Четверг, 03 апреля 2014 18:14

Роберт Ванг Каббалистическое Таро. Часть 1 КАББАЛА

Роберт Ванг

Каббалистическое Таро.

Часть 1

КАББАЛА

Как считается на сегодняшний момент, слово «каббала» означает обычай или принятие, предание. Оно также обозначает очень специфическую систему метафизики. Но в древнем мире слово «каббала» имело более общее значение - «Закон». Это мог быть устный закон или Закон Моисея из первых пяти книг Библии - Торы (названной греками Pentateuch - Пятикнижием). Только в XII веке термин принял сегодняшнее точное значение20.

Есть две отдельных школы каббалы: еврейская школа и школа, ведущая идейное начало от эпохи итальянского Возрождения, выраженная герметической каббалой. Трудность может возникнуть здесь в том, что обе школы используют Ветхозаветные имена Бога, для обеих школ необходимо знание иврита и обе школы используют важнейшие тексты еврейской традиции. Тем не менее, несмотря на то, что еврейская и герметическая каббала обращаются к одним и тем же литературным источникам, есть заметные различия в их текстовых интерпретациях и практической работе.

Наиболее значительная разница относится к графическому представлению. Моисеев закон запрещает изображать человеческую форму: «Аналогично запрещено изображать человека, даже только лицо... Однако запрещено изображать только лицо целиком, то есть, когда на нем видны два глаза и нос, а профиль изображать не запрещено»21. Идолопоклонство любого вида считалось кощунством, что может объяснить нежелание некоторых еврейских исследователей использовать даже Древо Жизни в своих публикациях22. Но что более важно, так это то, что в то время, когда христианский мистик или герметический каббалист создаст иллюстрированное изображение как точку «схождения» для начала внутреннего исследования, еврейский мистик будет искать прямой опыт чистого осознания.

Есть, конечно, несметное число и других различий между еврейской и герметической каббалой, не последнее из которых – то, каким образом применяются Божественные Имена. Все эти различия легче всего понять с точки зрения исторического развития западного оккультизма. Западная Мистическая Традиция начала распространяться примерно во II веке нашей эры, хотя, по-видимому, ее элементы ведут начало от очень древней и тайной устной традиции.

ИСТОКИ КАББАЛЫ

В огромном множестве каббалистических работ даже сегодня утверждается, что каббала была эзотерическим знанием, данным Моисею на Горе Синай, таким образом дается связь каббалы с зарождением самого Еврейского закона. Предполагается, что Бог продиктовал пять книг Библии Моисею, и затем дал секретный ключ для их интерпретации.

Иная традиция (распространенная в XV веке), которой Золотая Заря обучала своих членов, утверждала, что каббалу передали Адаму ангелы, как средство, чтобы вернуться в рай после Грехопадения. Макгрегор Мазерс процитировал Христиана Гинзбурга в своем введении к книге «Разоблаченная Каббала»:

Сначала Каббале сам Бог обучил избранных ангелов, которые сформировали теософическую школу в Раю. После Грехопадения ангелы очень любезно поделились этим небесным учением с непослушным сыном земли, чтобы дать ему прообразы и средство возвращения к своему первозданному благородству и блаженству.

От Адама Каббала перешла к Ною, а затем Абрахаму, другу Господа, который переселился с ним в Египет, где глава общины позволил части этого таинственного учения постепенно выйти в свет. Именно так египтяне кое-что узнали о нем, а другие восточные народы смогли ввести его в свои философские системы. Моисей, который был научен всей мудрости Египта, впервые приобщился к Каббале на своей родине, но стал наиболее искусным в ней во время блуждания в пустыне, когда он не только посвящал ей часы досуга в течение целых сорока лет, но и получал уроки одного из ангелов. С помощью этой мистической науки законодатель решал трудности, возникавшие во время его ведения израильтян по пустыне, несмотря на долгое странствие, войны и частые бедствия народа. Он тайно установил принципы этого секретного учения в первых четырех книгах Пятикнижия, кроме Второзакония»23.

Возможно, это грустно, но данная очаровательная история не имеет никакого отношения к историческим фактам. Каббала явилась результатом долгой и сложной линии развития, начинающейся мистикой Меркавы.

Меркава, что значит «колесница», была самой ранней формой еврейской мистики, предшествовавшей каббале24. Это была колесница, несшая Трон Господень, как описано Пророком Иезекиилем, Миром Трона, к которому стремились еврейские мистики, была аналогом ранних мистерий герметизма и христианского гностицизма25. Второй век нашей эры засвидетельствовал слияние очень многих течений, и Шолем решительно заявляет, что: «Кабала в своем историческом значении, может быть определена как продукт глубокого взаимопроникновения еврейского гностицизма и неоплатонизма»26.

В период Позднего Рима/раннего христианства были основаны христианский гностицизм,

еврейский гностицизм, неоплатонизм, неопифагореизм, герметизм (псевдоегипетская религия) и многие малоизвестные культы, искусно взаимопроникавшие друг в друга. О еврейской мистике того времени писал Шолем в его новаторском исследовании «Основные течения в еврейской мистике» (Major Trends in Jewish Mysticism), в то время как христианские события хорошо описаны Элейн Пейджелс в «Гностических евангелиях» (Gnostic Gospels).

Эти исследователи устанавливают фактические источники идей, оспариваемые в течение нескольких поколений, которые являются фундаментом современной герметической каббалы. Что важно признать, так это то, что в большинстве аспектов мистерий не нужно взывать к дымовой завесе «тайной устной традиции». Большинство тех, кто внес вклад в учение каббалы, очень подробно рассказывали о своей работе и ее источниках. В любой современной системе существует очень мало того, для чего нельзя найти исторический прецедент.

СЕФЕР ЙЕЦИРА (КНИГА ФОРМИРОВАНИЯ)

Книга Сефер Йецира состоит из шести очень кратких глав и датируется периодом между третьим и шестым веками нашей эры. Она является краеугольным камнем каббалистической литературы и документом, в котором впервые появляется слово «Сефирот» (Sephiroth). В этой работе описывается создание вселенной с точки зрения букв еврейского алфавита и с точки зрения символического числа, несомненно имеющего отношение к неопифагореизму. Сефер Йецира, очевидно, является суммированием ранних идей еврейской мистики, схожих по форме к гностицизму и «Пистис Софии».

Точное происхождение и назначение Сефер Йециры спорно. Один автор начала 19 века, из благих побуждений, даже предположил, что этот мистический текст - всего лишь книга по грамматике и что «самая ранняя еврейская грамматика содержит не только основные правила еврейской орфографии, но также содержит информацию о происхождении букв и цифр»27. Конечно, к этой теории не стоит относиться серьезно, но она действительно демонстрирует крайности интерпретации, которым подвергались каббалистические документы. С другой стороны, Сефер Йецира - очень трудная для понимания работа, столь абстрактная, что требуется подход, отличающийся от применяемого к большинству литературы. Но при совместном использовании с Таро данная работа становится удивительно ясной.

В идеале, Сефер Йециру следует читать на оригинальном иврите, хотя уже сделано несколько переводов на английский язык. Стоит также отметить, что более поздний документ под названием «Тридцать два Пути Мудрости» обычно относят к Сефер Йецире28.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КАББАЛИСТИКА

Сефер Йецира готовит почву для гораздо более поздней еврейской мистики, соединяя различные мистические течения в еврейский контекст. Идеи этого «самого раннего и дошедшего до наших дней еврейского текста систематичной, умозрительной мысли»29 были основаны более поздними исследователями. Например, где было первоначально использовано само слово Сефирот для обозначения просто чисел или числовых стадий творения, в средневековье это слово стало означать определенную систему Божественных эманаций30.

Позднесредневековые ученые добавили одну из самых важных идей: между словами можно найти нумерологические связи (и, таким образом, между понятиями). Если применять гематрию. Введение гематрии служило двум целям. Во-первых, она могла гарантировать, что писцы запишут имена точным образом; во-вторых, Гематрия служила стимулом для серьезного размышления над Божественными Именами.

Где-то между 1150 и 1200 гг. в Южной Франции появилась другая очень важная каббалистическая работа. Это была «Сефер ха-Бахир» («Книга яркого света»), древняя работа по общему мнению, но, что более вероятно, скомпонованная из нескольких работ немецкого или восточного происхождения31. Книга «Бахир» содержит первую ссылку на «таинственное Древо» и является первой, описывающей Сефирот как сосуды Божественного Света. Недавно был издан английский перевод этой работы, выполненный Арье Капланом32.

Тринадцатый век был осевым для еврейской каббалы. Как раз тогда Исаак Слепой, ученый из Нарбонны, написал свои комментарии к Сефер Йецира, сначала описывая ее как затрагивающую развитие сефирот. Так же, как и другие в те дни, он полагался на некоторые идеи, выраженные в Бахир33. Результатом исследования Сефер Йециры с точки зрения Бахир было то, что ученые начали совместно обсуждать Десять Сефирот и Тридцать два Пути.

Другой главной идеей, появившейся в то время во Франции и Испании, явилось существование злых Сефирот, существующих как точные копии добрых34. Эта концепция была подробно развита некоторыми адептами Братством Золотой Зари.

Именно в подобной атмосфере мистико-интеллектуальной реализации появились все величайшие кабалистические труды. Книга Зогар была работой Моисея де Леона, между 1280 и 128635. Это ряд комментариев к Библии и мистической космологии.

В течение нескольких поколений Книгу Зогар считали древним трактатом. В самом тексте подразумевается то, что его написал раввин II века, Симеон бен Йохаем. Кроме того, Книга Зогар, главным образом, написана на древнем арамейском языке - языке, который является родоначальником иврита и арабского языка. По-видимому, Моисей де Леон считал, что к его работе отнесутся более серьезно, если приписать ее некоему древнему автору. Вероятно, он был прав, поскольку Книга Зогар быстро обрела славу трактата еврейской мистики. Нужно добавить, что приблизительно между 1500 и 1800 гг. было широко распространено мнение, что каббала - истинная сущность еврейской теологии36, а не просто предмет развлечения, как считается среди евреев сегодня.

К сожалению, Книга Зогар никогда полностью не переводилась на европейские языки. Морис Саймон и Гарри Сперлинг37 достаточно хорошо перевели и выпустили пятитомное английское издание, но оно представляет из себя только приблизительно 35% всей работы.

Переводчики приняли решение исключить те части, которые, как они считали, были поздними

дополнениями или чересчур непонятны. Три из тех опущенных текстов, однако, можно найти в «Разоблаченной Каббале»38, переведенной с латыни книги 1677 года «Kabbalah Denudata» под авторством Кнорра фон Розенрота, и которая включает превосходное введение Макгрегора Мазерса. Рассматриваемые тексты – одни из самых трудных в Книге Зогар. Это «Книга Скрытой Тайны», «Великое Святое Собрание» и «Малое Святое Собрание».

Существует только один полный перевод на современный язык – на иврит. Перевод двадцати одного тома и комментария покойного Йегуды Ашлага описан Шолемом как "чрезвычайно буквальный перевод (но не лишенный многочисленных текстовых недоразумений)»39.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ:

ГЕРМЕТИЗМ И ХРИСТИАНСКАЯ КАББАЛА

Ключ к современной герметической каббале – мысль эпохи Возрождения, которая совместила еврейскую каббалу и герметические мистерии. Во время этого периода

интенсивной интеллектуальной деятельности философы столкнулись с ранее скрытыми течениями еврейской мистики и попытались приспособить эти идеи к христианской парадигме. Даже утверждалось, что через каббалу можно было наиболее эффективно доказать божественную природу Христа.

Эпоха Возрождения была временем, когда человек рассматривал себя драгоценным камнем на вселенской короне. Он был "мерой всех вещей", а не непритязательным грешником, искупающим Грехопадение, как утверждалось средневековой догмой. Таким образом, интеллектуальная и творческая деятельность, постоянная оценка принципов - стали иметь большее значение, чем институциализированные ценности прошлого. Более общими словами можно сказать, что общество с ранее главенствующей ролью церкви стало обществом секуляризованным. Верования и чувства средневекового периода были вытеснены призывом к более рациональному взгляду на человеческую природу. Номинально общество оставалось христианским, но богословы и философы имели широкую свободу действий.

Эта свобода сомневаться и исследовать самые фундаментальные принципы христианства достигла своей звездной точки в Академии Медичи во Флоренции. Действительно, фактически весь современный оккультизм восходит к разработкам ученых в того времени и места.

Медичи были семейством огромного достатка, правящим во Флоренции с XV века до 1737 года. Они внесли основной вклад в качестве покровителей искусств, начиная с Козимо, первого из великих Медичи, и далее переходя к Лоренцо "Великолепным", покровителю Леонардо, Микеланджело и Макиавелли.

Козимо де Медичи был основателем Платоновской Академии – места, посвященного исследованию греческой философии, и центра неоплатонических идей. Это был открытый "мозговой центр", во многом походивший на сегодняшний Институт перспективных исследований Принстонского университета.

Козимо был страстным коллекционером рукописей, и когда в 1460 году он получил из Македонии греческую рукопись Герметика (Hermetica), то расценил ее как объект уникального значения. Работа Гермеса Трисмегиста снискала настолько значительную репутацию документа, предоставляющего ключ ко всякому знанию, что Козимо приказал Марсилио Фичино, директора его Академии, отложить «Республику» и «Симпозиум» Платона и перевести сначала Герметику40.

Философы раннего Возрождения полагали, что в этих документах находятся центральные идеи наидревнейшей египетской религии, которая приведет их к самому источнику толкования41. Их преисполненное благоговения отношение и вера в абсолютную первозданность этих бумаг послужили основой для магии эпохи Возрождения и целой школы неоплатонизма. Именно эти идеи предшествовали каббалистической философии вскоре после своего проникновения в Академию Медичи.

То, что известно как христианская каббала, является также результатом работы Академии Медичи и основным достижением Пико делла Мирандолы, одного из придворных «интеллектуальных светил». Именно Пико перевел главные каббалистические тексты на латынь. И именно он в своих 72 каббалистических Заключениях (часть его 900 тезисов) заявил, что «никакая наука не может убедить нас в Божественной природе Иисуса Христа лучше, чем магия и Каббала»42. В четырнадцатом каббалистическом принципе Пико констатировал, что если добавить еврейскую букву ? (шин) к Божественному имени ???? (йод, хе, вау, хе), и воспроизвести ????? Йешуа (Jeheshua), еврейское имя Иисуса, то это позволяет произнести непроизносимое имя Бога. И, с точки зрения современной герметической каббалы и Золотой Зари, это имеет особое значение. Вероятно, единственным наиболее важным принципом, подчеркиваемым сегодняшней герметической каббалой, является то, что все состоит из четырех элементов, приводимых в действие пятым элементом - Духом. Йод - это Огонь, Хе - Вода, Вау - Воздух, Хе-конечная - Земля и Шин - Дух.

Пико вдохновил работу Иоганна Рейхлина, первого нееврея, когда-либо писавшего книги о каббале. Его предположение состояло в том, что история человечества основана на трех периодах. В первый период Бог явил себя еврейским старейшинам через трехбуквенное имя - ???, Шаддай (Shaddai). Второй период был периодом Моисея и Талмуда, когда Бог проявился как четырехбуквенное имя Тетраграмматон (Tetragramaton) ????. Наконец, пришел период искупления человечества через Христа, когда Бог явил себя пятибуквенным именем Йешуа (Jeheshua).

Таким образом, Пико делла Мирандола и Иоганн Рейхлин стали основателями философских аспектов христианской каббалы. Первая практическая работа их школы была создана Генрихом Корнелиусом Агриппой, чье сочинение «О тайной философии» («De Occult Philosophia», 1531) массово изучалось43. Однако именно Агриппа ответственен за очень негативную ассоциацию каббалы с черной магией и колдовством – ассоциацию, не изжитую большинством и по нынешний день.

Все эти литературные произведения стимулировались общественными событиями на западе. Многое из интеллектуального течения XV века восходит к завоеванию Византийской Империи турками в 1453 году и последующей миграции греческих ученых в Италию. Подобная тенденция произошла в 1492 году, когда евреи были высланы из Испании, и многие еврейские ученые осели также в Италии, ступая на землю, подготовленную для них Пико с его тезисами 1486 года.

К концу века был широко распространен интерес к еврейской мистике и защитниками христианской каббалы были важные католические прелаты и богословы, которые рассматривали каббалу как средство интеллектуального возобновления веры. Таким образом, христианская каббала, слитая с элементами герметизма, стала основным течением оккультизма эпохи итальянского Возрождения44.

Отношение эпохи Возрождения к герметическим наукам резко встряхнулось приблизительно сто лет спустя, когда Исаак Касабон объявил «Герметику» ранней христианской подделкой, а не древним египетским документом. Он заявил, что книги были написаны христианином или полухристианином в попытке сделать эти учения приемлемыми для язычников45. Работа Касабона вызвала значительное снижение интереса к магии, a вообще приемлемое ренессансное преследование до его открытий. На сегодняшний день понятно, что герметические документы не специальные подделки, но что они были произведены еще позже, чем считал Касабон.

Несмотря на сокрушающее доказательство Касабона, некоторыe писатели, включая Роберта Фладда и Афанасия Кирхера, приняли решение проигнорировать историческую действительность и продолжали объявлять Герметические фрагменты работой древнего египетского адепта по имени Гермес Трисмегист46.

ПРИДВОРНЫЙ МАГ

Следующая важная фигура, которую мы встречаем, - доктор Джон Ди (1527-1608), великий философ елизаветинской эпохи, который вместе с Эдвардом Келли разработал систему енохианской магии, позже развитую Макгрегором Мазерсом. Ди разделял идеи таких людей, как Пико делла Мирандола и Агриппа, и его можно было считать их английским коллегой. Кроме того, как и итальянские метафизики, он пользовался защитой королевского двора, будучи советником и доверенным лицом Королевы Елизаветы47.

Ди написал две работы, имеющих важное значение в истории оккультизма. Первой работой была его «Иероглифическая Монада» («Hieroglyphic Monad»), тяжело воспринимаемый трактат по духовной алхимии и математике. Второй его труд – «Истинное и Верное Отношение» («True and Faithful Relation»), в котором он описывает свою работу с Эдвардом Келли, то, как духи «учат» их енохианской системе. Несмотря на тяжеловесный стиль языка XVII века, это удивительно оригинальная и интересная книга, включающая в себя такие «жемчужины идей», как решение двух исследователей поменяться женами.

Обе работы имели важное значение для развития современной герметической каббалы. «Иероглифическая Монада» предоставила философскую базу идеям Иоганна Валентина Андреа - автора, по крайней мере, одной из Розенкрейцерских Аллегорий (к которым восходят корни Золотой Зари). Идеи работы «Истинное и Верное Отношение» очень глубоко развил Мазерс, который пошел настолько далеко, что начал совершенствовать Енохианские шахматы. Фактически эти шахматы никому не известны, но тесно связаны с Таро и, как полагают некоторые, являются самым мощным предсказательным инструментом, когда-либо изобретенным. Мазерс использовал фигуры египетских богов на четырех досках, произошедших от таблиц, проиллюстрированных Ди, внедряя таким образом герметические идеи (вероятно, благодаря Фладду) в систему Ди.

ДОКТРИНА РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ

Розенкрейцерство, развитое в Богемии в начале XVII века, является прямым результатом путешествий Джона Ди по Германии в 1589 году48.

Есть три ключевых философских работы розенкрейцеров. Первая из этих работ - Fama Fraternitas («Слава Братства»), написанная на немецком языке и первоначально изданная (хотя существовавшая в качестве рукописи в течение, вероятно, четырех лет до того момента) в 1614 году. Fama Fraternitas или «Открытие Братства Самого Благородного Ордена Розы и Креста» рассказывает историю таинственного Христиана Розенкрейца и его братства, посвященного исцелению больных. Текст в частности описывает вскрытие могилы Христиана Розенкрейца – склепа, который послужил вдохновением для sancta sanctorum — («святая святых» - лат.), используемого Герметическим Орденом Золотой Зари (у Пола Фостера Кейса был такой склеп, сооруженный для B.O.T.A., также могут до сих пор существовать и многие другие подобные склепы). Легенда гласит, что тело Христиана Розенкрейца нашли идеально сохраненным, держащим Книгу «T», символически связанную с Таро49.

Вторая работа, дополняющая Fama Fraternitas, появилась двумя годами позже - в 1616 году. Это был Confessio FraternitasВероисповедание братства») или «Вероисповедание Похвального Братства Самого Благородного Ордена Розы и Креста, Написанное Для Всех Ученых Людей Европы». В отличие от Fama, которая появилась на просторечном немецком языке, Confessio написана на латыни, и однозначно нацелена на более образованного читателя. Кроме того, в отличие от Fama, она довольно скучна.

Автор этих двух трудов неизвестен. Однако, третье важное сочинение, тесно связанное с Fama и Confessio, было написано Иоганном Валентином Андреа. Облако долго нависало над «Химической Свадьбой» («Chemical Wedding», 1616) из-за более позднего заявления Андреа, что эта работа - всего лишь его юношеская шутка. Но из-за того, что данный текст бесспорно является серьезным и грамотным религиозным трактатом, может возникнуть замешательство. Как написал Рудольф Штайнер в своем эссе по «Химической Свадьбе», «любому, кому известно, что испытывает человеческая душа при открытии врат в духовный мир, нужно прочесть лишь несколько страниц «Химической Свадьбы Христиана Розенкрейца в году 1459», чтобы признать, что описания, данные в этой книге, основаны на подлинном духовном опыте50.

Фрэнсис Йетс пытается прояснить тайну несколькими словами. Обсуждая его работу, она отмечает, что Андреа использовал латинское слово ludibrium, что означает насмешку или иллюзию. Он говорил о «насмешке тщетной Славы» («ludibrium of the vain Fama» или об «иллюзии воображаемого Братства Розенкрейцеров» («ludibrium of the fictitious Rosicrucian Fraternity»). Но Йетс предполагает, что в XVII веке слово могло также означать «игру» или «шутку» и что Андреа предполагал, что розенкрейцерство было «высокопарным» - в положительном и воспитательном смысле51.

Мы не намереваемся здесь нагружать читателя тяжеловесными теориями, свойственными литературным исследованиям, лишь только осветить то расхождение во мнениях, которое окружает многие оккультные документы, внесшие вклад в систему герметической каббалы.

ПОЗДНИЕ «РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ»

Роберт Фладд, как мы упомянули, был одним из тех, кто настоял на провозглашении идеи, что Гермес Трисмегист был древним египетским адептом (другим таким был немец Михаэль Майер). Фладд значительно содействовал мысли, что истинное Братство розенкрейцеров существовало и, кажется, сам в это верил, хотя признавался, что реально никогда не встречал ни одного розенкрейцера52. Фладд объединил герметизм и каббалистику в свете розенкрейцерских манифестов и разработок Джона Ди. Таким образом, он является одним из главных предшественников Мазерса и современной герметической каббалы.

ГЕРМЕТИКО-КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ

Вопрос целенаправленного обмана о происхождении многих эзотерических рукописей - серьезный и сложный, который обычно благоразумно избегали писатели-оккультисты, желавшие представить свои убеждения в самом положительном свете. Но счет литературы, ошибочно претендующей на древность, столь велик, что сама логика таких предъявлений становится интригующей:

Герметика, написанная греком и чье создание научно датируется в пределах от III века до эпохи Возрождения, но которую считали оригинальным свидетельством древней египетской религии.

Книга Зогар, которую считали сочинением раввина раннехристианского

периода, а на самом деле являющаяся трудом автора тринадцатого века, чья претензия на «древность» послужила увеличению репутации данной работы в глазах окружающих.

Манифесты Розенкрейцеров - изобретение Иоганна Валентина Андреа и др. Ни Христиана Розенкрейцаа, ни таинственных розенкрейцеров никогда не существовало.

«The Ancient Cypher Manuscripts» Золотой Зари - фрагменты, излагающие систему

(как считалось) древних ритуалов, но неоспоримая подделка53.

К этому списку можно было бы, конечно, добавить часть работ Блаватской, включая печально известные «Письма Махатм»Mahatma Letters») и, возможно, «Строфы Дхьяны»Stanzas of Dyzan»), на которых базируется ее крупный труд - «Тайная Доктрина»The Secret Doctrine»).

Рассматривая подобные факты фальсификации, жульничества - неважно, как это назвать, - мы обнаруживаем, что авторы опирались на общественную веру в то, что чем древнее работа, тем она правомернее. С другой стороны, каждая работа, указанная здесь как изначально мошенническая, утверждает, что является «древней», и настаивает на своей просветительской природе. Это - вдохновленные работы мужчин и женщин, которые знали.

Задействованные психологические манифестации неоднократно происходят во всех аспектах исследования (учения) мистерий, даже с Полом Фостером Кейсом. Когда в 1934 появилась «Книга Знаков», Кейс поместил в ее предисловие высказывание: "Мы не знаем имя автора. Вследствие внутренних свидетельств текста предполагается, что он, вероятно, был одним из поздних каббалистов. Может быть, он знал Таро, а, может, и не знал»54. На данный момент организация Кейса издает «Книгу Знаков» как собственную работу Кейса, оправдывая несходство в присвоении авторства тем, что Кейс был очень скромным человеком. Но, как показывает история, наверняка Кейс считал, что сочинение некоего анонимного «позднего каббалиста» будет принято более положительно, чем его собственная работа.

Мы пытаемся здесь донести мысль, что вместо бегства от очевидного факта, что герметическая каббала основана на многих сфабрикованных утверждениях, нужно взглянуть исторической правде в лицо. На самом деле, сами фальсификации – образец, который по иронии судьбы указывает нам на внутреннюю легитимность работ.

Те, кто так и не убедился, что работа с поддельной родословной может иметь большую духовную ценность, должны очень внимательно взглянуть на историю христианства, а также на специфическую смесь разнородных текстов - Библию.

ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ КАББАЛА И ЗОЛОТАЯ ЗАРЯ

Ввиду доказательств того, что Розенкрейцерство, хотя и будучи высоко духовной аллегорией, является мифом XVII века, интересен «урок истории» Золотой Зари, включенный в ее ритуал инициации в степень Младшего Адепта. Он начинается словами: «Знай же впредь, О Посвящаемый, что Мистерии Розы и Креста существуют с незапамятных времен и что Обряды справлялись и Мудрость изучалась в Египте, Элевсине, Самофракии, Персии, Халдее и Индии и в землях, намного более древних»55. Церемония продолжается непосредственным пересказом описания жизни Христиана Розенкрейца из Fama Fraternitas.

Вероятно, что большинство членов Ордена верили, что Христиан Розенкрейц был реально существовавшим человеком и что Золотая Заря находилась в прямой связи с его братством. Понимали ли Мазерс и Уэсткотт реальную историю – совершенно другой вопрос56. Есть много случаев, когда принимали традиционные неоднозначное (ошибки в) присвоение авторства мистической литературы. Уэсткотт, например, написал введение к «Халдейским Оракулам Зороастра», описывая их как воплощающих «многие принципиальные особенности халдейской философии»57. Мы знаем, что «Оракулы» фактически были написаны Юлианом, современником Марка Аврелия58, но выводы об авторстве многих таких работ были сделаны совсем недавно.

Однако, что самое важное, так это то, что мы можем раскрыть многие исторические следы Ордена. Таким образом его лидеры, как мы понимаем, тщательно основывались на известной традиционной структуре. На сегодняшний день герметическая каббала несет на себе отпечаток Уэсткотта и Мазерса. Даже правописание еврейского слова Qabalah (в противоположность к «Kabbalah» или «Cabala»), было выбрано Мазерсом как более совместимое с языком оригинала (). И каббалистические соответствия из Книги 777 Алистера Кроули, видимо, базируются в основном на работе Мазерса. Именно с Орденом Золотой Зари впервые появляются современная система цветов Путей Древа Жизни (см. следующий раздел) и другие ссылки на источник. Орден разработал тщательно продуманную систему обучения, основанную на ритуалах, хотя то, насколько известные Изгоняющие Ритуалы (Banishing Rituals) разработаны именно Орденом – непонятно. По крайней мере, описания таких ритуалов не найдено в работах Агриппы, Барретта или других магических трактатах до Золотой Зари. Здесь снова нельзя установить, каким образом могла быть задействована устная традиция. Несмотря на исторические свидетельства, история Христиана Розенкрейца бесспорно приобщена к некой секретной традиции. Это, конечно же, касается тех же самых Универсальных структур, которые символизируют Таро.

«Герметический» акцент Золотой Зари на египетских богах был частично социальным, и частично традиционным. В Англии конца XIX века царил огромный интерес в чем-либо таинственном и неясном, археологическая наука все еще находилась в своем зачаточном состоянии (в 1900, например, греческое искусство до периода строительства Парфенона известно не было!). Акцент на египетских богах нужен был для того, чтобы отделить участников ритуала от ежедневной рутины викторианской жизни. Это также повлекло за собой отделение от христианства. Герметический Орден Золотой Зари утвердил чистый герметизм Фичино эпохи Возрождения.

С философской точки зрения, система египетских богов очень легко отождествляется с каббалой. Несмотря на кажущееся многообразие богов и богинь, египетская религия была монотеистической. Все Боги были аспектами или модификациями одного изначального божества. Кроме того, как и каббала, египетский пантеон раскрывает разные стороны одного и того же Бога в различных обстоятельствах. Например, есть много ипостасей Гора, все из которых имеют имя Heru, дополняющее его египетское имя, например, «Гор-Дитя», или «Слепой Гор (Гор во главе Слепоты)» или "Гор двух Горизонтов", которого греки называли Хармахис (Harmachis) в противоположность Харпократу (Harpocrates).

Гор-Дитя – тот, кто является центром нашей известной Вселенной в каббале, и к кому мы обращаемся во множестве путей. И, как и Дитя, во множестве путей появляются также Великий Отец и Великая Мать. Все это было понятно Золотой Заре, нашедшей огромный толк в египетской системе богов. Эти Боги выражают универсальные отношения лучше, чем какой-либо другой пантеон. Сегодня, однако, зависимость Ордена от египетских богов рассматривается многими последователями лишь как интерес к прошлому.

ДРЕВО ЖИЗНИ

Древо Жизни (рис. 1) символизирует всю вселенную, утверждение столь широкого значения, что можно усомниться, что такой символ даже возможен. Это, на первый взгляд, простая схема, составленная из десяти сфер, называемых Сефирот и двадцати двух соединительных линий, называемых Путями. Совместно, Сефирот и Пути называются Тридцатью Двумя Путями Мудрости.

Десять Сефирот:

1. КЕТЕР,  Корона

2. ХОКМА,  Мудрость

3. БИНА,  Понимание

Между Биной и следующей Сефирой находится невидимая Сефира, известная как Даат или Знание. Она не представлена на Древе, потому что она - мост, построенный каждым человеком через Бездну, существующую между верхними Сефирот и нижними.

4. ХЕСЕД,  Милосердие

5. ГЕБУРА,  Строгость

6. ТИФАРЕТ,  Красота

7. НЕЦАХ,  Победа

8. ХОД,  Слава

9. ЙЕСОД,  Основание

10. МАЛКУТ,  Царство

Рисунок 1. Десять священных Сефирот на Древе Жизни

Древо жизни, используемое современными герметическими каббалистами, было впервые опубликовано Афанасием Кирхером в «Oedipus Aegypticus» в 1652 году (рис. 2A). И хотя это Древо подверглось многочисленным изменениям, ее исторические корни, вероятно, уходят в тайное прошлое мистериальных религий. Кроме того, общую последовательность развития трудно установить, так как еврейские каббалисты придерживаются различных форм Древа.

Первое упоминание о «Тайном Древе» находится в Книге Бахир, появившейся во Франции около 1200 года. Если, однако, нарисовать Древо, опираясь на этот текст, то только оно будет состоять только из восьми Сефирот – начиная Биной и заканчивая Малкут. С тех пор, как утверждают, Древо было взращено Мудростью (Хокмой). Некое подобие этого первого Древа встречается на схеме, опубликованной Робертом Фладдом в 1617 году (рис. 2B). Тем не менее, любопытно обнаружить, что глиф, вышедший в свет на сотню лет раньше (рис. 2 c), является гораздо более концептуально развитым и сложным. Кроме того мы обнаруживаем, что еврейская иллюстрация конца 1708 года (рис. 2Д) использует другой подход, указывая на свою связь с «Сефер Йецирой».

Рисунок 2. Развитие схемы Древа Жизни. A) форма Древа в «Oedipus Aegypticus» (1652) Афанасия Кирхера. B) форма Древа, упрощенная Робертом Фладдом в «Полном собрании сочинений» («The complete works», 1617). C) иллюстрация из «Porta Lucis», (Аусбург, 1516). D) иллюстрация из «Pa'amon ve Rimmon», (1708).

С большой уверенностью можно сказать, что схема Древа Жизни изменялась на протяжении веков, следуя за возрастающим общественным интересом и неслучайно отражая перспективы современной философии. Наиболее полным выражением герметической каббалы XIX века является полноцветное двумерное Древо Жизни (вклейка I). Если эволюционная картина продолжится, то вполне вероятно, что формой Древа Жизни, в рамках которой приходящие поколения будут изучать герметическую каббалу, станет трехмерная форма (Вклейка II). Пока что двумерная форма Древа Жизни воплощает в своих столпах, принцип пяти: четыре сбалансированных элемента, вдохновленных пятым элементом - Духом.

Символы Таро на древе Жизни

Трехмерное Древо Жизни

ПОНЯТИЯ

Каббала учит, что наша вселенная развивалась взаимосвязанно и последовательно, следуя Пути Пламенного меча (рис. 3). Из таинственного Непроявленного появился Кетер, затем Хокма, затем Бина. Они втроем сформировали Божественный Треугольник, духовную высоту, соединенную невидимой Сефирой – Даат. Хесед, Гебура и Тифарет сформировали Этический Треугольник. Наконец, наряду с Нецах, Ход и Йесод, был создан Астральный Треугольник (рис. 4). Малкут, как будет замечено, стоит одна в основании Древа, заметно удаленная от остальных, в частности, если представить в верхней точке Даат напротив Йесод. Это - получатель влияний всех остальных Сефирот, содержащий отраженное совершенство Кетер и в то же самое время являющийся результатом того, что описано как Грехопадение.

Рис.3 Путь Пламенного Меча Рис. 4. Треугольники Древа Жизни

Сверху вниз:

Божественный треугольник

Этический треугольник

Астральный треугольник

Древо Жизни делится на три столпа (рис. 5). Сефирот на правой стороне находятся на Столпе Милосердия, на левой - на Столпе Строгости, а те, что в центре, - на Срединном Столпе. Каждая Сефира прекрасно уравновешивается своей противоположностью. Кроме того, каждый Путь - это идеальный баланс между Сефирот, которые он соединяет, и Пути напротив него.

Рис. 5. Столпы Древа Жизни

Этот глиф является составным символом, который можно рассматривать на двух уровнях: это человек, микрокосм (Бог в миниатюре) и Макрокосм, Великая Вселенная), по образу которой создан человек. Каждая Сефира связана с определенной частью человеческого тела, а также с определенной частью Великого Божественной Тела. Затрагиваемый здесь принцип выражается аксиомой, которую мы часто будем повторять: «как вверху, так и внизу».

Есть ряд моментов традиционной каббалы, которые могут показаться несколько запутанными, но которые на самом деле очень просты. Один из таких моментов – приспособление «человека» к Древу. Он включает в себя два отдельных понятия. Первое понятие – АДАМ КАДМОН («Великий Старец» из «Книги Зогар»). Адам Кадмон – это все десять Сефирот , великое взаимосвязанное единство, духовное тело, в котором каждого из нас можно считать клеткой, носящей все потенциальные отличительные черты целого.

Адама Кадмона не следует путать с Арик Анпин (ARIKH ANPIN) или Зеир Анпин (ZAUER ANPIN) - двумя другими персонификациями, охватывающими более одной Сефиры. Арик Анпин означает Великий Лик; Зеир Анпин означает Малый Лик. Арик Анпин - это Макропросопус, антропоморфизация Сефирот Божественного Треугольника. Зеир Анпин - Микропросопус, пять Сефирот вокруг Тифарет . Вместе они иллюстрируют принцип «как вверху, так и внизу».

Повторим: Адам Кадмон означает все Древо Жизни, изображенное как человек. Арик Анпин – человек вверху; Зеир Анпин – человек внизу.

Идея того, что все части человеческого тела имеют соответствия частям Божественного Тела, возможно, более понятна для Востока, чем для Запада. Йог не испытывает никаких затруднений в понимании термина «духовный центр физического тела». Солнечное сплетение - это солнечный центр человека, связь между личностью и солнечными силами Вселенной. Физический центр имеет склонность слабеть, сознание переносится к нему, и человек приводится в непосредственный контакт с чистой энергией, которая, согласно каббалистической системе, называется Тифарет.

В герметической каббале важная часть практической работы связана с применением Срединного Столпа59, где энергии Сефирот преднамеренно вызываются и взращиваются в человеке. В этом упражнении Сефирот реверсируются, т. е. Хесед находится на левом плече, а Гебура находится на правом, так как субъективно считается, что они внутри тела, а не снаружи.

Практическая работа с Древом также включает в себя путешествие по Путям, соединяющим

Сефирот (объективные центры энергии). Пути являются субъективным опытом прохождения от одной Сефиры к другой. Но как и во вселенной существует постоянный поток и движение, - так и от одной Сефиры к другой - вверх и обратно вниз - проходит постоянный поток энергии. Вселенная, как гигантский круговорот, где сила втекает в Кетер из Непроявленного, разливается вниз по Древу и потом снова возвращается вверх. Существует постоянное возобновление энергии. Таким образом, если смотреть с другой точки зрения, Пути можно считать объективными. Они субъективны для нас, но объективны в том, что несут постоянный поток энергии такой специфики, который стоит выразить Старшими Арканами Таро. Другими словами, мы можем изучить Древо Жизни интеллектуально, или вживить его в себя. Мы можем работать с картами Таро, символизирующими Пути изнутри или снаружи.

Если карты используются индивидуально для астральной проекции (для выхода «астрального тела» из физического – прим. Пер), то они являют собой графические и субъективные символы явлений, переживаемых при прохождении Путей между Сефирот. Здесь их также можно описать как нечто такое, что необходимо испытать, чтобы пройти от одной Сефиры к другой. Они определяют этапы личностного развития. С другой стороны, если козыри выпадают при гадании, то они рассматриваются чем-то внешним, и они являются объективными силами, действующими на задаваемый вопрос. Большинство таких козырей, появляясь в раскладе, показывают, что силы полностью находятся вне контроля вопрошающего (кверента).

"Работа Пути", особенно когда речь идет о картах Таро, чрезмерно окутана таинственностью и романтичностью (как и все астральные проекции), но переживания являются совершенно подлинными. Чтобы найти любое применение, нужно применить духовные уроки к повседневной жизни

Весь процесс духовного развития включает в себя приведение в баланс составных частей личности так, чтобы она могла действовать в сознательном сотрудничестве с Высшим Я. Но когда этот процесс трактуется школами мистерий с точки зрения четырех стихий: Огня, Воды, Воздуха и Земли, то он может казаться расплывчатым и загадочным. Это не так. Мы растем, учась идеальному контролю над собой в пределах выбранной нами среды, вплоть до того, что мы больше не находимся во власти этой среды. Это миссия духовного самоубийства личности, и для всего понятия «я» - такого, каким оно существует в воплощении. Этот процесс естественен для всех, но он ускоряется при сосредоточении на нем внимания.

Древо Жизни накладывает определяющий шаблон на качества личности и работу уже происходящего личностного развития. Таким образом, каждый чувствует сходство или антагонизм к определенным картам Таро, в зависимости от степени, в которой усвоены их уроки. Благодаря целенаправленному изучению и использованию Путей, мы завладеваем процессом нашего собственного духовного обучения, направляя внимание на множество важных Путей, которые в ином случае мы могли бы упустить.

Тот факт, что каббала требует внимания ко всем частям имеющегося целого, делает ее идеальной системой для интенсивного духовного роста. Она показывает, что мы существуем в рациональной и ступенчатой системе. Она показывает, откуда мы пришли и куда идем. В ней нет неясности, свойственной другим системам. И так же, как и символические части человеческого тела связаны с Древом, с ним связаны и различные аспекты души (рис. 6). Мы идем от низшего аспекта проявления к высшему - Йехиде Кетер (Yechidah of Kether), Исходной Точке, к которой мы стремимся.

Рисунок 6. Части души. Здесь следует отметить, что Нешама из Бины определяет весь Божественный Треугольник, как и планета Бины – Сатурн - также означает три верхние Сефирот.

Приведенной схеме обучали в Золотой Заре. Более поздние авторы, такие как Форчун и Кейс, воспринимали проблему в том, что "животные инстинкты", данные для Малкут, были тесно связаны с Йесод. Руах, то есть Микропросопус, Малый Лик, был разделен на верхний и нижний: Высшее Я и личность.

Все основные религии учат, что наше наследие заключается в том, чтобы вернуться к некой Исходной Точке, из которой мы произошли. Она выражается понятием «небеса», «рай», «нирвана» или каким-либо иным итоговым счастливым состоянием, обещанным верой. Но из всех метафизических систем, доступных на Западе, только каббала предлагает степень, к которой мы продвигаемся через естественный ход развития, как если бы мы были в школе, переходя от одного класса к другому.

В Ордене Золотой Зари члены были распределены по степеням по отношению к Высшей Сефире, к которой они ритуально продвигались. 0 = 0 означало, что кандидат был посвящен в основной состав; 1 = 10 означало, что он принял первое посвящение в десятую Сефиру, Малкут, и стихию Земли; 2 = 9 обозначало посвящение в Йесод, девятую Сефиру и царство Воздуха; 3 = 8 означало посвящение в Ход и стихию Воды, 4 = 7 означало посвящение в Нецах и стихию Огня.

Эти четыре ритуальных шага символизировали вступление кандидата в Мистерии материи. Теоретически, каждая новая инициация означала контроль над одним из ключевых аспектов личности.

5 = 6 было посвящением во Внутренний Орден, и Мистерии Тифарет. Это также возвещало истинное просветления искателя.

Эти ритуалы посвящения демонстрируют процесс, посредством которого разворачивается Высшее Сознание, и могут быть связаны с самим символом человечества - Пентаграммой (рис. 7) . Четыре нижних «рукава» являются сбалансированными силами стихий. Самая верхняя точка – Дух, действующий через стихии.

Рисунок 7. Соответствие стихий Пентаграмме

Не следует, конечно, предполагать, что ритуал посвящения всегда приносит чудесное изменение человека. Реальные изменения - результат внутреннего таинства, побуждаемого таинством внешним. И можно смело предположить, что очень немногие члены Ордена Золотой Зари были действительно адептами в истинном смысле этого слова.

"СЕКРЕТНЫЕ" ПУТИ

Понятие «секретных» или «скрытых» путей, вероятно, было введено (или по крайней мере распространено) Полом Кейсом60. Нет доказательств того, что Золотая Заря схематизировала какие-либо другие Пути, кроме традиционных тридцати двух. На самом деле, секретные Пути – лишь связь каждой Сефиры с любой другой Сефирой (рис. 8), предполагающая непосредственный переход от одной формы сознания к любой другой. Эта теория смягчает идею, подразумеваемую обычной схемой Древа Жизни, о том, что нужно проходить все Сефиры только поочередно.

Рисунок 8 . Эти Пути соединяют каждую Сефиру друг с другом. У Тифарет уже есть традиционный Путь к каждой Сефире, кроме Малкут . A ) «Секретные» Пути на Древе

Жизни. Б) Уникурсальная Гексаграмма, получаемая из Древа.

Концепция Секретных Путей расширяет возможности Древа. Она также позволяет нам увидеть определенные отношения, которые в противном случае не были бы выявлены, например, получение Уникурсальной Гексаграммы (Unicursal Hexagram) из самого Древа.

Этот рисунок был впервые опубликован Алистером Кроули, который, несомненно воспроизвел его именно так. В Древе Жизни, нарисованном Кроули, и опубликованном в Книги 777 (Neptune Press, издание 1955 года), мы обнаруживаем, что Кроули показал все дополнительные линии между Сефирот, необходимые для создания этого рисунка.

НЕГАТИВНЫЙ БЕЗГРАНИЧНЫЙ СВЕТ

Каббалистические учители неоднократно подчеркивают, что Древо Жизни представляет нашу проявленную вселенную. Данный акцент выражает мысль, что по ту сторону даже наиболее возвышенных аспектов нашей Вселенной находится Непроявленное, являющееся исходным источником всего, и которое не может быть познано нами. Непроявленное символизируется словами «Негативный Безграничный Свет», или на иврите - Айн Соф Аур. Он показан на Древе Жизни выше Кетер как три кривых, излучающих свет. Внешняя кривая Айн, средняя Айн Соф, и внутренняя Айн Соф Аур. Они считаются вуалями, отделяющими излияние нашей Вселенной от Того, из чего она возникла. Энергия за этими вуалями постоянно течет к нам через Кетер.

Хотя в Таро есть соответствия для всех аспектов Древа Жизни, но нет соответствия для Айн Соф Аур. Таро, чьи буквы часто переставляют до получения слова «Рота», показывает Колесо Проявленной Вселенной.

ЧЕТЫРЕ МИРА

Каббала описывает Вселенную как разделенную на четыре отдельных «Мира» (рис. 9), каждый из которых представлен одной буквой Божественного Имени или Тетраграмматоном (????). Первый мир – это Ацилут, Архетипический Мир, мир Чистого Духа, который активирует все другие миры, произошедшие от него. К нему относятся Боги Сефирот и буква Йод - Основной Огонь. Вторым миром является Брия, Творческий Мир - уровень чистого интеллекта, состоящий из Архангелов. Ему соответствует Хе – Основная Вода. Третий мир - Йецира, называемый Миром Формирования, потому что в нем находятся тонкие и мимолетные невещественные структуры. Это царство ангелов и Основного Воздуха, символизируемого буквой Вау. Последний Мир - Ассия, Мир Действия, содержащий как физический мир ощущений, так и мир невидимых энергий материи. Это царство Херувимов, Хе-конечное Божественного Имени и Основная Земля.

Рисунок 9. Четыре Мира. А) Схемы отдельных Древ В) Соотнесение с единым Древом

Каждый из этих миров породил более низкие энергии Вселенной, становящейся все более плотной, по мере ее развития из небытия в материю. Непроявленное породило Кетер Ацилут, и следуя Путем Пламенного Меча последовательно, от Сефиры к Сефире, от одного мира к следующему, завершая Сефирой Малкут Ассии, создало всего сорок Сефирот.

Пуристы, настаивающие, что ранние идеи о каббале более правомерны, чем идеи поздних каббалистов, как правило, исповедуют одно Древо Соотнесения (сравните методы на рис. 9). Тем не менее, это отличный пример того, каким образом каббала росла в качестве описательной системы на протяжении веков. Четыре соотнесения Древа интерпретируют Таро лучше всего.

В герметической каббале приняты четыре цветовых шкалы, по одной на каждый мир: Король, Королева, Император и Императрица – согласно последовательности Миров и Тетраграмматону. Понятие цвета – центральное в учении Таро, и рисунки этих Четырех Миров в соответствующих им цветах обеспечивают особое понимание карт. Изданное Таро Золотой Зари включает традиционное Древо Жизни, используемое для практической работы. Здесь показаны цвета Путей мира Ацилут и цвета Сефирот мира Бриа. Должен всегда быть баланс мужского и женского в представлении Древа, и он достигнут путем объединения двух шкал в одном глифе.

Обсуждая Четыре Мира, мы выбрали термин «Основной» для описания Огня, Воды, Воздуха и Земли, символизируемых буквами Тетраграмматона в Четырех Мирах, чтобы отличить эти энергии от других форм стихий, описанных на Древе. Но в каждом отдельном Мире (Йод) Огонь также приписан Хокме, (Хе) Вода к Бине, (Вау) Воздух к Тифарет и (Хе-конечная) Земля к Малкут. Мы предлагаем описать это подразделение Основных стихий как «Особые» стихии. Таким образом, в Ацилут, Основном Огне, четыре таких Особых стихии: Огонь (Особый) из (Основного) Огня, Вода (Особая) из (Основного) Огня, Воздух (Особый) из (Основного) Огня, и Земля (Особая) из (Основного) Огня. В Бриа, Мире Основной Воды, есть Огонь Воды, Вода Воды, Воздух Воды и Земля Воды. Данная схема следует через Йецира в Ассию и является основой соотнесения Придворных карт колоды Таро. Например, вся масть жезлов описывает Ацилут, Архетипический Мир. Поэтому жезлы - Основной Огонь, Основной Йод. Этот Основной Огонь разделен на четыре аспекта, персонифицированных Таро: король жезлов, связанный с Хокма в Ацилут, является Огнем Огня; королева жезлов, связанная с Биной в Ацилут, - Вода Огня; принц жезлов, связанный с Тифарет в Ацилут, -Воздух Огня; и принцесса жезлов, связанная с Малкут в Ацилут, - Земля Огня.

Есть также важное трехчастное применение стихий, основанных на Путях, где применяются различные еврейские буквы, названные в Сефер Йецире Материнскими. Так как все другие буквы и энергии получены из трех Материнских, стихии, приписанные им, назовем Промежуточными стихиями. ШУТ - буква Алеф и Воздух. Но это не то, что в целом представлено Вау Брии (Основным Воздухом) или Вау Тифарет (Особым Воздухом). Стихии Путей являются Переходными, потому что они находятся в постоянном состоянии потока между двумя Сефирот.

Подвергнув читателя бомбардировке терминами, речь о трех дополнительных типах стихий, скорее всего, им не будет приветствоваться. Однако, это – область каббалистического учения, которая мало исследовалась и которая является источником постоянной путаницы. Мы вкратце рассмотрим другие типы стихий, и затем попытаемся достичь некоторого ясного обзора их всех.

Все четыре стихии, разбросанные по Древу Жизни, коренятся в Кетер. Здесь они не определены и не поддаются описанию, и являются Изначальными стихиями. Еще термин «стихии» применяется к четырем более низким Сефирот, Огонь - к Нецах, Вода - к Ход, Воздух - к Йесод и Земля - к Малкут. Это Астральные стихии. Наконец, в Малкут находятся Базовые стихии, которые являются высшими выражениями стихий, изначально образованных в Кетер в их исходном состоянии. Применяя этот размытый термин «стихия», нужно использовать формулу Йод Хе Вау Хе. Везде, где появляется Йод, имеются огненные излучающие качества; везде, где появляется Хе, имеются впитывающие и текучие качества Воды; везде, где появляется Вау – имеется воздушный эффект сочетания Йод и Хе; везде, где появляется Хе-конечная - имеется уплотненный конечный результат действий Йод, Хе и Вау. Эта модель – на самом деле единственное, что нужно запомнить, так как она применяется ко множеству различных качеств.

Повторим те термины, которые могут быть применены к так называемым стихиям (рис. 10):

1) ИЗНАЧАЛЬНЫЕ СТИХИИ. Находятся в Кетер. Недифференцированный потенциал.

2) ОСНОВНЫЕ СТИХИИ. Йод Хе Вау Хе, применяемые к Четырем Мирам.

3) ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТИХИИ. Йод, Хе и Вау, являющиеся Материнскими на Путях Древа Жизни.

4) ОСОБЫЕ СТИХИИ. Йод Хе Вау Хе, применяемые к Хокме, Бине, Тифарет и Малкут в любом из этих Четырех Миров.

5) АСТРАЛЬНЫЕ СТИХИИ. Йод Хе Вау Хе, применяемые, к четырем нижним Сефирот.

6) БАЗОВЫЕ СТИХИИ. Находятся в Малкут в смешанном виде. Итоговое выражение излияния вселенной в материю. Вместе взятые, базовые стихии образуют подплан Астральной Земли.

           
 

ЙЕЦИРА

 
   

АСТРАЛЬНЫЕ

СТИХИИ

 
 

АССИЯ

 
   

 

Рисунок 10. Четыре стихии (????) описывают различные аспекты Древа Жизни. Слева: Четыре Мира. Справа: стихии, относящиеся к каждому отдельному Древу. В то время как ???? относится к Сефирот, ?, ? и ? относятся к Путям.

Надо сказать, эта схема сложна, но она приведена, чтобы подчеркнуть тот факт, что различные типы энергий символизируются схемой Огня, Воды, Воздуха, Земли на Древе Жизни. Йод Ацилут не соразмерен с Йод, применяемой к Пути Шин или Йод, применяемой к последовательности, начинающейся в Нецах. Тем не менее, все они описаны словом "Огонь". К тому же, имеет важное значение последовательность, представленная Тетраграмматоном.

Мы могли бы произвольно сказать, например, что Яблоко - Огонь, Апельсин - Вода, Груша - Воздух, а Лимон - Земля. В этом случае мы применили бы формулу, описывающую отношения между Яблоком, Апельсином, Грушей и Лимоном. Если, тогда, та же самая основополагающая модель находится в основе Качели, Стула, Дивана и Скамейки для ног, нельзя предположить что, поскольку и Яблоко, и Качель начинают последовательность, они эквивалентны. Описание различных энергий таким же образом кажется ловушкой, созданной ранними каббалистами.

КАББАЛИСТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА

Символ важен тем, что он предполагает нечто, что не может быть адекватно выражено посредством языка (хотя сам язык - форма символики). Однако, еще более важно то, что в то время, как на нашем плане существования символы являются абстракциями, на других планах они - реальны. В астральной сфере символ может быть мощным инструментом для привлечения или для отвода духовных сущностей. Он может стать призывом или защитой, в котором утверждается власть божества, управляющего особой формой и уровнем энергии. В этом отношении символ можно было бы определить как талисман на нашем собственном плане: он по существу «заряжен силой, которую предназначен представлять».

Есть обширный комплекс символов, присущих Сефирот и Путям. Например, Кетер может быть математически описана как Точка, в котором находится Первая Эманация. Поскольку Хокма появляется из Кетер, то формируется Линия, а с развитием Бины получается Треугольник. И так можно спускаться вниз по Древу, образуя геометрические фигуры, в соответствии с количеством Сефирот. С Хесед образуется Квадрат, с Гебурой - Пентаграмма, с Тифарет – Гексаграмма и т.д. Они являются самыми основными и в некотором отношении самыми глубокими символами, присущими Древу. Самые сложные символы – буквы иврита и Божественные Имена, написанные этими буквами.

У некоторых может быть интуитивное понимание того, что еврейский алфавит является чем-то большим, чем просто набором букв. Много лет назад художник Бен Шан (Ben Shahn) издал книгу, названную «Любовь и радость о письменах» (Love and Joy About Letters), в которой он описал свое собственное отношение к еврейскому алфавиту, когда был ребенком: «Я любил рисовать и рассматривать большие плавные буквы; по большей части я оставался дома с ними и научился писать их гораздо раньше, чем делать руками что-либо еще. Было огромным удовольствием копировать их из молитвенника, потому что в каждой букве находились едва различимые очертания остальных букв, и когда выучил одну букву, чтобы можно было перейти к другим, он находил уже знакомые очертания»62.

Буквы иврита, взятые отдельно или вместе с другими буквами, образующими Имя Бога – такой же символ, так и геометрическая фигура (в практической работе буквы и слова часто визуализируются). Каждой еврейской букве соответствует число, и у слов есть особое значение, согласно числам, производным от так называемого Каббалистического Дополнения (что будет рассмотрено позже). Достаточно здесь сказать, что поскольку еврейские буквы соответствуют козырным картам, то эти карты можно использовать для иллюстрированного представления Божественных Имен и понимания природы божества. Это упражнение служит демонстрации того, насколько тесна взаимосвязь частей каббалистической системы.

Необходимо сказать одну важную вещь, имеющую отношение к постоянному использованию цветов в герметической каббале. Большинство людей считает, что цвет – это символ, но это не так. Цвета являются фактическими силами, а не просто символами сил. То же самое можно сказать и о чистых тонах.

СЕФИРОТ И ИХ СИМВОЛЫ

В Таро Сефирот представлены десятью пронумерованными картами каждой масти (рис. 11) и Придворными картами, примыкающими к Сефирот, согласно принципу ????. Все Тузы принадлежат Кетер, все двойки - Хокме, все тройки - Бине, и т.д. Придворные карты, как мы указали, примыкают следующим образом: короли (?) - к Хокме, королевы (?) - к Бине, рыцари (?) – к Тифарет и принцессы (?) - к Малкут. Однако, фактически, Придворные карты относятся ко всему Древу, а не только к отдельным Сефирот (рис. 12).

Рисунок 11. Соотнесение Младших Арканов с Древом Жизни

Рисунок 12. Придворные карты на Древе Жизни

Еврейский алфавит основан на форме буквы Йод (?).За этим стоит идея, что началом всей вселенной является нечто, что символизируется буквой Йод. Йод, в конечном счете, относится к Кетер - то, что Мазерс называет «Йод I». Но только при формировании Сефиры Хокма, под которым мы подразумеваем излияние вселенской силы Йод, выделяется и активируется Огненная мужская энергия. Таким образом, для практических целей, Йод приписывается Хокме, а Хе, водный женский принцип, приписывается Бине. Вау относится к Тифарет, но фактически охватывает все Сефирот под Божественным Треугольником, кроме Малкут, т.е., те шесть Сефирот, для которых Тифарет – центральная Сефира (т.е. Гебура, Хесед, Нецах, Ход и Йесод). И если рассматривать (учитывать еще и) скрытую Сефиру, Даат, то вокруг Тифарет формируется идеальный круг (идеальная окружность).

К настоящему моменту должно быть очевидным то, что, соотнесение Таро с каббалистическим Древу Жизни сопровождается некоторыми языковыми сложностями, но попытка понять эти соотнесения будет как следует вознаграждена. Когда будете чувствовать, что утопаете во всех этих определениях, помните, что вся каббала построена на определениях. Это очень ясная и точная система, несмотря на словесные дымовые завесы ранних каббалистов.

Поскольку числовые придворные карты, относимые к Сефирот, называются Младшими Арканами (Аркан, Arcana - значит «тайна»), может показаться, что они менее важные, чем Старшие Арканы или козыри. Однако, их огромное значение заключается в том, что они символизируют реальную силу в нас самих и во всей вселенной, с которой мы стремимся войти в сознательный контакт.

Если масти (Сефирот) кажутся зависимыми от козырей (Путей), то это происходит по двум причинам. Во-первых, Таро – инструмент обучения, предназначенный способствовать субъективному путешествию сознания от одного объективного центра энергии к другому. Оно может стать колесницей, которая перевозит нас по дороге от одной центральной части города к другой. Таким образом, Путям, в конечном счете являющимся менее важными, чем Сефирот, уделено основное вниманием колоды Таро. Во-вторых, поскольку карты используются для предсказания, то они описывают силы в их переходном состоянии - силы, которые повлияли на прошлые события, действуют в настоящем и имеют потенциал для создания будущих событий. Это легче всего понять, рассматривая идею, что мы все находимся в непрерывном состоянии путешествия по Путям. Это - неосознанный процесс для большинства, но сознательный для тех, кто следует мистериям. Кроме того, мы бессознательно путешествуем по многим Путям в один и тот же «момент». Наши ограничивающие понятия времени, пространства и формы не используются.

Как было предложено ранее, выбор сознательного путешествия по Путям, последовательно, по одному за другим, имеет эффект ускорения того, что иначе было бы нормальным ходом развития. Тут также появляется эффект ускорения курса кармического действия, так что тот, кто начинает работать с Таро с целью получить знания о себе и своей вселенной на начальных этапах может испытывать некоторые серьезные личные проблемы. Причина этого состоит в том, что отплачиваются сразу многие кармические долги, и «расчищается фундамент» от некоторых главных препятствий для понимания.

Таро лучше всего использовать для предсказания в обыденных вопросах. Оно не особенно подходит для предоставления ответов важной духовной природы, потому что его корни уходят в Йециру, хотя интерпретация.приходит из высших миров.

МЛАДШИЕ КАРТЫ

Тузы относятся к Изначальным стихиям, основанным в Кетер, и самом корне ????. Как заявил Кроули, «нужно помнить то, что как по своему внешнему представлению, так и по своему значению, тузы - не сами стихии, но семена этих стихий». Если спроецировать Древо Жизни в твердую сферу, то они разместятся выше принцесс, называемых «Тронами» Тузов. Золотая Заря учила, что тузы управляют революцией Вселенной, и действием как связью между Йецирой (Миром Формирования) и нашим материальным планом.

Случайные читатели оригинальных документов Золотой Зари о Таро могут запутаться от порядка, в котором представлены числовые карты. В отличие от других систем, которые описывают эти карты в простой числовой последовательности, Золотая Заря описала их с точки зрения деканов Зодиака - астрологической схемы, развитой Птолемеем в древнем Египте.

Зодиак, плоский диск (360 °), разделен на 36 секций по 10 ° каждый. Таким образом, у каждого из двенадцати домов Зодиака есть три декана и каждый декан – это младшая карта Таро. То же самое деление - дни года, так, чтобы каждому человеку могла быть предназначена одна из младших карт на основе даты рождения.

Основная символика Зодиака имеет Дома и Планеты. Дома – всего лишь участки Зодиака по 30 °, у каждого из которых есть один (из двенадцати) присущий ему Знак (Рис. 13). Овен - первый Дом, Телец - второй Дом, Близнецы - третий и т.д. Так, у каждого Знака есть три декана, каждый управляется разными планетами. Деятельность Планеты в Знаке настолько же специфична для иллюстрирования, как и карта Таро.

Рисунок 13. Знаки Зодиака в двенадцати домах

Другой смущающий момент заключается в том, что декан начинается не с первого знака – Овна, - а со Льва. Первый градус Льва связан со звездой Регул (Regulus), иногда называемой Cor Leonis («Королевская Звезда Короля Сердца Льва»). Золотая Заря учила, что начало Зодиака в 0 ° Овна было произвольным, и сама возвратилась к очень древней системе, где Зодиак начинается в 0 ° Льва. Таким образом, первый декан - это ПЯТЕРКА ЖЕЗЛОВ, динамическая, пламенная карта.

Кроме того, система, состоящая только из семи планет (называемых "Старыми Планетами"), была развита перед открытием Нептуна, Урана и Плутона и рассматривала Луну тоже как планету. Последнюю идею можно отвергнуть как представление невежества древней науки. Но с точки зрения глубокого и тонкого влияния, проявляемого Луной на нашей Земле, это описание является соответствующим. Планеты приписаны Деканам в последовательности, повторяемой пять раз: 1) Марс, 2) Солнце, 3) Венера, 4) Меркурий, 5) Луна, 6) Сатурн, 7) Юпитер. Все же есть одна трудность. Как указано в Книге T, «есть только 36 деканатов и только семь планет, из этого следует, что одна из планет должна иметь в своем распоряжении на один деканат больше, чем другие. Эта планета – Марс. Ей выделен последний декан Рыб и первый декан Овна, потому что длительный холод зимы требует большую энергию, чтобы преодолеть его и начать весну». Рисунок 14 раскрывает Младшие карты в их связи с этими астрологическими конфигурациями.

Рисунок 14. Деканы, деление Знаков Зодиака. Удаленное кольцо: младшие карты Таро, применимые к деканам; Промежуточное кольцо: планеты, соотнесенные с деканами, область правления младших карт.

Младшие карты несут два взаимозаменяемых вида символики. Они представляют Планеты в Знаках Зодиака, также они представляют аспекты отдельных Сефирот в Четырех Мирах.

Каждой Младшей Карте и декану атрибутирована пара ангелов, один из которых управляет днем, а другой - ночью. Таким образом, каждая карта представляет дуальность. Здесь снова мы возвращаемся к идее, что карты внедрены в Йециру, мир Ангелов, в противоположность Архангелам Брии или Богам Ацилут. Карты – это астральные изображения, иллюстрирующие нижний мир материи, и символически отражающие высшие миры ума и духа. Например, ДВОЙКА ЖЕЗЛОВ относится к Хокме в Ацилут, как и КОРОЛЬ ЖЕЗЛОВ. Но никакая карта не является точно такой же, как Хокма в Ацилут, которую призывают Именем Бога Йа. Можно сказать, что ДВОЙКА ЖЕЗЛОВ представляет эффект в Йецире власти Хокмы в Ацилут, в то время как КОРОЛЬ ЖЕЗЛОВ персонифицирует действие Огня Огня (Fire of Fire) в Йецире, Йецира – Мир Формирования, через который в наши жизни передаются более высокие принципы. Это мир изображений, отраженных сверху и вниз, который объясняет, почему для предсказания хорошо работать с Таро.

Несомненно, многие сейчас совершенно запутаются, но каббала затрагивает необходимую сложную перетасовку слов. Чем глубже вдаешься в определения, подопределения, суперопределения, изысканные и банальные определения, тем больше касаешься тех областей, в которых нельзя применить никакие слова. Важно само усилие найти смысл в этом лабиринте идей, потому что это - выражение приверженности. Самая большая защита мистерий, чьи методы были преданы огласке, - то, что их ранние интеллектуальные и медитационные упражнения неимоверно скучны. Немногие будут столь серьезно заниматься каббалой, чтобы покорно пробираться сквозь море ее замысловатых слов. Большинство быстро сдадутся. Оставленная здесь мысль станет вызовом для тех, кто любит поистине сложные задачи.

Вдобавок, мы напомним еще об одной сложности: каждая из сорока Сефирот Четырех Миров содержит в себе собственное Древо Жизни, так что фактически имеется целых четыреста Сефирот.

Наконец, что касается Младших Карт: следует понимать, что два ангела каждой числовой карты специфичны для этой карты и управляют ее специфическими энергиями. Когда использовали одну из этих карт для скраинга (видения духовным зрением), которая является совершенно легитимной, то сначала призывали защиту и руководство Бога и Архангела, соответствующих Сефире, затем Ангелов.

ПРИДВОРНЫЕ КАРТЫ

Макгрегор Мазерс писал, что Придворные карты находятся не на Сефирот, а около них. Здесь он, очевидно, намеревался предположить, что эти карты являются не составной частью Сефирот, но расширениями их качеств. Придворные карты представляют силы стихий Тетраграмматона в ????, Четырех Мирах. Они персонифицируют признаки Особых стихий (снова отсылаем к рис. 10) и, по существу, выпадая в гаданиях, обычно представляют реальных людей. Если не людей, то случай или ситуацию, имеющую определенные личностные черты. Также можно сказать, что Придворные карты представляют наше собственное решение, либо решение со стороны другого человека.

Эти карты представляют собой решения людей (или результат ситуаций, вызванных принятием решения каких-либо людей), которые активируют слепые силы, представленные числовыми картами Таро. Так что, когда в предсказании выпадает Придворная карта, то она предполагает вмешательство человеческого фактора. Козыри обычно представляют кармические силы, связанные с управлением числовыми картами. Повторим: в предсказаниях Придворные карты – это выбор людей, козыри - выбор Богов (хотя и на более сложном уровне, но это тоже наш собственный выбор), а числовые карты - силы, вступившие в игру. Конечно, любая карта колоды может напрямую указывать на человека.

Как и младшие карты, Придворные карты можно тоже соотнести с Зодиаком. Короли, королевы и принцы стоят за деканами, а принцессы, как говорится, «соединяют Знаки». Тузы через десятки и Придворные карты можно уместить в сложную схему (рис. 15), но эта схема - упрощенная попытка показать отношения, являющихся фактически трехмерными, и обращается к Земле и ее двум магнитным полюсам. Полная система соотнесения Таро с Древом Жизни, находится в книге Регарди «Золотая Заря».

Рисунок 15. Соотнесение числовых и придворных карт Зодиаку.

Внутренний круг: Знаки и Дома Зодиака;

Второе кольцо: числовые карты Таро;

Третье кольцо: дни года, соотнесенные с деканами;

Четвертое кольцо: короли, королевы и принцы на Зодиаке;

Пятое кольцо: формально тремя уровнями выше королей, королев и принцев;

Внешнее кольцо: тузы. Если эту схему представить, как трехмерную сферу, то они будут располагаться на Северном полюсе земли, над принцессами.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Gareth Knight, Experiences of the Inner Worlds, England, 1975, iv.

2. Richard Cavendish, The Tarot, New York 1975,9. Это – по сей день лучшая из изданных книг об истории Таро

3. Louis Beau, L'Art Chretien, Paris 1955, v.I, 163.

4. Как и говорилось в разделе о ВЕРХОВНОЙ ЖРИЦЕ, Уэйт не согласен с этой идеей, говоря, что Папесса на самом деле относится к культу Астарты.

5. The Kybalion, Chicago, 1940,24 ff. Авторы этой работы, названной «Учение Герметической философии Древнего Египта и Древней Греции» не известны. Они обозначили себя только как «Трое Посвященных».

6. Israel Regardie, The Golden Dawn, Chicago, 1940, v.IV, 176.

7. Eliphas Levi, Transcendental Magic, London, 1958,3.

8. C.G. Jung, Psychology and Alchemy, New York, 1968, 101.

9. Israel Regardie, The Middle Pillar, Chicago, 1945; also by Regardie,

Foundations of Practical Magic, England, 1979.

10. Именно по этой причине, что до сих пор до настоящего времени все практические работы по оккультизму содержали некоторые целенаправленные ошибки.

11. Aleister Crowley, The Confessions of Aleister Crowley, New York 1969, 923. Эта работа носит скромное название «Автоагиография» («An Autohagiography»).

12. Ellic Howe, The Magicians of the Golden Dawn, London 1972, 1-25.

13. Регарди рассказывает о своей жизни и мнении об Ордене Золотой Зари в «My Rosicrucian Adventure» (Minnesota, 1971).

14. Ella Young, Flowering Dusk, New York, 1945, 107.

15. A. E. Waite, Shadows of Life and Thought, London, 1938, 184-5.

16. A. Quiller, Jr. (Crowley), "Dead Weight," The Equinox.vL, No.X, 211.

17. Неопубликованная лекция Леди Харрис для "Tomorrow Club," in 1945.

18. Harris, там же.

19. Regardie, Golden Dawn, v.IV,137. "Book T" также отпечатан в «An Introduction to the Golden Dawn Tarot» Роберта Ванга (by Robert Wang), New York, 1978.

20. Gershom Scholem, Kabbalah, New York, 1974,5.

21. Rabbi Solomon Ganzfried, Code of Jewish Law, New York, 1963, 51.

22. Также вероятно, что ученые пуристы рассматривают схему неприемлемой поздней выдумкой.

23. S.L. MacGregor Mathers, перевод книги Кнорра фон Розенрота (of Knorr von Rosenroth) «The

Kabbalah Unveiled», London, 1957, 5-6. Также см. работу Кристиана Д. Гинзубрга (Christian D. Ginsburg) «The Kabbalah», London 1925, 84.

24. Gershom Scholem, Major Trends in Jewish Mysticism, New York 1977,

25. Scholem, Major Trends, 44.

26. Scholem, Kabbalah,46.

27. Phineas Mordell, The Origin of Letters and Numerals According to the Sepher Yetzirah. New York, 1975, впервые опубликована в «Jewish Quarterly Review», новый выпуск за апрель 1912 года, v.ll, и за апрель 1913 года, v.111.

28. См.: Sepher Yetzirah, перевод Уинна Уэсткотта (by Wynn Westcott), включая «The Thirty Two Paths of Wisdom» (1877), New York 1975. Уэсткотт был одним из основателей Золотой Зари, и данный перевод наиболее часто используется даже сегодня, так как он согласован с принципами Золотой Зари; Sepher Yetzirah, перевод Изодора Калиша (by Isodor Kalisch) (1877, первый английский перевод), California, 1954; The Sepher Yetzirah, перевод и обширный комментарий Карло Сауреса (by Carlo Saures), Boulder 1976. Работа Сауреса – мягко говоря, написана тяжеловесным языком; The Book of Formation (Sepher Yetzirah), перевод и комментарий Кнута Стенрунга (by Knut Stenrung) (1923), New York, 1970. Хотя в целом, перевод Стенрунга хорош, но он необязательно затрагивает и включает в себя некоторые недоразумения XIX века, связанные с данным документом; Book of Creation, перевод книги «Sepher Yetzirah», выполненный Ирвингом Фридманом (by Irving Friedman), New York, 1977. Это один из лучших переводов, и особенно ценится своими заметками о языке.

29. Scholem, Kabbalah,23.

30. Scholem, Kabbalah, 23.

31. Scholem, Kabbalah, 23.

32. The Bahir, перевод Арье Каплана (by Aryeh Kaplan), New York, 1979. Этот первый английский перевод текста включает оригинальный иврит. Каплан не соглашается с утверждением Шолема (который также переводит эту книгу на европейский язык), что данная работа датируется I веком до н.э.

33. Scholem, Kabbalah, 45-47.

34. Scholem, Kabbalah, 55.

35. Scholem, Kabbalah, 57.

36. Scholem, Kabbalah, 190.

37. The Zohar, перевод Гарри Сперлинга и Мориса Саймона (by Harry Sperling and Maurice Simon), New York, 1973. Хотя это прекрасное переплетенное издание, опубликованное «Soncino Press», наиболее известно, точно такой же текст также опубликовало издательство «Rebecca Bennett Publications», в менее дорогом и несколько сокращенном объеме.

38. The Kabbalah Unveiled, Перевод Мазерса. См. примеч. 23.

39. Scholem, Kabbalah, 240.

40. Frances A. Yates, Giordano Bruno and the Hermetic Tradition, Chicago, 1964, 12.

41. Yates, Giordano Bruno, 17.

42. Scholem, Kabbalah, 197.

43. Тех, кто заинтересовался Агриппой, отсылаем к «Agrippa and the Crisis of Renaissance Thought» Чарльза Г. Науерта (by Charles G. Nauert), Jr., Illinois, 1965. Эта превосходная докторская диссертация стала образцовой в данной области.

44. Frances A. Yates, The Occult Philosophy in the Elizabethan Age, London, 1979, 21.

45. Yates, Giordano Bruno, 400.

46. Yates, Giordano Bruno, 402.

47. См. "A Note on Dr. Dee and his Occult Researches," приложение к факсимильному изданию Portmeirion 1974 года «A True and Faithful Relation», написанная Джоном Ди в 1659 году; см. также введение Дианы ди Примы (by Diane di Prima) к «The Hieroglyphic Monad», New York, 1975, английскому переводу труда на латинском языке, выпущенному в Лондоне в 1564 году. Предисловие к оригинальному изданию «A True and Faithful Relation» было написано Мериком Касобоном (by Meric Casaubon), чей отец изучал Герметические фрагменты. Стандартная и хорошо читаемая работа о Джоне Ди - книга «John Dee», написанная Питером Дж. Френчем (by Peter J. French), London, 1972.

48. Frances A. Yates, The Rosicrucian Enlightenment, London 1972, 50.

49. "The Fame and confession of the Fraternity of the Rosie Cross," перевод Томаса Вогана (by Thomas Vaughan) (1652), A Christian Rosencreutz Anthology, изданный Полом Алленом (by Paul Allen), New York, 1968, 163.

50. Rudolph Steiner, "The Chemical Wedding of Christian Rosencreutz," Rosencreutz Anthology, 19.

51. Yates, Rosicrucian Enlightenment, 50.

52. Yates, Rosicrucian Enlightenment, 77.

53. See note 12.

54. Paul Foster Case, The Book of Tokens, California, 1947, vii.

55. Israel Regardie, Golden Dawn, v. II, 216.

56. Уэсткотт писал о розенкрейцерах, но не в научном ключе. Лучшая работа принадлежит Уэйту - «The Brotherhood of the Rosy Cross», New York, 1961.

57. Книга «The Chaldean Oracles», изданная и исправленная Сапере Ауде (by Sapere Aude) (имя Уэйта внутри Ордена), New Jersey 1978, xiii.

58. См.: E.R. Dodds, "New Light on the Chaldean Oracles," Harvard Theological Review, LIV 1961, 263.

59. Отсылаем к книгам, перечисленным в примечании 9.

60. Paul Case, The Tree of Life, Lesson 4, Figure 4 (no page no.). Ссылки к учебному курсу Кейса в целом посвящены оригинальным версиям, отпечатанным в формате 51/2?81/2. Сегодня BOTA распространяет курсы в формате 81/2?11 и с добавлением к ним заметки об авторском праве.

61. Aleister Crowley, 777, London 1955, xxvii.

62. Ben Shahn, Love and Joy about Letters, New York 1963, 5.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики