Поделиться
08.02.2016 Автор:

Пол Фостер Кейс

Таро: ключ к мудрости веков

Глава III

Строение Таро

Таро – это книга в виде колоды карт. Пятьдесят шесть из ее семидесяти восьми страниц называются малыми арканами. Они поделены на четыре масти, отличающиеся эмблемами, как на испанских или мексиканских игральных картах. Названия мастей таковы: Скипетры или Жезлы; Чаши; Мечи; Монеты или Пентакли. В семнадцатом столетии французские изготовители карт поменяли эти оригинальные эмблемы мастей на Трефы, Черви, Пики и Бубны, известные всем.

В сущности, масти представляют четыре мира, или плана, упомянутые в Главе I. Жезлы (трефы) соответствуют архетипическому миру, стихии огня, и I в IHVH. Чаши (черви) соответствуют миру творчества, стихии воды, и первой Н в IHVH. Мечи (пики) соответствуют миру формирующему, стихии воздуха, и V в IHVH. Монеты или пентакли (бубны) соответствуют материальному миру, стихии земли, и второй Н в IHVH.

Каждая масть насчитывает десять младших арканов, пронумерованных последовательно от Туза до Десятки. Таким образом, значение любой номерной карты младших арканов может быть определено путем соединения значений числа со свойствами мира, представленного этой мастью. Все Двойки, например, говорят о повторении, чередовании и т.п., и каждая из них имеет определенное отношение к понятию Мудрости. И то же самое с другими номерными картами.

Помимо номерных карт, каждая масть младших арканов содержит четыре карты двора, взамен трех, которые мы находим в современных колодах игральных карт. Эти карты таковы:

КОРОЛЬ, символ Духа, основополагающая Сущность в человеке;

КОРОЛЕВА, символ Души, внутренней «образной» части отдельной человеческой личности;

РЫЦАРЬ, символ индивидуального фокуса энергий и личного ощущения индивидуальности, которые составляют Эго, располагающееся в сердце отдельной человеческой личности.

ПАЖ, символ тела, личной повозки отдельного человеческого существа.

Король Жезлов – это идея Духа, Королева Жезлов – это идея Души, Рыцарь Жезлов – это идея личных энергий и идея того, что можно назвать «Индивидуальностью», Паж Жезлов – это идея тела. Подобным образом карты двора масти Чаш символизируют паттерны Духа, Души, личных энергий и тела; придворные карты Мечей показывают процессы, необходимые для проявления Духа, Души, личных энергий и тела; придворные карты Монет или Пентаклей представляют осуществившееся проявление Духа, Души, личных энергий и тела в отдельном человеческом существе.

Более важная часть Таро, о которой в большей степени и написана эта книга, состоит из двадцати двух карт, называемых старшими арканами. Это изображения, пронумерованные последовательно от Нуля до Двадцати Одного. У каждого старшего аркана есть особое название, дающее важный ключ к его значению. Кроме того, каждый старший аркан соотносится с одной из двадцати двух букв еврейского алфавита.

Этот алфавит отличается от других тем, что у каждой буквы есть название. Эти двадцать два имени букв – существительные иврита, и каждое из них обозначает какой-то знакомый естественный объект. Они следуют одно за другим в логической последовательности, вызывая перед внутренним взором серию картинок. Эти картинки будят в каждом человеке, независимо от расы, определенные базисные группы идей. Поэтому, изучая любой старший аркан Таро, мы начинаем с мысленного образа, вызываемого названием буквы иврита, с которой он соотносится.

В дополнение к разгадкам, предлагаемым числовыми определениями и названиями старших арканов, или Ключей, и группами идей, подсказанных названиями букв, мы находим и другие, ведущие свое происхождение от неких традиционных оккультных толкований букв иврита. Они были приведены в древнем томе каббалистической мудрости. Название этой книги – Сефер Йецира, или Книга Творения. Из нее взяты все оккультные атрибуции еврейского алфавита, приведенные здесь, за исключением атрибуций солнца, луны и планет к семи буквам, известным как «двойные» с технической точки зрения, поскольку каждая из них имеет мягкое и твердое произношение.

Во всех древних копиях Книги Творения планетарные атрибуции двойных букв смешаны специально, чтобы запутать непосвященного читателя, в чьи руки может попасть книга. Правильные атрибуции предназначались для личного обучения. На момент выхода в 1927 году первого издания этой книги, атрибуции никогда не появлялись в печати вне работ вашего покорного слуги, за исключением одной статьи, опубликованной в журнале The Occult Review в марте 1910, и некоторых других публикаций в большей или меньшей степени вдохновленных непосредственно автором этой статьи. Он получил свое знание от оккультного общества, с условием хранить тайну, которую он нарушил своими публикациями истинных соответствий. За ним последовали другие члены этого общества под предлогом того, что плохое руководство общества само представляло угрозу для знания. Был ли это весомый повод нарушить торжественное обязательство, читатель должен судить сам; но будет справедливым добавить, что общество, о котором идет речь, находится под тяжким подозрением в действиях отнюдь не добросовестных при налагании обязательств держать в секрете знание, которое никоим образом не являлось его исключительным владением, и на хранение которого оно имело, мягко говоря, весьма сомнительное право. Ваш покорный слуга установил атрибуции планет к двойным буквам по намекам, данным в Книге Творения, и собственно по Таро, в 1907 году. Его знание атрибуций было, таким образом, родом восстановления, и он не нарушил обязательства тем, что обнародовал их.

Вместо сведения всех букв и их значений в таблицы, эта книга даст отдельное объяснение каждой буквы в связи со старшим арканом, который ей соответствует. Разные значения и атрибуции следует прочитать, усвоить и детально обдумать каждому, кто хочет обнаружить более глубокое значение Таро.

В первом издании моей книги, озаглавленной «Введение в Изучение Таро» (Introduction to the Study of the Tarot), описания символики основывались на колоде Таро, известной как «колода Райдера», нарисованной мисс Памелой Колман-Смит под руководством доктора Артура Эдварда Уэйта. Уэйт имел доступ ко многим оккультным манускриптам, связанным с Таро. В некоторых из своих поздних работ он пытался пустить пыль в глаза непосвященным, делая вид, что атрибуция карт к буквам, установленная упомянутым прежде открытием не была истинной классификацией. Однако, его собственные исправления символики и нумерации более ранних экзотерических версий этой иллюстрированной книги Вечной Мудрости являются достаточным доказательством того, что он осознавал и принимал обоснованность этой атрибуции.

Например, согласно старой эзотерической традиции, он поменял местами номера карт, которые называются Сила и Справедливость. В экзотерических изданиях Таро, бывших в ходу в Италии и Франции после XVIII века, номер 11 был отдан аркану Сила, а номер 8 Справедливости. В колоде Райдера эти номера были переставлены, как они идут в колодах Таро, принадлежащих определенным оккультным школам.

Причина этого такова, что карта с номером 8 представляет зодиакальный знак Льва, и на изображении карты Сила мы видим женщину, приручающую рыжего льва. Подобным образом карта с номером 11 соотносится со знаком Весов, и изображение с названием Справедливость показывает нам женщину, держащую весы. Кроме того, великое множество деталей в двадцати двух старших арканах колоды Райдера зависят в своем значении от той же атрибуции старших арканов к буквам иврита. На них мы обращали внимание в первом издании «Введения в Изучение Таро».

В настоящей работе двадцать две иллюстрации являются репродукциями Ключей Таро, использованных Строителями Святая Святых. Они были нарисованы Джесси Бернс Парк из Бостона под руководством вашего покорного слуги. Это было необходимо сделать по двум причинам: 1.затемнение определенных деталей символики, чтобы придирчивые критики могли найти причину усомниться в толкованиях; 2. изменение других Ключей, чтобы сделать их выражением личных идей доктора Уэйта, а не правильной формулировкой их оригинального значения.

Двенадцать пламенеющих плодов на дереве позади мужской фигуры в Ключе 6, Влюбленные – это образец затемнения, достойный упоминания. В колоде Райдера совершенно не очевидно, что каждое пламя – тройное. Другая такая деталь – замена в Ключе 14 цветков ириса на радугу, которая в нашей версии, как и в эзотерических версиях, пока не опубликованных, располагается над головой ангела. На всякий случай, тот, кто достаточно знаком с мифологией, сможет увидеть связь между цветами и богиней радуги Ирис; но не может быть вопроса относительно значения самой радуги.

Ключи 4, 13 и 19 колоды Райдера представляют образцы явного отступления от традиционной символики Таро. Это станет очевидно каждому, у кого есть возможность сравнить Ключи Райдера с исходными экзотерическими изображениями, воспроизведенными в книге Папюса «Таро Цыган», или с теми, что опубликованы в той же книге после образов, созданных Освальдом Виртом.

Мисс Парк, к сожалению, слишком придерживалась стилистических приемов, которые использовала мисс Смит, когда последняя рисовала колоду Райдера. Несмотря на это ей великолепно удалось выполнить набор Ключей Таро, явных в деталях своей символики. В этой версии нет «слепых пятен», и каждый символ будет значить именно то, что говорится о его значении в объяснениях, данных в последующих главах.

Атрибуция старших арканов к еврейскому алфавиту – это главный вопрос в изучении Таро. Элифас Леви знал об этом, но не мог поделиться этим, поскольку получил это в секретном порядке. Однако, он сообщил о связи старших арканов с буквами иврита, а затем дал атрибуцию настолько очевидно абсурдную, что можно только удивляться тому, что она смогла завоевать доверие.

Абсурдность состоит в помещении изображения под номером ноль между номерами двадцать и двадцать один. Но даже это дает нам ключ к верной расстановке. Элифас Леви очевидно выбрал эту позицию для Нулевого Ключа, потому что последний был посредством этого соотнесен с единственной буквой иврита (помимо той, к которой он принадлежит правильным образом), которая является символом Духа.

Буква Шин, предпоследняя в еврейском алфавите, имеет значение 300, а 300 – это числовое обозначение еврейских слов RVCh ALHIM, Руах Элохим. Эти слова переводятся как Сила Жизни богов, или Дух Бога. Поэтому каббалисты называют Шин Святой Буквой, так как ее число – это число имени Божественного Духа. Соотнеся Нулевой Ключ с этой буквой, Леви сообщил своим читателям, что Дурак Таро – это символ Святого Духа.

Однако, существует и другая буква алфавита, которая также является символом Духа или Силы Жизни, и это Алеф, первая в алфавите. Соотнося Нулевой козырь с Алеф, мы ставим его на верное место, а затем и другие Ключи Таро сразу занимают верные позиции по отношению к буквам, чьи оккультные значения они символизируют.

Это, конечно же, очевидно, что в серии пронумерованных изображений, включающих в себя Ноль и заканчивающихся числом Двадцать один, логичное место для Нуля будет в начале серии. Ноль – это математический символ Ни-Что, о котором мы должны думать как о существующем до проявления относительного единства или начала, представленного 1.

К тому же, существует изящная аллегория во введении к книге Зоар, этой классике Каббалы, которая рассказывает о том, как все буквы, начиная с Тав и далее в обратном порядке по алфавиту, пришли к Богу, чтобы заявить о своем желании быть той, с которой Он начнет Его творение. Одна за другой, они получали отказ, пока не была выбрана буква Бет, потому что она была начальной буквой слова на иврите, означающего «Благословение», она отображала благостный характер всего творения. И эта буква Бет и является первой буквой еврейской книги Бытия.

Бет была выбрана после того, как получили отказ все буквы, следующие за нею в алфавитном порядке, и оставалась еще буква Алеф. И Господь пообещал Алеф, в награду за ее скромность, что она всегда будет первой из букв, и будет особым символом Божественного Духа.

Отсюда получается, что у нас есть дополнительная причина для атрибуции Ключа под номером 1, которым является Маг, к букве, чьим числовым значением является 2. Сущий Дух, держащийся сам по себе до начала проявления, есть Ни-Что или Ноль. Кроме того и звук, который означает буква Алеф – это непридыхательное дыхание, или, проще говоря, выдыхание. Буква Бет, наоборот, настоящий согласный, и, даже в английском, начальная буква глагола begin, «начинать». Алеф и Ноль символизируют не имеющий формы Дух. Бет и Один означают первый шаг в серии созидающих действий.

Уэйт, Мэнли П. Холл, и некоторые другие возражали, что такая классификация заставляет вступать в конфликт номера Ключей и номера букв. На это можно ответить, что номера, нанесенные на ключах, имеют одну цель, а те, которые относятся к буквам, другую.

Значения букв иврита используются для определения числового значения слов. Числа, напечатанные на Ключах Таро определяют порядок последовательного появления изображений. Кроме того, значения букв еврейского алфавита идут не по порядку. От Алеф до Тет это цифры от 1 до 9; от Йод до Цади они исчисляются десятками, от 10 до 90, и от Куф до Тав сотнями, от 100 до 400.

Следовательно, то возражение, будь оно правомерным, больше подошло бы атрибуции Леви, который соотносил Ключ 1 с Алеф, Ключ 2 с Бет и т.д. И выглядело бы явно правомерным, потому что последовательность Ключей от 1 до 9 в таком случае соотносится номером с числовыми значениями букв от Алеф до Тет. Ключ 10, если эта классификация была бы верна, так же соотносился бы с Йод, чьим значением является 10. Но Ключ 11 тогда бы соотносился с буквой с числовым значением 20, Ключ 13 с 40 и т.д. Затем, в конце последовательности, Ключ 0 получал бы благодаря Леви букву с числовым значением 300, а Ключ 21 относился бы к букве с номером 400.

Наконец, если мы используем классификацию, приведенную ниже, символы на изображениях приходят в согласие, вне сомнений, с оккультными значениями букв, к которым они относятся. Эти значения не должны читаться в изображениях. Каждый символ можно проверить, сравнив с исследованиями самых авторитетных специалистов, начиная с авторов древности и до настоящего времени. Это универсальные знаки, и их фундаментальное значение одинаково во всем мире, во все исторические эпохи, во всех религиях, во всех разновидностях философии. Они, по сути, получены из хранилища образов, общего для всех людей, накопленного в месте, которое Карл Юнг именовал «коллективным бессознательным».

Эти живописные образы мы вплетаем в наши сны. Это символы поэтов, драматургов и романистов, равно как и субстанция из видений провидцев и пророков. Образное мышление – это фундаментальная деятельность человеческого разума. Мы видим раньше, чем мы говорим. Слова – лишь ярлыки для визуальных образов человека.

Следовательно, буквы еврейского алфавита, поскольку это существительные, являются фактически двадцатью двумя ярлыками для мыслительных изображений. Из того же хранилища изображений, по ассоциации, взяты оккультные атрибуции букв и символы Ключей Таро. Сделать это очевидным и установить точность этой долго скрываемой атрибуции старших арканов к буквам – одна из главных целей этой книги.

Атрибуция такова:

0. Дурак, Алеф.

0. Справедливость, Ламед.

1. Маг, Бет.

1. Повешенный, Мем.

2. Верховная Жрица, Гимель.

2. Смерть, Нун.

3. Императрица, Далет.

3. Умеренность, Самех.

4. Император, Хе.

4. Дьявол, Аин.

5. Иерофант, Вав.

5. Башня, Пе.

6. Влюбленные, Заин.

6. Звезда, Цади.

7. Колесница, Хет.

7. Луна, Коф.

8. Сила, Тет.

8. Солнце, Реш.

9. Отшельник, Йод.

9. Суд, Шин.

10. Колесо Фортуны, Каф.

10. Мир, Тав.

В связи с нижеследующими объяснениями, будет полезно разложить старшие арканы на столе следующим образом:

     

0

     

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

При таком расположении Ключ Ноль помещается над остальными, чтобы обозначить, что он предшествует всей последовательности, и не включается в действительности в порядок чисел. Изображения в верхнем ряду относятся к силам или энергиям; те, что в среднем ряду – символы законов или помощи; нижний ряд представляет обстоятельства или результаты. Следовательно, Ключ 1 это энергия, которая работает при помощи того, что символизирует Ключ 8, чтобы изменить условия или следствия, характерные для Ключа 15. Так же, Ключ 2 означает силу или принцип, действующий посредством того, что символизирует Ключ 9, чтобы изменить обстоятельства, воплощаемые Ключом 16. И так далее, через всю последовательность.

Тщательное изучение этой таблицы откроет определенные гармонии чисел, которые окажутся полезны для более глубокого осмысления Ключей. Например, средняя карта в каждом ряду является арифметическим средним членом между тремя парами Ключей по обе стороны от нее. Так Ключ 4 в верхнем ряду это среднее арифметическое между Ключами 1 и 7, 2 и 6, и 3 и 5. Похожим образом, Ключ 11 в среднем ряду является средним между Ключами 8 и 14, 9 и 13, 10 и 12. В нижнем ряду Ключ 18 – это среднее арифметическое между Ключами 15 и 21, 16 и 20, и 17 и 19.

Подобным образом каждый Ключ в среднем ряду является средним арифметическим между ключом выше него в таблице и ключом ниже. То есть 8 среднее между 1 и 15, 9 среднее между 2 и 16 и т.д.

В этой таблице, следовательно, Ключ 11 является средним между десятью парами ключей. Это 1 и 21, 2 и 20, 3 и 19, 4 и 18, 5 и 17, 6 и 16, 7 и 15, 8 и 14, 9 и 13, и 10 и 12. Члены этих десяти пар находятся в диаметрально противоположных позициях в таблице, а Ключ 11 в центре всей схемы, где он очевидно является символом содействия, которое влияет на баланс или равновесие, между всеми силами, воплощенными другими Ключами.

Тщательное рассмотрение двадцати двух ключей, выложенных в этой таблице, откроет много других интересных и поучительных соответствий. Оно также прояснит принцип антитезы, использованный в оформлении Ключей. Этот принцип также можно увидеть, сравнивая названия букв еврейского алфавита. Он применяется последовательно через весь комплект и согласуется с фундаментальными законами человеческой мысли.

Например, в верхнем ряду ключей, мужская фигура, Маг, стоит на открытом воздухе, в саду. В Ключе 2 центральная фигура – это непорочная жрица, сидящая внутри храма. Ключ 3, в противоположность девственной Верховной Жрице – беременная женщина, сидящая в саду. Ключ 4 – это ее супруг, облаченный в доспехи, сидящий на высоте, с рекой, которая несет воды в сад его жены далеко внизу. Ключ 5 противопоставляет власть церкви, заключенную в экзотерическом титуле Папы, власти Государства, символизируемого Императором. Ключ 6, в противоположность Ключу 5 – сцена на открытом воздухе, рассказывающая о неискушенной чистоте Адама и Евы в саду. В Ключе 7 на заднем плане виден город, и вся остальная символика состоит из деталей, возникающих на относительно развитых этапах цивилизации. Держите этот принцип антитезы в уме. Применительно к Таро он означает, что любой ключ Таро находится в прямом контрасте с тем, который непосредственно предшествует ему в последовательности.

А с чем же контрастирует Ключ 0? С чем же, как не с Ключом 21, последней картой? Ибо само слово Таро – это искусственное слово, составленное из букв латинского существительного Rota, написанного по кругу, что вы и увидите на самом деле, рассматривая Ключ 10. Начните с нижней части колеса, с буквы R, и идите вокруг колеса, по часовой стрелке, и четыре буквы составят ROTA. Начните с вершины колеса и следуйте вокруг в том же направлении, и четыре буквы составят TARO. Идите от О к точке начала, и придете снова к Т, и так составите TAROT.

Таро, таким образом, это символическое колесо человеческой жизни. Мы можем, на самом деле, разложить эти двадцать два изображения по кругу с равными промежутками между ними, как цифры на часах. Затем, когда мы прошли по кругу от 0 до 21, нам следует, чтобы завершить оборот, снова прийти к 0. Это важный ключ к некоторым из более глубоких значений Таро. Обдумайте это хорошенько, и вы прольете больше света, чем можем мы, объясняя это страница за страницей.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики