Понедельник, 11 мая 2015 19:15

Альфред Дуглас Таро Глава 4,1 Старшие арканы: Дурак, Маг, Папесса, Императрица

Альфред Дуглас

Таро

ГЛАВА 4,1

СТАРШИЕ АРКАНЫ

Каждый из двадцати двух старших козырей Таро содержит в себе великое множество символов и вероятных значений. Мы не имеем намерения в этой главе проанализировать все возможные вариации, но она может пролить свет на некоторые наиболее явные аллюзии.

Например, большинство карт содержит отсылки или к античным мифам и легендам, или к библейским образам. Некоторые определенно кажутся плодом средневековых представлений, в то время как другие находят аналогии в иных культурах и в иное время. Некоторые карты могут ссылаться на современные события или личности, или включать в себя алхимические или еретические религиозные символы.

Рассматриваемые в своей очередности, карты несомненно могут быть интерпретированы с точки зрения психологии как человеческий поиск просветления; в перевернутой позиции они предупреждают об опасностях и преградах на пути.

Наконец, у каждой карты есть определенные значения, которые находят применение в искусстве гадания на Таро. Техника предсказания описывается дальше, в главе 8, но предсказательные значения старших арканов приводятся в этой главе, потому что во многих случаях они могут пролить дополнительный свет на значение козырей.

Вариации символики, которые не появляются на рисунках, иллюстрирующих эту главу (например, шляпа Мага с мягкими полями), в основном можно найти на изображениях, прилагаемых к главе 2.

Дурак

Обычно эта карта или не пронумерована, или, изредка, имеет номер ноль. Она изображает человека, одетого как придворный шут. Шут или Дурак – знакомая фигура в Европе Средних веков и эпохи Ренессанса. И хотя некоторые шуты были просто горбунами, карликами или кретинами, многие были одаренными акробатами, певцами или танцорами, занимавшими особенное положение при дворе.

Шуту часто позволялось высмеивать своего господина или совершать такие безумные выходки, которые обычный человек не решился бы повторить. Особенно одаренный шут мог заслужить репутацию, которая простиралась далеко за пределы владений его хозяина, и иногда мог достичь международной славы и получить возможность объехать весь свет, предлагая свои услуги тем королям, князьям и баронам, которым они были по карману.

Однако Шут, изображенный на карте Таро, похоже не достиг таких высот.

Во многих старых колодах он изображен одетым в лохмотья, ему в ноги бросается собака и кусает его, равнодушно идущего мимо. Он крепко сжимает посох в руках, а на плече у него сумка, висящая на перекинутой через плечо палке. Возможно, сумка первоначально изображалась как надутый свиной мочевой пузырь, примитивный воздушный шарик, бывший частью шутовского реквизита.

Иногда он изображается идущим за яркой бабочкой или насекомым, порхающим у него перед носом, и в этом случае сумка может оказаться сачком, в который он надеется поймать свою жертву.

Архетип мудрого шута встречается во многих культурах в разных частях света. Его неопытность, неискушенность по общественным меркам на первый взгляд представляется недостатком, но в действительности благодаря этому его сознание не закрыто для необычных переживаний, в которых отказано заурядным людям.

Он – бродяга, живущий на самом краю упорядоченной жизни, идущий своим путем, игнорирующий правила и запреты, с помощью которых люди хотят обуздать его. Он – безумец с зачатками гения, презираемый социумом, и в то же время – катализатор, который преобразует этот социум.

Дурак – это лесной человек, предвестник нового цикла бытия, глашатай новой жизни и свежих начинаний. Можно рассматривать его как невинный дух, готовый прийти в свое физическое воплощение; он – ребенок, которому еще предстоит уяснить все опасности, которые таит в себе мир; или же он – искатель, уже пробудившийся, догоняющий неуловимую бабочку интуиции, в надежде, что она приведет его к великим таинствам.

Настроение радостное и беззаботное, несмотря на то, что впереди можно увидеть намеки на подводные камни и испытания.

Он представляет собой хаос до пришествия разума, чистый импульс, который не плох и не хорош. Можно сказать, что Дурак в символическом плане может быть и началом, и концом, и поэтому он не ограничен присвоенным ему номером и может появляться, как в начале, так и в конце ряда из двадцати двух карт.

Когда он появляется как здесь, в начале, мы можем рассматривать его с психологической точки зрения как отображение новорожденного ребенка, который пока не осознает себя как отдельную сущность. Он пока еще не личность, и вследствие этого не может нести ответственность за свои действия как личность.

Он изображен в начале своего путешествия в жизнь, завороженный яркой бабочкой чувственного опыта и не обращающий внимания на все предостережения о попадании в рабство к случаю, что ждет его впереди.

В его сумке лежат смутные воспоминания о том, что он оставляет позади, воспоминания, которые побуждают его двигаться вперед в поиске ради возвращения себе того, что он только что потерял – своей первозданной невинности.

В некоторых колодах Таро он небрежно несет маленький цветок в одной руке; это его душа, часть божества, которую он пронесет с собой через все испытания, что ожидают его.

Негативный аспект Дурака обнаруживает Джокера, который гонится за сумасбродными забавами, не заботясь о том хаосе и анархии, что остаются после него. Пьянящая радость момента – вот его единственный интерес.

Предсказательные значения:

В прямом положении: Указывает на воздействие, неожиданное и незапланированное, но оказывающее мощное давление на рассматриваемый вопрос. Это проблема, которая может трансформировать ситуацию в пользу спрашивающего, если правильно к ней подойти. Эта карта показывает, что важное решение или важный выбор должны осуществиться. Если она хорошо расположена, окружена удачными картами, то будет принято мудрое решение, и стойкость будет вознаграждена. Если же положение в раскладе плохое, и окружение составляют неудачные карты, то это предостережение о грядущей ошибке. Также Дурак может обозначать близкий старт нового жизненного цикла и может относиться к типу личности и указывать на творческого мечтателя.

В перевернутом положении: Предвещает крупные проблемы, являющиеся результатом необдуманного, импульсивного действия.

I МАГ

Молодой мужчина в необычной шляпе с большими мягкими полями стоит за столом, на котором собраны разные орудия или инструменты. В некоторых колодах ими оказываются обозначения мастей младших арканов Таро – чаша, посох, меч и монета, – в то время как в других колодах это просто разрозненный набор инструментов сапожника. Карта имела разные названия – Маг, Менестрель, Фокусник и Сапожник.

Вероятно, изначально он должен был изображать странствующего скомороха, такого же артиста, как и Шут-Дурак, который перемещается из города в город, из деревни в деревню, один или с труппой актеров и музыкантов, дает представления, предсказывает судьбу, продает шарлатанские снадобья. Часто такие люди, находящиеся под присмотром представителей власти и большей частью влачившие жалкое существование, являлись средством, при помощи которого необычные учения или еретические идеи получали огласку.

Этот персонаж, наполовину фигляр, наполовину мудрец, был выбран создателями Таро, чтобы возглавить последовательность пронумерованных карт. Ему назначен первый номер, число позитивного действия, индивидуальности и творческого начала. Маг полон сил, уверен в себе и независим.

Можно рассматривать его как Прометея, сжимающего в руке полый стебель тростника, в котором он принес дар, огонь с Олимпа, украв его у богов. Образ Прометея, как он изображается в древнегреческих мифах, кажется очень похожим на образ Мага из колоды Таро. Он был находчив и хитер, как Гермес или Локи, или герой фольклора американских индейцев Койот, и кроме того решителен и уверен в себе, о чем свидетельствует его неповиновение Зевсу.

С психологической точки зрения миф о Прометее можно отнести к тому времени, когда человек впервые достигает самосознания, «выкрав» его у бессознательного, и тем самым присвоив один из атрибутов божественного.

Таким образом он принимает на себя и ответственность божественного: теперь он в ответе за свои поступки. Но овладевая миром, он потерял зрение своей души. Яркий свет эго затмевает мягкое свечение духа.

Оставшиеся карты в цикле Таро покажут опасности и искушения, с которыми он должен встретиться на своем долгом пути, где он, неся с собой священный огонь самосознания, должен вновь обрести то, что потерял.

Следующий за Дураком, Маг символизирует первую ступень осознанного существования: пробуждающееся самосознание ребенка и начало его жизненного путешествия. Его первой задачей будет научиться жить в своем окружении. Прежде чем двигаться дальше, он должен с силой и властью научиться обращаться со своими элементарными орудиями – физическими чувствами.

Традиционно Маг – это посвященный, который привел все грани своего существования к сознательному равновесию, от телесного до божественного, и вследствие этого может проявлять божественную энергию на материальном плане. Скипетр, который он держит над головой, олицетворяет его пламенеющую волю, с помощью которой он управляет четырьмя стихиями, которые символизируют четыре предмета, лежащие перед ним на алтаре – меч (воздух), чаша (вода), жезл (огонь) и монета (земля).

Символ над его головой означает присутствие святого духа, и поэтому его воодушевление кажется исходящим из его собственного истинного «я», от божественной искры внутри. Он действует с величайшей убежденностью, зная о том, что все, чего он желает, будет в соответствии с волей вселенной. Он – осознающее звено между миром духа и миром человека.

Одежда Мага – белого цвета, что означает его внутреннюю чистоту и гармонию. Верхнее одеяние и пояс – алые, чтобы отобразить пламя его целенаправленной деятельности. Лилии у его ног символизируют его стремления, а розы – его успех.

Он – наставник, который появляется, когда ученик готов, мудрый мастер, который даст напутствие Дураку на тайных тропах души.

В профанных терминах это человек, который использует свой интеллект и энергию, чтобы исследовать и изменять мир вокруг себя; он не удовлетворен существующим порядком вещей, но должен непрерывно искать смыслы и альтернативы.

Будучи не в состоянии принять данные ему объяснения о природе и цели жизни, он должен приложить усилия, чтобы раскрыть тайну бытия для самого себя. В этом аспекте он – герой, вставший на путь поиска мудрости, искатель перед дверью тайного храма.

В перевернутом положении Маг становится Плутом, трикстером, который фокусничает с жизнью, и с восторгом взирает на эффект, производимый его ловкими трюками на простых смертных. Предмет его поиска теперь не мудрость, но власть. Если он успешно вызовет настоящие силы стихий, то станет колдуном – инструментом тех темных сил, которые он стремился контролировать.

Предсказательные значения:

В прямом положении: указывает на силу воли, личностный рост, готовность встретиться лицом к лицу с опасностью, на инициативу, которая приведет к успеху и триумфу. Также способность к адаптации, гибкость, дипломатичность и уверенность в себе. Может обозначать начало важного нового цикла в делах спрашивающего.

В перевернутом положении: слабая воля, недостаток мужества, робость и нерешительность, приводящие к дальнейшим проблемам; неспособность встретиться с действительностью.

II ПАПЕССА

Папесса, или Верховная Жрица изображается как мудрая дама, облаченная в пышное одеяние, с тяжелой короной на голове, аналогичной той, что носит Папа. Она держит раскрытую книгу или свиток на коленях, а позади нее виднеется висящее покрывало или занавес. На некоторых образцах карты она изображается сидящей между двумя колоннами.

Легенда о Папессе впервые появилась в Европе приблизительно в конце XII столетия и с того момента становилась все более и более известной, пока не достигла пика популярности в эпоху Реформации.

Согласно легенде, она родилась в городе Майнц в Германии, влюбилась в англичанина и, переодетая в мужское платье, уехала с ним в Афины, а затем в Рим, где начала обучение, взяв себе имя Иоанн Ангеликус (Johannes Angelicus).

Продемонстрировав выдающиеся способности, она со временем смогла взойти на папский престол под именем Иоанна VIII. Считается, что она успешно правила с 854 по 856 год, между Папой Львом IV и Бенедиктом III, но, к сожалению, забеременела и умерла, едва родив ребенка, рядом с Колизеем во время торжественного шествия.

У этой любопытной истории не было основания.1 Вероятно, она была составлена из полузабытого языческого мифа, близкого еретической гипотезе. Известно, что в катаризме и других средневековых течениях женщины допускались до высоких судебных должностей.

В ряду Таро Папессе соответствует число два, что символизирует баланс, относительность, дуализм «пар противоположностей», развивающийся из числа один – единства. Число два представляет собой взаимовлияние полюсов, что дает начало проявлению, а в человеческой сфере обозначает опыт индивидуального существования, как обособленное эго, отделенное от окружающего мира. Это число времени в противоположность отсутствию чувства времени, создания в противоположность создателю, отраженного света луны в противоположность прямому свету солнца.

Из этого следует, что Папесса может рассматриваться как прямая наследница верховных жриц античного периода, воплощение лунных богинь единения и деторождения.

Изображение Папессы в некоторых колодах Таро имеет сходство с изображениями египетской богини Исиды или лунного божества Хатхор. Хатхор была проводником в тайный мир – в мир мертвых, и поэтому звалась Королевой Запада. К ее покровительству взывали от лица мертвых или умирающих. В большом храме Хатхор в Дендере было найдено место поклонения «звезде Пса» Сотис, она же Сириус, а пес также традиционно считается проводником в мир мертвых. Любопытно, что одно из эзотерических названий Папессы – «Жрица Серебряной звезды».

О ней говорили, как о «великой женской силе, управляющей самим источником жизни, вбирающей в себя все питающие силы, накапливая их, до того как придет время выпустить их на волю».2 Поэтому она изображена сидящей меж двух колонн позитивной и негативной энергии, на которых зиждется вселенная, поглощающая и объединяющая противоположные энергии.

Она – пассивное звено между физическим и духовным планом. Считается, что через нее бог осознается в сердце человека, отсюда ее название «Вечнопребывающая благодать».

Поскольку несказанные слова посвящения в тайну можно услышать лишь при помощи интуиции, то первое задание Дурака – выучить тайный язык Верховной Жрицы, чтобы он мог обстоятельно прочесть каждое слово в ее книге мудрости. Книга или свиток, который она держит на коленях, содержит в себе тайны скрытого храма, хранительницей которого является Жрица.

В каббалистической традиции она связана с Шехиной, вечной благодатью, которая сходит, чтобы осветить храм, когда две колонны приведены в полное равновесие; она – видимое отражение божественного сияния, на которое ни один человек не может взглянуть и остаться в живых. По сути своей она – источник вдохновения и интуитивного знания, канал, при помощи которого божественное проявляется на земле.

В психологическом аспекте она символизирует один из мостов, соединяющих две колонны сознательного и бессознательного разума, вдохновительницу снов и видений, открывающую продолжение жизни за границами сознания.

Завеса позади нее скрывает дверь, ведущую во внутренние миры души; она позволяет сознанию пройти внутрь, а силам бессознательного проявляться свободно. Творческое вдохновение и интуитивное откровение – вот две силы, которые могут течь только когда путь открыт.

Для тех, кто к этому готов, она проявляет себя как Покровительница Света, показывающая тайную тропу лучами своего мягкого лунного свечения и щедро дающая свое покровительство и защиту. С этой стороны она предстает божественным вдохновением – Софией, гностической богиней мудрости.

Верховную Жрицу можно также рассматривать как аспект проявления женской стихии в человеке, Аниму. Это архетипический образ, содержащийся в мужском бессознательном, который ни в коем случае не относится к единственной женщине, но проецируется на нескольких женщин в течение жизни, наделяя их на какой-то срок магической силой, которая может или вдохновлять, или вести к разрушению.

Негативный аспект этого образа обнаруживается, когда факт существования и мощь этой женской стихии внутри остается непризнанным или недооцененным. В таком виде богиня мудрости становится femme fatale: Гекатой, королевой темной стороны луны, Лилит, властительницей демонов, плетущей паутину иллюзий и уничтожающей своих любовников.

Предсказательные значения:

В прямом положении: обнаружение тайных вещей, дающих силу и надежду. Интуитивное понимание проблемы, предлагающее новые решения. Эта карта может указывать на влияние женщины мудрой и вдохновленной. Для художника или первооткрывателя она представляет источник творческого дара.

В перевернутом положении: Предупреждает о сложностях, являющихся результатом эмоциональной неустойчивости. В раскладе для мужчины может символизировать дурное влияние женщины, которой он эмоционально пленен. Также указывает на проблемы, вызванные недостаточной прозорливостью или нежеланием прислушаться к совету.

III ИМПЕРАТРИЦА

Здесь мы видим почтенную даму, сидящую на свежем воздухе. На голове у нее корона, а в руке – скипетр. Щит, украшенный гербовым орлом, также присутствует, иногда она держит его в руках, иногда он покоится у ее ног. Она выглядит цветущей и умиротворенной.

Содержит ли этот образ в себе какие-то исторические аллюзии, неизвестно, хотя, возможно, она была написана с одной из знаменитых византийских императриц или с одной из дам династии Гогенштауфенов, которая оказала сильное влияние на течение истории Средних веков.

Императрица обозначается числом три. Это число синтеза и гармонии. Оно говорит о снятии напряжения, которое породила двойственность, рождением третьего, объединяющего принципа.

Следовательно, три – это число деторождения, новой жизни, зачатия и материнского плодородия. Тогда как два обозначает временную протяженность от прошлого к будущему, три добавляет пространственное измерение, символизирующее бытие явлений во времени.

Императрица – это великая Богиня-Мать, источник всего живого. Она олицетворяет сверхизобильные силы природы вместе с милосердной женской мудростью царицы жизни. Ее интересы существенно сосредоточены на материальном уровне. Она – властительница рая на земле, а ее беременная фигура свидетельствует о ее роли хранительницы деторождения и материнства.

Она – наследница земных богинь, таких как греческая Деметра или шумерская Иштар, божеств, которые, вероятно, предшествовали античным пантеонам, где главенствовали мужчины. Они были покровительницами мистериальных культов, таких, например, как Элевсинские мистерии, где священные драмы смерти и обновления жизни разыгрывались для посвященных. Элевсинские мистерии были посвящены мифу о богине плодородия Деметре и ее дочери Персефоне, которую унес в подземный мир как свою невесту Гадес, или Плутон, и ей было позволено подниматься в верхний мир на восемь месяцев в году, чтобы лето могло вернуться, и жизнь продолжалась.

Деметра и Персефона были богинями жизни и смерти, что наводит на параллель с образами Императрицы и Папессы из колоды Таро, как светлой и темной сторонами мироздания.

Сила Императрицы пассивна, женственна, это не тот активный интеллектуальный контроль, который осуществляет Маг. Ее оружие – эмоции и чувства, а не мысли.

В духовной сфере она представляет ту веру, которая появляется из комфорта материального мира и эмоциональной благодарности за деяния природы. Она вызывает духовное пробуждение через приверженность физическому труду и творчеству, и как Папесса, она действует как один из путей, приводящий к более глубоким уровням осознанности.

Эту сторону Императрицы отражает ее щит, украшенный символом орла. Орел – это душа, царящая в природе.

Здесь искатель после мудрости встречается со следующим вызовом. Он должен научиться видеть небесные процессы в земных вещах и понять, что материальный мир – это не что иное, как блестящий покров божественного.

В профанном мире она представляет чувство. Функция чувства в этом смысле – это своего рода суждение. Но это не суждение как заключение, сделанное в результате мыслительного процесса, но скорее интуитивное выстраивание порядка и применение системы ценностей к вещам. Эта способность больше развита у женщин, чем у мужчин, хотя некоторые мужчины проявляют ее в эффективной форме.

Императрица – это предельный тип чувствования, правящий своим сложным королевством при помощи точно сбалансированной проницательности, основанной на ее представлении о ценностях. Женщина, у которой развито «чувство чувствования», проявляет его в похожей манере: она справедливая и сочувствующая мать, преданная благополучию своей семьи, и она – дарящий тепло и готовый помочь член сообщества. Она искусно обращается с людьми и получает от них лучшее, проявляя при этом глубокое понимание их забот и трудностей.

Императрица может также проявлять себя через мужской пол. Если ее подаркам позволяется обогатить сознание подобно золотым плодам рога изобилия, она раскрывается как прекрасная Дама, вдохновляющая своих поклонников приверженностью своему идеалу, и образ ее пробуждает благородные мысли в мужских сердцах.

Как и в случае с Папессой, негативный аспект Императрицы часто проявляется через мужской пол. У молодого мужчины первое впечатление от женщины связано с образом его матери, и он сосредоточивает в ней все атрибуты Императрицы. В некоторых случаях эта начальная проекция становится такой мощной, что протягивается через всю жизнь, окрашивая и коверкая все последующие отношения с женщинами и заключая сознание в эмоциональную «смирительную рубашку», которая останавливает его развитие. C этой точки зрения Императрица превращается в Кали, темную богиню, пожирающую своих детей.

Предсказательные значения:

В прямом положении: Плодородие, изобилие, богатство, материнство. Указывает на семейную стабильность, сочувствующую искренность, материнскую заботу и защиту. Комфорт или вдохновение, полученные от контакта с природой. Утешение и чувство безопасности, обретенные через чувственные наслаждения. Кроме того, символ роста; закладка крепкого фундамента для будущего развития.

В перевернутом положении: Семейные разногласия, материнская жестокость или гиперопека. Бесплодие или нежелательная беременность. Ощущение мира чем-то чуждым и злым. Психическое заболевание. Нищета.

СНОСКИ

ГЛАВА 3 ЗНАЧЕНИЕ СТАРШИХ АРКАНОВ

1 См. The Arts of the Alchemists, автор C.A. Burland, Лондон 1967; Alchemy, автор E.J. Holmyard, Лондон 1953 и The Origins of Alchemy in Graeco-Roman Egypt, автор Jack Lindsay, Лондон 1970.

2 Исследования алхимии Юнгом можно найти в работах Psychology and Alchemy, Лондон – Нью-Йорк, 1953; Alchemical Studies, 1967; Mysterium Coniunctionis, 1963.

3 См. The Way of Individuation, автор Jolande Jacobi, Лондон 1967.

4 «The Stages of Life» в книге “The Structure and Dynamics of the Psyche”, Лондон – Нью-Йорк 1960.

ГЛАВА 4 СТАРШИЕ АРКАНЫ

1 Первым на это указал протестантский священник Блондель в 1647 году. Eclaircessiment de la question si une femme a été assise au siége papal de Rome entre Leon 4 et Benoist 3, автор Dav. Blondel, Амстердам 1647.

2 См. Ритуалы ордена Золотой Зари.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики