Воскресенье, 28 июня 2009 00:39

Интервью Тимоти Лири

Интервью Тимоти Лири, 1989 год.(Перевод ibsorath)

Мы слышали эту запись, где вы с Уильямом Берроузом, Брайоном Гайсином и Робертом Антоном Уилсоном.

А, да, это запись с Nova Convention была. Я большой поклонник Уильяма Берроуза, он один из моих героев.

Когда вы с ним впервые встретились?

Встретился с ним я в июне 1961го, в Танжере, Марокко. Мы подружились, и до сих пор остаёмся друзьями.

А как Вы оказались в Марокко?

Специально приехал туда, чтобы встретиться с Уильямом Берроузом.

Вы были заинтересованы экспериментами Берроуза?

Да, то что он делал с Брайоном Гайсином, эти эксперименты, меня очень интересовали.

Вы читали Берроуза?

Да, Мягкую Машину, и ранние вещи. И мне понравилась также поздняя работа – Города Красной Ночи

О, я люблю Города Красной Ночи, и эту его последнюю трилогию – Города, и Пространство Мёртвых Дорог, и Западные Земли, я считаю, это его лучшее произведение.

Интересно, как развивалась его техника – стиль нарезок теперь почти исчез

Ну, да, он смягчился.

Вы ведь недавно с ним общались?
Да, он толко что написал предисловие к переизданию моей книги “Flashbacks”

Он сейчас живописью занимается.
Да, он больше не хочет писать книг – ему нравится рисовать.

Как Вы считаете, это влияние Гайсина?
Ну, он и Гайсин были очень близкими друзьями. Гайсин был очень сильной личностью, и я думаю, невероятно повлиял на Берроуза. Берроуз тоже так говорит. Гайсин был очень глубоким мыслителем, и таким пророческим парнем. Это именно Брайон Гайсин сказал, что литература на пятьдесят лет отстала от современной живописи – потому что современная живопись, от экспрессионизма до кубизма и сюрреализма, потрясла основы всех репрезентативных структур, в то время как писатели по-прежнему были в ловушке грамматических форм. Это замечание Гайсина оказалось очень глубоким. Он был одним из самых творческих персонажей. Его Машина Грёз (Dreamachine) – это очень раннее, примитивное, удивительно эффективное психеделическое устройство.

Гайсин говорил, что Машина Грёз создаёт нематериальные произведения искусства внутри разума наблюдателя. А что касается нарезок, там была идея бегства из данного момента времени, с помощью разрушения сознательной структуры языка. Вам это было тогда интересно?
В ходе моих исследований в Гарварде мы проводили психеделические сессии, и нас интересовало, как их описать. Мы экспериментировали с различными формами видео, движущихся ячеек, наложений, сенсорной перегрузки, взаимодействия различных энергий, пытаясь воспроизвести, весьма убогим способом, тот опыт, который испытываешь в состоянии визионерского транса. А Берроуз был по сути изгнан из Америки в конце 50-х годов. На самом деле, это я его вернул обратно в Америку, спустя пять или шесть лет, которые он провёл за её пределами. Я его пригласил в Гарвард, у него есть гарвардский диплом, так что он был очень рад шансу вернуться обратно в страну.

Когда он вернулся, он был заинтересован тем, что вы делали тогда в Гарварде?
Он подумал, что мы – такая кучка придурков, которые носятся с идеей спасти мир с помощью этих препаратов, и он был очень, хм, справедливо циничен в отношении того, чем мы занимались. Он человек очень научного склада. А единственный психеделик, который ему понравился – это марихуана. И он никогда не любил другие психеделические препараты. Берроуз за свою жизнь успел забыть больше информации о препаратах, чем я узнать за свою. Берроуз ответственный за свою жизнь, и знает, что делает. Я думаю, героин, вероятно, лучшее анестезирующее средство. Я его употреблял, наверно, раз десять или пятнадцать за всю жизнь, просто интереса ради. Это совершенно асоциальный препарат. Его принимаешь, чтобы уйти в себя. То же самое касается и кетамина. Кетамин тоже анестетик, и позволяет пережить очень мощный внутренний опыт, но вы становитесь не очень-то общительным, даже не захотите беседовать, так что это явно не мой препарат. Но вот Берроуз, он совсем не такой парень, который будет расхаживать с улыбкой на лице, разглагольствуя о мире и любви. Он довольно неприветливый, интровертный тип, с очень глубоким чувством юмора. Один из самых забавных людей среди живущих сейчас – у него такой отстранённый юмор, вот такой он человек, потрясающий человек.

А вы когда-нибудь встречались с Жене?
Я должен был встретиться с ним – предполагалось, что мы с Жене встретимся в Аммане, Иордан, в сентябре 1970го. Я тода был в бегах в Алжире, и общался с людьми, которые говорили, что мне нужно отправиться в Амман и встретиться с Жаном Жене. Но по пути туда меня перехватили – американцы засекли меня в Бейруте, и поднялась такая вонь, что люди, которые меня охраняли в то время, арабы эти, сказали: «лучше бы тебе свалить обратно в Алжир, а то тут слишком много легавых». Я к тому же путешествовал с фальшивым паспортом, так что я отправился из Бейрута в Египет, а оттуда в Алжир. Так у меня и не вышло с ним встретиться – наше с Жене свидание в Иордане не состоялось, о чём жалею.

А Вы в то время употребляли психеделики?
Ну, много, ага, много афганского гаша, но оно не шло на пользу! Достаточно было съесть немного, и у меня начиналась неслабая паранойя, а вся моя паранойя тогда была совершенно обоснованной, к несчастью. Я собрадся употребить немного психеделиков в Алжире, отправился в пустыню со своей женой, и у меня был очень мощный опыт в пустыне Сахара, которая, конечно, как раз место, подходящее для путешествия на другие уровни.

У Алистера Кроули есть книга, которую он писал в пустыне
На самом деле, да, здорово, что Вы это вспомнили. Есть такое место за пределами Алжира – нужно подняться в горы Риф и спуститься в пустыню – место под названием Боу Саада (Bou Saada), известное как Город Счастья, и вот там Алистер Кроули пережил один из своих великих мистических опытов, скитаясь там – необычайное возбуждение, или какие-то видения, я не знаю, что это было. Это священный город. Тогда я это не осознавал. Это весьма логично – если вы находитесь в Алжире и пересекаете горы, то первый городок в Боу Саада будет оазис, и все караваны, на протяжении тысяч лет, приходили туда, извилистым путём через Сахару, и это, может быть, было первым населённым пунктом. Это крупный центр культурного взаимодействия – очень магическое место. И там за пределами Боу Саада есть много оазисов, которые часто снимают в кино. Я там, к тому же, встретил нескольких хороших магов. У меня был проводник, и я ему всё время говорил, что мне нужно. Мне нужно было место – я хотел найти кого-то, кто знает место, где я могу остаться в пустыне и медитировать. Удивительно, водилы такого типа во всём мире хотят развести девочек и мальчиков, или что-нибудь в таком духе, но этот парень, в конце концов, понял, о чём я говорю, и свёл меня с каким-то старым арабом, который отправился со мной и показал дорогу. Весьма интересно, так как в городе не найдёшь водилу, сказав, мол, хочу отправиться куда-нибудь помедитировать. Но это одна из особых черт Боу Саада.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики