Вторник, 08 декабря 2015 16:02

Альфред Дуглас Таро. Глава 9 Медитация и таро

Альфред Дуглас

Таро.

Глава 9

Медитация и таро

Совсем не маловероятным является тот факт, что некоторые еретические секты средневековой Европы получали знание эзотерических физических и ментальных дисциплин из тех гностических источников Востока, которые возникли из предпосылок, характерных и для прикладных доктрин, таких как, например, тантрическая йога.

Карты Таро обнаруживают мощную совокупность духовных образов, и можно предположить, что их использовали не только в качестве наглядных пособий, но как точку фокусировки сознания во время индивидуальной и групповой медитации.

Цель медитации – концентрировать внимание на уровне символического сознания, который лежит между эго и внутренней сущностью. С силами бессознательного не установить контакт напрямую, посредством здравого рассудка, но к ним можно приблизиться, используя подходящие символы.

Символы можно рассматривать как психические медиаторы, которые помещают в фокус первозданные образы души и направляют их силу в сознание. Они – язык, посредством которого внутренние миры дают о себе знать.

В процессе длительной концентрации на границах разума эти символы можно и наблюдать, и изучать. Они – семена новой жизни, которые, если их правильно выращивать и заботиться о них, могут расти до тех пор, пока не принесут плоды свежих пониманий и расширенного осознания внутренних реальностей цельной личности.

Они могут быть этапами на пути, который ведет к скрытому центру. Но, неподготовленные, они часто возникают в бесформенном и хаотичном виде – как во снах – и, чтобы они представляли какую-то ценность, их нужно вспомнить и выстроить в контексте какой-то известной символической системы.

Юнг нашел решение этой проблемы в сопоставлении снов и видений его пациентов с сюжетами мифологии и алхимии. Смысловые параллели, которые он открыл в результате, позволили ему поместить опыт его пациентов в уже известные символические рамки и таким образом установить значение этого опыта.

Медитация – это способ тренировки сознания использовать символы в качестве ступеней или ключей в исследовательском пути, который идет через поля эгоцентризма осознанного разума к более широким и насыщенным зонам высшего «Я».1

В этом состоит психологическое значение мифов, в которых герой спускается в подземный мир, побеждает чудовище, и требует себе в жены дочь короля; или в которых он приносит себя в жертву, его убивают, а он затем возрождается к новой и лучшей жизни.2

В мифах путь и труден, и опасен, потому что смерть должна предшествовать перерождению: нужно выйти за границы эго, прежде чем истинная сущность – то сокровище, которое трудно обрести – сможет осветить личность изнутри.

Широко известный образец западной системы медитации – Духовные Упражнения Игнатия де Лойолы.3 Здесь, после периода интенсивного самоанализа, человек воссоздает в своем воображении то, что довелось пережить Христу, начиная со страстей и до воскрешения, помещая себя в сцены, описанные в остановках на крестном пути, до тех пор, пока он явственно не проживет страдания и триумф Господа своего.

Этот метод усиления и оживления сознания посредством умелого использования творческого воображения аналогичен опыту, который получают во время инициатических ритуалов смерти и перерождения, во второй половине Юнгианского процесса индивидуации, в алхимических операциях и в образах цикла Таро.

Двадцать две карты старших арканов Таро широко использовались западными оккультистами прошлого века как важная часть их каббалистической системы медитации «Древо Жизни». Как мы уже объясняли ранее (см. главу 5), карты соотносятся с двадцатью двумя путями Древа и используются как средства визуализации в «восхождении на планы».

Но их можно эффективно использовать и сами по себе, вне связи с какой-либо системой. Вот несколько рекомендаций, как это можно сделать.

Цель медитации на Таро – поместить себя в воображении в каждую карту по очереди, исследуя ее образы, пытаясь почувствовать ее символику, открывая ее значение в собственной психической структуре.

Мы отличаемся друг от друга в частностях как физически, так и психологически, поэтому послание каждого из образов Таро будет индивидуальным для любого из нас, несмотря на то, что его широкое значение применимо ко всем.

По этой причине изучение опыта и открытий другого человека может представлять только академический интерес. То, что они открыли, является личным и значимым для них; то, что вы открываете, является личным и значимым для вас. Символика козырей Таро достаточно богата и глубока, чтобы позволять каждому получить свежие понимания и новые возможности во время путешествия по этому пути. Они похожи на «сокровищницу образов», которая никогда не опустеет.

Карты нужно прорабатывать последовательно, начиная с не имеющей номера карты Дурак и заканчивая картой XXI Мир. Каждая карта принимает эстафету от предыдущей и готовит путь для той, что последует за ней, поэтому выбор карт в случайном порядке может привести к дезориентирующим результатам.

Период медитации может быть и коротким, и длинным, хотя для начинающих лучше проводить короткие сессии около десяти минут, пока сознание не привыкнет к такой необычной деятельности.

Каждая сессия может быть посвящена только одной карте, в таком случае медитация становится частью программы ежедневного обучения, которая растягивается на несколько недель. Или же сессия может включать всю последовательность из двадцати двух карт, карты прорабатываются друг за другом по мере того как «история» развивается, достигает своей кульминации и находит развязку.

Нет необходимости входить в трансовое состояние, в котором происходит отрешение от окружающего мира, чтобы медитировать успешно. Цель должна состоять в том, чтобы достичь той степени концентрации, в которой окружающий мир не отвлекает от пробуждающегося внутреннего видения.

Начните с того, что устройтесь удобно в кресле, дышите ровно и легко, расслабьтесь. Созерцайте соответствующую карту Таро, которая должна находиться на удобном расстоянии – проще всего будет расположить карту вертикально на подставке на столе перед вами.

После нескольких сессий вы сможете воспроизводить карту отчетливо перед внутренним взором. На этом этапе вам следует медитировать с закрытыми глазами, это повысит вашу концентрацию и сделает образы более яркими в вашем воображении.

Следующий шаг: нужно перед вами максимально реалистично. Для этого мысленно оденьте фигуры и пейзаж в яркие, живые цвета; придайте им вес и объем, так чтобы смотреть не на плоские, двухмерные образы, а глядеть сквозь карту как сквозь приоткрытое окно или дверь на реальную сцену.

Теперь представьте себя внутри сцены. Шагните в своем воображении через порог карты как будто сквозь открытую дверь и побудьте с персонажами в их мире.

Когда вы продвинетесь настолько – а это может занять несколько сессий сосредоточенной медитации, пока вы сможете «оживить» картину таким образом – позвольте вашему вниманию расслабиться и смотрите за тем, что происходит. Возможно, ничего не произойдет в первые несколько попыток. Но постепенно вы увидите, как новые идеи, касающиеся значения образов, появятся в вашем сознании.

Они могут принять форму абстрактных мыслей, которые добавляют свежие штрихи к теме. Могут быть обнаружены новые символы, которых не было в оригинальном дизайне Таро, или персонажи могут двигаться и выполнять различные действия или даже говорить, и в этом случае вам нужно слушать и пытаться понять то, о чем говорится.

Представляйте себе персонажей настолько отчетливо, насколько вы можете. Смотрите, как легкий ветерок шевелит их одежду, если они на улице, смотрите, как они раскрывают свой характер своими жестами и движениями. Чувствуйте запах травы, леса или бесплодной пустыни; слушайте звук льющейся воды или шагов.

После того, как медитация будет окончена, сделайте заметку или запишите на диктофон детали своего переживания, даже если кажется, что ничего особенно важного не случилось. Заведите привычку делать это каждый раз после медитации, потому что, записывая, вы сможете воссоздать картину основных тем, которые были вам представлены. Символы, которые восходят из глубин бессознательного через портал образов Таро, должны быть истолкованы. Чтобы сделать это, необходимо изучать их некоторое время и видеть их в самом широком из возможных контекстов.

Самые необычные визуальные образы можно нарисовать или изготовить модель в качестве средства, чтобы запомнить и исследовать их в дальнейшем. Вербальные описания часто оказываются неподходящими для отражения мощных символов.

Важно, когда вы оканчиваете медитацию, «закрывать» ее правильным образом. Силы, которые могли быть вызваны во время процесса визуализации, должны быть полностью отпущены, прежде чем вы вернетесь к обычному состоянию сознания.

Если вы просто откроете глаза, они могут задержаться и мешать вашей обычной концентрации. Чтобы избежать этого вида психической утечки, всегда заканчивайте вашу медитацию так же, как вы ее начинали, но в обратном порядке.

Начните с отступания из представляемой картины, пока вы не будете видеть ее ограниченной рамками карты перед вами. Тогда остановитесь и уменьшайте яркость цветов и объем трехмерных форм, пока картина не превратится в плоский, безжизненный рисунок. Когда вы будете видеть только отпечатанное изображение на карте, можете открыть глаза и считайте сессию состоявшейся.

Выстраивая подробную картину вашего прогресса и открытий в течение недель, месяцев или даже лет, вы получите верное и ценное понимание внутренней значимости мистического поиска и его актуальность для реальностей вашей души. Такая программа медитации имеет не только гармонизирующий и терапевтический эффект, но и может со временем привести к тому, что некоторые мистики называли знанием и дружбой святого ангела-хранителя, который есть живое присутствие внутренней сущности.

Ниже вы найдете детальное, включающее цвета, описание двадцати двух старших арканов в том виде, как они изображаются в иллюстрациях к главе 4. Они были сделаны специально для этой книги как четкие, пригодные для использования интерпретации образов Таро. Если вы будете брать за основу для своих медитаций рисунки и их описания, приведенные здесь, вы сможете развить свои способности к визуализации с минимальными усилиями.

Вы увидите, что каждой карте дается одно или два названия в дополнение к главному, традиционному названию. Эти дополнительные названия изначально были изобретены Орденом Золотой Зари как часть их системы медитации Древо Жизни, но оказались такими действенными, что перешли в общий корпус эзотерической традиции. Вы сможете обнаружить значимость их помощи, когда будете анализировать более глубокие слои значения карт.

ОПИСАНИЯ СТАРШИХ АРКАНОВ

0. Дурак. Дух Эфира.

Мы видим светловолосого юношу, одетого в пышно украшенный зеленый с золотом костюм. Он радостно прыгает по своей дороге, взгляд его направлен на серебряную бабочку, порхающую у него перед носом. Он, похоже, совсем не замечает ни обрыва, виднеющегося почти у его ног, ни собаку, яростно кусающую его за ногу – возможно, в знак предупреждения. За правым плечом он тащит сумку из синей кожи, висящую на черной деревянной палке, которую он держит левой рукой. В правой руке у него качается белая роза, и множество белых роз, растущих на свежем весеннем лугу, видно позади него. За его плечом видно солнце, сияющее в бледно-голубом утреннем небе.

I. Маг. Маг Силы.

Молодой человек с выражением спокойной уверенности на лице стоит перед уличным алтарем. Его темные длинные волосы прядями обрамляют его лицо, а его алая мантия развевается вокруг его тела, как если бы была заряжена энергией. Его левая рука высоко держит пылающий скипетр, а его правая рука указывает на алтарь перед ним. На алтаре стоит чаша, лежит жезл, меч и диск или пентакль. Красные розы и белые лилии цветут у его ног. Его платье светится белизной, контрастируя с алой мантией и поясом. Над его головой висит горизонтальная восьмерка, символ вечности.

II. Папесса. Жрица Серебряной Звезды.

Мы видим прекрасную, неземную женщину, одетую в струящиеся сине-серебряные одежды, которые будто бы растворяются в воде у ее ног. У нее высокая прическа, увенчанная короной, на коленях у нее лежит большая открытая книга. Она сидит на троне со спинкой из шелка аквамаринового цвета, который стоит между двух колонн, чьи капители резьбой напоминают бутоны лотоса. Колонна, стоящая справа от нее – белая, а колонна слева – черная.

III. Императрица. Дочь Могучих.

Величественная женщина сидит на открытом воздухе среди роскошного окружения. Она одета в розовый наряд, миртовая корона украшает ее золотистые волосы. Двенадцать серебряных звезд мерцают, образуя круг над ее головой. В левой руке она держит кукурузный початок, ее правая рука покоится на золотом роге изобилия, из которого льется поток разноцветных фруктов. У ее ног лежит изумрудно-зеленый щит с изображением вишнево-красного орла. Позади нее виден водопад, и теплое летнее солнце плывет в голубом небе над зеленым лесом.

IV. Император. Сын Зари, Главный среди Могучих.

Мужчина крепкого телосложения, с бородой, одетый в дорогой наряд малинового и пурпурного цветов, сидит на свежем воздухе на золотом троне, украшенном эмблемой с изображением черного орла на вишневом фоне. Под одеждой он носит стальные доспехи, на голове у него тяжелая железная корона. Его левая рука сжимает нефритово-зеленый скипетр, а в правой руке у него золотая держава, увенчанная Мальтийским Крестом. Позади него можно разглядеть жаркий, гористый, пустынный пейзаж.

V. Первосвященник. Маг Вечных Богов.

Величественная, патриархальная фигура, облаченная в тяжелое темно-красное с золотом одеяние, сидит на троне в зале для приемов. На голове у него папская корона из золота, украшенная тремя рядами красных трилистников. На руках у него белые перчатки; правая рука поднята в благословляющем знаке, а левая рука держит тройное распятие. Перед Папой преклонили колени два остриженных священника. Тот, что справа от него, одет в белое, тот, что слева – в темно-красный наряд. Позади него слабо виднеются в темноте две массивные каменные колонны.

VI. Влюбленные. Дети Божественного Гласа, Оракулы Могучих Богов.

Три человека, мужчина и две женщины, стоят на покрытом травой берегу. Над ними в облаках виднеется фигура Эроса, целящегося своей стрелой в молодого мужчину внизу. Юноша, одетый в синий с серебром наряд, смотрит на зрелую темноволосую женщину справа от него, но тело его клонится в сторону светловолосой девы слева от него. Старшая женщина, одетая в пурпурно-золотое платье, кладет руку на плечо молодого человека. Юная женщина в зеленом с бирюзой наряде стоит скромно, потупив взор.

VII. Колесница. Дитя Силы Вод, Повелитель Триумфа Света.

Гордый молодой герой, облаченный в золотые доспехи, стоит прямо в своей колеснице, которую везет странное двухголовое существо. Серебряные полумесяцы украшают его плечи, на его нагруднике выгравирована лилия. На голове у него золотая корона, в правой руке он держит пламенеющий алый скипетр. Колеса повозки красные, а на синем балдахине, который держат четыре деревянных столба, вышиты звезды. Колесничий окружен желтым сиянием, как если бы он появился из солнца.

VIII. Правосудие. Дочь Владыки Истины, Держательница Весов.

Мы видим властную женщину, прямо сидящую на троне. Правой рукой она держит поднятый вверх обоюдоострый меч, а в ее левой руке висят золотые весы. Она одета в тяжелую мантию светло-зеленого цвета, под которой можно разглядеть темно-синее платье. На голове у нее массивная корона, а ноги обуты в золотые туфли. Спинка ее трона состоит из двух деревянных столбов, между которыми натянута фиолетовая ткань.

IX. Отшельник. Маг Голоса Света, Пророк Богов.

Пожилой мужчина с бородой медленно движется по плохо освещенной каменистой тропе. На нем коричневая одежда, напоминающая монашескую рясу. Дорога перед ним освещается фонарем, который он несет в правой руке, прикрываясь рукавом от сильного ветра. Его левая рука сжимает тяжелый посох, вокруг которого обвивается змея. Хотя у его накидки есть капюшон, он откинут назад, и голова его непокрыта.

X. Колесо Фортуны. Владыка Сил Жизни.

Разноцветное колесо с восемью спицами установлено на деревянной раме с двумя столбами. На траве, которая растет под колесом, сидит мартышка, над колесом восседает огненный дракон с поднятым вверх мечом. Справа от колеса, в восходящей позиции, парит существо, похожее на собаку, а слева от колеса, в нисходящей позиции, висит в воздухе странное создание темно-красного цвета. Позади колеса мы видим глубокое, темно-лиловое небо.

XI. Сила. Дочь Пылающего Меча, Укротительница Льва.

Спокойная, уверенная молодая женщина, одетая в свободное, синее с желтым платье, мягко, но твердо держит челюсти могучего рыжего льва, склонившегося перед ней. На голове у нее большая шляпа замысловатой формы, а с плеч ее ниспадают складки объемной темно-красной накидки. За ней мы видим лес, а еще дальше – горы.

XII. Повешенный. Дух Могучих Вод.

Молодой мужчина висит в воздухе вниз головой, привязанный за левую лодыжку к деревянной виселице. Выражение его лица, однако, не преисполнено страдания, но демонстрирует спокойную отрешенность, а голова его окружена сиянием золотого пламени. Его руки, видимо, связаны у него за спиной, а его правая нога болтается позади левой. Его левая лодыжка привязана не веревкой, а мягким ответвлением крестовины виселицы. На нем темно-синяя куртка с семью серебряными пуговицами и узкие красные штаны. Виселица имеет ярко-зеленый цвет, говорящий о том, что она сделана из живой, только что срубленной древесины.

XIII. Смерть. Дитя Великих Сил Преображения, Владыка Врат Смерти.

Движущийся скелет человека, вооруженный большой косой, косит на поле плодородного чернозема. Но его урожай не пшеница, а человеческие тела, куски которых разбросаны у него под ногами. Мы видим две отрубленные головы, одна принадлежит королю, на ней корона, другая – его супруге. Их глаза открыты, а их плоть здорового розового цвета наводит на мысль о том, что они на самом деле не мертвы, а получают жизнеобеспечение прямо от земли. Позади скелета слева направо бежит река, а у линии горизонта две темных колонны обрамляют солнце. В небе солнце рыжеватого оттенка, а скелет имеет цвет слоновой кости.

XIV. Умеренность. Дочь Примирителей, Подательница Жизни.

Изящная ангелоподобная фигура стоит, держа равновесие, одной ногой на земле, а другой – в водоеме с проточной водой. На ангеле надето ниспадающее платье ярко-голубого цвета с вышивкой на груди в виде пылающего золотого солнца. Серебряный нимб мерцает вокруг ее головы, и семиконечная звезда сияет у нее во лбу. Ее точеные крылья имеют мягкий сизый цвет. В правой руке она держит золотую чашу, из которой льется жидкость в серебряную чашу, которую она держит в левой руке. Синие ирисы растут у ее ног на берегу водоема, а вдалеке виден суровый горный пейзаж, окрашенный в приглушенные тона сиреневого и серого. Одинокий дымящийся вулкан звучит предупреждающим сигналом на этой в целом мирной и спокойной картине.

XV. Дьявол. Владыка Врат Материи, Дитя Сил Времени.

Огромная, крепко сложенная мужская фигура сидит на корточках на каменном постаменте посреди лесной поляны. На голове у него растут рога, у него сизые крылья, похожие на крылья летучей мыши. Его ноги покрыты густой коричневой шерстью, вместо стоп у него копыта. Тело его очень смуглое, а груди тяжелые, больше похожие на женские. Левую руку он держит в воздухе, правая указывает на землю перед ним. У его ног стоят две фигуры, мужская и женская. Они выглядят как люди, за исключением того, что имеют длинные хвосты и рога на лбу. Они прикованы железной цепью к каменному постаменту и друг к другу, но цепь свободно висит на их шеях, показывая, что они могли бы с легкостью избавиться от нее, если бы захотели. Под ногами у них мягкая трава, а на заднем фоне огромное дерево, покрытое листвой. Позади дерева – глубокий, зелено-коричневый мрак густого леса.

XVI. Башня. Владыка Сонмов Могучих.

В добротно построенную каменную башню, возведенную на покрытой травой возвышенности, ударяет молния. Зубчатая вершина башни рушится от взрыва, и огонь попадает внутрь. Пламя вырывается из трех окон башни, и огненный дождь падает во все стороны. Две человеческие фигуры летят головой вниз из своего пострадавшего убежища. Яркая зелень холма резко контрастирует с алым и золотым пламенем и темно-кровавыми небесами позади.

XVII. Звезда. Дочь Тверди, Живущая меж Водами.

Прекрасная обнаженная девушка стоит на коленях на краю водоема. Ее длинные серебристые волосы падают ей на плечи, в каждой руке она держит по хрустальной амфоре. Правой рукой она льет прозрачную жидкость в водоем, а левой – на землю. Позади нее видна группа из восьми звезд, сияющих в ночном небе. Центральная звезда нежного бледно-желтого цвета огромная, семиконечная, имеет впечатляющий внешний вид. Остальные семь звезд – восьмиконечные, нежного жемчужного оттенка. Вдали виднеется высокое вечнозеленое дерево, над которым парит голубь.

XVIII. Луна. Владыка Прилива и Отлива, Дитя Сыновей, порожденных Могучими.

Мы видим темный, таинственный водоем, из которого пытается выбраться на берег коричневый речной рак. Протоптанная тропа отходит от водоема и направляется к линии горизонта. У тропы сидят два животных: волк и собака. Дальше, позади зверей, пара башен из красного песчаника охраняет путь в таинственные земли, лежащие за ними. Огромная желто-зеленая луна висит в бледном полупрозрачном небе. Капли жемчужной влаги парят в воздухе, как будто под действием силы притяжения луны.

XIX. Солнце. Владыка Мирового Огня.

Двое детей танцуют обнаженными в волшебном круге посреди огороженного сада. Под ногами у них растет трава, а через каменную стену позади них свешиваются крупные желтые подсолнухи. Жаркое солнце плывет в ярко-синем небе, излучая дающие жизнь лучи энергии во всех направлениях и разбрызгивая золотистые капельки на радостную картину внизу.

XX. Суд. Дух Первозданного Огня.

Ангел с белыми волосами появляется из-за облака, трубя в трубу. Он одет в синий наряд, за спиной у него пара горячих красных крыльев. На его блестящей серебряной трубе развевается прямоугольное знамя с эмблемой красного креста на белом фоне. Ниже находится поверхность, которая выглядит не как твердая почва, а скорее как вода, покрытая толстым слоем свежей зеленой растительности. Мужчина, женщина и ребенок поднимаются над поверхностью с распростертыми руками. Ребенок, в центре группы, стоит в ящике, похожем на гроб, в то время как взрослые появляются из окружающих вод. Вдалеке видна цепь заснеженных холмов.

XXI. Мир. Великий в Ночи Времени.

Прекрасное создание танцует посреди темно-синего с черным пространства, обнаженное, исключая лишь летящую повязку насыщенного фиолетового цвета. В каждой руке танцующая фигура держит пылающий жезл, она окружена лавровым венком, который перевязан сверху и снизу темно-красной лентой. По углам изображения мы видим четырех тетраморфов: человека, орла, льва и быка.

СНОСКИ К ГЛАВЕ 9

1 Использование медитации в психотерапии изучалось исследователями в последние годы, особенно стоит обратить внимание на работы: Roberto Assagioly, Италия, Psychosynthesis: a manual of principles and techniques, Нью-Йорк, 1965; Carl Happich, Германия, Anleitung zur Meditation, 3-е издание, Дармштадт, 1948; Robert Desoille, Франция, Exploration de lAffecticité Subconsciente par la Methodé du Rêve Eveille, Париж, 1938, и La Rêve Eveillé en Psychothérapie, Париж, 1945.

2 См. The Masks of God, Joseph Campbell, том III: Occidental Mythology, Лондон, 1965.

3 См. The Spiritual Exercises of St. Ignatius Loyola, перевод: Thomas Corbishley S.J., Лондон, 1963.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики