Версия для печати
Четверг, 05 февраля 2015 20:15

Стюард Каплан Энциклопедия Таро Глава 4. Ранние типы тароччи и близких к ним игральных карт

Стюард Каплан

Энциклопедия Таро

Глава 4.

Ранние типы тароччи и близких к ним игральных карт

Прежде, чем детально разбирать колоду тароччи Висконти-Сфроца из семидесяти четырех карт, будет интересно рассмотреть вопрос о том, какие альтернативные разновидности колод семейства тароччи существовали в Италии и Франции.

Висконти и Висконти-Сфорца. Колоды тароччи, выполненные для семей Висконти и Висконти-Сфорца, датируются примерно серединой XV века и являются старейшими из существующих версий тароччи. Заказчиков этих карт можно определить по геральдическим символам, которые появляются на некоторых изображениях козырей и придворных карт. На сегодняшний день известно одиннадцать версий сохранившихся неполных колод. Лучше всего из них сохранилась колода Пирпонта Моргана-Бергамо (Pierpont Morgan-Bergamo), в которой представлены семьдесят четыре из семидесяти восьми карт. Всего на сегодняшний день известно 239 сохранившихся карт старейших колод, или 216, если считать 23 карты Розенталя более поздними.

Рисунок: карты тароччи Висконти и Висконти-Сфорца. Карты Старших Арканов из колоды Пирпонта Моргана-Бергамо. Верхний ряд: Дурак или Нищий, Маг, Верховная Жрица, Императрица. Средний ряд: Император, Верховный Жрец, Влюбленные, Колесница. Нижний ряд: Справедливость, Отшельник, Колесо Фортуны, Сила.

Вот полный список 239 сохранившихся карт из одиннадцати версий этой колоды:

§ 74 карты хранятся в Библиотеке Пирпонта Моргана, Академии Каррара и «Каза Коллеони» в Бергамо.

§ 67 карт хранятся в коллекции Кэри, в Йельском Университете.

§ 48 карт – в Галерее Брера.

§ 23 карты – карты Розенталя.

§ 13 карт фон Бартша, которые хранятся в Монреальском музее изящных искусств, а также в коллекции Ж. Бартлетта Моргана, ПьероТоцци.

§ 6 карт – в музее Фурнье.

§ 4 карты – в музее Виктории и Альберта.

§ 1 карта в Гилдхолле.

§ 1 карта у Андриолетти.

§ 1 карта у Марцоли.

§ 1 карта у Бидак.

На двадцати двух картах Старших Арканов из колоды Висконти-Сфорца отсутствует нумерация и названия, равно как и на шестнадцати придворных картах (король, королева, рыцарь и паж каждой из мастей).

Тароччи Мантеньи. Изображения «тароччи Мантеньи», которые обычно называют картами, датируются примерно 1470 годом, и существуют в двух различных версиях. Слова «Тароччи» и «Мантеньи» вводят в заблуждение, поскольку создание этих карт ошибочно приписывается Андреа Мантеньи из Падуи; кроме того, эти изображения не являются колодой тароччи. Еще эти карты часто называют «Carte di Baldini» (Карты Бальдини), что также неправильно, поскольку Баччио Бальдини над ними не работал. Кеннет Кларк в своей статье, опубликованной в «Берлингтонском журнале», приписывает создание этих карт Панасио Мишелю из Феррары. Некоторые исследователи считают, что эта колода представляет собой карты флорентийского или венецианского происхождения, которые предшествовали колодам тароччи Висконти-Сфорца. Однако предназначение этих изображений остается неясным: возможно, они использовались лишь как нравоучительные иллюстрации, относящаяся к различным философским учениям и нравственным предписаниям. Возможно, эти изображения были собраны в книгу, или же, если их наклеивали на дощечки или плотный картон, они могли быть частью некоторой игры.

Колоды тароччи Мантеньи состоят из пятидесяти поучительных карт, делящихся на пять классов по десять карт в каждом. Карты следуют друг за другом в строго упорядоченной последовательности. На каждой карте, помимо самого изображения, присутствуют следующие компоненты: внизу, по центру, написано ее название и римская цифра; в нижнем правом углу написан соответствующая ей арабская цифра; в левом нижнем углу написана буква. Буквы делят карты на пять групп. Отличие между двумя существующими колодами тароччи Мантеньи заключается в последовательности этих букв. На одной колоде дается последовательность E, D, C, B, A, а на другой – S, D, C, B, A. К группе E и S относятся карты с номерами от 1 до 10, к группе D – от 11 до 20, к группе C – от 21 до 30, к группе B – от 31 до 40, и, наконец, к группе A – от 41 до 50.

Неизвестно, какой этих вариантов появился раньше. Колода с серией E превосходят колоду S в четкости контуров, а карты из группы S как в гравировке, так и в печати, менее четкие. Тридцать шесть из изображений в колоде S полностью отличаются от колоды E, еще семь – отличаются частично. Только одно изображение из серии S, Талия, не держит в своей правой руке предмет, который мы находим также в серии E. Ре, средневековый персонаж из серии E, в серии S был преображен в античного правителя. Только шесть изображений смотрят в одном направлении в обеих колодах.

Наиболее важное изображение в каждой группе является последним (т.е. имеет наибольший номер), а наименее значимое изображение имеет наименьшее число. Например, «Папа», высшее духовное лицо христианского мира, имеет номер 10 и является последним в сериях E и S, а «Нищий» имеет номер 1. Под номером 50, завершающим всю последовательность, значится «Первопричина».

Рисунок: карты из тароччи Мантеньи, серия S, которыми владеет Национальная Библиотека в Париже. На карте «Misero, 1» в нижнем левом углу есть буква «S», и само изображение обращено в противоположную по отношению к своему аналогу из серии E сторону. На карте 25, «Aritmetricha», изображена доска или букварь, где написаны цифры от 1 до 10, а также либо цифры 14085, либо L40s5. Карта 29, «Astrologia», по не вполне понятной причине, часто сравнивается с «Колесом Фортуны» из колоды таро. На карте 44, «Sol», изображено падение Фаэтона из колесницы, в то время как некий персонаж, вероятно, Гелиос или ангел, в своей левой руке держит небольшое солнце.

(Вверху) Карты тароччи Мантеньи (Серия E). Здесь представлены изображения первых двенадцати карт из колоды серии E. Группа E начинается с числа I и карты «Misero», наименьшей по значению из изображений, и завершается числом X, картой «Папа», обозначающей высшего сановника христианского мира. Группа D начинается с «XI Caliope» (Каллиопа), за ней следует «XII Urania» (Урания).

(Слева снизу) Карты тароччи Мантеньи (Серии E, группы D и C). Восемь карт относятся к группе D, и четыре – к группе C. Группа D представлена девятью музами и картой под номермо XX – Аполлоном, последней картой из данной группы. «XXIIII Геометрия» неверно присоединена к группе E вместо C.

(Справа снизу) Карты тароччи Мантеньи. (Серии E, группы C и B) На картах группы C изображены свободные искусства, а на картах группы B – космические принципы. Карта «Астрология», в действительности двадцать девятая по счету, неправильно пронумерована как тридцать девятая, как арабскими, так и римскими цифрами в серии E.

Вот список пятидесяти карт Тароччи Мантеньи:

Серия E или S (1-10) – Общественное положение:

1. Misero (Нищий)
2. Fameio (Слуга)
3. Artixan (Ремесленник)
4. Merchadante (Торговец)
5. Zintilomo (Дворянин)
6. Chavalier (Рыцарь)
7. Doxe (Дож)
8. Re (Король)
9. Imperator (Император)
10. Papa (Папа)

D (11-20) – Аполлон и музы:

11. Caliope (Каллиопа)
12. Urania (Урания)
13. Terpsicore (Терпсихора)
14. Erato (Эрато)
15. Polimnia (Полигимния)
16. Talia (Талия)
17. Melpomene (Мельпомена)
18. Euterpe (Евтерпа)
19. Clio (Клио)
20. Apollo (Аполлон)

C (21-30) – Свободные искусства:

21. Grammatica (Грамматика)
22. Loica (Логика)
23. Rhetorica (Риторика)
24. Geometria (Геометрия)
25. Aritmetricha (Арифметика)
26. Musicha (Музыка)
27. Poesia (Поэзия)
28. Philosofia (Философия)
29. Astrologia (Астрология)
30. Theologia (Теология)

B (31-40) – Космические Принципы:

31. Iliaco (Гений Солнца)
32. Chronico (Гений Времени)
33. Cosmico (Гений Мира)
34. Temperancia (Умеренность)
35. Prudencia (Благоразумие)
36. Forteza (Сила духа)
37. Iusticia (Справедливость)
38. Charita (Милосердие)
39. Speranza (Надежда)
40. Fede (Вера)

A (41-50) – Небеса:

41. Luna (Луна)
42. Mercurio (Меркурий)
43. Venus (Венера)
44. Sol (Солнце)
45. Marte (Марс)
46. Jupiter (Юпитер)
47. Saturno (Сатурн)
48. Octava Spera (Восьмая Сфера)
49. Primo Mobile (Перводвигатель)
50. Prima Causa (Первопричина)

Двадцать две карты Тароччи Мантеньи имеют сходство с картами тароччи.

Колода Мантеньи

Колоды тароччи

1. Нищий

Дурак

8. Король, 9. Император, 46. Юпитер

III. Император

10. Папа

V. Папа

20. Аполлон, 43. Венера

VI. Влюбленные

45. Марс

VII. Колесница

23. Риторика, 37. Справедливость

VIII. Справедливость

47. Сатурн

VIIII. Отшельник

29. Астрология

X. Колесо Фортуны

36. Сила духа

XI. Сила

34. Умеренность

XIIII. Умеренность

41. Луна

XVIII. Луна

31. Гений Солнца, 44. Солнце

XVIIII. Солнце

46. Юпитер, 50. Первопричина

XXI. Мир

6. Рыцарь

Паж мечей

8. Король

Король жезлов

2. Слуга

Паж кубков

Общие черты, которые, очевидно, есть между тароччи Мантеньи и колодами тароччи Висконти-Сфорца, могут объясняться тем, что художник, создававший колоду позднее, использовал идеи более раннего автора. С другой стороны, оба могли независимо друг от друга прийти к похожим идеям, опираясь на одни и те же источники, или же им были просто-напросто известны более ранние изображения, сегодня уже утраченные.

Например, по информации, приводимой У. Х. Уилширом, существует рукопись, относимая к началу XV века, представляющая собой трактат о геральдике, в котором присутствует описание девяти муз и семи свободных искусств. Изображения в колоде тароччи Мантеньи соответствуют этим описаниям, так что есть основание считать, что эта рукопись повлияла на автора колоды Мантеньи. Другим таким более ранним источником может быть детская поучительная игра, «naibi», о которой говорилось в «Хронике» Морелли, о чем было упомянуто в главе 3.

На карте номер XXV (Арифметика) изображены три ряда цифр в азбуке. Некоторые исследователи пытались датировать эту колоду 1485 годом, истолковывая числа на нижней линии как дату «1485», и игнорируя символ между 4 и 8. Однако другие исследователи предположили, что первый знак, ранее принимавшийся за цифру «1», следует интерпретировать как символ лиры, а четвертый символ, ранее считавшийся цифрой «8», нужно принимать за символ сольдо. Таким образом, нижнюю линию на карте «Арифметика» следует читать как «L40s5», а не как «1485». Если эта теория верна, в таком случае табличка на карте, помимо изображения десяти цифр от 1 до 10, включает демонстрацию практического применения арифметики в торговле.

Согласно еще одной теории о происхождении названия серий E, D, C, B и A, они представляли собой сокращенные обозначения слов «Espadone», «Denari», «Coppe», «Battoni» и «Atutto». «Atutto» это «atouts», т.е. Старшие Арканы, а оставшиеся четыре буквы обозначают четыре масти мечей, монет, чаш и жезлов. Однако эта теория представляется сомнительной, поскольку в итальянском «мечи» это «spadone», а не «espadone», хотя, учитывая, что названия относятся к венецианскому диалекту, форма «espadone» также могла существовать.

Рисунок: Тароччи Мантеньи. Двенадцать карт, из серии S пятидесяти карт тароччи Мантеньи, имеющие отчетливые сходства с двенадцатью Старшими Арканами и придворными картами в традиционном таро.

Верхний ряд: Король (Император или король жезлов), Император (Император), Папа (Папа), Венера (Влюбленные).

Средний ряд: Марс (Колесница), Справедливость (Справедливость), Сатурн (Отшельник), Сила духа (Сила).

Нижний ряд: Умеренность (Умеренность), Луна (Луна), Рыцарь (Паж мечей), Слуга (паж кубков).

Далее следует подробное описание и сравнение двух серий Тароччи Мантеньи:

Серия E

Серия S

Этот класс (карты 1-10) представляют различные ранги, положения и должности человека начиная от нищего и заканчивая Папой.

E Misero I. Практически нагой нищий в накидке опирается на палку. Его подбородок покоится на тыльной стороне его ладони, собака лает у его левой ноги. Нищий смотрит влево, а перед ним изображена костлявая собака. На заднем плане видны голые деревья и частично разрушенная стена.

S Misero I. Нищий и собака, лающая на него у правой его ноги смотрят вправо. На этом изображении нищий уткнулся подбородком в тыльную сторону своей правой руки, покоящейся на палке. Слева – лишь одно голое дерево.

E Fameio II. Слуга держит над головой обеими руками широкую вазу, смотрит влево.

S Fameio II. Слуга смотрит вправо.

E Artixan III. Ремесленник трудится, используя свои инструменты, в мастерской, а молодой ученик стоит позади справа от него. Оба персонажа смотрят влево.

S Artixan III. Ремесленник все также смотрит влево, однако ученик смотрит вправо. На этом изображении потолок – арочный.

E Merchadante IIII. Торговец читает письмо, смотрит влево.

S Merchadante IIII. Торговец, читающий письмо, смотрит вправо.

E Zintilomo V. Дворянин держит сокола на своей левой руке в перчатке, смотрит вправо. Сокол смотрит влево. Позади дворянина и слева от него паж держит на поводке двух собак.

S Zintilomo V. Это изображение практически такое же. Дворянин смотрит направо и держит сокола на левой руке, однако он также держит в правой руке прут.

E Chavalier VI. Рыцарь держит кинжал обеими руками и смотрит влево. Слева позади него паж держит меч и смотрит вправо.

S Chavalier VI. Рыцарь смотрит вправо, в то время как паж стоит справа от него и смотрит влево.

E Doxe VII. Венецианский дож в шапке-колпаке и тяжелом плаще смотрит влево. Он приподнимает одну из сторон своего плаща правой рукой.

S Doxe VII . Венецианский дож смотрит направо и приподнимает часть своего плаща левой рукой.

E Re VIII. Король в короне восседает на троне и держит скипетр в правой руке. Смотрит вперед.

S Re VIII . Композиция совершенно иная. Лицо короля и его корона, его одеяние – все иное. Король смотрит влево. Он держит скипетр в правой руке. Левая его нога выступает на основание трона.

E Imperator VIII. Бородатый император в короне сидит на троне, держит в правой руке глобус. Смотрит влево. Его ноги скрещены, правая нога на левой, и у ног его – орел, смотрящий влево.

S Imperator VIII. Император держит глобус в левой руке, кроме того на этом изображении он держит скипетр в правой руке. Император в короне и орел – оба смотрят направо.

E Papa X. Папа смотрит вперед и держит ключи от церкви в правой руке. Книгу держит в левой руке, она покоится на его левой ноге. На нем надета тройная корона, и его волосы выступают из-под короны двумя локонами, покрывающими его уши.

S Papa X. Папа так же смотрит вперед, в его правой руке ключи, и книга – в левой. Однако его волосы собраны сзади у шеи.

Данный класс (карты 11-20) представляют девять Муз и Аполлона.

D Caliope XI. Каллиопа играет на своего рода горне, смотрит влево. Справа изображен фонтан, у ее ног – чистый диск.

D Caliope XI. Каллиопа смотрит вправо, а фонтан расположен слева. Однако чистый диск все еще пребывает у ее ног справа.

D Urania XII. Урания держит в правой руке математический циркуль, а в левой руке – чистый круг. Она стоит перед ручьем, располагающимся справа от нее, она смотрит влево.

D Urania XII. Урания держит чистый круг в правой руке; в левой ее руке ничего нет. Она смотрит вправо, а ручей проходит слева от нее.

D Terpsicore XIII . Терпсихора играет на гитаре. Слева от нее – пустой круг. Ее фигура – в фронтальном положении, она стоит у края воды.

D Terpsicore XIII. Голова Терпсихоры немного повернута влево, хотя ее фигура и расположена фронтально. Пустой круг – справа от ее ног.

D Erato XIIII . Эрато играет на бубне, соприкасающемся с правым краем изображения. Она смотрит вправо, ее губы разомкнуты. Пустой круг справа от ее ног.

D Erato XIIII. Эрато также смотрит направо, однако бубен не соприкасается с краем изображения. Ее губы сомкнуты. Пустой круг все так же находится справа от ее ног.

D Polimnia XV. Полигимния играет на лире. Ее голова повернута влево. Пустой круг находится у ее ног справа.

D Polimnia XV. Голова Полигимнии повернута вправо. Пустой круг теперь у ее ног слева.

D Talia XVI. Талия играет на небольшой скрипке. Она опустилась на правое колено на землю и смотрит влево.

D Talia XVI. Левое колено Талии покоится на земле, она смотрит вправо, играя на небольшой скрипке.

D Melpomene XVII. Мельпомена дует в горн, который держит обеими руками, обратив лицо влево. Пустой круг справа от ее ног.

D Melpomene XVII. Мельпомена смотрит направо, дуя в горн. Пустой круг – справа от ее ног.

D Euterpe XVIII. Эвтерпа играет на двух флажолетах. Она прислонилась к дереву и смотрит влево. Пустой кружок у ее ног слева.

D Euterpe XVIII. Эвтерпа смотрит вправо, играя на флажолетах. Пустой кружок – справа от ее ног.

D Clio XVIIII. Клио стоит на лебеде, плывущем по воде. Она приподнимает край своего длинного одеяния левой рукой, делает жест правой рукой, смотрит влево.

D Clio XVIIII. Клио приподнимает край своего длинного одеяния правой рукой, делает жест левой рукой. На этом изображении она смотрит вправо.

D Apollo XX. Аполлон восседает на двух лебедях, смотрящих в противоположные стороны. Его нога опирается на сферу, его правая нога обнажена до колена. Он смотрит вперед. Аполлон держит в левой руке в прямом положении ветвь лавра, а правой рукой держит прут, которым указывает вниз.

D Apollo XX. На этом изображении левая нога Аполлона обнажена до колена. Во всем остальном изображение почти идентично.

В этом классе (карты 21-30) представлены семь свободных искусств, а также философия, астрология и теология.

C Grammatico XXI. Грамматика изображена как женщина в возрасте, в левой руке держащая вазу, а в правой руке держащая напильник. Она смотрит влево.

C Grammatico XXI. Пожилая фигура Грамматики держит в левой руке вазу, а напильник – в правой руке. Грамматика смотрит вправо.

C Loica XXII. Логика изображена в виде женщины, смотрящей вправо и держащей в левой руке дракона, накрытого прозрачной завесой.

C Loica XXII. Логика держит дракона в правой руке и смотрит влево.

C Rhetorica XXIII. Риторика в короне, она смотрит прямо. Она держит в правой руке меч в вертикальном положении. Небольшая крылатая фигура справа держит трубу, смотрящую вверх, в то время как другая небольшая крылатая фигура держит трубу обернутой вниз.

C Rhetorica XXIII. Здесь так же Риторика держит меч в правой руке. Небольшая фигура справа держит трубу обернутой вниз, а крылатая фигура слева держит трубу прямо.

C Geometria XXIIII. Геометрия – женщина, плывущая по воздуху на облаке. Она чертит геометрические фигуры, повернувшись влево.

C Geometria XXIIII. Это изображение похоже на инвертированное, на нем фигура Геометрии смотрит вправо.

C Aritmetricha XXV. Женская фигура Арифметики пересчитывает деньги, перекладывая их из одной руки в другую.

C Aritmetricha XXV. Женская фигура Арифметики – та же, однако в левой руке она держит доску или азбуку, на которой начертаны цифра от 1 до 10, а также цифры 14085.

C Musicha XXVI. Музыка представлена молодой женщиной, сидящей со скрещенными ногами, она смотрит влево и играет на флейте. Слева от нее лебедь, и вокруг нее различные музыкальные инструменты.

C Musicha XXVI. Женская фигура Музыки смотрит вправо, лебедь изображен справа от нее.

C Poesia XXVII. Женская фигура Поэзии сидит перед декоративным фонтаном и играет на флейте, которую держит в правой руке. Левой рукой она роняет капли воды из перевернутой вазы. На кружке у ее ног содержится изображение звезд и холмистой местности. Фигура Поэзии смотрит вправо.

C Poesia XXVII. Поэзия смотрит влево, а фонтан слева от нее более высокий и еще более украшенный. Она держит флейту в левой руке, а перевернутую вазу – в правой.

C Philosofia XXVIII. Философия – стоящая женская фигура, в правой руке у нее копье, а в левой – щит. Она смотрит вправо.

C Philosofia XXVIII. Философия вновь держит копье в правой руке, а щит – в левой, однако теперь она смотрит влево.

C Astrologia XXXVIII?. Эта карта ошибочно обозначена номером 39 как римскими, так и арабскими цифрами. Крылатая женская фигура Астрологии держит опущенный прут в правой руке и книгу в левой. Ее крылья подняты и она смотрит вправо.

C Astrologia XXXVIII?. Астрология смотрит влево. Она так же держит прут в правой руке, однако на этом изображении прут в прямом положении. Книга так же в ее левой руке. Ее крылья опущены.

C Theologia XXX. У фигуры Теологии два лица; впереди лицо женское, а сзади – бородатая голова Януса. Она стоит позади огромной сферы, покрытой звездами. Лицо женщины смотрит влево. Она сжимает правой рукой кусок материи своего плаща.

C Theologia XXX. Лицо женщины на этом изображении смотрит вправо. Она сжимает кусок материи плаща левой рукой.

В данном классе (31-40) представлены четыре кардинальных добродетели, три теологических добродетели, а также три космических принципа: Свет, Время и Космос.

B Iliaco XXXI . Гений Солнца являет собой астрономию и держит в правой руке солнце с лицом. Крылатая фигура смотрит влево.

B Iliaco XXXI . фигура Астрономии держит в левой руке солнце и смотрит вправо.

B Chronico XXXII. Гений Времени представляет собой хронологию, это крылатая фигура, держащая в правой руке дракона, скрутившегося в круг и схватившего свой хвост ртом. Фигура смотрит влево.

B Chronico XXXII. Фигура Хронологии инвертирована, она держит дракона левой рукой. Фигура смотрит вправо.

B Cosmico XXXIII. Гений Мира являет собой образ космологии, это крылатая фигура, держащая в правой руке сферу, она смотрит вперед.

B Cosmico XXXIII. Фигура Космологии держит сферу в левой руке.

B Temperancia XXXIIII. Умеренность представлена женской фигурой, держащей два кувшина, по одному в каждой руке. Фигура смотрит влево. Животное у ее ног, вероятно горностай или ласка, смотрит на свое отражение в зеркале.

B Temperancia XXXIIII. Фигура Умеренности инвертирована и смотрит вправо. Животное находится справа от нее.

B Prudencia XXXV. У Благоразумия два лица: бородатый образ старика и молодое женское лицо. Она смотрит в декорированное зеркало, установленное на пьедестале в виде обнаженной крылатой фигуры. Благоразумие смотрит вправо. Двулапый крылатый дракон находится справа от ног Благоразумия.

B Prudencia XXXV. Это изображение инвертировано, на нем Благоразумие смотрит влево, и дракон влево. Благоразумие держит зеркало в правой руке.

B Forteza XXXVI. Фигура Силы Духа или Силы держит украшенный скипетр в правой руке и, как кажется, другой рукой ломает мраморную колонну. Задняя сторона ее головы покрыта головой и кожей льва. Верхняя часть ее тела представлена в виде морды льва. Позади нее, слева, стоит лев.

B Forteza XXXVI . Фигура Силы духа вновь держит скипетр в павой руке, смотрит вправо. Однако лев позади нее теперь справа. Вместо капюшона в виде морды льва на ней надет шлем.

B Iusticia XXXVII. Справедливость держит в прямом положении в своей правой руке меч, а весы правосудия – в левой руке. Она смотрит вперед, а цапля, держащая камень, находится справа от нее.

B Iusticia XXXVII. Справедливость кажется почти полностью идентичной на этом изображении, за исключением того, что ее голова немного повернута вправо, а цапля смотрит вперед.

B Charita XXXVIII. Милосердие вытряхивает монеты из открытого кошелька. Левой рукой она отодвигает материю своего плаща, чтобы явить свое пылающее сердце. Пеликан, кормящий своих птенцов, изображен слева от нее, внизу.

B Charita XXXVIII. Фигура Милосердия кажется точно такой же, однако пеликан находится справа от нее, внизу.

B Speranza XXXVIIII. Фигура Надежды возводит свои руки и глаза к небу. Она смотрит влево. В левом верхнем углу изображена лишь небольшая часть небесного света. С левой стороны изображен Феникс в огне.

B Speranza XXXVIIII. Карта инвертирована. Фигура Надежды смотрит вправа, а Феникс находится в правом нижнем углу.

B Fede XXXX. Вера представлена женской фигурой, держащей в левой руке крест, и над ней – евхаристическую чашу. Она босая, смотрит немного влево. Собака сидит справа от нее.

B Fede XXXX. Эта карта инвертирована. Фигура Веры смотрит вправо, держит крест в левой руке и чашу – в правой. Собака находится слева от нее.

В данном классе (карты 41-50) представлены семь планет и три внешних сферы Птолемеевской системы.

A Luna XXXXI. Луна изображена как Диана, ведущая колесницу с запряженными в нее двумя лошадями, в левой части изображения. В правой руке она держит полумесяц.

A Luna XXXXI. Эта карта инвертирована, колесница располагается в правой части изображения. Диана держит полумесяц в левой руке.

A Mercurio XXXXII. Меркурий играет на флейте или свирели, которую держит в левой руке, а в правой руке он держит свой жезл. На нем крылатая шляпа и крылатые ботинки. Меркурий смотрит влево, петух стоит в его ногах. Справа от него изображена голова Аргуса, чье лицо покрыто множеством глаз.

A Mercurio XXXXII. Дизайн практически тот же, изображение инвертировано, за исключением того, что на головном уборе нет крыльев, и жезл Меркурия находится в его правой руке, он практически соприкасается с верхней границей изображения.

A Venus XXXXIII. Венера изображена купающейся в реке или в море рядом с берегом. В правой руке она держит морскую ракушку. Позади нее стоит Купидон, ее сын, крылатый и ослепленный. Впереди, справа от нее, - три молодых девушки с длинными волосами. Над Венерой кругами вьются голуби, сама Венера смотрит вправо.

A Venus XXXXIII. Это изображение инвертировано, три обнаженные девушки находятся слева, а Купидон – справа. Венера держит морскую ракушку в левой руке и смотрит влево.

A Sol XXXXllll. Солнце изображено как Фаэтон, падающий с колесницы в воздушное пространство, колесницей же правит Гелиос, или ангел, причем в колесницу запряжены четыре лошади. В правой руке эта фигура держит небольшое солнце. Колесница направлена вправо. Скорпион в небе расположен над лошадями.

A Sol XXXXllll. Это изображение инвертировано, колесница направлена влево. Гелиос держит небольшое солнце в левой руке.

A Marte XXXXV. Марс восседает на колеснице, он облачен в полную броню, на нем шлем. Он держит меч в правой руке. Собака покоится у его ног.

A Marte XXXXV. Это изображение практически полностью идентично, за исключением того, что шлем другой, как и верхняя часть колесницы.

A Jupiter XXXXVI. Юпитер изображен восседающим внутри овала. Над ним, на овале, сидит орел, он смотрит вправо, а Юпитер смотрит влево и готовится пустить стрелу в небольшую фигуру, располагающуюся под ним.

A Jupiter XXXXVI. Это изображение практически идентично, за исключением того, что орел смотрит влево, и небольшие фигуры инвертированы.

A Saturno XXXXVII. Сатурн изображен в виде сгорбившегося старика с длинной бородой и покрытой головой. В правой руке он держит косу и змею, кусающую собственный хвост. Правой рукой Сатурн поднимает очень маленького ребенка, держит его над своей головой. У ног его изображены еще четыре маленьких ребенка.

A Saturno XXXXVII. Это инвертированное изображение, Сатурн на нем смотрит вправо, но все так же держит косу в правой руке, а маленького ребенка – в левой. Его борода короче.

A Octava Spera XXXXVIII. Восьмая Сфера изображена в виде крылатого ангела, держащего диск, исполненный звезд. Ангел смотрит влево.

A Octava Spera XXXXVIII. Это инвертированная карта, ангел на ней смотрит вправо.

A Primo Mobile XXXXVIIII. Перводвигатель представлен в виде крылатого ангела, держащего пустой круг. Ее левая босая нога соприкасается с землей, а правая нога поднята. Она смотрит влево.

A Primo Mobile XXXXVIIII. На этом изображении крылатый ангел смотрит вправо, ее крылья распростираются до самых границ изображения. Ее левая нога поднята.

A Prima Causa XXXXX. Первопричина изображена в виде вселенной, содержащей в себе пятнадцать кругов, земля располагается в центре в окружении планет, неподвижных звезд, Перводвигателя и, наконец, трех сияющих круга Троицы.

A Prima Causa XXXXX. Вселенная практически идентична предыдущему изображению, за исключением того, что здесь в нижнем левом углу изображен ангел, читающий книгу, традиционный символ Святого Матфея, а также крылатый бык, лежащий на книге, символизирующий Святого Луку. В верхних углах изображены крылатый орел, символизирующий Святого Иоанна, а также крылатый лев, символизирующий Святого Марка, также покоящиеся на книгах.

Карты тароччи Мантеньи. В картах серии E женская фигура Арифметики, XXV, считает деньги, перекладывая их из одной руки в другую. На ней надето платье с завышенной талией с накидкой и капюшоном. Карта XXXXX, Первопричина, также относится к серии E, и на ней изображена вселенная, содержащая пятнадцать кругов, окружающих землю, находящуюся в центре.

Карта тароччи Мантерья: Поэзия XXVII. Карта относится к группе C серии E, фигура сидит перед украшенным фонтаном и играет на флейте, которую держит в правой руке. Фигура Поэзии смотрит вправо. В серии S Поэзия смотрит влево; она держит флейту в левой руке, а более высокий, богаче украшенный фонтан расположен справа от нее.

Карта Тароччи Мантеньи: Юпитер. Фигура Юпитера в серии E, группе A, No. 46, восседает внутри овала и готовится пустить стрелу. Орел на вершине овала смотрит вправо. В серии S Юпитер, орел и небольшая фигура, сидящая в нижней части овала, смотрят влево. Овал наводит на мысли о карте Мир или Вселенная в обычных колодах таро. Юпитер также напоминает карту Император в колодах таро.

Карты Тароччи Мантеньи: Saturno. Карта № XXXXVII из группы A, Сатурн, содержит изображение старого сгорбленного человека, держащего косу и змею, кусающую свой хвост. В серии E Сатурн смотрит влево, а в серии S он смотрит вправо и кажется выше. Сатурн – римский бог сельского хозяйства, образ которого позднее слился с более древним греческим богом Кроносом. Согласно легенде, Кронос, чтобы защитить себя от поражения, которое должны были нанести ему собственные дети, пожирал их. Оба изображения, очевидно, отражают легенду о Сатурне и Кроносе.

У карт серии E есть ряд из четырех отверстий от гвоздя в декоративной кайме; в картах серии S такого повреждения нет. Есть два возможных объяснения этому. Во-первых, к каждой карте (выгравированной на металле) могли прибивать дощечку, чтобы избежать царапин. Таким образом можно было сохранить металл от повреждений и в дальнейшем использовать его повторно для гравировки с другой стороны. Альтернативное объяснение состоит в том, что платины могли прибивать во время процесса печати. В Британском музее в Лондоне хранится неполный набор из сорока семи карт из колоды тароччи Мантеньи, а в Национальной Библиотеке (Париж) хранится полный набор из пятидесяти карт.

Альберхт Дюрер (1471-1528), немецкий художник и гравер, как считают, подготовил серию из двадцати одной карт тароччи по образцу серий тароччи Мантеньи. Вальтер Штраус (Walter Strauss) в 1974 году в своем сочинении «Полное собрание произведений Альбрехта Дюрера» подразделял карты Дюрера на две категории: десять карт, нарисованных заостренным пером, с контурами, представляющими собой частые ломаные линии; и одиннадцать, нарисованных ширококонечным пером, с меньшим количеством штрихов и с более плавными линиями. Некоторые историки искусства датировали первую группу примерно 1496 годом, а другую– 1506 годом. Возможно, некоторые из этих карт были завершены помощником Дюрера. Вот список из двадцать одной карты Дюрера, а также карты тароччи Мантеньи, послужившие образцами для них:

Дюрер

Тароччи Мантеньи (серия – название – номер)

Рыцарь и Паж

E Chavalier VI

Дож

E Doxe VII

Папа

E Papa X

Муза Каллиопа

D Caliope XI

Муза Урания

D Urania XII

Муза Талия

D Talia XVI

Муза Мельпомена

D Melpomene XVII

Муза Эвтерпа

D Euterpe XVIII

Аполлон

D Apollo XX

Логика

C Loica XXII

Риторика

C Rhetorica XXIII

Философия

C Philosophia XXVIII

Гений времени

B Chronico XXXII

Космос

B Cosmico XXXIII

Благоразумие

B Prudencia XXXV

Справедливость

B Iustitia XXXVII

Надежда

B Speranza XXXVIIII

Вера

B Fede XXXX

Меркурий

A Mercurio XXXXII

Юпитер

A Jupiter XXXXVI

Ангел Перводвигателя

A Primo Mobile XXXXVIIII

Карты тароччи Альбрехта Дюрера. Шесть рисунков пером из двадцати одного изображения этой колоды, считаются сделанными Альбрехтом Дюрером и напоминают карты серии E тароччи Мантеньи.

Верхний ряд: Рыцарь и Паж, соответствующие Chavalier VI из группы E; Дож, соответствующих Doxe VII из группы E; Папа, соответствующий Papa X из группы E.

Нижний ряд: Риторика, соответствующая Rhetorica XXIII из группы C; Philosofia XXVIII, соответствующая одноименной карте из группы C; Jupiter XXXXVI, соответствующий одноименной карте из группы A. Следует отметить, что на двух из этих шести карт (Философия и Юпитер) в нижней части приводятся их названия и числовые значения.

Пьемонтские, или Венецианские карты тароччи (кон. XVII – сер. XVIII в.). Карты были отпечатаны с деревянных блоков и раскрашены вручную, или же расписаны по трафарету. Французские названия – результат возвращения таро из Франции в Италию с некоторыми модификациями.

Верхний ряд: Le Fol (Дурак), I Le Bateleur (Маг), II Le Papesse (Папесса), III La Imperatrice (Императрица), IIII Le Emperur (Император), на голове которого надета шляпа, какую носили герцоги Венеции.

Второй ряд: V Le Pape (Папа), VI L'Amoureux (Влюбленные), VII Le Chariot (Колесница), VIII La Justice (Справедливость), VIIII L'Ermite (Отшельник).

Третий ряд: X Roue de Fortune (Колесо Фортуны), XI La Force (Сила), XII Le Pendu (Повешенный), XIII без названия (Смерть), XIIII La Temperance (Умеренность).

Нижний ряд: XV Le Diable (Дьяволл), XVI La Maison Dieu (Башня), XVII Le Toille (Звезда), XVIII La Lune (Луна).

На оборотной стороне изображен страус, смотрящий влево, и в нижней рамке присутствует надпись «F. in Gorizia». В названиях карт – много ошибок, т.к. итальянские ремесленники были незнакомы с французским языком.

Венецианское тароччи. Так называемое «Венецианское тароччи», или ломбардская колода, более известна под названием «Пьемонтское таро». Оно основывается на традиционной Марсельской колоде таро из семидесяти восьми карт. Как Старшие Арканы, так и придворные карты в ранних пьемонтских колодах были представлены в полный рост; современные издания обычно содержат отраженные изображения. В ранних версиях этой колоды были римские цифры, и карта «La Papasse» (Папесса) числилась под номером II. В большинстве популярных на сегодняшний день колод эта карта известна под названием «Верховная Жрица» или «Юнона».

Болонские тароччини. Колода «Tarocchini di Bologna» включают в себя шестьдесят две вместо семидесяти восьми карт. Слово «tarocchini» было образовано от слова «tarocchino», или «chino tarot», которым обозначались сокращенные или уменьшенные колоды таро. На двадцати двух a tutti и шестнадцати придворных картах нет названий. Изначально в колоду «Tarocchini di Bologna» входили карты «Императрица», «Император», «Женщина-Папа» и «Папа». В колоде, приведенной в качестве иллюстрации, первые четыре не пронумерованные «atutti» содержат фигуры, похожие на мавров и сатрапов, вероятно это вызвано тем, что после 1513 года Республика Болонья перешла под папское господство. Вот список оставшихся двенадцати пронумерованных и пяти не пронумерованных «atutti»:

5. Любовь
6. Колесница
7. Умеренность
8. Справедливость
9. Сила
10. Колесо Фортуны
11. Отшельник
12. Предатель
13. Смерть

14. Дьявол
15. Башня
16. Звезда
Луна
Солнце
Мир
Страшный Суд
Дурак или Фокусник

Дурак представлен в виде причудливо одетого молодого человека, одновременно играющего на рожке и барабане. Отшельник изображен как крылатый человек с костылями, он является символом того, как быстро летит время. Мир изображен в виде человека, стоящего на круглом венке. «Болонские тароччини» сокращены до шестидесяти двух карт за счет исключения пятерки, четверки, тройки и двойки каждой из мастей. Создателем колоды ошибочно считается принц Фиббиа Болонский, который якобы создал эту колоду в 1419 году.

Флорентийское Минчиате. Колода «Флорентийское Минчиате», похожее на ранние колоды тароччи, была расширена до девяноста семи карт за счет добавления карт с двенадцатью знаками зодиака, четырьмя элементами, тремя теологическими добродетелями (Вера, Надежда, Милосердие), а также одной кардинальной добродетели (Благоразумие). Вместо обычных четырех карт Папесса, Императрица, Император и Папа, в «Минчиате» есть только три верховных карты: Папесса становится здесь «Великим Герцогом», Императрица – «Западным Императором», а Император - «Восточным Императором». В полной колоде «Минчиате» содержится сорок один триумф и пятьдесят шесть карт с мастями. Первые пять козырных карт называются «papi». Певрые пятнадцать козырных карт имеют на себе римские цифры, расположенные различно, а на первых двух картах также в верхних углах имеются розочки. Карты под номерами от XVI до XXXV наделены римскими цифрами, написанными на свитках, расположенных в верхней части карт; в каждом из верхних углов присутствует по обрамленной розочке. Остальные шесть козырных карт не пронумерованы. Нет никаких названий на козырных картах, и обычно их обозначают следующими названиями:

I Фокусник или Шут
II Великий Герцог
III Западный Император
IIII Восточный Император
V Влюбленные
VI Умеренность
VII Сила или Сила духа
VIII Справедливость
VIIII Колесо Фортуны
X Колесница
XI Отшельник или СТарик
XII Предатель или Повешенный
XIII Смерть
XIIII Дьявол
XV Башня
XVI Надежда
XVII Благоразумие
XVIII Вера

XVIIII Милосердие

XX Огонь
XXI Вода
XXII Земля
XXIII Воздух
XXIIII Libra, Баланс или Весы (The Scales)
XXV Virgo, Дева (Virgin)
XXVI Scorpio, Скорпион
XiXVII Aries, Овен
XXVIII Capricornus, Козерог
XXVIIII Sagittarius, Стрелец
XXX Cancer, Рак
XXXI Pisces, Рыбы
XXXII Aquarius, Водолей
XXXIII Leo, Лев
XXXIIII Taurus, Телец
XXXV Gemini, Близнецы

У следующих пяти не пронумерованных карт, называемых «arie», ярко-красный фон, они организованы в следующем порядке без названий: Звезда, Луна, Солнце, Мир и Страшный Суд, иногда изображаемый как Слава. Следующая карта – Дурак.

Пятьдесят шесть карт с мастями, называемые «cartiglia», разделены на четыре масти – мечей, посохов, чаш и монет, - и в каждой масти содержится по 14 карт. Рыцари мечей и посохов изображены в виде кентавров; рыцари чаш и монет изображены как монстры, - наполовину люди и наполовину драконы. Валеты или Слуги изображены, как и обычно, мужчинами, в масти мечей и масти посохов, однако в масти чаш и масти монет они изображены как женщины. Мечи на нефигурных картах в масти мечей изображены в прямом положении, в отличие от мечей на придворных картах и изогнутых мечей на итальянских картах тароччи.

В древней игре минчиате сорок козырных арт были превосходящими по отношению к другим мастям, а «Дурак», очевидно, не мог покрыть другую карту, да и его тоже невозможно было покрыть, до тех пор, как все остальные будут потеряны.

Происхождение термина «минчиате» неизвестно, однако оно может происходить от старого итальянского слова «menchia», означающего «игру, спорт» и т.д. карты в «Флорентийской Минчиате» обычно меньше по размеру, чем колоды таро, и до XVIII века у большинства карт края были изогнутыми. В некоторых из колод минчиате было целых 120 карт, однако такие колоды не стали популярными из-за громадного количества карт.

Карты «Tarocchini di Bologna». Болонские карты тароччини XVIII века изготавливались размером 114 на 52 миллиметра и были отраженными изображениями. Старшие Арканы и придворные карты не имели названий. Каждая карта сзади обернута в лист бумаги, который захватывает переднюю сторону карты.

Верхний ряд: Дурак, не пронумерован, за ним следуют четыре дополнительные не пронумерованные карты, на которых изображены мавры и сатрапы; Карта 5 – Любовь.

Второй ряд: 6 Колесница, 7 Умеренность, 6 Справедливость, 9 Сила, 10 Колесо Фортуны, 11 Отшельник, крылатый человек.

Третий ряд: 12 Предатель или Повешенный, 11 Смерть, 14 Дьявол, с гротескным лицом и большими крыльями летучий мыши, 15 Башня, Луна, Солнце.

Нижний ряд: Мир, король мечей, десятка посохов, рыцарь чаш, королева монет и туз монет.

Карты Минчиате из колоды конца XVII века. Карты грубо расписаны по трафарету; сзади обернуты дополнительным листом бумаги, на котором изображен узор из точек.

Верхний ряд: I Жонглер или Маг, II Великий Герцог, III Западный Император, IIII Восточный Император, V Влюбленные, VI Умеренность.

Второй ряд: VII Сила, VIII Справедливость, VIIII Колесо Фортуны, X Колесница, XI Отшельник или Старик, XII Предатель или Повешенный.

Третий ряд: XIII Смерть, XIIII Дьявол, XV Башня, с изображением обнаженной фигуры, убегающей из башни вместо обычной падающей фигуры, XVI Надежда, XVII Благоразумие, XVIII Вера.

Нижний ряд: XVIIII Милосердие, XX Огонь и XXI Вода, два из четырех естественных элементов, XXII Земля, XXIIII Весы, знак зодиака, обозначающий равновесие, или весы, которыми определяют вес, а также рыцарь мечей в виде кентавра. На карте Весы также имеется опознавательный знак в виде геральдической лилии, он располагается между двумя чашами весов.

Карты Минчиате, выгравированные на необрезанном листе, ок. XVIII в.

Верхний ряд: Страшный Суд, Мир, Солнце, Луна, Звезда, XVII Благоразумие, XI Отшельник или Старик.

Второй ряд: XVlll Вера, XVIIII Милосердие, Колесо Фортуны, VII Сила, I Жонглер, VI Умеренность, XVI Надежда.

Нижний ряд: XII Повешенный, VIII Справедливость, XIIII Дьявол, XV Башня с изображением женщины, убегающей от мужчины в дверном проеме, который пытается ее схватить.

Тароччини Мителли. Колода «Тароччини Мителли», которая представляет собой творческую переработку колоды «Тароччини Болонья», состоит из шестидесяти двух карт, над изображениями которых работал гравировщик Джузеппе Мария Мителли (Giuseppe Maria Mitelli) в 1664 году. Колода состоит из двадцати двух Ату (atouts) и сорока карт с мастями. Предметы на картах atouts и придворных картах причудливо изображены, этот дизайн отошел от обычного дизайна карт. Atoutti не содержат названий и не пронумерованы, за исключением четырех, на которых изображены мавры или сатрапы. Папа и Папесса в этой колоде представлены в виде двух бородатых Пап. Императрица и Император переделаны в правителей Запада и Востока.

Сицилийское Тарокко. Колоды «Tarocco Siciliano» содержат шестьдесят четыре карты: двадцать два Старших Аркана и сорок два Младших Аркана. Карты этой колоды укорочены в соответствии с принятым в данном регионе размером карт, а фигуры на них изображены более приземистыми. Карты Старших Арканов в колоде Сицилийского таро пронумерованы арабскими цифрами и не имеют названий, за исключением Шута, у которого нет ни номера, ни названия, а также карты «Бедность» (Miseria), у которой нет номера, однако на ленте вверху карты есть ее название. Козыри несколько отличаются от козырей в стандартных колодах таро. Жонглер сидит за столом с открытым мешком с золотыми монетами вместо обычных знаков четырех мастей. Умеренность льет жидкость в вазу, стоящую на земле, а не держит обе вазы в руках. Повешенный подвешен на ветке дерева за шею, а не за ногу. Отшельник держит мерцающую лампу знания. Дьявола заменил Корабль. Башня без окон не повреждена, в нее не ударяет молния, которую обычно рисуют на этой карте в таро. Звезду держит всадник. Луна, частично окруженная зловещим облаком, восходит над женщиной, стоящей рядом со спящим мужчиной. Солнце, также со зловещим облаком, наблюдает за тем, как борются друг с другом два человека. Атлас поддерживает земной шар, окруженный знаками зодиака вдоль экватора. Высшая карта, Юпитер, замещающая Ангела, изображается с молниями в руке, и рядом с ним изображен орел. На карте под названием «Бедность» изображен нищий, прикованный цепью к каменному блоку, он держит миску в протянутой левой руке. В «Сицилийском таро» следующие козыри: Дурак или Шут, 1 Жонглер, 2 Императрица, 3 Император, 4 Постоянство, 5 Умеренность, 6 Сила, 7 Справедливость, 8 Влюбленные, 9 Колесница, 10 Колесо Фортуны, 11 Повешенный, 12 Отшельник, 13 Смерть, 14 Корабль, 15 Башня, 16 Звезда, 17 Луна, 18 Солнце, 19 Мир, 20 Суд и не пронумерованный Нищий, известный под названием «Бедность». Придворные фигуры без отражения, а валеты, или слуги, изображены как женщины, они держат щиты с украшенными лицами. Знаки мастей итальянско-португальские.

Другие похожие колоды

Далее мы рассмотрим игральные карты мамлюков и колоды траппола (trappola), которые иногда путают с картами таро. Помимо них, следует сказать об «охотничьих» или «соколиных» картах XV века, которые, хотя и отличаются по дизайну от тароччи, развивались примерно в то же самое время, что и ранние колоды тароччи, и потому заслуживают упоминания.

Карты мамлюков. Игральные карты, известные как «карты мамлюков», возможно, происходят из Турции или были завезены из Азии в Турцию, а затем, возможно, и в Европу, где стали предшественниками ранних итальянских карт с мастями. Сохранились сорок семь раскрашенных вручную карт мамлюков из двух неполных колод, датированных примерно XV столетием. В полных колодах этого типа было либо пятьдесят две, либо пятьдесят шесть карт.

Карты мамлюков продолговатые и узкие, их размер примерно 252 на 96 миллиметров, и впервые их описал в 1939 году Л. А. Мейер (L. A. Mayer), видевший их в Собрании Музея Дворца Топкапы в Стамбуле. Мейер считал, что колода содержит пять мастей: мечи, клюшки для поло, палки, чаши и монеты. Однако в ходе дальнейшего исследования стало известно, что так называемые палки – это и есть клюшки для поло. Таким образом, в колоде мамлюков есть четыре масти: мечи или ятаганы, клюшки для поло, чаши и монеты или кружки. Мечи изображены с двойной кривизной, а у некоторых клюшек для поло есть навершие в виде слоновьих голов. Придворных или фигурных карт всего либо двенадцать, либо шестнадцать; на них арабские надписи вверху и внизу, они представлены королем (malik), визирем, первым министром или первым наместником короля (na’ib) и вторым министром или вторым наместником короля (na’ib thani). Четвертая из придворных карт в каждой масти – помощник или советник (ahad al-arkan); однако некоторые исследователи считают, что помощники, в действительности, являются королями.

Пять из сорока семи сохранившихся карт – второй министр и туз клюшек, девятка и десятка палок и двойка монет, – были изображены отличным от других образом. Хотя, вероятно, они относятся к колоде, их, скорее всего, сделали для замены потерянных карт из первоначального набора. На некоторых из карт написаны названия, изречения или воззвания и на верхней, и на нижней декоративной полоске, либо же только на нижней. Согласно Яну Бовенсу (Jan Bauwens), бельгийскому исследователю, каллиграфические тексты были расшифрованы профессором Тэном из Стамбульского Университета. Например, на карте «Король Чаш» говорится: «Мечом счастья я спасу возлюбленную, которая затем станет моей женой». На «Визире Палок»: «Я подобен цветку, жемчужная нить – мой парус». Помощник монет говорит: «Возрадуйтесь счастью, что возвращается, подобно птице, поющей от счастья».

Позднее, из-за европейского влияния, «визирь» из арабской колоды был заменен на «королеву», которую мы видим в итальянской и французской колодах, а масть клюшек для поло заменили на посохи или дубины. Согласно Мейеру, декоративные элементы карт похожи на черкесское художественное оформление, в особенности в иллюминированных египетских рукописях. Колода мамлюков лишена козырных карт, это не колода тароччи, однако эти карты могут быть важным связующим звеном, проясняющим процесс движения карт с Ближнего Востока в Европу. Рихард Эттингаузен (Richard Ettinghausen) описывает фрагмент карты (возможно, это четверка чаш) из третьей арабской колоды, на которой изображена арка, украшенная цветами; этот декоративный элемент подобен тем, что были найдены на некоторых картах мамлюков. Этот фрагмент может быть сохранившимся предшественником карт мамлюков и представлять собой пример раннего арабского влияния в Египте. Бовенс выдвинул теорию о том, что слова «naype» и «naibi», возможно, происходят от арабского слова, которое на картах колоды мамлюков означает «наместник» или «министр». Таким образом, согласно его гипотезе, название всей колоды карт происходит от названия одной карты.

Траппола. Колоды траппола, созданные в XV веке, иногда путают с таро. Карты траппола продолговатые и узкие, подобны по форме картам таро. На них значатся итальянские знаки мастей: мечи, палки, чаши и монеты, хотя выполнение иллюстрации отличается в зависимости от того, какой художник над ними работал. В колодах траппола содержатся только тридцать шесть карт, это король, рыцарь, паж, десятка, девятка, восьмерка, семерка, двойка и туз каждой масти, и нет козырных карт. Нефигурные карты каждой масти пронумерованы римскими цифрами. Порой короли изображены восседающими на низкой кирпичной стене, они носят широкополые шляпы, в центре которых изображены короны. Фигуры придворных карт в мастях мечей и чаш, судя по их одежде, испытали восточное влияние, в то время как придворные карты в мастях палок и монет одеты по-западному.

«Охотничья» колода из Штутгарта и Ambras Hofjagdspiel. Старейшая из немецких карточных игр известна нам благодаря сохранившейся «охотничьей» колоде из Штутгарта, состоящей из пятидесяти двух карт, относящейся примерно к 1430 году. Размер карт составляет 190 на 120 миллиметров, и в этой колоде нет козырей. Символы мастей в колоде следующие: соколы, охотничьи собаки, олени и утки; на десятке каждой масти изображен флаг или знамя с символом ее масти. Карты выполнены в средневековой манере, включая очаровательные одеяния придворных дам. На придворных картах масти охотничьих собак и оленей показаны дамы, одетые в костюмы начала XV века.

Второй набор раскрашенных игральных карт из Германии датируется 1440-1445 годами, он известен под названием «Ambras Hofjagdspiel», или «Колода роскошных охотничьих карт из Амбраса». Доктор Герварт Роттген (Dr. Herwarth Rottgen) в 1969 году приписывал создание этой второй колоды художнику Конраду Витцу (Konrad Witz), у которого была мастерская в Базеле. Карты по размеру равны 155-157 на 95 миллиметров. Изначально колода состояла из пятидесяти шести карт четырех мастей: соколы, цапли, собаки и приманки. Это количество соответствует количеству карт с мастями значится в колодах тароччи. В каждой масти есть король и королева, изображенные на золотом фоне, валет со знаком масти в верхней части карты, а также слуга со знаком масти, изображенным в нижней части карты. По неизвестным причинам лица и руки человеческих фигур, так же, как и некоторые лошади, собаки, цапли и соколы, оставлены неокрашенными, либо нарисованы в виде набросков.

В целом, колода «Ambras Hofjagdspiel» описывает в красочных картинках искусство разведения охотничьих птиц при дворе. История этого искусства представлена изображениями сокола как охотничьей птицы, цапли как птицы, преследуемой во время охоты, и приманки, с помощью которой охотник зовет обратно сокола. На основании темы, которой посвящены эти карты, их иногда называют «картами фальконера» (falconer, сокольничего). Карты с соколами представлены в Музее Виктории и Альберта, в коллекции Розенталя, среди карт Гольдшмидта и в Гильдхолле.

Карты Тароччини Мителли.

Верхний ряд: Танцующий Дурак, Жонглер, играющий и танцующий, бородатый Император, Император, восседающий бородатый Папа, стоящий бородатый Папа.

Второй ряд: Ослепленный Купидон, Венера, Умеренность, Справедливость, Сила или Сила духа, Фортуна.

Третий ряд: Старик или Седое Время на костылях, человек, собирающийся ударить молотом спящего мальчика (предположительно это Предатель или Повешенный), Смерть, держащая песочные часы и косу, Дьявол, сидящий на огне, молодой человек, пораженный молнией (карта подобна Башне, в которую бьет молния), бродяга с фонарем под шестиконечной звездой.

Нижний ряд: Диана под луной, Аполлон, освещенный солнцем, Атлас, держащий мир, ангел, дующий в трубу, король и королева мечей. Туз чаш (не показан) представлен в виде женского бюста в овальном щите; под медальоном – пьедестал с именем Мителли. Герб Бентивольо из Болоньи, семьи, для которой были раскрашены вручную гравюры, также присутствует на тузе чаш. Некоторые из этих колод на сегодняшний день хранятся в Британском Музее и в других хранилищах.

Сицилийское Тарокко из Модиано, Италия. Козыри пронумерованы арабскими цифрами в верхнем правом углу и не озаглавлены, за исключением «Бедности». Помимо двадцати двух Старших Арканов выше показаны и Младшие Арканы, это карты король, королева, рыцарь и паж (женщина) мечей, девятка дубин, семерка чаш, валет (женщина) и шестерка золота или монет.

Карты мамлюков. Эти карты ясно демонстрируют стиль и структуру, включающую четыре придворные карты и десять пронумерованных карт, которая может являться недостающим звеном в процессе переноса карт в Европу. Карты датируются примерно XV столетием. На иллюстрации приводятся следующие карты: (верхняя левая) шестерка мечей или ятаганов, десятка клюшек для поло, палок или посохов, а также второй министр (ahad al-arkan malik at-tuman) масти чаш; (нижняя) король монет (malik ad-darahim). Десятка посохов, очевидно, была взята из другой колоды мамлюк, поскольку ее художественное исполнение менее тонко. В каждой масти колоды есть либо три, либо четыре придворные карты и десять нефигурных карт. В согласии с исламскими законами, вместо изображения на придворных картах представлены декоративные вставки с надписями. Как правило, на придворной карте знак масти изображается только один раз и занимает практически все доступное пространство. Если карты мамлюков являются недостающим звеном в процессе перехода игральных карт из Азии в Европу, итальянские знаки мастей XV века, а именно масти spade, bastoni, coppe и denari, являются адаптацией более древних исламских мастей ятаганов, клюшек для поло, чаш и монет. Клюшки, неизвестные в Европе, могли быть стилизованы под посохи или дубины.

Колода траппола. Эти карты были отпечатаны с гравюр, выполненных на деревянных блоках, и расписаны по трафарету в Граце Леопольдом Милкхрамом (Leopold Milchram), изготовителем карт, жившим в этом городе, что написано на двойке мечей. Там же указан и 1782 год в качестве даты создания оригинальных гравюр. Однако налоговая печать на семерке монет датирована 1829 годом: это год, когда колода в действительности была изготовлена и начала продаваться. На придворных картах отраженные изображения с римскими цифрами. Нефигурные карты также имеют отраженные изображения и римские цифры. На иллюстрации представлены следующие карты: (верхний ряд) король, рыцарь, паж, десятка и девятка мечей; (средний ряд) восьмерка и семерка мечей, двойка мечей, туз мечей и король посохов; (нижний ряд) туз посохов с надписью на ленте, изображенной от низа до верха карты, где говорится о широком ассортименте карт у Милкхрама в Кляйнфербергассе, паж чаш, двойка чаш, семерка монет с налоговым штампом и двойка монет. Размер карт: 144 на 59 миллиметров.

Колода роскошных охотничьих карт Амбраса. Репринт 1969 года, изданный в Лейпциге (Германия), сделан с оригинальной колоды «Ambras Hofjagdspiel», ок. 1440-1445, ныне находящейся во владении Музея истории искусств в Вене. Это одна из старейших сохранившихся немецких колод; на изображениях представлена история о разведении ловчих птиц.

Верхний ряд: Король соколов держит сокола на красной кожаной рукавице; десятка соколов, на которой представлен флаг со знаком ее масти; слуга, показывающий сокола в нижней части карты.

Средний ряд: король, королева и слуга цапель. Шляпа, которую носит король цапель, подобна шляпе Императора на карте из колоды Пирпонта Моргана-Бергамо, а также из Кери-Йельской колоды и колоды Брера-Брамбилла Висконти-Сфорца.

Нижний ряд: Валет собак держит небольшую охотничью собаку (возможно, итальянскую борзую) в руке; слуга берет палку у собаки на поводке, оббежавшей передние ноги лошади с правой стороны; королева приманок подбрасывает в воздух приманку или «обманное перо», чтобы вернуть сокола, атаковавшего цаплю.