Вторник, 05 июля 2016 14:56

Тобиас Чёртон Гностические мистерии плотской любви: София Дикая и эзотерическое христианство Глава 4 ПОСЛЕ СИМОНА ХОТЬ ПОТОП

Тобиас Чёртон

Гностические мистерии плотской любви: София Дикая и эзотерическое христианство

Глава 4

ПОСЛЕ СИМОНА ХОТЬ ПОТОП

(1,1) На этом мы заканчиваем краткое рассуждение о том, кого можно назвать гностиком, и переходим к подробному изучению вопроса о вере. Некоторые полагают, что через веру нам открывается Сын, в то время как знание приводит к Отцу. (2) Однако они забыли, что для того, чтобы действительно верить в Сына, а именно, верить тому, что он есть Сын, в то, что он пришел, и каким образом, и для чего, а также каков смысл его страданий, необходимо знать, что есть Сын Божий. (3) Это значит, что веры не может быть без знания, равно как и знания без веры, в той же мере как нет сына, если не было отца, и соответственно, отец — это отец сына. Сын же — это истинный учитель, открывающий Отца. (4) Поэтому для того, чтобы верить в Сына, надлежит знать Отца, с которым Сын, и напротив, вера в то, чему учит Сын Божий, необходима для познания Отца. Итак, от веры к знанию, через Сына к Отцу. Знание Отца и Сына в соответствии с гностическим правилом, понятным только истинным гностикам, есть постижение и объятие истины через истину.

Непреложное отделение от телесного и связанных с ним страстей — это жертва, приятная Богу. И в этом состоит истинное благочестие.

(Климент Александрийский, Строматы, Книга Пятая, 1, 11; ок. 200 г. от р.х.)

 

То, что Симон Волхв лично стал инициатором лавины гностического радикализма своими интерпретациями еврейского писания вполне подтверждается в именах и названиях мест, с которыми связаны ересиархи, упоминаемые в трудах оппонентов наследия Симона. Там есть, однако существенный временной разрыв. Церковная традиция помещает смерть Симона в Рим в правление Нерона 54-68 гг. н.э., однако в трудах ересиологов до 149-160 гг. его имени не встречается. Учёным ирзвестно, что многие ключевые особенности христианской практики, позднее связанные с гностиками, присутствовали как минимум в павловских церквях начиная с 50 года. Эти особенности, правда, не были разработаны во всех системах до Иустина Мученика (ок. 100-165 гг. н.э.), самого родившегося в Самарии, и хорошо знавшего регион и его обитателей.

Согласно Апологии Иустина к Императору Антонию Пию, среди первых ересиархов, повлиявших на его родину, был Менандр, тоже самаритянин, как и Симон и, как говорят, его ученик[i]. Менандр имел успех в Антиохии в начале второго века, убеждая последователей, что они не умрут (см. первые строки Евангелия от Фомы: «Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти»). Обещание Менандра звучит несколько по-симониански в своей смелости. Ипполит оспаривал «просветлённое воскресение» Менандра – духовное пробуждение к вечной жизни после смерти – говоря, что смерть —лишь долг природе.

Ириней отличал Менандра от его предшественника Симона По мнению Иринея, Менандр считал, что высшая сила неизвестна в принципе. Мир был сотворён по распоряжению Симона, но, как учил сам Симон, был обустроен ангелами, которые сами были сотворены Энноией высшей силы: Первой Мыслью Бога, Мудростью[ii]. У Менандра мы видим разрыв с природой, также встречающийся у другого известного современника Менандра, еретика Маркиона из Синопа (ок. 85 – ок. 180). Последний, согласно Иустину Мученику, считал, что Отец Иисуса не соприкасался с миром, а творец мира был довольно диким божеством, ответственным за жестокие расправы и проклятия Старого Завета.

В этом разрыве с природой кроются истоки двух путей, по которым шли гностические группы в своём подходе к страстям плоти, хотя оба эти радикально расходящихся пути исходят из одного корня. Во-первых, плоть — это часть несовершенного сотворения, и погружение в её потребности затягивает дух к Земле, в царство смерти и духовного сна. Поэтому страсти плоти должно подчинять: это заключение разделяли палестинские и сирийские энкратиты, которые зашли столь далеко, что полностью заклеймили брак, боясь (как не по-карпократиански!) запачкаться в нечистотах.

Во-вторых, духовный человек или пневматик выше природы, ибо он избежал трагического цикла рождения ради смерти, и пока он или она знает и поддерживает осознанность, что касается высшего состояния, страсти и потребности плоти не могут повредить основе существа, поскольку плоть слаба, дух же имеет вечное стремление. Гностик превосходит их все. Поэтому брак становится мелочью, вопросом духовного безразличия или, используя фразу Ипполита, «долгом природе», нацеленным на создание потомков или, заметьте, правильной разновидности потомков: наследующих духовное семя. Кажется, симонианской традицией было "брать отсюда всё". Если секс существует, и мы проходим через него, давайте использовать секс в полную силу; таким путём мы, всегда contra mundum (прим. перев.: лат. "против мира"), можем сокрушить власти земные!

Ириней выражает индифферентное отношение в главе 6 своей работы Adversus Haereses, где, описывая последователей гностика Птолемея, он подытоживает основные надежды гностических групп того времени: «Ибо даже золото, погружённое в грязь, не теряет от того красоты, но сохраняет свои врождённые свойства; грязь не имеет силы повредить золоту, потому они утверждают, что не могут никоим образом быть в убытке или потерять духовную сущность, каковым бы ни была физическая деятельность, в которую они могут оказаться ввязаны». Идея, кажется, такова: Эта Земля – ночлежка или бордель Демиурга. Мы здесь ненадолго. Надлежит следовать некоторым правилам, пока мы не забываем, что нам лучше знать, и вскорости покинем его с честью.

Снова, я думаю, что мы видим наследие Книги Еноха. Это короткий, но весьма значимый шаг на пути от видения испорченности мира как работы беглых Смотрителей под предводительством Азазеля, к приписыванию природы и реального истока современного творения тем же самым силам, что восстали против своего создателя или потеряли ум от зависти к ней: женственной Мудрости, вышедшей из себя.

Менандр предлагает своим последователям получить максимум благ от созидающих ангелов. Согласно Иринею, они добивались этого магией, которой обучал их её открыватель, сам Менандр, передававший гнозис через магическое достижение[iii]. Последователи Менандра «получали спасение будучи крещеными в него». Могло ли это обозначать какого-то рода гомосексуальный или же гетеросексуальный ритуал? Мы можем предполагать, что, если так оно и было, Ириней с радостью сообщил бы всем эту весть. Хотя если бы он так сделал, остальным христианам захотелось бы узнать, что же такое крещение в Иисуса. Кажется, он делает акцент на том, что Менандр ставил себя на место Иисуса. В любом случае, Ириней не приписывает никакой особой сексуальной активности Менандру, довольствуясь повторением обвинения против Симона, что Менандр был сильным адептом магии и учил, как победить ангелов, сделавших мир. Поскольку Ириней говорит, Менандр учил последователей, что через такое воскрешение они достигнут вечной молодости, весьма вероятно, что они получали некий магический эликсир, не только фигурально, но и фактически, и у нас есть обширное поле для спекуляций о том, был ли такой эликсир результатом сексуальной активности, перенаправлявшей волю ангелов на воспроизводство людей посредством альтернативного, трансгрессивного использования сексуальных жидкостей.

Если, по случайности, вы сочтёте все эти разговоры про тёмных ангелов пустой небылицей, вам может помочь думать о них в более физиологических терминах как о «цепях ума», подсознательных силах, препятствующих росту и осознанности, хотя я уверен, что Профессор Йонас посчитал бы такую транспозицию мягковатой. Гностики твёрдо верили в реальность этих ангелов в объективной вселенной, бывшей плодом их труда.

Ириней утверждает, что в Антиохии доктринальный вирус Симона передался через Менандра Сатурнину (или Саторнилу) и Василиду, откуда попал в Александрию, где хорошо обжился в философском и теологическом дискурсе.

“Не премину я описать и самый образ жизни еретиков, — сколь он ветреный, сколь бренный, сколь земно-человеческий, без достоинства, без авторитета, без порядка церковного, — в полном согласии с их верою.

Уже отмечено, сколь тесны сношения еретиков с многочисленными магами, шарлатанами, астрологами, философами — с теми, конечно, которые преданы любострастию. «Ищите и найдете» — этого они никогда не забывают”.

(Тертуллиан, О прескрипции [против] еретиков, 41, 43)

Подобный сарказм высказывается каждым ересиологом по поводу каждой ереси, среди авторов же ересей были в тот период (начало-середина второго века) Кердон, Маркион, Керинф, Саторнил и Василид: всем досталось сарказма.

КЕРДОН

Начав, судя по всему, как симонианин, Кердон вёл свою деятельность в Сирии около 138 г. н.э., несколько позднее восстания Бар Кохбы, спровоцировавшего болезненное изгнание евреев из Иерусалима и общей диаспоры, сопровождавшееся уничтожением еврейской и самаритянской политической самостоятельности. Ипполит свидетельствует, что Кердон поделился своей теорией двух богов с Маркионом, затем же Ипполит говорит ещё, что Маркион также имел мысли о двух богах, вдохновившись Эмпедоклом. В свою очередь Тертуллиан сообщает, что после Кердона “возник его ученик, некто по имени Маркион, уроженец Понта, сын епископа, изгнанный из-за изнасилования, совершённого над некой девой”. Начиная с того факта, что, как сказано “всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые”, он пытался найти одобрение ереси Кердона, дабы его утверждения были идентичными тем, кто произносили еретики до него[iv]. То есть, мир содержит зло, поэтому он есть работа того, кто предан злу. Поскольку эта идея для ортодокса была уже омерзительно богохульной, мы ничего и не слышим о сексуальных аспектах, связанных с Кердоном или Маркионом. Однако весьма вероятно, что Тертуллиан просто не мог найти ничего лучше, что можно было бы навесить на Маркиона, чем эта мерзость, и обвинить его в незаконной связи. Многие сомневаются в последнем обвинении, считая, что Тертуллиан не понимал или отказывался понимать суть ранних претензий к Маркиону. Говорилось, что Маркион совершил насилие над девственной церковью своей ересью.

Отрицание того, что мир сотворён высшим Богом приписывалось также Керинфу, активному в своей деятельности около 100 года н.э. Согласно Ипполиту, Керинф создал доктрину о том, что в Ветхом Завете Бог был справедливым, а Отец Иисуса был хорошим, из-за “образованности в учениях египтян”. Эта насмешка могла означать лишь, что на Керинфа оказало влияние язычество.

В своём «Разговоре с Трифоном Иудеем»[v] Иустин Мученик (ок. 150 г- ок. 60 г. н.э.) связывает маркионитов с последователями Василида и с Сатурнилом (или Сатурнином, или Саторнилом), учителем которого, предположительно, был Менандр. Сатурнил, в свою очередь, предположительно, был учителем Василида, а Василид повлиял на Валентина, но связь весьма нечёткая и базируется лишь на сходстве идей.

САТУРНИЛ

Судя по всему, Сатурнил был энкратитом, – Ириней включал энкратитов в свой список ересей – поскольку они были аскетами, сторонившимися брака. Иисус был лишь явлением божественного спасителя, который пришёл спасти пневму, рассеянную меж людьми. Сотворение человека произошло, когда ангелы снизу уловили образ небесного существа, предположительно Логоса или гностического антропоса (божественной идеи или вечносущего эона человека) и попытались воссоздать нечто наподобие увиденного, а также по образу себя. Их тварь не могла стоять (эхо Симона), так что более высокое божество сжалилось и направило вниз пневму на эту тварь, которая, работая как искра и динамика дыхания внутри человека, со временем развилась в нём, дабы создать правильное существо, способное устоять в доктрине спасения пневмы. Явно, теория человеческой эволюции от ползучей твари до прямостоящего существа не нова (креационистам и их противникам на заметку!), но духовный мотиватор или искра Логоса внутри может стать указанием эволюционистам о необходимости вариативной трактовки привычного материализма. Даже учитывая инновационную теорию эволюции через пневму, ересиологи считали, что по Сатурнилу тело было не в счёт, поскольку искра уходит к небесам, тогда как труп выбрасывается. Высший Бог должен бы прежде всего оставить пневму с собой, а не заставлять её проходить постыдные воплощения!

Вполне может быть, что несмотря на предположения последней главы, полностью энкратитский тип гностицизма всё-таки существовал в начале-середине второго века и происходил он из сирийско-палестинских территорий, а также с северо-запада Месопотамии. Однако также возможно и то, что эти идеи были датированы задним числом в конце второго и начале третьего веков, когда энкратизм считался приоритетной проблемой ортодоксальных властей. А проблемой он был весьма болезненной, и даже вдохновил антиэнкратитскую главу 26 книги 4 Стромат Климента Александрийского, озаглавленную «Как совершенный человек обращается с телом и вещами в мире». С другой стороны, либертинный уклон симонианства мог быть исключением, хоть это и маловероятно. Ириней, например, упоминает секту николаитов, последователей, как он говорит, Николая, одного из семи дьяконов, назначенных апостолами, упомянутых в Деяниях. «Они ведут», говорит Ириней, «жизнь в неограниченном потакании», оправдывая супружескую измену как нечто незначительное[vi].

В книге I, в главе 28 Ириней упоминает энкратитов прямо, говоря, что они «развились от Сатурнина и Маркиона», предполагая, вероятно, что последователи последнего «перешли» из старой ереси в новую с новыми, более строгими мыслями об отрицании брака, настаивая на вегетарианстве, дабы не принимать внутрь «сотворённой» плоти и не разлагать себя. Энкратиты, настаивает Ириней, сторонятся «изначального творения Божия» (мужчину и женщину) и противоречат божественной мудрости размножения. Они «косвенно» обвиняют Бога в сотворении мужчины и женщины. Это предполагает новое обращение к образу андрогинного или скорее бесполого духа. Энкратиты также отрицают, что Адам (сотворённый первым) будет спасён. Это, однако, говорит Ириней, лишь новодел (ок. 180 н.э.) и приписывает его Татиану, изначально «слушателю» (или несвязанному обязательствами помощнику) Иустина, который, после мученничества Иустина, предположительно, отошёл от церкви, и, тайно пылая желанием стать учителем, изобрел собственную систему невидимых эонов, «при этом как Маркион и Сатурнин, объявлял супружество ничем иным как растлением и блудом»[vii]. Ириней лаконично отметил, что отрицание спасения Адама придумано Татианом! – и сама оригинальность идеи делает её просто смешной.

Сразу после слов о том, что гностики стали «переводиться в энкратитов», Ириней одаривает нас свежей горячкой:

“Иные, опять-таки, следуя за Василидом и Карпократом, привнесли неразборчивые сексуальные связи и многожёнство, и безразличны к поеданию мяса, принесённого в жертву идолам, говоря что Богу безразличны эти вопросы Но зачем продолжать? Ибо непрактично пытаться упомянуть всех тех, кто тем или иным образом отпал от истины”.

И если уж Иринею картина казалась сбивающей с толку, человеку, так скажем, варившемуся в этой каше, то нам должна быть позволена некая свобода на ошибку в анализе фактов ситуации более восемнадцати вековой давности.

Опять-таки, мы не можем быть уверены, что все точки зрения, приписываемые Сатурнилу Ипполитом[viii] не являются мнениями его позднейших последователей, однако наиболее интересно видеть, что по рассказам Ипполита о Сатурниле, верования о браке суть явное развитие идей до и после-иисусовых частей Книги Еноха. То есть, в ранних частях Книги Еноха, написанной между первым веком до н.э. и временем жизни Иисуса, Бог (Отец Светов) решает сокрушить земную власть злых ангелов (Смотрителей), ведомых Азазелем, грешивших и блудивших с дочерьми человеческими, тогда как в более поздних фрагментах агент ангельского апокалиптического падения назван «Сын Человеческий» (среди учёных считающийся иудео-христианской интерполяцией). Енохианская картина проявляется прямо в рассказе Ипполита о Сатурниле, где злые Смотрители переведены на греческий как Архонты или Управители зодиакальной судьбы:

“И он говорит, что Бог евреев один из ангелов и, во исполнение воли Отца лишить самостоятельности всех Архонтов [италик мой] пришёл Христос, дабы свергнуть Бога евреев, и во спасение тех, кто уверует в Него, и что они в себе имеют сияние жизни. И он утверждал, что два вида мужчин были созданы ангелами – одни злые, но иные добрые. И поскольку демоны порой помогают злым [людям, как утверждает Сатурнил], Спаситель пришёл, чтобы избавиться от недостойных людей и демонов, но во спасение добрых людей. И он утверждает, что брак и размножение суть от Сатаны [италик мой]. Большинство же из тех, кто принадлежит этой [еретической школе] воздерживаются и от животной пищи, [и] тем притворным аскетизмом [вершат многие свои надувательства]. И [говорят также], что пророчества были произнесены частью сотворившими мир ангелами, частью Сатаной, который также именно тот ангел, которого они считают враждующим с космическими [ангелами] и особенно с Богом евреев. Таковы, таким образом, настоящие догматы Сатурнила”.

Кажется, не найти лучшего источника об отрицательном отношении к браку среди тех, кто проповедует гнозис во спасение от оков архонтов. Злые ангелы обесчестили связи, которые должны принадлежать духовным сущностям посредством своего злого семени, передаваемого из поколения в поколение. Те, кто в это верил, не мог видеть ничего приятного в сексуально озабоченных симонианах, если, конечно, он не принимал интерпретацию симонианской сексуальной магии как сакраментальное средство спасения тонкого logos spermaticos. Невероятно, чтобы кто-то с энкратитскими наклонностями мог терпимо относиться к мысли о ритуалах, включающих сперматофагию.

Подобные трудности не беспокоили некоторые гностические группы, появившиеся уже примерно в 170 гг.

 



[i] Иустин Мученик, Апология, 1.26, 56.

[ii] Ириней, Adversus Haereses, I.23.

[iii] Там же, I.3

[iv] Tertulliana, Q.S.Fl. Tertuliana Adversus Omnes Haereses, 6

[v] Иустин Мученик, Разговор с Трифоном Иудеем, гл. 35

[vi] Ириней, Против ересей, I

[vii] Ириней, Опровержение, VII, 16

[viii] Ипполит, Обличение, VII, 16

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики