Поделиться
07.12.2015 Автор:

Рональд Декстер

История оккультного Таро

ГЛАВА 4

Восход Золотой Зари

4.1 Зашифрованный манускрипт

В 1886 году Уэскотт получил знаменитый документ, известный под названием Зашифрованный манускрипт (Cypher MS)[i]. Он состоял из почти шестидесяти отдельных листов, непронумерованных[ii] и написанных шрифтом, за исключением букв иврита, в незашифрованном виде, использованных для многих слов на иврите и как числа; некоторые страницы содержат водяной знак 1809-ого года. Уэскотт, чьи познания в оккультной литературе были внушительны, распознал в манускрипте алхимический шифр, данный Тритемием (Trithemius) в его «Polygraphia» («Полиграфия»)[iii]; если бы этого не произошло, то никакой бы Золотой Зари не существовало. Зашифрованный манускрипт оказался написан на английском языке с лева на право. Когда Уэскотт перепечатал его, то обнаружил полный план создания магического ордена. Ордену было дано названия Золотая Заря, что на иврите ChABRATh «ZERECh AUR BOQER»[iv]. Это название было заимствованно у масонской ложи, основанной во Франкфурте в 1808 году после французского завоевания, «the Loge de l’Aurore naissante» или на немецком «Loge zur aufgehenden Morgenrothe» («Lodge of the Rising Dawn» – ложа Восходящей Зари). Членами ложи были иудеи и христиане. Французское и английское, но не немецкое масонство, официально принимало иудеев; в 1817 году, после поражения Наполеона, ложа получила орден от герцога Суссекса от имени Объединённой Великой ложи Лондона (United Grand Lodge of London)[v]. После смерти Литтона в 1873 году, Уэскотт заявил о том, что он «был принят как Frater в Немецкий Розенкрейцерский Колледж во Франкфурте-на-Майне»[vi], но нет причин верить этому.

Уэскотт почти наверняка лгал о том, как он получил Зашифрованный манускрипт, утверждая, что он приобрел его в августе 1887-ого года у преподобного А.Ф.А. Вудфорда (A.F.A. Woodford) и что продавец утверждал, что «он прошел через руки Леви»[vii]. Преподобный А.Ф.А. Вудфорд был пожилым священником Церкви Англии, писавшим на масонские темы, но не состоявшем в Soc. Ros.; он умер 23 декабря 1887 года. Сам по себе Зашифрованный манускрипт не претендует на почетный возраст, и не может претендовать, как указывает Дарси Кунц (Darcy Kuntz) оригинальная версия содержит ссылку на древний египетский Ритуал Мертвых, впервые опубликованный в 1842 году. Но так же маловероятно, что Уэскотт подделал его сам, и он мог, по крайней мере, вначале, искренне верить в его древность. Безусловно, приобретение манускрипта вдохновило его на основание Герметического Ордена Золотой Зари, чья практика, доктрина, структура и даже название были даны в нем. Это был шанс Уэскотта создать свой собственный орден, в котором он будет неоспоримым главой, вера в которого будет незыблема.

Содержание Зашифрованного манускрипта может быть классифицировано в зависимости от того, соблюдались ли его положения в начале существования Золотой Зари и далее; некоторые положения соблюдались изначально, но потом были забыты. Также содержание может быть разделены на основании того, исходили ли и предполагались ли оно в книге от 1781 года Магистра Пианко (Magister Pianco)[viii], на которую Зашифрованный манускрипт опирается в значительной степени. Эта книга, «Der Rosenkreuzer in seiner Blösse» («The Rosicru­cian Stripped Bare» или «Разоблаченный розенкрейцер»), дает большой объём информации про общество Золотого и Розового Креста (Society of the Golden and Rosy Cross, упоминаемом в конце нулевой главы и обсуждаемом в второй главе), хотя и жестко критикует его. Посредством заимствований у Пианко, Зашифрованный манускрипт передаёт некоторые черты наиболее древней традиции, но не по причине того, что сам был сочинен в конце XVIII века, как утверждал Уэскотт.

Зашифрованный манускрипт состоит в основном из кратких описаний обрядов допуска кандидатов к последовательности градусов, а далее, в некоторых случаях, следует краткое изложение знаний, необходимых дабы перейти к следующему градусу. Таро впервые упоминается как часть знаний, необходимая для получения градуса «Ревнителя» («Zelator»): первыми идут 22-а козыря, далее следуют четыре масти, которые перечисляются с упоминанием их соответствия на французском: Жезлы или Палицы = Бриллианты; Кубки = Червы; Мечи = Пики; Пентакли или Монеты = Трефы[ix]. Связь между итальянскими и французскими мастями, исходящая от Эттейлы, неверна; когда франко-мастные карты Таро появились в середине XVIII века, «длинные» масти Мечей и Жезлов соотносились с черными, а «круглые» Кубки и Монеты – с красными[x]. Соотнесение, используемое ГБЛ, было намного вернее.

Также существуют шесть страниц рассуждений о Таро, написанные на листах меньшего размера, которые были добавленны позже. На первой странице первой церемонии допуска Неофита Верховный Жрец (Hierophant) обращается к собравшимся: «fratres & sorores (братья и сестры) этого храма золотой зари», на последней странице: «sorores fratresque» (сестры и братья)[xi], указывая, как добавляет Эллик Хоу (Ellic Howe)[xii], в отличии от масонской ложи или организации подобной S.R.I.A., состоящей только из масонов, она включала и мужчин, и женщин. Это положение не было скопировано у Пианко, но существовало в Золотой Заре, которая с момента создания принимала женщин; фактически, некоторыми наиболее значимыми членами этой организации были женщины. Участники обращались друг к другу как «Frater» и «Soror».

Ритуалы были каббалистическими и розенкрейцерскими. Розенкрейцерскими они являются на основании наличия системы градусов. В статье о розенкрейцерстве в своей Королевской масонской Энциклопедии Маккензи перечисляет девять градусов и приводит таблицу, содержащую различные их атрибуты, о которой он говорит: «она никогда ранее не публиковалась и была создана редактором специально для этой работы»[xiii]. В действительности, как впервые отметил Ф.Л. Гарднер (F.L. Gardner) в 1903 году[xiv] таблица была взята с весьма несущественными изменениями из книги Магистра Пианко[xv]; 16 градусов, использовавшихся в Обществе Золотого и Розового Креста с 1787-года соответствовали использовавшимся в S.R.I.A. и в ее шотландской предшественнице. Зашифрованный манускрипт содержит ритуалы для вступления в градусы от Ревнителя (Zelator) до Философа (Philosophus) и для вхождения в предварительный градус Неофита (Neophyte). В манускрипте не перечисляются высшие градусы, но на странице, описывающей порядок посадочных мест в храме[xvi] предусматривает места для адептов с градусом выше, чем Философ.

В Первый Орден Золотой Зари входили все градусы от Неофита до Философа и основывался на ритуалах допуска, данных в Зашифрованном манускрипте. Требования к знаниям, данные в Зашифрованном манускрипте, вероятно, были навеяны колонкой в таблице Магистра Пианко, которую Маккензи не воспроизвел в своей Энциклопедии[xvii], изложенные знания были доступны достигшим последовательности рангов, хотя и нет соответствия в их содержании. Идея, формирующая центр практики Золотой Зари: каждый, претендующий на более высокий градус, вначале должен был сдать экзамен по знаниям, которые должен был постичь, опираясь на лекции и бумаги, передаваемые ему, пребывая в своем настоящем градусе.

Только система градусов и опора на Пианко делает Зашифрованный манускрипт розенкрейцерским: докуент также включает множество компонентов других магических традиций – Халдейские Оракулы, алхимию и четыре стихии – все они указывают на каббалу. Элифас Леви тщательно интегрировал каббалу в свою магическую систему, и включил в нее Таро, также связав его с каббалой, и в частности, 22-а козыря с буквами еврейского алфавита, но Зашифрованный манускрипт, и в этом эму добросовестно следовала Золотая Заря, пошел даже дальше. В нем несколько раз упоминается десять сефирот[xviii], и что еще более важно – Дерево Жизни[xix]. Принципиально важным шагом является установление явного соответствия каждого градуса, выше чем Неофит, с одной из десяти сефирот, начиная с нижней сефиры, Малкут с номером 10, связываемой с первым градусом, Ревнителем (Zelator), и поднимаясь выше. С установлением такой связи магическая карьера членов Герметического Ордена состояла в продвижении от градуса к градусу, в результате чего они воспринимали свою жизнь как магическое восхождение по Дереву Жизни. Возможно, это идея была предложена в таблице Магистра Пианко, в которой для каждого градуса приводилось два номера, отсчет ведется от «9, 1» для Младшего (Junior, соответствующий Ревнителю,Zelator), к «8, 2» для Теоретика (Theoreticus) и так далее до «1, 9» для Мага (Magus); пояснительная записка неявно намекает, что цифры складываться в высшее каббалистическое число, 10. В Зашифрованном манускрипте используется подобная двойная нумерация, только вместо запятой между цифрами стоит знак равенства, итак Ревнитель (Zelator) получает обозначение «1 = 10», Теоретик (Theoricus) – «2 = 9»; цифры, использующиеся в Зашифрованном манускрипте, на иврите, образованные буквами алфавита. Первая из двух цифр представляет ранг градуса, вторая – сефиру, с которой он связан. Градус Неофита обозначен «0 = 0» (в Зашифрованном манускрипте цифра «0» записывается словом). На двух страницах[xx], описывающих ритуал допуска к градусу Ревнителя (Zelator) первая цифра заключена в круг, а вторая в квадрат:

Золотая Заря в первое время расширяла эту практику на все градусы, используя арабские цифры, в дальнейшем использовалась форма , в итоге упрощённая до «10 = 100» или просто «1 = 10».

Герметический Орден Золотой Зари включал градусы от 0° = 0° Неофита до 4° = 7° Философа, ритуалы допуска к которым были изложены в Зашифрованном манускрипте. Три градуса адептов от 5° = 6° до 7° = 4° образовывали Второй или Внутренний Орден, который назывался Ordo Rosae Rubeae et Aureae Crucis (Order of the Red Rose and Golden Cross - Орден красной розы и Золотого Креста). Первый или Внешний Орден управлялся тремя руководителями градуса 5° = 6°, руководители Второго Ордена принадлежали к градусу 7° = 4° и по сути были одними и теми же персонами, но это не было известно членам Первого Ордена, по крайней мере официально. Если инструкция о порядке посадочных мест в храме была частью оригинального Зашифрованного манускрипта, его автор, вне всякого сомнения, предусматривал градусы 5° = 6°, так как три Руководителя этого градуса упоминаются на странице[xxi]; если это утверждение соответствует действительности, то именно по этой причине основатели Золотой Зари отвели посадочные места для трех Руководителей в первых рядах. Различия между Первым и вторым Орденом явно выражены в Зашифрованном манускрипте. Ритуалы допуска описаны только для градусов до 4° = 7° Философа; описание 4° = 7° градуса завершается словами: «конец первого ордена»[xxii], что предполагает существование Второго, и так же при приеме Неофита успешного кандидата явно увещевают о том, что «не будет продвижения без разрешения второго ордена»[xxiii].

Над градусами 8° = 3° Магистр Храма (Magister Templi) и 9° = 2° Волхв (Magus) Зотолая Заря поместила новый десятый градус - 10° = 1° Ипсиссимус (Ipsissimus); эти три градуса совместно образовывали Третий Орден (Third Order). В отличии от S.R.I.A. изначальный замысел не предусматривал достижение этих высоких градусов кем-либо. Третий Орден состоял исключительно из Тайных Руководителей (Secret Chiefs), достигших сверхчеловеческого уровня бытия; они были, как пояснял Уэскотт, «Великими Правителями всей Системы», «скрытыми и недоступными … для всех … но Руководителями Адептов»[xxiv]. Эти Тайные Руководители происходят от Неизвестных Высших Золотого и Розового Креста; концепт изначально происходит от масонства, в частности от «Устава строгого Соблюдения» (Rite of Strict Observance)[xxv]. Весьма вероятным кажется то, что автор Зашифрованного манускрипта также предусматривал градус 10° = 1°, хотя он и не упоминается; учитывая установление связи между градусами и сефиротами градус 9° = 2° вряд ли мог бы быть наивысшим.

Вера в Тайных Руководителей не играла главенствующей роли в образе мышления и жизни членов Золотой Зари, но заняла ее в орденах, пришедших на смену Золотой Заре. Поскольку верили, что Тайные Руководители не общаются ни с кем, кроме трех Руководителей, они не представляли никакого практического интереса для остальных членов ордена. Они были важны только в качестве дополнительного источника авторитета и наставлений, проводя финальную проверку знания, получаемого в ордене.

Глубокая зависимость Зашифрованного манускрипта от таблицы Магистра Пианко, версия которой приведена в Энциклопедии Маккензи, иллюстрируется присвоением причудливого «Братского имени» каждому кандидату, достигшему нового градуса. Имена приведены в столбце таблицы Маккензи. Именами от 1 до 4 градуса являются: «Pereclinus de Faustis», «Porajus de Rejectis», «Monoceros de astris» («Единорог со Звезд») и «Pharos illuminans» («Сияющий маяк»)[xxvi]. Эти имена приведены в соответствующей колонке таблицы, которая, однако, озаглавлена «Братские имена Руководителей (Vorsteher)»; в Золотом и Розовом Кресте у каждого градуса был свой руководитель. Маккензи, вероятно, ошибся при чтении, в результате чего его понимание этого столбца значительно исказилось; и составитель зашифрованного манускрипта точно также неправильно его понял. Этого «Братского имени» кандидат удостаивался на ритуале приема Золотой Зари и их называли «Мистические Названия», но в иных случаях они не использовались; каждый член должен был выбрать себе девиз, обычно на латыни, который использовался в качестве его личного имени в Ордене.

Тот факт, что последняя строка последнего ритуала в Зашифрованном манускрипте гласит: «конец первого ордена», порождает вопрос: Зашифрованный манускрипт, в таком виде, в котором он дошел до нас и в котором его получил Уэскотт, являлся полным? Составил ли его автор обряды для допуска Адептов, пропавшие из Зашифрованного манускрипта, полученного Уэскоттом? Или никогда и не намеревался их создавать? Или он просто не удосужился этого сделать?

На которую из версий Дерева Жизни опирался автор Зашифрованного манускрипта? Он использует ее, но не называя, очевидно полагая ее общепринятым стандартом, но не может быть сомнений в том, что используемая им версия была нестандартна для еврейских каббалистов, предложенная Афанасием Кирхером (Athanasius Kircher, рисунок 5 в главе 0). Зашифрованный манускрипт неоднократно говорит о десяти сефиротах, используя стандартный порядок нумерации, следуя Кирхеру и большинству авторитетов; таким образом, здесь Даат не является обычной сефирой[xxvii]. Пути (pathways), называемые просто «тропы» (paths), пронумерованы от 11 до 32, а не как в версии Кирхера, от 1 до 22. Также нумерация согласуется с порядком путей, данным Кирхером и с его соотнесением путей и букв иврита а также с соотнесением с ними козырей Таро. Исходя из этого и того, как сефироты соединены путями, мы можем сделать вывод, что автор зашифрованного манускрипта использовал версию Дерева Жизни Кирхера и не счел необходимым это указать[xxviii]. Именно эта версия Дерева и распределения букв и козырей, основанная на рисунке в книге Кирхера, рассматривалась Золотой Зарей как канон, далее мы увидим, что случайные отклония от нее рассматривались как ересь. Все члены Золото Зари продемонстрировали свою неосведомленность про альтернативные версии, за исключением одной, Дерева и другие варианты соотнесения букв с путями, давно ставших обыденными для евреев, изучающих каббалу. Исключением является версия Дерева Лурии с Даат в качестве полноценной сефиры, которая отображена на Рисунке 6 в главе 0 этой книги. На последней странице ритуала вступления в градус Философа (Philosophus) в Зашифрованном манускрипте. Кандидату показывают этот рисунок с «путями с Даат»[xxix]; черновые наброски рисунок XVI Розенрота (Rosenroth), в этой книге это рисунок 6, были нарисованы на двух последующих страницах[xxx]. Но, это конечно же не был основной вариант Дерева и Золотая Заря уделяла ему очень мало внимания, за исключением Храма в Новой Зеландии, основанного Фелкином (Felkin)[xxxi].

Зашифрованный манускрипт включает необходимые знания Практик (Practicus) связи десяти еврейских рангов ангелов с сефиротами; еще одним свидетельством опоры Зашифрованного манускрипта на Кирхера является использование перечисления ангельских рангов в необычном порядке, данном Кирхером[xxxii]. В последующем развитии традиции З.З. считалось, что сефироты появились вследствие Молнии, бьющей вниз, тогда как пути образовались восходящим движением змеи между ними. В Зашифрованном манускрипте змей Нехуштан показывается кандидату в Философы (Philosophus); рисунок изображает его поднимающимся на Дерево[xxxiii]. Кандидату в градус Ревнителя (Zelator) предназначался рисунок и пояснение того, что было известно в Золотой Заре как «Светоносная Вспышка» (Lightning Flash), но называлось «Огненный Меч Херувима» ((Flaming Sword of Kerubim) видимо того, который запрещал вход в рай после грехопадения) по очень отрывочному изображению можно понять, что он спускается по Дереву.

4.2 Секрет атрибуции

В эссе Тароi, которое в Золотой Заре всегда называется «лекция о Таро» (the Tarot lecture), излагается, не в формате описания ритуала или резюме по знаниям, но в форме псевдо-библейского повествования, даже с использованием таких форм как «cometh» и «thy». Хотя в нем также используется необычный алхимический шифр, но она написана на бумаге меньшего формата, чем остальной Зашифрованный манускриптii. Тузы в эссе называются «Ату или манифестация Тота»(«atus or mansions of Thoth»), в то время как в остальном Зашифрованном манускрипте они называются «ключи». Эссе, вероятно изначально не предполагалось как часть ритуалов, но как отдельный фрагмент. Оно, несомненно, было адресовано участникам того же тайного ордена, поскольку адресована «Практикам (Practicus) нашего древнего Ордена». В основном тексте зашифрованного манускрипта, на последней странице перечня знаний, необходимых для достижения градуса Философа (Philosophus), озаглавленной «синонимы в предсказании на Таро» в виде таблицы приведены буквы иврита, связанные с козырями Таро, их названиями и номерами, путями и элементами, планетами и знаками зодиака. Мы можем назвать ее «таблица синонимов» дабы отличать ее от аналогичной таблицы, приведенной в лекции о Таро, которую мы назовем «лекционная таблица». Далекие от стандартных ассоциации аналогичны таковым в «лекционной таблице».

Лекция о Таро начинается с утверждения о том, что десять численных карт каждой масти представляют десять сефирот, четыре масти – четыре каббалистических мира, шестнадцать карт двора – четыре Тетраграмматона. Остальная часть лекции посвящена козырям, их соотношениями с путями Дерева Жизни и также с двадцатью двумя буквами, которые разделяются на три материнских, связываемых с элементами, семь двойных, связываемых с планетами, и двенадцать одинарных, связываемых со знаками зодиака. Леви увязывал козыри Таро с буквами иврита; Зашифрованным манускрипт был первым текстом, соотнесшим козыри с путями.

Чтобы сформироваться, Орден Золотой Зари должен был обладать тайной доктриной, постепенно раскрывая ее своим членам по мере достижения ими последовательности градусов, и которую они не могли бы найти в любых опубликованных источниках; как позже язвительно заметил Алистер Кроули, нет необходимости связывать людей страшными клятвами о неразглашении полученных ими знаний чтобы затем обучать их еврейскому алфавиту. Одним из наиболее важных секретов была атрибуция козырей Таро, вкратце изложенная в Зашифрованном манускрипте, как знание, необходимое для достижения градуса Практика (Practicus), и более подробно – в лекции о Таро. Слово «атрибуция» (англ. «attribution» - приписывание, отнесение к чему либо) было использовано в Золотой Заре дабы обозначить способ назначения буквы еврейского алфавита отдельному козырю а также двадцати двум путям и стал стандартным оккультным термином. Такая атрибуция имеет фундаментальное значение в оккультной теории Таро, поскольку она определяет как эта теория может быть тесно связанна, вплетена в Каббалу, и следовательно, то, как козыри должны трактоваться.

Первым предложившим атрибуцию букв иврита козырям Таро был граф де Миле, автор эссе о Таро, напечатанном Куром де Жебленом, после своего собственного эссе на эту тему в его «Monde primitif»(Vol. VIII, 1781). Атрибуция, предлагаемая в лекции о Таро была абсолютно новой, противоречащей предложенной Элифасом Леви и кем либо другим. Она совпадала с Леви, в отличие от де Миле, в порядке козырей и присвоении им численного номера в порядке возрастания. Основополагающий принцип был прост: перенести Шута-Дурака (Fool) с места между XX и XXI, где его поместил Леви, и поставить его в самом начале последовательности. В результате этого разрушился весь порядок Леви соотнесения козырей и букв, кроме XXI. Существенная деталь: козыри VIII (Справедливость, Justice) иXI (Сила, Strength) должны были быть взаимозаменяемы; взаимообмен мог повлиять на присвоение букв иврита и, следовательно, астрологические ассоциации или же нумерация двух карт могла быть изменена. В изложенной ниже таблице сохраняется нумерация, свойственная Марсельскому Таро, унаследованная от французских оккультистов, таких как Леви и Папюс; 0 соответствует Шуту-Дураку (Fool). В таблице отображены результаты «ревизии», проведенной Зашифрованным манускриптом.

 

де Миле (de Mellet)

Леви (Levi)

ГБЛ (H.B. ofL .)

Зашифрованный манускрипт (Cypher MS)

Алеф (Aleph)

XXI

I

I

0

Бет (Beth)

XX

II

II

I

Гимел (Gimel)

XIX

III

III

II

Далет (Daleth)

XVIII

IV

IV

III

Хе (Hе)

XVII

V

V

IV

Вау (Vau)

XVI

VI

VI

V

Зайн (Zain)

XV

VII

VII

VI

Хет (Heth)

XIV

VIII

VIII

VII

Тет (Teth)

XIII

IX

IX

VIII

Йод (Yod)

XII

X

X

IX

Каф (Kaph)

XI

XI

XI

X

Ламед (Lamed)

X

XII

XII

XI

Мем (Mem)

IX

XIII

XIII

XII

Нун (Nun)

VIII

XIV

XIV

XIII

Самех (Samekh)

VII

XV

XV

XIV

Айн (Ain)

VI

XVI

XVI

XV

Пе (Pe)

V

XVII

XVII

XVI

Тцади (Tzadd)

IV

XVIII

XVIII

XVII

Коф (Qoph)

III

XIX

XIX

XVIII

Реш (Resh)

II

XX

XX

XIX

Шин (Shin)

I

0

XXI

XX

Тау (Tau)

0

XXI

0

XXI

Почему здесь Сила и Справедливость взаимозаменяемы? Чтобы установить астрологическое соответствие козырей опирался на Sepher Yetzirah, так же как Леви и Папюс, но поскольку его атрибуция букв иврита была отличной, элементы, знаки зодиака и планеты также сместились (за исключением Луны и Венеры, которые также относились к II и III козырям соответственно). Приведенная ниже таблица внесет ясность в этом вопросе.

Sefer Yetzirah

Папюс

Зашифрованный манускрипт

Алеф (Aleph) (воздух, air)

I

0 (Шут-Дурак,Mat/Fool)

Бет (Beth) (ПЛАНЕТА, PLANET)

II ЛУНА

I

(Маг, Pagad/Juggler) МЕРКУРИЙ

Гимел (Gimel) (ПЛАНЕТА, PLANET)

III ВЕНЕРА

II (Верховная Жрица, High Priestess)

Далет (Daleth) (ПЛАНЕТА, PLANET)

IV ЮПИТЕР

III (Императрица, Empress) ВЕНЕРА

Хе (Hе) (Овен, Aries)

V

IV (Император, Emperor)

Вау (Vau) (Телец, Taurus)

VI

V (Иерофант, Hierophant)

Зайн (Zain) (Близнецы, Gemini)

VII

VI (Влюбленные, Lovers)

Хет (Heth) (Рак, Cancer)

VIII

VII (Колесница, Chariot)

Тет (Teth) (Лев, Leo)

IX

VIII (Правосудие, Justice)

Йод (Yod) (Дева, Virgo)

X

IX (Отшельник, Hermit)

Каф (Kaph) (ПЛАНЕТА, PLANET)

XI МАРС

X (Колесо Фортуны, Wheel) ЮПИТЕР

Ламед (Lamed) (Весы, Librа)

XII

XI (Сила, Strength)

Мем (Mem) (вода, water)

XIII

XII (Повешенный, Man Hanged)

Нун (Nun) (Скорпион, Scorpio)

XIV

XIII (Смерть, Death)

Самех (Samekh) (Стрелец, Sagitt.)

XV

XIV (Умеренность, Temperance)

Айн (Ain) (Козерог, Capricorn)

XVI

XV (Дьявол, Devil)

Пе (Pe) (ПЛАНЕТА, PLANET)

XVII МЕРКУРИЙ

XVI (Башня, Tower) МАРС

Тцади (Tzadd) (Водолей, Aquar.)

XVIII

XVII (Звезда, Star)

Коф (Qoph) (Рыбы, Pisces)

XIX

XVIII (Луна, Moon)

Реш (Resh) (ПЛАНЕТА, PLANET)

XX САТУРН

XIX (Солнце, Sun) СОЛНЦЕ

Шин (Shin) (огонь, fire)

0

XX (Суд, Angels)

Тау (Tau) (ПЛАНЕТА, PLANET)

XXI СОЛНЦЕ

XXI (Universe) САТУРН

Порядок козырей, представленный в столбце, озаглавленном «Папюс», должен рассматриваться как традиционный для Марсельского Таро; информация из последнего столбца отражена в лекционной таблице. В таблице синонимов, названия «Mat» и «Pagad», известные игрокам в Таро, не даются для Шута-Дурака и первого козыря; «Gemini» (Близнецы), «Prudence» (Умеренность) и «Rota» приведены в качестве альтернативных названий VI, IX и X козырей соответственно. XII козырь общепринято называют «Hanged Man» (Повешенный), козырь XX назван «Judgement» (Справедливость-Правосудие) и название XVI козыря расширенно до «Tower struck by lightning» («Башня, пронзенная молнией», где слово «молния-вспышка» не написано, а изображено графически).

Лекционная таблица занимает одну страницу в лекции о Таро; список в порядке возрастания перечисляет козыри, начиная от 0 Шута-Дурака (the Fool). Нумерация совпадает с Марсельским Таро, так что VIII все еще Справедливость-Правосудие (Justice) и XI козырь - Сила (Strength). В колонке приведены соответствующие буквы иврита, однако Тет и Ламед меняются местами, и вместе с ними соответствующие знаки Льва и Весов; довольно непоследовательно, пути 19 и 22, которым должны соответствовать Тет и Ламед соответственно, не поменяны местами. Таким образом, новые соответствия букв и знаков зодиака козырям XI и VIII соблюдаются, но соответствие между буквами и путями нарушается, вероятно, непреднамеренно. Соответствие планет отличается от данных Леви и Папюсом, но это менее важно: связь элементов и знаков зодиака с буквами иврита остается неизменной. Атрибуция Леви букв иврита козырям, а далее Папюса, приводит к ассоциации Льва с Отшельником (Hermit, IX козырь) и Весов с Повешенным (Hanged Man, XII козырь). Однако, согласно атрибуции Зашифрованного манускрипта Лев будет связан со Справедливостью-Правосудием (Justice, VIII) а Весы – с Силой (Strength, XI), если обе эти карты сохраняют свои традиционные места. Конечно же, Лев должен быть связан с персонажем Силы, держащим руки у пасти льва, а Весы – с фигурой Справедливости-Правосудия, держащим в руках весы: это было веской причиной для смены мест этих карт и в присвоении им букв иврита.

В таблице синонимов этот вопрос решается несколько иначе. В ней буквы перечислены не в своем алфавитном порядке: первыми идут буквы-матери, затем – двойные, и далее – одинарные. Тет, верно соотнесенная со Львом и девятнадцатым путем, присваивается XI козырю, но напротив нее к колонке козырей значится «VIII = Strength (Сила)». Аналогично, Ламед, правильно соотнесенной с Весами и двадцать вторым путем, присваивается VIII козырь, но в колонке напротив написано «XI = Justice (Справедливость-Правосудие)». Стрелками показано, что два эти козыря могут быть взаимозаменяемы. Заметки неоднозначны, но можно предположить, что они будут перенумерованы.

4.3 На секреты намекают

Знание секрета атрибуции, раскрываемого в Золотой Заре членам, достигшим градуса практика (Practicus) с предупреждением о том, что этот секрет никогда не должен быть раскрыт непосвященному человеку, давало своему обладателя чувство владения истинным ключом к толкованию Таро. Ключ не мог быть раскрыт вне Ордена. Однако его участники читали книги многих признанных мастеров магического учения, таких как Леви.

В 1896 году Уэскотт перевел до сих пор неизвестный манускрипт Леви под названием «The Magical Ritual of the Sanctum Regnum», интерпретирующий козыри Таро. В рукописи последовательно перечисляются 22-а «ключа» Таро, каждый из которых сопровождается изложением мало связанных между собой размышлений на магические темы. Уэскотт добавил комментарии к тексту Леви, включающие описание каждой карты и интерпретации, взятые из других произведений Леви и Пола Кристиана. О Повешенном – единственном козыре, толкование которого Полом Кристианом не цитируется – он говорит что это «наиболее замаскированный из всех иероглифов Таро. О его реальном смысле мы сейчас знаем очень мало; у меня есть значительные сомнения относительно того, знал ли его сам Леви. Папюс … дает очевидно ложную трактовку. Ни Эттейла, ни Курт де Жеблен не постигли скрытый смысл. Но его значение в некоторых случаях было найдено при помощи видений ясновидящих и при помощи интуиции. Ключ – в знании правильного соответствия букве иврита и соответствует этой букве». Подразнивая читателей, в характерной для Золотой Зари манере, Уэскотт хранит секрет.

В предисловии Уэскотта градус загадочности повышается. Он утверждает, что истинная атрибуция номеров-чисел и букв (иврита) всех 22-ух козырей «известна нескольким студентам, членам Герметической Школы (Hermetic Schools)» - он имел ввиду членов Золотой Зари; атрибуция, данная Леви, Кристианом и Папюсом, согласно его словам, «неверна (искажена), вероятно, преднамеренно». Он добавляет также, что видел «листок зашифрованного рукописного манускрипта, которому около 150 лет», дающий отличную атрибуцию, которую несколько студентов, изучающих оккультные науки, «нашли удовлетворяющей все условия, предусмотренные оккультными науками». Естественно, он не раскрывает ее. «Рукописная страница», о которой идет речь, без сомнения, принадлежит к Зашифрованному манускрипту.

Текст Уэскотта был окутан тайной, лишь неявно намекая на «секретную атрибуцию» козырей, лежащую в самом сердце тайной доктрины Золотой Зари и являющуюся одним из ключевых ее компонентов. Итак, существует цена, которую необходимо заплатить: атрибуция Леви была неверна, и Уэскотт информирует членов Золотой Зари о том, что Леви видел Зашифрованный манускрипт, и следовательно, был причастен тайне: утверждалось, что в своих в книгах Леви преднамеренно лгал, дабы ввести читателей в заблуждение. Именно это имел ввиду Уэскотт когда в своем предисловии говорил о том, что атрибуция Леви, данная в его трудах была «неверна (искажена), вероятно, преднамеренно»: самолично практикуя обман своих последователей, Уэскотт предположил, что они не будут шокированы приписываемым Леви обманом. Он был прав: они так и сделали. Для членов Золотой Зари их важнейшая обязанность состояла в том, чтобы хранить секрет атрибуции от непосвященных: видимо, им не приходило в голову, что самым простым способом для Леви сохранить секрет было бы не писать никаких книг вовсе. Дабы воздать Леви должное необходимо сказать, что нет оснований полагать, что у него было намерение обманывать своих читателей в этой или какой-либо другой из своих работ: он стремился сделать то, о чем утверждал – раскрыть все тайны.

4.4 Каковы же истоки Зашифрованного манускрипта?

А.Э. Уэйт первым выдвинул предположение – одну из многих гипотез – что Зашифрованный манускрипт был создан Кеннетом Маккензиiii. С момента публикации в 1900 году эссе Р.А. Гилберта (R.A. Gilbert) «Provenance Unknown» («Происхождение Неизвестного»), дающего убедительное объяснение того, как Уэскотт мог получить Зашифрованный манускрипт, изложенная в нем теория теория стала почти общепризнанной. В 1877 году Уэскотт присоединился к Сведенборгианскому Обряду (Swedenborgian Rite), который Джон Яркер «импортировал» из Канады, и к которому также принадлежал Кеннет Маккензи. К 1882 году Обряд фактически прекратил свою деятельность; но в 1886 году Уэскотт написал Ф.Г. Ирвину о том, что он и Яркер пытались возродить его. Когда Маккензи умер 3 июля Уэскотт сразу же написал его вдове крайне бесчувственно прося записи покойного касающиеся Обряда; на протяжении августа он получил три отдельные партии документов, собранные госпожой Маккензи из «тысяч документов», которые ей пришлось перебрать. Вполне вероятно, что Зашифрованный манускрипт был среди тех бумаг. Р.А. Гилберт (R.A. Gilbert) и Дарси Кунтс (Darcy Kuntz) указывают, что Маккензи использовал шифр Тритемия, и его имя в S.R.I.A. было «Криптонимус» («Cryptonymus»); вдова Маккензи, миссис Александрина Мод Маккензи (Mrs Alexandrina Maud Mackenzie) одной из первых присоеденилась к Золотой Заре, приняв имя «Криптонима» («Cryptonyma») в марте 1888 года.

Многое свидетельствует в пользу авторства Маккензи, включая его неверное толкование «Братского имени». Эрудиция автора была действительно велика: Зашифрованный манускрипт содержит ссылки на Халдейские Оракулы (Chaldean Oracles), Самофракийские мистерии (Mysteries ofSamothrace) и Енохианскую магию Джона Диiv; все это было знакомо Маккензи, но также еще нескольким, среди которых также был Фредерик Хокли. Если именно Маккензи создал Зашифрованный манускрипт то именно он придумал секретную атрибуцию козырей Таро буквами иврита и первым, кто связал розенкрейцерские градусы с кабалистическими сефиротами: итак, становится ясно, что именно Маккензи является посмертным основателем Золотой Зари. Но его цель создания Зашифрованного манускрипта остается неясной. Написанный шифром, он не может быть прочитан с первого взгляда или без подготовки. Написанный на старинной бумаге он был предназначен обмануть: кого? Возможно ли, что Маккензи планировал обнародовать факт владения Зашифрованным манускриптом, или хотя бы эссе о Таро, в своей незаконченной книге «The Game of Tarot»(«Игра Таро») с указанием фиктивной версии его происхождения и получения? Эта книга тогда включала бы, как показано в Зашифрованном манускрипте, то, что стало секретной атрибуцией Золотой Зари; был ли отказ Маккензи от книги результатом страха опубликовать столь масштабную ложь? Р.А. Гилберт (R.A. Gilbert) предположил, что ритуалы в Зашифрованном манускрипте были предназначены для Общества Восьми (Society of Eight)v; далее он предположил, что они могли бы предназначаться для Сат Б’Хаи (Sat B’hai), которое, в отличии от большинства масонских групп, принимало в свои ряды женщинvi. Однако, дух Сат Б’Хаи был индийским, не розенкрейцерским; а также эта теория вряд ли способна объяснить необходимость «укутывать» ритуалы в шифр или записывать их на старинной бумаге. В любом случае, Зашифрованный манускрипт называет имя Ордена, чьи ритуалы допуска он резюмирует: Орден Золотой Зари. Если составитель Зашифрованного манускрипта подразумевал фактическое использование изложенных ритуалов, то его целью было создание нового магического ордена. Если же создателем Золотой Зари все же был Уэскотт, то Маккензи был его первым помощником. В письме от 4 ноября 1887 года к Мазерсу Уэскотт пишет:

«Мы не сомневаемся в высокой ценности зашифрованного манускрипта (MSS) бедного старого Вудфорда. Я надеюсь, Вы примите со мной равное участие со всей Вашей эрудицией если я буду делать его простой перевод. Затем мы должны выбрать третьего и приложить все усилия к распространению полной схемы инициации»vii.

Мазерс ответил двумя днями позже что принимает задачу, за которую Уэскотт должным образом ему заплатил. Уэскотт, конечно же, не стал рассказывать Мазерсу, как он на самом деле получил Зашифрованный манускрипт; он сам сочинил первые лекции о знаниях для Орденаviii. Мазерс предложил в качестве третьего руководителя доктора Уильяма Роберта Вудмана (Dr William Robert Woodman (1829-1891)), который был Верховным Магом (Supreme Magus) в S.R.I.A. после смерти Литтла в 1878 годуix.

В этот же период и Уэскотт и Мазерс опубликовали переводы ключевых каббалистических работ, которые должны были стать весомым подспорьем для членов нового ордена. В 1887 году Уэскотт совместно с Робертом Фрайаром (Robert Fryar) привез из Бата его переводы «Sepher Yetzirah the Book ofFormation» («Сефер Йецыра, Книга Творения-Создания») и «The Thirty-two Paths of Wisdom» («Тридцать два пути Мудрости»)x в одном томе и в том же году Мазерс опубликовал в Лондоне «The Kabbalah Unveiled» («Каббала Разоблаченная»), частичный перевод «Kabbala denudata» Кнорра фон Розенрота (Knorr von Rosenroth) тем самым сделав доступной для англоязычных читателей большую часть Зоара.

4.5 Основание Золотой Зари

Уэскотт приступил к созданию нового Ордена на основе тщательного планирования. Естественные науки утверждают, что их знание основано на наблюдении и эксперименте, математические – что их знание базируется на дидактическом размышлении, религии утверждают, что в основу их знания положено божественное откровение. Оккультные науки утверждают, что их базис отличается от всех вышеизложенных: секретная традиция передается на протяжении веков от адепта к адепту и охраняется от непосвященых. Исходя из этого утверждения, оккультное сообщество может исполнять свою роль, функционировать, только если сможет убедить своих членов в том, что располагает таким знанием; и лучшим аргументом здесь является демонстрация «генеалогии», указывающей на то, что сообщество является продолжателем дела тайных орденов с древней историей и утверждавших, что они имели доступ к еще более древней эзотерической мудрости.

Уэскотт приложил огромнейшие усилия дабы обеспечить Золотой Заре такую родословную. Он изобрел немецкую леди, фрейлен А. Шпренгель (A. Sprengel)xi, состоящей в Orden der goldenenDammerung (англ. - Order of the Golden Dawn, Ордене Золотой Зари) и чей девиз был «Sapiens dominabitur Astris» («Мудрый будет властвовать над звездами»). Р.А. Гилберт сделал интересное открытие: этот девиз появляется на изначальном титульном листе «Astrologie Theologized» (Лондон, 1649) Валентина Вейгеля (Valentin Weigel)xii под редакцией Анны Кингсфорд, которая основала Герметическое общество (Hermetic Society) в 1884 и умерла 22 февраля 1888 года. Гилберт проницательно замечает, что Уэскотт, вероятно, создал образ фрейлен Шпренгель в качестве образца опираясь на личность Анны Кингсфорд.

Страница Зашифрованного манускрипта, которая с большой долей вероятности не является частью оригиналаxiii, гласит:

Sap dom ast – вождь

среди членов die

goldene dammerung она

знаменитая сестра ее имя

фрейлейн шпренгель. письма

доставят ей через герра я энгера

отель mar quart [который жил там часто]

штутгарт

она 7=4 или старший адепт

Слова в квадратных скобках написано прописью рукой Уэскотта и второе «u» из «stutugart», которое очевидно должно быть «stuttgart» (Штутгарт), зачеркнуто. Мнимая копия, также рукой Уэскотта, из сопроводительного письма Вудфорда, отправленного вместе с Зашифрованным манускриптом, датированная 8-ым августа 1887 года гласит:

«Это (Зашифрованный манускрипт) наделяет владельца, понимающего смысл открывать старые розенкрейцерские тайны и градусом He eos chryse; или Золотая Заря. Постарайтесь встретиться со старой Soror «Sapiens dominabitur astris» в Германии. Она жила в Ульме.»xiv

Мы можем с уверенностью высказать предположение, что данное письмо является фальсификацией Уэскотта: его оригинала не существует.

Уэскотт, которому в переводе содействовал мистер Альберт Эссингер (Mr Albert Essinger), далее начал переписку с несуществующей немецкой леди-адептом. Он написал первым (или якобы написал) 12 октября 1887 годаxv; ее ответ был получен 2 ноября 1887 года и поднял Уэскотта до градуса 7° = 4° Второго Ордена и поручил ему основать храм ордена Золотой Зари в Англии (l’Aube doree in France and die goldene Dammerung in Germany, как она написала) а также выбрать двух других, которые были бы руководителями вместе с ним; письмо Уэскотта от 4 ноября Мазерсу демонстрирует, что именно это он уже тогда собирался сделать. Письмо фрейлен Шпренгель также подтвердило тот факт, что Зашифрованный манускрипт был в руках Левиxvi. Она снова написала 25 января 1888 года разрешая Уэскотту подписывать ее девизом все необходимые документы а также одобряющее письмо 7 февраляxvii. Вудман принял предложение занять место третьего руководителя Ордена. Итак, ордер был подписан 1 марта 1888 года Deo Duce Comite Ferro 7°=4 (Мазерсом), Sapiens Dom Astris 7°=4 (фройлен Шпренгель) и Vincit Omnia Veritas 7°=4 (Вудманом) дабы учредить храм Исиды-Урании Ордена Золотой Зари, который будет управляться ’S Rioghail Mo Dhream 5°=6(Мазерсом), Quod Scis Nescis 5°=6 (Уэскоттом) и Magna Est Veritas Et Praevalebit 5°=6(Вудманом)xviii. Как и был Уполномочен, Уэскотт подписался девизом фройлен Шпренгель. 7°=4девизы Мазерса и Вудмана были у двоих из трех руководителей; на 5°=6 были офицеры храма Первого или Внешнего Ордена; до достижения Второго Ордена участники не знали о том, что офицеры были идентичны руководителям.

Так был создан Герметический Орден Золотой Зари с самого начала принимавший и мужчин и женщин, которые не были масонами. Исследование Еллика Хоу (Ellic Howe) не оставило у него сомнений, что письма фрейлен Шпренгель были подделаны по распоряжению Уэскотта. Это подтверждается выводами мистера Кристофера Уэллса (Mr Christopher Wells), эксперта по немецкому языку, который любезно осмотрел фотографии писем и пришел к выводу, что хотя «языком и владеют свободно» они с высокой долей вероятности «были написаны не немцем, но англичанином с очень хорошим знанием немецкого языка, нет, все же, безупречным». В то время Мазерс мог и не знать, что письма были подделкой, хотя вне всяких сомнений он узнал об этом позже; но рядовые члены Золотой Зари не сомневались в их подлинности. Они верили, что их группа представляет собой британскую ветвь тайного розенкрейцерского ордена, уже процветающего в Германии и беспрерывно продолжающего исходное Братство. Среди них нам не встречалось примеров здорового скептицизма, как среди членов S.R.I.A.. они верили в реальность существования Кристиана Розенкрейца и всей легенды, окутывающей его личность, и полагали себя принадлежащими к основанному им Братству и наследниками его мудрости, приобретенной во время загадочных путешествий на Восток. В Уэскоттовской «Historic Lecture for Neophytes» («Исторической лекции для неофитов»), перечисляющей всех присоединившихся к Золотой Заре, также назывался Элифаз Леви («Eliphaz Levi» - в оригинале)xix в числе недавно присоединившихся к ордену, явно провозглашалась непрерывная связь с «Fratres R.C. Германии … основанном Кристианом Розенкройцем (Christian Rosenkreuz) в давно минувшем 1398-ом году» но опираясь на традицию гораздо более древнего знания, в которую был посвящен сам Моисей. Присоединяющиеся к Золотой Заре чувствовали полную уверенность, как и члены других орденов, в том, что они причастны тайной традиции, истоки которой простираются в глубины веков. Учение, которое они постигали, имело двойную верификацию: преемственностью и старинным документом, описывающим ритуалы. Именно на этой ненадежной почве – искусной подделке неаутентичного манускрипта – была основана Золотая Заря; но на протяжении десятилетий ее члены не подозревали об этом.

Мазерс, наделенным выдающимся талантом актера, прекрасно справился со своей работой по составлению ритуалов допуска Ордена для первых пяти градусов на базе кратких резюме Зашифрованного манускрипта. Впоследствии он создает церемонии для Равноденствия (Equinox) и Corpus Christi (исходный день собрания Розенкрейцерского Братства) набросков которых не было в Зашифрованном манускрипте. Его впечатляющие ритуалы делали членство в Золотой Заре ярким захватывающим опытом. В ходе ритуала приема Неофита кандидат должен был преклонить колени перед алтарем. Одной рукой держа священный символ, другую – подав Руководителю, неофит приносил клятву Долга хранить в тайне любую информацию касающуюся Ордена «под ужасным наказанием добровольного подчинения смертоносному и враждебному Потоку Воли, приведенному в действие Вождями Ордена, отчего я погибну или буду парализован без видимого орудия, словно пораженный Молнией»xx. В первый месяц существования в Орден были приняты шесть членов, кроме Вождей, среди которых были Тереза Джейн О´Коннел (Theresa Jane O’Connell), миссис Маккензи, и, что наиболее важно, будущая жена Мазерса, Мина Бергсон (Mina Bergson), принявшая девиз «Vestigia Nulla Retrorsum» и ставшая известной в ордене как «Vestigia». Преподобный У.А. Эйтон (W.A. Ayton) в возрасте 73 лет присоединился вместе со своей женой в июнеxxi.

Уэскотт «получил» еще три сообщения от фройлен Шпренгель: одно от 12 сентября 1888 года с ее сожалениями о невозможности посетить праздник Равноденствия (Equinox festival); второе - от 9 октября 1889 года и третье от 12 декабря 1889 года, но загадочно пришедшее только 20 марта 1890 годаxxii. Третье письмо удостаивало градуса 7° = 4° всех трех Вождей; он был присвоен Уэскотту в первом письме, в то время как ордер Исиды-Урании указывает на существовании двух других, уже удостоенных этого градуса. В конечном итоге, 23 августа 1890 года некий Германский Брат написал Уэскотту дабы проинформировать его о смерти S.D.A., добавив, что другие Вожди, не одобряя открытие Лондонского храма, не будут общаться с нимxxiii. Soror Sapiens Dominabitur Astris исчерпала свою полезность.

i Фолиант 36-41 = страница 33-8.

ii Runyon 1997, p. 38.

iii Waite 1924, p. 584; Waite 1938, p. 225.

iv Некоторые мистические произведения Джона Ди сохранились в виде исходных манускриптов. Они частичноприведены в Meric Casaubon’s «A True & Faithful Relation of What Passed for Many Yeers between Dr John Dee ... and Some Spirits», London, 1659.

v На стр. 214-15 своей ‘From Cipher to Enigma: the Role of William Wynn Westcott in the Creation of the Hermetic Order of the Golden Dawn’, Runyon 1997, pp. 204-22.

vi В Gilbert 1998, лекция от апреля 1997.

vii Howe 1972a, p. 12; Kuntz 1996b, p. 37.

viii Gilbert, ‘From Cipher to Enigma’, in Runyon 1997, p. 210.

ix Kuntz 1996b, p. 39.

x

xi Ее имя также дается в Адресной книге Золотой Зари (Golden Dawn Address Book) предположительно датируемой 1888-ым годом. Эта информация была любезн предоставлена нам Р.А. Гилбертом.

xii Gilbert 1998.

xiii Фолиант 59 Kuntz 1996a, addendum (p. 179) в Runyon 1997.

xiv Kuntz 1996b, p. 37; Howe 1972a, p. 9.

xv Kuntz 1996b, p. 39. Письма якобы от фройлен Шпренгель воспроизводятся в переводе на английский в Gilbert 1983a, pp. 95-8, and in Kuntz 1996b, pp. 40-5. Мы благодарны Р.А. Гилберту за предоставленную возможность увидеть фотокопии оригиналов на немецком.

xvi Gilbert 1983a, pp. 95-6; Kuntz 1996b, p. 40; Howe 1972a, pp. 14-15.

xvii Gilbert 1983a, p. 96; Kuntz 1996b, p. 41; Howe 1972a. pp. 17-18.



[i] Полную репродукцию Cypher MS, таким, как получил его Уэскотт, с транскрипцией на развороте приведенны в Kiintz 1996a и Runyon 1997. Kiintz и Runyon дают разную нумерацию страниц, но так как Kiintz называет их «фолианты», а Runyon – «страницы», это обеспечивает удобный способ различения нумерации.

[ii] Нумерация, видимо, была добавленна позже и обозначает порядок листов в каждой части, но не является непрерывной на протяжении всего манускрипта.

[iii] . Abbot Johann Tritheim (Joannes Trithemius) (1462-1516), Palygraphiae libri sex, first published Oppenheim, 1518, with several later editions.

[iv] Название «Орден Золотой Зари» на иврите дан в фолианта 1 = страница 58. Runyon считает этот лист более поздним добавлением, но в любом случае фраза «этот храм Золотой Зари» на первой странице церемонии приема неофита фолиант 3 = страница 2.

[v] McIntosh 1992, pp. 175-6; Godwin 1994, pp. 122-3.

[vi] . W.W.Westcott, 'The Rosicrucians, past and present, at home and abroad’, адресовано S.R.I.A., конфиденциально отпечатано в 1913, репринт у Gilbert 1983c, pp. 40-7, at p. 44; также p. 33.

[vii] Howe 1972a, p. 9.

[viii] Pianco 1781.

[ix] 22-а козыря указаны в качестве «необходимых к изучению» для «Zelator» на фолианте 16 = странице 13, четыре масти перечислены в разделе «Knowledge of the Zelator» («Знания Zelator») на фолианте 17 = страница 15. Мы благодарны Мери Грир (Mary Greer), которая обратила наше внимание на эту информацию, прежде, чем мы встретили ее у Kiintz 1996a.

[x] Необходимость установления такого соответствия произрастает из традиционных различий, суть которых прояснена в предисловии, в порядке нумерации численных карт в длинных и круглых мастях. Эта особенность, которая может показаться странной, добросовестно соблюдалась игроками во Франции и Сицилии, а далее была заброшена как бессмысленная. По этой причине она не была известна французским оккультистам, ни, соответственно, их британским преемникам; и те, и другие, безусловно, использовали бы его с максимальной пользой, если бы им было о нем известно.

[xi] Фолиант 3 и 5 = страница 4. Kiintz ошибочно пишет что «que» должно предшествовать «fratres» и Runyon добавляет ‘(sic)’ после «fratresque».

[xii] Howe 1972a, p. 11.

[xiii] Mackenzie 1877, p. 616; таблица на следующей странице.

[xiv] F. Leigh Gardner, A Catalogue Raisonne of works on the Occult Sciences, Vol. I, Rosicrucian Books, 1st edn, privately printed, London, 1903, p. 19, no. 132, and 2nd edn, privately printed, [Leipzig], 1923, p. 25, no. 179; далее в Waite 1924, p. 566. Гарднер говорит, что обнаружил то, что Маккензи скопировал таблицу из книги магистра Пианко, и он прав с высокой долей вероятности.

[xv] Pianco 1781, между 84 и 85 стр. таблица Маккензи была переведена на английский с немецкого, на котором написана книга Пианко. Авторство «Книги Магистра Пианко» обычно приписывается Hans Carl von Ecker und Eckhoffen или чаще его брату, Hans Heinrich, который в 1781 году был изгнана из Общества Золотого и Розового Креста за то, что он возражал против запрета на прием евреев. Автором книги также может быть F.G.E. Weisse: более детально у McIntosh 1992, p. 133, и Waite 1924, p. 444n.

[xvi] Фолиант 2 = страница 1. Runyon 1997, p. 40, предполагает, что эта страница могла быть добавлена позже.

[xvii] Он включается в статье о розенкрейцерах Mackenzie 1877.

[xviii] E.g. фолианты 8, 27, 33, 36, 49 и 50 = страницы 8, 23, 30, 33, 47 и 48.

[xix] E.g. фолианты 16, 21, 22, 30 and 48 = страницы 13, 19, 20, 26 и 46.

[xx] Фолиант 15 и 16 = страница 12 и 13.

[xxi] Фолиант 2 = страница 1; а также: Фолиант 2 = страница 1. Runyon 1997, p. 40, предполагает, что эта страница могла быть добавлена позже.

[xxii] Фолиант 50 = страница 48.

[xxiii] Фолиант 8 = страница 8 оригинальной версии, фолиант 9 = страница 7 в редактированной.

[xxiv] ‘The Historic Lecture’; подробнее Kiintz 1996b, p. 47, и Gilbert 1983a, pp. 100-1.

[xxv] Также можно заметить их схожесть с Учителями мадам Блаватской.

[xxvi] Фолиант 16, 23, 30 и 50 = страницы 13, 21, 26 и 48. О использовании «Братских имен» Золотой Зари в ритуалах Regardie 1986, pp. 152,164,179, 195 и 230. W.B. Yeats использует имя «Единорог со звезд» в названии одной из своих пьес.

[xxvii] Фолиант 8, 27, 33, 36, 49 и 50 = странцы 8, 23, 30, 33, 47 и 48. В комменарии к Рисунку XVI в Части 4, у нас это Рисунок 6 von Rosenroth дважды нумерует сефироты, включая Дааат, от 1 до 11, Даат присваивается номер 4. Подробнее Rosenroth 1677, Part 4, pp. 246-9.

[xxviii] Фолианты 14, 18, 22, 25, 28, 29, 42 и 43 = страницы 10, 16, 20, 22, 24, 25, 39 и 40.

[xxix] Фолиант 50 = страница 48. Инструкция по демонстрации – частый атрибут обрядов вступления в градус.

[xxx] фолиант 53 и 54 = страницы 51 и 50.

[xxxi] Runyon 1977, pp. 224-5.

[xxxii] Фолиант 33 = страница 30. См. сноску 19 в главе 0.

[xxxiii] Фолиант 45 = страница 43.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики