого он сделал попытку укротить и подавить эти силы, включив их в только что сотворенную структуру Вселенной. Воинство Тиамат стало его трофеем; их разоружили и некоторых сделали рабами Мардука, а позже они трансформировались в его символических животных, как, например, дракон Мушрушу (musussu). Сама Тиамат стала частью мира в качестве "Матери-Природы" или "Матери-Земли". Считалось, что кровь Кингу, демона-воина, течет в теле человека, но его демонический аспект связан и усмирен. Монстры первобытного хаоса стали теперь частью космического Порядка.

Но дыхание Дракона еще можно услышать в шепоте ветра, драконианский огонь пылает в сердце земли, и кровь человека бежит быстрее, когда дремлющий Змей вздрагивает во сне. И тот, кто спит, может быть разбужен.

 

ОДИННАДЦАТЬ ДЕМОНОВ

Еврейская концепция Техом в Каббале, связанная с первородной Богиней-драконом, относится к первой из семи "адских обителей" дерева Клипот. Клипот – это "скорлупы", царство зла, темная сторона каббалистического Древа Жизни. Считается, что это искры, оставшиеся от потока божественного света, слишком сильного, чтобы Сефирот могли удержать его, и который, исходя из Древа, создает антимир в областях тьмы. В них обитают демоны и злые духи, ответственные за все зло в мире. Клипот – это антипод Древа Сефирот, и в то время как десять Сефирот воплощают единство и совершенство Бога, одиннадцать клипот расстраивают изначальный баланс, представленный числом 10. Наивысшая клипа, Таумиэль, которая противоположна божественному единству Кетер, двоична и называется Боги-близнецы. Каждая клипа представляет собой негативный аспект соответствующей сфиры и является его антиподом. Их иногда отождествляют с одиннадцатью аспектами сил Тиамат и ее одиннадцатью демонами. Все клипотическое древо считается темным, феминным и воплощенным в лице женского божества – чаще всего Лилит, первым Противником и "Инициатором" человечества, в то время как первичная Богиня-дракон Тиамат, воплощающая непосредственно источник хаотических сил, существует вне структур Творения и находится за пределами эманации Божественного Света.

Одиннадцать монстров Тиамат, упомянутых в Энума Элиш, обозначены в терминах, которые передают их характер или вид, однако не являются их именами. Т.к. в исследовательской литературе они часто используются в качестве таковых, то и в данном гримуаре мы поступили таким же образом. Некоторые из этих имен характеризуются множественным числом и могут относиться к группе существ. Во время магического ритуала эти духи могут явить себя как множество, ввиду их бесконечной, сложной и аморфной природы. Они также имеют хаотичную и неупорядоченную природу и могут принимать различные формы, меняя их в течение нескольких минут или даже секунд, распадаться на части или проявлять себя во всех формах одновременно, что создает впечатление, что мы имеем дело не с единым целым, но с множеством существ. Это одновременно и верно, и неверно. Они чрезвычайно мощные богоподобные существа, которые существуют на нескольких уровнях одновременно, и поэтому могут принимать сотни форм или проявлять их все одновременно. Но их формы и проявления составляют одну силу, которая должна быть обозначена как единая.

Из мифа мы узнаем, что "остры их зубы, их клыки беспощадны", их тела наполнены ядом вместо крови, они "в ужас одеты", блеском украшены, богоподобны и могущественны. Кто видит их, того охватывает ужас, и никто не мог выдержать их атак. Они названы "неотвратимым оружием" и перечислены в следующем порядке: гадюки и драконы, монстр Лахаму, ураганы, свирепые псы, человеко-скорпионы, могучие бури, люди-рыбы и люди-быки.

С магической точки зрения, они представляют одиннадцать темных и разрушительных сил Тиамат, и некоторые из них могут быть соотнесены с клипотическими силами Древа Клипот. Тем не менее, было бы натяжкой и ограничением, если бы мы постарались поставить каждого из них на конкретный клипотический план; их силы слишком сложны, а их природа слишком хаотична, чтобы сформировать карту духовного прогресса, как оккультные практики понимают каббалистическое Древо. Существует даже возможность прочтения истории в буквальном смысле, что означает, что демоны Тиамат представляют конкретные аспекты духовной войны. В мифе они были созданы как армия, где каждый из них выступал в качестве конкретного типа оружия. Таким же образом эти первородные силы проявляют себя в магических ритуалах. Современные практики могут успешно использовать их для магических атак и защиты, но также их растворяющие и отравляющие силы могут быть использованы в работах внутренней алхимии и саморазвития. Вполне возможно, что некоторые из них могут иметь связь с астрологией, наличие которой в вавилонской магии и мифологии подтверждается историками и исследователями. Исторические источники, однако, не единодушны в своем толковании существ – качества, соответствующие демону, в одной книге, в другой приписываются совершенно другому существу. Кроме того, результаты практической работы и магических исследований подтверждают предложенные атрибуты в одних случаях, но существенно различаются в других. Но, опять же, мы должны подчеркнуть, что ранее принадлежность атрибутов конкретному существу проводилась на основе лингвистического анализа слов, используемых в Энума Элиш. В этой книге мы расширим эту перспективу и представим неизвестные аспекты Одиннадцати Могущественных, которые были утрачены в течение многих веков, но все еще доступны для современного практика.

Но на самом ли деле их описания потеряны, а силы забыты? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны внимательнее изучить месопотамские мифы и легенды, которые излагают оригинальную историю Творения. Как уже отмечалось, одиннадцать монстров Тиамат были связаны и встроены Мардуком в новый мировой порядок, и, таким образом, вынуждены были служить богам Света. С тех пор считается, что они существуют как знаки Зодиака, созвездия, звездные силы, прислуживающие богам и охраняющие их храмы. Тем не менее, есть достаточно упоминаний демонов, злых духов и существ, неуспокоенных душ, чтобы доказать, что не все из них были связаны и подчинены власти богов. Они блуждают в местах, где грань между измерениями тонка, прячутся за Вратами Ночи, ожидают момента, когда откроют двери, и они ворвутся в мир человека. Они бродят по пустыням и пустошам, появляются в нелюдимых и заброшенных местах, живут в недрах земли и на вершинах гор. Эти темные миры, населенные демонами и монстрами, отождествляются с клипот, обителью всего зла в мире. Эти орды и легионы демонов живут в Утробе Ночи, между пространствами и измерениями, и каждый день они множат ужас, выжидая время, чтобы вторгнуться в мир и уничтожить его, и тогда Изначальный Хаос вновь воцарится.

Древние мифы полны легенд о змеях и драконах, обитающих под землей или среди звезд, первозданных существ, которые существовали до сотворения человека, монстров, рожденных в Недрах Хаоса. Есть также мифические змеи, олицетворяющие сам Изначальный Хаос, безграничную Тьму, существующую вне структур мира, окружающую вселенную и удерживающую землю в своих бесчисленных кольцах. Например, скандинавский Ёрмунганд, свернувшийся вокруг Мидгарда, мира человека, или индуистский змей Шеша, плавающий в космическом океане, а его кольца служат местом отдыха Вишну, одного из высших богов Индуизма. Шеша известен в роли царя Нагов, древних божеств, изображаемых как змеи, изначальных существ Творения. Считается, что, когда Змей раскручивается, время движется вперед и создаются миры; когда он закручивается обратно, миры перестают существовать. Подобная функция приписывается египетскому змею, Мехен, который извивается вокруг Бога Солнца Ра, чтобы защитить его в пути через Океан Ночи. Он называется Окружающим (Encircler) и считается древнейшим, первичным богом-змеем, рожденным в изначальные времена, времена до создания человечества.

Месопотамские мифы и легенды содержат множество описаний демонов и злых духов, чья природа кажется первозданной, аморфной и хаотичной. Эти духи являются "множащимися облаками, что затмевают день", штормами и ветрами, перед которыми "не устоять". Они приносят в мир ужас и мрак, сеют хаос и разрушения на полях, убивают людей и животных. Они живут под Горой Заката, по ту сторону Врат Ночи, в пещерах земли и в пустынных местах. У них нет имен и они "безвестные на небе и на земле". В найденных табличках они упоминаются как злые духи, смерчи, демоны, боги чумы, призраки, дьявол, обитающий в пустыне, сильные ветры, проклятья, что "приносят недуг людям", или демоны-блудницы, что воруют сперму, дабы породить демонов, и ищут мужчин, чтобы сделать их бесплодными.

С магической точки зрения, их сила проявляется как на макрокосмическом, так и на микрокосмическом уровне. Они являют собой принцип первобытного хаоса, который действует против божественного порядка: против света, законов и правил, цивилизации, религии и основ мира человека. Являясь также и Внутренним Хаосом, они представляют собой низменные инстинкты, скрытые похоти и дикие порывы; атавистические, первичные, присущие человеческой душе, но загнанные в самые дальние области сознания. На микрокосмическом уровне это антиномичные импульсы, которые ведут человека к отстраненности сознания и обожествлению. Это ураган изменений, инициаторы движения и эволюции, божественное пламя Становления, проявление первичной драконианской силы, лежащей в основе Творения.

Однако в Месопотамии полагали, что эти демоны и злые духи действуют против человека, и их разрушительная сила вызывает недуги, болезни и смерть. Они приносят головную боль, лихорадку, страдание, дизентерию, опухоли, язвы, проказу, судороги и агонию. Они делают мужчин и женщин бесплодными, убивают людей и вырывают их сердца. Они могут устроить в доме пожар, принести засуху и падеж скота. Эти описания имеют большое сходство с силами Одиннадцати Могущественных, как они изображаются в этом гримуаре. С помощью темной магии практик может заставить их уничтожить выбранную цель. Среди текстов проклятий, известна ассирийская формула, приведенная в "Халдейской Магии". Ее рождение и развитие иллюстрируется следующими проявлениями демонической атаки:

"Мучительный недуг кишок,

Немощь, что делает мрачным и одурманенным ...

Та, что во рту, - отрава для голоса,

Мучительная тошнота, золотуха, язвы, выпадение ногтей,

Гноящиеся нарывы, заскорузлый лишай,

Сыпь, порождающая рубцы и шрамы,

Проказа, покрывающая кожу,

Еда, от которой тело человека превращается в скелет,

Еда, которая будучи съедена отторгается,

Питье, от которого раздувается плоть,

Смертельный яд,

Чумной ветер, что приходит из пустыни и не возвращается обратно,

Мороз, что заставляет землю дрожать,

Зной, что иссушает кожу,

Злая судьба, что лишает успеха мужчин ... "

Эти и многие другие проклятия могут быть получены в частности от демонов из Одиннадцати Могучих, если призвать их через обряды вызывания. В аккадских и ассирийских заклинаниях на этом специализируются такие злые духи, как Утук, Алаль, Гигим, Телал, Галлу и Маским. Эти существа описываются как фантомы, призраки, вампиры, инкубы, суккубы, ведьмы и духи, которых темной магией можно заставить действовать против другого человека. Телал, демон-бык, возможно, является одной из форм Кусарикку, "человекобыка" из мифа о Тиамат, но и другие существа очень напоминают Одиннадцать Могучих. Кажется, многие из них имеют первобытную природу, и их силы направлены против космического Порядка. Они разоряют небо и землю, беспокоят звезды и прерывают движение планет, составляя "войско зла, вышедшее из небесных глубин; злую судьбу, исходящую из глубин пропасти". Их злодеяния потрясают весь мир, они могут угрожать даже богам. В экзорцизме и защитных заклинаниях, для защиты человека от их действий обычно призывается Мардук, глава всех богов. Интересный пример их атак представляет собой одно из заклинаний, цитируемое Франсуа Ленорманом в его "Халдейской магии":

"Ужасный Идпа устремляет на голову человека свою силу,

Злой Намтар – на жизнь человека,

Злой Утук – на лоб человека,

Злой Алаль – на грудь человека,

Злой Гигим – на кишки человека,

Злой Телал – на руки человека."

Этих существ считают злыми по природе, "плохими сами по себе". Они питаются кровью и не поклоняются богам. Они проявляют себя в ветре, чье обжигающее дыхание приводит к болезням, в злых духах пустынь и диких мест, что изматывают человека, в обитателях мрачных горных вершин, чумных болот, в морских демонах и монстрах. Считалось, что "Утук обитает в пустыне, Масс – на вершинах гор, Гигим блуждает в пустыне, а Телал проникает в города"[2]. Однако их изначальной обителью является пустыня, и в ритуалах экзорцизма они обычно отсылаются обратно именно туда. Возможно, в ближневосточном представлении пустыня олицетворяет Изначальную Бездну, место рождения и обитель всех демонов и злых духов мира.

Популярной практикой в Месопотамии было использование талисмана или статуи другого божества для защиты от влияния злого демона. Поэтому изображения и статуэтки демонов и чудовищ размещались на дверях, над входами и с обеих сторон ворот. Также считалось, что в стражах были заключены настоящие духи, которых боги связали заклинаниями и магией. Так было в случае быков с человеческими головами, охранявших вход в адские обители на Горе Заката. Согласно тому же поверью демоны или гении наблюдают за небесными сферами и границами между царством Божественного Порядка и изначальным Океаном Хаоса, который существует вне мира, созданного богами. Перечислим этих божественных стражей: Сед, изображаемый в виде быка с человеческим лицом; Ламас, лев с головой человека; Устур, изображаемый в облике человека, и Наттиг орлоголовый. В Западной традиции они сохранились как четыре символических существа, поддерживающих престол Иеговы, в так называемой форме "тетраморфа".

Монстры и демоны служили хранителями храмов и изображались на дверях, в виде статуй или вырезались на стенах, пластинах, цилиндрах и украшениях. В шумерском храме Энину на дверях был орнамент в виде Идим (Уридимму), или "яростных львов"; Мушшатур (Башму), т.е. "змей"; и Мушхушшу, "ужасных гадюк и монстров". Глиняные таблички аккадского периода содержат изображения богов, сражающихся с монстрами и демонами, такими как огненные циклопы, драконы, змеи, львы, крылатые существа и т.д. Однако первородные монстры часто изображались в качестве свиты, слуг и стражи богов. Наиболее характерными памятниками времен касситских царей являются межевые камни (кудурру), на них, например, изображены Мушхуш, дракон Мардука, и барабулька (которая, вероятно, соотносится с Кулулу) как символическое животное бога Эа. В изображениях пост-касситской Вавилонии мы также находим быка и молнию (бык может относиться к Кусарикку, а молнии был символом демонов погоды), символы шторма Адад. Эпитетом Адад был также "великий сияющей бык", а сам он изображался в виде воина в шлеме с бычьими рогами. Своим происхождением этот атрибут, возможно, обязан изначальному демону Кусарикку. Быки, драконы и львы также выступали в качестве украшений на Ворота Иштар в Вавилоне, выходящими на Дорогу Процессий и построенными Навуходоносором в VI веке до нашей эры. Мушхушшу, который стал "драконом Мардука", обычно изображался как гибридное существо, покрытое чешуей, с двумя рогами на голове, как у персидской рогатой гадюки. Передние ноги существа были кошачьи, задние ноги напоминали конечности хищной птицы, а хвост оканчивался жалом скорпиона[3].

Стоит также отметить популярность человека-скорпиона в Вавилонии и Ассирии. Его изображения можно часто встретить на барельефах и межевых камнях, наиболее часто встречающимся является образ вооруженного луком и стрелами существа с торсом, головой и руками человека, нижняя часть тела от скорпиона. Популярен был образ людей-скорпионов в роли стражей у ворот в преисподнюю. В Эпосе о Гильгамеше они охраняют ворота в горах Машу в земле Кур, через которые каждую ночью спускается Бог Солнца Шамаш. Это демонические и страшные существа. Их головы касаются неба, а их взгляд – смерть. Скорпион был также символом богини Ишхары и представлял созвездие Скорпиона. Иногда сама богиня Ишхара описывается как скорпион, или многогрудая Мать-Скорпион, живущая среди звезд и питающая души умерших своим молоком. Ее священными животными были скорпион и дракон.

Есть и другие божества, природа и атрибуты которых отражают драконианские аспекты Первичного Хаоса, Первородной Богини. Среди них особо стоит отметить богиню Нинту, иногда отождествляемую с Нинхурсаг, и её связь с созданием человека из глины и крови. Большое количество вотивных предметов, приносимых женщинами, желавшими иметь потомство, дает основание полагать, что среди людей Месопотамии она занимала место Богини Матери. Она изображалась с изысканной тиарой и вуалью, ее грудь была обнажена, а одежда закрывала только бедра, иногда она предстает кормящей ребенка своей левой грудью. Ее верхняя обнаженная часть была от женщины, в то время как нижняя части была покрыта чешуей, подобно змеиной коже, что символизировало ее первородное драконианское происхождение. Интересно отметить, что такая форма, наполовину женщины наполовину змеи, также часто встречается среди проявлений змееподобных демонов, принадлежащих к одиннадцати монстрам Тиамат. Эти существа, как правило, появляются в женском обличии, покрытые чешуей змеи или дракона, или с частями тела рептилии. Возможно, Нинту – одна из этих изначальных существ, рожденных в утробе Первичного Хаоса, а затем интегрированных в вавилонский пантеон и новую религиозную структуру.

Символы Тиамат, Первой Матери, также сохранились в способностях и атрибутах иных женских богинь, таких как Нинхурсаг, Намту, Белит или Иштар. Аккадская богиня Белит или Белили, также именуемая "Богоматерь", "Дама с Нижней Бездны", "Матерь Богов", "Королева Земли" и "Богиня плодородия". Эти эпитеты и функции принадлежат как ей, так и другим женским божествам, основополагающим принципом которых является изначальная влага, источник всей жизни, первоначально называемый Тамти (Tamti), море[4]. И хотя в месопотамском наследии существует много формул изгнания злых духов, нет ни одной формулы для Тиамат, Изначального Дракона. Она является естественной и неотъемлемой частью вселенной, и она не может быть изгнана, ибо мир перестанет существовать без силы Дракона, составляющего тело и душу всех живых существ. Считается, что она спит под землей, не мертвая, но дремлющая, мощная, первородная, страшная и весьма реальная. Ее способности могут использовать те, кто не боится открыть Врата Ночи и войти, те, "кто достаточно умел, чтобы пробудить Левиафана".[5]

Кемпбелл-Томпсон в Devils and Evil Spirits of Babylonia приводит описание Нинту и упоминания других богов и демонов, чей облик свидетельствует об их драконианском происхождении. Среди них он упоминает существо, у которого голова змеи, уши василиска, рога закручены в три завитка, а на ногах когти. Его называют Сашу-уринну (Sassu-urinnu), и он представляет собой морское чудовище, "форму Эа", что означает, что он, вероятно, берет начало из первобытного океана Апсу, или является одним из изначальных существ, рожденных в утробе Тиамат. Другое описание относится к женской сущности, имя которой не сохранилось ни в одной табличке, но известно, что ее "выбрал Эрешкигаль". У нее рога газели, один из которых выгнут вдоль ее спины, а другой растет прямо над лицом, уши овцы, пальцы человека и тело рыбы, покрытое змеиной чешуей. Еще один безымянный бог, упоминаемый в тех же табличках, имеет лицо человека, рога быка, крылья птицы и тело льва. Существует также существо по имени Лахму-иппиру (Lahmu ippiru), с хвостом льва и телом киссугу (kissugu), ногами он стоит на земле, а руками касается неба. Там же описывается изначальное божество Лахаму, изображаемое до пояса в виде человека, а от пояса до ног в виде собаки. У него крылья птицы и уши быка. На рогатой голове он носит повязку, а на груди наподобие камзола. Оканчиваются таблички описаниями богов по имени Сулул (Sulul), у которого лицо человека и тело рыбы, Низуктум (Niziktum), имеющему тело обнаженной женщины и крылья птицы, и безымянной богини с телом человека и головой птицы, у нее вуаль от головы до плеч и два факела в руках. Эти звериные тела раскрывают первичную природу существ, и они также являются частями тел первородных демонов Тиамат. Змеиные головы, покрытые чешуей тела, когти, рыбообразные тела и крылья птиц - все это общие атрибуты Одиннадцати Могучих и проявления Первичного Хаоса.

В литературе, посвященной мифу творения, популярной является теория о том, что первичные монстры и богоподобные существа превратились в вавилонский Зодиак. Э.А. Уоллис Бадж в своей книге "Амулеты и суеверия" утверждает, что Знаки Зодиака были ничем иным, как Умму-Хубур (т.е. Тиамат), Кингу (ее супруг), Гадюкой, Змеем, Лахаму, Вихрями ветра, Свирепыми псами, Человеком-скорпионом, ураганом, Человеком-Рыбой, Рогатым зверем (Козерог) и оружием (Гром). Другими словами, это были существа, созданные Тиамат для битвы, включая демона Кингу и саму Богиню-Дракона. Эта теория основана на убеждении, что созданные Мардуком Знаки Зодиака отличались от изначальных и заменили собой систему, которая предшествовала началу цивилизации, основанной на законах патриархальной религии. Новыми Знаками были следующие: Пахарь (Овен), Звезда и Бык Небес (Бык), Верный пастух небес и Великие Близнецы (Близнецы), Черепаха (Рак), Великий пес/лев (Лев), Дева с колоском (Дева), Zibanitum (Весы), Akrabu (Скорпион), бог Энурта (Лук), Барабулька (Козерог), Большая Звезда (Водолей), Звезда и рыбы (Рыбы).

Как правило, большая часть знаний о месопотамских демонах почерпнута из заклинаний, гимнов и формул изгнания злых духов, которые постоянно пытаются навредить человеку и принести в мир Тьму и Хаос. Эти заклинания были разработаны, чтобы защититься от демонов, предотвратить их действия и оградить человека от их атак. Среди них мы находим длинное и монотонное заклинание против семи злых демонов, называемых Маским (Maskim). На английский язык формулу перевел Р. Кэмпбелл-Томпсон и в 1903 году опубликовал ее в книге The Devils and Evil Spirits of Babylonia. Маским были "Ловцами", наиболее злыми демонами, что превзошли всех в силе и зле. На глиняных табличках они описываются как "безжалостные духи, созданные на небосводе", а их природа темна и первична. Это дает основание предположить, что изначально они были демонами первобытного хаоса, который, будучи скован рамками нового миропорядка, имел силу, слишком великую, чтобы противостоять ему, и позволившую им вырваться на свободу и сеять хаос по всей стране. Их описания напоминают природу и атрибуты Одиннадцати Могучих из мифа творения, и они были самыми опасными злыми духами в Месопотамии. Даже при том, что иногда они упоминаются как "посланники Ану", бога Неба, проявляющие себя в виде молний, их считали порождением Преисподней, хтоническими существами, обитающими в недрах земли. Есть также свидетельства о том, что число Маским было "дважды семь" - "семь на небесах, семь на земле". Таким образом, они представляют собой две различные группы духов, обе разрушительные и страшные. В то время как семь хтонических демонов вызвали бедствия и катастрофы на земле (землетрясения, наводнения и т.д.), небесные духи проявляли себя в бурях, ураганах, молниях и разрушительных ветрах, принося с собой "тьму в небесах" и "мрак в ясный день".

Подобно первозданным монстрам Тиамат они были аморфными и бесформенными, с составными телами, неопределенного пола. Описываемые как разрушительные бури и сильные ветры, они проносились над землей подобно урагану. "Они набрасываются с четырех сторон, как огонь, яростно вторгаются в жилища человека, опустошают город и всю страну". Ни одна дверь не может защитить от них, ни один засов не заставит их повернуть обратно. Они несутся от дома к дому, проникая через каждую дверь. Они олицетворяют силы Хаоса, естественный порядок природы им противен. Первый из них – "Южный ветер", второй - "дракон, чей открытый рот... никто не измерит"; третий – "свирепый леопард, убивающий потомство"; четвертый – "ужасный Шиббу (Shibbu)"; пятый – "яростный Волк, не знающий поражения"; шестой – "неистовый... что выступает против бога и царя"; а седьмой – "мстительный шторм, злой ветер". Исходя из совпадения этих описаний с атрибутами Одиннадцати Могучих, можно заключить, что эти существа связаны с первоначальными Детьми Тиамат, или даже они могут быть самими изначальными демонами, проявляющими свою силу в новом мире.

В таблицах Маским изображают как посланников Намтара и носильщиков трона Эрешкигаль, что указывает на их связь с подземным миром. Эрешкигаль, "Великая подземная госпожа", – богиня, которая правит на земле мертвых вместе со своим супругом Нергалом. У нее есть посланник и советник Намтар, один из демонов преисподней, несущий смерть. Его имя означает "судьба" или "смерть". Считалось, что он командует шестьюдесятью болезнями в обличии демонов, которые поражают различные части человеческого тела. Намтар также олицетворял чуму, и вместе с Идпой, лихорадкой, они считались самыми грозными демонами, поражающими человечество.

Согласно легенде, Ану породил Маским вместе с другими главными божествами, т.е. они такие же древние. Их попеременно причисляют то к богам, то к демонам или духам. Союзником их является Имкуллу (Imkhullu), "злой ветер", а их главный враг – бога огня, вместе с другими главными божествами: Энлилем, Эа и Иштар. Маским были созданы, "чтобы сеять разрушения". Для того чтобы избежать этого, Небеса были поделены между тремя богами: Сином, богом Луны; Шамашем, богом Солнца; и Иштар, Небесной Госпожой, дочерью Сина и сестрой Шамаша. Но семь злых богов штурмовали Небеса и переманили на свою сторону Сина, Шамаша и Адада, бога бурь. Чтобы лишить мир света они сотворили лунное затмение и заставили густые облака закрыть солнце. Тьма окутала землю. Не светили ни луна, ни солнце. Боги испугались и призвали на борьбу с демонами Мардука, бога войны. В легенде много лакун, но то, что осталось, хорошо описывает природу семи демонов, которым удалось поставить под угрозу Божественный порядок. Они в силах разрушить небо и землю, прервать движение звезд и затмить солнце и луну. Усилия богов сопротивляться им тщетны. Даже всемогущий Бог Огня беспомощен перед их силой.

Описания Маским очень напоминают одиннадцать изначальных демонов. Это драконы и змеи, штормы и бушующие ветры, волки и дикие звери, живущие в пустынных местах. Демон южного ветра, первый среди Маским, связан с пустыней, солнечным зноем и засухой, приносящими смерть людям и животным, болезни и гибель посевов. Это чрезвычайно горячий ветер, сжигающий все, что попадется ему на пути, подобный черному, демоническому огню или разрушительному торнадо. В древней Месопотамии, ветры и ураганы часто связывали с демонами, обычно демонами стихий. Иногда считалось, что они посланы богами, чтобы покарать людей за их грехи. Демон южного ветра имеет различные формы или проявляется совершенно бесформенным, в виде водоворота черной пыли. Он может проявлять себя как антропоморфная ящерица с длинными волосами и двумя парами крыльев; как человек с демоническим лицом и длинными рыжими волосами; или в виде черной фигуры с маской на лице. Он – черный ветер пустыни, вырезающий образы и символы на песке; или кроваво-красный ветер в свете заходящего солнца, указывающий на вход в подземный мир. Он выходит из темных недр земли и уводит странников в подземные лабиринты, храмы и тоннели. Там черное пламя горит так сильно, что едва ли можно дышать, а жар сжигает тело и освобождает дух, трансформируя посвященного в живой факел или Огонь. Похожая разрушительная сила приписывается еще одному из демонов Маским: "мстительному шторму, злому ветру". Этот дух также обнаруживает тесную связь с темными силами природы: бурями, ураганами, торнадо, ливнями, громом и молнией, то есть всеми агрессивными явления, относящимися к сфере воздуха. Он появляется магу в виде черной крылатой фигуры или в виде крылатого змея с человеческой головой и рогами. Он может также проявляться как разрушительная природная сила: сильный ветер, вырывающий деревья из земли, разрушающий здания и сметающий все на своем пути. Он входит в храм в виде урагана, проносит душу за Врата Ночи, поднимает бури и наносит серьезный урон врагам. Существует также демон, который олицетворяет саму сущность хаоса и беспорядка, таинственное существо, " неистовый... что выступает против бога и царя", дух мятежа против рукотворных сооружений, построенных людьми, против их богов. Сам демон чрезвычайно хаотичен и предполагает сотни форм. Тем не менее, ни одна из них не является постоянной, и он сменяет одну форму на другую. Иногда он напоминает тигра, пантеру, оборотня или может просто состоять из многих частей животных, как если бы он был одновременно воплощением всех хищников. Он – зверь, вышедший из Черных вод Тиамат, чтобы разорвать мир на части, разрушить Божественный Порядок и принести Первичный Хаос на землю. Этот дух также имеет свойства к некромантии: он может проявляться как разрушительная сила смерти, которая не щадит никого - ни царей, ни богов. Как мы знаем, в мифологии Месопотамии даже боги могут умереть, например, Гугалана (Gugal-Ana), первый супруг богини Эрешкигаль, умер, и позже она вышла замуж за своего второго супруга, Нергала. Поэтому силу демона составляет не только космический бунт, но и смерть, которая приходит к живым существам и всей человеческой цивилизации.

В Маским также входят демоны в виде драконов и змей. Одним из них является дракон, "чей открытый рот... никто не измерит". Другой – " ужасный Шиббу", в переводе с аккадского "змея". Драконоподобные существа в древней Месопотамии не всегда считались демоническими. В шумерской поэзии есть термин usumgal (змей монстр), который не имеет никакого уничижительного смысла, но обозначает могущественного бога или славного короля, и, возможно, относится к одному из монстров Тиамат, существу под названием Ушумгаллу (Usumgallu), которое стало ассоциироваться с королевской властью в новой структуре мира. В мифах и легендах мы сталкиваемся со множеством существ в виде драконов или змей, например, Змей-дракон (Мушхушу), или лев-дракон (Азаг или Анзу). Как мы отмечали ранее, Мушхушу был символом божественной власти над Первичным Хаосом в лице Дракона, и был связан с такими богами, как Мардук, Набу, или Азур. Но, с другой стороны, Азаг и Анзу были порочными демонами, принесшими человечеству чуму и несчастья. Характер дракона-демона в Маским также кажется неоднозначным. Он принимает формы, связанные со всеми стихиями. Он может стать водным змеем-драконом, как Левиафан, с челюстями из океанских волн. Но он также проявляется и как огненный дракон, с раскаленным и огненным дыханием, выпускающий молнии из своих грозных глаз. Кроме того, он может быть полностью хтоническим и выглядеть как часть земли или Преисподней. Его голова как огромная гора, а его открытые челюсти образуют вход в пещеру с острыми камнями и скалами, напоминающими зубы зверя. Его плоть – сама земля с ее подземными пещерами, лабиринтами и храмами. Его кровь образуют подземные реки, наполненные водой, которая выглядит как кровь в тусклом свете Преисподней. Эта форма может быть связана с Мушмахху, еще одним существом из Одиннадцати. И, наконец, демон может представлять воздушную форму. В этом состоянии он выглядит как огромный космический дракон, опоясывающей всю вселенную подобно Уроборосу. Его челюсти настолько широки, что он мог бы легко поглотить весь мир. Его тело – ночное небо, а его чешую образуют звезды, ярко сияющие на небосводе. Все эти формы указывают на универсальный характер Дракона, первичной силы, которая содержит в себе все четыре стихии, связывая их пятой – Духом. Кажется, что это существо объединяет свойства и атрибуты драконо- и змееподобных существ из Мифа о Первом Творении. Все остальное персонифицируется в Шиббу, демоне, изображаемом в виде змеи с парой рогов. Это описание, возможно, относится к Башму из мифа о Тиамат, но оно также применимо для характеристики других змееподобных существ, рожденных в недрах Хаоса. С магической точки зрения, этот дух напоминает Мишхушу, так как они оба имеют тенденцию проявляться в виде темных, ужасных призраков, источающих смертельный яд. Они обвивают посвященного и кусают его, вонзая свои зубы в смертную плоть и отравляя душу ядом. Пока яд растекается по венам, посвященный впадает в галлюциногенный транс, и в зеленоватой дымке возникают видения змей и гадюк, людей-змей, подземные храмы со змеиными статуями и бесконечные тоннели, петляющие, как если бы они были живыми. Там, в недрах земли, он встречает обитателей Преисподней – полулюдей полузмей, над которыми правит Богиня-Змея. Они предлагают путнику погрузиться в котел, наполненный зеленым ядом, который вызывает дальнейшие видения и галлюцинации, через которые Посвященный превращается в змею, способную скользить между мирами и измерениями. Магическая сила этого демона Маским заключается в искусстве трансформации в змея через галлюцинаторной транс, вызываемый принятием ядовитого эликсира жизни. Природа этого демона в большой степени вампирическая, и кроме целей самоинициации, его можно использовать в астральном вампиризме, когда духовные силы жертвы будут отравлены и иссушены с помощью данного темного духа.

В заключение надо сказать, что были еще и демоны в виде диких зверей, волков, леопардов, львов, и т.д. Эти существа также очень напоминают одиннадцать монстров Тиамат. В месопотамском наследии один из них, также входящий в Маским, описывается как "свирепый леопард, убивающий потомство". Этот дух воплощает атавистические инстинкты дикой охоты. Леопард символизирует дикого хищника, теневого демона, который выслеживает добычу, охотится под покровом ночи, и именно таково его влияние на сознание посвященного. Человеческое остается позади, а им овладевают первичные животные инстинкты: приходят видения погони через лес и пустыню в поисках добычи, жестоких убийств, жадного поглощения плоти и крови, как будто древний инстинкт призывает утолить свой голод. Демон-леопард относится к анималистическим духам и их кровавым культам, в которых люди, одетые в шкуры леопарда и маски и танцующие дикие танцы вокруг алтаря со свежей добычей, таким образом совершают акт ритуального каннибализма. Практика ношения шкур животных характерна для многих африканских племен. В Нигерии этот обычай нашел развитие в похоронных церемониях, когда умершего наряжают в шкуру леопарда. Подобная практика также применялась в похоронных обрядах Древнего Египта. В Месопотамии обычай носить шкуры животных также был известен. На античных рельефах мы часто можем видеть людей, одетых в львиные шкуры, воплощение животной силы. Звериный наряд был символом обладания навыками животных, их силой и ловкостью. В магической практике он заменяет искусство трансформации на земном уровне, вызывая определенный вид транса, что позволяет переместиться с земного на астральный уровень для полного превращения в зверя - проявить свои скрытые инстинкты и вожделения. В данном случае это проявление атавистических животных инстинктов, которые пробудила поглощенная темная энергия. Есть среди Маским и другое существо, которое воплощает собой духовного хищника, "яростный Волк, не знающий поражения". Это существо имеет тесную связь с такими понятиями, как ликантропия, шаманизм, нагвализм и тотемные животные. Демон появляется в образе огромного волка или антропоморфного оборотня, с острыми зубами и когтями, который возможно был вдохновлен изображением Уридимму (Uridimmu), демона из мифа о Тиамат, появляющегося в облике волка или собаки. Он преследует свою добычу, пожирает плоть своих жертв и пьет их свежую, теплую кровь. В ритуалах инвокации он открывает магу секреты трансформации: при свете полной луны непереносимая боль разрывает смертное тело и освобождает душу, – звериный/анималистический элемент, присущий человеку на уровне ДНК. Эта концепция анималистической души происходит из шаманских верований в тотемных животных, духов-хранителей и проводников через тонкие миры. В различных частях мира они были известны как нагваль или фюльгия, в колдовстве как фамильяр, дух ведьмы. Как демон-леопард этот дух представляет искусство териантропии, имеющее древние традиции по всему миру, в культуре, мифологии и особенно в магических обрядах. Чтобы превратиться в желаемого животного, древние шаманы одевались в звериные шкуры, натирали свои тела волшебными мазями, пили воду из следов животного или использовали разнообразные магические заклинания. Существовало поверье, что посредством этих практик можно было обрести свойства и качества животного. Считается, что когда трансформация и духовное отождествление завершены, человек превращается в дикого и свирепого зверя – оборотня, в котором все человеческие инстинкты заменены звериными. В образе хищного зверя адепт бродил по лесу или пустыне, убивая всех на своем пути, чтобы удовлетворить свою первобытную жажду полной свободы от ограничений мирской реальности. Этот побег души из тела в безграничную свободу есть суть Одиннадцати Могущественных. Это проход через Врата Плоти и, далее, через Врата Ночи в Чрево Дракона, где душа растворяется, возрождается и укрепляется первичной драконианской силой Первой Матери.



[1] Leonard W. King: Enuma Elish

[2] Francois Lenormant: Chaldean Magic. Its Origin and Development

[3] Joan Oates: Babylon

[4] Francois Lenormant: Chaldean Magic. Its Origin and Development

[5] Иов. 3:8

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики