Среда, 05 октября 2016 12:04

Тобиас Чёртон Гностические мистерии плотской любви: София Дикая и эзотерическое христианство. Глава 6 Тантра - примечательные параллели

Тобиас Чёртон

Гностические мистерии плотской любви: София Дикая и эзотерическое христианство.

Глава 6

Тантра - примечательные параллели

«что Бог очистил, того ты не почитай нечистым»

Деяния Апостолов, 10:15, ср. Послание к Римлянам 14:14

Самое время признать, что отношение к гнозису только в терминах христианской ереси и отклонений от ортодоксии вызывает непонимание его сути, то есть того, чем гностические школы были для самих себя. Сложно не поддаться влиянию обычного отношения ересиологов к гнозису. Они хитро апеллируют к чувству и морали. Однако если отойти на время от христианства и посмотреть на другую, примечательно схожую традицию, можно почувствовать, что апологеты ортодоксии намеренно игнорировали ключевой момент, определявший идентичность гностических групп.

Трансгрессивный подход к принятым в культуре нормам поведения является яркой чертой также и традиций, связанных с индуизмом и буддизмом, известных как тантра или путь левой руки. То есть, некоторого рода «декадентский» антиномиализм может составлять адекватный духовный путь, изобилующий практиками, вызывающими у окружающих отвращение, но выполняемых не в погоне за отвратительным, а чтобы превзойти ограничения, налагаемого самим отвращением, то есть для раскрытия скрытых свойств, на деле счастья «в мире, но не из него». Мы встречали эту идею в контексте гностического антиномиалиста Карпократа. Вероятно, нам следует признать, что и Иисус, согласно каноническим повествованиям, «причислялся к трансгрессорам», окружав себя проститутками, сборщиками податей и «грешниками». Он вёл себя вызывающе и ему поклонялись женщины «которые служили Ему имением своим» (Лук. 8:3)[i].

При изучении ряда важных аспектов тантрической традиции, поражаешься просвещённым параллелям с враждебными патристическими (авторства отцов церкви) описаниями «грязных». На основании этих параллелей, можно даже прийти к заключению, что гностики и тантрики разделяют как минимум общие корни, хотя бы в умах людских.

Хью Урбан, авторитетный источник, донёсший тантру до западного учёного мира, сообщает, что слово «тантра» восходит к санскритскому tan, появляющемуся в ранних ведических текстах (ок. 1200 д.н.э. – 500 д.н.э.), с указанием на конкретный текст. Оно значит только «ткать, растягивать, распространять», в общем, обозначает демонстрацию. Само слово veda для нас более информативно, поскольку значит «знание» или «мудрость», а ранние ведические тексты включают гимны, песнопения и мантры, как раз то, что ересиологи называют плохими практиками гностиков.

Согласно Урбану, тантра это «довольно неясный и многозначный термин, используемый для обозначения целого ряда текстов, традиций, сект и ритуальных практик, который распространены среди индуистских, буддистских и джайнистских сообществ юга и востока Азии примерно с пятого века [д.н.э.] и по сию пору» - то есть, примерно со времени, когда гностицизм барбелитов исчез из западной истории[ii].

В тантрической традиции мы сразу встречаем фигуру, параллельную Барбело, а именно Шакти; понимание Шакти поможет нам понять Мать Мудрости. Шакти это энергия; она созидает и уничтожает вселенную. Нам всем известно, что в тантре ей поклоняются посредством сексуального союза (maithuna). Согласно средневековой Куларнава Тантре: «Если бы посредством обычного секса можно было достичь освобождения, тогда все существа были бы (духовно) освобожденными»[iii]. Техники — это основа, как и знание используемого, поскольку терпимость тантры к ритуальной трангресии направлена на сбор универсальной Шакти в существе поклоняющегося. Шакти протекает всюду, но в принципе наиболее плодородна в творящих водах мужчины и женщины, которые, будучи «нечистыми» для обычных людей, переосмысливаются тантриками как сосуды божественности, которые надо любить, лелеять и «сохранять».

И тогда вот «грязные люди» Епифания становятся понятны совсем в ином свете.

Тогда как некоторые школы тантры рекомендуют удержание семени, подобно некоторым практикам даосизма, сублимирующим страсть полностью или совершающим внутренний оргазм, члены старейшей из существующих тантрических школ, «Каула», от kula, означающего «преемственность» или «семью» - поглощают исторгнутое семя и маточную кровь перорально. Эта практика установлена в контексте евхаристического ритуала («благодарение»), когда смесь соков, пресуществлённая в восславлении и экстазе, поглощается самой услаждённой богиней, заинтересованной в сборе бесценного семени творения. В благодарность за это поклонение богиня низводит сверхъестественные дары, удовлетворяя нужды поклоняющегося.

Хью Урбан обращает внимание на Брихат Тантрасару[iv] («Великая суть тантры»), где объединённые жидкости, пресуществлённые в акте таинства, становятся kula dravya, «сутью клана», включающей тантрическую семью в общение с Шакти через её вечный союз с Шивой (Отчей силой), её супругом. Шакти, как София, связана с земными вещами, однако остаётся вечно чистой от них. Перефразируя гностическое евангелие, она может идти по грязи, но её одежды не пачкаются (Первый Апокалипсис от Иакова): потому она девственная, чистая и божественная гурия, наиболее достойная почитания. Священная субстанция, полученная в экстазе. Божественное наслаждение, становится теперь могучими останками (нахишта) «сексуальной жертвы». И тут мы видим ясную внутреннюю связь между «страстью» и «страданием», то есть преданием себя. Как сказано в «Великой сути»: «[…] ему следует поклоняться Богине в вагине […] благовониями, светочами и подношениями пищи, адепт Кулы должен восславлять её разными способами, и затем он сам должен [поглотить] останки» (Agamavagisha, Brihat Tantrasana, 703).

Польза от поглощения нектара не только практическая; есть место и просветлению. Так, тантрическая буддистская Хеваджра-Тантра ассоциирует семя с «мыслью пробуждения» (боддхичитта) и напоминает нам также о таком гностическом тексте: «Я обращаюсь к тем, кто пробудился». Будда Хеваджра-Тантры весьма прям: «Я обитаю в Сукхавати [Земле Блаженства] вагины женщины под именем семени»[v]. Тантрик пятнадцатого столетия, Кришнананда Агамавагиша рекомендует оставить все сомнения в столь важном вопросе: «Тот, кто не скор в питье [вина] или кого отвращает семя или менструальная кровь, ошибается в том, что [на самом деле] чисто и не запятнано; поэтому он боится совершить грех в акте сексуального союза. Он должен быть отринут – ибо как он может поклоняться Богине и как он может читать мантру Чанди»[vi]. Тот же мастер тантры объявляет этот «нектар жизни» обладающим «природой Высшего Брахмана» и говорит, что причастившийся жертвенного сосуда впитывает «вечно невинное состояние, свободное от всякого различения»[vii].

Эта субстанция не то, что люди, внешние традиции, могут себе представить, не более того, как поглощение тела и крови Иисуса в католических таинствах составляет акт каннибализма, по мнению враждебно настроенных язычников. Потребление сути клана вне жертвенного сосуда, освящаемого Богиней, ведёт в ад. Сугубо для целей поклонения, она пресуществляется в amrita, божественный нектар. В гностических терминах, таковым считался бы плод древа Барбело, освящающий и трансформирующий.

Практика содержит в своих трансгрессивных свойствах немалый стимул, пусть он и доступен лишь в строго определённых контекстах. Практикующий её – vira (герой), рискнувший превзойти ограничения обычного человеческого существа и почувствовавший в себе безудержную силу, приходящую при преодолении границ нечистоты; эксцентричный вид и поведение часто ассоциируется с тантриками, настолько, что Джеффри Дж. Крипал высказывается в своей работе о бенгальском святом Рамакришне следующим образом: « слишком часто учёные сравнивали тантру с философской школой… игнорируя популярные коннотации термина Tāntrika, большая часть из которых крутятся вокруг понятий магической силы, отстранённости, семяносности и секса»[viii]. Это сразу же наводит на мысль о Симоне Волхве и его духовном ученике Алистере Кроули (1875-1947), который с выразительностью писал в своём дневнике от 1920 г.: «Я признаю, что Магика обращает любой существующий порядок»[ix].

Друг Кроули и некоторое время его ученик, Джеральд Йорк, писал об антиномиализме Кроули – Кроули как-то раз съел экскременты своей дамы по её приказу, чтобы доказать, что он мог практиковать то, что он проповедовал в терминах «всё есть часть Бога» - «Кроули не нравились эти извращения! Он их выполнял, чтобы превзойти своё отвращение к ним»[x].

Алексис Сандерсон в работе «Чистота и сила»[xi] описывает практику тантриков как «освобождённое сверхдействие посредством ассимиляции необузданной силы в оккультной манипуляции с нечистотой», поскольку с практикой может приходить parergon или побочный продукт/siddhi: получение исключительной духовной мудрости, гностического инсайта или явно чудесных явлений.

Произведение шестнадцатого столетия, Kaulavalinirnaya, проповедует поведение, сродни описанному Иринеем у Марка, последователя Валентина, в частности, прелюбодейное соитие в магических целях: «Богиня любит вульву и пенис, любит нектар вульвы и пениса. Поэтому должно в полную меру поклоняться Богине, испивая мужскую жидкость и наслаждаясь женой другого человека, так же, как нектаром вульвы и пениса». В то время, как такие заявления, типичные для тантрических героев, предполагают для западного человека лишь простое поклонение сексу, Хью Урбан настаивает, что «в большинстве азиатских традиций, тантра понимается меньше в терминах «секса» нежели в понятиях силы или энергии. То есть это ряд учений и техник, направленных на пробуждение, укрощение и использование духовной силы, которая, как считается, протекает во всей вселенной и в человеческом теле»[xii].

Однако мы не можем не заметить, что стремление к обладанию безудержной силой близко по духу гностическим нападкам на бога закона, привязавшего простых людей к Земле, запрещая поглощение плода. Этот бог работает на низшем уровне сотворённого бытия, проявляясь в неискупленных гениталиях, которые при нормальных условиях тратят семя или толкают его к несчастному воспроизводству неискупленных душ.

Важно также признать, что в тантрическом видении кундалини (змéя) мы узнаём гностический путь, проложенный внутри человеческого тела: можно предполагать, что члены гностических групп делали то же самое, судя по тому, что мы уже узнали. Многое из того, что ересиологи считали сумасшедшей физикой, паршивой теологией, извращёнными писаниями и нелепыми креационными схемами, воспринималось носителями традиции как коды и метафоры для физических практик вкупе с зарождающейся психологией – как считал и глубоко верил Карг Юнг.

Вся драма гностических мифов сотворения и искупления должна рассматриваться не как события, происходящие в объективном, видимо иллюзорном мире, и даже не вне границ пространства, но внутри пробуждённого существа гностика, где рай в гениталиях, неизвестный Отец открыт через корону головы, а змей-София искупляет семя, приходящее свыше и несёт его обратно по позвоночнику (древу) через эоны, соответствующие чакрам, к его источнику, из которого драгоценная жемчужина сотворения выпала в низшие области, управляемые тёмной беспросветностью, порабощённой в цикле рождения и смерти. Путь к вечной жизни направлен вверх и требуется немало смелости, дабы предпринять путешествие; мир не желает, чтобы мы в этом преуспели. Мир требует, чтобы мы делали то, что сказано. Мы нужны миру запуганными для нашего «собственного блага» (и мы не можем отказаться от этого дара). Поэтому тантрический практик – герой, а его партнёрша – героиня, поскольку воплощает Шакти, как он воплощает Шиву, чьим символом является возбуждённый шивалингам. Теперь, сняв покров восемнадцати столетий ортодоксального удушения, мы, вероятно, сможем понять по-настоящему, в чём состояло служение Симона и Елены.

Гордан Джурджевич написал весьма выразительное пояснение к использованию тантриками декаданса в духовной технике с целью восхождения от нижней чакры, (čakkra «колесо» или «цветок»), mūlādhāra, расположенной в гениталиях, к верхней, где высшая радость ждёт удачливого практика: «Согласно тантрической теории, семя, которое в своём изначальном состоянии [расположенная вверху головы] обладает свойствами амброзии, обращается ядом, достигая нижней части тела [ср. Демиург и неискупленное семя], особенно гениталий. Дабы исправить эту ситуацию, семя следует вернуть обратно в верх головы»[xiii].

Практики для достижения этого включали в себя добровольное удержание семени и воображаемое переназначение его в основание позвоночника, и даже всасывание обратно совмещённых жидкостей из вагины после некоторой экстраординарной йогической подготовки. Эти действия рассматриваются в основном как позднейшие разработки тантрической практики. Метод Каула считается наиболее древним. Пероральное поглощение семени (bindu), менструальной крови (rajas) и вагинальных половых жидкостей (yonitattva) переносило участников в божественное состояние. То же самое может быть основанием утверждений симониан о том, что их последователи обладают вечной жизнью. Вальтер О. Кэльбер рассказывает о ведическом аскетизме в древней Индии следующее: «Мужское семя также способно нести духовное перерождение и бессмертие»[xiv]. Учитывая всё это, насмешки Иринея и Епифания в адрес гностиков выглядят как брюзжание невежд. Есть древнее поверие на индийском субконтиненте, что потеря семени вызывает болезни, старение и преждевременную смерть, поскольку семя есть жизнь и залог плодородия.

В северной индийской тантрической традиции Nāth Siddha, зарекомендовавшей себя, разработав хатха йогу, считается, что тогда как бинду несёт бессмертие, его вечное истечение из короны растрачивает энергию при его потреблении в пищеварительном огне живота или через эякуляцию, которая, дабы быть наиболее священной, должна уж лучше нести пользу в позвоночным лотосам, раскрывая их для усиления духовной пробуждённости в пути подъёма духа домой. Надо постараться, чтобы не заметить аналогии (как минимум) с гностическими заявлениями о «реализованном искуплении в теле». Тантрики считают, что пероральное поглощение способствует омоложению, как и просветлению, ибо нектар богов есть также эликсир бессмертия, амрита, или божественный напиток soma, дающий пьющему его «вечную жизнь небесную на земле»[xv].

Весьма интересна также тенденция в гностической мысли к упоминанию другого тела Иисуса, которое смотрит на ход распятия со стороны. Оно упоминается в материалах Наг Хаммади в Апокалипсисе Петра и во Втором трактате великого Сифа[xvi]. Обычно приписываемый ереси докетизма (Иисус лишь выглядит как человек), акцент на том, что Иисус пребывает вне тела можно соотнести с целым рядом идей, неявно присущих тантре, согласно которым плотное тело скрывает в себе тонкое тело, и целью алхимии является выделение тонкого из плотного. Потому тонкое тело незримо распространяется от гениталий по позвоночнику к короне головы. Рассматривая позвоночник в терминах барбелитского древа, можно по-новому осмыслить произнесённое Иисусом в «Апокалипсисе Петра», который можно было бы назвать также пробуждением Петра:

“Сказал мне Спаситель: "Тот, которого ты видишь у креста, радостного и улыбающегося, есть живой Иисус. А тот, в чьи руки и ноги они вбивают гвозди, это его плотская оболочка, которая всего лишь отражение. Они предают позору то, что является его подобием. Но взгляни на него и на меня". Когда же я взглянул, сказал я: "Господи, никто не смотрит на тебя. Давай убежим из этого места".

Никто не смотрит на духовное тело. Это было жалобой гностиков: столь заняты плотью были плотские материалисты, что не могли видеть того, что на самом деле происходит: духовная слава живого Иисуса, а не смерть плотской накидки. Поклоняясь человеку, они ослепляли себя по отношению к себе. Последние слова Апокалипсиса таковы: «Когда он сказал это, пришел Петр в себя». В том-то и дело. Он обратился к себе.

Строфа Иоан. 3:14 виделась гностикам ключом, разоблачавшим тайну: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Для тантриков, безусловно, первичной духовной энергией является змей, свёрнутый в основании позвоночника. Знал ли об этом Тертуллиан, интересно мне, когда в работе Adversus Valentinianos (II.76) безжалостно пародировал предполагаемую эзотерическую «мудрость» валентинианского змея:

“Словом сказать, голубь всегда служит прообразом Иисуса Христа, а змея (дьявол) является только для того, чтоб искушать Его. Стало быть, простота одна в состоянии познать и заявить Бога; а мудрость сама по себе легко может преследовать Его и изменить Ему. Пускай змея скрывается, как может, пускай оборотами и извилинами своими утомляет мудрость свою, углубляется в подземные места, погружается в мрачные убежища, завёртывается в многочисленные изгибы колец своих, никогда явно не показываясь, и не терпя ни дня, ни света. Наш голубь обитает в святилище простоты, пребывая всегда на возвышенном месте, и озаряя каждого светом своим. Образ Духа Святого любит сияние востока, который есть образ Иисуса Христа. Истина ничего не стыдится, разве только того, когда бывает не открыта. Да и кто, в самом деле, постыдится слышать и почитать за Бога того, кого сама природа ему открывает, чьё присутствие он вседневно ощущает в Его деяниях”

Для тантриков, которые вполне подходят под слова поучения Тертуллиана, kundalinī śakti является микрокосмическим аналогом Великой Богини, чей божественный партнёр Шива живёт в эзотерическом доме наверху головы человека. Аж даже слышны слова Тертуллиана: «Микрокосмическим! Скорее микрокомическим!» Ересь, помните, началась в Эдеме, так что карфагенский юрист[xvii] вряд ли размышлял над тем, что Шива и Шакти кажутся разделёнными, мир иллюзорен и ведом болью; Иисус ведь пришёл спасать мир обычных людей не всяческими эзотерическими изысками («ибо змей более утончён, чем иные звери полевые»), а истиной, доносимой прямо, полагает Тертуллиан. А гностик, в ответ на тирады Тертуллиана, мог бы ответить: «А голубь, который является Святым Духов с твоих слов, разве не осенял чело Иисуса при крещении, когда Иисус всплыл из вод, что снизу, и не был ли слышен глас: “ Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение”?»

В своей книге «Дитя Кали» Джеффри Дж. Крипал предупреждает нас рассматривать тантру не как философскую и текстуальную школу, но как «грязный путь» к онтологическим истинам, которые столь же ужасны, сколь глубоки[xviii]. Джурджевич цитирует слова Алексиса Сандерсона о пользе декадентского отказа от правил чистоты: «Сознательность, обязательная для поддержания чистоты и социальной системы, должна быть изгнана из его сущности тантрическим Брахманом как сама нечистота, единственная нечистота, которую он признавал, состояние невежественного закабаления самого себя в иллюзии того, что чистота или нечистота, запрещённость или признанность являются объективными качествами, присущими вещам, людям и действиям»[xix].

Тантра в сути своей посвящена особому роду брака, и sādhāna (сексуальный ритуал) часто выполняется в наши дни в рамках в остальном обычного брака. Как мы увидим далее, исследуя практики валентиниан, похожие установления использовались у них меж тех, кто был соединён в праздновании некоего рода мистического брака, включавшего что-то наподобие алхимии тел женатой пары, таким образом полностью перенимая идею брака и придавая ему духовную сущность. В тантре человеческое тело является основанием и средством достижения гнозиса. Говоря об алхимии, мы пойдём в правильном направлении, размышляя о том, что же скрывается за базовым металлом, который превращается в золото: алхимики не перестают твердить о том, что первоматерия Великой Работы это нечто, повсеместно распространённое, на которое, однако, никто не обращает внимания. Он был в мире, и мир был создан им, но мир его не знал.

Кто он? Что он?



[i] Прим.перев.: автор цитирует текст как «сущностью своей» (of their substance), однако текст Евангелий от Луки, 3:8 гласит «of their means», что не совпадает и с православным каноническим переводом, приведённым здесь.

[ii] Urban, “The Yoga of Sex, Tantra, Orientalism and Sex Magic in the Ordo Templi Orientis,” in Hanegraaff and Kripal, Hidden Intercourse, 402

[iii] http://www.layayoga.ru/index.php?id=6141 (Куларнава Тантра, II)

[v] Цитируется в Dasgupta, An Introduction to Tantric Buddhism, 142.

[vi] Цитируется в Urban, “The Yoga of Sex, Tantra, Orientalism and Sex Magic,” in Hanegraaff and Kripal, Hidden Intercourse, 402

[vii] Agamavagisha, Brihat Tantrasana, 703

[viii] Kripal, Kālī’s Child, University of Chicago Press, 1998, 28

[ix] Crowley, Magical Record of the Beast 666, 248

[x] Djurdjevic, “The Great Beast as a Tantric,” in Bogdan and Starr, Aleister Crowley and Western Esotericism, 126

[xi] Sanderson, Purity and Power, 200–201; quoted in Urban, “The Yoga of Sex,” in Hanegraaff and Kripal, Hidden Intercourse, 409

[xii] Urban, “The Yoga of Sex,” in Hanegraaff and Kripal, Hidden Intercourse, 406

[xiii] Djurdjevic, in Bogdan and Starr, Aleister Crowley and Western Esotericism, 115

[xiv] Walter O. Kaelber цитируется по Djurdjevic in Bogdan and Starr, Aleister Crowley and Western Esotericism, 116

[xv] Ibid., 118

[xvi] Библиотека Наг Хаммади, Апокалипсис Петра, VII, 3, 81–83, Второй трактат великого Сифа, VII, 2, 55–56

[xvii] Скорее всего, его [Квинт Септи́мий Фло́ренс Тертуллиа́н] отождествление с юристом Тертуллианом, упоминаемым в Дигестах Юстиниана, не обосновано (https://ru.wikipedia.org/wiki/Тертуллиан)

[xviii] Kripal, Kālī’s Child, 28

[xix] Carrithers et al., “Purity and Power among the Brahmans of Kashmir,” in The Category of the Person: Anthropology, Philosophy, History, 198

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики