Поделиться
07.04.2015 Автор:

Альфред Дуглас

Таро

Глава 1

Происхождение карт таро

В научной среде общепринятым является мнение, что первые игральные карты появились в Китае и Корее. Там были найдены образцы, датировавшиеся XI веком. Дизайн этих карт должно быть произошел от бумажных денег, принятых в обращение во время правления династии Тан (618­--908).

К сожалению, приходится отказаться от версии, предложенной китайским словарем Чинг Цзе Тунга 1678 года, в которой утверждается, что игральные карты были изобретены в 1120 году для развлечения наложниц императора.

Ранние колоды карт из Южного Китая зачастую состояли из четырех мастей, звавшихся Монеты, Нити Монет, Мириады Нитей и Десятки Мириад. Вполне вероятно, что такие колоды, привезенные торговцами, возвращавшимися с Востока, вдохновляли первых изготовителей карт в Европе. Но нет никаких доказательств в поддержку этой теории, хотя идея использования бумажных денег была привезена на Запад из Китая примерно в то же время.

Западные карты не имеют близкого сходства со своими восточными «коллегами» ни по форме, ни по рисунку.

Одна старая теория говорит о том, что карты произошли из Индии. Четырехрукое индуистское божество Ардханари, андрогинная фигура, правая половина которой представляла собой бога Шиву, а левая – его супругу Деви, иногда изображалось держащим кубок, скипетр, меч и кольцо. Обезьяний бог Хануман также иногда запечатлен с теми же самыми символами, которые имеют близкое сходство с четырьмя обозначениями мастей Таро: Чашами, Жезлами, Мечами и Монетами.

К сожалению, нет никаких фактов, позволяющих узнать, насколько древними являются эти символы и появлялись ли они когда-либо на индийских игральных картах, как правило круглых и имеющих лишь небольшое сходство с европейскими картами.1

Западные карты впервые появились в Индии в XVI веке. Они были завезены туда путешественниками из Европы. Мы не принимаем в расчет, увы, легенду о том, что игральные карты были изобретены женой махараджи, чтобы отучить его от приводящей в бешенство привычки тянуть себя за бороду.

Итальянский автор Ковеллузо писал в 1480 году, что карты были привезены в Италию в 1379 году из Северной Африки. Ковеллузо говорит: «В году 1379 карточная игра появилось в Витербо из страны сарацинов, где она звалась «наиб».2

Возможно, игральные карты в Европу привезли с собой арабы. Распространившись по территории Африки и Азии, они впервые попытались пересечь Средиземное море в VII веке. Они вошли в Испанию приблизительно в 710 году, вторглись во Францию, дойдя до Арля, в 731, завоевали Сицилию в 832 и ступили на материковую часть Италии около 842 года. Позже папство стало нанимать их в качестве солдат в войне с князьями Италии.

В 1379 году арабы составляли часть наемных войск соперничающих пап Урбана VI и Клемента VII. Как пишет Ковеллузо, сарацины называли карточную игру «наиб». Нужно отметить, что в Испании карты называют naipes, а арабы занимали территорию Южной Испании до 1492 года.

Однако, слово naipes может быть образовано от фламандского слова knaep, обозначающего бумагу, поскольку в то время между Испанией и Фландрией шла оживленная морская торговля. Еще одним фактом, выступающим против теории Ковеллузо, является то, что «Тысяча и одна ночь» не содержит ни одной ссылки на игральные карты, хотя, будь они в ходу у арабов, несомненно удостоились бы упоминания.

Также записи свидетельствуют о том, что к 1379 году карты были известны во Франции, Швейцарии и далее на север до Бельгии.

Согласно широко распространенному и до сих пор популярному мнению, колода карт появилась в Европе благодаря гадающим цыганам, пришедшим из Египта или из Индии. Но цыгане не появлялись на Западе до середины XV столетия, а это на сто лет позже той даты, когда карты стали известны в любой местности от Италии до Северной Франции. Цыгане позаимствовали игральные карты и сделали много для их распространения, но не они изобрели их.3

Изобретение карт Таро также приписывают ордену тамплиеров, аскетическому военному ордену, основанному около 1188 года Гуго де Пейном и восемью рыцарями-сподвижниками, чтобы защищать паломников и охранять дороги Святой земли.

Тамплиеры заслужили папское одобрение и были награждены такими привилегиями как освобождение от налогов и возможность вершить правосудие. За несколько лет они достигли высот богатства и власти и тем самым обрели много врагов. Наконец, в начале XIV столетия король Франции Филипп IV предъявил ордену обвинение в ереси. В 1307 году французские тамплиеры были взяты под стражу, а на их собственность был наложен арест. От многих из них инквизиторы пытались добиться признания в еретических верованиях при помощи пыток. Преследование быстро распространилось по всем странам, где у тамплиеров было имущество, и орден был окончательно уничтожен в 1314 году, когда его великий магистр Жак де Моле был сожжен на костре, хотя и заявлял о своей невиновности.4

Обвинения, предъявляемые тамплиерам, были противоречивыми и бездоказательными. Долгие годы, проведенные на Востоке, могли сделать их открытыми к гностическим влияниям, но это не было точно установлено. Нет никаких фактов, связывающих их с картами Таро, или позволяющих провести параллели между их верованиями и изображениями Таро.

Все данные свидетельствуют о том, что, хотя сама идея карточной игры могла быть принесена на Запад откуда-либо еще, знакомые нам образы Таро возникли в Европе. Вопрос – где именно?

Многие толкователи пытались найти ключ, скрытый в значении слова «Таро». Некоторые утверждали, что оно образовано от древнеегипетского слова «Та-рош», означающего «путь короля». Другие полагали, что это анаграмма латинского слова rota, что значит «колесо» - и в этом случае карты символизируют жизненный цикл от рождения до смерти.

Третьи считали, что слово происходит от названия «Тора», что на иврите означает «закон», надеясь таким образом связать карты с мистической системой каббалы, но они забывали о том, что каббала была создана в Испании, где не были известны старшие арканы Таро.

Некоторые видели в слове «Таро» искажение имени Тота, древнеегипетского бога магии, подтверждая тем самым легенду о том, что карты были созданы в храмах посвящения таинственного Востока.

«Таро» (фр. Tarot) - это название, которое карты получили во Франции. В Италии они называются «Тарокко» (Tarocco, мн. Tarocchi), а в других странах Таро (Taro) или Тарок (Taroc, Tarok). Неизвестно, какое из этих названий, если среди них такое есть, является первоначальной формой.

Если четыре масти в колоде берут свое начало из Китая, то карты двора (изначально называвшиеся «костюмными», поскольку на них изображались нарядные фигуры) могли быть позаимствованы из игры в шахматы, которая пришла в Европу через Индию и Святую землю во времена Первого крестового похода (1095-1099).

Двадцать две аллегорических козырных карты, возможно, не составляли часть оригинальной колоды. Первая бесспорная отсылка к игральным картам, которой мы располагаем, - детальное описание карт и карточной игры, составленное в 1377 году германским монахом, жившим в швейцарском монастыре, - ни словом не упоминает об этих выдающихся изображениях.

Однако, старшие арканы уже точно существовали в 1415 году, когда была создана прекрасная, расписанная вручную колода Таро для герцога Милана Филиппо Мария Висконти.

Карты не упоминаются в произведениях Бокаччо (1313-1375) и Петрарки (1304-1374), но большинство самых прославленных в более поздние времена колод были нарисованы для членов знатнейших семейств Северной Италии, таких как Висконти, Эсте и Сфорца. Также известен тот факт, что примерно до середины XVIII века все колоды Таро имели итальянские обозначения мастей. После этого времени у колод, выпущенных за пределами Италии, были в основном французские масти и другие рисунки старших арканов.

Принято считать, что старейшие из существующих сейчас карт были французскими. Семнадцать из них (из которых в свою очередь шестнадцать являются старшими козырями Таро) находятся в Национальной библиотеке в Париже.

Долгое время считалось, что эти превосходные, вручную расписанные карты составляли часть колоды, созданной в 1392 году для французского короля Карла VI, что и было записано в счетоводной книге его казначея в феврале упомянутого года. Но нет никакой связи между этим отрывком и семнадцатью картами из Национальной библиотеки, а стиль художника и детали нарядов изображенных на картах фигур ставят их на временной шкале позже 1392 года.

Если карты Таро – что кажется наиболее вероятным – были изобретены первоначально где-то в Северной Италии, мы можем предположить, что их создатели черпали вдохновение из азиатских карт, привезенных с Востока купцами, возвращавшимися в Венецию, крупный торговый порт того времени. Оригинальная колода Таро из семидесяти восьми карт обычно упоминается в Италии как Венецианская колода или колода Пьемонтезе, чтобы отличить ее от более поздних ответвлений, таких как колода из девяносто семи карт минкьяте из Флоренции и колода из шестидесяти двух карт из Болоньи.

Возможно даже, что картам дало название место их происхождения. По северо-итальянской равнине протекает река По, важным притоком которой является река Таро.

Большинство имеющихся у нас исторических фактов о первом появлении игральных карт в Европе носит негативный характер. Обращение к записям в городских летописях может рассказать нам о том, когда карты стали распространены достаточно для того, чтобы заслуживать упоминания или порицания, но не о том, как долго они обретали эту популярность или откуда они пришли.

Ниже приводится сводка всех известных упоминаний о картах в XIV веке и позже. Существуют также более ранние упоминания, но они все спорны.

1275 г.

Игры упоминаются в городской летописи Аугсбурга, но без отсылки к картам.

1289-99 гг.

Свод законов Нюрнберга не включает карты в список запрещенных игр.

1328-41 гг.

Французская рукопись Renard le Contrfait, написанная в этот период, содержит отрывок, который может относиться к картам.

1377 г.

Карты и карточная игра описаны монахом из монастыря Брефельд в Швейцарии.

1378 г.

Карты запрещены в Регенсбурге, Германия.

1379 г.

Покупка карт отражена в счетоводной книге герцогства Брабант (Бельгия).

1380-84 гг.

Карты разрешены сводом законов Нюрнберга.

1381 г.

Карты порицаются в записях нотариуса в Марселе, Франция.

1392 г.

Счетные записи казначея французского короля Карла VI включают отметку об оплате трех колод раскрашенных вручную карт.

1393 г.

Карты упоминаются в списке разрешенных игр во Флоренции.

1397 г.

В Париже издан указ, включающий карты в список игр, запрещенных простолюдинам в рабочие дни.

1415 г.

Создана колода Таро для герцога Милана.

1423 г.

Карты осуждаются в речи, произнесенной в Болонье Святым Бернардином Сиенским. Он не упоминает старшие козыри Таро.

1423-77 гг.

Городская летопись Нюрнберга упоминает имена нескольких женщин, художниц по картам.

1427 г.

Два мастера по изготовлению карт указываются в реестре Гильдии в Брабанте.

1440 г.

Самые ранние из сохранившихся карт, напечатанные в технике ксилографии – французские карты двора.

1440 г.

Игральные карты печатаются в Штутгарте.

1441 г.

Ввоз иностранных игральных карт запрещен властями Венеции.

1450-70 гг.

Францисканский монах читает в Северной Италии проповедь, осуждающую игру в кости и карты. Он проводит четкое различие между четырьмя мастями и двадцатью двумя старшими козырями.

1463 г.

Ввоз иностранных карт в Англию запрещен законом Эдуарда IV с целью поддержки местных производителей.

Как можно увидеть в приведенной выше таблице, изобретение ксилографии в Германии в начале XV века возвестило начало крупномасштабной индустрии производства карт. Тот факт, что карты были запрещены в Регенсбурге уже в 1378 году, дает понять, что дешевые трафаретные колоды выпускались в больших количествах и в более ранние годы, поскольку простой народ не мог позволить себе покупку вручную раскрашенных колод, предназначавшихся для аристократии.

Большой спрос на карты сильно перевешивал их религиозную оппозицию, и к середине XV столетия мастерские, изготавливающие карты, процветали во многих городах Италии, Франции, Германии и Бельгии. Учитывая разнообразие новых игр и новых карт, чтобы в эти игры играть, которое появилось с тех пор, удивительно, что ранние изображения вообще сохранились.

Велика вероятность того, что двадцать два козыря Таро развивались независимо от четырех мастей. Они не упоминаются братом Иоанном из Брефельда в 1377 году, и, хотя существование Таро Висконти в 1415 году доказывает, что они были известны в это время, выступление члена францисканского братства в Северной Италии где-то между 1450 и 1470 годами делает четкое различие между козырями и остальными картами.

Если так оно и есть, время и обстоятельства, при которых две колоды были соединены, остаются тайной.

За время своего существования колода Таро претерпела множество изменений. Версия, в минимальной степени отклоняющаяся от раннего венецианского Тарокко, это, вероятнее всего, Марсельское Таро, основанное на довольно ранних ксилографических оттисках.

Все современные итальянские колоды состоят из «двуглавых» карт, которые являются более удобными для карточной игры. Но поскольку у всех старших арканов и карт двора нижняя половина рисунка удалена, а верхняя половина повторяется в перевернутой позиции, большая часть символики оказывается уничтоженной. Старший аркан, который называется «Повешенный», например, представлен бессмысленной картинкой с двумя нижними частями туловища, соединенными по линии талии.

Но учитывая перемены, которые произошли в дизайне игральных карт в течение столетий, удивительно, что эти сложные и таинственные изображения сохранили так много от своего первоначального характера на протяжении шестисот лет непрерывного производства.

1 См. A history of playing cards, автор Catherine Perry Hargrave, Нью-Йорк, 1930. В этом издании можно найти хорошо проиллюстрированное описание китайских, японских и индийских игральных карт.

2 См. Istoria della citta di Viterbo, Рим, 1743.

3 Приписывание игральных арт цыганам возникло во Франции в XIX веке, было популяризовано Ж.А. Вальяном, изучающим знания цыган, и оккультными писателями Элифасом Леви и Жераром Анкоссом (также известным как «Папюс»).

4 См. Piebald Standard, автор E. Simon, Лондон, 1959; и The Trial of the Templars, автор E.J. Martin, Лондон, 1928.

5 См. De Moribus et Disciplina Humane Conservationis, манускрипт, написанный братом Иоанном из Брефельдского монастыря. Рукопись хранится в Британском музее. В ней описывается колода из пятидесяти двух карт, деленная на четыре масти, каждая масть содержит три карты двора, которые называются Король, Королева и Маршал. Обозначения мастей, к сожалению, не описаны, вследствие чего мы не можем сказать, откуда родом эти карты.

6 См. Tarocchi, автор Franco Maria Ricci, Парма, 1969. Карты Таро Висконти искусно воспроизведены в этой авторитетной работе профессора Риччи.

7 Вручную расписанные репродукции этих карт появляются в Jeux de Cartes Tarots et de Cartes Num?rales, du quatorzi?me au dix-huiti?me si?cle, автор Jean Duchesne, Париж, 1844.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики