Воскресенье, 08 ноября 2015 14:38

Рональд Декстер и Майкл Даммит История оккультного Таро Глава 3. Герметическое Братство Луксора

Рональд Декстер

История оккультного Таро

Глава 3. Герметическое Братство Луксора

В предыдущей главе мы обратились к первым исследователям, рассматривавшим Таро в эзотерическом контексте. Впрочем, англоязычные публикации на данную тематику ранее появлялись в Соединенных Штатах. Таро уже было известно как инструмент для гадания и как Герметическая аллегория, согласно французской интерпретации[i]. Первым инновационным вкладом Америки была статья «The Taro» («Таро») в анонимного автора в философском журнале «The Platonist»[ii]. Статья позже была замечена Уэйтом, но не принята им по причинам «сильной небрежности» и схожести со «смешным спектаклем»[iii].

Слово «Таро», как нам говорят, является анаграммой латинского «Rota», означающего «колесо» и обозначающего космическое колесо, по которому вращаются планеты. Оно было изобретено в минувшую эпоху духовными людьми или Муни, по-видимому, в Индии. Его карты, 21 ключ, образуют семь «тринов»: но в действительности их 22, но эта еще одна карта – ноль, и потому она не считается. Провидец использует карты дабы ответить на вопрос, занимающий его ум: он раскладывает карты по кругу, состоящему из двенадцати позиций, соответствующих знакам зодиака, и объединяет их в четыре трина, каждый из которых соответствует определенному цвету, в центре круга располагаться четыре Туза на четырех позициях, каждая из которых соотноситься с одним из тринов. Далее приводиться цитата Пола Кристиана, гласящая, что 22-а аркана соответствуют «буквам священного языка» и каждый выражает реальность трех миров: божественного, ментального и физического. Автор не приводит более ни одной четкой техники работы, но говорит о том, что «небесные разумы» будут оказывать содействие вдумчивому ученику в процессе работы.

Далее автор делает незаурядное заявление о том, что дополнительно к 22-ум экзотерическим ключам существуют 22-а эзотерических ключа, известных адептам. Автор никогда их не видел и не знал кого-либо, кто бы обладал ими. «Усердный английский неофит, достигший значительной степени ясности» выдвинул предположение о том что «сами сверхъестественные разумы» запечатлевают замысел эзотерического ключа на пустой карте, подготовленной учащимся, достигшим должной степени совершенства.

Продолжая, автор говорит, что даже цыгане, «раса отверженных», приносили Таро с собой; но впервые Таро было завезено маврами через Испанию в Италию. Однако там «коварное священство» побудило людей использовать его только как «безобидную игру под названием Тароччи», в которую все еще продолжают играть. Далее приведена краткая заметка «того же английского неофита» о «китайском Таро», состоящим из цветных триграмм. После этого автор рассказывает нам о том, что посвящаемых в египетские мистерии вели в камеру внутри пирамиды, на стенах которой были изображены 22-а Аркана; и Пифагор, и Платон проходили такое посвящение. Это еще одно заимствование у Пола Кристиана из «Histoire de la magie». Статья заканчивается критическими высказываниями в адрес придерживающихся мнения о том, что только «уроженцы Востока» наделены одаренностью к оккультизму. Индусы в прошлом развили эту одаренность до совершенства, но сейчас утратили ее и пребывают в состоянии физической и моральной деградации. И вероятно, сейчас «мы, живущие на Западе», достигнем вершин, следуя активной египетской системе, а не пассивной индийской. Автор полагает, что в ближайшее время в Америке появиться люди, которые смогут читать Таро в совершенстве.

Написание «Таро», без последнего согласного (taro - tarot) характерно для оккультного общества именовавшегося H.B. of L. (Герметическое Братство Луксора)[iv] и оно, несомненно, было источником статьи «The Taro» в журнале «The Platonist». Редактором журнала был Томас Мор Джонсон (Thomas More Johnson (1851-1919)) из Оцерола, штат Миссури[v]. Он был экспертом по гегельянству и неоплатонизму а также видным членом H.B. of L.. Некоторые из его коллег были враждебно настроены по отношению к мадам Блаватской: это объясняет, почему статья нелестно оценивает современную Индию, куда передислоцировалось Теософское общество. В 1885 году лидеры H.B. of L. Переехали из Великобритании в Соединенные Штаты: это может пролить свет на причины, по которым люди в Америке вскоре будут безукоризненно читать Таро.

3.1 Лидеры Герметического Братства Луксора (H.B. of L.)

Организаторами группы были двое шотландцев, Питер Дэвидсон (Peter Davidson (1837-1916)) и Томас Генри Бергойн (Thomas Henry Burgoyne (1855?-95?)). Последний с большой долей вероятности был анонимным автором статьи «The Taro»[vi]. Происхождение Бергойна остается достоверно невыясненным; это вероятно даже не его имя, а псевдоним. Вероятно, его настоящей фамилией была Далтон. Один из источников указывает на то, что он был сыном врача[vii]. В молодости он работал «секретарем» у Макса Теона. В действительности Бургойн не имел навыков секретаря. Фактически он работал медиумом: его работодатель был зарегистрирован как экстрасенс-целитель.

В 1881 году Бургойн искал других наставников. Он отправил письмо, подписанное д'Альтон, преподобному Эйтону (Reverend W.A. Ayton), который был священником в Церкви Англии (Church of England) и широко известным в оккультных кругах алхимиком. Он родился в Блумсбери в Лондоне 28 апреля 1816 годы, получил образование в Чартер-Хаусе (находившемся тогда в Сити) и Тринити-Холл в Кэмбридже. Он получил степень бакалавра в 1841 году и был рукоположен в сан диакона в том же году, стал священником в 1843. Он служил в различных сельских приходах в Северном Мидлендсе, в 1866 году он стал массном в Веллингтоне, графство Шропшир. Он был переведен из Эдингдейла в Стафордшире в Чакомб, что недалеко от Банбери в Оксфорде в 1873 году, где оставался до выхода в отставку в 1894 году. Он стал Мастером Масонской Ложи Банбери в 1878 году и создал секретную алхимическую лабораторию в подвале своего дома священника. Бургойн (как д'Альтон) посетил викария в Чакомби, но не был удостоен приема. Он утверждал, что был способен вызывать духов и стремился расширить свои познания в области спиритизма. Эта «черная магия», как он именовал ее, якобы вызвала резкую негативную реакцию у Эйтона, хотя сам небрежно упоминал о командовании «элементалями» и был не против подготовки учеников.

В 1882 году разочарованный Бургойн жил в Лидсе. Он придумал хитрость для зарабатывания денег: используя имя В. Сеймур он поместил в газету привлекательную вакансию клерка в продуктовом магазине. Претенденты должны были делать взнос в размере 2s 6d. Вакансия, однако, в реальности не существовала и «Сеймур» был арестован, когда получал 30 пенни. Полиция раскрыла псевдонимы предпринимателя и его деятельность в качестве «медиума и астролога». Он был осужден за мошенничество и приговорен к семи месяцам тюремного заключения в Армли[viii]. После освобождения летом 1883 года он, вероятно, решил начать более безопасное предприятие в сфере оккультизма. Он начал или возобновил дружбу с Питером Дэвидсоном.

Первой работой Дэвидсона было создание скрипок, когда он проживал в Форресе, в Морайшире. В 1866 году он женился на Кристине Росс, они создали семью, которой он был предан. Свое мастерство он описал в книге «The Violin» («Скрипка», Глазго 1871, 1880). В 1870-ых годах он также работал на ликеро-водочном заводе. Эта работа, хоть она и была «черной», вероятно, пробудила его заинтересованность в травяных эликсирах и дистиллятах. Он также мог писать Эйтону. Достоверно утсановленно, что он вел переписку с другом Эйтоном Ф.Г. Ирвином и Харгрейвом Дженнингсом. В 1878 году Дэвидсон опубликовал брошюру «The Philoso­phy of Man» («Философия человека»). Она содержала резкую критику традиционной медицины, использования неорганических препаратов, и прежде всего, вакцинации против оспы. Труд вряд ли произвел впечатление на медиков, так как автор прославляет Парацельса и Месмера, утверждает истинность магнетизма и дважды цитирует «Элифаза Леви» («Eliphaz Levi»)[ix], выступая сторонником Астрального Света, «магнитного влияния звезд и планет на каждое живое существо»[x]. На титульном листе автор представляет себя как «члена нескольких оккультных обществ Европы и Азии». Труд посвящается «моему благородному и благодетельному адепту и наставнику». Этот человек, возможно, был сходен с невидимыми Учителями Блаватской: Дэвидсон говорил о том, что контактировал с адептом «в астральной форме»[xi]. Весной 1880-ого Дэвидсон присоединился к Теософскому обществу, основная деятельность которого к тому времени была сосредоточенна в Индии.

Некоторые западные члены Теософского общества хотели сформировать Эзотерический Отдел для потенциальных магов, но мадам Блаватская выступила против этой идеи. Поле ритуальной магии было открыто для развития другими, такими, как Анна Кингсфорд и ее Герметическое Общество. В 1884-ом, в году, когда мадам Блаватская посетила Лондон, H.B. of L. начало публичный набор. Реклама Братсва появилась в издании «The Divine Pymander of Hermes Mercurius Trismegistus» («Божественный пэмандр Гермеса Меркурия Трисмегиста») опубликованным Робертом Фрайаром в Бате. Братство начало не очень успешно, противопоставив себя мадам Блаватской, провозглашая: «Студентам Оккультной Науки, искателям истины и Теософам, которых возможно постигло разочарование в стремлении к Возвышенной Мудрости, испускаемой МАХАТМОЙ (HINDOO MAHATMAS) … ». Роберт Фрайар был готов удовлетворить учебные потребности зарождающегося Братства. В том же году, в 1884, Альфонс Кааньи пишет трактат о «магнитной магии»[xii]. Фрайар также выступает редактором других работ по оккультизму[xiii]. Он импортировал зеркала и Таро, которые он продавал для использования в оккультных целях, но сейчас он стал более известен как книготорговец, чей бизнес обеспечивал связь между оккультистами Британии, Европы и Америки. Фрайар был близким другом Эйтона и его жены; все трое присоединились к H.B. of L. Инструкция прибыла по почте, так что Эйтон имел возможность убедиться в том, что Бургойн был отталкивающим д´Альтоном, и никто в братстве, за исключением основателей, не знал, что он был мошенником-«Сеймуром».

Бургойн был Генеральным Секретарем Братства. Дэвидсон был Провинциальным Гранд Мастером Севера. Эйтон был Провинциальным Гранд Мастером Юга. Его учеником во Франции был Француа-Шарль Барле. Барле стал французским представителем H.B. of L. И включил в него Папюса (Жерара Анкосса) и других известных французских оккультистов. Также несколько членов проживали в Соединенных Штатах: Братство учредило Американский Центральный Совет под президентством Томаса Мора Джонсона. Гранд Мастером Внешнего Круга был давний друг Бургойна – Теон.

Этот друг приложил значительные усилия для маскировки своего происхождения, так что «Теон» - это несомненно псевдоним. Похоже, он был сыном раввина из Польши, бежавшего из антисемитского государства. Как известно, он прибыл в Париж в 1870-ом и с его собственных слов был посвящен в оккультизм в 1873 году, когда жил в Лондоне. В 1885 году он женился на британской спиритуалистке Мэри Вудроф Вайр (Mary Woodroffe Ware). В их брачной лицензии его имя указанно как «Луи Максимилиан Бимштейн» (Louis Maximilian Bimstein) и дата рождения отнесена к 1855 году[xiv]. Теон помог основать H.B. of L., но был настолько отстранен, что трудно оценить его вклад в этот процесс. Возможно, он просто продолжал играть свою старую роль наставника Бургойна, всякий раз когда последний выходил из его наставнических трансов: некоторые доктрины H.B. of L. якобы были получены Бургойном от духов при помощи медиумизма.

Некоторые англоязычные оккультисты полагают, что Теон написал «Ghost Land» и «Art Magic»[xv]. Обе книги были хорошо приняты в H.B. of L.. кроме того, Эмма Хардинг Бриттен в качестве редактора книг, в качестве автора указывает «Луи» и «Шевалье де В.», что выглядит весьма схожим с «Луи Максимилиан Бимштейн». Однако, юный адепт из «Ghost Land» описан как венгерский дворянин, служивший в Индии, но не как польский беженец, работавший целителем на Санкт-Джонс-Вуд. Бриттен также пишет о том, что ее друг жил в Гаване в 1876 году, совершая путешествия в Азию и Америку. Ничто из этого не согласуется с известной биографией Теона. Даже если госпожа Бриттен намерено вводит нас в заблуждение, жизнь Теона не согласуется с представленными ею датами. Бриттен утверждает, что ее друг был членом Орфического Общества, из которого она вышла в 1850-ом году[xvi]. Теон же указывает, что прошел инициацию в 1873 году. Эмма Хардинг Бриттен свободно раскрыла членство своего друга в 1879 году, так как он уже был мертв к этому времени. Теон же был очень даже жив, и, вероятно, возражал бы против объявления собственной кончины, если бы участвовал во всем этом. Но не существует каких-либо доказательств, указывающих на то, что Теон когда-либо встречался с миссис Бриттен. Сама же она остается лучшим кандидатом на роль автора «Ghost Land» и «Art Magic».

Некоторые франко-язычные оккультисты считают, что Теон был сыном Матамона, халдейского или коптского мага, обучавшего мадам Блаватскую[xvii]. Возможно, Теон действительно был знаком с мадам Блаватской, но доказательства неубедительны: Мирра Альфаса, один из учеников Теона в период между 1905 и 1908 годами, гораздо позже говорил о том, что Теон вел с мадам Блаватской совместную работу по созданию оккультного общества в Египте[xviii]. Мероприятие могло состояться около 1871 года и не просуществовало долго (вероятно, около двух недель, если этим обществом было Societe Spirite). К тому же, Теону не могло быть больше 24 лет, или, вероятно, он был моложе, и ему было около 16 лет. Вряд ли он обладал достаточной степенью развития, чтобы оказывать помощь мадам Блаватской, которой в тот период было около 40. Если бы она была хорошо знакома с Теоном, то оценила бы его участие в H.B. of L. как личное оскорбление и она, конечно же, покарала бы его, пусть хотя бы и в завуалированной форме. Ее молчание является доказательством того, что она была незнакома с Теоном. на пути предпологаемых отношений Теона с Матамоном встает другая проблема. Тео не был коптом. Если бы он мог претендовать на какое-либо египетское происхождение, то наверняка использовал бы этот факт дабы усилить свою личность в качестве адепта. Вместо этого он намекал на знание Каббалы. Такое «наследство» было разумно для того, кто в действительности был бы сыном раввина. В своей недавней работе К. Пол Джонсон свидетельствует о том, что Метамон не являясь отцом Теона, был его учителем[xix]. Это также кажется маловероятным, учитывая короткий период в юности Теона. Также неясным остается то, чему предположительно учил Метамон: наши свидетели описывают его как простого гадателя и фокусника, не претендующего на звание спиритуалиста или оккультного философа (см. главу 1 ). И опять же, Теон и сам не претендовал на посвященность до 1873 года.

20. Johnson 1994, p. 45.

3.2 Доктрина и практики ГБЛ

Говорят, что каждая душа хранит искру Божественного Разума, равно разделенную со звездами и всеми небесными созданиями, всеми порождениями Центрального Солнца. В ГБЛ различные солярные символы полагались выразителями божественного Разума. Герметист представляет обширную иерархию духов, эволюционирующих и стремящихся соединиться с Богом; ГБЛ, следовательно, поддерживали спиритуализм, однако, они полагали, что собеседником при общении с душой умершего на самом деле может быть другой дух – ангельский, планетарный или элементаль. Они учили, что магическая церемония может вызвать соответствующего духа для получения конкретных наставлений по улучшению себя, общества и природы.

В основе учения ГБЛ лежали принципы, очень сходные с древним герметизмом. Однако они, похоже, были профильтрованы через учение П.Б. Рэндольфа. В практической магии галлюциногены и волшебные зеркала использовались для входа на «астральный» план. И Рэндольф, и ГБЛ заряжали свои зеркала при помощи некого сексуального обряда. Кейт Корсон послала «Mysteries of Eulis» Рэндольфа Роберту Фрайару для создания копий и их распространения. Через него же ГБЛ получили трактат, который они называли «Mysteries of Eros» («Загадки Эроса»). Он был принят в качестве базового учебного пособия в Братстве: половой акт является наиболее плодотворным временем для выражения магической воли. Братство признала Рэндольфа своим духовным предтечей. Его самоубийство объяснили как следствие использования сексуальной магии в личных эгоистических целях, а не в целях духовного роста. Барство также признавало заимствование у мадам Блаватской, особенно в той части ее убеждений, которые нашли свое отображение в «Isis Unveiled» («Изиде разоблаченной»). Однако Бургойн учил, что ее последующая увлеченность индийской религией была предательство герметизма.

Подчеркивая магическую силу секса, Братство пыталось вербовать супружеские пары. Кандидатов просили уплатить небольшой взнос и выслать фотопортреты и личные гороскопы или информацию для их составления. Гороскопы изучались на предмет выявления пригодности кандидатов к магическим исследованиям: фотография вероятно требовалась, дабы провести ее анализ на основе принципов физиогномики. Кандидаты также заполняли краткую анкету о своей религиозной и эзотерической принадлежности. Новым членам сообщалось полное название организации – Герметическое Братство Луксора – которая публично была известна только по своим инициалам[xx]. Инструктаж проводился посредством переписки. Наставник был единственным членом организации, знакомым неофиту до его посвящения. Иногда инициация происходила довольно быстро, иногда требовались несколько лет труда. Посвященные собирались в «ложах». Акцент, однако, делался на личной магической практике, а не на коммуникации. В Братстве было три градуса и в каждом из них по три степени; у этих трех степеней были технические названия, доподлинно неизвестные. Как правило, только первый градус был достижим в земной жизни. Второй градус состоял из духов, которые общались с состоящими в первом градусе; третий градус был настолько возвышен, что превышал человеческое понимание. Бургойн говорил, что никогда не поднимался выше второй степени первого класса.

3.3 Подробнее о «Таро»

Т.Г. Бургойн открыто использовал свое имя при повторной публикации статьи под названием «Таро» («The Taro») и снова в журнале «The Platonist». Эта обширная работа выходила частями помесячно в выпусках с июля 1887 по январь 1888[xxi]. Она начинается в выражения удивления тому факту, что ни одна книга по Таро не была опубликована, хотя его неоценимая значимость известна посвященным; старые книги намного более ценны, чем труды современных ему авторов. «Taro», он поясняет, в действительности означает «Rota» и является системой соответствий-соотношений-аналогий, применимой ко всем трем планам: Материальному, Астральному и Духовному. Оно одновременно и целостная, сложная гадательная система, и процесс умственного и духовного развития. Для удобства древние мудрецы разделили на последовательность золотых табличек, образующих священную книгу Еноха. Существует три набора для трех планов; ошибочно использовать все Таро на всех планах, даже если у провидца есть три отдельных, но полных комплекта для различных контекстов. Общественности знаком только первый, или экзотерический комплект. Он применим только к материальному плану и состоит из 56-и карт и 22-ух ключей. Второй, астральный набор, содержит всего 22-е таблички (по-видимому, отличающиеся от 22-ух экзотерических ключей). Третий комплект «является Духовным и содержит только 8 символов, из которых октава повторяет первый». В дальнейшем обсуждался только экзотерический комплект.

22-а ключа соотносятся с буквами еврейского алфавита. Бургойн связывает Алеф с I ключом, Магом (Magician) и так далее в числовом порядке, но расходиться с Леви в расположении Шута (Дурака) между XX и XXI Арканами – Бургойн помещает его в конце, так что Шин соотноситься с XXI Арканом и Тау с Шутом (Дураком) и настаивает на том, что именно этот порядок является правильным. Масти он называет Бриллианты, Жезлы, Кубки и Мечи; исходными названиями мастей были Розы, Трилистники, Чаши и Копья (занимательный сумбур). Они соотносятся соответственно с воздухом и конечной Хе Тетраграмматона, огнём и Йод, водой и первой Хе и землей и Вау[xxii]. Масти символизируют соответственно жизнь, силу, любовь и воздействие (в оригинале «affection» также привязанность, но авторы предполагают, что вероятна опечатка и должно было бы быть «affliction» - бедствие, скорбь, несчастье). Несколько значений, в мире физическом и мире мыслей, приписываются 22-ум ключам. Бургойн интерпретирует Папессу (Popess (II)) как Исиду, Влюбленных (Love (VI)) – как юность между Добродетелью и Пороком, Мир (World (XXI)) – как Корону. Это наследие Элифаса Леви и Пола Кристиана. Бургойн демонстрирует поразительную проницательность в своем понимании Повешенного (Hanged Man) как символа справедливой кары за преступление предательства – так близко к оригинальной символике Возрождения.

Не уделяется внимания картам мастей, кроме Тузов. Заключительный раздел статьи начинается с утверждения того, что Таро нельзя понять без каббалы, ни наоборот: «интеллектуальный мир может быть буквально залит «Kabbalah Denudatas», но … человеческий разум все равно останется слеп» к их изучению ее принципов, пока не освоены принципы Таро. Здесь мы чувствуем привкус «Kabbala denudata» Кнорра фон Розенрота и вероятно, ее перевода «The Kabbalah Unveiled» («Каббала разоблаченная», Лондон, 1887) С.Л. Мазерса. Далее следует четкая инструкция по работе с картами. Требуется круг из десяти позиций, пронумерованных от 1 до 10, начиная от позиции слева (на западе) и по ходу часовой стрелки. Карты образуют четыре квадранта: 1, 2, 10; 3 и 4; 6, 5 и 7; и 8 и 9. Внутри круга – крест, чьи четыре точки (по ходу часовой стрелки от западной позиции) промаркированы «asc» (асцендент), «m.c.» (медиум коэли), «dec» и «nadir». 22-а ключа и Тузы извлекаться отдельно, остальные карты откладываться в сторону. После перетасовки десять ключей выкладываются лицевой стороной вниз в порядке от 1 до 10, а потом еще десять – в порядке от 10 до 1. Две оставшиеся карты выкладываются закрытыми вне круга. Тузы тасуются, выкладываются лицом вниз по внутренним позициям начиная с «асцендента» и по ходу часовой стрелки. Ключи четвертого квадранта исследуются в первую очередь с целью поиска ответа на запрос для которого делался расклад. Бургойн построил свой расклад на основе астрологической карты и заимствовал из астрологии названия гороскопических точек, делящих его круг на квадранты. Как бы там ни было, он отдает предпочтение кругу из десяти карт, не из двенадцати. Это взывает некоторое недоумение, ведь его круг с десятью картами рождает аналогию с гороскопом и его двенадцатью «домами».

Мы не обладаем достоверными доказательствами, позволяющими утверждать, что статья точно отражает использование Таро в ГБЛ. Возможно, способ, который они использовали, оставался тайным. Бургойн оставил намеки о том, что обладал уникальным списком астрологических соответствий для козырей: в «The Light of Egypt» он верно утверждает, что в Средние века планета Сатурн персонифицировалась как отшельник. «Именно в этом смысле мы находим этот символизм в Таро»[xxiii].

Название «The Taro» в качестве титула было использовано также в другой статье, опубликованной не в «The Platonist», но в 1888 году в одном из выпусков «Theosophical Siftings» («Теософских изысканий»)[xxiv]. Автором ее вероятнее всего был не Бургойн, учитывая его негативное отношение к Теософии. Также статья противоречит его четкой инструкции по использованию Таро. Но не может быть сомнений в том, что автор статьи был знаком с учением Бургойна. Статья кратка и практична; она не содержит общих рассуждений, но выделяет три способа использования Таро. Первый способ предназначен для вопросов, связанных с приземленной, повседневной плоскостью: для него используются только карты мастей. Второй относится к вопросам, лежащим в плоскости науки, философии и религии: для него необходимы все карты. В третьем, связанным с оккультизмом, используются только Тузы и 22-а козыря. Далее приведено описание последнего.

Цветная диаграмма являет собой круг из двенадцати пронумерованных позиций, в центре находятся черные точки, размещенные поперек. Точки помечены буквами от A до D начиная с западной позиции и по ходу часовой стрелки и окрашены в красный, желтый, зеленый и фиолетовый в указанной последовательности. Четыре точки на окружности Западной, Северной, Восточной и Южной позиций пронумерованы от 1 до 4 начиная с Западной и в направлении по ходу движения часовой стрелки. (Так, начиная с точки на Западной позиции, числа по ходу часовой стрелки выстраиваются в порядке 1, 5, 9, 2, 6, 10, 3, ….) Они объедены в трины, у каждого из которых свой цвет: красный трин состоит из точек 1, 6 и 11, желтый – 2, 7 и 12, зеленый – 3, 8 и 9, и фиолетовый – 4, 5 и 10. Тузы отделяются и перетасовываются, и выкладываются лицом вниз по точкам на центральный крест в порядке А, В, C, D; они образуют Астральные ключи. Остальные «ключи» также раскладываются по точкам на круге лицом вниз (не указанно – 12 или 22 или иное кол-во). Монеты называться Бриллиантами, другие масти – Палицы (то есть Жезлы), Кубки и Мечи. Они означают соответственно жизнь, силу, любовь и страдание. Четыре центральные точки, называемые троны, имеют те же четыре общих значения в порядке от A к D, так же, как и трины, связанные с ними (окрашенные в те же цвета). Если Туз выходит на соответствующем престоле (Туз Бриллиантов на А, Туз Жезлов на В и так далее) его значение сильно, но интерпретируется с учетом карт, вышедших с ним в одном трине. Провидец в первую очередь открывает Туз, наиболее соответствующий его вопросу и карты одного с ним трина. Затем следующий наиболее соответствующий и так далее. Значения 22-ух ключей не проясняться в статье. Метод предполагает необходимость приобретения трех колод карт для каждой из сфер вопросов (мирской, интеллектуальной и оккультной).

3.4 Синтез и смешение

Синтез современного оккультизма активно осуществлялся в 1880-ых – бурное время для движения. Мадам Блаватская попыталась основать свое Societe Spirite в Каире, затем попыталась основать подобное общество в Нью-Йорке, где работала с Эммой Хардинг Бриттен и Джорджем Фелтом, но вскоре отдалилась от них. В 1882 году анонимный «адепт» покинул европейский континент и выбрал неофита, вероятно Теона, который содействовал в создании ГБЛ[xxv]. Рэндольф прошел инициацию в Париже, и вероятно, он совершил последний визит в Европу в 1873 или 1874 году[xxvi]. В 1874 году Париже Ф.Г. Ирвин получил благословение Fratres Lucis (Brotherhood of Light, Братство Света) на свое участие в братстве под этим именем.

Мадам Блаватская заявила, что Братство Луксора (Brotherhood of Luxor) было египетской ветвью Братства Света (Brotherhood of Light)[xxvii]. «Египетское» родство, вероятно, не было чем большим чем простым притворством: оно не подразумевает особые связи с ее каирскими друзьями, которые также могли и не иметь особой связи с Древним Египтом. Дэйвид Боард (David Board), современный историк Теософии, предполагает, что Чарльз Соферан, друг мадам Блаватской мог сообщить ей о Ирвиновском Fratres Lucis когда он прибыл в Нью-Йорк в 1874[xxviii]. Боард также предполагает вероятность того, что Fratres Lucis Иривна породило Братство Луксора. Но как бы там ни было, не существует достоверных доказательств того, что Ирвин был тесно связан с Братством в Нью-Йорке. Соферан, член братства Ирвина, исследовал дела его героя, Калиостро. Однако, появление фигуры Калиостро не объединило два братства, а разделило их. Ирвиновцы предположили, что они могли бы напрямую общаться с духом Калиостро, но мадам Блаватская (на тот момент) высмеивала коммуникацию с духами. По большому счету, мы можем предположить, что ее знакомство с Софераном оставило ей колоритное имя, которое она использовала в качестве украшения Нью-Йоркского проспекта своего общества (вскоре прекратившего существование в пользу Теософского общества). Ф.Г.Ирвин, проживший до 1893 года, кажется, не капитализировал то, что мадам Блаватская объявила о своем участии в филиале Братства Света. Также он не ответил взаимностью – не признал связи с Братством Луксора в Нью-Йорке. Следует отметить, что Ф.Г.Ирвин не принадлежал к Герметическому Братству Луксора (Hermetic Brotherhood of Luxor)[xxix].

Даже более запутанной представляется гипотетическая связь между двумя «Луксорскими» группами, Братством Луксора (Brotherhood of Luxor, впервые прорекламированным полковником Олкоттом в 1875 году в Америке) и Герметическим Братством Луксора (Hermetic Brotherhood of Luxor, впервые прорекламированном Бургойном и Дэвидсоном в 1884 году в Великобритании). Последняя группа, вероятно, заимствовала название из рекламы Олкотта для Комитета Семи, БРАТСТВА ЛУКСОРА ('The Committee of Seven, the BROTHERHOOD OF LUXOR). Олкотт безапелляционно заявлял: «Это название, Братство Луксора, было украдено мошенниками, через несколько лет основавшими ловушку для простаков под названием ГБЛ (The H.B. of L.)»[xxx]. Связь может быть установлена при помощи того факта, что американское отделение ГБЛ называло себя «Комитет Семи» (The Committee of Seven).

В качестве варианта, мы также могли бы предположить, что основатели ГБЛ придумали свое название на основании статьи из Энциклопеции Кеннета Маккензи (1877) посвященной Герметическому Братству Египта (Hermetic Brothers of Egypt)[xxxi]. (Вероятно, это братство было выдумкой Маккензи[xxxii]) Более важно то, что Энциклопедия Маккензи относит к Братству Луксора: «это братство в Америке, имеющее розенкрейцерскую основу, включающее множество членов»[xxxiii].

Мадам Блаватская и полковник Олкотт никогда не указывали на действительных основателей Братства Луксора. «Туитит» исчез, когда партнеры переселились в Индию. Они не относятся к продолжению деятельности Братства. Олкотт заверял, что принадлежал к «Луксорской» группе, упоминаемой Маккензи, но настаивал, что не имел никакого отношения к ГБЛ. Это кажется разумным. Но мадам Блаватская своим резким непринятием ГБЛ еще больше запутывает ситуацию. Во-первых, в «Изиде разоблаченной» она говорит, что «Луксор» в названии ее группы происходит от названия поселения «Балуджистан» (Baloochistan) и она поправляет Маккензи, утверждая, что основание группы не было розенкрейцерским[xxxiv]. Здесь она выглядит с рвением стремящейся к более тесной связи с Индией – или по крайнем мере, к большему отдалению от Египта, вероятно, по причине вражды с Фелтом, опальным египтологом. Через два года после смерти Маккензи мадам Блаватская сказала, что ей стали известны подробности, позволившие лучше понять Братство[xxxv]. Несмотря на позицию Олкотта, она всегда разделяла свое Братство Луксора и Братство Луксора, которое Маккензи размещает в Америке: она использовала название только из соображений удобства, потому что ее группа была связанна с ветвью в Луксоре, Египет. Возможно, она хотела отвлечь внимание от Америки, так как та стала домом ужасного ГБЛ. Тем временем Фелт сошел с арены, и мадам Блаватская вновь могла опираться пусть и на второстепенные, но связи с Египтом. Индийские религии, однако, требовали ее безграничной преданности, чему является свидетельством ее вторая амбициозная книга «The Secret Doctrine» («Тайная Доктрина», Лондон, 1888). Мадам Блаватская умерла в Лондоне 8 мая 1891 года.

3.5 Точка зрения Генона

После смерти Барлета в 1921 году его заметки о ГБЛ перешли к Рене Генону (Rene Guenon). Генон был хорошо осведомлен о эзотерических обществах и был их добросовестным критиком. Он считал, что «невидимая рука» тайных обществ, возможно, действуя психологически, направляет развитие оккультизма XIX-ого века[xxxvi]. На самом деле единство движений, каким оно было, может быть объяснено существованием тонких связей между их лидерами и множеством их публикаций. Генон склонен игнорировать различия между личностями и группами. Он рассматривает ГБЛ как реинкарнацию Братства Луксора и, возможно, потомка Братства Эзиса (Brotherhood of Eulis) Рэндольфа. Мы можем прийти к другим выводам, опираясь на информацию Генона.

Генон сообщает, что мадам Блаватская и полковник Олкотт были посвящены, но не Туититом, а неким Джорджем Фелтом (George Felt). Согласно Генону, мадам Блаватскую и Фелта познакомил журналист по фамилии Стивенс[xxxvii]. Предположительно, Стивенс был членом Братства. (Возможно ли, что это был Стивенс (H.M. Stevens), который оказывал помощь в создании Теософского Общества?[xxxviii]) Список Генона мужчин, состоящих в Братстве, следовательно содержит Олкотта, деПалма, Фелта и (вероятно) Стивенса. Это противоречит мадам Блаватской: она указывала, что Олкотт был единственным мужчиной в группе. Первыми центрами деятельности ГБЛ, без сомнения, были Глазго и Бат, а не Бостон или Нью-Йорк. Кроме того, ни один из вероятных членов Братства Луксора, как известно, не был руководителем ГБЛ. Бургойн и Дэвидсон, организуя ГБЛ, были крайне трудолюбивы и старательны создавая его догмы и уроки. Эта деятельность выглядит как новое начало, а не продолжение чего-то, ранее созданного в Америке.

Генон знал, что мадам Блаватская и полковник Олкотт были изгнаны из Братства Луксора[xxxix], но не знал, что Фелт прежде был вытеснен из Теософского Общества так как он потерпел неудачу как демонолог. (Генон полагал, что Фелт покинул Нью-Йорк лишь потому, что выполнил свою оккультную миссию в формировании группы там) Изгнание мадам Блаватской и полковника Олкотта могло быть следствием их притеснения Фелта. Эти конфликты одновременно являются и предпосылками и результатами существования Братства Луксора. На самом деле, корни Братства не глубже нереалистичных обещаний Фелта. Фокус на элементалей предполагает происхождение от Рэндольфа, который никогда не делал акцент на коммуникацию с низшими духами. Принимая во внимание унижение Фелта, Братство вряд ли могло бы плодотворно функционировать бы достаточно долго, дабы породить Герметическое Братство Луксора.

Как отмечалось ранее, Генон не разделяет две «Луксорские» группы. В число членов он включает Эмму Хардинг Бриттен. Если ее действительно посвятил Фелт, мы бы могли понять ее симпатию к нему и нарастающее возмущение мадам Блаватской и другими его критиками. У Бриттен должна была быть мотивация высмеивать мадам Блаватскую при помощи злой Элен Лаваль в «Ghost Land». После основания Теософского общества Бриттен и ее муж отправились в Калифорнию и осуществили тур с лекциями на Сандвичевы острова (название Гавайские островов, принятое в 18-19 веках), Новую Зеландию и Австралию. Бриттен написала «Modern American Spiritualism» («Современный американский спиритуализм», Нью-Йорк, 1870) и продолжала вносить записи в хронику «Nineteenth Century Miracles» («Чудеса девятнадцатого века», Манчестер, 1884). Она была основателем и редактором журнала «The Two Worlds» («Два мира»). На его страницах она дала положительный отзыв «The Light of Egypt» Бургойна, хотя следует отметить, что подобная поддержка не означает членства в его Братстве или того, что Бриттен лично встречалась с Бургойном. Наверно, точнее будет сказать, что она продолжала принадлежать к Братству Луксора, а не к ГБЛ. Она продолжала публиковать труды на темы оккультизма и спиритизма. В начале 1892 года она перестала публиковать свой манчестерский журнал; Бриттен заменила его на «The Unseen Universe» («Невидмая Вселенная»), который выходил только до марта 1893 года. Она умерла 2-ого октября 1899 года.

Генон знал, что «Луксор» был оккультным термином, и не был указанием на город ни в Египте, ни в Балуджистане. Это скрытая ссылка на астральный свету: «lux» на латыни или иврите означает «свет»[xl]. Этот концепт всепроникающь, но невидимая энергия, как было отмечено в первой главе, непосредственно происходит от гипотетического «магнитного флюида» Месмера. В ГБЛ слово «Луксор» использовалось в нескольких значениях: оно относилось к Астральному плану, достижимому не только при помощи египетского геретизма, но также с помощью «магнитных зеркал», «магнитных влияний» планет и «астральных ключей» Таро.



[i] Идеи Кур де Жеблена и Эттейлы синтезированны в Madame Camille Le Normand, Fortune-Telling by Cards; или, Cartomancy Made Easy, New York, 1872, pp. 179-83.

[ii] Anon., ‘The Taro’, The Platonist, Vol. II, no. 8, August 1885, pp. 126-8.

[iii] Waite 1910, p. 159.

[iv] Написание «Таро» по-прежнему использует преподобный Эйтон в письме к F.L. Gardner от 1890-ого года, цитируется по Howe 1972a, pp. 146-7.

[v] Более детальную биографию Джонсона Вы найдете в Paul R. Anderson, Platonism in the Midwest, New York, pp. 151-185.

[vi] Godwin, Chanel & Deveney 1995, p. 379 некорректно цитируют статью «The Chinese Tarot» указывая автором Rev Ayton, который возможно создал фантазию о китайском Таро и упоминается в статье как «неофит», но, конечно же, он не является автором статьи.

[vii] Anon., ‘The Founders of the Church of Light’, The Church of Light Quarterly, Vol. 45, no. 1, 1987, p. 1.

[viii] Репортаж в «Leeds Mercury» (10 January, 1883), приведенный в Godwin, Chanel & Deveney 1995, p. 350.

[ix] Происхождение такого варианта написания фамилии остается невыясненным. Также оно несколько раз используется членами Золотой Зари.

[x] Peter Davidson, Man Know Thyself: The Philosophy of Man, London, 1878, p. 14; «Человек, познай себя» - эпиграф

[xi] Godwin, Chanel & Deveney 1995, p. 23.

[xii] Перевод Фрайара опубликован в Thomas Welton, Mental Magic, London, первые два из трех томов Кааньи «Magnetisme: Arcanes de la vie future devoiles» (Paris, 1848-54) уже вышли на английском под названием «The Celestial Telegraph: or Secrets of the Life to Come Revealed through Magnetism (London,

1850).»

[xiii] Notably Sexagma, a Digest of the Works of John Davenport, Bath, 1888, and Sub-mundanes, or the Elementaries of the Cabala, Bath, 1888, a reprint of Philip Ayres’s translation (London, 1680) of the abbe Nicolas de Montfaucon de Villar’s occult romance, Comte de Gabalis, Paris, 1670.

[xiv] Брачный сертификат Бимштейна поданный в Генеральный Регистрационный Офис Лондона приводиться в Godwin, Chanel & Deveney 1995, p. 294. Данные авторы ставят под сомнение истинность представленных данных

[xv] Christopher Gibson, ‘The Religion of the Stars, the Hermetic Philosophy of С. C. Zain’, Gnosis, No. 38, winter 1995, p. 60.

[xvi] Godwin, Chanel & Deveney 1995, pp. 281, 284.

[xvii] Godwin, Chanel & Deveney 1995, pp. 9, 436, 442.

[xviii] Sujata Nahar, Mother’s Chronicles, Book 3: Mirra the Occultist, Paris, 1989,p. 48.

[xix] Johnson 1994, p. 44.

[xx] Godwin, Chanel & Deveney 1995, p. 3; on p. 299, the name ‘Holy Brothers of Luxor’ is indicated.

[xxi] Т.Н. Burgoyne, ‘The Taro’, The Platonist, Vol. Ill, 1887, pp. 354-7, 407-10, 478-82, 571-6, 655-60, Vol. IV, 1888, pp. 41-7.

[xxii] Импульс к координации четырех мастей с четырьмя элементами могут быть найдены в трудах Эттейлы и Леви.

[xxiii] ‘Zanoni’ [Т.Н. Burgoyne], The Light of Egypt, 1889, p. 258 (reprint 1969, Vol.1, p. 268).

[xxiv] Anon., ‘The Taro’, Theosophical Siftings, published by the Theosophical Publishing Company, Vol. I, no. 14, November 1888, pp. 17-19.

[xxv] Peter Davidson, ‘Origin and Object of the H.B. of L.’, Textes et Documents secrets de la Hermetic Brotherhood of Luxor, Milan, 1988, p. 4. A slightly different version is in Guenon 1925, pp. 217-8.

[xxvi] Deveney 1997, pp. 207-8.

[xxvii] Johnson 1994, p. 86.

[xxviii] David Board, ‘The Brotherhood of Light and the Brotherhood of Luxor’, Theosophical History, Vol. 2, no. 5, January 1988, pp. 149-57.

[xxix] Howe 1985, p. 58, quoting a letter to F.G. Irwin from Ayton (29 December 1890).

[xxx] Henry S. Olcott, ‘Memoirs’, The Theosophist, Vol. XIII, August 1892, p. 652, reprinted in Olcott 1895, p. 76.

[xxxi] Mackenzie 1877, p. 309.

[xxxii] Он приписывал его участникам такие сверхъестественные силы как невидимость, всеведение и бессмертие и колебался в количестве членов, входящих в него – которых было от троих до шести.

[xxxiii] Mackenzie 1877, p. 461.

[xxxiv] Blavatsky 1877, Vol. II, p. 308.

[xxxv] Blavatsky 1966, p. 125 n 2.

[xxxvi] Эта теория сегодня вновь актуальна. Joscelyn Godwin, ‘The Hidden Hand’, Theosophical History, New Series III, nos. 2-5, 1990-1, pp. 35-43, 66-76, 107-117, 137-48; Godwin 1994, pp. 198-9; Godwin, Chanel & Deveney 1995,

pp. 56ff; Deveney 1997, pp. xxi, xxv, 259-60.

[xxxvii] . Rene Guenon, ‘Quelque precisions a propos de la H.B. of L.’, Le Voile d’Isis, Vol. 30, no. 70, October 1925, p. 593, переведенно по Godwin, Chanel & Deveney 1995, p. 440. Guenon согласно ‘Quaestor Vitae’, опубликовавшим две статьи в журнале «Light», November 1895перепечатанно как ‘The Real Origin of the Theosophical Society’, Theosophical History, Vol. 1, no. 7, July 1986, pp. 176ff. Cf. Deveney 1997, p. 532.

[xxxviii] Olcott 1895, p. 121, 122.

[xxxix] Guenon 1921, p. 25, and Guenon, p. 218, translated in Godwin, Chanel & Deveney 1995, p. 432.

[xl] Элифас Леви интерпретирует «or» как «aour», приемлемая вариация в переводе с иврита. Подробнее Levi/Waite 1923, pp. 74 n, 194, 282 n (с отсылками к «La Clef des grands mysteres» Леви, Париж, 1861).

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики