MAAP_conf_2017_banner

Понедельник, 08 февраля 2016 13:59

Рональд Декстер и Майкл Даммит История оккультного Таро Глава 6 Над Золотой Зарей сгущаются тучи

Рональд Декстер

История оккультного Таро

ГЛАВА 6

Над Золотой Зарей сгущаются тучи

6.1 Золотой Заре грозят штормы

После создания Второго Ордена в 1891-1892 годах Мазерс практически стал единоличным руководителем Золотой Зари; Уэскотт допустил подобную ситуацию вероятно, по причине собственной слабости или же потому, что испугался Мазерса. Адептам Второго Ордена все еще предстояло усвоить огромный объём теоретического материала, но под руководством Мазерса они начали интенсивно включаться в практическую магию, такую как вызов духов или проекция астрального тела. Индивидуально или небольшими группами они концентрировали свое внимание на символах, в частности на символе называемом Таттва, и переживали опыт путешествия в астральные планы, вступая в контакт с духовными существами и переживая мистические приключения.

Новые занятия Ордена были непривлекательны для Уэскотта и, вероятно, также Эйтона. Последний ушел в отставку из своего прихода в 1894 году и переехал со своей женой в деревню в районе Ист-Гринстед в Суссексе. Его жена умерла в июле 1898, затем он некоторое время жил неподалеку от Датфорда в графстве Кент, и затем – в Шепердс Буш в Лондоне.

С 1895 года начали возникать разногласия среди членов Второго Ордена и между ними и Мазерсом, который, как и все слабые мужчины, наделенные властью, становился все более и более высокомерным и деспотичным. Раздор сосредотачивался вокруг доктора Эдварда Уильяма Берриджа (Dr Edward William Berridge), Ф.Л. Гарднера (F.L. Gardner) и Анни Хорниман. Берридж был врачом-гомеопатом, который стал членом Золотой Зари в 1889 году и занимал пост Суб-Императора (Sub-Imperator) Храма Исиды-Урании с 1892. Он был сторонником сексуального мистицизма американца Томаса Лейка Харриса (Thomas Lake Harris). На рубеже 1895 года Анни Хорниман и, независимо от нее, группа членов Второго Ордена, написали Мазерсу, жалуясь на памфлет, написанный Берриджем под именем «Респиро» («Respiro») и на доктрину, которую он пропагандировал[i]. Мазерс ответил обоим неучтиво, что побудило миссис Хелену Ранд (Mrs Helen Rand) написать ему в начале января 1896 года о том, что Беббидж «насаждал доктрину, которую мы все полагаем нечистой и вредоносной» и о том, что он не годится для занятия высокой должности; также она добавила, что однажды он пытался поцеловать ее, вынудив выставиться его из дома. Мазерс явно симпатизировал Берриджу и желал защитить его, а также не любил быть ответственным в вопросах дисциплины, но Берридж с марта 1896 года перестал занимать должность Суб-Императора, на которой его сменил Перси Баллок (Percy Bullock)[ii].

В феврале 1895 года мать Анни Хорниман умерла. Она получила новое наследство[iii]; Анни продолжала финансово поддерживать Мазерса и его жену, но ее стало обеспокоить поведение Мазерса. Во время своего визита в Париж, Анни заметила, что он стал чрезмерно увлекаться алкоголем а также была неприятно удивлена его экстравагантностью и требованиями больших сумм. Также у нее сложилось впечатление, что его учение содержит некие примеси; она была раздражена тем, что он посвящает себя другой активности в ущерб делам Ордена. Эта другая активность характеризовалась Мазерсом и ней самой как «политическая»; таковой она могла бы быть названа только в фантазиях. Мазерс посвятил себя Кельтскому возрождению и вместе с другими мечтателями выступил в поддержку Якобитов, что стало причиной восстановления Стюардов на английском престоле. Он обсуждал с другими возможность установления независимой Шотландской монархии; Мазерс часто встречался с различными лже-монархами, в том числе «Императором» Византии. На письма от Анни от 1895 и 1896 годов с выражением обеспокоенности вышеизложенными пунктами Мазерс и его жена написали несколько грубых ответов, прямо намекая ей на то, что она находится на грани безумия. Касательно безумия у Анни Хорниман был невротический страх, так как оно было наследственным заболеванием в ее семье.

В начале 1896 года Анни приняла решение, что ее поддержка «МакГрегора» и Мойны Мазерс должна базироваться на четкой основе: она написала предложение о выделении субсидии в размере трехсот фунтов в год, выплачиваемой ежеквартально. Мойна ответила 16 января, что принимает предложение, но просила о получении первого взноса сейчас, так как они не могли ждать до марта. Тем не менее, неприятная переписка продолжалась. В июне 1896 года Анни написала паре о том, что взнос в 75 фунтов будет ее последней помощью им[iv] и получила вежливый ответ. Но в июле Мазерс написал двум старшим адептам, выдвигая тринадцать обвинений, одиннадцать из которых были нацелены на поведение Анни Хорниман: в сентябре она отказалась от своего поста Суб-Премонстратрикса (Sub-Premonstratrix) в Исиде-Урании, получив грубое одобрение от Мазерса. Ее сменила миссис Рант (Mrs Rand).

13-ого мая 1896 года Флоренс Фарр присоеденилась с Алланом Беннетом (Allan Bennett), Ф.Л. Гарднером (F.L. Gardner) и Чарльзом Рошером (Charles Rosher) к неофициальной церемонии эвокации духа Тафтартарат (Taphthartharath): Аллан Беннет написал ритуал, включавший египетский материал, добавленный Флоренс Фарр; она, как «Сильный Маг Искусства», предположительно, исполнила в нем главную роль.

В октябре 1896 года Мазерс, обеспокоенный ослаблением своей власти во Втором Ордене, попытался восстановить ее пафосным Манифестом, согласно которому каждый обладатель старшего ранга Theoricus Adeptus Minor (Теоретика Адепта Младшего) должен был подписать письменное заявление о «добровольном подчинении». В этом Манифесте Мазерс утверждал, что был избран единственным связующим звеном с тайными Вождями Ордена, которые по его словами являлись «людьми, живущими на это земле, но обладающими ужасающими сверхчеловеческими силами». Все знания, полученные членами Второго Ордена, исходили от них, так же как и инструкции касательно управления Орденом. Большая часть Манифеста повествовала о том, как Тайные Вожди общались с ним. Общение происходило иногда посредствам голоса, который могли слышать его уши, иногда – при помощи книг, которые появлялись и исчезали таинственным образом, когда он расшифровывал их, иногда общение происходило в физическом теле как «астральная встреча»[v].

Описанные переживания схожи с опытом Мадам Блаватской, который она переживала в процессе написания «Исиды разоблаченной». Мазерс подчеркивал физическое воздействие этих встреч на него, результатом которых было кровотечение изо рта и носа: по словам Мазерса, менее продвинутые посвященные не смогли бы выдержать и пяти минут без летальных последствий. Он продолжал заверять, что будет следить и наказывать за «любую попытку критиковать или вмешиваться в личную жизнь членов Ордена. Частная Жизнь Человека касается только его\ее самой\самого и его\ее Бога»[vi].

Старшие адепты, среди которых были Уэскотт и Анни Хорниман, должным образом предоставили Мазерсу необходимое письменное выражение покорности. Мазерс написал Анни 22 ноября, высказывая свое неутихающие «недовольство», обвиняя ее в том, что она «вредит его всеми доступными ей средствами, стремится подорвать его авторитет в Ордене, вплоть до погружения в нищету»; подобные обвинения – удел многих, кто отдал много, но решил не давать больше. Мазерс также добавил, что крайне раздосадован поведением Уэскотта, который стремится «низвести его до уровня марионетки». Следует также отметить, что подобное отношение не остановило Мойну Мазерс, и спустя пять дней она написала Анни льстивое письмо с целью получить большую сумму денег[vii]. Анни поблагодарила за письмо, но денег не выслал; Мазерс написал 3-его декабря, изгнав ее из Первого и Второго Орденов. Он не удосужился сообщить Уэскотту о своем решении; когда до Уэскотта дошла это известие, он в письме к Ф.Л. Гарднеру написал: «это жестокая награда за все ее труды и старания». Анни написала Уэскотту, приложив копии всей ее переписки с Мазерсом. Он ответил, описывая свою реакцию как «шок» и выражая ей свою «безмерную симпатию», но говоря, что у него нет «поддержки, которую он мог бы дать ей». Не следовало ожидать от Уэскотта сопротивления тирану.

В конце 1896 года Анни Хорниман сообщила в подробностях Уильяму Пеку и другим членам Ордена о финансовой поддержке, которую она оказывала Мазерсу и его жене, о которой до этого момента знала только ее подруга, миссис Ранд. В феврале 1897 года Анни Хорниман получила еще один удар. Она никогда не была близка с отцом, которому на тот момент был 61 год; он заключил второй брак с женщиной, которой было 21 год, что вызвало негодование Анни и она никогда больше не общалась с отцом[viii].

Изгнав Анни Хорниман Мазерс добился совершенно противоположного эффекта, нежели предполагал (укрепление своей власти в Ордене) – его решение вызвало волну недовольства большинства членов лондонской общины, за исключением Аллана Беннета и доктора Берриджа. Ф.Л. Гарднер составил петицию, которую он выслал Мазерсу, смиренно прося о восстановлении членства Анни Хорниман, но хотя петиция и была подписана большинством членов, он не выслал их подписи.

Фредерик Ли Гарднер (Frederick Leigh Gardner) был роден 31 марта 1857 года в Аппер Холловей (Upper Holloway) в Лондоне. Оба его родителя, отец, Фредерик Гарднер, бухгалтер, и мать, урожденная Элизабет Ли, были практикующими спиритуалистами. Семья переехала в другой район Лондона, Чизвик, в 1870 году. Фредерик Ли присоединился к Теософскому обществу когда мадам Блаватская приехала в Лондон в 1884 году; он лично знал ее и присутствовал на ее кремации в 1891 году. В 1885 году он женился на Мириам Энн Джозеф (Miriam Emma Joseph) из Ислингтона. Вскоре после этого умер его отец. Фредерик работал биржевым клерком до 1886 года, затем создал свою фирму, ведущую операции с фондовыми ценностями. Он был посвящен в масоны в ложе Монтефиоре (Montefiore Lodge) в октябре того же года, возможно, его представил там свекр. В марте 1889 года Гарднер начал переписку с преподобным Эйтоном, которая длилась многие годы; также он состоял в близкой дружбе с Уэскоттом. Он присоединился к золотой Заре в марте 1894 года, как раз перед своим 37-ым днем рождения, и к Бристольскому Колледжу S.R.I.A. в апреле того же года.

В 1896 году Мазерс начал работу над книгой «The Sacred Magic of Abra-Melin the Mage» («Священная магия Абра-Мелина Мага»), основанной на французской рукописи из Библиотеки Де л´Алсенал (Bibliotheque de 1’Arsenal) в Париже, которая якобы была переведена в 1458 с иврита. Мазерс полагал, что данный манускрипт является подлинником и верил, что в нем излагается достойная доверия магия для контакта со своим Ангелом-Хранителем и другими сверхъестественными существами; в действительности, маловероятно, что манускрипт был написан ранее XVIII века и вряд ли он происходил из еврейского источника. В начале он сам вел дела с издателем, однако в декабре, получив у Гарднера заем в 50 фунтов, Мазерс отдал ответственность за издание книги в руки Гарднера, попросив его вернуть издателю аванс в 10 фунтов, которые Мазерс уже получил; Гарднер отказал Мазерсу в предоставлении 250 фунтов, которые тот хотел вложить в предприятие по строительству турецких железных дорог. 4-ого февраля 1897 года Гарднер стал Theoricus Adeptus Minor (Теоретиком Адептом Младшим). Далее произошло занимательное событие: в марте Уэскотт ушел со всех должностей в Золотой Заре, но продолжал оставаться ее членом. Его причина, указанная в письме Гарднеру от 17 марта, заключалась в том, что «государственным чиновникам стало известно», о том, что он был действующим членом общества, в котором «занимал положение обладающего магическими силами», а для коронера недопустимо, дабы подобное стало достоянием общественности; Уэскотт намекнул, что существует утечка информации из Ордена. Р.А. Гилберт предположил[ix], что благовидный предлог Уэскотта был ложным и что Мазерс потребовал его отставки как платы за отказ от обнародования достоверных доказательств его фальсификаций. В любом случае, Мазер стал теперь единоличным Вождем и назначил Флоренс Фарр Руководящим Адептом (Chief Adept) Англии вместо Уэскотта с правом руководить всеми храмами. Узнав, что у Мазерса финансовые затруднения, она распорядилась о повышении взносов членов Второго Ордена в его пользу.

Мазерс продолжал усиливать враждебность членов Ордена своими безапелляционными действиями. Шотландский юрист Дж.У. Броди-Иннес (J.W. Brodie-Innes), рождённый в 1848 году в Милтон Броди, недалеко от Форреса в Морайшире, переехал в Эдинбург после изучения права в Кембридже. Он помог основать Шотландскую ложу Теософского общества в 1884 году и был посвящен в Храме Исиды-Урании в августе 1890 году. Он вошел во Второй Орден в апреле 1893 года; в декабре того же года он стал членом-учредителем Храма Амен-Ра в Эдинбурге. Уильям Пек, также член Теософского общества и астролог «Городского Астронома Эдинбурга» (City Astronomer of Edinburgh), был первым посвященным в Храм. Броди-Иннес отказался подписать петицию о восстановлении Анни Хорниман на том основании, что полагал неправильным бросать вызов авторитету Мазерса. Но его лояльность вскоре подверглась испытанию: в апреле 1897 года Мазерс резко сверг его с поста Императора Амен-Ра в свою пользу, приказав Броди-Иннес уйти в отставку из Храма и восстановить членство в Исиде-Урании. К октябрю Мазерс даровал пост Императора Пеку[x].

На заседании Второго Ордена, состоявшимся 1 апреля 1897 года, было одобрено руководство Флоренс Фарр над лондонской ветвью, также была принята резолюция, в то время казавшаяся малозначимой, но возымевшей значительные последствия на протяжении последующих нескольких лет: она легализовала тайные группы в Ордене. Эти группы, состав которых держался в секрете, состояли из людей, включавшихся в группу только по приглашению, и проводивших вместе магические операции. И Мазерс, и Уэскотт санкционировали такое развитие. Уэскотт сформировал собственную группу, вероятно с целью восполнить свое насильственное устранение от официального руководства. Броди-Иннес сформировал такую группу в Эдинбурге, несомненно, с целью компенсировать потерю его власти. Наиболее влиятельная группа, однако, была сформирована Флоренс Фарр под названием «Сфера». В Британском Музее в конце 1895 года она вступила в контакт с Египетским Адептом, став таким образом первым членом Золотой Зари, кроме Мазерса, открыто заявляющим о вступлении в контакт с Тайными Вождями. В течении нескольких лет этот Адепт исполнял роль в операциях «Сферы».

Увидела свет новая брошюра о Томасе Лейке Харрисе, под авторством того же «Респиро», содержащая сноску, прямо указывающую на Анни Хорниман и ее попытки навредить автору «оккультно»; автор принял ответные меры и «воззвал к помощи сверхъестественных сил» и «враг был оккультно разбит, это последовало несколькими неделями позже великого бедствия на материальном плане». Копии, разосланные членам Золотой Зари содержат на одной и той же странице написанные от руки скверные стихи, относимые к Анни Хорниман по ее девизу в Золотой Заре и ее «кошачьим коготкам»[xi]. Гарднер, будучи убежден, что это была работа доктора Эдварда Берриджа (Dr Edward Berridge), был крайне возмущен.

В нетерпении ожидая получения рукописи «The Sacred Magic of Abra-Melin the Mage», а следовательно – возможности опубликовать книгу и вернуть свои вложения, Гарднер написал Мазерсу в мае письмо с предложением. На протяжении испытательного срока в шесть месяцев Мазерс и его жена жили бы в Лондоне за счет Гарднера, в неделю им выделялся один фунт на расходы, на время пока Мазерс завершает книгу, он должен был снимать жилье рядом с Арсеналом, за дополнительный один фунт в неделю, а затем присоединиться к своей жене в Лондоне. От Мазерса требовалось выполнить три условия: отказаться от всех политических работ, восстановить Анни Хорниман и исключить доктора Бэрриджа. Естественно, Мазерс ответил абсолютным и безапелляционным отказом и с этого момента смотрел в сторону Гарднера с неутолимой враждебность, но он не мог полностью порвать с ним отношения, так как должен был ему денег и полагался на него в издании книги. То ли будучи обижен поведением Бэрриджа, то ли из политических соображений, Мазерс отстранил его на три месяца с мая 1897-го года[xii].

Срок отлучения Бэрриджа закончился в августе и Гарднер написал ему оскорбительное письмо, которое Бэрридж переслал Мазерсу, который направил колкие упреки Гарднеру. Гарднер получил новый удар. Флоренс Фарр, Праемонстратрикс (Praemonstratrix) Исиды-Урании, была назначена его Гегемоном (Hegemon), одним из руководителей в ритуалах. Она сняла Гарднера с должности с замечанием, что он был грубым и шумным. После выражения ей своего негодования Гарднер написал Мазерсу с целью своего восстановления; Мазерс поддержал Флоренс Фарр. Гарднер покинул Исиду-Уранию и по настоянию Мазерса присоединялся к Храму Гора в Брэдфорде; как только это произошло, Мазерс тут же написал ему внушительный выговор. Книга Абра-Мелина в конечном итоге была опубликована в феврале 1989 года; Мазерс и Гарднер ожидали получить крупный доход, но за первый год было продано всего 120 копий[xiii].

Но все эти перипетии отношений были только прологом грядущей бури. Главную роль в этой драме было суждено сыграть новому актеру: Алистеру Кроули.

6.2 Алистер Кроули

Эдвард Александр Кроули родился 12 октября 1875 года в Лемингтон Спа. Он был единственным ребенком в семье Эмили (в девичестве Бишоп) и Эдварда Кроули. Два поколения семьи Кроули накопили состояние как пивовары в компании «Пиво Кроули». Тем не менее, Эмили и Эдвард примкнули к фундаменталистской секте плимутских братьев и воздерживались от употребления алкоголя. Миссис Кроули, совестливая, но необразованная сторонница строгой дисциплины, как утверждают, осуждала поведение своего сына как чудовищное, и в своей голове он стал Великим Зверем, антихристианским монстром Апокалипсиса. Позже Кроули принял это имя как медаль и в качестве оскорбления своей матери, которой постоянно досаждал. Жизнь дома строго контролировалась, но не была лишенной любви или аскетичной: Великий Зверь, будучи маленьким, в некоторых вопросах был очень избалован. Отец приучил Кроули к тому, что он принадлежит к духовной и культурной элите. Такое отношение к молодому Кроули выросло в снобизм, который, несомненно, тормозил его социальный рост, ранее сдерживаемый его врожденной застенчивостью и частыми болезнями. Удаление от христианства началось в возрасте одиннадцати лет, когда умер отец. Мальчик был отправлен к своему дяде, Тому Бонду Бишопу, евангелистскому филантропу, но несострадательному наставнику. Кроули посещал ряд школ, всегда неприятных ему, и по его свидетельству, примечательных испорченными учениками и учителями. В этом раннем возрасте у него был сексуальный опыт с горничной и проституткой-женщиной а также заражение венерической болезнью[xiv].

В возрасте 20 лет Кроули поступил в Тринити-колледж в Кембридже, где он искренне старался улучшить свои академические успехи. На его рождественские каникулы в 1896 году выпала поездка в Швецию. В Стокгольме, 31 декабря, он пережил ряд глубинных осознаваний, касающихся его мистической природы и гомосексуальных желаний[xv]; оккультизм и гомосексуальность стали увлекать его одновременно. В Кембридже он нашел старшего товарища в лице Герберта Чарльза Джерома Поллитта (Herbert Charles Jerome Pollitt), который был другом Обри Бердсли и выступал в качестве травести на сцене. Кроули всегда настаивал на том, что их отношения с Поллиттом были платоническими, но большинство биографов полагают иначе[xvi]. Еще будучи студентом, Кроули публикует сборник стихов, один из которых, «Белые пятна» («White Stains»), открыто выражает гомосексуальные чувства.

Другой друг Кроули, Джеральд Келли (Gerald Kelly), будущий президент Королевской Академии, был в то время Кембриджским студентом с талантом к живописи. Двое молодых людей начали интересоваться искусством, мистикой, оккультизмом, драмой и поэзией; в числе их литературных кумиров были Суинберн и Шелли[xvii].

Кроули стремился общаться с Дьяволом, однако инструкции, которые, несомненно, оказались недостаточными, он подчерпнул из книги А.Э. Уэйта «Book of Black Magic and Pacts» («Книга Черной Магии и Договоров», 1889). Во время болезни в октябре 1897 года у Кроули было видение, убедившее его в тщетности мирских амбиций. Он решил, что высокая магия была единственным стоящим делом; но он нуждался только в проверенных практикой инструкциях. Кроули вспомнил, что в публикациях Уэйта были намеки на не идентифицированную традицию оккультного знания. Он написал автору, который рекомендовал ему прочитать «Die Wolke iiber dem Heiligthume» («The Cloud over the Sanctuary», «Облако над Святилищем») Карла фон Эккартсгаузена (Karl von Eckartshausen (1752-1803)), повествующую о собрании адептов с силами исследовать мир и направлять его развитие, и заверил, что всех серьезно претендующих на оккультные знания будет наставлять Избранный (Elect). Это была школа в которой Кроули наконец-то смог бы добиться успеха. Он решил найти собрание адептов и привлечь к себе их внимание: этот поиск стал основным вектором его жизни. Генри Поллитт пытался препятствовать «духовным устремлениям» Кроули и молодые люди расстались в 1898 году.

Кроули покинул Кембридж в 1898 году без степени, наследником большого состояния, которое он продолжал тратить. Занимаясь альпинизмом в Швейцарии он познакомился с Джулианом Л. Бейкером (Julian L. Baker), химиком-аналитиком, но известным в оккультных кругах как алхимик. Бейкер познакомил Кроули с другим химиком-алхимиком, Джорджем Сессилом Джонсом (George Cecil Jones). Оба химика были членами лондонского храма Золотой Зари, и Джонс предложил включить Кроули в Орден. Джонс был валлийцем, немного старше Кроули, и Кроули видел в нем физическое сходство с Христом, изображаемым викторианским искусством. Джонс посвятил его в ангелологию и эвокацию своего Ангела-Хранителя. 18 ноября Кроули был посвящен в Золотую Зарю как Frater Perdurabo («I shall endure», «Претерплю до конца»): Джонс принял участие в ритуале в роле Kerux (Стража). Кроули принял решение обратиться к руководству Ордена – загадочным Тайным Вождям, которые казались похожими на Избранного Эккартсгаузена. Он очень быстро продвигался во Внешнем Ордене, достигнув высшего градуса 4°= 7° Philosophus (Философа), в мае 1899 года. На одном из собраний он встретился с Алланом Беннетом (Allan Bennett), химиком-инженером. Кроули, который все еще был состоятелен, пригласил Беннета, который был беден, жить в его квартире при условии, что Беннет станет его наставником в магии.

Вскоре после этого Кроули встретил С.Л. Мазерса. Он и Мойна были заняты в первой половине 1898 года в развивающихся Кельтских Мистериях (Celtic Mysteries), но во второй части года они были значительно заняты в Обрядах Исиды, совершавшихся на сцене множество раз в марте 1899 года с Мазерсом в роле Жреца-Иерофанта (Hierophant) и Мойной – Верховной Жрицей (High Priestess)[xviii]. Мазерс поддержал увлеченность Кроули всем кельтским. Кроули пытался восстановить свою генеалогию от Бретонов (the Breton family) из de Querouiaille. Его стремление к своим шотландским и ирландским корням выглядело нелепо. Фактическое отсутствие у него кельтских корней могло бы объяснить неприязнь Кроули к другому члену Золотой Зари – Уильяму Батлеру Йейтсу (William Butler Yeats (1865-1939), лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 года – прим. переводчика), присоединившимся в 1890 году. Йейтс, наиболее выдающийся из членов Ордена, в действительности был ирландцем, и действительно писал стихи. Он также был близок к Мазерсу в то время – до тех пор, пока не вмешался Кроули[xix]. Йейтс, в свою очередь, охарактеризовал Кроули как «невыразимо безумного человека»[xx].

6.3 И грянул шторм

В октябре 1899 года Мазер предложил Анни Хорниман частичное примирение, предложив ей членство в Храме Хатхор в Париже (но не в Исиде-Урании), если она подпишет документ, признающий его Верховным Вождем Ордена: она отказалась. В декабре этого же года Мазерс наконец отстранил Ф.Л. Гарднера одновременно из Первого и Второго Ордена.

Г.С. Джонс (G.C. Jones) одолжил книгу Мазерса про Абра-Мелина Алистеру Кроули, который решил испробовать «Операцию Абра-Мелина» и искал подходящую обстановку. Место должно было быть адаптируемым, просторным, уединенным и доступным в течении длительного периода. В итоге он снял Боленскин Хаус (Boleskine House) на южном берегу озера Лох-Нес. На основании такой аренды он называл себя лэрд Болескина (Laird of Boleskine) и облачался в соответствующую шотландку. (это новое имя не заменило более раннего – Владимир Свареф (Vladimir Svareff), русский дворянин).

Объединение взаимодополняющих личностей Уэскотта и Мазерса привело к успеху Золотой Зари, оно же и стало причиной ее краха. Мазерс стал страдающим манией величия тираном, Уэскотт был слишком труслив, дабы противостоять ему самостоятельно и слишком напуган, чтобы поддержать осмелившихся на борьбу. Их уничтожило прошлое. Уэскотт боялся дальнейшего разоблачения перед коллегами и начальством и был в ужасе от мысли, что поддельная основа, лежащая в фундаменте Золотой Зари, будет раскрыта. Мазерс ошибочно подозревал Уэскотта в организации заговора с целью узурпировать его власть, и держал наготове абсолютное оружие, способное противостоять такой угрозе – свою способность выступить разоблачителем; опьянённый собственным величием в роли представителя Тайных Вождей, он упустил из виду, что его собственная власть покоилась на том же основании, которое он грозил разрушить.

Алистер Кроули почти не имел возможности заниматься сакральной магией, будучи вовлеченным в конфликты с другими лондонскими членами Золотой Зари. Когда в конце 1899 года он подал прошение о церемонии Портала-Перехода, первом шаге между первым и Вторым Орденами, Флоренс Фарр, при поддержке большинства ее собратьев по Второму Ордену, отказала ему[xxi]. Ходили слухи о его сексуальной морали: некоторые подозревали его в участии в ритуализированном сексе «с целью получения магической силы – подразумевались оба пола»[xxii]. Между тем, Второй Орден встретился 12 января 1900-го года и его члены выразили недоверие Мазерсу. Согласно письму Мазерса к Флоренс Фарр от 16 февраля они обсуждали перспективу закрытия Исиды-Урании, в ответ на что она написала предложение о своей отставке как его представителя, то есть Главного Адепта Англии[xxiii]. Будучи переполненным решимостью обрести оккультную мудрость, доступную только внутреннему кругу Ордена, Кроули отправился напрямую к Мазерсу в Париж 15 января[xxiv]. На следующий день Мазерс, не посоветовавшись с Флоренс Фарр или любым другим лондонским адептом, не спрашивая о причинах отказа в доступе Кроули во Второй Орден, лично провел его инициацию в градус 5° = 6°. Подобный прогресс требует принятия другого магического имени: Мазерс, абсолютно неуместно, нарек Кроули «The Heart of Jesus» («Сердце Иисуса»).

Кроули вернулся в Шотландию в начале февраля и начал представляться общественности как Алистер МакГрегор (Aleister MacGregor). С Болескина в переписке он использовал сочетание девизов Роба Роя («E’en do and spare not») и Мазерса («S Rioghail Mo Dhream, i.e. ‘Royal is My Clan»). Он написал Секретарю Второго Ордена, миссис Е.А. Хантер (Mrs E.A. Hunter), уведомляя ее о своем посвящении, и прося о зашифрованных манускриптах, на которые у него было право. Отрицательный ответ, полученный им 25 марта, был первым намеком на то, что посвящение Кроули не было признано лондонскими участниками. Это был первый акт открытого неповиновения Верховному Вождю.

Мазерсу потребовался месяц, чтобы ответить Флоренс Фарр на ее письмо об отставке и прокомментировать протокол собрания 12 января. Сделав это 16 февраля Мазерс совершил роковую ошибку. Он отказался закрыть Исиду-Уранию и принять отставку Флоренс Фарр. Мазерс продолжал говорить, что не может дать ей силу для раскола во главе с Уэскоттом; остается невыясненным, ставился ли такой вопрос[xxv]. В любом случае, Мазерс придал достаточный вес угрозам применить свое оружие и дискредитировать соперника. Уэскотт, по его словам, не получал конспект работ Второго Ордена от Soror «Sapiens Dominabitur Astris» (девиз Фройлян Шпренгель) и никогда не был в контакте с Тайными Вождями; скорее всего он «либо сам подделал либо заплатил за создание подделки открыто провозглашаемого общения между ними и им». Это было понято Флоренс Фарр как отсылка, и по всей вероятности было задумано таковой, на исходную корреспонденцию Уэскотта и Фройлян Шпренгель. Мазерс пояснял, что его язык был связан Клятвой Секретности, которую потребовал Уэскотт, когда поведал ему о содеянном. «Каждый атом знаний Ордена пришел благодаря мне одному» - добавил он, - «я единственный был и пребываю в общении с Тайными Вождями Ордена»[xxvi].

Это последнее высказывание намекает, хотя и не указывает прямо, что Зашифрованный манускрипт был подделкой; подобные намеки также содержаться в письме от Мазерса к Перси Баллоку от 2 апреля: в нем он приводит свое знание секретной атрибуции козырей Таро, неизвестной Курту де Жеблену, Эттейле, Кристиану и Леви в качестве доказательства своего контакта с Тайными Вождями. Флоренс Фарр, не понимающая, или не принимающая, подтекста данных высказываний, добавила замечание, что атрибуция была раскрыта в Зашифрованном Манускрипте. Если бы Леви видел Зашифрованный манускрипт, как предполагалось, то он намерено исказил истину, как утверждал Уэскотт; Флоренс Фарр должна была увидеть это, хотя и не выразила это словесно.

Мазерс завершил свое письмо от 16 февраля высказыванием, сбивающим с толку, что «Sapiens dominabitur astris» была тогда в Париже и оказывала ему содействие в создании Исиды. Последнее высказывание требует пояснений. Ведь если переписка с Уэскоттом была поддельной, нет никаких оснований полагать, что Soror Sapiens Dominabitur Astris когда-либо существовала вовсе, в то же время, если переписка была подлинной, то она должна была бы умереть за десять лет до указанного момента. Смысл, вкладываемый Мазерсом в эти слова, будет прояснен ниже.

Флоренс Фарр обдумывала письмо Мазерса, и чувствуя необходимость обсудить его содержание, созвала встречу из пяти участников, среди которых были У.Б. Йейтс и Перси Баллок, Г.С. Джонс (G.C. Jones) был приглашен, но не смог присутствовать. Если обвинения против Уэскотта не были клеветой, то весь базис, не только власти его и Мазерса, но и Ордена в целом, был уничтожен. Баллок написал Мазерсу 4 и 18 марта, но не получил ответа. Также Мазерсу была послана телеграмма с просьбой посетить встречу Второго Ордена 24 марта. На ней членам группы впервые сказали о письме Мазерса, и Комитет по Расследованию, состоящий из Флоренс Фарр, У.Б. Йейтса, Перси Баллока, мистера и миссис Хантер, Г.С. Джонса стал официальным. Вполне вероятно, что на этом собрании члены Ордена отозвали свое признание власти Мазерса[xxvii]. Мазерс написал Флоренс Фарр 23 марта снимая ее с поста своего представителя и отказываясь признавать (неофициальный) Комитет; 2 апреля он в последний раз написал письмо (уже цитированное) Перси Баллоку безуспешно «аннулируя» Комитет по Расследованию, а также пригрозил попросить Тайных Вождей о смертельном Покарании бунтовщиков. Тем временем, в ответ на любой вопрос, Уэскотт увиливал, не признаваясь и не отрицая. Мазерс воплотил свои угрозы. Взяв пакет сушеного гороха, он назвал каждую горошинку девизом одного из лондонских адептов. Далее он призвал Вельзевула и Тифона; затем, высыпав горох в сито, он призвал бесов обрушиться на его врагов и поселить раздор между ними[xxviii]. В качестве доказательства эффективности заклинания могут быть приведенные некоторые последовавшие далее события; но мщение демонов, или, что более вероятно – божественная справедливость, на Мазерса самого возымела гораздо большее действие. Ему следовало бы прислушался к своим собственным словам, написанным в 1889-ом: «пусть тот, кто … решает совершить зло, будет уверен в том, что зло не обернется против него самого»[xxix].

6.4 Самозванцы

В конце своего письма к Флоренс Фарр Мазерс утверждал, что «Sapiens Dominabitur Astris», то есть Фройлян Шпренгель, была с ним в Париже. В январе или начале февраля 1900-го, трое американцев, доктор Роуз Адамс (Dr Rose Adams), мистер и миссис Тео Хорос (Mr and Mrs Theo Horos), которая была высокой и очень полной дамой в возрасте 51-го года, но выглядела на 60, ее муж, очень низких мужчина на четвертом десятке, пригласили Мазерса в Париж, утверждая, что окажут ему содействие в развитии Исиды. Она утверждала, что носит девиз «Sapiens Dominabitur Astris» и находится в градусе 8° = 3° Magistra Templi, на один градус выше Мазерса, что предположительно может означать членство в Третьем Ордене, ее муж был в градусе 4° = 7°, доктор Адамс – в 2° = 9°.

На самом деле «миссис Хорос», урожденная Эдита Саломон (Editha Salomon), к тому времени уже имела долгую карьеру мошенницы на доверии, вначале представляясь дочерью Лолы Монтес (Lola Montez), а затем – Ангелом Анной (Angel Anna), специализирующейся по спиритическому медиумизму. «Тео Хорос», на самом деле носивший имя Фрэнк Джексон Даттон (Frank Dutton Jackson), был действительно ее (четвертым) мужем[xxx]; доктор Адамс, на самом деле – Мэри Эвелин Адамс (Mary Evelyn Adams) была одурачена этой парой, которая мошеннически выманила у нее все ее сбережения и подчинила себе[xxxi]. Более чем красноречиво свидетельствует о нездравом состоянии ума, в котором тогда пребывал Мазерс, тот факт, что он не только приехал на встречу, но и принял миссис Хорос за Фройлян Шпренгель (в существование которой у него не было причин верить и которая должна была быть немкой, а не американкой); на заседании его Храма он представил миссис Хорос как Soror Sapiens Dominabitur Astris и сообщил, что она не умерла, как сообщил Уэскотт. Также Мазерс сообщил, что она принадлежала к Храму Тота-Гермеса в США[xxxii]. О степени доверчивости Мазерса свидетельствует тот факт, что три члена Золотой Зари, встречавшихся с четой Хоросов в Лондоне в декабре 1900 года – Уэскотт, Ф.Л. Гарднер и Перси Баллок – все пришли к мнению, что они являлись самозванцами. Пара «позаимствовала» у Мазерса копии записей некоторых ритуалов Золотой Зари а также другие книги, но не вернула их. Они покинули Париж в апреле и отправились в Южную Африку, где основали Колледж Оккультных Наук. Узнав, что выдан ордер на их арест[xxxiii], в декабре они вернулись в Лондон; чета выходила на связь с некоторыми адептами, надеясь быть признанными, но их старания не увенчались успехом.

Ко времени их отъезда Мазерс осознал, что был обманут. Однако, сохранил веру в их магические силы; в январе 1901 он написал у.Б.Йейтсу, что они были «эмиссарами чрезвычайно мощного тайного Оккультного Ордена», пытавшимися разрушить его работу, в данном случае – Золотую Зарю, и что «более чем один раз я общался с действительной «Sapiens dominabitur astris» в этой женщине», миссис Хорос, по его словам «была самым сильным медиумом, из ныне живущих»[xxxiv].

6.5 Невыразимо безумный человек

А тем временем Комитет по Расследованию был готов к рассмотрению Зашифрованного манускрипта. Некоторые адепты, среди которых был Томас Паттисон из Брэдфорда, упорно отвергали обвинения Мазерса, твердо веря в честность Уэскотта, но большинство было склонно согласиться с тем, что письма Фройлен Шпренгель были сфальсифицированы.

Узнав 25-ого марта о том, что его посвящение Мазерсом во Второй Орден не было принято лондонскими адептами, Кроули приехал в Лондон 3-его апреля. Встретившись со своей любовницей Элейн Симпсон (Elaine Simpson) и своими друзьями Джеральдом Келли (Gerald Kelly) и Г.С. Джонсом (G.C. Jones), дабы убедиться в их лояльности Мазерсу, он прибыл в Париж 9 апреля и представил себя Вождю. Они создали план по подавлению бунта мятежных членов Второго Ордена. Письмо, подписанное Мазерсом, приглашало их по одному в Усыпальницу Адепта (Vault) на 36 Блайт-Роад дабы быть допрошенными (неназванным) «Посланником» Мазерса, которым был Кроули, одевший маску. Если они отказывались признать, что полученные ими инструкции происходили из незапятнанного источника, то разжаловались до Лорда Портала (Lords of the Portal); если они отказывались признать Мазерса лидером, то вовсе изгонялись из Ордена. Кроули вернулся в Лондон 13-ого апреля, а 17-го, заручившись согласием арендодателя, занял Усыпальницу в компании Элейн Симпсон. Из нее он рассылал письма членам Второго Ордена, созывая их для допроса. 19-ого апреля Е.А. Хантер и У.Б. Йейтс были приглашены в Усыпальницу; Кроули, который не оставался в здании, пребыл в середине утра и успешно вошедший, был одет в традиционный костюм шотландских горцев, с шотландкой на голове и печах, был в чёрной маске, закрывающей лицо, и с большим позолоченным крестом на груди. Он был выдворен при помощи полицейского.

«Битва за Блайт-Роад» была бесславно проиграна, но Кроули не отступился от своих намерений. 23-его апреля с адреса в Мейд-Веил в Лондоне, он отправил письма всем членам Второго Ордена, требуя каждого из них ответить Элейн Симпсон на тот же адрес, назначая им встречу с собой. Властью Мазерса он также отстранил Флоренс Фарр, Е.А. Хантер, Перси Баллока, У.Б. Йейтса и миссис Кракнелл (Miss Cracknell) из Внешнего и Внутреннего Орденов. В то же время он подал иск об истребовании имущества, которое, по его утверждению, было отнято у него на Блайт-Роад. Второй Орден, из соображений публичности теперь именующей себя Исследовательской и Археологической Ассоциацией (Research and Archaeological Association) подал встречный иск относительно собственности, предположительно взятой Кроули из Усыпальницы. Кроули пришла повестка и он согласился возместить убытки. Не только битва, но и война теперь были проиграны.

Кроули, проведя несколько дней в Болескине в конце апреля, снова посетил Мазерса в Париже. В его голове начали возникать сомнения относительно утверждения Мазерса о том, что он представляет Учителей; по итогам некого придуманного им самим теста, Кроули реши, что Мазерс «никогда не достигал полного посвящения» и «навлек на себя силы зла, слишком могущественные и ужасные, дабы он смог им противостоять». Из Парижа Кроули совершил короткий визит в Лондон, после чего отправился в Нью-Йорк в конце июня 1900 года, а затем путешествовал по Северной Америке, Мексике, Цейлону, Бирме и Индии, посетив по пути Аллана Беннета.

6.6 Наследие Золотой Зари

В 1900 году Золотая Заря распалась на несколько частей. Орден продолжал жить во фрагментированной форме еще двенадцать лет; и почти все магические ордена, возникавшие после, указывали Золотую Зарю в качестве своего истока. Это никоим образом не связано с длинной цепью преемственности, давно поставленной под сомнение, и лишь в малой степени связано с совершенством ритуалов. Главной причиной указания такого родства является детализированная система магической теории и практики, разработанная в инструкциях, которые давались каждому члену по мере его роста в Ордене, образующих целостную доктрину, которая не могла быть получена из других источников. Эта работа была завершена, никто не желал ее пересматривать, и лишь немногие пытались переделывать ее с нуля: какие бы не были недостатки у Золотой Зари как организации, ее безоговорочным достижением была наиболее полная магическая теория, которая заимствовалась каждой группой-наследницей, претендовавшей на наставления стремящихся к адептству[xxxv].



[i] Памфлет был озаглавлен «Internal Respiration: or the Plenary Gift of the Holy Spirit: Howe 1972a, p. 174.»

[ii] Gilbert 1986, p. 32.

[iii] Greer 1995, p. 155.

[iv] Анни не хотела, чтобы ее деньги использовались в политических целях, которые она не одобряла. Предположительно, выплата в июле была третьей, из четырех обещанных.

[v] Более детально в Howe 1972a, pp. 106-9, Greer 1995, pp. 170-3 and King 1987, p. 123; it is also referred to in King 1989, p. 52, and Crowley 1973, p. 149. Полный текст ритуала был опубликован в журнале Алистера кроули « The Equinox», Vol. I, no. Ill, March 1910, pp. 170-90, под названием ‘Ritual for the Evocation unto Visible Appearance of the Great Spirit Taphthartharath’, в версии, приведенной Кроули, говорится, что это оригинал, созданный Алланом Беннетом, до того, как он был Изменен Флоренс Фарр. Также говорится, что он был составлен согласно Book I (Книге I) «Practical Evocation» («Практические Эвокации») манускрипта Z.2 Золотой Зари (который никогда не был опубликован)

[vi] Полный текст манускрипта приведен у Howe 1972a, pp. 127-33. Мазерс бы далек от соблюдения собственного запрета «самого пагубного греха» касательно «осуждения ближнего своего»: когда он был гостем Т.Н. Паттисона (Т.Н. Pattinson), Императора Храма Гора в Бредфорде, непродолжительное время в в 1898, Паттисон был вынужден сказать ему, что «не потерпит таких несправедливых, нечестных и не братских атак», которые Мазерс позволял себе по отношению к Уэскотту (Howe 1972a, p. 196)

[vii] Howe 1972a, pp. 134-5.

[viii] Greer 1995, p. 185.

[ix] В частной коммуникации.

[x] Gilbert 1986, p. 38, Howe 1972a, p. 190.

[xi] Брошюра называется The Man, the Seer, the Avatar; or T.L. Harris, the Inspired Messenger of the Cycle» («Человек,Провидец, Аватар. Т.Л.Харрис – Вдохновенный посланник Цикла»). Howe 1972a, pp. 119n, 174, идентифицирует автора как тезку Dr C.M. Berridge, - Dr Edward Berridge, хотя вполне вероятно, что эти два имени относятся к одному и тому же человеку. Gilbert 1997, p. 158, категорично заявляет, что «Респиро» был использован в качестве псевдонима доктором Эдвардом Берриджем (Dr Edward Berridge), чей девиз в Золотой Заре был «Resurgam».

[xii] Howe 1972a, p. 178; Gilbert 1997, pp. 160-1.

[xiii] Howe 1972a, p. 188.

[xiv] Согласно Lindholm 1993, p. 104, сексуальная жизнь Кроули началась в возрасте от 12 до 13 лет, Wilson 1971 указывает возраст 14 лет. Биографы Кроули, включая его самого, противоречивы в датах и событиях его жизни.

[xv] Открытия, по мнению большинства биографов, касались его мистической природы; но Wilson 1987, p. 38 полагает, что Кроули обнаружил свои гомосексуальные желания на веселой новогодней вечеринке.

[xvi] Согласно Suster 1987, p. 25, неопубликованные записи Кроули свидетельствуют о том, что он жил с Поллитом как «со своей женой».

[xvii] Одна из наиболее меланхоличных поэм Шелли «Аластор, или дух одиночества» вероятнее всего побудила Эдварда Александра Кроули взять имя Алистер. С этого момента Кроули говорит, что отрекается от имени «Александр», от имени, которым его называла мать, и принимает имя

[xviii] Howe 1972a, pp. 200-2, Greer 1995, p. 222.

[xix] Подробнее Colquhoun 1975, p. 174, и Moore 1954, pp. 160 ff.

[xx] Greer 1995, p. 243.

[xxi] Greer 1995, p. 232.

[xxii] Howe 1972a, p. 223.

[xxiii] Кроули написал в своем личном дневнике, что это было связанно с анти-английской активностью Мазерса. Greer 1995, p. 235.

[xxiv] Также друг написал Кроули предупреждение держаться подальше от Лондона, так как за ним и его друзьями велась слежка полицейскими: вероятно, это имело отношение к гомосексуальным связям: Howe 1972a, p. 206.

[xxv] Письмо от 20 февраля 1900 года от Мазерса Гарднеру говорит о письме от Роберта Скотта, иное неизвестно, информирующее его о предстоящей встрече Золотой Зари на которой Уэскотту было предложено снова стать Вождем; Уэскотт ответил, что не смог бы снова занять должность в Сообществе.

[xxvi] Трое высших руководителей, предположительно контактировавших с Мазерсом именовались в ритуалах Золотой Зари как Hugo Alverda, the Phrisian [как в оригинале]; Franciscus de Bry, the Gaul; и Elman Zata, the Arab. Подробнее Colquhoun 1975, p. 39, and Regardie 1937-40, pp. 272-7.

[xxvii] 17 апреля Е.А. Хантер сообщил Алистеру Кроули и Элейн Симпсон о том, что власть Мазерса была приостановлена надлежащим образом на собрании членов; это должно было произойти на собрании 24 февраля. King 1989, p. 69, сообщает, что Мазерс был свергнут и исключен на Всеобщем Собрании 29-ого марта, но в этом заявлении присутствует путаница между Собранием Комитета в этот день и Общим Собранием 21 апреля.

[xxviii] Greer 1995, p. 240.

[xxix] The Key of Solomon the King, trans. S. Liddell MacGregor Mathers (trans.), London, 1889, Preface, p. vi.

[xxx] Все трое прошлых мужей были мертвы, двое из них покинули мир живых в течении первого года брака.

[xxxi] Для получения более подробных сведений о деяниях мистера и миссис «Хорос» обратитесь к King 1989, pp. 73-93, and Dingwall 1947, pp. 129-59, 194-8. Greer 1995, p. 439, примечание 8 дает информативное резюме по работе Dingwall. Согласно письму миссис Рант к Анни Хорниман миссис Хорос также поведала Мазерсу, что причиной ее такого плотного телосложение является то, что после смерти мадам Блаватской она впитала ее дух: Howe 1972, p. 205.

[xxxii] Howe 1972a, pp. 203-4, Greer 1995, p. 237, Gilbert 1997, pp. 15-16.

[xxxiii] Howe 1972a, p. 237.

[xxxiv] Howe 1972a, pp. 203-4, Greer 1995, p. 250.

[xxxv] Основная часть инструкций Ордена была опубликована Регарди в 1937-40 годах. Подробнее Regardie 1986.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики