MAAP_conf_2017_banner

Вторник, 07 апреля 2015 12:35

Альфред Дуглас Таро Глава 2 Символика Таро

Альфред Дуглас

Таро

Глава 2

Символика Таро

Вместе с вопросом о месте и времени появления Таро, существует также загадка их подлинного значения и цели. Возможно, рассмотрев цивилизацию, которая произвела их на свет, мы сможем прийти к каким-то полезным выводам.

Средневековый Ренессанс

Большой расцвет образования имел место в Западной Европе на протяжении XI, XII и XIII веков. Это было время энергии и любопытства, когда люди начинали осознавать новые возможности, присущие окружающему миру.

Европа была тогда обществом, открытым во многих направлениях, в которых соединялись и переплетались в огромном изобильном потоке новые идеи и убеждения. Отчасти они извлекались из античного прошлого, отчасти из других областей мира, с которыми была установлена связь по вновь открытым торговым путям.1

С середины XI века пути на Ближний и Дальний Восток и в Восточное Средиземноморье находились под господством приморских городов Северной Италии. Их купцы извлекли выгоду из падения Византии, крупной торговой державы, и позже, в XII и в начале XIII века Венеция, Генуя и Пиза закрепили свои позиции, когда действовали как перевозчики и поставщики крестоносцев, направляющихся на Восток.

Итальянские торговцы установили хорошие отношения с исламскими купцами, с которыми они вели дела на Ближнем Востоке, а также с правителями более отдаленных мест. Николо и Маттео Поло, например, первыми имели дело с ханом Хубилаем в Пекине в 1266 году, а когда они взяли с собой в Китай сына Николо Марко в 1271 году, он остался там на службе Монгольской империи на пятнадцать лет, возвратившись домой только в 1291 году.

Монгольское общество терпимо относилось ко всем религиям, которые ему не угрожали, и итальянцы обнаружили себя в компании буддистов, последователей конфуцианства, даосов, шаманистов, мусульман, евреев, несторианцев, членов гностического и других религиозных течений.

Купцы итальянских городов, удаленных от моря, особенно в Ломбардии, контролировали пути Савойи и, следовательно, северные торговые маршруты. Это дало им возможность присутствовать на крупных ярмарках в Шампани и в важных торговых и индустриальных центрах Фландрии, Франции и северо-востока Германии. Такие контакты вели, в свою очередь, к дальнейшим возможностям торгового сотрудничества с Англией, Скандинавией и Россией.

Это было до того, как церковь на Западе начала опасаться за свою позицию, и новые идеи могли обсуждаться, не рискуя получить обвинение в ереси. Итальянские торговцы были не только находчивыми бизнесменами и отважными путешественниками, они также обладали ясным и пытливым умом, который стимулировался новыми религиями и культурами, с которыми они оказывались лицом к лицу.

В результате, зарубежные философские принципы быстро распространились через Северную Италию во Францию и Рейнскую область и оттуда в другие части континента.

Север Италии и Юг Франции были культурно очень близки в то время. Многие итальянцы переезжали в Прованс и оттуда устанавливали торговые отношения с Испанией и Западным Средиземноморьем, находившимся под мавританским контролем. Многие города Италии, Франции и Испании в XII и XIII веках были многонациональными, и христиане, мусульмане и евреи мирно существовали вместе.

Одним из самых важных видов интеллектуальной деятельности в то время был перевод. Арабские, еврейские и другие иностранные произведения впервые стали доступны европейским ученым, и некоторые города, например, Толедо в Испании и Монпелье во Франции, были знамениты количеством и качеством выпускаемых ими переводов.

Норманнское завоевание Англии в конце XI века открыло пути для распространения кельтских верований, приведших к популяризации Артурианы, цикла легенд о короле Артуре и Граале, которые вошли в европейское течение благодаря королевским дворам Северной Франции.

Таким образом, средневековый мир представляется нам богатой тканью цивилизации, сотканной из материалов, извлеченных из многих источников. Искусство и литература XII и XIII веков отражают растущую заинтересованность западного человека в своем внутреннем развитии, его понимание необходимости психического роста и больший градус духовной зрелости, чем могли обеспечить узколобые учения государственной церкви.

Примеры постановки подобных вопросов можно наблюдать в работах ученых раннего Средневековья, таких как Бернард Сильвестр, который жил в середине XII века и создал несколько произведений, включая комментарии к первым книгам «Энеиды», стихотворный перевод арабского труда по астрологической геомантии и длинную поэму, ведущую хронику последствий предсказания астролога.

Однако наиболее значительной его работой было философское исследование, озаглавленное De Mundi Universitate («О совокупности мира»), которое он сочинил между 1145 и 1153 годами.

В этой книге Сильвестр рассматривает великую Богиню-Мать античности (которую он называет Natura); Эрос, оплодотворяющую силу природы и происхождение звезд, которые, как он провозглашает, являются богами.

Хотя эта работа является неоплатонической и нехристианской в перспективе, книга заслужила огромное признание в свое время. Она изучалась и обсуждалась в таких научных центрах как Авиньон, Павия и Париж на протяжении всего позднего Средневековья.

Гностические влияния на средневековую философию

Тенденция к возрождению интереса к античным языческим верованиям лучше всего проиллюстрирована успехом гностических религиозных течений в Европе в то время.3

Самый яркий пример такого успеха – это катаризм. Катары (название было образовано от греческого слова, означающего «чистый») представляли собой дуалистическое религиозное течение, процветавшее преимущественно на юге Франции и в Северной Италии в XII и XIII веке. Они были также известны как альбигойцы – по названию одного из своих главных центров, города Альби неподалеку от Тулузы.4

Катары впервые проявили себя в Лангедоке в 1140 году, но философию они принесли из Ломбардии. Изучение их принципов дает понять, что они произошли от богомилов, религиозного течения, основанного в Болгарии примерно в 940 году священнослужителем по имени Богомил.

Это направление было очень популярным в южной части Балкан и в Малой Азии в X и XI веках, а его основные доктрины, видимо, произошли от павликиан, христианского еретического движения, которое зародилось в Армении и было, вероятно, ответвлением манихейской религии Персии.5

Дуализм – это название, которое получило утверждение о том, что вселенная является полем битвы двух противостоящих сил. Привычный нам мир воспринимается в высшей степени злым, созданным зловещей силой, демиургом. Эта сила отождествляется христианскими дуалистами с Сатаной.

Тело и душа человека были созданы демиургом, но внутри них заключена искра противоположного начала, божественная природа, которую можно освободить, лишь достигнув просветления, которое разобьет ее плотские оковы. Достижение такой ступени самопознания дуалисты провозгласили своей целью, в результате чего их стали называть гностиками, от греческого слова gnosis, означающего «знание».

Европейские катары не только считали, что физический мир был созданием дьявола, но и ветхозаветным богом в действительности был дьявол.

Они рассматривали Христа как спасителя, присланного, чтобы открыть путь, по которому человек сможет освободить себя от оков материи, и разоблачить истинную природу ветхозаветного бога. Полностью отвергая материальный мир, они не признавали учения католической церкви о физическом воскресении Христа и телесном возрождении верующих в судный день.

Гностическая тема старших арканов

Существует предположение, что карты Таро были созданы катарами как способ изложить их взгляды посредством изображений для неграмотных людей, но образы Таро не отражают учение катаров в деталях.

Однако, если мы рассмотрим двадцать два старших аркана, главные козыри Таро, один за другим – начиная с не имеющей номера карты «Дурак» и заканчивая картой XXI «Мир», – они отлично раскроют темы античного гностицизма:

Дух человека божественен, но он заперт в физическом теле и не знает о своей божественности (Дурак).

Вестник из высших сфер демонстрирует свое господство в материальном мире и тем самым доказывает существование чего-то более глубокого, чем то, что мы видим на поверхности. В некотором роде он становится наставником и спутником дурака (Маг).

Прежде чем устремиться к освобождению, герой должен выдержать противостояние с правящими силами мира (представленными Жрицей, Императрицей, Императором и Первосвященником) и встретить и преодолеть вызовы повседневного существования (Влюбленные и Колесница).

И только по достижении определенной зрелости искатель (Отшельник) может начать путешествие, которое приведет его обратно к его духовному дому.

Его тщательное всматривание в себя (Колесо Фортуны) требует преодоления плотских желаний (Сила) и изменения своих базовых ценностей во взвешенном принесении низшего в жертву высшему (Повешенный).

Сублимация низшего «я» (Смерть) ведет к приливу духовной энергии (Умеренность), которая дает возможность одержать победу над демиургом.

Это приводит к разрушению земной темницы героя (Башня) и позволяет его духу устремиться ввысь сквозь небесные сферы, пока он не испытает опыт мистического перерождения (Суд) и под конец соединится с Anima Mundi, сверхличностным Духом Мира (Мир).

Для гностиков человеческий дух является частью бога, «божественной искрой», и он страдает не за свои грехи, но в результате изначальной трагедии, над которой он был не властен.

Таким образом, освобождение человека – это также и освобождение бога, и когда мир терпит поражение, часть бога оказывается выпущенной на волю и имеет возможность вернуться к своим истокам.

Можно рассматривать символику карт Таро как имеющую больше общего с таинственными культами языческого античного мира, что можно обнаружить в учениях таких представителей гностицизма как Василид и Валентин (II век н.э.), чем с их средневековыми преемниками.6

Нельзя сказать, что эти учения не выжили в XII и XIII веках. Манихейство, например, гностическое течение, основанное в III веке персидским князем по имени Мани, распространилось по всему востоку и оставалось одной из господствующих религий Азии около тысячи лет.7 Вопрос о том, какие менее известные традиции проникли в это время на запад, остается открытым.

Разные источники образов Таро

Как мы с вами видели, установить происхождение карт Таро не так просто, как можно было сперва подумать. Карты создавались в то время, когда идеи наводняли Европу, и они, по всей вероятности, не являются плодом какой-то одной традиции.

Изображения были выполнены в Европе, но они содержат в себе не только христианские, гностические и исламские образы, но также кельтские и скандинавские элементы.

Мы можем увидеть это, просто взглянув на карты:

Повешенный напоминает нам о самопожертвовании Одина на Дереве жизни, о символической смерти Диониса в орфических мистериях и о инициациях, проводящихся шаманистами на востоке.

Башня, поражаемая молнией, вызывает ассоциации с ударом молнии Юпитера и с его скандинавским эквивалентом, молотом Тора, а также с просветлением, подобным вспышке молнии, описанным в Махаяне и тантрическом буддизме, о пламени, в котором сгорают все иллюзии.

Верховная Жрица и Императрица – это прямые наследницы древних богинь мудрости и плодородия, смерти и жизни, в то время как Звезда, Луна и Солнце напоминают об арабской и античной астрологии, Астральных планах гностиков и небесных сферах Данте.8

Маг – это Гермес Трисмегист, покровитель алхимиков и верховный бог гностицизма, а также трикстер, плут, сбивающий с толку ловкостью рук.

Аркан VI, Влюбленные, находится под властью языческой фигуры Эроса, в то время как аркан XX, Суд, изображает апокалиптическую сцену, знакомую и христианам, и мусульманам.

Искусство Памяти

До нас не дошли материалы об использовании карт Таро иначе как в игре или для прорицания, тем не менее известно, что другие сложные аллегорические изображения выпускались в средневековой Европе в качестве пособий для запоминания или для того, чтобы дать религиозные наставления неграмотным.

Такие изображения тщательно составлялись из шаблонных картинок, предлагающих зрителю определенные идеи или истории. Таким образом полное Евангелие могло быть представлено символически, способом, который мог быть «считан» любым человеком, знакомым с использованными условными обозначениями.

В такой технике была составлена серия «Искусство памяти». Хотя трактаты о памяти были напечатаны в 80-х годах XV века, известно, что они были широко распространены в рукописной форме задолго до этого времени. Основывались они на возрожденном учении античного мира.9

Некоторые из козырей Таро легко помещаются в эту средневековую систему взглядов: три из четырех добродетелей – Справедливость, Умеренность и Сила – здесь, но где же Благоразумие? Возможно, его символ – Отшельник, или даже Папесса. А может быть, Благоразумие относится ко всей последовательности Таро. Считалось, что «Искусство Памяти» выходит под эгидой благоразумия.

Игра Триумфов

Сохранились записи о том, что двадцать два старших аркана Таро использовались в Италии эпохи Возрождения для игры под названием «Триумфы», что предлагает нам еще одну линию рассмотрения проблемы.

Фестивали и процессии составляли значительную часть городской жизни в Европе в Средние века и в эпоху Ренессанса, и нигде они не были так популярны, как в Италии. Изначально это, вероятно, были мистерии, инсценировки священных историй, но позднее они дали начало духовным и светским шествиям в честь святых или высокопоставленных гостей.

Эти роскошные представления часто бывали поставлены знаменитыми художниками: известно, что Брунеллески и Леонардо да Винчи разрабатывали механизмы, приводящие в движение замысловатые живые картины. Назывались великолепные постановки Trionfi, или «Триумфы».10

Получила ли игра в Триумфы свое название потому, что ее автор думал, что карты должны были изображать триумфальное шествие, или карты на самом деле были связаны с какой-то утраченной впоследствии мистерией, это, как и многое в истории Таро, неизвестно.

Младшие карты в колоде Таро

Когда мы начинаем рассматривать карты младших арканов, число возможных источников их символики кажется гораздо менее ошеломляющим.

Это пятьдесят шесть карт, разделенных на четыре масти, каждая масть содержит четыре карты двора и десять числовых карт.

Карты двора изображают Королей, Королев, Рыцарей и Пажей – знакомые персонажи в Средневековом обществе. Их появление на игральных картах может быть инспирировано шахматными фигурами. Игра, в которую играли аристократические круги в XIII веке, упоминается в записях того времени как Quatuor Reges, или “Четыре Короля». Ранее считалось, что это была карточная игра, но сейчас установлено, что это была разновидность шахмат.

Кроме того, самые ранние карты Таро имели клетчатые рубашки, напоминающие рисунок шахматной доски.

Существует также мнение, что обозначения мастей младших арканов –жезлы, чаши, мечи и монеты – были придуманы, чтобы отразить четыре основных класса общества в Средневековой Европе: дворянство (мечи), духовенство (чаши), купечество (монеты) и крестьянство (жезлы или посохи).

Это почти наверняка более позднее обоснование, поскольку эти четыре символа характерны не только для Таро. В действительности, отголоски их истории прослеживаются в разных столетиях.

Четыре Святыни Грааля

Истории о Святом Граале, ставшие известными в прозе, написанной по латыни Гальфридом Монмутским вскоре после 1130 года, рассказывают о четырех священных предметах, «Святынях Грааля». Точная природа этих артефактов различается от одной версии легенды к другой, но они часто описываются следующим образом:

Первым предметом был сам Грааль, чаша, из которой Христос вкушал на Тайной Вечере. Считалось, что он обладал способностью накормить всем, что душе угодно.

Второй – «Меч Духа», легендарный меч, которым владел царь Давид в Ветхом Завете.

Третьим было священное копье, считавшееся копьем Лонгина, римского воина, пронзившего подреберье Иисуса, распятого на кресте.

Четвертым было блюдо, с которого Христос и его ученики ели пасхального агнца.

Грааль и блюдо, конечно, являются аналогами потира и дискоса, используемых в католической мессе, но вместе эти четыре символа являются дохристианскими по происхождению.

Источников легенд о Граале, как и о Таро, много, и они столь же разнообразны. Но они были частично переработанным в христианской традиции кельтским мифологическим циклом, который возник в Ирландии и распространился в Уэльс и некоторые части Корнуолла.11

Норманнское завоевание Британии распространило французскую культуру на запад до Уэльса, и во второй половине XII века артурианские легенды были переведены на французский. За переводом последовал первый, хоть и неоконченный, французский вариант цикла о Граале, Le Conte du Graal, сочиненный Кретьеном де Труа в 1190 году.

Четыре сокровища Ирландии

Четыре святыни Грааля частично произошли от Четырех Сокровищ Ирландии, магических символов Туата Де Дананн, племен богини Дану. Эти племена считались богами кельтов в дохристианской Ирландии.12

Этими четырьмя сокровищами были:

(1) Котел Дагды. Дагда звался также Eochaid Ollathair, Отец Всего. Он считался кормильцем народа, потому что котел его был неиссякаем.

(2) Копье Луга. Луг был верховным божеством, крайне разносторонним, вследствие чего носил прозвище Samildanach, «опытный во многих искусствах». Он сражался копьем и пращой, орудиями, требующими сноровки.

(3) Меч Нуаду. Нуаду был королем племени Туата. Его меч считался таким могущественным, что ни один враг не мог спастись от его удара, стоило лишь расчехлить его.

(4) Камень Фаль. Камень Судьбы, который испускал громкий крик, когда на него вставал истинный король Ирландии.

Как эти четыре древних и священных символа, Четыре Сокровища Ирландии, или Святыни Грааля, стали использоваться для обозначения мастей на игральных картах (если между ними на самом деле есть какая-то связь) – тайна, но можно сделать вывод, что символика младших арканов Таро существует не сама по себе.

Романы Артурова цикла, как и гностические течения, были в глубине души увлечены человеческим поиском мудрости, душевного роста и предельного духовного высвобождения. Их предметом был поиск индивидом осмысленных переживаний, которые помогли бы ему обрести большую степень зрелости и большую целостность личности и связь со своим окружением.

Символика чаши, жезла, меча и монеты не может быть ограничена рамками одной традиции, как и символы старших арканов. Четверка противостоящих, но в то же время взаимодополняющих символов встречается в разных местах и в разные времена, и масти Таро представляют собой соединение нескольких культурных течений.

Может быть, последнее слово о происхождении карт Таро следует оставить за одним из самых первых писателей, исследовавших предмет. В своем произведении «Capitolo del Gioco della Primiera», опубликованном в Риме в 1526 году, Пьетро Пауло из Сан Кирико писал: «У нас нет ни достоверных сведений о том, кто изобрел, или кто, прежде всего, разработал и усовершенствовал игру, ни подтверждения авторитетных источников. Некоторые говорят, что это был Лоренцо Медичи и рассказывают неизвестную мне историю Эбботта. Если это так, то игра не стоит свеч, и я не могу рассказать ее. А была она хорошей или плохой – в этом пусть разбираются более любопытные. Другие будут настаивать на том, что Фердинанд Неаполитанский, который так отличал себя, был изобретателем. Еще кто-то будет рассказывать о Маттиасе, короле Венгрии; многие будут говорить о королеве Изабелле; некоторые о великом сенешале. Вкратце: поскольку это наблюдение столь же избыточно, сколь и первое, мы оставим право поиска ответов тем, кто горит желанием знать, сколько бочек вина Акест дал Энею, или как звали кормилицу Анкиза, или подобные занимательные вещи, хуже, чем про Яйцо и Курицу. Со своей стороны, если бы меня спросили, я бы сказал, что они всегда были и всегда будут, и я придерживаюсь того мнения, что никто из этих людей не нашел карты, но карты нашли их».15

ИЗОБРАЖЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ С КОММЕНТАРИЯМИ:

КОММЕНТАРИЙ: Двадцать два старших аркана Таро, как они обычно изображались в колоде XVIII века. Несмотря на множественные ошибки написании названий карт, которые мы можем наблюдать, большинство деталей оригинальных изображений воспроизведено верно.

КОММЕНТАРИЙ: Двенадцать старших арканов из французской колоды Марсельского Таро, выпущенной около 1900 г. Аркан II, Папесса, был заменен здесь Юноной, а аркан V, Папа, Юпитером. Неодобрение, высказанное Папой в 1725 году, привело к тому, что из многих колод были удалены четыре карты – Папесса, Императрица, Император и Папа – и заменены они были на четырех Мавров или Сатрапов. Примерно в 1800 году, в Безансоне, Папессу и Папу сменили Юнона и Юпитер (как в картах, представленных здесь), и во время революции Императрица и Император были замещены в Страсбурге картами с названиями The Grandfather (Le Grandpr?tre) и The Grandmother (La Grandpr?tresse). Современные французские карты вернулись к изначальным изображениям. (Британский Музей: коллекция Уилшир).

КОММЕНТАРИЙ: Двенадцать карт из современной итальянской колоды, изготовленной Масенгини в Бергамо. Эти изображения очень близко придерживаются самых ранних из известных образцов: мечи изображаются как изогнутые, чередующиеся клинки, посохи нарисованы так же, но при этом прямые, монеты - это замысловатые медальоны с номером карты в центре каждого, а чаши – высокие, узкие, ярко украшенные. Мужские масти, посохи и мечи, пронумерованы римскими цифрами, в то время как женские, чаши и монеты, - арабскими. Туз монет традиционно содержит информацию об изготовителе и о налоге, подлежащем уплате за колоду. На двойке монет изображен символ в виде восьмерки, часто встречающийся на головных уборах фигур старших арканов и карт двора. (Коллекция автора).

1 См. The Medieval World, автор Friedrich Heer, Лондон, 1961, для живого изучения мира Средних Веков.

2 См. A History of Magic and Experimental Science, том 1; The first thirteen centuries, автор Lynn Thorndyke, Нью-Йорк, 1923.

3 См. The Medieval Manichee, автор Steven Runciman, Кембридж, 1947.

4 Чтобы узнать историю катаров, и особенно обстоятельства, приведшие к их уничтожению, см. The Albigensian Crusade, автор J. Madaule, Лондон, 1967; и Massacre at Monts?gur, автор Z. Oldenbourg, Лондон, 1961.

5 См. The Bogomils: A study of Balkan Neo-Manicheism, автор D. Obolensky, Оксфорд, 1948; и The Bogomils, авторы Oto Bihalji-Merin и Alojz Benac, Лондон, 1962.

6 См. The Gnostic Religion, автор H. Jonas, Бостон, 1963; Gnosticism and early Christianity, автор R.M. Grant, Нью-Йорк, 1966; и The Gnostic Problem, автор R.M. Wilson, Лондон, 1958.

7 См. The Teachings of the Magi, автор R.C. Zaehner, Лондон, 1956; The Religion of the Manichees, автор F.C. Burkitt, Кембридж, 1925; и Mani and Manichaeism, автор G. Widengren, Лондон, 1965.

8 См. The Tarot, автор W.M. Seabury, Лондон, 1951, ради интересного обсуждения о параллелях между символикой Таро и образами «Божественной комедии» Данте.

9 См. «Искусство памяти», автор Френсис Йейтс, пер. с англ. – СПб.: Университетская книга, 1997.

10 См. The Civilisation of the Renaissance, автор Jacob Burkhardt, Лондон, 1960.

11 См. Arthurian literature in the Middle Ages, под ред. R.S. Loomis, Оксфорд, 1959.

12 См. The Mabinogion, перевод и редакция Gwyn Jones, Thomas Jones, Лондон, 1949; The International Popular Tale and Early Welsh Tradition, автор K.H. Jackson, Кардифф, 1961; Pagan Celtic Britain, автор Anne Ross, Лондон, 1967; и The Celts, автор T.G.E. Powell, Лондон, 1958.

13 См. The Grail Legend, авторы Emma Jung, Marie Louise von Franz, Лондон, 1971.

14 См. From Ritual to Romance, автор Jessie L. Weston, переиздание, Нью-Йорк, 1957, чтобы узнать о интересной попытке связать карты Таро с языческим кельтским культом, пережившим триумф христианства и продолжившим существовать в качестве тайной религии. Однако, гипотезы автора не были подтверждены более поздними исследователями, и сейчас им по большей части не придают значения.

15 Цитата по книге Researches into the History of Playing Cards, автор Samuel Weller Singer, Лондон, 1816.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики