MAAP_conf_2017_banner

Понедельник, 11 мая 2015 19:15

Альфред Дуглас Таро Глава 3 Значение Старших Арканов

Альфред Дуглас

Таро

Глава 3

Значение Старших Арканов

 Ввиду того, что известно о картах Таро, представляется вероятным, что они были изобретены, чтобы проиллюстрировать стадии или этапы в системе посвящения. В некоторой степени образы Таро схожи с алхимическими изображениями, которые, как показал К. Г. Юнг, были для наиболее восприимчивых приверженцев системой герметической подготовки, ведущей к духовному просветлению.

Западная алхимия, вероятно, была разработана в Египте, в эллинистической цивилизации Александрии, которая была также ранним оплотом гностицизма.1 Если это так, то и алхимические трактаты, и карты Таро являются образцами тайного языка символов, который посвященные всех времен придумывали, чтобы наставлять своих последователей и сбивать с толку непосвященных.

Эти тайные доктрины в наши времена активно изучаются благодаря открытию Юнга, что работы алхимиков скрывали изощренную систему по достижению психической интеграции, которая была удивительно похожа на его собственный «процесс индивидуации».2

Юнг определял индивидуацию как расширяющееся самосознание индивида и общества, упорядоченный процесс психического развития, ведущий к возрастающей целостности и «закруглению» жизни.

Он считал, что движение к зрелости может осуществляться двумя способами. Первый – это естественный процесс роста, присущий всему живому, происходящий с человеком без сознательного управления или контроля с его стороны. Второй – сознательно направленная программа внутреннего развития, имеющая стимулом определенные принципы и практики.

Второй тип процесса индивидуации отличается от первого тем, что сознание следит за тем, что происходит, и старается направить поток жизни в каналы, которые будут способствовать его психическому развитию.

Чтобы принять вызов направленной индивидуации, требуется мужество и решимость. Это героическое приключение, извечный путь героя, существующий в каждой культуре под видом мифа или легенды. Искушения постоянно будут встречаться, часто нужно будет сделать мучительный выбор, и не раз потребуется бдительность.

Риски и награды этого пути – это и есть именно то, чем занимается Таро. Каждый из двадцати двух старших арканов описывает этап этого путешествия по жизни, в некотором роде решающий. Лишь разрешив загадку, которую каждая карта по очереди предлагает, можно открыть путь вперед и продолжить дальнейшее развитие личности.

Согласно Юнгу, процесс индивидуации охватывает всю жизнь, но естественным образом делится на две половины. Первая половина связана с отношениями человека со внешним миром; она направлена на развитие сознания и укрепление эго.

Вторая половина меняет направление этого процесса, сталкивает эго с глубинами его собственной души и пытается установить связи со внутренним «я», истинным центром самосознания.

Две фазы противостоят друг другу, но также и дополняют друг друга. Первая половина жизни может считаться солярной по сути, поскольку она обращена во внешний мир, активна, позитивна, экспансивна. Вторая половина лунарна в своей интроспективности, созерцательна и пассивна в отношениях с материальным миром.3

Если мы рассмотрим двадцать два козыря Таро с этой точки зрения, мы обнаружим, что они естественным образом делятся на две группы с Колесом Фортуны, символически находящимся посередине.

Поворотный пункт между одной половиной жизни и другой жизненно важен. На высшей точке своего физического существования человек внезапно сталкивается с неизбежностью смерти. Как говорит сам Юнг: «В полдень солнце начинает клониться к горизонту. И это нисхождение означает полное изменение всех идеалов и ценностей, взлелеянных в утренние часы».4

Карты, касающиеся первой половины жизненного цикла, начинаются с не имеющей номера карты Дурак и заканчиваются Колесом Фортуны.

Дурака можно считать новорожденным ребенком, входящим в этот мир, чистым, невинным и не осознающим себя как отдельную сущность; он все еще закутан в складки неосознанности.

Вторая карта, Маг, символизирует расцвет самосознания и возникновение индивидуального эго. Человек, изображенный на карте, владеет магическими оружиями осознанности, при помощи которых он завоюет мир.

Следующие четыре карты – Верховная Жрица, Императрица, Император и Первосвященник – указывают на четыре силы, с которыми соотносится зарождающееся эго: мужское и женское, материальное и духовное. Также можно сказать, что эти карты относятся к каналам, посредством которых личность устанавливает отношения с окружающей средой. Это четыре юнгианских функции: интуиция, чувство, ощущение, мышление.

Аркан VI, Влюбленные, указывает на первый решающий выбор в жизни, уход из родительской семьи в свою собственную. C этой картой личность становится ответственной за свои поступки и, следовательно, за свою судьбу.

Далее мы видим Колесницу, обозначающую необходимость успешной адаптации к законам общества и сооружение безопасной «повозки», маски, с помощью которой можно продолжать путь по миру.

Справедливость совпадает с наступлением физической зрелости и показывает, что до сего момента развитие личности было односторонним, сознательный аспект развивался в ущерб бессознательному. Равновесие должно быть восстановлено, чтобы избежать душевного застоя. Справедливость – это голос осознанности.

Отшельник описывает процесс самоанализа, который последует далее, если подсказки сознания будут приняты во внимание. Широкая трасса, по которой ехал Колесничий, подошла к концу, и теперь нужно найти новую, уже более узкую, тропу.

И затем мы приходим к Колесу Фортуны, срединной точке жизни, в которой пик оказывается пройденным и начинается нисхождение.

В следующей карте Отшельник успешно трансформировал себя, осознав, что его казавшиеся непреодолимыми трудности являются общими для всего человечества. Понимание того, что его страдания характерны не только для него, дает ему необходимую беспристрастность, чтобы преодолеть страхи внутри, так же как женщина на карте Сила изображена одержавшей победу над львом. Лишь в бесстрашном столкновении могут быть обезоружены первобытные силы бессознательного.

Повешенный символизирует полный пересмотр ценностей и целей, который должен произойти во второй половине жизни. Требуется мужество, чтобы отказаться от прошлого в пользу неопределенного будущего. Но эта жертва должна быть принесена, чтобы психическое развитие продолжилось.

Следующая карта, Смерть, иногда зовется Трансформацией, поскольку она указывает на трансформацию сознания, которая должна случиться. Необходимо выйти за пределы эго; должна состояться смерть старого «я», чтобы энергия, запертая в этой части, могла быть выпущена и направлена на развитие высшего «я».

Умеренность показывает, что принесение в жертву запросов эго привело к обновлению связи с силами жизни. Самый большой вызов на пути, нисхождение в преисподнюю за тем, что было утеряно, заканчивается победой. Сознание в контакте с бессознательным, и нарушенное равновесие, на которое указывала Справедливость, восстановлено.

Дьявол говорит нам о том, что, как бы то ни было, в путешествии еще есть опасности. Силы бессознательного были выпущены на свободу, и искатель должен или подчиниться бессмысленным силам инстинкта, или принять и превратить их в более высокую и позитивную форму.

Обратная сторона Дьявола, сатана, или демиург, - это знаменитый ангел Люцифер, свет несущий. Следующая карта, Башня, наглядно изображает подарок Люцифера. Его свет – это огонь просветления, спускающийся подобно вспышке молнии, сметающий со своего пути все, что не сходно с его природой. Это выброс энергии, который можно почувствовать, когда психологические блоки между низшим и высшим «я» убираются, и свет Бога озаряет личность.

Звезда – это символ высшего сознания, Вечерняя Звезда, которая станет проводником сквозь тьму, пришедшую на смену ослепительному сиянию божественного удара молнии.

Луна символизирует последнее серьезное испытание, которое нужно пройти: темная ночь души, когда гаснет внутренний свет, и все кажется иллюзией. Это проверка веры.

Солнце олицетворяет гармонизацию противоположностей, соединение смертной и бессмертной частей личности. Эта карта – аналог «королевского брака» между братом и сестрой в алхимии. Ночь осталась в прошлом, наступает новый день.

Суд демонстрирует перерождение целостной личности, поэтому фигуры изображены восстающими из мертвых в Судный день.

Мир – это мандала; мы видим андрогинную фигуру, танцующую внутри венка, который является символом психической целостности, выражающим своей симметрией совершенный порядок и самореализацию зрелой души.

Мы также можем рассматривать это как образ младенца в утробе, и этот путь приведет нас к карте, с которой и начиналась последовательность – к Дураку, к новорожденному ребенку, начинающему свой жизненный путь. Это соотносится с гностическими доктринами, касающимися реинкарнации и последовательности жизней, ведущей к все более и более высоким достижениям.

Если старшие арканы колоды Таро иллюстрируют двадцать два важных этапа жизненного пути, то каждая карта может быть интерпретирована на нескольких уровнях. Она может указать на важные принципы и силы, действующие в мире; она может раскрыть значимые процессы в расширении мистического сознания; она может свидетельствовать о проявлении не выявленных до сих пор аспектов личности, а в перевернутом виде она может предупредить о трудностях физического или психического характера, с которыми, возможно, придется столкнуться.

Таро говорит на языке символов, на языке бессознательного, и, если использовать правильный подход, может открыть двери к скрытым пространствам души.

Таинственная красота карт дает толчок, пробуждающий интуитивные способности человека, и ведет к пониманию, лежащему за пределами разума. По мере исследования образов Таро, сознание раскрывает смыслы и значения, которые не могут быть точно определены или постигнуты полностью при помощи разума.

Таро связывает мир человека с миром духа, соединяя все уровни реальности и открывая внутренние двери, которые были до сих пор закрыты. Большая часть вечной ценности этих карт заключается в том, что их образы не уместить в рамки ни одного жесткого вероучения. Они не могут быть постигнуты до конца и поэтому предлагают все новые и новые догадки тем, кто их изучает.

Карты – это носители энергий жизни, архетипическое содержание бессознательного. Медитация на эти загадочные образы может привести в движение творческие силы души, внутренний свет, который не только расширяет границы рассудка, но также служит для активизации скрытых способностей бессознательного.

На прилагающейся иллюстрации вы увидите двадцать две карты больших арканов, выложенные в форме горизонтальной восьмерки. Эта фигура, древний символ вечности, регулярно встречается в ранних колодах Таро – ее можно увидеть на головных уборах, которые носят Маг и молодая женщина с карты Сила, а также на нескольких фигурах из числа карт двора. Она изображается на рисунках младших арканов, таких как двойка Монет, и на песочных часах, которые в некоторых колодах держит Отшельник. Карты разложены в форме этого символа, потому что, хоть он, возможно, и условный, но иллюстрирует общий замысел карт поразительным образом.

Начиная с Дурака, проследите за очередностью карт по кругу. Вы увидите, что первые десять карт направлены вовне, от центра. Эти карты относятся к первой, солярной половине жизни, когда растущая индивидуальность занимается противостоянием и налаживанием связей со внешним миром.

Колесо Фортуны лежит на пересечении двух кругов, указывая на точку середины жизни, когда внимание переключается на внутренний мир. Последующие десять карт направлены внутрь, демонстрируя лунарную, интровертную природу второй части процесса индивидуации.

Последняя карта, Мир, так же, как и Колесо Фортуны, лежит на пересечении двух кругов, и служит признаком конца одного жизненного цикла и начала следующего.

Такой способ систематизации карт несомненно обнаруживает странные аналогии и соответствия между ними. Например, сравните каждую карту в одном круге с картой, противоположной ей, в другом круге.

Первосвященник справа соотносится с Дьяволом слева. Каждая карта изображает мужскую фигуру, восседающую на троне, с двумя последователями у подножия. Можно сказать, что Первосвященник представляет внешнюю форму религиозных предписаний, догматов и разумного религиозного права, в то время как Дьявол изображает внутреннее господство инстинктов и животных желаний.

Император представляет собой фундамент материальной империи, основанной на ценностях человеческого общества. Противоположная ему Башня – символ разрушения подобных сооружений силами бессознательного.

Верховная Жрица – это лунная богиня интуитивной мудрости, позитивный аспект анимы. Противоположная ей карта – Луна, плетущая паутину иллюзий, негативная анима.

Колесница демонстрирует успех и оптимизм молодости, который сводит на нет карта, дополняющая ее – Смерть.

Карты, частично перекрывающие друг друга в центре расклада, поражают своим сходством. И Колесо Фортуны, и Мир изображаются как мандалы. Но фигуры, изображенные на первой карте, не очень похожи на людей и находятся за пределами колеса, в то время как на второй карте единственная фигура уже явно человеческая и достигла центральной позиции карты, втулки колеса.

Много подобных сходств и уравновешивающих сил становятся очевидными в процессе изучения и сравнения карт. Как уже говорилось ранее, колода Таро полна сложных и тонких аллюзий и соответствий, и интерпретации, приводимые здесь, - лишь немногие из присущего картам разнообразия.

В следующей главе вы найдете каждую из двадцати двух карт с отдельной иллюстрацией и развернутым комментарием.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики