Поделиться
08.06.2015 Автор:

Ричард Дуглас

Таро

Глава 4,2

Старшие арканы таро - от Императора до Колеса Фортуны

IV ИМПЕРАТОР

Император изображается сидящим на троне под открытым небом. Голова его увенчана короной, и в некоторых колодах Таро он облачен в доспехи. В руке у него скипетр, а рядом с ним, иногда вырезанный прямо на троне, мы видим щит с изображением орла.

В ряду карт Таро Император имеет номер четыре. Четыре – это число четкой структуры, консервативной логики законов обыденного мира. Оно обозначает разум, силу воли и человеческий мир на земле.

Император – это супруг Императрицы. Он также представляет творчество, но это творчество воли, а не чувств. Он символизирует власть, а не любовь.

С точки зрения мифологии, он – преемник таких «отеческих» образов, как, например, греческий бог Уран, властитель небес, который, соединившись со своей супругой Геей, Матерью-Землей, объединил две половины космического яйца и позволил вселенной родиться из хаоса.

Он – символ воинственных патриархальных обществ, которые вытеснили с земли первобытные аграрные культуры.

Исторически его можно связать с византийскими императорами или с императором Фридрихом II Штауфеном, который был одной из влиятельных персон Европы первой половины XIII века.

Скипетр, который он сжимает, - это символ его мужской силы, созидательной энергии, при помощи которой он строит и укрепляет свою империю. Золотая держава служит признаком его рационального понимания законов физического плана, что дает ему возможность организовать мир вокруг себя и сформулировать правила жизни для других людей. Трон кубической формы, на котором он восседает, свидетельствует о его господстве над грубой силой и неупорядоченной материей.

На голове его корона как знак его земной власти и триумфа в материальном плане, но бесплодный пейзаж, на фоне которого он сидит, означает неплодородность мужского мира, основанного исключительно на власти, не допускающей более мягких женских качеств, воплощаемых его супругой, Императрицей.

Значение Императора в духовном мире выражается эмблемой, выгравированной на его троне или щите. Считается, что орел символизирует человеческую душу, очищенную при помощи дисциплины и управляемой силы воли. Только через борьбу с превратностями судьбы и победу над обстоятельствами дух может обрести свободу.

В обыденном мире Император – это тот, кто при помощи разумного использования своих ресурсов превзошел физические ограничения. Он овладел миром вокруг себя посредством постоянного усилия и неустанной настойчивости. Он основывает все свои решения на том, что говорят ему его чувства; каждый опыт берется им по номинальной стоимости, и он в большой степени является продуктом своего окружения.

Его опора на вещественные факты и его взвешенная манера работы с ними делает его объектом всеобщего восхищения, и его считают последовательным и превосходно уравновешенным человеком, который делает правильные вещи в правильное время.

Но чувственные впечатления получаются мозгом случайным образом, и важность, отведенная данному впечатлению в данный момент, зависит от многих факторов. Поэтому Император действует в значительной степени под влиянием импульса, и быстро утрачивает понимание, когда приходится справляться с серьезными вопросами, требующими более тонких качеств.

Как мальчик наделяет свою мать свойствами Императрицы, так же и девочка часто видит своего отца Императором. Как и образ матери, образ отца – это невероятно мощная фигура, которая может влиять на всю жизнь женщины. Многие женщины в своей жизни совершают вещи, которые одобрил бы их отец, высказывают мнения, которых мог бы придерживаться отец, и объясняют все это «всего лишь голосом здравого смысла».

Тем не менее, Император в качестве образа отца имеет и положительную сторону: он может дать женщине некоторые сильные мужские качества, необходимые в жизненной схватке: сильную волю, мужество и бесстрашие. С одной стороны, он может быть непреклонным тираном, а с другой – могущественным союзником. Можно положиться на его силу, но не на его мнение.

Предсказательные значения:

В прямом положении: Сила воли, самоконтроль, завоевание, власть, честолюбие. Знание, приобретенное через опыт, созидательная энергия, мощь, все боевые качества. Влиятельный человек, готовый предоставить свои услуги в распоряжение спрашивающего.

В перевернутом положении: Незрелость или слабость, раболепие перед власть имущими, потеря влиятельной должности, недостаток амбиций.

V ПЕРВОСВЯЩЕННИК

Мы видим папу римского, облаченного в мантию и с папской тиарой на голове. Одной рукой он благословляет двух священников с выбритыми тонзурами, склонившихся пред ним на колени, а в другой руке он держит крест с тремя горизонтальными перекладинами. Позади него две колонны. У священников на голове может быть тонзура, либо же они носят круглые шляпы с большими полями. В некоторых колодах Таро папа изображен с бородой, в иных – гладко выбритым.

Папа, безусловно, был хорошо знакомой средневековому обществу фигурой, но создатели образов Таро брали на себя некоторый риск, осмеливаясь изобразить его на одной из карт, если только колода не создавалась в те времена, когда папство отсутствовало в Италии.

После того как папа Бонифаций VIII был схвачен в Ананьи силами французского короля Филиппа IV, папский пост был перенесен в Авиньон, где и оставался до 1378 года.

Представляет ли человек, изображенный здесь, какого-то определенного папу – вероятно, мы можем вспомнить знаменитого Иннокентия III, чье пребывание на папской службе длилось с 1198 по 1216 год, и чей союз с королем Германии Фридрихом II привел к некоторым выдающимся политическим успехам – или же он просто символ церковной власти, или даже тщательно замаскированный нехристианский священнослужитель? Личность папы из колоды Таро не была установлена, хотя последний вариант представляется наиболее вероятным.

В обсуждении символической роли Первосвященника мы находимся в безопасной позиции. Ему дан пятый номер в колоде Таро, число умственного вдохновения, творческой мысли, нравственного закона и интеллектуального синтеза. Он представляет собой «закругление» жизни, четыре кардинальные точки пространственной организации, объединенные единым центром.

Так же как Император является супругом Императрицы, Первосвященник – аналог Папессы в мужском обличии. Как и понтифик Римской католической церкви, с которым он вызывает ассоциации, он – представитель бога на земле, пастырь своей паствы, хранящий для них ключи, отмыкающие врата Рая и Ада. Название «понтифик» происходит от латинского слова pontifex, означающего «наводящий мосты», и Первосвященник из колоды Таро – это четвертый большой мост, связывающий внешний мир ощущений с внутренним миром духа.

Он – приверженец ортодоксальной религии и принятого в обществе кодекса поведения. Колонны позади него – это поддержка государственной церкви, для которой он является и хранителем, и оратором. Он учит своих людей по всему миру тому, что лежит за его пределами. Его наставления практические и разумные, а на его честность указывает то, что он носит перчатки.

Следующие слова Юнга вполне могут быть применимы к этому персонажу Таро: «Он – «информирующий дух», посвящающий спящего в смысл жизни и объясняющий ее тайны, основываясь на старых учениях. Он – носитель традиционной мудрости».3

Его золотая трехрядная тиара – символ его мудрости и понимания физической, эмоциональной и ментальной сфер. Посох, который появляется в некоторых колодах – это знак его церковной власти, ведь он – духовный наставник, или добрый пастырь. Священнослужители, склонившиеся у его ног, чтобы получить его благословение, олицетворяют созерцательное и деятельное начало.

Способность Первосвященника к глубокому и прочувствованному размышлению может порождать свежие идеи и оригинальные озарения, хотя они и будут четко ограничены традиционными рамками. Через его вдохновение связующие звенья между человеком и Богом постоянно обновляются и истолковываются по-новому, и таким образом каждая эпоха получает свои собственные указатели, свежевыкрашенные и показывающие путь.

В обыденном смысле Первосвященник представляет собой человека, который любит, когда мир вокруг него опрятен, чист и аккуратно снабжен ярлыками. Он проживает свою жизнь согласно тщательно разработанной формуле и испытывает острую неприязнь к тем, кто делает все бестолково, не имея ясной цели в конце.

Он склонен думать, что то, что правильно для него, так же правильно и для всех остальных, и он чувствует своим долгом обратить на это их внимание. Его позиция нравственного превосходства может сделать его непереносимым для совместной жизни. Его философия может содержать много того, что хорошо и прогрессивно, но ему может недоставать теплоты, спонтанности и простой человечности.

В своем негативном аспекте Первосвященник может быть интеллектуальным деспотом, охотником за ересью и отклонениями от принятой догмы. Или наоборот, может сам стать проповедником фальшивых доктрин, взращивающим предрассудки и страх перед неизвестностью.

Предсказательные значения:

В прямом положении: хорошее наставление, совет, объяснение, учение. Некто, дающий мудрость и просветление, открывающий завесу того, что скрыто. Свобода через знание, воодушевляющая помощь, утешение в религии.

В перевернутом положении: дезинформация, введение в заблуждение, искажение правды, власть, достигнутая посредством утаивания информации. Клевета, пропаганда. Плохой совет.

VI ВЛЮБЛЕННЫЕ

Здесь мы видим молодого мужчину, стоящего между двух женщин. Каждая из женщин как будто хочет склонить его в свою сторону, но он стоит между ними, еще не принявший решение. Над ними парит крылатый Купидон, целясь своей стрелой в компанию, расположившуюся внизу.

Миф об Амуре и Психее, представленный в «Золотом Осле» Апулея стал широко известен в Средние Века в основном благодаря произведениям Бокаччо (1313-1375). Так что обнаружить Купидона в колоде Таро не так уж и удивительно.

Этот пухлый крылатый малыш из сентиментальных легенд был потомком древнегреческого бога Эроса, покровителя воспроизводящей энергии вселенной. Бог любви изначально был не покровителем романтических развлечений, но неукротимой космической силой, первозданным импульсом к созданию порядка из хаоса, орудием судьбы.

Его появление на карте Таро Влюбленные показывает, что разрешается роковое противоречие. Эта карта идет в колоде под шестым номером, а шесть, как и два, это число означающее напряженное состояние и амбивалентность. Традиционно оно связывается с шестью днями сотворения мира, описанными в Книге Бытия, и вследствие этого также ассоциируется с развитием и эволюцией.

Аркан Влюбленные символизирует первое решение, которое должно быть принято путешествующим по своей жизни без посторонней помощи. Юноша связан дилеммой необходимости выбора между привязанностью к своей матери и страстью к своей возлюбленной, между традиционной властью и независимым действием. Это важный этап в развитии индивидуальности; этап, на котором личность становится сущностью самостоятельной и обособленной от своих истоков.

В этой карте содержится парадокс. Только после ухода от власти и влияния матери поиск может быть продолжен, и труднодостижимое сокровище, бессмертие, может быть обретено. Но получая независимость, он также обеспечивает себе закономерное окончание независимости; вместе с выигрышем жизни ему также вручается перспектива смерти.

В терминах психологии Эрос дает возможность соотнести противоположные принципы таким образом, который не только приведет их в согласие, но и свяжет их в единое целое, значительно большее, чем его части. Синтезирующее свойство Эроса смягчает странности и антагонизмы между влюбленными и открывает путь к их вероятному союзу.

Он изображен здесь так, как будто вот-вот выпустит свою стрелу, соединяющую стрелу любви, которая также и стрела, наносящая смертельную рану. Она дает новую жизнь и приносит с собой смерть.

В более обыденной интерпретации девушка символизирует путь внешней деятельности, на котором уверенность в своих силах, чувство преданности и целеустремленность укрепляют путешественника и помогают ему пробивать себе дорогу сквозь клубки сомнений и страхов, которые окружают его.

Старшая женщина в таком случае представляет собой более легкий путь зависимости от знакомой и признанной власти, которая готова взять на себя ответственность за благополучие человека. Она предлагает комфорт и защиту установленного порядка в обмен на лояльность и повиновение.

Искатель достиг точки, на которой эти два пути становятся несовместимы. Он неохотно признает, что должен пожертвовать одним, чтобы узнать другой, и решение больше нельзя откладывать.

Но совершенно случайно он сейчас будет спасен от своей дилеммы своим собственным высшим «Я»: Эросом, его святым ангелом-хранителем, который, выпуская свою стрелу божественного назначения, делает выбор за него.

Эрос – это воплощение судьбы, а молодой человек еще не достиг этапа, на котором его судьба находится под его собственным контролем. Он – произведение своего прошлого, и силы, которые сформировали его прошлое, будут определять курс его будущего. Какую бы дорогу он ни выбрал, та и окажется правильной для него на данный момент.

Негативный аспект этой карты демонстрирует нам невротика, который, из-за своего страха независимой жизни и, возможно, подсознательного страха смерти, не в состоянии покинуть свою мать. В парадигме Таро он споткнулся на первом препятствии, и его движение вперед на этом закончено. Впереди лишь стагнация.

В перевернутом положении, карта показывает того, кто колеблется между двумя направлениями деятельности, не в состоянии решить, которое выбрать, и уклоняется от вопроса до тех пор, пока давление событий – физическое или психологическое – не толкнет его на один путь, либо на другой. До тех пор, пока это не случится, он теряет время и энергию в бесплодных поисках компромисса, не в состоянии отказаться ни от одной из привлекательных альтернатив, лежащих перед ним.

Предсказательные значения:

В прямом положении: время выбора, результат которого крайне важен. Рекомендовано полагаться на интуицию в большей степени, чем на интеллект, на вдохновение в большей степени, чем на разум. Эта карта может указывать на вспышку осознания, которая решает на первый взгляд неразрешимую проблему. Также нравственный выбор, чей результат зависит от зрелости и честности.

В перевернутом положении: опасность нравственной ошибки, сильные соблазны на пути вопрошающего. Невозможность совершить важный выбор из-за желания иметь лучшее из всех миров.

VII КОЛЕСНИЦА

На карте изображен молодой человек, правящий колесницей с роскошно украшенным балдахином, которую везут две лошади. На голове у него корона, в руках скипетр, тело облачено в доспехи. Он создает впечатление сильного и уверенного в себе человека.

Колесничий не имеет каких-то явных мифологических предшественников, хотя символически он может быть близок богу Гелиосу, летящему в своей солнечной колеснице, или Аполлону, покровителю жизни, света и исцеления. Аполлон был богом, который олицетворял самодисциплину, нравственность и власть закона, и чьи жрецы в Дельфах учили «познавать самого себя».

В ряду карт Таро колесничий имеет номер семь, простое число, обозначающее единство в сложности. Это число широкого символического значения: семь традиционных планет, семь добродетелей и семь пороков, семь возрастов человека, семь дней недели, семь печатей Книги Откровения. Это вытекает из комбинации чисел три и четыре, поэтому колесничий в короне может быть рассмотрен как королевский потомок Императрицы (аркан III) и Императора (аркан IV).

Семь – это число прогресса, самовыражения и независимого действия. С точки зрения цикла Таро, Колесница изображает судьбу того, кто сделал правильный выбор, встретившись с дилеммой, показанной в предыдущей карте Влюбленные. Он успешно перенес свое внимание со своей матери на возлюбленную, и вследствие этого приобрел контроль над психической энергией внутри себя, вместо того чтобы находиться под ее господством.

Эта базисная психическая энергия, либидо, часто обозначается символом лошади; поэтому колесничий изображен как человек, укротивший свои животные инстинкты, которые теперь везут его без малейшего усилия по его пути. Его мастерство доведено до совершенства, ему не нужны поводья, чтобы управлять животными.

Воин в своей четырехсторонней колеснице – это личность, плавно путешествующая по дороге через жизнь, пребывающая в безопасности под броней своей Маски - Persona.

В древние времена маску, которую носил актер называли persona, и в современной психологии слово persona также обозначает маску; маску внешнего образа, которую носит эго.

Каждый человек еще в раннем возрасте учится играть роль в жизни. Мы шаг за шагом помещаем себя в ту позицию в обществе, которая подходит нашей личности, как мы ее видим. Перенимая наряды и манеры у тех, кем мы восхищаемся, мы стараемся выглядеть перед другими так, как мы бы хотели, чтобы они нас видели.

Маленький ребенок учится тому типу поведения, которого ждут от него его взрослые, и действует в соответствии с этим типом. Он растет и щели в его довольно непрочной маске скоро заполняются, и к тому времени, как он достигает взрослого возраста, он уже обеспечен хорошо скроенным и идеально сидящим костюмом психической брони.

Некоторые люди не носят адекватной или сообразной маски, и почему-то мы чувствуем себя некомфортно в их присутствии. Мы никогда не знаем наверняка, как они себя поведут или что они дальше скажут, – помеха, которая затрудняет для нас сохранение нашего собственного «лица», которое в значительной степени поддерживается соответствием социальному строю, нас окружающему. Это один аспект негативной стороны Колесницы.

Другой аспект – это опасность того, что маска станет слишком тесной или негибкой, ограничивающей развитие личности, и, возможно, заставляющей эго отождествлять себя со своей persona, забывая о том, что это лишь маска, носимая для удобства. Такое отождествление – это еще одна ловушка, которая может привести путешествие к раннему финалу.

Полумесяцы на плечах колесничего означают его превосходство над колеблющимися волнами лунных (субъективных) сил в нем, в то время как его золотые доспехи – это его защита от солярных (объективных) сил, которые окружают его. Его корона в некоторых колодах Таро включает в себя пятиконечную звезду, символ душевного равновесия, а его скипетр воплощает власть его неколебимой воли.

В обыденном мире колесничий – это тот, кто научился контролировать свои телесные функции и концентрировать все свои способности на одной цели. Благодаря сосредоточенному использованию своего подготовленного интеллекта и своего дисциплинированного тела он уверенно проезжает через преграды, которые ставят перед ним обстоятельства, и диктует свой собственный путь. Его практическое понимание законов, управляющих обществом, дает ему знания, чтобы манипулировать ими в свою пользу.

В перевернутом положении, это властный процветающий человек, который использует свои материальные ресурсы, чтобы уничтожать тех, кто встает на пути его грандиозных планов. Он сам может верить в то, что он идеалист, но его единственный ответ тем, кто сомневается в его намерениях, это подавление.

Предсказательные значения:

В прямом положении: Успех, победа над преградами, которые жизнь подбрасывает на пути. Уверенный прогресс, победа, достигнутая при помощи личных усилий, триумф инициативы. Не тот успех, который достался по наследству, и не результат везения.

В перевернутом положении: Тот, кто деспотически обращается с другими. Властная категоричность, невнимание к правам других, эгоцентризм, жестокость.

VIII ПРАВОСУДИЕ

 

Мы видим суровую женщину, восседающую на троне, в правой руке ее – поднятый меч, а в левой – весы. Она носит замысловатый головной убор.

Традиционная фигура Правосудия, изображенная здесь, всем знакома. Это одна из четырех добродетелей (другие три – это Умеренность, Сила и Благоразумие), которые часто встречаются в средневековом искусстве. В колоде Таро она появляется под номером восемь.

Восемь было известно грекам как число справедливости, потому что оно состоит из равных делений одинаковых чисел, вызывая мысль о балансе и невозмутимости. Также, благодаря своей форме, арабская цифра восемь является символом вечности, завершенности, и, следовательно, действий судьбы. Восьмигранная фигура была задумана, чтобы встать посередине между квадратом, символом пространства и времени, и кругом, символом вечности. Поэтому это точка равновесия между внешним миром тела и внутренним царством духа.

Это показывает нам ключ к значению карты Таро Правосудие. Она служит признаком следующего этапа в жизни личности. Он достиг зрелости, найдя свое место в мире и обретя спокойную среду, в которой можно жить с семьей. Он – «человек мира», пожинающий плоды своих прошлых усилий в виде процветания и положения в обществе. Его юношеские мечты были исполнены на таком высоком уровне, на котором только было возможно; он достиг вершины успеха.

Но в момент триумфа он чувствует, что все идет не так, как должно. Оглядываясь на свою жизнь, он замечает чувство неудовлетворенности, чувство пустоты – почти так, как если бы в его жизни недоставало каких-то неотъемлемых компонентов.

Такие чувства нехватки или даже вины обычно проявляются в среднем возрасте, когда тело начинает заметно стареть, и неизбежность смерти становится частью реальности человека.

Справедливость – это голос сознания, голос внутреннего «я», которое указывает на то, что до настоящего времени обеспечивались потребности и стремления осознанного разума, эго, в то время как порывы бессознательного по большей части игнорировались. Пришло время, когда баланс должен быть восстановлен; жизнь должна пойти совсем в другом направлении, если справедливость будет восстановлена.

Если потребности бессознательного подавляются, осознанный разум или впадает в инфляцию, гоняясь за атрибутами молодости, или, часто, оказывается в глубокой депрессии.

Лишь приняв вызов второй половины жизни так же страстно, как был принят первый, лишь глядя без страха вперед, а не с тоской назад, можно избегнуть меча Правосудия.

Не то, чтобы это испытание встретить было легче; препятствия и риски на внутреннем пути души равны, если не больше, тех, что лежат на внешнем пути мира.

В обыденном мире фигура Правосудия подчеркивает мораль, что мы все будем на весах и получим наши заслуженные наказания. Что, несмотря на кажущуюся нечестность и недостаток равновесия в нормальном порядке вещей, основной дисбаланс лежит внутри нас, а не во внешнем мире.

Если мы хотим взять все от наших судеб, мы должны следовать за ритмами вселенной, иначе мы постоянно будем отброшены назад, как пловец, борющийся с волной. Незнание закона больше не оправдание в Суде Жизни, по сравнению с судами людскими – законы должны быть изучены, и их нужно соблюдать, чтобы избежать штрафов за их нарушение.

Негативный аспект Правосудия показывает опасности, которые появляются, когда закон используется неправильно или применяется слишком строго. Следование «букве закона» - это человеческая ошибка, приведшая ко многим несправедливостям. Отданный в человеческие руки, меч Правосудия слишком часто затмевает его весы, и добродетель милосердия с легкостью забывается.

Предсказательные значения:

В прямом положении: Акт правосудия. Арбитраж, соглашения, достигнутые путем переговоров, восстановление истины и порядочности. Это может быть карты надежды или страха, в зависимости от нравственной позиции спрашивающего.

В перевернутом положении: Несправедливость, недостаток честности, пристрастность, предрассудки. Правовая неразбериха, откладывающая обеспечение правопорядка. Сложные и дорогие судебные процессы.

IX ОТШЕЛЬНИК

Пожилой человек медленно движется по неосвещенной каменистой дороге. Его одежда напоминает одеяние монаха. Путь перед ним слегка освещается фонарем, который он несет в правой руке, прикрывая его от ветра рукавом. Его левая рука сжимает тяжелый посох, вокруг которого в некоторых колодах обвивается змея. Хотя у его накидки есть капюшон, он отброшен назад, и голова его непокрыта.

У этой карты девятый номер в колоде Таро. Число девять важно в символическом смысле тем, что это последнее однозначное число; после него мы возвращаемся к числу один, или к единству. Отшельник, таким образом, означает последнюю стадию первой половины пути Таро.

В некоторых позициях эта карта аналогична Дураку. Здесь герой снова отправляется в первый этап путешествия, один, практически без проводника и поддержки. Но он представлен как одинокий старик, отшельник, устало бредущий по темной и пустынной дороге, вместо ребенка, весело бегущего вприпрыжку по утреннему солнцу.

Путь первой половины жизни, направленной вовне, солярной фазы, достиг своего завершения, и весы Правосудия склонились в пользу второго поиска, в пользу направленного внутрь лунного мира бессознательного.

Отшельник уделил внимание голосу Правосудия, его собственного сознания, и ищет ответы на вопросы, которые беспокоят его. Он знает, что на него был возложен долг, и он не сможет отдохнуть, пока не выполнит свои обязательства, но путь впереди такой темный, а у него есть только свет его собственной интуиции, чтобы помочь себе найти верную тропу. Все благополучие и мудрость мира внешнего не могут помочь ему сейчас, поэтому он идет в ночь, одетый в простое платье и несет с собой только посох, на который можно опереться. Змея, обвивающаяся вокруг посоха, символизирует присущий ему от рождения запас подсознательной мудрости, который поможет ему преодолеть преграды впереди.

Юнг сказал: «Уединение, порожденное обладанием тайной, приводит, как правило, к оживлению психической атмосферы, в качестве замены при потере контакта с другими людьми. Это вызывает активацию бессознательного, которое порождает нечто похожее на иллюзии и галлюцинации, осаждающие одиноких странников в пустыне, мореплавателей и святых… В качестве замены нормального оживления окружающей среды, возникает иллюзорная реальность, в которой таинственные призрачные тени порхают вместо живых людей».4

Чтобы предпринять подобное приключение, требуется значительное мужество. Оставляя общепринятые ценности в пользу велений своего внутреннего «я», он помещает себя отдельно от удобств и власти общества, чтобы следовать пустынной дорогой, не зная, куда она ведет. Отшельник иллюстрирует кризис воли, который нужно встретить и преодолеть любому, кто хотел бы продвинуться за пределы общих рамок.

Наоборот, понимание сознательного – это его первый проблеск Внутреннего Света; первый намек на сияние таинственного Центра, что лежит в конце пути.

Это тусклое мерцание внутреннего света помогает провести Отшельника по его пути; это его фонарь, при помощи света которого он может различить тропу прямо перед собой и рассмотреть преграды и трещины у своих ног.

Жизненная стадия, представляемая Отшельником, было точно описана философом Шопенгауэром: «Жизнь можно сравнить с вышитым изделием, на лицевую сторону которого человек смотрит первую часть времени, а вторую часть времени он смотрит на изнаночную сторону. Изнаночная сторона не так привлекательна, как лицевая, но она более поучительная; она показывает способ, которым нитки были собраны воедино».5

Фигура Отшельника также является мощным психическим образом, который иногда появляется во снах или видениях. Он олицетворяет Мудрого Старца, учителя, который указывает нить смысла, вплетенную в кажущийся хаос жизни. Он освещает первозданную тьму светом высшего сознания и гонит прочь ночные тени.

Негативный аспект Отшельника демонстрирует нам тот, чей разум заперт в неподатливом догматизме, не в состоянии принять новые идеи или избавиться от старых. Он окутан невежеством, и свет его высшего «я» надежно заслонен от ветров перемен, угрожающих его самоуспокоенности. Палка, на которую он опирается, в этом случае предстает корпусом жесткой доктрины, которую он не в состоянии отвергнуть.

Предсказательные значения:

В прямом положении: Указывает на потребность отойти от дел, чтобы поразмышлять и составить план. Предостережение против попытки необдуманного развития без тщательного плана его поддержки. Помощь и совет от мудрого наставника – это может быть как другой человек, так и внутренний голос спрашивающего. Необходимость замедлиться, найти правильный путь, прежде чем проследовать дальше. Осмотрительность и молчание.

В перевернутом положении: Отказ выслушать совет. Опора на свои собственные недостаточные ресурсы, когда предлагается помощь. Отказ от предложений содействия. Упорное отрицание мудрости. Необоснованное недоверие к побуждениям других. Боязнь нововведений.

X КОЛЕСО ФОРТУНЫ

Деревянное колесо с шестью спицами висит на раме меж двух стоек. На платформе над колесом парит в воздухе странная фигура, вероятно, грубо нарисованный дракон, с крыльями, в короне, и с поднятым мечом. Справа от колеса такое же необычное существо, возможно, осел, уцепилось за колесо и едет вверх. Слева от колеса опускается вниз нечто, похожее на обезьяну. В некоторых колодах Таро мартышка изображена сидящей на земле и поворачивающей ручку, которая вращает колесо.

Колесо Фортуны – это десятая карта в колоде Таро. Десять – первое из двухзначных чисел, вследствие чего оно символизирует новое начало и завершение предыдущего цикла. Традиционно о нем думали, как о совершенном числе, и символ совершенства – это круг колеса.

Вторая половина поиска началась. Рассматривая внутренний мир снов и видений при помощи света своей интуиции, Отшельник наблюдает странные образы, которые возникают перед ним из глубин. Погружение его разума ниже уровня нормального осознания позволяет бессознательному материалу появляться на поверхности.

Колесо – это мандала, символ психической целостности и внутреннего порядка.

Появление Колеса Фортуны здесь показывает, что достигнут важный этап поиска. Отшельник освободил себя от уз социума, и его жертва вознаграждена; из тьмы появляется неосознанная, скрытая его сторона, чтобы встретить его с новым поворотом колеса.

Только в прямом столкновении с содержимым бессознательного, его можно вывести на свет дня, узнать и постичь. Только путем этого постижения сознание может быть освещено и расширено, и сомнения, порожденные ранее Правосудием, могут быть удовлетворены.

Символ колеса приносит с собой спокойствие духа, разрешение чувства вины и утверждение фундаментального порядка, существующего на всех уровнях вселенной.

У древних египтян кинокефал, или павиан с головой пса, был священным животным Тота, бога магии и прототипа Гермеса, потому что он считался высшей из обезьян, и вследствие этого представлял силы бессознательного, выходящие за пределы рассудка.

Существо, похожее на собаку, спускающееся на колесе, можно рассматривать как «одомашненную» личность, погружающуюся в глубины, в то время как поднимающийся зверь – это «неприрученное» бессознательное, выходящее на свет дневной. Мартышка, иногда сидящая у основания колеса, может представлять собой либидо или фундаментальную жизненную силу, движущую энергию колеса, в то время как дракон вверху – это преобразованная фигура Правосудия, готовая оттолкнуть любого, чья судьба не подготовила его к путешествию в подземный мир.

Втулка колеса – это неподвижный мистический Центр, окруженный расходящимися лучами тропами, которые ведут к Истинному «Я». Хотя эта карта и не представляет собой финальную цель искателя, собственно центр, все же она показывает этап развития, которого некоторые достигают. Путь далее ведет вниз, в царство ночи, лунный мир, где эго не имеет власти и должно сложить полномочия в пользу сил, которые оно не в состоянии понять.

Традиционная трактовка этой карты говорит, что зверь, спускающийся на колесе, олицетворяет неразвитую душу, погружающуюся в ограниченность материи, символизируемую обезьяной. Поднимающееся на колесе существо – развивающееся, медленно возвышается над материальными оковами, порабощающими его.

Но наверху сидит дракон с мечом, готовый, когда смерть наконец отпустит его из его тела, столкнуть его обратно на вращающееся колесо, вниз, к очередному физическому воплощению. В конце концов, через неисчислимое количество жизней, он достигает этапа, на котором физическая вселенная больше ничему не может научить его, и он заслуживает право продвинуться к высшим сферам. В этом месте дракон перестает внушать страх, и, вместо того чтобы вернуть его на нисходящую тропу острием своего меча, он острым лезвием разрубает его оковы и дает ему освобождение.

В обыденном мире Колесо Фортуны указывает на законы, которые правят жизнью и смертью – закон перемены, согласно которому ничто не постоянно, ничего нельзя схватить и удерживать с полной уверенностью. Свобода от колеса на земле возможна только в том случае, когда его движение принимается и гармонично вплетается в жизнь.

Негативный аспект колеса демонстрирует судьбу того, кто полностью поглощен своей текущей жизнью и кто отождествляет себя с меняющимся видом своей личности. Не в состоянии отстраниться и увидеть жизнь в более широкой перспективе, он не может выучить те уроки, которые она могла ему преподать. Не в состоянии учиться на своих ошибках, он продолжает путь, уверенный у себя в голове, что его неприятности временные и скоро они решатся благодаря его усилиям и капле удачи. Он вечная жертва того, что Парки припасли для него, и поэтому постоянно попадает в круг рождений и смертей.

Предсказательные значения:

В прямом положении: Начало нового цикла в делах. Процессы судьбы, действующие сквозь время. События важного значения, над которыми может не быть личного влияния. Действие законов везения. Решение проблемы с ходом событий. Пожинать плоды своего труда – большей частью хорошие предзнаменования.

В перевернутом положении: Поворот к худшему. Необратимые несчастья, которые будут продолжаться, пока колесо не совершит полный круг в полноте времени. Завершение удачного цикла.

СНОСКИ

3 Psychology and Alchemy, Лондон – Нью-Йорк, 1953, стр. 123.

4 Там же, стр. 129

5 Essays from the Parerga and Paralipomena, стр. 102

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики