Версия для печати
Воскресенье, 08 марта 2015 12:01

Стюард Каплан Энциклопедия Таро Глава 6. Колода тароччи Висконти-Сфорца Пирпонта Морган – Бергамо

Стюард Каплан

Энциклопедия Таро

Глава 6.

Колода тароччи Висконти-Сфорца Пирпонта Морган – Бергамо

Колода Пирпонт Морган-Бергамо одна из наиболее полных из всех существующих колод. Сохранилось семьдесят четыре карты этой колоды, хранящиеся в трех различных местах: тридцать пять карт находятся в библиотеке Пирпонта Моргана, Нью-Йорк; двадцать шесть – в Аккадемии Каррары, в Бергамо, Италия; и тринадцать – во владении семьи Коллеони. Четыре карты из изначального набора потеряны: Дьявол, Башня, тройка мечей и рыцарь пентаклей.

Карты из колоды таро Висконти-Сфорца середины пятнадцатого столетия, как полагают, принадлежали в семнадцатом веке Канону Амбиверо из Бергамо, который завещал их семье Доннели. После этого, карты, видимо, перешли графу Аллесандро Коллеони Бергамо. Двадцать шесть карт из этой колоды были отделены от остальной колоды, когда друг графа Коллеони, Франческо Баглиони, уговорил его обменять карты на ценные предметы искусства, включая портрет его прародительницы, Сессилии Коллеони, написанный в 1708 году Фра Галгарио (Витторе Гисланди, итал. живописец). Граф Коллеони впоследствии пожалел об обмене, но у него никогда не было возможности обеспечить возвращение двадцати шести карт (пяти козырей, семи фигурных карт и четырнадцати номерных). После смерти графа Баглиони в 1900 году карты были завещаны Академии Каррары в Бергамо. Существование заклеенных дыр указывает на то, что ущерб был нанесен до того, как колоду разделили. В 1911 году библиотека Пирпонта Моргана приобрела тридцать пять карт от Гамбургера Фререса, дилера.

На некоторых ранних колодах козыри пронумерованы, включая фрагменты листов из Метрополитен-музея, Нью-Йорк (страница 124), неразрезанные листы из Розенвальдской Коллекции Национальной Галереи Искусств, Вашингтон, федеральный округ Колумбия (страница 130) и Французская колода Жатлина Жофруа, датированная 1557. Поскольку в колоде Висконти-Сфорца никакой нумерации не проставлялось, мы следуем очередности, использованной Жофруа, при перечислении карт Старших Арканов колоды Висконти-Сфорца.

ДВАДЦАТЬ ДВЕ КАРТЫ СТАРШИХ АРКАНОВ

Дурак. Молодой человек, изображенный в качестве Дурака, стоит босоногим, его белые чулки сносились и изорваны в лохмотья. Дурак скупо одет в белое нательное белье и тонкое, истрепанное пальто. Его правая рука держит дубину, покоящуюся на правом плече. Из его курчавых волос торчат семь перьев. На небритом лице косматая, раздвоенная борода. Дизайн заднего плана этой карты, как на большинстве карт старших Арканов колоды Пирпонта Моргана – Бергамо, состоит из общего золотого фона, украшенного повторяющимися солнцами с восьмью волнообразными лучами внутри похожей на алмаз или ромбовидной модели. Декоративная прямоугольная рамка включает в себя повторяющиеся элементы изображения – обычно семь элементов по кругу и один в центре. 

Маг. Маг или Жонглер сидит за маленьким столиком, на котором лежит нож, две монеты или два кусочка хлеба, чаша и большая белая тарелка. Он держит правую руку над разукрашенной тарелкой. В левой руке маг держит прут. На карте присутствуют символы всех четырех мастей: нож или меч символизирует мечи, прут или палка –  жезлы, чаша – чаши, а маленькие белые фигуры – монеты.                                               

На маге – ярко окрашенная красная роба. Его шляпа, а также плащ отделаны белым горностаем. На ногах – не завязанные башмаки. Земля изображена поросшей травой. На заднем фоне карты изображена уже знакомое нам декоративное полотно с рисунком, изображающим Солнце с волнистыми лучами. Гертруда Моакли рассматривала эту карту как символизирующую Короля Карнавала в триумфальной процессии в преддверии Великого поста.

Папесса. Фигура на карте Папесса сидит на золотой скамье, установленной на платформе трапециевидной формы. Она одета в коричневый монашеский плащ, а на голове у неё тиара. В правой руке у неё тонкий скипетр, оканчивающийся крестом, а в левой руке – священная книга. В нижних углах карты присутствуют растительные изображения, образ, которые повторяется и на других картах колоды.

 

Некоторые исследователи верят, что эта карта представляет легендарную Папессу Иоанну. Гертруда Моакли полагает, что облачение Папессы соответствует облачению Ордена Умильатов и что фигура – это Сестра Манфреда, родственница семьи Висконти, которая и правда была избрана Папессой членами небольшой секты Гуглиелмитов, существовавшей в Ломбардии. Согласно Моакли, лидер секты – Гуглиема Богемская – умерла в Милане в 1281 году. Последователи Гуглиемы верили, что Сестра Манфреда была воплощением Святого Духа, посланным, чтобы объявить о наступлении новой эры, эры Духа, предсказанной Иоахимом Флорским.

Императрица. Карта императрица изображает матрону, сидящую на троне. Она носит золотую корону и шарф, мягко спадающий с её плеч. В левой руке у неё щит – возможно, это просто украшение, а может быть это щит для рыцарских турниров, принадлежащий её мужу. На щите изображен черный орел Императора Винцесласа, символ, который использовали Висконти, а затем и Сфорца. На её наряде несколько раз посторяется геральдическое изображение из трех соединенных колец с бриллиантами: кольца символизируют бесконечность, а бриллианты – прочность. Также на её одежде изображена корона Висконти. Края одежды выполнены в виде точечного орнамента, изображённого синим.

 

Император. Император изображен как человек в летах, сидящий на скрытом от зрителя троне, установленном на платформе трапециевидной формы. Его одежда схожа с облачением Императрицы, на ней также повторяется рисунок с тремя кольцами Сфорца и изображена корона Висконти. В его левой руке – шар с крестом, держава – символ власти Императора. В правой руке – тонкий скипетр. В нижней части карты изображена трава и несколько маленьких деревьев. Такие же деревья появляются и на других картах колоды без всякой видимой системы.

Папа. Фигура пожилого, бородатого, сидящего Папы облачена в тройную тиару. Его трон расположен на трапециевидной платформе. Папа благословляет правой рукой, пока в левой руке держит поднятый вверх длинный скипетр, который опирается одним концом о землю, вершину которого венчает крест. Мантия Папы с роскошной зеленой подкладкой; шестиугольники, отделанные голубой тесьмой проходят по всей мантии, окружая рисунок солнца со смешанными волнистыми и прямыми лучами. Кажется, что волнистые лучи переходят в прямые, как будто преломляясь через призму. Волнистые, зубчатые лучи оканчиваются голубыми точками, возможно, это эмблема Висконти. 

 

Влюбленные. Некоторые специалисты полагают, что две фигуры на этой карте это Франческо Сфорца и Бьянка Мария Висконти. Мужская фигура показана в плоской шляпе. Он одет в халат, декорированный геральдическим символом солнца и лучей. Женская фигура одета в длинный халат, украшенный одинаковыми волнистыми лучами и солнцем, окруженным прямыми лучами. Она появляется в белой шляпе и ее золотые волосы незначительно пробиваются спереди. Две фигуры держаться за руки, их лица внимательны и приятны. Крылатая фигура Купидона, обнаженного и с повязкой на глазах, стоящего на фонтане, без размышлений или выбора, готовиться метнуть стрелу правой рукой. В левой руке Купидон держит тонкую ветвь или скипетр. Расцветка заднего фона этой карты насыщена красным и синим, наводит на мысль, что любой задний фон изначально выполнен снизу золотым, либо, возможно, голубым или серебряным вместо золотого. С другой стороны, возможно, на этой карте, выставлены напоказ элементы более значительного периода времени, и, таким образом, цветовое разрешение заднего фона так отличается от остальных карт. 

 

Колесница. Женская фигура, сидящая на плоской колеснице, запряженной двумя крылатыми белыми лошадьми, - это, кажется, та же, которая изображена на карте Влюбленные. Женщина на своих золотых волосах носит корону. В левой руке она держит глобус, увенчанный крестом, а в правой руке - тонкий скипетр. Одежда управляющей колесницей украшена солнцем, излучающим волнистые и прямые лучи, которые заканчиваются фестончатыми краями.

Правосудие. Женская фигура держит в левой руке весы правосудия, а в правой – обоюдоострый меч. У нее, похоже, то же самое лицо, что изображено на предыдущей карте – Колесница – и на нескольких других картах. Полагают, что эти карты могут быть предназначены для иллюстрации всей многогранности Бьянки Марии Висконти. Фигура Правосудия одета в серебряную одежду и золотую корону, едва различимую на золотом фоне, который находится выше готического свода за ее головой.

 

Над Правосудием, как будто в иллюзорном порядке, находится фигура, похожая на рыцаря на белом коне в быстром движении; она полностью облачена в доспехи и несет воздетый меч. Лучи солнца видны и в верхнем левом, и верхнем правом углах карты. Правосудие является одной из четырех карт высшего достоинства, которые являются козырными картами (Старшими Арканами); другие - это Сила, Повешенный (Благоразумие?) и Умеренность.

Отшельник. Голубая мантия, которую носит Отшельник, или Отец Времени, отделана золотым мехом, - предполагается, что он человек довольно состоятельный. На голове у него пушистая двухуровневая шляпа, тоже отделанная золотым мехом. У Отшельника длинная белая борода. Он, видимо, носит белые перчатки и белые чулки; и он в той же обуви, что и Маг. В правой руке у Отшельника - большие песочные часы, чтобы следить за временем (в других популярных картах Таро, он часто изображается держащим фонарь). В левой руке Отшельник сжимает длинный посох.

Колесо Фортуны. Крылатая женская фигура Фортуны внутри колеса это имеет лицо, ранее встречавшееся на картах Влюбленные, Колесница и Правосудие. Тем не менее, на этой карте у нее голубая мантия с узором из нашитых шестиугольников, такая же, как и на карте Папа, с тем исключением, что цвет шестиугольников серебряный, а не золотой. Прямые лучи исходят от солнца с фестончатыми меньшими лучами и голубыми точками. Размещение символических фигур вокруг колеса фортуны типично для средневекового искусства.

 

Фигура юного человека на платформе в верхней части колеса имеет ослиные уши и одета в золотую одежду с геральдическим знаком солнца. Надпись рядом с фигурой гласит Regno – «Я царствую». Фигура по нисходящей справа имеет хвост, а надпись гласит Regnavi – «Я царствовал». Фигура в зеленой одежде, поднимающаяся с левой стороны колеса, также имеет ослиные уши, а надпись гласит Regnabo – «Я буду царствовать». Фигура старика, который стоит на руках и на коленях, находится под колесом. У него тяжелая седая борода и одет он в рваную белую одежду. Его чулки совершенно изношены на ногах, как и на карте Дурак. Надпись над старцем гласит Sum sine regno – «Я не царствую».

Джулио Феррарио, составивший «Poesie Pastorali e Rusticali» в 1808 году, приводит в своём произведении следующий диалог:

Фортуна: «Я, Фортуна, приводящая к власти и свергающая королей и императоров. Нет никакой пользы поклоняться мне. Пусть остерегаются сидящие на вершине колеса. Пусть каждый крепко держится своего сокровища».

Regno: «Я царствую на вершине колеса, как Фортуна и предназначила мне. Но если колесо повернется, я могу быть лишен власти. Будьте умеренными, стоящие у власти, чтобы не упасть на землю. Смотрите, какой почет мне оказывают потому, что я сижу на вершине колеса».

Regnavi: «Я царствовал некоторое время, а затем Фортуна сместила меня и лишила меня всего хорошего. Ее дружба не приносит пользы. Ни один друг не остается, когда человек теряет власть. Не будьте самоуверенны, когда вы повышаетесь; Фортуна заставит вас упасть со смертельными ударами. Вникните в мой случай - как я заработал и потерял этот почет».

Regnabo: «Я буду царствовать, если Фортуне угодно, и колесо повернется на четвертое место. Я буду выше и буду править всем миром. Как велико будет мое наслаждение тогда! Достоинство заставляет меня сказать эти слова, потому что я намереваюсь вершить правосудие и наказывать тех, кто злонамеренно ограбил людей с хорошим достатком. Какое утешение, что в моей компетенции буде наказать их!»

Sum sine regno: «Я, как видите, не царствую, а глубоко в нищете. Фортуна отвергла меня. Если я бы я взобрался на это колесо, каждый человек был бы дружелюбен ко мне. Пусть каждый будет предупрежден».

Сила. Эта карта, также называемая Стойкостью, - первая из шести козырей, которые, как считают нарисованы другим художником, возможно, Антонио Чикогнара (Antonio Cicognara). Предположительно она служила заменой потерянной карте или для завершения незаконченной колоды. На ней изображена фигура сильного мужчины, возможно Геркулеса, который держит дубинку над головой. Дубинка зеленая с оттенками золотого. Человек одет в темно-голубую тунику с шарфом, рукавами и чулками красно-фиолетового цвета. Оба, и мужчина, и похожий на льва зверь, припавший к земле напротив него, внимательно и с одинаковым выражением смотрят в одном и том же направлении. Карта Сила в большинстве колод таро изображает мужчину или женщину, которые управляют львом, но на этой карте из колоды Висконти-Сфорца человек и животное кажутся приготовившимися к битве против общего врага. Некоторые интерпретаторы, впрочем, полагают, что лев сжался под ударами дубинки мужчины. Выражение лица мужчины более жесткое, чем у миловидно исполненных карт предшествующих Старших Арканов. Фон этой замещающей карты содержит повторяющийся мотив солнца с прямыми лучами, в отличие от волнистых лучей на других козырях. 

 

 

Повешенный. На этой карте изображена фигура молодого человека, повешенного вниз головой за левую щиколотку на деревянной виселице. Лицо фигуры подобно лицам на некоторых других картах, включая Влюбленные и Правосудие. Повешенный одет в зеленые кальсоны высоко по бедрам и белую блузку с воздушными рукавами и пуговицами по центру. Его руки спрятаны за спиной, предположительно связаны, а левая нога, скрещенная с правой, образуя треугольник.

Смерть. Одушевленная фигура скелета с луком стоит на земле. Вокруг головы – белый платок или повязка, может быть сдвинутая повязка на глаза. Скелет держит в левой руке большой лук; это оружие своим видом напоминает позвоночник. В правой руке – тонкая стрела с перьями на верхушке. Мрачная фигура Смерти улыбается, её проницательные глаза ярко светятся из черепа. В нижней части карты на земле видны расщелины и трещины, как на краю обрыва. 

 

Умеренность. Эта карта также не принадлежит кисти Бонифачо Бембо; художником, возможно, являлся Антонио Чикогнаро. Умеренность предстаёт в облике женщины, переливающей жидкость из одного богато украшенного керамического сосуда в другой. Фигура её украшена тёмно-голубой баской поперёк лифа платья и бёдер, изящным поясом из лент, а саму ткань покрывает узор из восьмиконечных золотых звёзд, и это первое появление такого декоративного узора в этой колоде. Рукава её платья красно-фиолетовые, а на её ногах красные чулки. Умеренность стоит на краю расщелины обрыва, и у ног её декоративный узор, изображающий траву. Хотя рисовавший эту карту художник не украсил одежды фигуры общими для Висконти и Сфорца геральдическими символами, узор на заднем плане сочетается с узорами на остальных картах колоды.

Дьявол. Одна из четырёх карт, утерянная в сохранившейся до наших дней колоды тароччи Висконти-Сфорца. Первые пятьсот колод Висконти-Сфорца, воспроизведённые в 1975 г. компаниями «Grafica Gutenberg» и «U.S. Games Systems, Inc.», содержали сложный штрихованный рисунок карты Дьявол, позаимствованный из других популярных колод Таро. Второе издание воспроизведённой колоды Висконти-Сфорца, также увидевшее свет в 1975 г., воссоздало содержавшуюся в нём карту Дьявол в том виде, в котором она, возможно, существовала в пятнадцатом столетии. Фигура свирепого Дьявола – чей торс наполовину мужской и наполовину женский, и чья нижняя часть тела как у животного – стоит на пьедестале. Дьявол крылат, у него рога и ослиные уши. В левой руке он держит небольшую дубинку, правой рукой подавая знак. Впереди Дьявола стоят две привязанные к пьедесталу фигуры поменьше, также наполовину люди и наполовину животные. Их тела покрыты широкими зелёными одеждами. Тяжёлая верёвка, обвязанная вокруг их шей, проходит через завязанный на пьедестале узел. Лицо мужчины напоминает лицо Дьявола. Кожа женской фигуры более светлого оттенка.

 

Падающая башня. Это вторая карта из козырей, которая была пропущена. В первой репродукции карт Висконти-Сфорца из пятисот колод вместо неё был использован штриховой рисунок широко распространённой карты Башня. Во втором издании воспроизведённой колоды художник воссоздал карту Падающая Башня в том виде, в каком она, возможно, была представлена во время существования оригинальной колоды Висконти-Сфорца. В правой части карты находится пылающее красное солнце с зубчатыми лучами. Один из лучей поражает башню, отделяя верхушку в форме короны от каменной стены. Камни и обломки падают на землю вместе с двумя фигурами, чьи одежды напоминают одеяние фигур с карты Влюблённые. Тем не менее, лица падающих фигур выражают напряжённость и страх.

Звезда. Это третья из Старших Арканов карта, не нарисованная Бонифачо Бембо. Женская фигура тянет свою левую руку, чтобы достать восьмиконечную звезду. Узор её синей баски – в отличие от карты Умеренность – состоит из горизонтальных лучей поверх четырёх или пяти вертикальных лучей; это наводит на мысль о божественном сиянии или свете свыше. Её красная накидка украшена золотыми восьмиконечными звёздами, похожими на звёзды с карты Умеренность. У накидки зелёная подкладка. На ногах женской фигуры на этой карте некое подобие коричневых чулок. Как и на карте Умеренность, фигура стоит на краю пропасти.

 

Луна. Четвёртая карта Старших Арканов, принадлежащая другой руке. Фигура молодой женщины, предположительно, богини Дианы, в своей правой руке держит серп луны. В левой руке она сжимает сломанный лук как знак своего поражения. Традиционный греческий наряд Дианы – красно-фиолетовое платье с высокой талией и без рукавов – здесь надето поверх длинного синего платья. Узор на красно-фиолетовом платье состоит из ряда трёх золотых диагональных линий, повторяющихся на ткани. Интересно, что кромка её красно-фиолетового платья расположена в точности по такой же линии, как и горный вид в отдалении. Фигура богини стоит на краю обрыва; её стопы прорисованы чётко, в отличие от предыдущих карт. Вдалеке виднеется замок.

Солнце. Крылатое дитя – путто – правой ногой стоит на тёмно-синем облаке. Обеими руками он держит сияющую человеческую голову, по цвету напоминающую цвет крови. Небольшой пурпурный шейный платок обвивает шею ребёнка и его бёдра. Тонкое ожерелье из бусин, возможно, талисман на удачу, также надето на его шею. На переднем плане карты – край скалы. Эта карта нарисована той же рукой, что и предшествующие ей Сила, Умеренность, Звезда и Луна, а также карта Мир.

 

Суд. Божественная фигура, подобная Папе, располагается вверху карты. В своей правой руке она держит меч, а в левой – шар, увенчанный крестом. У фигуры есть борода, а также она носит корону. Её синие одежды переплетены серебряной лентой, и геральдическая эмблема, возможно, солнце находится чуть ниже её талии в центре золотого узорчатого фона. Впереди фигуры – два ангела, трубящие в трубы с висящими на ними знамёнами; на нижнем знамени изображён золотой крест на золотом фоне. Внизу карты из мраморной гробницы восстают две обнажённые фигуры, которые, возможно, представляют Франческо Сфорца и Бьянка Марию Висконти. Между этими двумя фигурами находится пожилой человек, покоящийся на дне могилы.

 

Мир. Это шестая и последняя среди карт Старших Арканов, принадлежащих другой руке. Два обнажённых ребёнка держат гигантский округлый предмет, возможно, глобус, в котором запечатлён вид божественного города, обнесённого стенами и плавающего в бурном море. В синем небе над городом светят восьмиконечные золотые звёзды, похожие на те, что украшают одежду Умеренности. Также на карте присутствуют два крылатых херувима с красными платками, свободно накинутыми поверх их плеч.