Четверг, 03 апреля 2014 18:03

Роберт Ванг КАББАЛИСТИЧЕСКОЕ ТАРО Руководство по мистической философии ПРЕДИСЛОВИЕ


Роберт Ванг

КАББАЛИСТИЧЕСКОЕ ТАРО

Руководство по мистической философии

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель этой книги – показать связь между каббалой - зарекомендовавшей себя веками мистической системой - и картами Таро. Связь, существование которой противоречит мнению некоторых великих еврейских исследователей, считающих, что такой связи нет.

В этой работе я постарался соединить чрезмерно спутанные нити каббалистической символики и ее значений, подчеркнув связь Древа Жизни (основного символа каббалы) и Таро, согласно традиции герметической каббалы. Должен отметить, что пишу здесь не о еврейской каббале, но об особой системе, также основанной на еврейских текстах. На мой взгляд, еврейские исследователи ошибались, воспринимая оккультные разработки конца XIX века лишь как романтическую и непонятную смесь мистических еврейских знаний.

Кроме того, я попытался показать, что принципы каббалы подходящим образом подходят любой колоде Таро. В связи с этим, настоящее исследование воспроизводит четыре полные колоды, включая Марсельскую колоду Таро. Ей уделено совсем немного внимания в виде сравнения с более символически лаконичными современными колодами, потому что она наиболее привычная и популярная из колод, воплощающих ранние изображения карт. Марсельское Таро является «стандартной» колодой, остальные три, используемые в данной работе, – колоды, относящиеся к оккультному братству XIX века – Герметическому Ордену Золотой Зари. Это такие колоды, как Таро Золотой Зари, Таро Тота и Таро Райдера-Уэйта. Еще одна колода, которая здесь не приводится, но которую я настоятельно рекомендую, это Таро из поздних работ Пола Кейса и его организации «Строители Святая Святых» (Builders Of The Adytum, B.O.T.A. – прим. Пер.). Это колода, которую должен раскрасить каждый ученик сам для себя.

Помимо этой колоды, Кейс создал исключительно хорошую литературу по Таро, которой я посвятил должное внимание. Его корреспондентные курсы по Таро, написанные более 40 лет назад, до сих пор используются в работе. И так как они распространены в узких кругах, то поспешу заметить, что я ни в коем случае не имею отношение к данной организации, а полный комплект его курсов мне предоставили доброжелатели.

Кейс был блестящим учителем, который, вероятно, является первым, кто применил термины современной психологии к картам – подход, схожий с подходом Карла Юнга. На мой взгляд, Кейс является первым великим исследователем Таро, не признанным большинством, так как его главные работы были доступны только для ведущих переписку учеников «Строителей Святая Святых», которых попросили держать эти работы в тайне.

Его идеи повлияли на мой собственный подход и, на мой взгляд, они очень основательны, но с некоторыми оговорками. Я подвергаю сомнению его догматическую приверженность гематрии (каббалистической нумерологии), так же, как и его интерпретацию символики Уэйта. Более того, пока Кейс писал свои работы, наш психологический язык развивался, и сейчас его курсы не отражают современную, более точную, терминологию. Изучая 40-летние кейсовские публикации об оккультизме, ученик должен читать «между строк»,. Огромная часть того, что Кейс не сообщил своим ученикам по переписке, было подробно описано и опубликовано Регарди, Батлером и другими.

Эта критика не относится к его маленькой работе «Книга Знаков» (The Book of Tokens), написанной в 1934 году. Если бы я мог рекомендовать одну единственную книгу, то это была бы «Книга Знаков», включающая в себя собрание очерков о буквах иврита. Это основная работа в философской литературе, в которой показывается, что Таро является ключевой частью западной мистической традиции.

Здесь также следует отметить мое регулярное упоминание работ Алистера Кроули, которого многие считают одним из величайших злодеев XX века, а остальные – лидером религии будущего. Сложно быть объективным, когда речь касается Кроули, но во время своих исследований я был впечатлен фундаментальностью его трудов по Таро. Его работа остается полезной несмотря на критику, которая, вероятно, была направлена против его личного поведения. Полагаю, что история оценит Кроули как очень показательную персону начала XX века – эпоху, повенчанную с эстетикой авангарда. Всё, что шокировало и было новым – считалось лучшим по определению, чем то, что было старым. Эта идея и в настоящее время лежит в основе современной живописи, музыки и литературы, не говоря уже о моделях поведения художественной элиты Лондона, Парижа и Нью-Йорка 20-х и 30-х гг XX века. Поведение Кроули соответствует этим моделям, как и сам стиль его карт, которые, по существу, принадлежит к кубизму - наиболее важному и передовому из всех стилей современного искусства во время его расцвета.

Важно понять концептуальную разницу между колодой Кроули и остальными колодами. Орден Золотой Зари (1888-1900) был создан в период, когда идею чтили за ее древность. Поэтому лидеры утверждали, что история их орденов восходила глубоко в древность человечества и взывала к единой идеологической системе египетских божеств. Кроули, с другой стороны, говорит, что настала новая эпоха (пророком коей неслучайно является он). Старое может быть хорошим, но новое – лучше.

Меня можно как следует раскритиковать за то, что в этой работе я слишком придерживаюсь традиционных символических линий, особенно ввиду того, что сейчас происходит стремительная реорганизация символьных систем. В последнее время появились книги, в которых положение карт Таро на Древе Жизни значительно изменилось. И, честно признаться, есть несколько арканов, которые я сам разместил бы иначе, если бы не имел никаких предварительных представлений, как размещать карты.

Но эта система, черпающая силу в слабых изменениях, тяжело переносит радикальные перемены в руках отдельного человека. Она, похоже, должна развиваться медленно, и каждый автор внедряет в нее мелкие социально обоснованные изменения, чтобы придать ей большую ценность в современном обществе. Система, либо культ, религия, медитативные программы – это схема доступа во внутренние миры, обусловленная и усиленная использующими ее поколениями людей, Это тропа в неизвестное, вымощенная культурно обозначимыми, хотя и универсально применимыми символами. И внутри любой данной школы символами можно управлять и оперировать различными способами. Конечно, я не спорю с теми, кто, в сущности, перевернул Древо Жизни, с их комбинациями и перетасовкой идей. Но это уменьшает действенное групповое усилие, называемое «традицией», и потенциально создает новый «путь». Иначе говоря, это принятое со временем согласие о значении набора символов, который делает из системы путь. В этой связи я привел только обычно принятые соотнесения. Здесь не подразумевается, что эти соотнесения непреложно истинны, но, скорее, что принятая их совокупность намного более полезна для учеников, чем многие отклонения.

В этом смысле, Гарет Найт делает фундаментальное наблюдение. В его книге «Опыт внутренних миров» (Experience of the Inner Worlds) он описывает работу группы, использующей карты Таро, как физические порталы. Он утверждает, что «с формальной кабалистической точки зрения было обнаружено, что, в принципе, путевую работу можно начать от любого козыря карт Таро – а это предполагает, что священное и незыблемое применение соответствий Таро и Древа Жизни – не имеет особенного значения»1.

Поэтому нужно всегда подходить к данным материалам с тем отношением, что неважно насколько специфична система: это всего лишь инструмент к познанию внутренней реальности. Мой собственный подход затрагивает достаточно прочную интеллектуальную базу для идей по каждой карте Таро. К тому же есть полное понимание, что всякий оплот идей должен в конечном счете рухнуть, а новый – воздвигнуться на место старого. Каждый из нас строит свою каббалу, которая меняется по мере ее изучения. А это значит то, что мы все начинаем с похожих представлений, которые в дальнейшем несут отпечаток нашего личного характера, и которые мы внедряем в наши собственные системы так, что они приобретают реальное значение. И чем больше мы изучаем, тем больше мы видим исходные концепции в ином свете, отличном от начальных представлений.

В попытках представить базовую систему взглядов в целях ее изучения, я постарался по возможности показать, как появились концепции. Большинство из них используют частое повторение изображения Древа Жизни, применяя различные наборы соответствующих символов. Понять герметическую каббалу значит буквально рисовать сотни Древ Жизни, пока несметное число взаимосвязей не начнет нести какое-либо значение. Здесь я привел примеры моей собственной работы с каббалистическими идеями, то есть теми идеями, которые при их графическом представлении привели бы к особому пониманию. Такие работы, как эта – могут быть лишь записью процесса изучения их автора. Должен добавить, что эта работа больше фокусируется на философии, чем на практических упражнениях с Таро. Те упражнения - как медитативные, так и ритуальные, – уже были как следует рассмотрены в других исследованиях, так что здесь нет необходимости приводить их снова. Конечно, я дал ссылки на самые важные работы, в которых эти процедуры легко найти.

В заключение, позвольте мне сказать, что эту книгу было крайне трудно написать, и я сомневаюсь, что ее будет намного легче читать, хотя я всячески старался упростить абстрактные понятия там, где это было возможно. Ирония в том, что вычурная и запутанная система понятий, называемая каббалой, - это невероятно сложное интеллектуальное упражнение, которое является темой данной книги, - ведет к внутренней реальности такой красоты и простоты, что она могла бы быть объяснена даже ребенку. Тем не менее, именно эта сложность осуществления данного подхода делает внутреннюю простоту значимой и постижимой.

Роберт Ванг,

Колумбия, Мэриленд.

1982

ВВЕДЕНИЕ

СОВРЕМЕННОЕ УЧЕНИЕ ТАРО:

НАСЛЕДИЕ XIX ВЕКА

Перед вами - книга о философии и метафизике. Книга, описывающая фундаментальную систему самоисследования, заключенную в 78 простых изображениях, известных как Таро. И тем временем, пока эти карты давно всеми ассоциируются со странными культами и цыганскими гадалками, всё больше внимания им уделяют серьезные исследователи, которые рассматривают эти карты как хранилище очень сложной системы развития внутреннего знания.

Может, создатели карт Таро планировали, что они будут поняты как графическая совокупность принципов каббалы, а может и нет. По крайней мере, нет письменных свидетельств для такого предположения. И крупнейший еврейский исследователь каббалы Гершом Шолем, вероятно, прав, утверждая (однако, без одобрения), что связь между каббалой и Таро была создана в конце XIX века английскими и французскими оккультистами. Так или иначе, эта связь настолько тесная, что системы взаимно дополняют друг друга. И на самом деле вероятность того, что две системы развивались независимо друг от друга, придает им обеим больший авторитет, так как все это указывает на их общие корни в универсальной Истине.

И о Таро, и о каббале было написано много вздора. Продажа огромного количества оккультной литературы - дань общественной доверчивости. Поэтому мы должны быть благодарны научным трудам последних десятилетий. Шолем предпринял первые исследования еврейской каббалы, пока такие исследователи, как Фрэнсис Йейтс, Д.П. Уокер, Фрэнсис Кинг и Эллик Хоу, восхищенно изучали западные направления. Серьезное изучение все больше выводит нас из заблуждения неправильных представлений о корнях современного эзотеризма, и нам не стоит переживать из-за того, что рушатся замки из песка. Если у системы есть внутренняя ценность, она останется невредимой. Также мы должны понимать, что то, что известно как мистерии, очевидно, до самого последнего времени передавалось через тайную устную традицию.

Несмотря на возросший общественный интерес, на Таро обращалось удивительно малое внимание научного сообщества, хотя эти карты являются поистине золотым прииском истории искусств и метафизики. Они должны составлять огромный интерес для любого медиевиста, так как имеют тот же характер, который заложил основу скульптурного оформления готических соборов. Вероятно также, что карты в некотором роде имеют отношение к средневековым книгам Эмблематы (Emblemata) и тем восхитительным и предположительно историческим текстам, называемым «Песни о деяниях» Chansons de geste»).

То, что представляют Таро – это аллегорическое путешествие. Каждая карта является переживанием некой универсальной энергии, встречающейся на протяжении всего пути, прямо как в эпизодах «Божественной Комедии» Данте, «Путешествия Пилигрима» Джона Буньяна или даже трилогии Толкиена «Властелин Колец». Идея дерзкого и опасного путешествия в незнакомое место была типичной для средневековой литературы. Путешествовать в средние века было так же опасно и трудно, как и ходить по внутренним путям мистерий. Так что можно было бы согласиться с монахом, который в 1377 году предположил, что Таро – это зеркало общества XIV века и что карты представляют «…. состояние мира в том виде, в каком оно сейчас превосходнейшим образом описано и представлено»2. Ранние колоды изображают многие добродетели (Virtues) и семь свободных искусств (Liberal Arts), очень важные для иконографических программ готического гуманизма, некоторые из которых остаются в современных стандартных арканах Таро: УМЕРЕННОСТЬ (TEMPERANCE) – это добродетель «умеренность» (Prudence), СИЛА (STRENGTH) – это «мужество» (Fortitude), СПРАВЕДЛИВОСТЬ (JUSTICE) – на английском языке так же «справедливость» (Justice) и т.д. Все эти карты изображают женщин, как всегда и представлялись добродетели и семь свободных искусств3.

Даже император существовал в реальном обществе. Это особенно актуально с 1200 года, когда Папа провозгласил Карла Великого Императором Священной Римской Империи в попытке укрепить христианство с помощью слияния его с могущественной светской властью. А рассматривая ВЕРХОВНУЮ ЖРИЦУ, мы обнаруживаем, что традиция связывает ее с легендой о «Папе-Женщине»4, распространенной как раз в то историческое время. Доказательство происхождения карт Таро в XIV веке убедительно, и, надо надеяться, какой-нибудь исследователь истории средневекового искусства примет во внимание эти очаровательные лазейки и преподнесет нам реальные исторические факты в ответ на наши вопросы.

С другой стороны, значительное число хорошо образованных эзотериков настаивают, что карты имеют очень древнее происхождение. Вероятно, что эти люди через Таро, сталкиваются с тенью других, более ранних систем, которые использовались, чтобы приблизиться к тем же самым универсальным энергиям. Такое дифференцирование во внутреннем плане часто чрезвычайно трудно, чем и объясняется то, почему опыт такого количества последователей противоречит историческим свидетельствам. Конечно, если Таро могут быть полезны для нас в чем-то столь же важном, как развитие внутреннего понимания, изучение его происхождения – это больше, чем приятное развлечение. То же самое относится и к вопросу о родственной связи каббалы и Таро, хотя мы здесь не утверждаем, что эта связь, послужившая основой для настоящей книги, была задумана изначально.

Система, которая была разработана в Европе со времен эпохи Возрождения, является европеизированной каббалой. Она развилась вследствие усердных попыток философов XV века включить сущность еврейского мистицизма в христианскую мысль. Особенно интересна история развития этих идей философами XVI, XVII и XVIII веков. Но самыми важными для нас являются события XIX века. В течение того времени герметическая каббала, в основном дехристианизированная, достигла своего самого полного выражения в Герметическом Ордене Золотой Зари. Лидеры этого братства выполнили замечательную задачу по объединению разрозненных элементов западной мистической традиции (каббалы, герметизма, астрологии,

неоплатонизма, енохианской магии Джона Ди и т.д.) таким образом, что это сформировало последовательный метод внутреннего исследования, характерного для общественных настроений конца века. Почти нет таких современных школ западной эзотерической мысли, на которые даже малейшим образом не повлияла деятельность этой группы. И поскольку обсуждается герметическая каббала, необходимо упомянуть Золотую Зарю как ее основное современное выражение. Фактически герметическую каббалу и Золотую Зарю нужно рассматривать синонимично.

И при этом неважно, передавались ли эзотерические принципы этой группы тайно в течение нескольких поколений или они были тщательно отобраны из древних рукописей в Британском музее. Власть любой группы полностью основана на ее внутренних контактах. Доступ к "тайной традиции", "мистериям" - неважно, как это называется - может получить любой. Человек или группа людей становится частью древней традиции, контактируя с внутренними учителями этой традиции, и наверняка окажется, что колоды, проиллюстрированные в этой книге - результат подобного внутреннего контакта.

Все три ключевые колоды нынешней эры были созданы членами этого братства: Таро Золотой Зари (разработано Макгрегором Мазерсом), колода Райдера-Уэйта, разработанная А. Уэйтом и Таро Тота, разработанное Алистером Кроули. Четвертая важная колода, уже упомянутая, является колодой Пола Кейса для Ордена B.O.T.A. («Строители Святая Святых»). Его версия – превосходная модификация колоды Уэйта.

Колода Уэйта, одна из самых популярных когда-либо издаваемых, кажется, была разработана с таким беспокойством о клятвах членства в Ордене, что стала почти полностью экзотерической. Надеялись, что те, кто решил изучать эту колоду, смогут посчитать ее (часто замечательную, иногда неприемлемую) символику более полезной, если рассматривать ее с точки зрения герметической каббалы.

Таро Золотой Зари - эзотерическая колода, предназначенная для личного пользования членов Ордена. Колода Кроули - также эзотерическая, в ней сокрыта символика Ордена периода XIX века. Конечно, Таро Тота Кроули - это самый последний оригинальный вклад в учение Таро.

К сожалению, ни Кроули, ни Мазерс не получили должного одобрения на работу с Таро. И из-за своего порой возмутительного поведения оба мужчины были объектами нападок социальных историков. Кроме того, их академические ограничения сделали их объектами насмешек дотошных исследователей еврейской каббалы. Но исследование любой мистической традиции, если оно не чисто историческое, требует, чтобы предвзятые понятия были отброшены и что система должна быть оценена исключительно исходя из ее эффективности. Нужно использовать понятие «эффективность», потому что это единственная обоснованная мера для метафизической системы. Система работает? Но как мы устанавливаем, работает она или нет? Ответы на эти вопросы, разумеется, нельзя найти через существующие методы наук естественных или гуманитарных - которые основаны на науках естественных. Данные собираются и анализируются опытным путем. И так как явление, называемое «мистерии», не справляется с подобной атакой, будучи в высокой степени иррациональным, на него могут клеветать даже историки. Многие прекрасно образованные ученые воспринимают герметическую каббалистику конца XIX века только как романтическое и причудливое ответвление еврейской каббалистики, не достойное исследования, подобного исследованию эзотерического иудаизма. И общественное восприятие материалов как "оккультных" увеличивает общую массу предвзятых мнений и предрассудков.

Проблема возникает в том, что, чтобы изучить какой-либо аспект мистерий, исследователь должен сам стать частью системы. Он должен оценить ее изнутри, что может привести к потере исследовательской объективности. Сегодняшний академизм не допускает приобретение знания через интуицию и психизм, - позиция, помещающая его в парадоксальное противопоставление огромному количеству тех великих мыслителей, которые чтут изучение и суть гуманитарных наук. По части гуманитарных наук университеты ухудшились до наблюдателей развития творческих и интеллектуальных способностей человека, и перестали быть его участниками.

Более серьезной проблемой, с точки зрения постепенного распространения оккультных идей, является то, что любые появляющиеся доказательства действительны только для самого исследователя. Карл Юнг выразил это словами «только душа может узнать душу».

Факт, однако, в том, что те, кто путешествуют по внутренним путям (используя любую из данных систем), имеют параллельный опыт. Столкновение, например, с энергиями, символизируемыми картой ВСЕЛЕННАЯ, теоретически создает тот же самый основной опыт для всех. Стоит сразу сказать, однако, что через то, что известно как астральный уровень сознания, каждый действует в пределах границ культа. Католический мистик извлечет те же самые уроки через символику христианства, которые каббалист изучает через символику Древа Жизни. Универсальные энергии фактически бесформенны, пока мы не воспринимаем их под маской выбранной нами системы.

Именно на уровне осознания Христа-Будды-Кришны единство всех систем становится очевидным, и мы освобождаемся в чистое сознание. Таким образом, в этих условиях можно оценить вопрос «Система работает?». Он означает: способна ли символическая структура представления универсальных истин системы вывести за пределы самой системы? В случае герметической каббалы и ее практического инструмента - Таро, - сомнений быть не может. Это чрезвычайно мощная система, особенно ввиду того, что она может быть включена в любую систему или религию, следовать которой принимает решение ученик. Конечно, никого не просят принять это заявление за чистую монету. Принятие чего-либо на веру вообще противоречит методу каббалы.

ПОИСК «ИСТИНЫ»

Высока вероятность того, что большинство читателей этой книги разочарованы как организованной религией, так и наукой. Кажется, ничто из них в условиях нашего человеческого существования не дает того понимания, которое необходимо ввиду ускоренного общемирового развития. Мы постигли так много с помощью чудес технологии и современных коммуникаций, что объяснения наших отцов являются больше плацебо, чем панацеей.

Многие из тех разочарованных приходят к оккультизму и мистицизму в надежде найти больше смысла и истину. Они делают это с внутренней верой в возможность прямого знания Космического Порядка и просветления.

Школы мистерий учат, что то, что мы видим, ощущаем, чувствуем – являет нам только относительную реальность. Помимо того, что считается большинством людей "реальным" – существуют миры еще большей реальности, и которые каждый человек имеет возможность исследовать. Просветление означает выход из темноты наших ограниченных чувств восприятия и рамок мышления в осознание большей реальности. Это именно то, от чего мы рождаемся и то, к чему мы вернемся в конце нашего короткого жизненного цикла.

Каббала - система, которая, как считалось традиционно (до работы Шолема), была дана Адаму Богом и была доступна немногочисленным избранным адептам до тех пор, пока не «эллинизировалась» греками и не начала формировать субтечение западной цивилизации. Ценность системы состоит в том, что она делит Вселенную на специфические категории, допуская установление соответствий между всеми культами и религиями. Карты Таро, также, можно сравнить с основными аспектами большинства религиозных систем.

Эзотерическая традиция, как представлено Таро, дает некоторые очень фундаментальные утверждения о человеке и природе Вселенной - которая является предельным окружающим пространством для человека. Традиция гласит, что существует совершенный порядок, который можно постичь и что нет такого явления как случайность. Для каждого движения каждого листка на каждом дереве есть причина, и все движения всех предметов - взаимосвязаны. Разобщенность - миф. Мы все - часть одного большого единства.

Эти принципы выражались в течение тысяч лет и тысячью способами. И они все так же неизменно просты. Концепция того, что Все есть Одно, и мы есть Все несколько поэтична. Она может затронуть глубоко запрятанную душевную струну, и затем быстро уйти из памяти. Но остается чувство, что это утверждение обладает ценностью. Слова пророков могут наполнять нас странной и мгновенной тишиной, словно наши умы пытаются что-то вспомнить.

Последователи могут отозваться в подобном духе о маленькой книге 1912 года, названной «Кибалион». Эта работа затрагивает все ключевые принципы Таро и имеет целью обобщение принципов древнего герметизма. Идеи здесь - фактически те же самые, что и у гностической мысли, которая произвела на свет каббалу. Как герметизм, так и каббала восходят к периоду самого раннего христианства. Когда мы говорим «герметическая каббала», мы имеем в виду более позднее сочетание принципов обеих систем.

В «Кибалион» содержатся семь герметических принципов5. Они, вполне буквально, являются квинтэссенцией универсальных принципов, на которых основывается Таро, и заслуживают того, чтобы стать объектом размышления для каждого ученика.

Эти принципы:

1. Принцип ментализма

«ВСЕ есть МЫСЛЬ. Вселенная представляет собой мысленный образ».

2. Принцип соответствия

«Как вверху, так и внизу. Как внизу, так и вверху».

3. Принцип вибрации

«Ничто не покоится - все движется, все вибрирует».

4. Принцип полярности

«Все двойственно. Все имеет полюса. Все имеет свою противоположность. Противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Крайности сходятся. Все истины - всего лишь полуистины. Все парадоксы можно примирить».

5. Принцип ритма

«Все течет, втекает и вытекает.  Все имеет свои приливы, все поднимается и падает – маятникообразное колебание проявляется во всем. Мера колебания налево - это мера колебания направо. Ритмы компенсируются».

6. Принцип причины и следствия

«Каждая причина имеет свое следствие. У каждого следствия есть своя причина. Все происходит согласно Закону. Случай есть ничто иное, как имя Закона, который не распознан. Есть много планов причинности, но ничто не ускользает от Закона».

7. Принцип пола

«Пол есть во всем. Все имеет Мужские и Женские Принципы. Пол проявляется во всех планах».

 

Доктрина, утверждающая, что наша вселенная совершенно упорядочена, является основой Таро, так же, как и то, что изображения Таро точно символизируют саму структуру Вселенной. Поскольку Макгрегор Мазерс заявил: «Я не только расшифровал символику, но проверил, изучил, сравнил и исследовал ее, как в качестве ясновидящего, так и другими способами. Результат должен был показать, насколько совершенно верна символика Книги T [то есть Таро], и насколько точно она представляет скрытые силы вселенной»6.

Элифас Леви описал Таро в еще более ярких терминах: «... хотя оно в некотором смысле популярно и его можно найти везде, из всего оно - самое тайное и неизвестное, потому что оно - ключ к остальному... Это поистине монументальная и экстраординарная работа, сильная и простая как архитектура пирамиды, и, следовательно, выдержана временем, как и они. Это книга, которая является кратким обзором всех наук, которая может решить все проблемы своими бесчисленными комбинациями, которая говорит, вызывая мысли. Это - вдохновитель и посредник всех возможных понятий и шедевр, вероятно, человеческого разума. Его бесспорно нужно рассматривать как один из великих подарков, завещаемых нам древностью»7. Леви был среди первых, кто публично заявил, что Таро - это больше, чем просто причудливый инструмент для гаданий и что, в сущности, оно является ключом ко всей оккультной науке.

Понятно, что для такого подхода к Таро, требуется сильная вера. Но под этим подразумевается просто приостановка суждения. Тот, у кого плохие способности к рациональному суждению, или тот, кто принимает любой эзотерический принцип без сомнений, - плохой кандидат для процесса внутреннего развития. Мы должны затронуть каждую нашу способность, и способность рассуждать - наша самая большая защита против заблуждений в подобных вопросах. Можно было бы также предположить, что методы герметической каббалы будут особенно привлекательны для прирожденных интеллектуалов, творческих личностей или обоих сразу. Эти методы не для всех, и чтобы эффективно их изучить, требуется огромная заинтересованность. Следование любому специфическому методу духовного развития представляет собой выбор. И здесь лежит другой важный принцип. С этим принципом часто сталкиваются в популярной литературе, он выражается в афористических терминах, таких как "Мы - владельцы нашей собственной судьбы" или "Звезды подсказывают, но не принуждают». В действительности, мы – авторы своих жизней, начиная от неслучайности нашего рождения и родителей, которых мы выбираем, и заканчивая самим временем и обстоятельствами нашей смерти. Некоторая священная религиозная литература запада намекает на эту идею. Этот принцип открыто провозглашался в восточных религиях в течение тысяч лет.

Это понятие нелегко принять, потому что оно целиком кладет ответственность за все, что происходит в наших жизнях, прямо на наши собственные плечи. Но это не значит, что мы непременно знаем о процессе принятия решений. Это компетенция Высшего Я - той духовной части нас, которая сохраняется, когда личностные качества, образованные для каждого последующего воплощения, исчезают (кроме тех, что представляют опыт, ассимилированный Высшим Я). Стремление достичь просветления - это стремление к "Познанию и Разговору со Святым Ангелом-Хранителем", аспектом Высшего Я. Это означает развитие сознательного понимания и контакт с глубочайшей духовной природой, которая является сущностью Бога. Цель – высока. Решение серьезно следовать ему, а также способ следования – ключевые моменты выбора. И здесь не нужно терять из виду тот факт, что независимо от выбранного метода, будь то Таро, йога или католический мистицизм, это – способ самоисследования, а не самоцель. Все же, как указывает Юнг, некоторые люди пытаются убежать в систему:

«Люди сделают все, независимо от того, насколько это абсурдно, чтобы избежать

столкновения со своими собственными душами. Они будут практиковать все упражнения индийской йоги, соблюдать строгий режим диеты, учить наизусть теософию,

или механически зазубривать мистические тексты со всего света - все, потому, что они не могут прийти в согласие с собой и не имеют ни малейшей веры в то, что все полезное может прийти из их собственных душ»8.

Это печальный факт, что многих психически нездоровых людей привлекают всевозможные формы оккультной работы. Это люди, которые ищут спасение, но не находят его. Неуравновешенная индивидуальность, не способная справиться со своей собственной мирской средой, найдет мало утешения в Таро или в любом другом аспекте мистерий. Вместо этого такие люди могут счесть эзотерическое исследование слишком сбивающим с толку, так как обнаруживают, что им необходимо встретиться лицом к лицу с теми сторонами своих личностей, с которыми они совладать не могут, или замечают, что все в большей степени погружаются в свои собственные фантазии и теряют связь с действительностью. Пробуждение осознания истинности Универсального Порядка дается с трудом даже для уравновешенной личности, потому что оно включает такие понятия, которые полностью опровергают то, чем большинство людей себя считает. В этом и кроется причина того, почему в стольких эзотерических работах находятся предостережения. Любой может научиться управлять силами Кундалини своего собственного тела и открыть каналы, по которым спускается Свет. Методы в своей основе очень просты и открыто описаны в работах, таких как «Срединный Столп» Регарди и его «Основы Практической Магии»9. Но все-таки если была проигнорирована основная предварительная работа, или же она была проведена небрежно, результат может привести скорее к общему дисбалансу, а не к балансу и увеличению жизненной силы и осознанности. Эти опасности - одна из причин, почему Мистерии поддерживали строгую тайну в течение многих веков.

Традиция заявляет, что мистерии поддерживали секретность ради сохранения священных идей от профанов, хотя мы принимаем во внимание то, что в некоторые периоды прошлого та же секретность защищала метафизиков от участи сгореть на костре. Но те, кто хранят устно передаваемую традицию мистерии в течение веков, также поняли, что ответственны за передачу практических техник тем, кто мог бы неправильно понять или неправильно применять принципы их использования10.

Даже сегодня можно было бы обоснованно утверждать, что практические эзотерические техники должны были бы держаться в тайне, хотя теперь их так много опубликовано, что данное замечание вполне спорно. И факт в том, что нет никаких реальных "тайн", в том смысле, как большинство людей понимает это слово. Здесь заключается суть всего оккультизма, мистицизма и эзотерической религии. Фактически одна важная "тайна" настолько проста, что может быть передана в одном единственном параграфе:

То, что называют просветлением, связано с физическим открытием каналов таким образом, что сознание личности может напрямую контактировать с сознанием большей вселенной. Это означает управление вибрациями тела и тонким изменением в физиохимии. Все это – форма йоги, где испытывается нечто подобное электромагнитному току в теле. Все чувствовали этот ток, и любой может научиться управлять им. Кроме того, это явление вообще не зависит от мистической или оккультной школы, в которой проводится практика. Наставление "воспламени себя молитвой", означающее пробуждение внутреннего тока тела, является практической сущностью христианства, иудаизма, буддизма, индуизма и каждой общественно принятой формы мистической религии или культа. К технике управления телесными энергиями герметическая каббала добавляет метод внутренней визуализации. В воображении порождаются внутренние события: интенсивно воссозданные и направленные видения. Скоро, однако, обнаруживается, что происходящие явления – не наше собственное изобретение.

Конечно, Таро идеально для вида визуализации, известного как Работа Путей или Восхождение на планы. Сосредоточиться на любом из данных арканов - означает направить внимание на определенную разумную энергию, выраженную человеческими качествами в карте. Сам этот центр внимания ведет к воздействию на неосознанную связь с энергией, которую символизирует карта. Однако, это не значит, что Таро предлагает любые короткие пути, нет. Тот, кто принимает решение изучать Таро каббалистическим методом должен делать это с осторожностью, чуткостью, полнотой и принятием дисциплинной рутины, пока не будут получены положительные результаты, а это может занять годы. Те, кто заставляют систему работать, делают это с помощью дисциплинированного внимания к медитативным упражнениям, не заботясь о результате.

Но результаты действительно приходят, и тогда начинаешь чувствовать всю систему совершенно иначе, ценя плавность, с которой должны интерпретироваться карты. У аркана может быть несколько возможных интерпретаций (некоторые даже очевидно противоречат друг другу), особенно когда он представляет Путь на верхних уровнях Древа Жизни. Таким образом, значения, присущие карте, никогда нельзя описать несколькими легкими для запоминания крылатыми фразами.

Алистер Кроули в своей Книге Тота высказывает мнение, что то, что он может сказать о картах, может или представлять небольшую часть их значения, а может и вовсе не иметь смысла. В той работе, Кроули часто упоминает, что каждая карта настолько фундаментальна, что тот вынужден обратиться к словесным символам поэзии, чтобы приблизиться к ее наиболее серьезным значениям.

Он был также невероятно искренен в «Признаниях Алистера Кроули», заявляя, что не до конца понимет все карты. Он писал:

Истинное значение Ату Тахути или Козырей Таро, также

ожидает полного понимания. Я убедился, что эти

двадцать две карты составляют завершенную систему иероглифов,

представляющих целостные энергии вселенной. В случае некоторых

карт [по-видимому, относящихся к его собственной колоде] я преуспел

в восстановлении оригинальной формы и полном описании их

значений. Другие, однако, я понимаю недостаточно хорошо, а о некоторых в настоящее время я обрел лишь общее представление11.

Конечно, Таро дают нам большую возможность для самообмана. Мы можем полагать, что поняли некоторый аспект учения, и по-прежнему работать в пределах очень личной и искаженной системы взглядов. Поэтому лучше на каждом шагу учебной практики сверяться с проверенными временем документами по данной теме. Для Таро это «Сефер Йецира», совсем небольшая работа, с помощью которой мы связываем еврейские буквы с арканами Таро. Другая великая работа – книга еврейской каббалы «Зогар», многотомный мистический комментарий, который никогда полностью не переводился на европейские языки.

Самая великая каббалистическая работа из всех - Пятикнижие Моисея, первые пять книг Библии. Изучение первых четырех книг, написанных на иврите, исходя из нумерологии, и есть суть еврейской каббалы.

При поверхностном рассмотрении все это может казаться недоступно сложным. Но теоретическая каббала, в противоположность практической работе, понятна любому, кто готов изучать ее усердно, словно новый язык.

Каббала по своему существу изобретена искусственно. Это - определяющая модель, налагаемая на определенные качества, которые иначе нельзя было бы уловить из-за их невероятной текучести. К примеру, можно привести идею периодизации истории. Очевидно, нет никакой линии разграничения между веками. Но поместить совокупности идей и социальных стилей в пределы скобок, произвольно разграниченных как восемнадцатое, девятнадцатое или двадцатое века - полезно.

ЗОЛОТАЯ ЗАРЯ

Неслучайно три самых важных колоды Таро нынешней эпохи - Уэйта, Кроули и Золотой Зари - были разработаны членами Герметического Ордена Золотой Зари. Это братство, интеллектуальный наследник каббалистов Эпохи Возрождения и розенкрейцеров эпохи Барокко, сделало больший акцент на Таро, нежели любая иная группа, чья деятельность когда-либо была обнародована. Их позиция, что Таро синтезирует принципы герметической каббалы, стал основным для современных эзотерических учений.

Герметический Орден Золотой Зари, особенно ввиду того, что он представлял из себя социальное явление, лучше всего рассматривать на фоне периода конца XIX века.

Сегодня Лондон – разросшийся и сложно устроенный крупный город, центр Международной торговли и коммуникации. Даже традиционный запас самого английского языка не может замаскировать активность и скорость лондонской жизни. Лондон 1890-х был более спокойным и живописным. Воображаются улицы с высаженными в ряд деревьями и странными магазинами, конными экипажами, неторопливо перемещающимися по мощеным улицам – в экипажах сидят леди в длинном платье и джентельмены в цилиндрах. Безмятежность некоторых улиц Лондона, однако, находилась в ярком контрасте с нищетой его собственных трущоб или фабричными областями промышленно развивающегося государства под управлением королевы Виктории. Это было время и место полных противоположностей.

Это общество было суровым испытанием для идей современной герметической каббалы, общество, очень отличающееся по настроению и качествам от того, каким мы знаем его сегодня. Орден Золотой Зари появился во время одного из самых интересных периодов современной истории - в эпоху декадентства и модернизма (Fin de Siecle (Конец Века), Прекрасную Эпоху (La Belle Epoque). Это было время, когда люди начинали оценивать и подчеркивать важность огромного количества знаний, полученных за предыдущие десятилетия.

Многие историки рассматривают повышенный интерес к оккультизму в это время как реакцию против индустриализации и сопутствующего ей материализма. В некоторых кругах существовал явный страх, что машинная технология может сокрушить и разрушить индивидуальность. Другие склонны рассматривать интерес к эзотерическим делам как результат политически обоснованного контакта с восточными идеями, касающимися вовлеченности Англии в Индию и последующего рождения Теософии. Все же, однако, можно оценить развитие оккультизма в конце XIX века, как и другие нити социальной ткани: это был плод поколений исследований. То же самое можно сказать для естественных наук, для политики, для промышленности и для всех ступеней развития искусства в это время. Иначе говоря, на рубеже XIX - XX вв было больше изменений в людском образе жизни и философии, чем в любое другое время в истории. Они были непреодолимыми, они были стремительными, но не мгновенными. Можно провести аналогию с воздушным шаром, который медленно заполняется воздухом, но внезапно разрывается. Золотая Заря была прорывом, который начал закладываться в каббалистических учениях эпохи Возрождения.

Те, кто критикует Золотую Зарю за ее театральность, должны понимать, что она появилась по большей части из тех же социальных сил, которые создали современный театр, не говоря уже о современной литературе, современном изобразительном искусстве и современной музыке. Это было эпохой Ибсена, Стравинского, Анри Бергсона (брат г-жи Мазерс), Уильяма Морриса, Оскара Уайльда, Рембо и Верлена, Ван Гога и Гогена.

Именно в этом свете Орден понимается лучше всего. В сущности, Орден собирал, изучал и развивал весь предыдущий опыт западной мистической традиции. Элементы герметической каббалы стали сильно отличаться после того, как подверглись доработке и критическим определениям Золотой Зари.

Именно в 1888 году под совместным руководством Уильяма Уинн Уэсткотта, С.Л. Макгрегора Мазерса и В.Р. Вудмана был основан Орден. Его авторитет, так же, как его заявление о том, что его происхождение ведется от Христиана Розенкрейца (отца доктрины розенкрейцеров), основывались на мистическом сборнике «Cypher Manuscripts», который попал на руки Уэсткотта в 1887 году.

История очень запутанная, и еще больше осложняется тем, что, вероятно, по крайней мере, некоторые материалы, выпущенные Мазерсом и иными лицами для членов Ордена и заявляемые ими как очень древние, были их собственным изобретением12.

«Ancient Cypher Manuscripts» были (что подозрительно) на английском языке, переведены на очень простой код письменного шифра, изобретенный аббатом Тритемием (покровителем Агриппы) в XVI веке. Этот документ описывает в общих чертах ритуалы и структуру степеней оккультного братства, и предположительно ведет происхождение из Германии. И, несмотря на серьезные дискуссии о подлинности этих документов, они определенно были написаны тем, кто обладал глубоким знанием оккультной традиции.

В любом случае именно на основании этих документов членов просили создать новый орден. В него вошли последователи широкого круга, и к 1890 году он включал Уильяма Батлера Йейтса, Энни Хорнимен и актрису Флоренс Фарр. А.Е. Уэйт был членом группы где-то чуть больше года. Позже он снова присоединился к группе, но в конечном счете отзывался о своей деятельности в братстве в пренебрежительном тоне.

В 1892 Мазерс стал единственным руководителем, и был основан Второй, или Внутренний Орден (предлагающий степень Младшего Адепта). Мазерс был умелым организатором, хотя, возможно, увлекался мелкими трюками, нацеленными на улучшение своего собственного имиджа или чтобы поднять престиж Ордена в глазах его членов. Серьезные проблемы начали появляться в 1895 году, в основном из-за деспотичного руководства Мазерса. Когда Мазерс начал утверждать, что находится в контакте с тремя "Тайными Руководителями", невидимыми Мастерами, которые направляют работу Ордена, члены стали все меньше верить его заявлениям.

Алистер Кроули вошел в Орден в ноябре 1898 и вскоре начал обучение у легендарного Алана Беннетта. За свои умственные способности и талант к эзотерической работе он также добился уважения Мазерса. Но те же самые качества исследовательской независимости, несмотря на то, что Кроули был гением, привлекшим внимание Беннетта и Мазерса, остальных членов скорее раздражали. В 1899, после того, как Макгрегор и Мойна Мазерс переехали в Париж, чтобы основать континентальную ветвь Ордена, лидеры Лондонского Храма (London Temple) решили отклонить заявку Кроули на членство во Втором Ордене. Это решение привело в конечном счете к итоговому распаду Ордена, такого, каким он был первоначально.

В Париже Мазерс присудил Кроули степень Младшего Адепта, что повлекло гнев лондонских членов Ордена, которые отказались считать инициирование действительным и которые проголосовали за исключение самого Мазерса из Ордена. Будучи непокалебимым, Мазерс принялся основывать новую группу. Другие, включая Кроули, в конечном счете сделали то же самое, и каждый заявлял, что его братство было подлинным, и находилось в контакте с Тайными Руководителями.

Таким образом, учение Ордена было распространено во всем мире, так как отколовшиеся группы сформировались в Англии, Америке и других странах. Между 1937 и 1940 годами методы Ордена стали общественно доступными, когда появились четыре тома Исраэля Регарди «Золотая Заря»13. Эта работа содержит все важные лекции и ритуалы Ордена, а также максимально полное объяснение их основополагающих принципов.

ТАРО ЗОЛОТОЙ ЗАРИ

Есть только одна известная и опубликованная ссылка на происхождение Таро Золотой Зари.

Она появляется в автобиографии 1945 года ирландской художницы и поэтессы Эллы Янг. В своей книге «Цветущий Сумрак» (Flowering Dusk) она описывает посещение дома Мазерса, будучи приведенной туда Мод Гонн, членом Ордена. Саму Мод Гонн привел в группу Уильям Батлер Йейтс, который много лет безуспешно ухаживал за нею.

Элла Янг описывает, как ее привлекли некоторые большие иллюстрации египетских богов, выполненных в технике бумажной мозаики, и, которые, как утверждал Макгрегор Мазерс, были сделаны им в течение одной ночи.

Когда мы снова оказываемся на тихой улице, я говорю Мод Гонн: "Как

он может надеяться, что мы поверим, будто он сделал те мозаики за одну ночь?" -

"Я думаю, он вполне способен на такое", -

"Но чтобы нарезать те полосы бумаги, отсортировать цвета, как следует склеить их, не говоря уже о том, чтобы придумать и нарисовать изображения, - это

кажется невозможным!"

"Он такое умеет. Однажды он решил, что у общества должны быть карты Таро. В штаб-квартире он взял пачку белых карт, попросил одного из членов Орденов пометить их, вошел в комнату на некоторое время и вышел с этими помеченными картами. На них были нарисованы Арканы Таро. Карты, используемые обществом - скопированы с той пачки". Я видела те карты. Сделать их, короче говоря "пока вас ждут", было подвигом, равным мозаикам14.

Вероятно, законченная колода была окрашена г-жой Мазерс, очень опытной художницей. Ее колода была впоследствии предоставлена членам Внутреннего Ордена, которые были обязаны скопировать ее вручную. Этой процедуре следовала поздняя ложа Золотой Зари, к которой принадлежал Исраэль Регарди - Stella Matutina. Хотя в то время создание колоды Таро было необязательным.

Фотографии колоды Регарди (оригиналы были украдены), были основой колоды Таро Золотой Зари, разработанной Робертом Вангом под руководством Регарди и изданной в 1978 году.

КОЛОДА РАЙДЕРА-УЭЙТА

В 1910 Артур Эдвард Уэйт и художница Памела Колман Смит разработали колоду, в последствии ставшую самой популярной колодой Таро в истории, обычно называемой колодой Райдера, по имени его издателя, Уильяма Райдера (William Rider & Son). О создании этой колоды Уэйт писал в своей автобиографии, Тени Жизни и Мысли (Shadows of Life and Thought):

Секретная Традиция в Гоэтии (The Secret Tradition in Goetia)

была моей первой значительной работой, которая несла отпечаток Райдера, но этому предшествовал в 1910 году восхитительный эксперимент с так называемым Предсказательным Таро (Tarot Divinatory Cards), иначе называемым Книгой Тота в высших фантазиях моего старого друга Элифаса Леви. Вот, в те дни жила самая одаренная богатым воображением, обладающая необыкновенными сверхъестественными способностями художница по имени Памела Колман

Смит, которая вступила в Золотую Зарю и полюбила

ее Церемонии – в том виде, в каком я их преобразовал, - искренне и

действительно пытаясь понять их глубокое значение. Некоторым из нашего круга казалось, будто среди нас был рисовальщик, который под надлежащим руководством, мог создать Таро, обращенное в мир искусства и предложить значения

вне Символов, которые добавили бы им иное истолкование, о котором и не помышляли те, кто на протяжении многих поколений создавал и использовал карты Таро только для предсказательных целей.

Моим полномочием было наблюдать, чтобы разработка арканов (особенно

Старших Арканов) сохраняла скрытыми те значения,

которые принадлежали к определенным Великим Мистериям, Путями которых

я следовал. Я, конечно, не подразумеваю, что у Золотой Зари было в то время какое-либо глубокое понимание наследия карт Таро. Но, если можно так сказать, благодаря моему

покровительству, все больше приходило осознание, что Символы Таро - или по крайней мере некоторые среди них -

это врата в сферы видений вне (по ту сторону, помимо) оккультных видений. Поэтому я

следил за тем, чтобы Памела Колман Смит случайно не уловила какие-нибудь всплывающие образы моего или чьего-либо еще разума. Ей необходимо было тщательно «разжевать» карту «Верховная Жрица», карты «Шут» и «Повешенный».

... Если сейчас кто-то испытывает интерес к серьезному изучению

Символики Таро, то тому прекрасно подойдет колода цветных

карт, созданных под моим наблюдением мисс Памелой Колман Смит15.

В этом отрывке заключены две идеи, которые могут помочь объяснить раннее отчуждение Уэйта из Ордена Золотой Зари. Он предполагает, что он не только «преобразовал» церемонии Золотой Зари, но что именно он показал членам Ордена реальное значение Таро.

С такими заявлениями он нажил немало недоброжелателей. Например, Алистера Кроули, который опубликовал некоторые очень едкие комментарии. Одна статья в The Equinox была издевательским некрологом в честь очень даже живого Уэйта, с жирными черными рамками на каждой странице. Статья называлась "Мертвый Груз". Она начиналась словами: "C глубочайшим чувством скорби сообщаем о том, что скончался... престарелый святой, известный на земле как Артур Эдвард Уэйт". Статья продолжается вымышленным жизнеописанием: "Карьера Артура Эдварда Уэйта была в основном предопределена прекрасной проницательностью его отца. «Нед, мальчик мой», - сказал он, когда будущему святому едва исполнилось шесть лет, - «Я вижу, что мозгами ты не силен, но это неважно. Если ты не можешь быть мудрым - выгляди мудрым!»16

Кроули был яростным противником, бельмом на глазу Уэйта на протяжении десятилетий. Но, можно сказать, что хорошо и последним смеялся именно Уэйт, поскольку в своей длинной автобиографии он не упомянул имени Кроули ни разу.

ТАРО ТОТА АЛИСТЕРА КРОУЛИ

Колода Кроули имеет долгую и запутанную историю. На протяжении этой истории не только леди Фрида Харрис пять лет рисовала карты, но также уже завершенная работа двадцать пять лет оставалась неопубликованной.

Первое (и малоизвестное) печатное издание было сделано частно Карром Коллинзом в его Sangreal Foundation, расположенном в Техасе. Это было очень плохое черно-белое издание. Только в 1969 американский издатель оккультных книг договорился о первом цветном издании. Фактически колоду печатали в Гонконге. Несомненно, леди Харрис, настаивавшую, что печатать колоду можно только на печатной машине правительственных почтовых марок Англии, это издание очень разочаровало (если не шокировало).

В 1979 карты были наконец изданы в том качестве, который соответствовал самым высоким стандартам производства. Все же это карты появились не без серьезных препятствий. В промежуток между печатью издания в Sangreal и выпуска исправленного издания, хранитель коллекции документов Кроули, размещенных в Институте искусства Курто (Courtauld Institute) в Лондоне, отказывал в позволении сфотографировать оригинальные изображения. Огромная кроулианская коллекция, подаренная Институту Курто Джеральдом Йорком, подвергалась многочисленным кражам, и музей все более осторожничал в предоставлении разрешения доступа к этим материалам. Только спустя более двух лет после начала переговоров между Вайсером и Институтом Курто наконец появилось качественное издание Таро Тота.

Проект создания карт был начат в 1938 году и закончен в 1943 году, как леди Харрис описала в лекции к Tomorrow Club, который остается единственным публичным заявлением ее роли в развитии колоды:

В отчаянии достижения любой ясности я скажу вам, как так вышло,

что я нарисовала эти карты. Я заинтересовалась Таро после

прочтения книги Успенского «Модель Вселенной». Я смогла найти лишь

очень мало информации и исследований по этой теме, пока не встретила A.C. Он

изучал карты серьезно в течение 40 лет... Я попросила его помочь мне,

и, с большим терпением и любезностью, он это сделал, и так в течение 5 лет мы шатались

в борьбе с накопленной массой традиций, таких как «вольные каменщики» (франкмасоны), алхимики, розенкрейцеры,

каббалисты, маги, геометры, гематры,

математики, символисты, прорицатели, нумерологи, друиды,

спиритуалисты, психологи, филологи, буддисты [sic!], тоги,

психоаналитики, астрологи, даже геральдисты, - всех, кто следил

за используемыми символами. Исходя их этого множества, мы пытались восстановить

карты в их оригинальной, священной, простой

форме и, кроме того, указать на Новый Эон Гора -

ужасающее явление.

... Карты сбивают меня с ног, и я вхожу в такой ход мыслей, который можно выразить только затрудненным дыханием и икотой... Я никогда не пробовала рисовать их с помощью автоматического письма (письмо, выполняемое вселившимся в письменный прибор или человека духом – прим. Пер.), трансов, спиритических сеансов, медиумов, самовнушений, наркотиков, заочного воздействия, йоги,

медитаций, мистических учителей или любого другого эмоционального

способа получить вдохновение.

Они - результат усердной работы, честного исследования и

здравого смысла, - что, я считаю, является истинной магией, - и были сделаны

под открытым небом и солнцем нашей страны17.

Комментарий леди Харрис отражает глубину внутреннего исследования, необходимого для

создания оккультной работы такой величины. Действительно, любой художник, нарисовавший целую колоду Таро, согласился бы с одним из ее наиболее отчаянных комментариев: "Иногда, когда я чувствую, что уже весьма подавлена из-за всех этих значений, я говорю словами Алисы в Стране чудес: «Кому вы нужны?.. Вы ведь всего лишь колода карт!»18.

КНИГА «Т»

Колоды Золотой Зари, Уэйта и Кроули опираются на идейные принципы Книги T, собрание письменных свидетельств о Таро, вышедшего для членов внутренней ложи Ордена Золотой Зари. Главное предположение, содержащееся в этих документах, - это то, что ключом к Таро являются каббала и Древо Жизни. Конечно, без некоторых элементарных знаний символов каббалы современные колоды, проиллюстрированные здесь, были бы неясны. Нужно также знать еврейский алфавит, поскольку в эзотерических учениях каждая еврейская буква - это символ, воплощающий совокупность понятий. Все, что подразумевается символическим изображением «ШУТ», также подразумевается еврейской буквой Алеф. Одной из особенностей мистерий является то, что многие аспекты учения настолько глубоки, что один символ можно объяснить только с точки зрения другого символа, и ученик работает с тем символом, который он лучше всего понимает.

Среди сложного представления символов в Книге T есть правила, первоначально данные в Cypher Manuscripts. Они включают в себя последовательность козырей, а также их соответствие буквам еврейского алфавита. Самое важное - это то, что Таро было оказано чрезвычайное почтение. Предстояло понять, что Книга T – Таро - является секретным ключом не только к герметической каббале, но и ко всей западной эзотерике.

Книга начинается следующим образом19:

ХРУ (РУ)

ВЕЛИКИЙ АНГЕЛ

управляет операциями Тайной Мудрости.

«Что видишь ты - запиши в Книгу и отправь ее в Семь

Обиталищ, что находятся в Ассии».

«И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, запечатанную семью печатями.
«И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати с нее?»

Отрывок, с которого начинается Книга T, конечно, раскрывает отношение Ордена к своей колоде Таро. Это строки из пятой главы Откровения Святого Иоанна Богослова. Святому, возвысившемуся в Небесную Сферу, показывают свиток и говорят, что никто на земле не достоин раскрыть его. Достойным считают, однако, Агнца Божьего, пожертвовавшего за человечество своей кровью.

Предполагалось, что Таро – это та книга, о которой говорится в Откровении, и что оно есть ключ ко вселенной. Конечно, это не колода Таро, составляющая, по сути, так называемую Книгу T. Скорее, имелось в виду, что ключ к Космосу – это наше восприятие основополагающей структуры, чьим внешним символом является колода Таро.

Но эта "Книга", - или набор универсальных символов, - ни для кого на этой Земле не раскрыта. Ее может открыть только Агнец Божий, который в этом смысле является Христом-Буддой-Осирисом. Только тот, кто был приобщен к каббалистическому Центру Христа (Тифарет), может полностью понять Таро. Здесь посвящение Тифарет можно понять как "жертву человеческой крови", которая включает в себя потерю самой индивидуальности, как это было ранее известно.

Кроме того, мы обнаруживаем, что именно Книга T описывалась в розенкрейцерских документах как книга в руках Христиана Розенкрейца, чье идеально сохранившееся тело было найдено в склепе. Орден Золотого Зари заявлял о своем прямом происхождении от Розенкрейца и очевидно предполагал, что обладает величайшей тайной истинных розенкрейцеров. Необходимо поэтому сделать вывод, что Орден рассматривал Таро как символическое хранилище своего главного и самого тайного учения.

Каждый член получал сведения о Таро (а также почти и все самое важное), пройдя через инициацию в степень Младшего Адепта. Эта степень имела отношение к Тифарет - Центру Христа и других, принесенных в жертву Богов. Таким образом, только когда член Ордена принимал природу Агнца Божьего (даже символически приносил себя в жертву во время ритуала), его считали достойным раскрытия печатей со Свитка Откровения, Книги T, Таро - независимо от названия этих символов Космоса. Важны не сами книги, но наша способность прочесть их. Это и есть отворение печатей.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики