Поделиться
08.09.2015 Автор:

Рональд Декстер

История оккультного Таро

Глава 2

Британские бенефициарии

2.1 Предусмотрительные розенкрейцеры

Первый слабый импульс к всеобщему Британскому возрождению эзотеризма в Масонстве исходил от организации, именовавшейся «Английское общество розенкрейцеров» (Societas Rosicruciana in Anglia), также называемом «Soc. Ros», или, более уважительно, «S.R.I.A.», которая была основана в Лондоне в июне 1867 года Робертом Вентвортом Литтлом (Robert Wentworth Little (1840-78)) как аналог Шотландского Общества Розенкрейцеров (Scottish Rosicrucian Society), совместно с со другом В.Г. Хуганом (W.J. Hughan), который был посвящен 31 декабря 1866[i]. Шотландское общество, базирующееся в Эдинбурге, возглавлялось Энтони О´Нилом Хэйем (Anthony O’Neal Haye), не ограничивалось только масонством, и вероятно, существовало с 1857 или ранее[ii]. В S.R.I.A. же могли состоять только масоны, и следовательно в ее составе были только мужчины, которые изначально обращались друг к другу «Брат», затем перешли на латинскую форму «Frater». Через некоторое время S.R.I.A. образовала филиалы в других городах, которые назывались Колледжи (College), например, расположенный в Лондоне назывался Метрополитан Колледж (Metropolitan College). Литтл был Верховным Жрецом до своей смерти в 1878 году. Лорд Литтон был избран почетным членом в 1870 году в основном по причине «розенкрейцерских тем» некоторых из своих романов. Он был номинирован на звание Великого Покровителя, но из вежливости отказался, также приостановив свое членство в организации в 1872-ом году[iii].

Согласно общепринятому мнению, Роберт Литтл обучался по трудам Леви. Однако, фактически, S.R.I.A. не испытала сильного влияния французского оккультиста. В 1870 один из ее членов, Уильям Карпентер (William Carpenter (1797-1874)) написал в журнал общества, «The Rosicrucian» («Розенкрейцер»): «труды Элифаса Леви по магии … как я полагаю, мало известны, даже среди членов мистических и тайных орденов»[iv]. Непосредственный «духовный предок» S.R.I.A. был скорее германским, чем французским. В нем были те же девять степеней (градусов), что и в шотландском, и такое же, как и в шотландском обществе, разделение на три Порядка[v]. Первый Порядок состоит из четырех нижних степеней (градусов): Zelator; Theoricus; Practicus; и Philosophus. Следующие три составляли Второй Порядок: Adeptus Minor; Adeptus Major; и Adeptus Exemptus. Третий порядок включал только Magister Templi и Magus. Эта система из девяти степеней была заимствована у Немецкого Общества Розенкрейцеров («German Rosicrucian society»), к которому принадлежал Месмер, Возвышенного Наиболее Древнего, Подлинного и Достойного Общества Золотого и Розового Креста[vi]. Это общество, взявшее название у существовавшего ранее, предположительно было основано в 1757-ом году и прекратило свое существование в 1790-ые. Оно было оплотом масонства наивысшего уровня, только достигшие первых трех степеней классического масонства могли к нему присоединиться. Организация действительно заботилась о сохранении своей секретности, каждый круг состоял не более чем из девяти членов, так что каждый из членов мог выдать всего несколько других; все члены обладали сильной верой в «Неизвестных Высших» («Unknown Superiors» или «unbekannte Obern»), руководивших ею. Ритуалы были сложны, каждый из братьев получал братское имя, которое менялось каждые три года. Центральное место занимала алхимия, но каббале также уделялось большое внимание: инструкция для Adeptus Minor содержит рисунок, изображающий коронованную фигуру, преодолевающую Дерево Жизни, сефироты которого соотносятся со стадиями алхимической работы[vii]. По своему мировоззрению организация была консервативной, и сыграла важную роль в содействии реакционным политическим стратегиям. Документ 1761 года показывает, что в организации было семь степеней-градусов, документ 1767 года –первый, указывающий на существование девяти степеней-градусов, заимствованных у S.R.I.A. (хотя название самой низкой ступени-градуса было Младший (Junior), а не «Zelator»)[viii]. Эти девять степеней-градусов были перечислены Полом Кристианом в его «Histoire de la magie» 1870-ого года[ix].

Участники S.R.I.A. чувствовали родство с ранними немецкими розенкрейцерами, которые были политически активны, но у британских не было подобных политических амбиций, а также они не занимались алхимией или любым другим из видов практической магии. Его члены, каждый из которых принял латинский девиз как имя в Обществе, получали удовольствие от участия в обрядах приема новых членов различных степеней-градусов, кроме этого они немногим более чем просто посещали обеды и слушали лекции по оккультизму. Уильям Карпентер (William Carpenter) описал цель Общества как «всецело литературную и посвященную древностям»[x]. Он совместно с Кеннетом Маккензи (Kenneth Mackenzie) и Альбертом Маккеем (Albert Mackey) сосредоточили внимание на легенде о Христиане Розенкрейце – предполагаемом основателе Братства Розенкрейцеров, который, согласно сказанию о нем, жил с 1378 по 1484[xi].

2.2 Fratres Lucis

Несколько членов S.R.I.A. интересовались скраингом (всматриванием в магический кристалл, гаданием при помощи магического кристалла). Большинство участников сообщества сами не были скраерами, но нанимали людей, таковыми себя полагающих. Фредерик Хокли (Frederick Hockley (1809-85)) рассматривал скраинг как розенкрейцерскую практику. Будучи бухгалтером по профессии, он также хорошо был известен в оккультных кругах по причине владения обширной оккультной библиотекой. Жена Хокли, спиритуалист, умерла в 1850-ом году и он упорно пытался установить связь с ней после ее ухода. Хокли являет собой пример типичного оккультиста, возникающего после 1850-ых: он изучал эзотерическую философию, практическую магию и медиумизм. (Вспомним, что среди его скраеров-провидцев была несовершеннолетняя Эмма Хардинг) Увлеченность Хокли оккультизмом не мешала ему различать мошенничество: он критиковал «Разоблаченную Изиду» мадам Блаватской как неоригинальную мешанину. Хокли был дружен с капитаном Фрэнсисом Г. Ирвином (Francis G. Irwin (1828-93)) и его сыном Гербертом. Старший Ирвинг также принадлежал к S.R.I.A. и побуждал Герберта быть видящим в скраинге. С 31 октября по 9 ноября 1873 года Герберт якобы получил сообщение от духа, называемого «К», который предположительно был Калиостро (англ. «C», Cagliostro). Дух открыто провозгласил о своем членстве в эзотерическом обществе, Fratres Lucis (Brothers of Light, Братство Света) и поведал свою историю. Fratres Lucis существовало в Германии в конце XVII столетия[xii]. Согласно «Калиостро», однако, Братство было основано во Флоренции эпохи Возрождения и одним из первых его членов был Марсилио Фичино (Marsilio Ficino). Роберт Фладд, граф де Сен-Жермен, Сведенборг и Месмер были названы среди инициированных позже.

Альтернативными названиями сообщества были «Братство Креста Света» («Brotherhood of the Cross of Light») и «Орден Свастики» («Order of the Suastica»)[xiii]. «Крест Света» был символом мистического просвещения достаточно независимым от христианской иконографии, и «suastica» (видимо, форма англ. «swastika» - свастика) еще не была присвоена сторонниками превосходства арийской расы. Оба символа являются солярными символами оккультизма XIX века. Свастика в этом контексте использовалась лейтенантом Ричардом Дж. Моррисоном, более известным как астролог Задкиель. В своем альманахе 1870-ого года Моррисон объявил о намерении возродить «Древнейший орден Свастики или Братство Мистического Креста» («The Most Ancient Order of the Suastica; or, The Brotherhood of the Mystic Cross»). Он утверждал, что исходный Орден был основан на Тибете в 1027-ом году до нашей эры[xiv]. Кеннет Маккензи вспомнил упоминание Фредериком Хокли общества Моррисона как «The Order of the Swashtub»[xv]. Все трое мужчин, включая Ирвина, нанесли свастику на различные предметы[xvi]. «Королевская масонская энциклопедия» (The Royal Masonic Cyclopaedia (1877)) Маккензи содержит запись «Древнейший орден Свастики или Братство Мистического Креста» («Most Ancient Order of the Suastica, or Brotherhood of the Mystic Cross»).

В 1874 году Ирвин совершил поездку в Париж и по возвращению сделал заявление о том, что установил положительную связь с европейским Fratres Lucis[xvii]. Он учредил британскую ветвь Ордена и посвятил своего сына Герберта и нескольких друзей, в числе которых были Маккензи, Хокли, Чарльз Соферан и Бенжамин Кокс, который был масоном и практиковал скраинг (всматривание в кристаллы). Эта маленькая группа также удостоилась записи в «Королевской масонской энциклопедии» Маккензи. Герберт, здоровье которого никогда не было крепким, умер в 1879 году, и так группа потеряла своего главного скрайера.

2.3 Общество Восьми

Фредерик Холанд был членом S.R.I.A.. в 1883 году он основал «Общество Восьми» («Society of Eight»). Обычно в числе его участников указывают Ф.Г. Ирвина, Кокса, Хокли, Маккензи, Яркера (Yarker) , Уильяма Уинна Уэскокотта (William Wynn Westcott), который был англиканским священником[xviii]. Основной интерес общества составляла алхимия, и вероятно, церемониальная магия. Когда Ирвин вошел в круг участников, он получил от Маккензи поздравительное письмо, в котором особо подчеркнул перспективы реальной работы в новом обществе: «Это ни в коем случае ни глупое розенкрейцеровское общество Литтла. Мы практичны, не утопичны, и мы не имеем ничего общего с торговцами. Эта бессмыслица подходит к концу»[xix]. Фредерик Хокли умер 10 ноября 1885 году. Существует мнение, что его место в кругу занял Самуэль Лиддел Мазерс (Samuel Liddell Mathers), также состоявший в S.R.I.A.[xx]. однако, его непосредственное участие было недолгим. 20 ноября 1885 года Маккензи отправил Ирвину записку: «Общество Восьми в значительной степени пассивно по вине Холанда»[xxi]. Общество Восьми, как группа, не изучали Таро, но некоторые общества члены питали к нему интерес[xxii]: Холанд, Уэскотт и Мазерс написали бы о нем, Маккензи планировал написать о нем.

2.4 Кеннет Маккензи, английский ученик Леви

Несмотря на два визита Леви в Англию, английское эзотерическое движение не испытывало сильного влияния его учения до 1880-ых годов и до тех пор, пока Таро не играло в нем важной роли. До того времени, пока двое мужчин, Уильям Карпентер (William Carpenter) и Кеннет Маккензи не ознакомились с трудами Леви; но первый не был достаточно влиятелен, а второй был слишком эксцентричен, чтобы оказать значительное влияние. Карпентер, цитировавший Леви в своей статье в «The Rosicrucian» («Розенкрейцер») кратко упоминает Таро в другой своей статье для этого же журнала: «Книга Тота … как предполагает граф де Жеблен сохранилась в колоде карт, называемых Таро. В ней мудрость; пусть тот, кто может, изучит ее. Что же касается меня, то я не имею ни малейшей надежды постичь тайны; ученый Эттейла (Eteilla – как в оригинале) посвятил 30 лет их изучению, а затем сдался, отчаявшись»[xxiii].

Кеннет Роберт Хендерсон Маккензи (Kenneth Robert Henderson Mackenzie (1833-86)) продвинулся в своих исследованиях дальше, чем Карпентер. Он начинал как подающий большие надежды ученый. Он родился 31 октября 1833 года в Депфорте на юго-востоке Лондона и был сыном врача; с 1844 года его отец, доктор Роуленд Хилл Маккензи (Dr Rowland Hill Mackenzie) вел прием в больнице Вены, где Кеннет Маккензи получил образование, хотя его родители вернулись домой в 1841 году. Он последовал за ними в 1851 году и навсегда поселился в Лондоне. Он отправлял научные материалы для публикации в журнал «Notes and Queries» («Заметки и вопросы») и в 1852 году в возрасте 19 лет он опубликовал перевод археолога К.Р. Лепиуса (K.R. Lepsius’s) «Briefe aus Aegypten, Aethiopen und der Halbinsel des Sinai geschrieben in den Jahren 1841-5» (Берлин, 1852) и в 1853 году книгу «Бирма и бирманцы» а также оказывал помощь У.С. Лэндору (W.S. Landor) в работе над его «Воображаемыми беседами» («Imaginary Conversations»); к 1860-ому год он написал, перевел или отредактировал семь книг. Около 1857 года родители Кеннета начали жить раздельно, мать осталась с ним, а отец перебрался в Париж. В октябре 1858 года молодой Маккензи основал «The Biological Review» («Биологический обзор»), четыре выпуска которого были опубликованы; журнал был посвящен месмеризму, гомеопатии и подобному – первый признак его непопулярных увлечений. В январе 1854 года он был в удивительно раннем возрасте избран членом «Общества антикваров» («Society of Antiquaries»), членство в котором завершилось в 1870 в связи с неуплатой членских взносов; с 1855 по 1861 годы он также был членом «Королевского Азиатского общества» («Royal Asiatic Society»). В 1864 году Маккензи присоединился к «Антропологическому обществу Лондона» («Anthropological Society of London») в деятельности которого принимал активное участие до 1870 года.

К 1860-ым годам научная деятельность Маккензи идет на спад и иссякает: он перешел к своему увлечению оккультизмом, которому и посвятил большую часть оставшейся жизни. В 1861 году он посетил Элифаса Леви в Париже и обсудил с ним, в числе других тем, «оккультную игру Таро», к которой он, по его словам, питал интерес в течении некоторого времени; вероятно, интерес Маккензи был вызван книгами[xxiv]. Учителем Маккензи в оккультных дисциплинах был Фредерик Хокли, которому Кеннет сообщил о своем возвращении от Леви.

Уэскотт (Westcott) в 1900 году установил, что Кеннет Маккензи оказывал помощь Роберту Литтлу в основании S.R.I.A.; Уэскотт утверждал, что Маккензи был посвящен в розенкрейцерское братство немецкими адептами. Уэскотт был весьма далек от того, чтобы быть правдивым человеком, и обе части истории, конечно же, ложь[xxv]. Маккензи стал масоном лишь в 1870 году, и поэтому не был достаточно компетентным S.R.I.A. ранее этого времени; вряд ли он мог быть помощником там, где не хватало его собственной квалификации[xxvi]. В 1872 году он женился на Александрине Эйдон (Alexandrine Aydon), дочери инженера. В этом же году Литтл убедил его принять почетное членство в S.R.I.A., и он был принят в градус Zelator-а в октябре. Но в начале 1873 году, Хокли, весьма разозленный чрезмерным увлечением спиртным Маккензи, и возмущённый письмом, в котором тот его «грубо оскорбил», отказался от дальнейшего общения с ним[xxvii]. В результате такого поведения Маккензи оказался в изоляции.

Маккензи прочел четыре лекции для членов S.R.I.A., в том числе одну о своем визите к Леви в апреле 1873 года; лекция была опубликована в журнале Общества[xxviii] и Леви был избран почетным Иностранным членом. С 1874 по 1875 год Маккензи был помощником секретаря Общества. В 1875 году он закончил свое членство в S.R.I.A., поссорившись с Литтлом, а также пребывая в напряженных отношениях с Хокли, который был переведен из Бристольского колледжа в Метрополитан. В ноябре 1878 года Маккензи и Хокли помирились; вероятнее всего инициатива исходила от Хокли по настоянию его друга Ф.Ирвина. в 1875 году Маккензи помог капитану Дж.Арчеру (J.H.L. Archer) основать «Королевский Восточный Орден Сикха и Сат Бхаи» («Royal Oriental Order of Sikha and the Sat B’hai»), квазимасонскую группу, претендующую на индийское влияние; Маккензи составил для него некоторые ритуалы. В 1866 году Бенджамин Кокс составил огромный список предметов, которые будут изучены Сат Бхаи, включив в качестве последнего «Таро, экзотерическое и эзотерическое»[xxix].

К 1829 году у Маккензи формируется намерение написать книгу под названием «Игра Таро: археологическое и символическое рассмотрение» («The Game of Tarot: Archaeologically and Symbolically Considered»)[xxx]. Его планы в отношении книги были настолько основательны, что издатель Трубнер и Ко (Trubner and Co.) издал проспект для него; проспект состоял из 78 иллюстраций, в отдельных случаях они составляли полную колоду Таро, иными словами. Проспект гласил, что книга «будет содержать исследования … самой ранней системы гадания на символических картах», но книга так и не увидела свет. Леви умер в 1875 году и в 1877 г. Маккензи написал Ирвину, бывшему в то время Главным Адептом Бристольского Колледжа S.R.I.A. о том, что не может ответить преподобному Эйтону (Reverend Ayton) на его вопрос о том, оставил ли Леви после себя «какие-либо точные инструкции для проработки Таро», но добавил: «у меня есть собственный способ работы, но я работаю с ним при помощи астрологии … Мои обобщённые инструкции принадлежат Эттейле (Aliette – как в оригинале), те, что с оттенком гадания на картах – но для последнего я предпочитаю итальянский процесс, применяя который я получал изумительные результаты »[xxxi]. Двумя годами позже он писал Уэскотту о том, что «беспокоим» преподобным Эйтоном, Робертом Фрайаром (Robert Fryar) и Джоном Яркером по поводу «Реального Таро», но отметил: «я не расположен к общению о системе Таро огульно, беспорядочно, хотя и знаком с ней. Сделать так означало бы дать мощнейшее оружие в руки людей менее щепетильных, чем я»[xxxii]. К декабрю 1885 года Маккензи оставил все намерения написать книгу о Таро и пишет Уэскотту: «в настоящее время я не пишу о Таро. Я планировал эту работу несколько лет назад, но планы сорвались. Возможно, я когда-нибудь снова вернусь к ним … этот предмет чрезвычайно сложен и я уже не обладаю такой литературной властью, как ранее»[xxxiii]. Также он добавил, что дал «Брату Мазерсу» («Bro. Mathers»), С.Л. Мазерсу (S.L. Mathers) проспект книги[xxxiv]. Важным следствием интереса к Таро Маккензи было пробуждение интересу у Уэскотта к этой теме.

К 1870-ым годам Маккензи превратил себя из ученого в навязчивое дополнение к масонам, в хвастуна и лгуна; в часто цитируемом предложении А.Э. Уэйт (A.E. Waite) пишет о нем: «в розенкрейцерских предметах по крайней мере записи Кеннета Маккензи являют собой повторяющуюся ложь»[xxxv]. С 1875 по 1877 годы он издал «Королевскую масонскую энциклопедию» в шести частях, которую он отредактировал; в ней содержится много информации о квазимасонских обрядах и о сообществах, которые претендовали на то, чтобы быть масонскими. Это был провал. Омраченный тем, что энциклопедия была издана в 1878 году Вудфордом (Woodford), имевшим репутацию уважаемого редактора и компетентного издателя. Маккензи также был вовлечен в деятельность других квазимасонских организаций Сведенборгианского обряда, который Джон Яркер привез из Канады в Англию в 1876 году; Яркер был Верховным Великим Мастером, Ф.Г. Ирвин – Верховным Великим Стражем. В 1877 году Маккензи стал Верховным Великим Секретарем. Уэскотт видимо не раскрыл неоднократную ложь Маккензи, когда тот в письме от 1881 года утверждал, что обладает реальным масонским градусом, хотя и никому не может раскрыть его. Не существует доказательств, указывающих на его связь с какой-либо из розенкрейцерских групп с древними истоками. Маккензи умер в Туикнеме 3 июля 1886 года.

2.5 А.Э. Уэйт и «Тайны Магии» («The Mysteries of Magic»)

В Англии первой англоязычной публикацией по оккультному Таро был перевод А.Э. Уэйтом фрагментов сочинений Элифаса Леви. Книга вышла в свет в Лондоне в 1886 году под названием «Тайны Магии» («The Mysteries of Magic») со вступительным эссе Уэйта. В числе фрагментов был обширный отрывок, посвященный Таро, взятый преимущественно из «Dogme et rituel de la haute magie» («Догма и ритуал высшей магии», Париж, 1856) Леви. Эта последняя книга являет собой первоисточник современных теорий оккультного Таро; благодаря выборке Уэйта англоязычный читатель, неспособный или не желающий читать Леви в оригинале, в первый раз имел возможность познакомиться с его работами. Это возымело большое влияние на изучающих оккультизм.

2.6 Фредерик Холланд и его Каббалистическое Таро

Происхождение Фредерика Холланда (Frederick Holland (1854-1917)) остается достоверно невыясненным. Вероятно, он родился в Бирменгеме, и, следовательно, вполне может быть тем Фредериком Холландом, который является сыном Уильяма Холланда, записанного в свидетельстве о рождении как инструментальщик, и Сары Холланд, урожденной Эллис. Кеннет Маккензи охарактеризовал Холланда как «опытного химика и металлурга», слово «металлург», без сомнений, относится к его профессии, но «химик» может служить намеком на личную увлеченность алхимией. В возрасте двадцати лет он переехал в Борнмут, где жил в Инглвудс Вилл, Вестбурн. Там Холланд познакомился с Мазерсом, и, согласно Уэскотту, дал Мазерсу его первое наставление в Каббале. Мазерс убедил Холланда стать масоном, а в октябре 1881 года предложил его кандидатуру в ложу Хенгист (Hengist Lodge), где тот был посвящен 3 ноября. Холланд и Мазерс присоединились к S.R.I.A. одновременно, в 1882 году. Общество Восьми сформировалось в следующем году.

Холланд нарисовал Таро для личного использования и карты сохранились в его персональной коллекции. Его дизайн являл собой примерно то, что могло бы отражать правильность теории Леви о том, что Таро изобрели каббалисты. Холланд не использовал картинок. Каждый из 22-ух козырей был обозначен большой буквой еврейского алфавита, окруженной с четырех сторон надписями, выполненными преимущественно на английском языке. В приведенной выборке все термины принадлежат Холланду, но в значительной степени пребывают под влиянием Элифаса Леви.

Буква Иврита

Эзотерический козырь

Некоторые названия согласно Леви

Некоторые соответствия согласно Леви

1. Алеф

Создатель Сущего (согласно оригиналу)

Бог или Человек

Первый принцип

2. Бет

Женщина

Гнозис

Луна

3. Гимел

Треугольник Соломона

Плодородие

Венера

4. Далет

Царь царей

Кубический камень

Юпитер

5. Хе

Дух и Материя

Религия

Овен

6. Вау

принятие

Бог и Зло

Телец

7. Зайн

освобождение

Пылающий Меч

Близнецы

8. Хет

Дух спора

Справедливость

Рак

9. Тет

Отшельник

Благоразумие

Лев

10. Йод

Колесница Иезекииля

Отцовский скипетр

Дева

11. Каф

Обязанность защищать

Рука в акте взятия

Венера (в оригинале, у Леви - Марс)

12. Ламед

Распятие

Великое Делание

Равновесие

13. Мем

Дух/Брак

регенерация

второй принцип

14. Нун

Температуры

Трансмутации

Скорпион

15. Самех

Дьявол

Бафомет

Стрелец

16. Айн

Храм восстановленный

Вавилонская башня

Козерог

17. Пе

бессмертие

Пылающая звезда

Меркурий

18. Цади

Роса, свежесть, чистота

Отраженный свет

Водолей

19. Коф

Принц Небес

Соль - aurum

Рыбы

20. Реш

Воскрешение (как в оригинале)

Circulus (круг – на латыни)

Сатурн

21. Шин

Дурак (Шут)

Чувственный (воспринимаемый органами чувств, материальный)

третий принцип

22. Тау

Истина

Все во всем

Солнце

Приведенные выше «принципы», несомненно, являются элементами воздуха, воды и огня. Огонь переходит к Дураку (Шуту), которого Леви помещает между 20-ым и 22-ым козырями (обычно – 21-ым). Позже Мир будет необходим, дабы служить Солнцем по причине крайней необходимости, возникшей в силу искусственности схемы Леви, взятой из «Sepher Yetzirah» и наложенной на Таро.

Масти карт Холланда даже более творческие, чем его козыри. В четырех мастях не присутствуют Кубки, Монеты, Мечи и Жезлы. Он опирается непосредственно на их эзотерические эквиваленты (по Леви), а именно Тетраграмматон: Йод, Хе, Вау и Хе. Холланд выделяет вторую Хе точкой (знаком препинания) внутри буквы. Буквы используются в качестве обозначения мастей; они определяют иерархию от 1 до 10, для всех сорока численных карт; карты двора не наличествуют в колоде, приводимой в качестве доказательства. Масти-знаки расположены точно также, как и знаки на стандартных игральных нефигурных картах англо-американской модели. Холланд снова располагает надписи на четырех полях своих карт. Численные карты одного ранга всегда обладают одинаковыми данными вдоль их вертикальных краев. Холланд, вероятно, осознал, изменение значений каждой масти в зависимости от контекста. Надписи на боках соотносились с пятью темами, и по-видимому, отражают каббалистические царства Ацилут (Эманации), Йецира (Формирования) и Асия (Проявления) а также деградировавшую сферу Клиппот (неудавшегося Творения). В нижеследующем изложении надписи справа приведены так, как они были даны Холландом, слева – так, как он записал их на иврите, но приведен их перевод.

Лево: Право:

 

Ацилут

Брия

Йэцира

Асия

Клиппот

 

Сефироты

Божественные Имена

Ангелы

Органы

Демоны

1.

Кетер

EHEIEH

Chayoth

Голова

Ложные боги

2.

Хокма

YAH

Ophanim

Мозг

Лживые духи

3.

Бина

YHVH

Aralim

Сердце

Сосуды беззакония

4.

Хесед

EL

Chashmelim

Правая рука

Мстители из слабости

5.

Пахад (Pachad)

ELOH

Seraphim

Левая рука

Жулики (Juglers - согласно оригинала)

6.

Тифарет

ELOHIM

Shinanim

Грудная клетка

Неземные силы

7.

Нецах

YHVH TZABAOTH

Tarshishim

Правая нога

Фурии

8.

Ход

ELOHIM

TZABAOTH

Beni Elohim

Левая нога

Сифтеры (Sifters)

9.

Йесод

ELOHI

Eshim

Генитальная область

Исскусители

10.

Малкут

[Basileia]

[Shechinah]

Единство всего тела

Нечестивые души властвуют

Десятки здесь характеризуются исключительно греческими терминами, «Basileia» - означает «Царство» - этого уровня недостает в ангельских рангах, но они вмещают «Shekinah» (Шехина), то есть присутствие Бога среди верующих на земле. В труде Агриппы «De Occulta philosophia», «Шкала Десяти» являет параллельный список божественных имен, сефирот, ангельских рангов, частей тела и адских рангов (с десятью небесными сферами и десятью «освященными животными»)[xxxvi]. Список Холланда отличается от списка Агриппы, но у обоих авторов идентичные списки злых сил. Список «органов» Холланда явно соотносится с сефиротами: «Голова» напоминает высшую сефиру как «Корону», «Мозг» и «Сердце» ожидаемо связаны с сефиротами «Мудрость» и «Понимание». Конечности и туловища соответствуют «анатомии» Дерева Жизни, как в ранней Каббале.

Верх и низ на картах мастей Холланда содержат одинаковые надписи. Это «Adonai» и «Kerubim» на всех десятках. На других 36-ти номерных картах надписи вверху и внизу различны, каждая включает в себя арабскую цифру (нижнее число больше верхнего на единицу): непрерывная последовательность от 1 до 72 восходит в иерархии карточных рангов и продолжается сквозь ожидаемый порядок мастей: Йод, Хе, Вау, Хе. Ниже каждой арабской цифры располагается имя на иврите, а ниже его – слова на латыни. Основание (корень) каждого из 72-ух компонентов определяется как имя ангела[xxxvii]. Каббалисты, исследуя Псалтырь, нашли 72 отрывка, содержащие те же основания (корни). Тема каждого отрывка указывает на характер ангела. Например, основание (корень) VHV (Вау, Хе, Вау), порождает первое ангельское имя, Vahaviah, которое также может быть найдено в псалме 3:4 (в Вульгате, латинском переводе Библии, сделанном в конце 4 – начале 5 вв.), в котором заглавие псалма поднято (exaltans). По этой причине Холланд написал «exaltans» под «Vahaviah» на Тузе Йод. Действия Холланда были неточны только в конце системы. Он верно дает имя 72-ому ангелу – «Mevamiah», но упускает латинский ключ из псалма: он должен был «покоиться» (остаться) из реквиема в псалме 114:7.

«Откровения Шехины» («The Revelation of the Shechinah» (1887)) – несколько туманный и дифирамбический комментарий к Таро, авторство которого приписывается «Vincit Qui Se Vincit», это девиз Фредерика Холланда в S.R.I.A.[xxxviii]. На страницах 17 – 18 его описание Дерева Жизни содержит заявление: «весь Архетипический мир делает Эн-Соф в трижды больше, и образует четыре декады Торы … истинное колесо жизни». «Эти четыре декады формируют разные виды карт» - говорят нам, - «но вместо того, чтобы быть жезлами, кубками, мечами и пентаклями они являются четырьмя буквами великого имени». Вероятно, это первое появление в печати термина «Пентакли», вместо «монеты» для обозначения масти. Предположительно, термин использовался Холландом среди сотоварищей. Создается впечатление, что он подразумевал «талисманический символ-изображение» и не ограничивался пятиконечной звездой. Только позже, как в Таро графа К. де Сен-Жермена и Уэйта-Смита, звезда соединилась с кругом в знаке масти. В своих трудах Леви использовал термин «pantacles» в смысле «талисманический образ», ассоциируя его с мастью Динариев и Монет; А.Э. Уайт при переводе текстов Леви сохранил «pantacles», слово, незнакомое Оксфордскому словарю английского языка[xxxix].

Холланд объясняет, что круг карт, образующих «чудесное колесо из девяти карт каждой масти»; «десятая в каждом наборе обозначает союз», говорит он, по-видимому придерживаясь символики десяток своего личного Таро. В этом трактате присутствуют Короли, Дамы, Рыцари (Chevaliers) и Валеты (Valets), олицетворяющие Отцов, Матерей, Сыновей и Дочерей.

В «Откровении Шехины» Холланд, ссылаясь на козыри как на «22 иероглифические карты», раскрывает их как все еще действующие связующие звенья между Таро и древним Египтом, а также Каббалой. Согласно Холланду, они представляют собой еврейские буквы; он следует «Sepher Yetzirah» и добавляет, что они олицетворяют «три принципа, семь планет и 12 знаков зодиака». Он приходит к выводу, что карты соответствуют «именно Египетскому зодиаку». Информация о том, что «это колесо часто видно в Восточное Окно в церквях и соборах» вызывает у читателя удивление, «это ключ к квадратуре круга, загадка Сфинкса, строительства пирамид и удвоение кубического камня». Холланд утверждает, что эта работа была выдана Папюсом за свою, но в творчестве француза нет следов такого заимствования. Вместо этого оба таролога просто расширили общую модель каббалистики, опубликованную Элифасом Леви.

Холланд вышел из ложи Хенгист в 1887 году, а затем стал членом недавно созданной ложи Хорса (Horsa Lodge) а также ложи Сэнт Картберт (St Cuthberga Lodge) в городе Уимборн Министер, рядом с Борнмутом. Около 1890-ого года Холланд переехал в Бирмингем и перенял бизнес отца после его ухода в отставку или смерти; его отец охарактеризован в свидетельстве о смерти как отставной фабрикант. Холланд не преследовал своих интересов посредством вступления в Золотую Зарю, когда она была образована в 1888 году. Он жил по адресу 19 Гринхилл-Роуд в Мосле, пригороде Бирмингема, и дал своему дому название «Атанор» («The Athanor»), которое свидетельствует о том, что Холланд производил в нем алхимические операции. На рубеже веков он ушел с общей оккультной сцены, но продолжил свое общение с Уэскоттом, которому писал в апреле 1910 года, высмеивая Мазерса, «претендующего на шотландское происхождение». У него был по крайней мере один сын – У.А.Л. Холланд (W.A.L. Holland), который все еще проживал вместе с родителями на момент смерти отца, которая произошла 27 сентября 1917 года и была результатом неудачной операции по удалению желчных камней. В своем завещании Фредерик отписал все своей вдове, Флоренции Грин Холланд (Florence Green Holland), но стоимость наследства составила не более 20 фунтов.

.



[i] Согласно мистеру Р.А. Гилберту

[ii] Greensill 1987, p. 69.

[iii] Godwin 1994, p. 218. In Decker, Depaulis & Dummett 1996, p. 181 неверно указывают Бульвера-Литтона главой S.R.I.A. и называют дату прежде даже основания общества.

[iv] William Carpenter, ‘Occult Science’, The Rosicrucian, Vol. I, no. VII, January 1870, pp. 83-5.

[v] Greensill 1987, p. 62.

[vi]Больше информации про Немецкое Общество Золотого и Розового Креста Вы найдете в Horst Moller ‘Die Gold- und Rosenkreuzer: Struktur, Zielsetzung und Wirkung einer anti-aufklarischen Geheimgesellschaft’, Wolfenbiitteler Studien zur Aufklarung, Vol. V, part 1, Geheime Gesellschaften, Peter Christian Ludz (ed.), 1979, Heidelberg, pp. 153-202, and McIntosh 1992 наряду с McIntosh 1987, pp. 82-94 [= 1997, pp. 63-75]. McIntosh 1992 цит. Arnold Marx, Die Gold- und Rosenkreuzer: ein Mysterienbund des ausgehenden 18ten Jahrhunderts, Leipzig, 1930, которую мы не встречали. См. также Rene Le Forestier, La Franc-MaQonnerie Templiere et occultiste auxXVIIe et XIXe siecles, Paris, 1970, pp. 544-57, 626, 630-1, 676-8 and 712-15 (пер. как Templar and Occultist Freemasonry in the XVIII and XIX Centuries), Antoine Faivre, L’Esoterisme au XVlIIe siecle en France et en Allemagne, Paris, 1973, pp. 177-82, и Waite 1924, pp. 439-82. О контактах Месмера с обществом см. в J.M. Roberts, Mythology of the Secret Societies, London, 1972, p. 102. О градусах S.R.I.A., ‘Rules and Ordinances of the Rosicrucian Society of England’, The Rosicrucian, Vol. I, no. I, July 1868, pp. 6-9.

[vii] McIntosh 1992, p. 73.

[viii] McIntosh 1992, pp. 47-8, 52; McIntosh 1987, p. 89 [= 1997, p. 70].

[ix] . Paul Christian, Histoire de la magie, Paris, 1870, Livre deuxieme. Chap. V, p. 146 = Eng. trans. The History and Practice of Magic, Ross Nichols (ed.), New York, 1969, Vol. I, p. 125. Кристиан приводит названия степеней-градусов на французском: Zelateur, Theoriste, Pratiquant, Philosophe, Adepte mineur, Adepte majeur, Adepte affranchi, Maitre du Temple и Mage de la Rose-Croix.

[x] William Carpenter, ‘The Rosicrucian Society in Anglia’, The Rosicrucian, Vol. I, no. XIV, October 1871, p. 181.

[xi] William Carpenter, ‘Rosicrucians and Rosicrucianism’, The Rosicrucian, Vol. I, no. XIV, October 1871, p. 171-6; Albert G. Mackey, ‘Rosicrucianism’, The Rosicrucian and Red Cross, Vol. II, no. 21, August 1873, pp. 55-60; Kenneth Mackenzie, ibid., Vol. II, no. 24, April 1874, p. 110.

[xii] Waite 1924, pp. 503-29.

[xiii] Godwin 1994, p. 220; Howe 1972b, p. 259.

[xiv] Godwin 1994, p. 219.

[xv] Hamill 1986, p. 91.

[xvi] Godwin 1994, p. 219.

[xvii] Godwin 1994, p. 222; Howe 1972b, p. 260.

[xviii] Godwin 1994, p. 405, n. 66, цитируя Howe 1972b, p. 272, который приводит «предполагаемых участников» (август 1883) : Irwin, Yarker, Ayton и Holland. Godwin добавляет «Ms Geraldine Beskin, куратора Библиотеки Яркера (Yarker Library), называет участников (по порядку): Holland, Mackenzie, Yarker, Irwin, Hockley, Cox, Westcott и Mathers в своей лекции на «Теософской Исторической Конферении» («Theosophical History Conference», Лондон, 1989). На такой же лекции, цитируемой в Kiintz 1996b, p. 28, n. 9. согласно Hamill 1986, p. 94, Маккензи пишет Ирвину (24 августа 1883): «Что же касательно Общества Восьми … я боюсь, бр. Хокли слишком преклонного возраста, чтобы присоединиться»; но Хокли несомненно был членом общества. Более подробно в Gilbert 1998, pp. 127, 128, 129.

[xix] Howe 1972a, p. 31.

[xx] Godwin 1994, p. 222.

[xxi] Kiintz 1996b, p. 19.

[xxii] Kiintz 1996b, p. 19.

[xxiii] William Carpenter, ‘Symbolic Language’, The Rosicrucian, Vol. I, no. VII, January 1870, pp. 80-1.

[xxiv] Более подробно в Paul Charcornac, Eliphas Levi, renovateur de Voccultisme en France, Paris, 1926, pp. 201-3, комментарии Леви о визите.

[xxv] Howe 1972a, p. 27. Хоув весьма справедливо не верит заявлениям Уэскотта о том, что Маккензи был посвящен в Германии. Стоит отметить, что Маккензи вернулся в Лондон до достижения восемнадцатилетия.

[xxvi] H.C. Bruce Wilson, ‘History of the S.R.I.A.’ Report of the General Assembly of the S.R.I.A., Manchester, 1937, p. 16.

[xxvii] Это заявил Хокли в письме к Ф.К.Ирвину; более детально Hamill 1986, pp. 54-5.

[xxviii] Frater Kenneth R. H. Mackenzie, VI0, ‘Philosophical and Cabalistic Magic: a Narrative’, The Rosicrucian and Red Cross, Vol. II, no. 20, May 1873, pp. 27-34, перепечатано в King 1989, pp. 28-38.

[xxix] Gilbert 1998, p. 130.

[xxx]Он пишет об этом в письме к Уэскотту от 7 августа 1879года. Подробнее у Howe 1985, p.

[xxxi] Howe 1972a, p. 29.

[xxxii] Howe 1972a, p. 29.

[xxxiii] Howe 1972a, p. 30.

[xxxiv] Согласно вдове Мазерса Мойне «сильная оккультная связь» соединяла его с Маккензи, более детально в p. xii в предисловии к перепечатке 1926 года S.L. Mathers « The Kabbalah Unveiled (Лондон, 1887), частичный перевод Knorr von Rosenroth’s «Kabbala denudate».

[xxxv] Waite 1924, p. 566.

[xxxvi] Donald Tyson (ed.), Three Books of Occult Philosophy Written by Henry Cornelius Agrippa of Nettesheim, James Freake (trans.), St Paul, 1993, pp. 288-9.

[xxxvii] Каббалисты генерируют эти основания из последовательности стихов в Исходе (14:19 - 21), каждый из которых содержит 72 согласных на иврите. Стихи были записаны как последовательность трех строк и согласные были вертикально выровнены. Три буквы столбцов, если читать сверху вниз, были взяты в качестве ангельских имен и были приняты вместе как имя Бога. Более детально Mathers 1887, p. 171.

[xxxviii] В прошлом году, 1886, при публикации «The Temple Rebuilt» («Храма Восстановленного»), он также использовал свой латинский девиз в качестве псевдонима.

[xxxix] В качестве иллюстрации можно привести фразу Леви, представленную Уэйтом как «четыре масти, а именно Жезлы, Монеты, Мечи и Круги или Pantacles, обычно называемых Динарии», подробнее в Levi/Waite 1923, p. 101 (Chapter X of Eliphas Levi, Dogme de la haute magie). Леви не подразумевал под «pantacle» (пентакли) пятиконечную звезду, для которой он использует термин «pentagramme» (пентаграмма). В оригинальном издании его «Clef des grands mystere» 1861-ого года содержаться четыре иллюстрации «pantacle»(пентаклей), три из которых фактически являются пентаграммами, четвертая – решительно нет. Мэри Грир в переписке любезно обратила наше внимание на «Руководство по гаданию на картах Таро» Великого Востока (Grand Orient, «Manual of Cartomancy» (Лондон, 1909),), стр. 126, где масть называется «Pantacles» (пентакли) («Великий Восток» - псевдоним Уэйта). Неверная гипотеза для обьяснения использования термина «Tentacles» (тетракли) изложена в Decker, Depaulis & Dummett 1996, p. 47.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики