Поделиться
08.06.2015 Автор:

Рональд Декстер

История оккультного таро

Памяти Дональда Лейкока

Введение

Идея этого учебного пособия по картам Таро принадлежит Майклу Даммиту и Дональду Лейкоку, австралийскому антропологу, памяти которого посвящена. К сожалению, в начале 1989 стало известно, что Лэйкок заболел лейкемией и не сможет продолжать свою работу. Вскоре после этого он покинул этот мир. Казалось, что этому проекту суждено почить вместе со своим австралийским соавтором. Однако, он возродился благодаря сотрудничеству с Рональдом Декером (Ronald Decker) и Тьери Депаулис (Thierry Depaulis). Материал, накопленный нами втроем, был настолько объемен, что нам пришлось разделить изначально планируемый однотомник надвое. Наше творение увидело свет в 1996 году под названием «A Wicked Pack of Cards a study of the esoteric uses of Tarots in France from the first evidence up to the early XX century» («Загадочная колода карт, изучение эзотерических истоков Таро во Франции от первых свидетельств до современности»). Мы описали основные колоды, эзотерические и предсказательные, опубликованные в рассматриваемый период. Мы изложили биографические данные наиболее значимых теоретиков, отобразили их инновационные мысли, их малоизвестные работы и системы их символизма. Мы указали на некоторые неточности и заблуждения.

Некоторые наши читатели жаловались на то, что не соответствует их ожиданиям. Они хотели бы, чтобы мы писали как метафизики, семиотики, мифологи или иконографы. Все эти перспективы чрезвычайно полезны при изучении эзотерического Таро, но они не могут получить должного отображения на страницах этой книги. По нашему мнению, Тарологии не хватает простоты, честности и четкой хронологии. И этот недостаток мы стремились восполнить нашей книгой.

Наиболее раннее материальное свидетельство Таро датируется 1420-ыми годами и принадлежит придворным кругам Северной Италии. Существуют указания на то, что оно использовалось только в качестве карточной игры. Исходное Таро состояло из четырех мастей – Мечей, Жезлов, Кубков и Монет – каждая из которых состояла из десяти карт – от Туза до Десятки, и четырех Карт Двора – Валета, Рыцаря, Королевы и Короля. Эти четыре масти обычно использовались в Италии того времени и продолжают использоваться по сей день в колодах игральных карт; Рыцарь был стандартной составляющей итальянской колоды; Королева была добавлена в Таро. Отличительной особенностью колоды было наличие двадцати одной карты с картинками, которые назывались «козыри» и одно карты под названием «Шут» (или Дурак, анг. Fool). Козыри образуют последовательность и часто пронумерованы от I (меньший) к XXI (больший). Они олицетворяли такие фигуры как Папа (Римский), Справедливость, Смерть и Солнце. Набор образов был одинаков, но их порядок и нумерация значительно различались в разных регионах Италии. Изобретение Таро по сути состоит в добавлении Шута (Дурака) и Козырей. Первая игра в Таро стала родоначальницей большого семейства игр, в которые и сегодня продолжают играть в разных частях Италии, во Франция, Швейцарии, Дании, Шварцвальдских горах, Венгрии, Чехии и Словакии, в каждой стране Европы, кроме Британии, Пиренейского полуострова и территории бывшей Османской империи. Все эти игры были азартными; повсеместно, кроме Франции и Сицилии, ранжирование карт в зависимости от номера производилось по-разному в разных мастях. Во всех четырех мастях Карты Двора занимали наиболее высокое место; в Мечах и Жезлах (пики и трефы) карты ранжировались в порядке: 10, 9, 8 ….. 2, Туз, а в двух других мастях – в обратном порядке. Во Франции и на Сицилии карты ранжировали во всех мастях одинаково: от 10 в порядке убывания.

Незадолго до 1750-ых годов немецкие игроки в карты Таро значительно изменили внешний вид колоды. Без изменений остались структура и правила игры, но заимствовали традиционные французские масти – Пики, Трефы, Черви и Бубны вместо итальянских. Традиционные фигуры-образы были сняты с Козырей которые отныне отличались прежде всего нанесенными на них порядковыми номерами. Образность теперь включала животных, жанровые сцены или другие, случайные, не имеющие смысла изображения. К концу XVIII века это «французско-мастное» Таро было заменено на «итальяно-мастное» повсюду, кроме Франции, Швейцарии и Италии. Французсие игроки перешли на их использовании примерно в ХХ веке.

Современное гадание на картах возникло в XVIII столетии: для предсказания будущего колода карт перетасовывалась, выкладывалась в определенном порядке, образуя расклад. Первые гадания на Таро происходили в Болонье, и множество раскладов, используемых и сегодня, происходят от французских гадалок. Во-первых, они дали гадательные значения популярной колоде для игры в пикет, обозначения мастей в которой были французскими. Жан-Батист Альетт (1738 - 91), парижский прорицатель, наиболее известный как Эттейла, перенес свое гадание на колоде для пикета на Таро. К тому времени во Франции игра в Таро почти сошла на нет за пределами ее восточных областей, и парижским прорицателям Таро казалось более загадочным и экзотичным. Эттейла и другие наполнили Таро оккультным знанием. В результате этого родилось новое Таро, используемое для гадания, а также созданное для выражения универсального, всеобъемлющего, космического знания. Это были зачатки того, что мы сегодня называем Таротизмом (Tarotism).

Французские тарологи (Tarotists) XVIII и XIX веков традиционным Таро называли его версию, используемую во Франции, сегодня известную как Марсельское Таро, произошедшее от Миланского. Они использовали его порядок и нумерацию козырей, не зная о других возможных вариантах последовательности, более древних и существовавших на тот момент; также им были неизвестны различные варианты ранжирования карт в зависимости от масти, существовавшие практически повсеместно, кроме Франции. Эти упущения были унаследованы тарологами других стран.

Некоторые тарологи принадлежали к тайным обществам, ищущим древней мудрости; но их работы о Таро необязательно проистекают из тайных знаний. Чаще они гордо преподносили свое понимание, свои инсайты как интуитивно понятные. Однако, их теории происхождения Таро относили его таким сообществам как египетские жрецы, маги, алхимики, каббалисты и тамплиеры. В наиболее распространенной интерпретации Козырей Таро они соотнесены с буквами иврита, еврейским алфавитом, и, следовательно, Таро может толковаться с позиции «христианской каббалистики». Это означает, что колода игральных карт была интегрирована в целостную систему Западной магической теории. Инициатором этой идеи был Элифас Леви (1810 - 75), первый современный «объединитель» Западного оккультизма.

Во второй половине XIX века влияние французских тарологов достигло Англии и США. В обоих странах произошел всплеск активности и увеличение численности различных клубов и братств, а также тайных обществ, обладавших собственной оккультной программой. Наиболее влиятельными были тарологи Герметического ордена Золотой Зари. Основатели этого общества объединили течения Западной магии и создали Таро, отражающее этот комплексный подход. Англоговорящие оккультисты подвергли Таро основательной проработке: они ассимилировали старые французские теории Таро, адаптировали их и провозгласили полученный результат «тайной традицией», которую они взращивают внутри своего магического сообщества.

В этой книге мы решили рассмотреть жизнь этой «тайной традиции» Таро – как она зародилась в оккультных сообществах и как ускользнула от них, дабы занять новые высоты в современной культуре. Секреты стали общедоступны, раскрывшись благодаря публикациям недовольных посвященных. Такие посвященные были склонны образовывать свои собственные группы, которые сохраняли и дополняли материал по Таро. Для полноты картины нам необходимо понимание философии древности (более подробно во Вступлении) и оккультного движения, особенно XIX века (Часть I). Мы тщательно исследовали жизнь выдающихся братств и их отдельных членов. Некоторые из этих сообществ существуют и сегодня, продолжая в свое практике использовать Таро – история продолжается. Но этап секретности учения, несомненно, подходит к концу. Оккультисты стали более открыты и меньше беспокоятся о раскрытии своих учений. Тем более, что идеи вряд ли могут быть сокрыты в современном обществе, которое становится все более эгалитарным и открытым. Последние «секреты» Таро раскрылись, когда в 1960-ых его присвоила «контр-культура». Эта книга повествует множество историй, и они не заканчиваются одновременно. Окончанием нашего рассказа можно считать 1970-ые.

Даже наиболее научный подход потерпел неудачу при попытке сопоставить Таро с интерпретацией, что возможно для искусствоведческого или исторического подходов к игральным картам. Мы не отрицаем вероятность того, что некоторые образы Ренессанса лежат в основе образов на картах Таро. Мы не писали нашу книгу «A Wicked Pack of Cards» с целью атаковать все известные интерпретации Таро, как предполагают некоторые критики. Наоборот, мы изначально предполагали включить главы о последовательности эзотерических интерпретаций, которую давали Козырям их исследователи. Однако, накопления французских теорий оказалось достаточно для полной книги, и мы не включили свои интерпретации. Мы столкнулись с аналогичным обилием теорий Таро в англоязычном мире; мы еще раз урезали свои собственные гипотезы о символизме Козырей в пользу привлечения большего внимания к хронологическому изложению.

В «A Wicked Pack of Cards» мы пытались доказать что все эти различные теории безосновательны и анахроничны: они обычно приписывают Таро большую степень древности и склонны трактовать его с позиции языческих и/или еврейских доктрин, которые итальянцам XV века не могли быть известны. Некоторые оккультисты, критикуя наши более ранние книги, оскорбляли нас, вместо того, чтобы использовать рациональные аргументы; но конструктивный критик предпочел бы встретиться с нами на «нашей земле» и используя рациональные аргументы постарался бы уличить нас в неправоте. Возможно, истина кроется во фразе, которая принадлежит частной переписке Гарета Найта «любое объединение готовых культурных образов из кладовой культурного наследия» будет работать также хорошо, как и Таро, в творческих стремлениях эзотерического характера: разум будет проецировать структуры на них. Если это так, то для таролога не важно, был ли глубинный смысл изначально заложен в Таро: в любом случае, оно будет исполнять свои функции одинаково хорошо.

Благодарности

Мы выражаем особую благодарность Роберту Гилберту (Robert Gilbert), который поддерживал тесный контакт с нами на протяжении написания этой книги и был неизменно предупредителен и предоставлял нам много значимой информации, о которой мы ранее и не подозревали, а также любезно предоставлял нам копии материалов; эта книга многим обязана его щедрой помощи. Мы также благодарны Роберту Уорду (Robert Word): с поражающей точностью и отзывчивостью он предоставлял информацию о разнообразных эзотериках и предложил несколько продуктивных направлений исследовательской работы. Также свои благодарности мы выражаем Marjorie Behrman, Rev. Ruth Blighton, Thierry Depaulis, Linda Falorio, Kenneth Grant, Mary K. Greer, Dr Stephan Hoeller, Professor Moshe Idel, K. Frank Jensen, Stuart R. Kaplan, Gareth Knight, Professor Phillip Lucas, Dr Rafal T. Prinke, Susan C. Roberts and Dr Dorothy Wissler.

Ссылки

Полную библиографическую ссылку на книгу или статью, упоминаемую или цитируемую только один раз, Вы найдете в конце страницы. Работы, цитируемые более чем два раза указаны в сносках и иногда в тексте. Полный список цитируемых изданий Вы найдете в конце книги с переводом названия, если изначально они не англоязычные.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики