Суббота, 08 июня 2019 17:39

Джинетт Пэрис, Изящество Язычества, Глава_1 Дионис, Гермес и Богиня Памяти в повседневной жизни.

 

Джинетт Пэрис

Изящество Язычества

 

Дионис, Гермес и Богиня Памяти в повседневной жизни.

 

 

Письмо признательности

Многие люди поддерживали меня в те годы, когда я писала эту книгу, и я хочу выразить им всем свою благодарность. Сейчас, работая над последними штрихами, я понимаю, что критика, похвала, обсуждение идей и комментариями являются формами любви и дружбы.

Историк Зенон-Жиль Махе консультировал меня по всем вопросам, связанным с историей древней Греции и в избытке предлагал мне свои знания. Жанна Бауэр, юнгианский аналитик, предоставила мне интересные комментарии о Дионисе. Мой брат Клод Пэрис поделился своим опытом как философ и писатель. Клод Ганьон, специалист по средневековью, провел меня через путаницу герметической алхимии и каждый раз доказывал мне, что идеи являются приправой для жизни.

Джеймс Хиллман внимательно прочитал все мои черновики и, на небрежно написанных заметках или жёлтых стикерах, подал несколько важных идей, раскрывающих психологические тонкости Диониса, Гермеса и Мнемозины. Под его покровительством я заново открыла сочувствующее чувство к Ариадне и понял более мрачные аспекты психологии Диониса. Также, он согласился просмотреть всю рукопись когда, перечитывая ее слишком часто, я уже не была способна выносить суждения. Ручка настоящего редактора и его живой дух просмотрели весь текст целиком и улучшили его в нескольких местах.

Последняя часть первой части (о Дионисе) была представлена в 1987 году на конференции «Миф и театр» в Шато-де-Малерраг во Франции, и была опубликована в «Сфинкс 2: журнал для архетипической психологии и искусств» (1989).

Я получила финансовую и институциональную поддержки от Консульского совета по науке Humaines du Canada (CRASH), фонда университетских исследований FCAR и издательского фонда вице-ректора по связи университета Квебека в Монреале. Департамент связи моего университета позволил мне сократить свой рабочий день, предоставил моральную и материальную атмосферу для проведения исследования.

Мои коллеги Маркита Риель и Роджер Тессер, которые были со мной в самом начале работы более 12 лет назад, дарили мне дружеское и интеллектуальное общение, что чрезвычайно важно просто чтобы выжить и издать книгу в условиях университета.

Сильвия Бруллет просмотрела французские тексты и дала ценные советы по стилистике. Джоан Мотт, которая занималась английскими переводами, показала невероятное терпение, несмотря на мои постоянные добавления в последнюю минуту, и помогла мне поверить в мою собственную работу с помощью стараний, с которыми она выполняла перевод. Мэри Хелен Салливан прочитала финальный текст более чем раз c редким вниманием.  Вэлери Бигарт Шампань выполняла поручения по поиску необходимых книг, бегая по магазинам и библиотекам. Дэни Бюпре из J.A. de Seve Center of UQAM (университет Квебека в Монреале) помогал мне в моих, иногда беспорядочных, отношениях с компьютером.

 

 

 

ЧАСТЬ 1. Дионис 3

Создание души по средствам тела

О, как же вам повезло, как вам повезло,

если вы знаете богов изнутри,

если вы за чистоту жизни,

если вы почувствуете Бахуса

и сделаете это на холмах

чистый в своей душе,

и присутствуете на оргии

Великой Матери Кибелы,

встряхнуть волшебной палочкой в воздухе,

носить плющ на голове,

служить Дионису, как же тебе повезло!

Вперёд, Вакханка! Вперёд, Вакханка!

Еврипид «Вакханка»

 

 

Лицо человека на грани оргазма имеет пронизывающие, увеличенные глаза, наполненные силой, как у животного, с которым сталкиваются ночью. Его лицо темнеет, вены на шее опухают, он сходит с ума. Иногда он рычит, свистит, вскрикивает. Дионис снова живёт! Бог, символизирующий месть инстинкта над порядком - это Орущий, Громкий крик, Раздражитель, Зверь, Горный Бык.

Имя Диониса Бахус на греческом неотделимо от глагола, означающего «вести себя как Бахус»,  то есть возбуждаться, вскрикивать, впадать в транс, действовать безумно. У древних греков был более обширный словарный запас, чтобы описать транс и возбуждение. У переводчиков возникли проблемы с поиском слов для описания этого неистового сумасшествия, избегая патологичной лексики. Но ученые ошибочно анализируют Диониса не только из-за недостатка слов. А потому, что мы потеряли связь с этим архетипом, а вместе с ним и шанс выпустить пар, не рискуя быть названными патологическими уродами. Переводчики не могли найти слова, потому что «они видели истерию в Дионисе, вместо того чтобы узнать Диониса в истерии»!

Христиане так и не смогли понять чувство духовности и экстаза, достигнутого через тело, поэтому они превратили Диониса-Бога в Диониса-Дьявола. Хоть это и верно, что экстаз означал освобождение души от её плотских принадлежностей, также верно, что экстаз Диониса достигается посредством нарастания телесных ощущений. Прилагательное «Bromios», часто применяемое для Диониса, можно перевести как «шумный», но Анри Жанмайр предлагает такие эпитеты как «дрожащий», «гудящий» или «трепещущий», что прекрасно описывает возбуждённое состояние Диониса, в котором оба, тело и душа, взбудоражены. Избыток Диониса опускается в тёмную часть нас самих и жизни, в невероятной близости от того, что является органическим, затхлым (унылым, гнилым) и кровавым.

Хотя это состояние возбуждения и примитивное, его не так просто достичь. Недостаточно просто пить, есть, кричать, танцевать или безмерно заниматься любовью, чтобы достичь экстаза Диониса. Почему посвящение в состояние Диониса должно быть менее трудным, чем посвящение в другие архетипы? На пути к высвобождению Диониса мы часто сталкиваемся с потоком эмоциональной грязи и кровавой ярости вместо ожидаемого экстаза. Алкоголь и психотропные препараты также находятся под покровительством Диониса, они могут распустить языки и открыть двери восприятия, но они однозначно ведут к разрушению и паранойе.

Ешь, пей, безумствуй.

Поскольку Дионис приносит яркость жизни, она без него занудная. Психосоматические исследования подтвердили, что Менады знали давно: скука и сдержанность могут убить нас! Дионис не будет стоять за тех, кем управляет только свет разума и обыденное осознание, тогда он становится мстительным «вестником безумия».

В Греции Дионисийские праздники были связаны с первобытными пирами. Легенда о бешеных женщинах в кортеже Диониса заставляет их спускаться с гор, ловить животных и пожирать их сырыми.

О, как это здорово, когда кто-то в горах

Голова кружится от веселья

и он падает на землю и шкура молодого оленя

Падает на него, пока он гоняется за козлом из-за его крови

И потому что он любит сырое мясо,

До самых холмов Фригии или Лидии,

и Бромиус ведет тебя, Эвой!

Тиаз был городской ярмаркой, сочетавшей праздник и религиозный ритуал, где каждый человек вносил свой вещественный вклад. Гастрономические ритуалы, требующие утонченного обслуживания, нарядных платьев, белого белья и хрупкого фарфора, являются противоположностью шумного, деревенского и буколического праздника Диониса. Никто не чувствовал себя обязанным кому-либо, потому что Тиазы не зависели от щедрости могущественного или богатого хозяина. То, что они проходили в сельской местности, давало еще большую свободу и подчеркивало общинный аспект праздника. Тем не менее, не все праздники и банкеты – Тиазы. Необходима групповая эмоция и страсть по Дионису.

Не нужно путать аппетит Диониса с булимией или хроническим перееданием. Еда без аппетита не по дионисовски. Вот почему Тиазу предшествовал пост. Бог и его последователи восстановили свои аппетиты постом, так же как Афродита вернула девственность, купаясь в море. Образ толстого Бахуса, пассивно наполняющего себя, является декадентской версией удовольствия Диониса, которую нам подарило христианство, это удовольствие как будто бы вульгарное или греховное, из-за вовлечения тела. Однако, определенное свинство, чревоугодие и даже жадность  являются частью аппетита Диониса, так же как и голод по еде или сексуальный голод. Например, Гаргантюа и его жена Гаргамель, персонажи Рабле во времена Ренессанса, способны на любую чрезмерность, и все же являются образцами изобилия и психического здоровья. В этом они Дионис.

Сексуальный аппетит

Дионис, который отрывает зубами куски сочного мяса, облизывает пальцы и брызгает вином из фляги, иногда приводит к мыслям о диком животном сексе. Этот подход можно интерпретировать скорее как признак сексуального аппетита, чем как выражение вульгарности или сексуального насилия. Сексуальность Диониса не обладает тонкостью сексуальности Афродиты, но тот факт, что Дионис является сексуальной фигурой в том же пантеоне, что и Афродита, означает, что есть место и для его сексуальности. К сожалению, сексуальный Дионис был дискредитирован вместе с Дионисом- гурманом. Изображение сатиров с их козлиными ногами и рогами стало одним из самых популярных изображений дьявола, так как христиане подвергали цензуре изображения пенисов и похотливые улыбки, характерные для этих спутников Дионисия. Будь то наполовину лошадь или наполовину козел, языческий сатир имеет чрезвычайно большой мужской орган, постоянно стоящий, и его изображают танцующим по сельской местности, пьющим вино, преследующим нимф. Бог Пан и Бог Приап, которые были частью культа Диониса, также представлены ногами, рогами и бородой козла и фаллосом, направленным к небу. Во время Дионисии гигантский фаллос был выставлен напоказ через толпу как выражение «религиозного» рвения к Богу. Легенда гласит, что Пан был настолько сексуально активен, что, когда он не мог найти нимфу или даже молодого пастуха, чтобы удовлетворить свою похоть, он изобрел мастурбацию.

Два греческих божества Афродита и Дионис чаще всего ассоциируются с сексуальностью, но совсем по-разному. Когда кто-то думает об Афродите, представляется образ грациозной соблазнительности, символизируемый розой и голубем. Тонкая хореография жестов, как соблазнительных, так и дистанцирующих, тонального качества флейты и ритма как звука волн, в то время как Дионис - Бык-Гора-Бык подчеркивает свою эрекцию барабанами. Он олицетворяет животную сексуальность и жестокость, с которой желание может нас схватить, превращая нас в Вакханок. Именно Дионис заставляет нас срывать одежду (или, хотя бы, расстегивать пуговицы), взъерошивать волосы, опрокидывать вещи и беспокоить соседей.

Сексуальная энергия Диониса мощна, глубоко закоренела, бесстрашна, она заставляет нас пить из самого источника животной жизни. Иногда сила сексуального желания Диониса может заставить нас потерять контакт с партнёром. Тогда мы полностью отождествляемся с бурей наших чувств и эмоций и теряем из виду человечность нашего партнера. Дионис обладает нами полностью. Если партнер не в таком же состоянии, как одержимый Дионисом, он или она могут чувствовать себя опаленными энергией эмоциональных и сексуальных разрядов. Мы могли бы назвать это «синдромом Семелы». Семела, мать Диониса, была истощена и сожжена рьяным сиянием ее божественного любовника. Вот история, которую я понимаю.

Дионис - дитя Зевса и смертной Семелы, одной из четырех дочерей царя Кадмоса, основателя Фив. Чтобы соблазнить Семелу, Зевс принимает облик человека, но настаивает, что он  верховный бог Олимпа, Зевс собственной персоной! Семела поверила ему и забеременела.

Но Гера, его законная супруга Зевса и королева Олимпа, не та богиня, которая пропустит такое оскорбление. Она так же принимает человеческую облик, форму медсестры Семелы, чтобы поговорить с молодой женщиной. «В самом деле, вы поверили, что красивый любовник - Бог? Вы очень наивны, моя дорогая, и теперь вы беременны. В следующий раз, когда он посетит вас, попросите его доказать это. Если он действительно всемогущий Зевс, пусть он покажет себя во всем своем великолепии!» обдумывая слова своей мудрой старой медсестры, Семела начинает подозревать, что она была обманута обычным мужчиной.

Во время следующего визита ее любовника Семела просит Зевса об услуге. «Конечно, что угодно! Я даю тебе слово, что окажу любую услугу! »- говорит Зевс. «Тогда отбрось свой человеческий образ и покажи себя всемогущим!» - говорит Семела. Зевс предупреждает ее об опасности, но тщетно. Чтобы сдержать свое слово, он исполняет желание. Но Семела не Богиня, и поэтому она не может вынести мощь света, исходящего от ее божественного партнера, она падает, пораженная светом.

Ребенку Семелы угрожает опасность и, для дальнейшего развития плода, Зевс пришивает его к своему бедру и закрывает золотыми зажимами. Когда период беременности заканчивается, Илифия, Богиня родов, помогает Зевсу открыть зажимы и родить младенца Диониса, «дважды рождённого».

Этот образ может быть использован в качестве сексуальной метафоры. Можно легко представить, как оргазм владыки грома и молнии будет слишком сильным для человеческого партнера! Как и Семела, человек может быть психологически сожжен сиянием своего любовника, сожжен в отношениях, которые дают нам больше, чем мы можем выдержать, сожжен самой бурей чувств. Равновесие в интенсивности чувств важно не только для комфорта. Это может быть предосторожностью, чтобы избежать судьбы Семелы: стать крутой, призрачной фигурой в царстве Аида, эмоционально сожженной, сексуально истощенной, социально пострадавшей.

Оргия, оргия, оргия…

Дионисию часто связывают с коллективным, дружелюбным видом сексуальности. Антропологи и историки описали множество коллективных сексуальных практик во различных обществах. Будь то практика обмена женами, идеология свободной любви, распущенность карнавалов или сексуальное безумие праздников Диониса, коллективная сексуальность является константой в истории человечества. Французский социолог Мишель Маффесоли показывает что, так называемый, «оргиизм», является не столько постоянным, сколько необходимым для поддержания социальной структуры. Без определенного количества «обмена телами» механизм притяжения, связь, «клей», объединяющий сообщество, могут разрушиться. Маффесоли возвращается к концепциям Эмиля Дюркгейма, чтобы описать то, как страсть обеспечивает запас энергии, который обеспечивает продолжение социальной структуры, даже в современных обществах, которые кажутся чрезмерно рационалистическими.

Изначально слово оргия означало религиозное событие, признанное властями. Дионисийская оргия, в свою очередь, была формой поклонения Дионису, принятой в качестве таковой, городом. Но темная сторона некоторых праздников Диониса, распутство, вызванное вином, танцами и музыкой, женщины, одержимые своим Богом, - все это было связано с коннотацией разврата, позже связанного со словом оргия. Дионис - часть того, что Гилберт Дюран называет «ночной режим 5», то есть ночное сознание, связанное с Луной, влагой, женщинами, сексуальностью, эмоциями, телом и землей. В отличие от «дневного режима», связанного с солнцем, сухостью, всем рациональным и аполлоническим. Дюран объясняет, с антропологической точки зрения, как и феминистки с политической и психологической, как баланс между ними является фундаментальным для каждой культуры. Если какая-то конкретная культура получает только солнце Аполлонии, она высыхает и умирает. И наоборот, если она получает слишком много влаги Дионисия, то гниет и становится сумасшедшей. Гипер-технологизированное, гипер-рациональное общество настолько же безумно, как и неинтеллектуальная субкультура рок-н-ролла. Нам нужны и Дионис и Аполлон.

Элевсинские таинства

Дионис не только возвращает сексуальные образы нашей культуры, он также приносит образы измененного сознания, вызванные алкоголем, психотропными препаратами или танцами. Дионис-Вакх до сих пор известен как покровитель пьющих. В большинстве городов есть бар или ресторан под названием «Бахус», обычно украшенный фресками, наполненными винными чанами, корзинами с виноградом и пухлощекими посетителями с красными носами. По всей видимости, греческие вина были особого рода: трех маленьких чашек неразбавленного вина было достаточно, чтобы оказаться на грани безумия! Некоторые вина были разбавлены водой в пропорции двадцать к одному. Если, к сожалению, пьющий не принимал меры предосторожности при разбавлении вина, он рисковал повредить мозг и даже умереть.

Антрополог Гордон Уоссон вместе с этноботаником Карлом Раком и химиком Альбертом Хофманном (который открыл ЛСД) сосредоточили своё внимание на греческом обычае разбавления вина, потому что видели в нём парадокс. На самом деле, греки не были знакомы с искусством дистилляции, поэтому в их вине не могло быть более четырнадцати процентов алкоголя. Мы также знаем, что их самый распространенный напиток - медовуха, был приготовлен путем сбраживания на солнце смеси воды и меда, которая не может дать процент, приписываемый вину. Как мы можем увязать эти факты с описаниями безумного воздействия вина на греков? По мнению трех исследователей, это очевидное противоречие может быть разрешено принятием того факта, что вино греческой античности, как и вина большинства древних народов, представляло собой смесь настоя и токсинов в нём. Специи, мази и травы с психотропными свойствами добавляли, наряду с водой. Когда житель древней Греции призывал бога вина Диониса, под именем Бахуса, он взывал к проводнику других состояний сознания, вызванных психотропными препаратами, а также к покровителю счастливых пьяниц.

Каждая культура имеет свои изменяющие сознание напитки и наркотики, но, в то же время, она создает социальные структуры для борьбы с ними. В западной культуре вино ассоциируется с гастрономией, с праздником и общительностью, его цель состоит в том, чтобы развязать языки и устранить социальные запреты. Мы учимся справляться с кем-то, кто иногда уходит в запой и пьет слишком много. Законы, запрещающие управлять автомобилем, находясь под воздействием алкоголя, осуждают не опьянение, а лишь ошибку того, кто не понимает, что невозможно призвать Бахуса путем безопасных проявлений на дороге. Разрушительное воздействие алкоголя на американских индейцев в начале колонизации или ущерб, который он наносит арабским культурам, при внезапном его введении, можно сравнить с тем, как Запад справлялся с силой ЛСД, галлюциногенных грибов и гашиша. Алкоголизм и наркомания - не блаженство Дионисия, которое длится слишком долго, это неудачи во встрече с Дионисом, неспособность понять что он символизирует или его указания.

Подростки, под кайфом от наркотиков, как когда-то американские индейцы под воздействием алкоголя, не знают об истинной силе вещества, так же, как и не знают о его зловещих последствиях. То, что они ищут - Дионис. Им предлагают передозировку от всех видов наркотиков, при отсутствии руководящего духа. Встреча с Дионисом, открывающим химические двери восприятия, требует ритуала, который бы контролировал и формализировал сообщество, придавало бы ему смысл. С точки зрения древних греков, мы могли бы сказать, что через наших подростков, наркоманов или алкоголиков мы страдаем из-за мести Бога. Бога, которому мы отказываем в истинной Дионисии и чьи таинства, когда-то проводимые в Элевсине, больше не имеют значения. Без опытного гида и какого-либо ритуала, посвящение в силу любого психотропного препарата может быть только травмирующим. Мы не учимся когда, как, где и с кем принимать наркотики, и нам не удается избежать самых очевидных подводных камней. Больше всего мы не учимся когда их принимать.

Истинная Дионисия не может быть спланирована, как ночной пикник, с запасом гашиша и корзиной еды и напитков. Дионисия возникает из культуры или сообщества и подготовка должна быть не только психологической, а также практической, личной, коллективной, мирской и духовной. Годы хиппи культуры представляли собой всплеск Дионисия длиной в целое поколение. Угли былого Диониса тлеют. Раньше было достаточно лишь дунуть на них, чтобы загорелся сильнейший огонь. Но такой Дионисии давно уже нет и наша культура не предлагает их очень часто.

Команда Уоссона, Рака и Хофманна сосредоточила свои исследования на Элевсине (недалеко от Афин) и провела анализ сосудов, которые, как сообщалось, использовались на знаменитых «тайнствах», когда Деметра и Дионис прославлялись секретным обрядом посвящения. Этот обряд (изначально женский), держался в секрете лучше других, вопреки высказыванию о том, что женщина не может хранить секреты. Мы до сих пор не знаем точно, что происходило на знаменитых Элевсинских таинствах, несмотря на то, что они берут свое начало уже в бронзовом веке и прошли через рационализм классической Греции до момента подавления их христианством. Паломники отправились в святилище в Элевсине в поисках откровения, посвящения в видение вечности. Любой - мужчина, женщина, раб или император - мог быть посвящен в Элевсине, кроме варваров, то есть любой не грек. В эллинскую и римскую эпоху это ограничение исчезло, и Мистерии преобладали над всем цивилизованным миром. Перед лицом христианства Элевсин оставался одним из главных центров языческого сопротивления вплоть до самого конца.

Изначально Дионис не был представлен в Элевсинских Таинствах, которые принадлежали главным образом Деметре (или Кибеле или Гайе и другим богиням-матерям). Основным образом Таинств оставалось изображение Матери, отделенной от ее дочери Персефоны, которая была унесена Аидом. Мать безутешная и злая бродит по земле. Когда Мать зла, жизнь бесплодна: пока ее дочь не вернется, Деметра отказывается играть роль Богини Плодородия. Зима символизирует наступивший период бесплодия.

Все еще разыскивая свою дочь, Деметра, в слезах, однажды прибывает в Элевсин, замаскированная под бедную старуху, где ее тепло встречают люди и их король Келеос. Там она встречает еще одну старуху, Баубо, которая ненадолго отвлекает ее от боли, рассмешив некоторыми шутками. История гласит, что старая Баубо подняла свое платье, чтобы показать Деметре свой морщинистый зад, ругаясь вслух. Баубо так смешна, что Деметра забывает о своей печали и смеется со старухой.

Эпизод со старой Баубо включен в элевсинский ритуал, когда все выкрикивают непристойности во время процессии, как будто напоминая нам, что смех является частью божественного. Как это часто случается в нашей жизни, юмор становится началом конца неподвижной позы Деметры. Начиная с этого момента, она переходит к ярости. Ярость и смех являются основным принципом психологических ходов, помогающих выйти из депрессии. Смеяться над собой или над забавной ситуацией - верный признак того, что человек отходит от своего несовершенства, от озабоченности своим эго. Смеяться - значит сделать шаг назад, а чтобы обрести перспективы, необходимо выйти из ямы депрессии.

Зевс понимает, что он должен уступить гневу Деметры, чтобы сохранить саму как таковую. Он возвращает дочь, чтобы снять проклятие бесплодия. Символично, что это весна: встреча матери и дочери. Несколько месяцев мать и дочь будут вместе и счастливы - это лето. Когда Персефона возвращается к своему мужу Аиду, у нас снова наступает осень и зима. От радости от находки своей дочери, Деметра вспоминает приветствие, оказанное ей в Элевсине, и воздает должное  жителям, даруя им  талант к земледелию и привилегию быть посвящения в свои таинства. Сын доброго короля Келеоса, Триптолем, становится первым распространителем зерна и героем богини.

Геродот упоминает, что церемонии, посвященные осеннему разделению матери и дочери, первоначально предназначались для замужних женщин. Фесмофория проводилась в октябре (во время посева) и длилась три дня. Только женщины могли участвовать в таинстве, так как они-то и  сеяли. В ритуале семя смешивалось с менструальной кровью, которая рассматривалась не как что-то нечистое и вредное, а как символ женской силы плодородия. Считалось, что смешивание зерна с менструальной кровью усиливает его способность прорастать. Великие таинства, как и древняя Фесмофория, проходили осенью, в конце августа или начале сентября, а Малые таинства в феврале как празднование воссоединения матери и дочери.

Великие Таинства были одним из крупнейших фестивалей во всей Греции. Жители Элевсина (где, собственно говоря, они и проводились) и жители Афин принимали посвященных, а также «мистов» (кандидатов на посвящение). В первый день молодые афиняне торжественно шли в храм Деметры в Элевсине, в сопровождении жриц, несущих священные вазы. Они везли вазы обратно в Афины и ставили в святилище у подножия Акрополя, в место под названием Элевсин. Настоящий праздник начинался на следующий день, когда «мисты», собранные вместе верховным жрецом, первосвященником таинств, спускались к морю для очищающей ванны. Затем проходило впечатляющее шествие в Элевсин, со множеством остановок в священных местах (например место, где Баубо встретила Деметру). В шествие участвовали священник и жрицы, несущие священные предметы, за которыми следовали высокопоставленные афинские чиновники и молодые эфебы. Статуя Иакха (мистическое имя Диониса, как спутника Матери-Богини) везлась в кортеже.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики