Поделиться
07.07.2015 Автор:

Альфред Дуглас

Таро

Глава 4,3 От Силы к Звезде.

XI СИЛА

Молодая женщина крепко сжимает челюсти могучего льва, стоящего перед ней. На голове у нее большая шляпа замысловатой формы, а на плечах объемная мантия. Она выглядит спокойной и безмятежной, несмотря на свое затруднительное положение.

Сила – вторая из четырех Добродетелей, появляющихся в колоде Таро. Изображение Силы как молодой женщины, удерживающей льва – широко распространенный средневековый образ.

Карта носит одиннадцатый номер, второй из двузначных чисел. Так как оно следует непосредственно за совершенным числом десять, одиннадцать традиционно свидетельствует об уязвимости, опасности и выходе за границы дозволенного. Составленное в арабских цифрах из двух повторяющихся единиц, оно похоже на число два, тем, что предполагает напряжение, противостояние и борьбу за урегулирование разнонаправленных свойств.

Все эти возможности наглядно присутствуют в аркане Таро.

Первый образ, с которым Отшельник сталкивается на пути в подземный мир бессознательного – это его собственная тень, искаженное отражение его самого. В тени живут все темные стороны его существа, которые его личность оказалась не в состоянии принять, стороны, которые до этого момента проявляли себя лишь в мрачных мыслях или тревожных снах.

Осознанный разум и его тень являются частями психического целого, и до тех пор, пока эти двое не смогут уладить свои отношения, никакое дальнейшее развитие не будет возможно. Большинство людей не может встретить столкновение с тенью, и ее темные качества проецируются на внешний мир. Лишь некоторым удается прорваться сквозь эту сеть самообмана к лишающей покоя правде, состоящей в том, что тень находится внутри них самих.

В самых древних мифах, повествующих о поиске героя, герою сначала нужен друг, часто примитивный «дикарь», который пойдет на это приключение вместе с ним. Совместные способности героя и его друга требуются, чтобы преодолеть лежащие перед ними преграды. Но прежде они должны сразиться друг с другом, и, только если герой сможет покорить дикаря, они смогут продолжить путь вместе.

Юнг говорил: «Самость проявлена в противоположностях и в конфликте между ними; это coincidentia oppositorum, совпадение противоположностей. Следовательно, путь к самости начинается с конфликта».6

Эта критическое столкновение запечатлено в карте Таро Сила. Мы видели в последнем аркане, Колесо Фортуны, что рассматриваемая нами сосредоточенность Отшельника на своем внутреннем мире началась, чтобы принести образы бессознательного в его поле осознанности. Здесь тень – символизируемая львом, алхимическим символом сил инстинкта – твердо смиряется искателем, который представлен здесь в образе молодой женщины, чтобы показать, что доброта в большей степени, чем жесткость является качеством необходимым для успеха.

Этот образ вызывает ассоциации с библейской историей Самсона, разорвавшего пасть льву, в трупе которого он затем обнаружил пчелиный рой. В некоторых старых колодах Таро Сила изображается фигурой Самсона, удушающего льва.

Поражение льва олицетворяет примирение с инстинктивными желаниями, которое дает свободу энергиям, заключенным в тени, и воссоединяет осознанный разум с давно забытыми тропами, ведущими к внутреннему центру.

В обыденном мире Сила изображает личность, которая путем дисциплины достигает самоконтроля, и тем самым освобождает себя от постоянных отвлекающих факторов и перемен настроения, которыми терзаются обычные люди. Молодая женщина, как и колесничий в аркане VII, олицетворяет тип силы – но пассивной, внутренней силы, идущей от устойчивой цели, а не позитивной, внешней силы действия.

В своем негативном аспекте она демонстрирует сознательное подавление инстинктивных потребностей из-за страха перед возможным уничтожением некой силой хрупкого кокона цивилизованного соглашения, в котором неуверенный ум может чувствовать себя в безопасности.

Предсказательные значения:

В прямом положении: Возможность привести планы в действие, если найдется мужество пойти на риск. В нравственном отношении – победа над базовыми инстинктами. Примирение с врагом – это может быть как внешний враг, так и неконтролируемые силы внутри.

В перевернутом положении: Поражение, капитуляция перед лицом недостойных импульсов, недостаток мужества, ведущий к потере возможности.

XII ПОВЕШЕННЫЙ

Молодой мужчина висит вниз головой, привязанный за правую лодыжку к деревянной виселице. Руки его как будто связаны у него за спиной, а его левая нога болтается позади правой. На его лице выражение спокойной отрешенности, и в некоторых колодах его голову окружает сияние.

Повешенный – один из самых странных образов Таро. Его не найти ни в одной ортодоксальной христианской системе символов, что является одним из самых четких указаний на то, что козыри Таро были созданы, чтобы отразить некую нехристианскую систему верований.

У этой карты номер двенадцать. В арабских цифрах это комбинация чисел один и два, означающая взаимодействие единства с двойственностью, дающее рождение третьему измерению. Препятствия числа одиннадцать были разрешены, из чего следует, что это символ обновления и спасения.

Герой столкнулся с разъяренным львом, и он знает, что это его собственная тень боролась с ним. И теперь он мучительно осознает, что он не та личность, не то сознательное «я», с которым он себя отождествляет, но всего лишь часть большего целого. Он видит две половины, которые противостоят друг другу, но в то же время дополняют друг друга. Он не может вернуться и восстановить уверенную личность своей молодости, и также он не должен подчиняться своей тени. Его единственная надежда – это стать свободным от обоих оппонентов, ступить обратно в центральную позицию, в которой он балансирует между двумя началами.

Таким образом, он понимает, что, отрекаясь от твердой почвы своего прошлого сознания, он может уповать лишь на то, что некая более крупная сила поддержит его и не даст ему свалиться в душевную пустоту. Для того чтобы продолжать, он должен иметь мужество отпустить все то, чему он научился, добровольно ослабить интеллектуальный контроль, и позволить более глубоким силам внутри принять бразды правления.

Чтобы осторожно плыть по тайным волнам бессознательного, требуется тщательный пересмотр учений и ценностей внешнего мира и принятие серьезного риска – законы и ценности внутренних миров во многих случаях полностью противоположны тем, что нам знакомы, и преступаются только на собственный страх и риск.

Искателю теперь нужно пройти два испытания – испытание мужества и испытание веры. Мужество, где он должен принести в жертву все, что дорого его осознанному разуму и, кроме того, отказаться от инстинктивных требований своей тени; вера, где он должен поверить в существование высшей сути, выходящей за пределы сознательного понимания.

Согласно Юнгу: «Спускаясь в бессознательное, осознанный разум ставит себя в опасную ситуацию, ибо это очевидно уничтожит его».7

Повешенный изображает того, кто взял жизнь в свои руки и швырнул сам себя головой вперед в бездну. Его действие, однако, не было безрассудным, поскольку он висит, безопасно поддерживаемый узлом своей собственной веры. Узел иногда изображается сделанным из живой ветви дерева: Дерева Мира или Древа Жизни, которое растет сквозь каждый уровень космоса. Радостное лицо повешенного свидетельствует о том, что его жертва не была напрасной, и что он обрел свою награду. Его пытка превратилась в экстаз.

Поскольку он сохраняет равновесие между требованиями и осознанного разума, и тени, он обнаруживает себя в блаженном состоянии полной свободы от желаний.

Священная жертва, висящая на дереве – хорошо известная черта религиозных обрядов в некоторых частях мира. В исландских сагах, которые были записаны до середины XIII столетия, древнескандинавский бог Один описывал, как он повесил сам себя на ветвях Мирового древа, чтобы открыть для себя таинственные руны:

Знаю, висел я

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем,

посвященный Одину,

в жертву себе же,

на дереве том,

чьи корни сокрыты

в недрах неведомых.

(«Старшая Эдда», «Речи Высокого», 138, пер. А.И. Корсуна. — Прим. переводчика)

В шумерских обрядах фигура бога Атиса каждый год подвешивалась на сосну. Дерево – это символ матери как источника жизнеобеспечения; те, кто умирает на дереве, таким образом вновь соединяются со своим источником, через который они вновь могут быть рождены для новой жизни. Жертвуя своей жизнью, Повешенный открывает путь к своему перерождению в бессмертии духа.

Традиционная трактовка этой карты такова, что, для того чтобы достичь настоящего успеха и реализации возможностей, нужно опираться на правила вселенной, а не на законы человека. Чтобы так поступать, требуется мужество, сила и вера в духовные ценности; но тех, кто осмелится отстаивать свою независимость подобным образом, ожидает награда – дар безмятежности и внутреннего мира.

В своем негативном аспекте Повешенный – это идеалист, не имеющий конкретных идей, живущий в своем воображаемом мире, не небесном и не земном, но подвешенном где-то между, в месте, которое он сам выдумал. Его взгляд направлен внутрь, и он слеп по отношению к той красоте, что окружает его, пока он висит на нити своей дикой фантазии.

Предсказательные значения:

В прямом положении: Способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Гибкость сознания. Готовность подчинить себя требованиям души и отбросить практические соображения, когда настанет время. Мудрость и руководство из бессознательного.

В перевернутом положении: чрезмерная зависимость от конкретного разума. Материализм. Предупреждение о приближающемся душевном разладе, вызванном неспособностью принять реальность бессознательного. Внутренняя борьба, заканчивающаяся поражением.

XIII СМЕРТЬ

Живой скелет человека, вооруженный длинной косой, косит поле плодородного чернозема. Его урожай – не кукуруза, а человеческие тела, куски которых разбросаны у его ног. Мы видим две отрубленные головы, одна из них – в короне; их глаза открыты, плоть выглядит крепкой. Позади скелета в некоторых колодах слева направо течет река, а около горизонта два столба или пилона обрамляют солнце, низко висящее в небе.

Число этой карты, тринадцать, символически связано со смертью и имеет несчастливые коннотации даже сегодня. Появление смерти под этим номером кажется очень уместным. Арабское число тринадцать составлено из чисел один и три, следовательно, аналогично числу четыре в качестве символа порядка и организации. Смерть, хотя она и кажется на первый взгляд представителем хаоса, на самом деле – инициатор нового порядка, который следует за жизнью.

Эта карта продолжает историю Повешенного. Его самопожертвование было принято, он уже в буквальном смысле не тот же самый человек. Его старое эго умерло, чтобы быть замещенным в свое время чем-то новым и абсолютно другим. Его точка зрения поменялась с эгоцентричной на эго-превосходящую. В его смерти лежит возможность перерождения.

Словами Юнга: «Цель сошествия, как повсеместно описывается в мифе о герое – показать, что только в зоне опасности (водная пучина, пещера, лес, остров, дворец и т.д.) можно найти «труднодостижимое сокровище» (драгоценность, девственницу, эликсир жизни, победу над смертью)». 9

Скелет, изображенный здесь, стилизованный образ смерти, – это не зловещая фигура, но освободитель, чье острое лезвие освобождает сознание из неволи.

Принято считать, что голова – это обиталище души, и живые головы, что лежат на картине, показывают, что жизнь не зависит от своей физической оболочки; когда тело уничтожено, душа получает жизнь прямо из ее истинного источника – плодородной почвы духа.

Отдельные руки и ноги, лежащие на земле, также не демонстрируют признаков распада. Одна рука поднимается прямо вверх из земли, и нога кажется прочно стоящей там, где она упала. Они – не остатки прошлой жизни, но семена новой.

Река, иногда изображающаяся на заднем фоне, – это Стикс, черные воды Смерти, также являющиеся водами жизни, ведущими к перерождению. Искатель погребен в глубинах собственного существования в ожидании возрождающего к жизни контакта с неиссякаемыми источниками жизни в бессознательном, который даст ему возможность осуществить свое перерождение к бессмертию.

Обывательская трактовка этой карты говорит, что смерть – это принцип природы, сметающий старую жизнь и расчищающий землю для роста новой. Без смерти жизнь едва ли могла начаться, но смерть – это не конец; старая жизнь не только прокладывает путь для новой, но и поставляет материал для ее конструкции. Будущее появляется из тучной почвы прошлого. Ничто не утеряно и ничто не растрачено; лишь форма поменялась.

Скелет символизирует глубинную длительность жизни. Хотя черты и внешность человека меняются с течением жизни, костная структура, которая поддерживает эти черты, остается неизменной и поддерживает плоть старика так же, как и плоть юноши.

Негативный аспект смерти указывает на болезненную правду, что смерть не щадит никого; все падут, кто стоит перед ней, и никто не избегнет неотвратимого конца.

Предсказательные значения:

В прямом положении: Неожиданная большая перемена обстоятельств, являющаяся, тем не менее, естественным исходом существующей ситуации. Разрушение как скрытое благо, так как оно расчищает путь для чего-то лучшего. Устранение из жизни того, что уже устарело или не нужно, чтобы можно было двигаться вперед, в свободное будущее.

В перевернутом положении: Вынужденное избавление от чего-то, от чего следовало бы освободиться добровольно, но теперь человека лишают этого насильно. Действует аспект случайности, кажущийся злонамеренным аспект судьбы, которая отнимает без всяких причин.

XIV УМЕРЕННОСТЬ

Здесь изображена ангелоподобная фигура с крыльями, переливающая жидкость из кувшина, который она держит в правой руке в тот, который она держит в левой. В некоторых версиях маленький цветок украшает ее лоб. Мы ясно видим, что она стоит на улице, под открытым небом.

Образ Добродетели Умеренности как женщины, льющей воду из одного сосуда в другой, также, как и образ Силы, и Правосудия, знаком по Византийским и средневековым художественным источникам.

Слово «умеренность» в таком контексте употребляется в старом смысле смешения ингредиентов в правильной пропорции. Этот аркан, следовательно, символизирует соединение противоположностей. Ему назначен четырнадцатый номер, состоящий из арабских чисел один и четыре. Комбинация единства и комплекта из четырех частей дает пятигранник, фигуру с пятью сторонами, олицетворяющую органический рост, вдохновение и урегулирование нескольких частей в большем целом.

Добровольно принеся в жертву свою старую личность, бросив вызов мощи своей теневой стороны и выиграв свободу и от сознательных, и от подсознательных желаний, искатель достиг позиции отрубленных голов, рук и ног, изображенных в карте Смерть: обрубив все связи со своим старым существованием, безопасно укоренился на почве нового. Но пока он еще бездействует, просто как семечко новой жизни. После того как он отверг все, что имеет, ничего не сохранив, он наконец пришел в состояние полной пассивности. Он больше не верит в свое эго как в точку отсчета, когда оценивает мир, и не в состоянии делать какие-либо оценочные суждения.

На этом этапе появляется ангел Умеренности, заполняя пустоту, что была подготовлена в сознании искателя, водой новой жизни; восстанавливая баланс между сознанием и бессознательным, давая ему преимущество нового, и куда более правильного, центра, из которого можно действовать.

До тех пор, пока он не был готов отвергнуть и эго, и тень, его высшая сущность могла лишь подавать сигналы о своем присутствии издалека; его человеческая личность не оставляла пространства для высшей сущности в границах сознания.

Фигура ангела иногда изображается стоящей одной ногой в небольшом водоеме. Водоем символизирует глубины бессознательного, таким образом, ангел устраняет разрыв между внешним и внутренним миром.

В некоторых версиях этой карты около водоема растут синие ирисы. Эти цветы названы в честь греческой богини Ириды, чьим символом была радуга. Полная символика радуги, которая также появляется в некоторых арканах Таро, многогранна и глубока. Согласно одному из значений, это прекрасный спектр света, вызванный блеском скрытого центра, сияющего сквозь изменчивые туманы подсознания, и являющий себя миру сознания как красочный мост чаяния, арка надежды.

Ангел Умеренности может рассматриваться как высший аспект Анимы, женской архетипической силы, живущей в глубоком бессознательном искателя и носящей в себе творческие силы. Она появляется здесь как посредник между внешним сознанием и внутренним «я».

В одной средневековой мистической работе она говорит так: «Я – полевой цветок и лилия долин (ландыш). Я – мать честной любви, и страха, и знания, и святой надежды… Я – примиритель стихий, заставляю одну жить в согласии с другой; то, что тепло, я охлаждаю и наоборот, и то, что сухо, я увлажняю и наоборот, и то, что твердо, я смягчаю...»10

Профанная интерпретация Умеренности, также известной как Ангел Времени, говорит о течении времени от прошлого к будущему; преемственность жизни и ее перенос из одного телесного воплощения в другое. Это можно применить к теории реинкарнации или к непрерывности сознания, превосходящего смерть и к обновлению клеток тела.

Негативный аспект Умеренности делает ее символом фрустрации, утечки творческой энергии, которую бросает взад и вперед из-за ограничивающих обстоятельств или подавляющих установок. Это зло предрассудков, основанных на узких, стесняющих правилах жизни, которые не позволяют адекватно выражаться творческим силам природы.

Предсказательные значения:

В прямом положении: Успех возможен путем тщательного контроля изменчивых факторов. Указывает на ситуацию, в которой обстоятельства и люди должны быть умело соединены, чтобы прогресс продолжился. Иногда указывает на гармоничное партнерство.

В перевернутом положении: Противостояние, вызванное несоответствием. Прогрессу мешает неумелое обращение с потенциально полезной ситуацией.

XV ДЬЯВОЛ

На карте изображена традиционная фигура Дьявола, стоящего или сидящего на корточках на каменном постаменте. У него два кожаных крыла, а на голове растут рога. Его обнаженное тело носит скорее женские черты, груди его тяжелы. В некоторых колодах он держит в руке горящий факел. У его ног стоят два младших демона, также обнаженных, с рогами и хвостами, но без крыльев. Каждый демон удерживается за шею свободным поводком, привязанным канатом к постаменту Дьявола.

Это изображение Дьявола и его слуг так же, как и предыдущий аркан Таро, является типичным средневековым образом. В некоторых старых колодах он как будто носит шлем с оленьими рогами, а не настоящие рога, и больше напоминает древнего кельтского бога Кернунна, который, возможно, и был прототипом традиционного христианского Дьявола.

Число этой карты – пятнадцать. Оно составлено из арабских цифр один и пять, которые преобразовываются в шесть. Шесть – это число соединения противоположных начал (см. Влюбленные) и число любви. Шестиконечная звезда, или гексаграмма, состоит из двух переплетенных треугольников; тот, чья вершина указывает вверх, является алхимическим символом огня, он соединен с направленным вершиной вниз символом воды.

Здесь мы видим еще один аркан, связанный с взаимодействием сознания с бессознательными стихиями.

Постепенно устанавливая связь со своей внутренней сущностью, искатель теперь может продвинуться дальше в поисках тайного центра. Он больше не заключен в узкие пределы своего эго и установил контакт с творческими силами бессознательного.

На этом этапе он впервые встречается с могущественными фигурами, которые не просто являются частью его собственной души, но принадлежат к бессознательным слоям человечества в целом. Это «первичные образы», принадлежащие заре существования, хтонические боги, чья власть бесконечна, ужасно привлекательные для осознанного разума.

Коллективное бессознательное, как и эго, имеет теневую сторону, которая содержит в себе все нереализованные аспекты человечества. В Христианстве она персонифицируется в Сатане, Дьяволе, великий искуситель, квинтэссенции зла.

В древнем мире эта неприрученная сила воплощалась в таких божествах как Дионис, о котором Юнг сказал: «Дионис – это бездна охваченного страстями распада, где все человеческие различия сливаются в животной божественности первобытной души – блаженное и ужасающее переживание».11

Столкнувшись с этой фигурой, искатель на самом деле оказывается лицом к лицу с испытанием; теперь он видит, почему его поиск называется «путем героя», поскольку лишь герой может выдержать силу Дьявола. Как и на одном из более ранних этапов, когда ему нужно было противостоять своей тени, нанести ей поражение, и тем самым в конечном итоге переродиться на высшем уровне, здесь должна произойти та же самая битва.

Встреча с Дьяволом – это самое опасное столкновение из всех, поскольку он олицетворяет энергию внутреннего «я». Если он побеждает, то сознание наводняет его темная сила и искатель может приобрести манию величия. Заново утверждая свой эгоцентризм, он окажется под властью чувства своей собственной силы и мудрости. Он убедит себя сам в том, что он обладатель всего знания, свыше избранный вестник Бога – и даже воплощение Бога. И он будет как одержимый, присваивая атрибуты божественного себе.

Но если вызов коллективной тени будет встречен и распознан, если сила Дьявола будет выведена в сферу сознания взвешенным и управляемым путем, тогда силы тьмы могут быть трансформированы в силы света. Во тьме смерти лежат зерна новой жизни; Сатана становится Люцифером, сияющим ангелом, чье имя означает «Приносящий свет».

Задание на этой стадии мистического пути заключается в том, чтобы постичь и интегрировать глубочайшие импульсы природы; импульсы, которые следуют своим собственным могущественным законам и которым нужно бросить вызов на живых, эволюционных путях.

В традиционных оккультных знаниях центральная фигура в этой карте – Пан. В древние времена Пан был одним из богов, почитаемый как даятель жизни, бог плодородия, изобилия и деторождения. Образ Пана такой же ключевой в своей важности, как и образ Смерти. Без смерти было бы невозможно жить в переполненном мире; без жизненной силы жизнь никогда бы не смогла появиться из первобытных пучин.

Урок Пана состоит в том, что не нужно относиться с презрением к природе. Каждый, на любом этапе развития, воплощается в человеческом теле, снабженный человеческими инстинктами и эмоциональными порывами. Но в то же время, не нужно попадать к ним в рабство. Две человеческие фигуры, изображенные на карте, иллюстрируют эту опасность – и так же показывают, что ее можно избежать. Цепь, которая их держит, не так уж прочна, как кажется на первый взгляд, и ее можно снять, если им захочется. Силы инстинкта существуют и являются необходимой частью жизни, но они должны подчиняться цивилизованным аспектам сознания.

Предсказательные значения:

В прямом положении: Указывает на необходимость сублимировать низшее «я», преобразовав его энергию в полезную силу. Иногда показывает, что тайные силы ведут работу, которую нужно принимать в расчет, составляя планы.

В перевернутом положении: Жажда власти, соблазн злоупотребить положением в личных целях. Предупреждает о попытке контроля со стороны инстинктивных сил природы. Также может указывать на опасное подавление инстинктов интеллектом.

XVI БАШНЯ

В прочную башню, стоящую на заросшем травой холме, попадает молния. Зубчатая вершина башни от удара приподнимается и огонь попадает глубоко внутрь. Языки пламени вырываются из трех окон и искры градом сыплются со всех сторон. Две человеческие фигуры падают вниз головой из своего пораженного молнией пристанища.

Эта карта демонстрирует обратную сторону предыдущей. Противоположность Дионису, властелину тьмы и всего иррационального – Аполлон, бог света и разума; противоположность Сатаны, Дьявола – Люцифер, несущий свет.

Башня имеет номер шестнадцать в ряду Таро. Шестнадцать в арабских цифрах состоит из единицы и шестерки, которые преобразовываются в семь. Семь – это солнечное число, обозначающее силу и позитивное действие. В карте номер семь (Колесница) мы видели влияние солнца в его благоприятном аспекте как Гелиоса; здесь мы видим неограниченную власть космической энергии, разящей в открытую.

Вспышка молнии была одним из атрибутов Юпитера – ударом Юпитера – а также фигурирует в Махаяне и тантрическом буддизме как символ всепобеждающего света правды, в котором вся фальшь и в конечном счете вся двойственность уничтожается. Это вспышка внутреннего света, приносящая свободу просветления.

Во французских колодах Таро эта карта обычно называется La Maison Dieu, или Дом Бога. Возможно, это неверное прочтение итальянского caso, означающего «шанс» или «рок», как casa, что означает «дом».

Вершина башни оказывается сбитой огненным ударом с небес. Символически верхушка здания часто означает пик сознания, показывая, что в этом сверкающем сошествии молния чистой самости, первичной энергии души, отбрасывает и крушит все конструкции эго.

Подобравшись к себе и приняв истинную природу Дьявола, искатель видит, как он превращается в Люцифера, воплощающего чистоту божественной истины. Его сокрушительный удар опровергает все предыдущие концепции, как уже делало самопожертвование Повешенного на менее глубоком уровне.

Человеческое сознание здесь в последний раз вступает в прямой контакт с первозданными силами скрытого центра, цели мистического поиска. Свет Люцифера – это не мягкое свечение интуиции, проникающее из глубин, но ослепительный свет божественного сознания, тот же ясный свет, что ослепил Павла по дороге в Дамаск.

Неканоническое высказывание Иисуса гласит: «Кто рядом со мной, тот рядом с огнем».12 Поток и огонь жизни обязательны для достижения целостности. Алхимики задумывали свою aqua nostra, воду жизни, как становящуюся ignis, огнем. Растворяющая все aqua nostra – основной ингредиент в производстве Камня Мудрых, дарующего бессмертие.

Разрушительный удар этого огня может освободить разум из его оков и открыть путь, который ведет к центру; но, если осознанный разум не готов, не твердо стоит на прочном основании, это может закончиться катастрофой. Говоря языком психологии, исходом станет диссоциация, разделение сознания против самого себя.

Мощь вспышки молнии может превратить башню сознания в Дом Бога или разрушить ее безвозвратно.

На обывательском уровне Башня означает разрушение устаревших представлений, которые оказались не способны адаптироваться к новым условиям. Человеческий разум, развиваясь, с легкостью впитывает новые идеи и концепции, с их помощью выстраивая умственные конструкции, которыми он будет руководствоваться на протяжении жизни. Но по мере того как разум созревает, эти принципы имеют тенденцию отвердевать и мало-помалу становятся неподвижными, и он уже не в состоянии принимать свежий материал, который уже не вольется так легко в существующие конструкции.

Таким образом, он теряет контакт с динамизмом реальности. Глухие стены его догматичного мнения становятся неспособными адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, и, когда он сталкивается с испытанием, он может лишь потерпеть крах, оставляя сбитый с толку разум внутри справляться, как тот может, с явным хаосом, который его окружает. Урок, который можно из этого извлечь, таков, что любая конструкция годна для защиты только пока она остается гибкой и способной к эволюции; жизнь есть состояние постоянного потока и ни одно человеческое сооружение не может надеяться на выживание, если оно не может адаптироваться.

Предсказательные значения:

В прямом положении: Страдание личности из-за сил судьбы, пришедших в движение в мире. Кажущаяся несправедливость стихийных бедствий, ударяющих по всем, честным и нечестным одинаково.

В перевернутом положении: Попадание в беду, которой можно было избежать. Ненужное страдание. Самоуничтожение.

XVII ЗВЕЗДА

Обнаженная девушка стоит на коленях у берега ручья или пруда, изливая воду из двух кувшинов. Позади нее в большинстве версий можно увидеть дерево с порхающей по нему птичкой. Высоко в небе видны восемь звезд. Одна из звезд отличается по размеру и форме.

Аркану присвоен номер семнадцать, в арабских цифрах превращающийся в восемь. Из-за своей формы число восемь в Средние века считалось символом обновления и перерождения, и поэтому было связано с крещением. Кроме того, восьмая сфера небосвода считалась сферой, занятой неподвижными звездами.

Звезда, сияющая в ночи – это символ духа, мистического Центра и зова судьбы. Для алхимика звезда была символом воображения, посредством которого он был связан с силами бессознательного и с материальными субстанциями, которые он надеялся преобразовать.

После бури и молнии предыдущего аркана начинается дождь, приносящий с собой мир, покой и легкие движения новой жизни.

Вода, проливающаяся из кувшина – это aqua nostra, Вода Жизни или энергия души, которая нужна, чтобы перенести сознание из подлунного мира к высшим сферам.

В древних митраистских мистериях существовал фрагмент: «Я звезда, которая странствует с тобой и сияет из глубин».13

Пройдя инициацию огнем, герой теперь принимает крещение водой, так как языки пламени были погашены целительной водой жизни. Вода, льющаяся на землю и в пруд в равных количествах; сознание и бессознательное приведены в равновесие и взаимодействуют, и душевный конфликт снова разрешен.

Хотя путешествие еще не подошло к концу, мистический центр еще нужно найти, но присутствие звезды вселяет в него уверенность, что его странствия приближаются к своему завершению. Уже можно различить вдалеке Древо Жизни, намек на бессмертие, что ждет впереди, в то время как над вершиной дерева витает священный голубь, символ Святого Духа, божественный вестник.

Вера искателя вознаграждена; после того как очищающий огонь раскрыл ему глаза, ему уже не нужно слепо спотыкаться в ночи духовной темноты, будучи ведомым лишь мерцанием своего ума и приглушенным голосом своей высшей сущности. Присутствие звезды дает ему уверенность в том, что его путь был не напрасен, что в должное время солнце взойдет, и он очутится в поле божественного света.

Обыденное толкование Звезды показывает понимание и отсутствие предрассудков, которое возможно, когда двери разума открыты. В противоположность предыдущему аркану, Башне, сознание, символически отраженное здесь, не неподвижно и не замкнуто на себе, но открыто и свободно, как раскинувшийся на карте пейзаж.

Таким образом, возможно получить прилив настоящего понимания и сознательно (вода, льющаяся на землю), и подсознательно (вода, льющаяся в пруд). Звезды, сияющие в вышине, олицетворяют высшие устремления, которые постоянно зовут разум на новые высоты, держа в страхе темные тени самодовольства и невежества. В негативном аспекте этой карты эти возможности отклоняются.

Предсказательные значения:

В прямом положении: Понимание возможностей, которые лежат в будущем, предлагая надежду и наполненность. Расширение горизонтов, физических или ментальных. Новая жизнь и энергия, появившаяся как подарок богов.

В перевернутом значении: Косность разума, который не может выйти за пределы знакомых границ, чтобы принять новые возможности для развития. Неспособность или нежелание расширить точку зрения. Неуверенность в себе, нехватка доверия.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики