MAAP_conf_2017_banner

Воскресенье, 07 июля 2013 20:38

Гаррет Найт Путеводитель по каббалистическому символизму Глава 1 НАЗНАЧЕНИЕ КАБАЛЫ

ЦЫГАНАМ

Без чьей любви

И веры в меня

Этой книги бы не было

Гаррет Найт

Путеводитель по каббалистическому символизму

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Эта книга, состоящая из двух частей, рассматривает Сефирот и Пути Древа Жизни как основу для изучения многих ветвей эзотерического символизма. Это не академический или исторический трактат, но его предназначение – стать практическим пособием для тех, кто желает использовать Кабалистический символизм как средство исследования областей сознания, находящихся далеко за пределами материального.

Я хотел бы поблагодарить Общество Внутреннего Света за разрешение включить фрагменты различных неопубликованных документов из архивов общества, особенно в первой части книги. Не смотря на это, работа представляет собой лишь мое личное видение, каким оно было во время написания, и далеко не всегда взгляды самого Общества, в прошлом или же настоящем.

Мои собственные взгляды в некотором отношении менялись в течение последующих лет. Но книга оставалась тем, чем всегда была - примером созерцательной работы над великим планом Кабалистического Древа Жизни. И по мере того, как раскрывались все важные структуры Дерева, книга выполняла свою роль, не смотря на некоторые личные истолкования.

Более позднее направление моей мысли впоследствии было записано в книге ОПЫТ ВНУТРЕННИХ МИРОВ, которая рекомендуется к прочтению серьезным ученикам в совокупности с настоящей работой; а также на ряду с весьма значимой книгой ХРИСТОС, ПСИХОТЕРАПИЯ И МАГИЯ Энтони Дункана. Главное различие в нюансах, или же взглядах, лежит в обращении к более пристальному рассмотрению взаимосвязи оригинальной Еврейской Каббалы и Европейской традиции, которая произошла от неё, через христианских кабалистов 14-18 вв. с примесью влияния суфиев, что стало результатом Крестовых походов. В философском выражении мы совершили переход от воззрений мониста к взглядам теиста.

Отдавая должное настоящему тексту, некоторые опытные оккультисты заявляли о том, что использовали иные аналогии, нежели те, которые некогда использовал я. Я не сомневался, что другие системы с успехом могут быть использованы и что в действительности истина не заключена в одной из них. Я признателен мистеру Приеру Уинтли, который взял на себя труд по разъяснению атрибуций К.К. Цейна, поспешно мною отброшенных, но фактически основанных на хорошо продуманных принципах, и, не смотря на значительные расхождения, его конечные соответствия исходят из традиционной системы, которой я отдаю предпочтение.

Некоторые также осудили меня в отношении моих частых высказываний о саентологии. Возможно, они делают это, не имея достаточных оснований, но я могу лишь со всей честностью заверить, что мой личные эксперименты с этими техниками оказались очень полезны. Быть может, это то, в чем мне сопутствовала особая удача.

Г.Н. 23.11.1957

Глава 1

НАЗНАЧЕНИЕ КАБАЛЫ

1.«Если мы желаем познать внутреннюю природу человека через его внешнюю природу; если мы желаем постичь его внутренние небеса через его материальные стороны; если мы хотим познать внутреннюю природу деревьев, трав, корней и камней через их внешние аспекты, мы должны начать наши исследования природы с рассмотрения основ Каббалы. Через Каббалу открывается доступ к оккультному, доступ к тайнам; она дает нам возможность читать запечатанные послания и книги, так же как и внутреннюю природу людей». Так писал Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, известный как Парацельс, средневековый физик, философ и мистик.

2. Цель этой книги - доказать, что сделанные Парацельсом заявления являются истиной в наши дни, так же как были истиной в его время. Метод доказывания не будет как это истории её применения или откуда она произошла. Чтобы понять, что такое пудинг, его надо попробовать, а не изучать каталог о всех известных предшественниках, причастных к нему или же трактат о источниках его различных ингредиентов.

3. Как теософская система, Каббала и ее базовая схема, Древо Жизни, работает. Главная цель этих страниц – дать возможность читателю опробовать это на себе и впоследствии сделать собственную оценку, исходя из своего опыта. По этой причине эта книга является практическим пособие и вместе с тем – теоретическим курсом. Она предназначена для тех, кто находится в поиске физических приключений и духовных авантюр, в значительной степени больше им, чем тем, кто ищет лишь овладения знаниями.

4. Но, чтобы сразу предотвратить какие-либо неверные истолкования, стоит рассмотреть утверждения Парацельса более детально.

5. Его первое заявление заключается в том, что посредством Каббалы мы можем познать внутреннюю природу человека через его внешнюю природу и понять его внутренние небеса посредством внешних аспектов. Он продолжает и далее, включая внешний мир деревьев, трав, корней, камней и природы в общем.

6. Из этого мы можем обрисовать основную концепцию, которая полагает, что внутренняя реальность, или сущность вещей, отдельна от их материальных признаков и что более того - природа внутреннего может быть изучена через внешнее. Это ни в коем случае не исключительная концепция; это полностью совпадает с идеалистической философией. Тем не менее, она включает в себя тонкости герметических школ, такие как сотворение Богом человека по Его образу и подобию. И поскольку Бог создал Природу, то она в себе одновременно скрывает и являет Бога в себе.

7. Таким образом, все проявленное в материальном мире – это следствие причинно-следственных связей, работающих на более высоком плане и эти связи могут быть прослежены из видимых результатов - к первопричине, самому Богу. Это согласуется с герметической аксиомой «что наверху, то внизу».

8. Естественно, для человека этот уровень причинной связи выше, чем материальный мир, если только не рассматривать человека в качестве автомата. К примеру, действия человека управляемы его умственными решениями и эмоциональной сферой. Можно предположить, что его выбор и решения - это следствие окружения и это, конечно же, верно для тех, кто живет в материальном мире, тех, кто в гораздо большей степени находятся под его воздействием. Подавляющее большинство человечества управляемо их внешней обстановкой, но более продвинутый человек -это тот, который работает над собой и своими действиями, тем самым меняя свое окружение или же свою реакцию на него. Он хозяин своей судьбы.

9. Иногда многочисленные формы природы могут быть постигнуты как различные эксперименты в так называемой Большой Лаборатории жизни. Материалистическая гипотеза «естественного отбора» полностью логична для своего уровня, но это уводит логику далеко, можно сказать, к случайному совпадению. Один человек рассматривает нечто прекрасное, к примеру, переливающийся хвост павлина, и уверен, что это и есть совершенная форма, которая гораздо привлекательнее какого-нибудь насекомого. А для другого это будет редким примером возбуждения у самок павлина страстного эротического желания и все прочие варианты исключены. Такие совпадения требуют объяснения того, как физической природа этой планеты оказывается в состоянии поддерживать в себе жизнь. Не верно ли, что более логичным и убедительным объяснением является присутствие за всем этим Плана? (Некоторые скажут, что логика и убедительность не являются прочным критерием истины и, конечно же, это в действительности так, в отношении философских размышлений. Если же кто-то направляет свой ум достаточно далеко, то однажды в итоге он сталкивается с выбором между верой и нигилизмом. Затем кто-то возвращается к логике и подтверждению своей убежденности, а другой, соответственно, - к иррациональному выбору).

10. И все же, вера в Божественный Замысел, за исключением, быть может, христианских ученых, не влечет за собой попытку отвергнуть ограничения, которые накладывает физический мир. Законы физического мира не могут быть отменены. И, соответственно, все, что идет против них, испытывает страдания. Физические, химические и биологические законы предвосхитили жизнь и жизнь адаптирована под них. Но эти законы не препятствуют проявлению великой красоты или других замыслов жизни, а скорее напротив - являются причиной. Они являются условием.

11. Согласно этим взглядам, можно представить, что эти формы жизни существуют на других звездах и планетах, подходящих для развития в этих условиях. К примеру, можно вообразить существ на Солнце с телом из огня. Разумеется, это более вероятно, чем идея о том, что мы – единственная заселенная планета в пределах тысяч световых лет. Если жизнь желает проявиться, она проявится в любых условиях; после чего приспособит себя к этим условиям, будет следовать собственному пути выражения в соответствии с теми условиями, но никак не являться следствием их.

12. Это возвращает нас к заявлению Парацельса о том, что внутренняя природа, которая рождает внешнюю форму, может быть изучена посредством этой самой внешней формы. Метод Каббалы, который он предлагает, не смотря на существование сложных символических соответствий, не имеет ничего общего с теми псевдо науками, которые расцветали в Средние века (разумеется, если не считать более позднего невежественного истолкования этого учения). Даже Парацельс, будучи человеком своего времени, достоин порицания за некоторые ошибки. К примеру, он верил, что колючий чертополох - отличное средство для колик в животе, а другая трава, имея корни, завернутые в оболочку, напоминающую доспехи, якобы дает защиту от оружия. В наше время необходима очень большая вера, чтобы видеть в этом единственный способ лечения и защиты. Однако существует много и тех, кто платит хорошие деньги за книги, претендующие на раскрытие характера и судьбы по буквам их имени, по осадку в чашке чая, кофейной гущи и так далее. Каждое из суеверий уходят корнями в некоторый источник.

13. Вызывает сожаление, что такие проявления заставляют многих умных людей нашего времени осуждать и считать глупостью всё, что имеет привкус оккультного, в точности как наши менее терпимые предки осуждали колдовство. Мораль в обоих случаях заключается в том, чтобы не выплеснуть ребенка вместе с водой. Хотя наши прародители сжигали их на кострах из добрых оснований.

14. Далее Парацельс приходит к утверждению, что «Каббала открывает доступ к оккультному, к тайнам; она дает нам возможность прочесть запечатанные послания, книги и подобным же образом – внутренний мир человека.

15. Примечательно, что после его перечня из «оккультного», «тайн», «посланий и книг», он вновь возвращается к человеку. Человек – это полноценный ключ ко всем этим вещам, и, как сказано в известном девизе, написанном золотом у входа в Дельфийский Оракул – GNOTHI SEAUTON (познай самого себя) – человек есть начало и конец всего духовного развития.

16. Слово «оккультный» означает скрытый и часто используется синонимично со словом «эзотерический» - открытый для немногих. И оба слова используются в связи с тем, что часто называют «Тайными Учениями». Можно немного расширить эти понятия.

17. В общем применении слово «таинство» (mystery) может означать нечто либо таинственное, либо непостижимое. В его церковном значении – это религиозная истина, находящаяся за пределами человеческого рассудка, но открытая Богом; а в его архаичном значении - занятие или ремесло. Говоря о Мистериях как о школах инициации, некоторые используют это слово как комбинацию всех этих значений.

18. Учения Мистерий, многие из которых представляют собой религиозные истины, находятся вне рационального мышления. Для логических умственных процессов, на совершенстве которых настаивает множество людей, они могут показаться бессмысленными. К примеру, Таинство Святой Троицы - это религиозная истина, которая находится за пределами досягаемости ума. Большинство воспринимают это на веру, но для некоторого круга - мистиков Церкви, это может быть великой реальностью, глубоким переживанием, которое впоследствии не может быть в достаточной мере описано словами. Но слова - это информация, посредством которой работает рациональный ум и единственное средство связи – это аналогии, аллегории и символы. И даже эти немногие отсылки к умственным процессам могут стать хорошим подтверждением для самого себя. Примером может быть толкование Книги Апокалипсиса.

19. Исходя из этого, делаем вывод, что слова «оккультный» и «эзотерический» широко используются. В прошедшие годы было написано много немыслимого абсурда об «оккультной тайне», »Ключах Силы» и тому подобному, скрывающего невежество автора или же неоправданное самомнение. Причиной того, почему мистерии, которые в действительности являются «Йогой Запада», названы скрытыми и предназначенными для ограниченного круга, в том, что они не могут быть объяснены непосвященным. Барьер является исключительно информационным. Попытка описать мистический опыт напоминает попытку описать аромат цветка; никому это не под силу. Лучшее, что можно сделать, это сказать ищущему, как он может получить собственный цветок, чтобы он смог почувствовать сам его аромат. Если он не заинтересован в том, чтобы следовать этому направлению или решительно отказывается верить, что цветок существует, с этим ничего сделать невозможно. Таким образом, Каббалу можно сравнить с планом цветочного сада, где взращивается мистический опыт. Если ищущий заинтересован, то можно показать ему этот сад, но в итоге он найдет там покой, если воспользуется им. То есть, не достаточно иметь чисто интеллектуальное понимание результата. Он должен сделать практическим его использование. Чисто интеллектуальный подход сродни ожиданию ощутить запах цветов прямо из каталога торговца семенами.

20. Секретность наступает в практическом использовании Каббалы на начальном этапе. Можно добиться значительного уровня прогресса собственными усилиями, но в Школах Мистерий процесс протекает быстрее. Здесь устанавливается Групповой Разум, который влияет на бессознательный ум каждого из членов группы. Мысли каждого объединены так, что они могут улавливаться другими как бы телепатически. Это чисто автоматический процесс и встречается в любой группе людей, в большей или меньшей степени. Но большинство из всех, когда-либо существовавших, хранили тайну, тщательно скрывая её от находящихся вне группы. В частности это касается тех секретов, содержание которых глубоко затрагивает подсознательное: символизм, религиозная вера, мифологические изображения и пр. В таких случаях секретность неизбежна, иначе работа становится бесполезной. Но эта секретность касается лишь практической работе и относится к обособленной группе.

21. Таким образом, для практической эзотерической работы, как и в религиозной практике, группа имеет особое преимущество. Как сказал Господь наш, Иисус Христос: «Там где один или двое соберутся во имя мое, там я посреди них». Там, где используемые символы рассматривались не только субъективно, но и играли роль в ритуалах, для более успешной работы требовался высокий уровень мастерства. Это нечто большее, чем, к примеру, католические мессы с пышными облачениями и повторением слов. Именно в этом развитии мастерства «Мистерии» могут быть рассмотрены в архаичном значении этого слова, как занятие или ремесло. Обучение является своего рода ученичеством. Поэтому для создания ритуальной группы нужен как минимум один человеке, являющийся экспертом и способный обучить других. Если множество дилетантов соберутся вместе и попытаются выполнить церемониальную работу, результат будет либо ничтожным, либо самым худшим. Впоследствии им будет не до шуток - для подсознательных возможностей, скрытых в мистический символизме, это будет психическим динамитом.

22. Таким образом, Каббала - это система взаимосвязей между мистическими символами, которые могут быть использованы, как сказал Парацельс, для открытия доступа к скрытым возможностям ума, находящимися далеко за пределами разума. Это дает нам возможность читать «запечатанные послания и книги», которые представляют собой записи мистического характера, выраженные непременно символическим языком, поскольку Каббала дает нам способы проникнуть в смысл, скрываемый за символами.

23. Можно рассмотреть мистический процесс в обратном виде. Природный мистик свои видения назовет без сомнения «Божьей милостью», а затем попытается полностью их описать в символах и аналогиях – наиболее близких метафорах, используя язык ума. Изучая символизм, Каббала помогает каббалисту прорваться через ту самую реальность, которую мистик пытается описать.

24. Это касается не только христианского мистицизма, но и других религиозных верований, включая языческие. Таким образом, можно приобрести опыт того, что греки назвали Афиной Палладой, Зевсом, Деметрой и всех других олимпийцев; то, что египтяне называли Исидой, Ра, Осирисом, Гором; что кельты именовали Керидвеном; американские индейцы называли Маниту, Гайавата и так далее, на протяжении всей истории человеческого поиска божественного. Среди «запечатанных книг и посланий» не только Библия, но и другие мистические трактаты, такие как «Египетская Книга мертвых», «Древняя история о Святом Граале», «И Цзинь, или Книга Перемен». Это названия лишь некоторых из них.

25. Хоть первоначально Каббала является иудейской системой, её схема служит ключом для сравнительного изучения религий – не только академических изысканий, но и практической теософии. Причина в том, что внутренняя структура человеческой психологии существует независимо от религиозных противостояний - Бог един. Все обращающиеся к Богу должны быть равны. Разнообразие людей можно сравнить с окружностью колеса с Богом в центре. Тогда, не смотря на то, что все обращающиеся к Богу находятся под разным углом, как спицы колеса, а некоторые, очевидно, диаметрально противоположны друг к другу, каждая спица очень похожа на другую, хотя, возможно, окрашена в другой цвет или же имеет другую форму.

26. Не исключено, что примирить, к примеру, христианство с языческими религиями невозможно - одно является монотеистической системой а в языческих религиозных культах множество богов. Суть в том, что Бог проявляется во многих ипостасях и даже самая ортодоксальная Церковь молится Богу во многих аспектах: Отец, Сын, Святой Дух, Судья нечестивых, Искупитель грехов, Даритель дождя, Защитник страждущих, не говоря уже о Деве Марии т заступничестве Святых. Ничто из этого не совместимо с верой в Единого Бога. И язычество имеет множество богов, каждый из которых - частный аспект Единого Бога. Те, кто жили в те времена, как и сейчас, большей частью из числа язычников, не осознавали это. Пути языческого и современного вероисповедания находятся в диаметральной оппозиции. Современные христиане полагают, что Бог один, но молятся множеству различных аспектов Единого. В языческом мышлении лишь множество аспектов Бога, но через них также возносятся прошения к Единому Богу. В действительности все это вопрос терминологии, реальность же неизменна.

27. Преимущество иудаистская системы – в том, что она была одной из ранних, если не самая ранняя монотеистическая система и, следовательно, находится на стыке язычества и монотеизма. Бог, хотя и является единым, рассматривается проявлением десяти эманаций, которые подробным образом описаны и под управлением каждой из них находится Архангел или ангельский хор. Не являясь полноценными, они также представляют детали целой системы духов в соответствии с каждой эманацией бога, представляя различные объединенные аспекты. Но в настоящем времени они не должны владеть нами и, фактически, чем меньше они владеют нами, тем лучше.

28. В соединении с каждой эманацией или аспектом Божественного, помимо их имен, было закреплено некоторое количество символов, словесных или графических, посредством которых другие в течение столетий овладевали каббалистическим учением. Символизм последнего заслуживает особенного внимания и все еще является предметом для изучения и экспериментов. Каббала является живой системой, и это подтверждается практической работой, а не историческими исследованиями.

29. Символизм в своей основе может быть разделен на два направления: произвольный и универсальный.

30. Произвольные символы широко используются во многих областях, в науке и математике, в музыкальной нотации, в самих словах. Они встречаются в искусстве. В средние века Иуда изображался в желтом одеянии, что символизировало зависть, в то время как Дева Мария имела покров голубого цвета.

31. Этот символизм Девы Марии, связанный с голубым цветом – практически универсальный символ. Но не вполне. В некоторых случаях нет четкой разделяющей линиия между одними и другими.

32. Универсальный символизм является более или менее постоянным в основном значении. Числовой символизм – хороший пример этого. К примеру, число три, или треугольник, означает тройственность во всех вещах, триединства Божественного; тезис, антитезис и синтез гегелианской философии; возможные состояния сил, активности, пассивности или равновесия. Солнце – другой пример центра системы, источника света, поддерживающего жизнь, и все это также можно отнести и к божеству, чьим символом оно является. Не стоит полагать, что наши языческие предки непременно поклонялись самому Солнцу. Как следует из их писаний, они были способны на высокий уровень цивилизованного и философского понимания. Также несправедливо обвинять христиан в поклонении кресту только потому, что он присутствует на их алтарях. В действительности это символ универсальный, хотя и изменявшийся в своей форме. Крест Голгофы вызывает иные ассоциации, нежели равноконечный крест или свастика.

33. Данные здесь примеры являются простыми символами, но возможно привести и сложные примеры. Допустим, история Адама и Евы - это емкий символ начала человеческой жизни, а Откровения Св. Иоанна - её окончания. Этим полон и символизм в языческой мифологии, как например Прометей, укравший божественный огонь, чтобы принести его людям. В некоторой степени, это может означать открытие физического огня, но в действительности – гораздо большее. Это проливает свет на значимость Свободной Воли и на раннее открытие.

34. Сегодня существует два подхода в изучении мифологи. Один объясняет её в значениях глубинной психологии, которая изучает её в верном направлении, но в заключительных выводах она недостаточно глубока. Другое направление, исследуя мифологию, видит в ней историю передвижения племен с последующим взлетом и падением различных божеств и религиозных культов. В этом несомненная есть доля истины, но это очень поверхностный подход.

35. Большинство мифов содержали в себе большое разнообразие смыслов, природного и художественного, морального и этического, философского и метафизического, религиозного и теологического, мистического и оккультного. Они могли быть направлены человеку, Вселенной или же обоим. То, что кажется простой историей, может привести к пониманию вечной истины с использованием во всех областях сознания.

36. Таким образом используется сложный символ Древа Жизни, который является основой Каббалы. Но он является символом не только внутри неё, его признают и другие символические системы, которые интерпретируются в соответствии с ним. Поэтому Каббала способна связать различные мифологические и религиозные верования, а также оккультные системы, такие как астрология, нумерология, алхимия или Таро. Это краеугольный камень Западной Традиции.

Перевод Эдуард Прокопьев.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики