Понедельник, 07 марта 2016 15:49

Рональд Декстер и Майкл Даммит История оккультного Таро ГЛАВА 7 Распад Золотой Зари

Рональд Декстер и Майкл Даммит

История оккультного Таро

ГЛАВА 7

Распад Золотой Зари

7.1 Фрагментация

В день изгнания Кроули из Усыпальницы Адепта, 19-го апреля 1900-го, собрался комитет Второго Ордена и отстранил Мазерса и трех его непокорных сторонников из R.R. et A.C., ожидая общего собрания; тремя отстранёнными соратниками были доктор Эдвард Берридж, мисс Элейн Симпсон и ее мать – миссис Элис Симпсон[i]. Также комитет постановил, что никто, не прошедший посвящение этой ветвью, не может считаться принадлежащим к ней – как Кроули. Общие Собрание Второго Ордена состоялось 21-го апреля. На нем присутствовали двадцать два члена, в числе которых также была Анни Хорниман; ей было предложено У.Б. Йейтсом восстановить членство, но формально она не была восстановлена до 26-го апреля. Голосование, в ходе которого было пять несогласных, постановило, что Мазерс больше не может признаваться Вождем и что связь с ним должна быть прекращена[ii]. Пятью несогласными были Бэрридж, мисс и миссис Симпсон, полковник Джеймс Веббер Смитт (Colonel James Webber Smith), и, несмотря на его членство в Комитете по Расследованию, друг Кроули, Джордж Сессил Джонс (George Cecil Jones)[iii]. Предыдущие постановления R.R. et A.C. были отменены, управление Орденом переходило к Управляющему Совету (Executive Council), кандидатов в который выдвигали двенадцать наиболее старших адептов и избирали всем Орденом. По инициативе Флоренс Фарр, поддержанной А.Э. Уэйтом, он должен был назначаться только на один год[iv]; до его назначения, Орден переходил под управление Комитета по Расследованию, в котором Чарльз Рошер (Charles Rosher) был заменен Г.С. Джонсом (G.C. Jones) и миссис Ранд – Маркуса Блекдэна (Marcus Blackden)[v]. 27-го апреля Йейт был избран Императором Внешнего Ордена Храма Исиды-Урании, миссис Ранд, - Канцеляристом (Cancellaria), и Роберт Палмер Томас (Robert Palmer Thomas), железнодорожный чиновник, вступивший Орден в ноябре 1896-го года и вошедший во Второй Орден в апреле 1898-го - Суб-Императором. В «Ведомостях о последних событиях» («Statement of Recent Events»), распространённых среди всех членов Второго Ордена в мае, среди избранных в Управляющий Совет (Executive Council) перечислены: Е.А. Хантер (Староста, Warden), Флоренс Фарр (Модератор, Moderator), Анни Хорниман (Писец, Scribe), миссис Ранд, миссис Хантер, миссис Фулхем-Хьюс (Mrs Fulham-Hughes), Маркус Блекдэн (Marcus Blackden), Чарльз Рошер (Charles Rosher), миссис Пейдж (Mrs Paget) и У.Б. Йейтс, последние семь назначены инструкторами[vi]; но в законодательных актах, принятых в мае руководители Исиды-Урании (Imperator, Praemonstrator and Cancellarius) и три церемониальных должностных лица также должны были состоять в Совете[vii]. В июне отпечатанные формы были разосланы всем членам Второго Ордена с целью сбора подписей в подтверждение полномочий Управляющего Совета, замещающего Мазерса. Храм Амер-Ра в Эдинбурге остался верен Мазерсу, как и Храм Гора в Брэнфорде, который, однако, закрылся в 1902-ом году; Храм Осириса в Уэстон-супер-Маре прекратил свою работу в 1895-ом году, после смерти в том же году Бенджамина Кокса.

Доктор Бэрридж, которого Мазерс назначил своим представителем, теперь называл себя «Practicus Adeptus Minor» («Практик Адепт Младший») приступил к основанию соперника Храму Исиды, в котором Мазерс был Императором[viii]. Уэскотт, пребывая в ужасе от возможности его публичного разоблачения Мазерсом, так как сам он не был отстранен, присоединился и к сентябрю стал Praemonstrator-ом храма[ix]. Алистер Кроули также участвовал в храме, в числе остальных членов были миссис Мария Бернли Джейн Скотт (Mrs Maria Jane Burnley Scott), Г.С. Джонс и Джеральд Келли (Gerald Kelly). Несмотря на одобрение его кандидатуры Кроули, его друг Аллан Беннет молча удалился из Ордена. Он нуждался в лечении астмы и хотел изучать восточные религии и объединил реализацию этих двух потребностей в путешествии на Цейлон.

Миссис Скотт, безусловно по воле Бэрриджа, возобновила нападки на Анни Хорниман, написав к ней в письме от 10 мая угрозу Бэрриджа о том, что если она будет помогать Флоренс Фарр и остальным в их борьбе против Мазерса «то он расскажет твоему отцу, что ты балуешься магией и он уверен, что твой отец заточит тебя в психушке». Угроза была осуществлена: анонимное письмо к Фредерику Хорниману, депутату от либеральной партии от Фалмута, сообщалось, что Анни принадлежит к Тайному Ордену, целью которого была «практика так называемого средневекового колдовства». Она решительно возразила, указывая адвокату написать Бэрриджу письмо с требованием прекратить эти клеветнические обвинения в ее адрес и добавила, что «он будет выглядеть очень глупо, когда его публично попросят прояснить, что же означает «магия»».

Ф.Л. Гарднер, чтя свое отстранение Мазерсом, не сыграл роли в этих потрясениях. В октябре 1900-ого года он был восстановлен Мазерсом, при условии, что не присоединится к оппозиции. Не желая противопоставлять себя Мазерсу просьбой к повстанцам о восстановлении и еще меньше желая сотрудничать с Бэрриджем, Гарднер ушёл из Ордена. В период с 1901 по 1905 годы он служил Генеральным Секретарем S.R.I.A. (из которой Мазерс был исключен в 1902-ом году). Он ушел в отставку с фондовой биржи в 1903-ем; далее он начал торговать антикварными книгами из своего дома и опубликовал catalogue raisonné (каталог с комментариями) своих работ по оккультизму. Он умер 13 ноября 1929-ого года; его сестра, миссис Элис Аптон (Mrs Alice Upton) жила с ним в это время, вероятно, ее муж и жена Гарднера умерли ранее, и сестра была около его смертного одра.

7.2 Споры

После ухода Бэрриджа и его соратников, в среди оставшихся снова возник раздор около групп, которые были разрешены в апреле 1897-го года, после исключения Анни Хорниман. Флоренс Фарр, заручившись поддержкой большинства Управляющего Совета, стала лидером одной из фракций-групп; Анни Хорниман, при весомой поддержке Йейтса, возглавила оппозиционную группу. Между двумя женщинами явно присутствовала личная антипатия, но противостояние скоро переросло в вопрос принципа. Как Писец, Анни Хорниман была чрезвычайно раздосадована тем, как небрежно хранит записи Флоренс Фарр, и провела проверку системы. Ее усилия в направлении наведения порядка в записях и восстановления дисциплины, существовавший до ее отлучения, вызвали некоторое раздражение. Но более значимым было то, что она к своему ужасу, узнала о тайных группах членов Второго Ордена, который встречались для проведения магических операций.

В сентябре 1900-го года Анни Хорниман решила провести компанию против групп, в особенности против Сферы, образовавшейся вокруг Флоренс Фарр. У.Б. Йейтс, который был в Ирландии на протяжении шести месяцев – до января 1901-го года, сначала думал, по своему возвращению, что задумавший такое преобразование, не мог быть прав. Разобравшись в вопросе, однако, он пришел к выводу, что Анни Хорниман была права в обоих вопросах – и в отношении групп, и в отношении дисциплины, он стал ее союзником в последующих столкновениях. По его мнению,группы разрушали единство Ордена. Спор развился на собрании Управляющего Совета 1-ого февраля 1901 года, где Флоренс Фарр, как Модератор, главенствовала. Как только Анни Хорниман, как Писец, начала свою речь, стало понятно, что на нее обрушится спланированная атака. Она была очень расстроена, справедливо интерпретируя предложение Маркуса Блэкдена и издевательский перекрестный допрос ее Палмером Томасом как предположение о том, что она сфальсифицирует предстоящие выборы; поскольку большинство являлись членами Сферы или другой тайной группы[x]; они были рады унизить самого сильного противника идеи существования групп за всю историю вопроса. Йейтс попытался помочь Анни, но был неоднократно исключен Флоренс Фарр. Когда в конечном итоге группа пришла к обсуждению, была принята резолюция Флоренс Фарр в поддержку групп, только Анни Хорниман и Йейтс высказались против.

Общее Собрание Второго Ордена должно было состояться 26-го февраля 1901-го года. Анни Хорниман составляла ее «Отчет Писца про Административные» («Трудности The Scribes Account of the Executive Difficulty») а Йейтс принялся за написание серии открытых писем адептам, дабы донести до них свое видиние этого вопроса[xi]. В первом из них он негодовал об оскорблении Анни Хорниман и просил о том, чтобы Палмер Томас покинул свой пост Суб-Императора, пока не принесет извинений. Йейтс также заявил, что не будет выставлять свою кандидатуру для повторного избрания в Управляющий Совет. В последующем письме он описал в деталях ряд нарушений, допущенных Флоренс Фарр на посту Модератора; он закончил утверждением, что члены Сферы «без сомнений создали из себя магическую личность» тем самым вторгаясь «как чужеродное существо» в «этот великий Орден»; также он добавил, что поскольку Палмер Томас не принес своих извинений, то он отстраняет его от занимаемой должности Суб-Императора до принесения извинений. В последнем письме, датированным 21-22ым февраля он решительно высказался за резолюцию о группах, которая будет вынесена на Общее Собрание, которая разрешит исключение из тайного круга членов, проводящих любые магические операции, предпринимаемые ими без ведома или вопреки возражению других членов.

Это последнее письмо было удостоено ответа в форме «Заявления Большинства Совета» («Statement by the Majority of the Council»), подписанном Флоренс Фарр и семью остальными. В документе содержалась резкая личностная критика Анни Хорниман и Йейтса а также осуждение Йейтса за отстранение Палмера Томаса как «вопиющего образчика дерзости, перед которым меркнет даже тирания нашего бывшего Парижского Вождя» - тирании, результатом которой стало изгнание Анни Хорниман. Заявление выступало против высокой значимости экзаменов и присвоения градусов: среди Adepti Minores (Адептов Младших): обладание градусом Theoricus (Теоретика) определялось как менее значимое по сравнению с опытом в какой-либо ветви оккультизма. Оно выступало за «систему тщательно организованных групп» и грозило уходом в отставку подписавшихся, если их право на формирование групп будет попрано. На общем собрании 26 февраля 1901 года, проходившим под председательством Перси Баллока, обстановка была значительно более спокойной, чем можно было бы предположить. Резолюция о провозглашении легальности групп, выдвигаемая Маркусом Блэкденом и примирительно объяснённая им, была принята. Решение о необходимости составления новой Конституции было принято единогласно, и комитет, возглавляемый Броуди-Инессом, был сформирован для вынесения предложений по этому вопросу. Значительным большинством голосов Палмер Томас был восстановлен на своем посту, а действия Йейтса – признаны незаконными и несправедливыми.

На следующий же день Анни Хорниман, Йейтс и Броуди-Инесс распространили письмо адептам, объявляя про отставку Йейтса с поста Императора Исиды-Урании; Анни, видимо, уже смирилась со своей отставкой с поста Писца[xii]. Они также настаивали на необходимости конституции, отметив, что «в настоящее время нет правил, обязательных для исполнения вмеси членами Ордена, кроме Клятвы»[xiii]. Йейтс напечатал брошюру «Is the Order of R.R. et A.C. to remain a Magical Order ?» («Остается ли Орден R.R. et A.C. Магическим Орденом?»)[xiv] в которой выразительно излагалось его видение Ордена и распространил ее в Апреле 1901-го года. Он утверждал, что магический орден отличается от сообщества экспериментаторов и исследователей тем, что он является «Существующим Бытием, органической жизнью, содержащей в себе высшую жизнь своих членов». Такое положение может быть сохранено только при условии сохранения традиционного порядка экзаменов и градусов и в частности, почета градуса Theoricus Adeptus Minor (Теоретика Адепта Младшего, которого сам Йейтс еще не достиг) как «нашей связи с невидимыми Градусами». Видение «системы тщательно организованных групп», изложенное в «Statement by the Majority» («Заявлении Большенства») станет причиной деградации Ордена в простое сообщество экспериментаторов и исследователей, члены которого пребывают в своем личном поиске силы и знаний: «кроличьи садки тайных групп».

Броуди-Инесс, как председатель конституционной комиссии, обратился с письмом к адептам, говоря о том, что действующий совет, не является действительно избранным, а только предварительным, и проговаривая возможные формы управления: тремя Вождями, одним Вождем, избираемым Советом или избираемым Советом во главе с тремя Вождями. Письмо завершается утверждением, что Орден руководится Высшими Силами и будет процветать, если все примут волю большинства или же погибнет, если будет не в состоянии сделать этого.

7.3 Бедствие

Несмотря на красноречие Йетса, компания, предпринятая им и Анни Хорниман против тайных групп, оказалась проиграна. Однако вскоре она была спасена весьма неприятным событием. 20-ого сентября 1901-го года мистер и миссис Хорос (или Джексон) были арестованы: оба были обвинены в преследовании трех молодых женщин в аморальных целях, он – в изнасиловании еще одной молодой женщины, а она – в пособничестве и подстрекании к изнасилованию. С момента их прибытия в Англию пара читала лекции в разных городах; Джексоны также размещали в газетах объявления для поиска дам с целью создания семьи. Ответившим по своей наивности мисси Хорос представлялась как мать мистера Хороса. Затем под предлогом инициации в «Орден Теократического Единства» («Order of Theocratic Unity»), используя ритуалы Золотой Зари, украденные у Мазерса, он приступал к соблазнению; иногда миссис Хорос присоединялась к паре в постели. Все деньги и материальные ценности потерпевших были украдены; но когда от одной из молодых женщин поступила жалоба, преступники сбежали из своего Колледжа Жизни и Оккультных Наук (College of Life and Occult Sciences) на Говер-стрит и укрылись в Биркенхеде, где и были арестованы. Сопротивлявшуюся жертву, которая в действительности была изнасилована, звали Дейзи Адамс (Daisy Adams).

Миссис Хорос сама была своим защитником. Присяжные признали пару виновной после десяти минут обсуждения: он был осужден на пятнадцать лет каторги, она – на семь. Хотя следствие и выяснило, что Орден Золотой Зари не имел к данному делу отношения, он все же получил изрядную порцию осмеяния и недовольства общественности. Обряд посвящения был зачитан на открытом судебном заседании; но судья на заключительном заседании не зачитал письмо, полученное им от Мазерса, вероятно по причине наличия весьма обоснованных сомнений в его достоверности[xv].

Многие члены Золотой Зари не смогли вынести публичного осмеяния ордена. Флоренс Фарр и многие другие ушли в отставку в январе 1902-го года. Из восьми, подписавших «Заявление Большенства», осталось всего трое: Генриетта Пейдж, Палмер Томас, мистер и миссис Хантер также покинули свои посты к июню этого же года. Организатор и большинство членов Сферы покинули Орден: группа распалась, а вместе с ней и все движение в поддержку существования групп в ордене. Анни Хорниман и Йейтсу больше нечего было бояться. Уильям Пек, император Храма Амен Ра в Эдинбурге, был настолько напуган скандалом при участии Хоросов, что сжег свои облачения, манускрипты и магический инвентарь; с тех пор храм прекратил свое существование.

В июне Флоренс Фарр присоединилась к Теософскому Обществу и расширила свои познания о Тайных Адептах (Secret Adepts). Она организовала обряд с египетским церемониалом в марте 1903-его, посвятив в них Уэйта[xvi]. Она закончила свой земной путь на Цейлоне до последних дней оставаясь в должности Директора Колледжа для девочек в Джафне (College for Girls in Jaffna).

7.4 Интерлюдия

Анни Хорниман, однако, продолжала оставаться членом Ордена и даже лично вступила в контакт с «Пурпурным Адептом» («Purple Adept»). Более важными были «Солнечные Мастера» («Sun Masters») доктора Р.У.Фелкина, жители астрального плана с которыми с 1902-го года он полагал себя состоящим в контакте. Фелкин был в составе медицинской миссии в Уганде; после получения квалификации в Эдинбурге он должен был стать специалистом в области тропической медицины. Посвященный в Амен Ра в 1894-ом, он прибыл в Лондон в декабре 1896 года и стал членом Второго Ордена. В марте 902-го года Джулиан Бейкер (Julian Baker), сменивший Анни Хорниман на посте Писца, распространил план по реконструкции Ордена вцелом от имени того, что именовалось Временный Совет (Provisional Council). Церемония Corpus Christi больше не имела значения, экзамены во Второй Орден упразднялись, устанавливалось общение с другими оккультными сообществами, членам коих градус Adeptus Minor может быть присвоен без предварительных подготовки и посвящения: Орден мог стать чем-то большим, нежели просто клубом людей, интересующихся оккультизмом[xvii]. Броуди-Инесс решительно выступил против этого плана, который был отклонен на заседании Второго Ордена 3-его мая 1902-го года; но общая конституция, не имевшая альтернативы, была принята. Броуди-Инесс, Фелкин и Перси Баллок были поставлены во главе Ордена на год и обязывались представить новую конституцию на Общем Собрании в 1903-ем[xviii]. В июне 1902-го были выпущены новые правила для Внешнего Ордена, предположительно, их содержание отражало итог заседания 3-его мая[xix]. Они согласовывались с воззрениями Анни Хорниман и Йейтса: назначение троих Вождей Вторым Орденом, строгое соблюдение системы экзаменов; члены ордена должны были соблюдать строжайшую секретность и не позволять загипнотизировать себя. Трое новых Вождей написали Анни Хорниман 21-ого мая, выразив убеждение, что их цели совпадают с их «комиссией по восстановлению исходной Конституции» и прося ее не вступать в индивидуальные противоречия с кем-либо из членов, но адресовать любые ее жалобы им напрямую[xx]. Трое вождей издали манифесты 20 и 26-го июня, говоря и высокой значимости секретности и «единства воли» и изменяя название ордена на «Герметическое общество Моргенрот» (Hermetic Society of the Morgenrothe), так как название «Золотая Заря» стало слишком печально известным[xxi]. 3-его июля Мазерс выслал из Парижа еще одну бесполезную денонсацию «восставшим против моего авторитета», высказывая мнение, что именно они подослали мисси Хорос в Париж и снабдили ее информацией, с помощью которой ей удалось обмануть его; и так же еще раз заявил, что у него был «скрепленный договор» с Уэскоттом. Тем временем Уэскотт общался с Теодором Ройссом (Theodor Reuss), которому он дал полномочия основать ложу Сведенборгианского Обряда и немецкую ветвь Soc. Ros.. Он закончил письмо к Ройссу от 12-го октября 1902-го года словами: «Частное. Помните, что не стоит позволять мистеру МакГрегору Мазерсу с псевдонимом граф Гленстре из Парижа присоединяться к любой из ветвей какого-либо Общества»[xxii].

Анни Хорниман, все еще болезненно переживающая нанесенные ей оскорбления, просила про общественные слушания, которые подтвердили бы ее доброе имя и честность, кои, как она полагала, были подвергнуты сомнению. Три вождя вынесли решение в ее пользу, которое было зачитано на заседании Второго Ордена в июле. Хотя группы Сфера уже не существовало, Анни Хорниман издала еще одну полную денонсацию этой группы, прося разрешения провести изгоняющую церемонию с целью свести на нет ее влияние. И снова Вожди согласились, назначив датой церемонии 11 декабря. Но в феврале 1903-его Анни ушла из Ордена. Она не оставила свою веру в астрологию и практики чтения карт Таро по системе Золотой Зари[xxiii].

После ухода из Золотой Зари, Анни Хорниман посвятила себя работе на благо театра: она основала Театр Эбби (Abbey Theatre) в Дублине, работая над этим проектом с 1904-ого до начала 1910-ого, руководила Театром Гейети (Gaiety Theatre), ставившим английские пьесы, работавший с 1908-го по 1917-ый до распада трупы. Ее отец умер в 1906, оставив ей последнюю часть наследства: она спонсировала оба театра щедро, как и всегда – ее помощь Театру Эббей по приблизительным оценкам составила 10 000 фунтов. Ее ирландские бенефициарии, среди которых был и Йейтс, проявили крайнюю скупость на благодарность в своей неспособности признать, насколько много она для них сделала. Англия сполна удостоила ее общественным признанием и благодарностью: почетная степень Манчестерского университета в 1910-ом и Орден Почета в 1932-ом году являются тому свидетельством. Она умерла в 1937 очень уважаемой леди преклонных лет.

7.5 Фрагментация продолжается

К июню 1902-ого года казалось, что мир в Ордене восстановлен. Однако, вскоре он был вновь нарушен, на это раз А.Э.Уэйтом, до этого момента игравшим лишь незначительную роль. Артур Эдвард Уэйт (Arthur Edward Waite) родился в Бруклине 2-ого октября 1857-го года и был незаконнорожденным сыном матери-англичанки, Эммы Ловелл (Emma Lovell), и отца-американца, Чарльза Фредерика Уэйта (Charles Frederick Waite), капитана дальнего плавания. Капитан Уэйт погиб в море 29-го сентября 1858-го года. Эмма Ловелл вернулась в Англию с двумя детьми, но ее семья встретила ее враждебно. Артур Эдвард прожил оставшуюся жизнь в Англии, где умер в 1942-ом. В 1863-ем году его мать была принята в лоно католической церкви, и он был воспитан в духе этой веры; в молодости Уэйт был очень набожным католиком, но к моменту его совершеннолетия это осталось в прошлом. Он сделал карьеру в качестве переводчика, рецензента и писателя, поэта, его перу принадлежат книги на тематику оккультизма, масонства и розенкрейцерства, а также статьи, посвященные этим и другим вопросам, а также рекламные тексты для Сладкого Молока Хорлика. В 1886-ом он впервые опубликовал перевод Элифаса Леви; в 1892-ом вышел перевод А.П. Мортона (A.P. Morton), профессионального переводчика, «Le Tarot des Bohemiens» Папюса, с неверным названием «The Tarot of the Bohemians» - «Таро Богемы» (должно было быть «Таро цыган» - «The Tarot of the Gypsies»). Второе издание этого перевода, немного отредактированное Уэйтом, также содержащее обширное предисловие его же авторства, но с неисправленным названием, должно было увидеть свет в 1910-ом году. В 1896-ом вышел перевод Уэйта труда Леви «Dogme et rituel de la haute magie» с составленным им биографическим предисловием и под названием «Transcendental Magic: its Doctrine and Ritual» («Трансцендентальная магия: ее доктрина и ритуал»)[xxiv]. Он женился в 1888-ом, в январе 1891-ого – вступил в Золотую Зарю; он достиг высшего градуса Внешнего Ордена, 4°= 7° Philosophus, в апреле 1892-ого и вскоре после этого подал в отставку. 17-го февраля 1896-го он был вновь принят во Внешний Орден, но стал членом Второго Ордена в градусе 5° = 6° только в марте 1899-го.

Вместе со своими друзьями, Палмером Томасом и Маркусом Блэкденом, Уэйт организовали тайный сговор. Они создали «Тайный Совет Уставов» («Secret Council of Rites»), который, по крайней мере на момент создания, должен был включать только их; их устав не был закончен к маю 1903-его[xxv]. Их целью было «получить и осуществлять управление над» рядом оккультных орденов и квази-масонских групп, список которых был составлен: он включал Орден Мартинистов и Первый и Второй Орден Золотой Зари. Работа по захвату орденов должна была проводится независимо; фактически, Тайный Устав направлял бы своих членов другие ордена по восходящей, определяемой им самим. В марте 1903-его Уэйт обсуждал будущее Золотой Зари с Перси Баллоком и узнал про разногласия в их рядах. В апреле он посетил находящегося в уже очень преклонном возрасте преподобного Эйтона и заручился обещанием о сотрудничестве[xxvi].

На Ежегодном Общем Собрании R.R. et A.C. в мае 1903-его Уэйт начал осуществление своего коварного плана, что возымело частичный успех. Трое Вождей представили свой проект Конституции. В нем содержались уступки реформаторам в виде пункта, отменяющего различие суб-классов внутри Второго Ордена; но было также много тех, кто хотел сохранить традиционный порядок. Уэйт, преуспевший в захвате лидерства среди меньшинства Ордена, вначале начал возражать против каждого подпункта, а затем предложил отменить его в полном объёме; хотя большинство проголосовало в пользу обсуждаемого пунтка, он не был принят, так как голосов не хватило до необходимых двух третей. Затем Уэйт внес предложение о том, что две фракции должны сформировать отдельные организации; итогом встречи стали смятение и неразбериха.

Согласно автобиографии Уэйта, но совете было решено, что триумвират не должен оставаться во главе еще на протяжении года[xxvii], но поскольку они не были заменены, то продолжали исполнять свои функции. Впрочем, Перси Баллок ушел в отставку в июне, и остались только двое из Вождей. Согласно дневнику Уэйта, его союзник Блэкден был избран на место Баллок до сбора чрезвычайного заседания[xxviii]. Видимо, чрезвычайное заседание так и не было созвано, поскольку Броуди-Инесс согласился с Уэйтом в письме от 5-го августа, в том, что третий Вождь все еще не был избран должным образом[xxix]. Вместо того, чтобы возложить на Блэкдена временные полномочия, Уэйт нашел более подходящим принять юридическое положение, что двое Вождей сами по себе не являются достаточной властью, и, следовательно, «весь Орден входил в состояние безвластия и неопределенности, в той мере, в которой это касается управляющего органа»[xxx].

Броуди-Инесс, которого Уэйт презирал, вернувшись в Эдинбург после майской встречи, продолжал поддерживать с Уэйтом бесплодную переписку с июля по декабрь. В течении последующих двух месяцев Уэйт изложил пожелания руководимого им меньшинства. Он поставил под сомнение происхождение доктрины Ордена от Третьего Ордена, возразил против экзаменов внутри Второго Ордена, и заявил, что Вождями должны быть масоны; Уэйт и Блэкден стали масонами только в сентябре 1901-го. Учитывая, что его последователи являли собой лишь меньшинство, но заявил, что они видят разделение ордена необходимостью; каждая из групп должна признать независимость и легитимность другой и между ними должен быть подписан конкордат. Имущество ордена должно быть разделено между ними: Уэйт выдвинул предложение, что его группа должна взять принадлежащее Внешнему Ордену, а группа Броуди-Инесса – Внутреннему[xxxi]. Вероятно, это произошло 4-ого июля, так как в этот день группа Уэйта присвоила себе часть имущества Внешнего Ордена[xxxii]. 24-го июля был выпущен манифест с двенадцатью подписями, среди которых были подписи Эйтона, Блэкдена, самого Уэйта, миссис Ранд, миссис Баллок и Джулиана Бейкера[xxxiii]. Он повторяет уже выдвинутые Уэйтом положения, еще раз утверждая, что степени внутри Второго Ордена должны быть отменены или достигаться каким-либо другим путем, кроме сдачи экзаменов, и завершался утверждением, что «мистический путь» был изначальным направлением движения Ордена и практика «низкого оккультизма» («the lower occultism») зародилась в нем с появлением одного (единственного) Вождя. Броуди-Инесс попросил у Уэйта пояснения, что он понимает под этой фразой 8-го сентября[xxxiv]. Очевидно, что под «низким оккультизмом» Уэйт имеет ввиду практическую магию. Уэйт не может быть охарактеризован как маг; но он был оккультистом. Его цель состояла в том, чтобы при помощи использования оккультной символики и церемониала создать замену религии; возможно, той религии, которую он практиковал с таким энтузиазмом в отрочестве.

Тайный Совет совершил свой первый ход и добился частичной победы, к укреплению которой Уэйт продолжил прилагать усилия. Дальнейших усилий по осуществлению своей программы Совет не предпринимал: видимо, Уэйт был больше заинтересован в руководстве тем, что уже захватил. (Он предпринял неудачную попытку возродить Тайный Совет в 1922-ом) Первое заседание Независимого и Очищенного Устава (Independent and Rectified Rite) Уэйта состоялось 7-го ноября 1903-его; на данном этапе к нему присоединились только четырнадцать членов Второго Ордена. Независимый Устав провозгласил о владении Храмом Исиды-Урании; его тремя Вождями были Уэйт, Блэкден и Эйтон. Была написана конституция; миссис Ранд была назначена Протоколистом (Recorder), и миссис Баллок – Казначеем (Bursar). Ко Второму Созыву 16-го апреля 1904-го к ордену присоединились еще восемь членов Второго Ордена, в числе которых был Перси Баллок, и семь членов Внешнего Ордена. Были сохранены существовавшие градусы, но градус 5° = 6° стал единственным во Втором Ордене; Уэйт сразу же приступил к пересмотру ритуалов, хотя и не слишком радикальному. Эйтон был слишком стар, дабы принимать активное участие в руководстве Орденом, так что Уэйт был наделен большой свободой действий.

Многие участники, не симпатизировавшие цели Уэйта и не желающие соглашаться с его главенством, среди которых был Фелкин, Броуди-Инесс и Йейтс, теперь были вынуждены переименовать Орден, в котором они все еще видели подлинного приемника Золотой Зари. Они выбрали название Stella Matutina (Morning Star, Утренняя Звезда); его Храмом Внешнего Ордена, Императором которого было Фелкин, стал Храм Амона. Как и во всех фрагментах, на которые распался Орден, включая Уэйтовский, Внутренний Орден сохранил имя R.R. et A.C.. Теперь образовались три ордена-приемника Золотой Зари. Вероятно, примерно в это же время, преданная Мазерсу фракция под руководством доктора Берриджа взяла себе имя «Alpha et Omega» («Альфа и Омега»), сокращенно A.O.

7.6 Argenteum Astrum

Весной 1904-ого Алистер Кроули обосновался в Болескине. Он познакомился с молодой вдовой, Роза Келли Скерретт (Rose Kelly Skerrett), сестрой Джеральда Келли, и женился на ней. В июле Роза родила Кроули дочь, названную Нуит Ма Ахатхор Геката Сапфо Иезавель Лилит (Nuit Ma Athanoor Hecate Sappho Jezebel Lilith). Но роли мужа, отца и шотландского лэрда не приносили Кроули удовлетворения. В мае 1905-го года он начал очередное кругосветное путешествие. Это было жуткое путешествие. На склоне Канченджанга от оставил своих товарищей-альпинистов, зная, что они погибнут; в Калькутте он застрелил двух нападавших; в Индокитае он отомстил проводнику, выбросив его из седла на камни и колючки. Роза с ребенком сопровождала его в большинстве путешествий, но в апреле 1906-го года он отправил их домой. Он надеялся на связь с Элейн Симпсон в Шанхае; она, будучи замужем, отвергла его ухаживания, но содействовала в магических эвокациях. Жена Кроули не могла найти его, дабы сообщить, что их дочь заразилась тифом. Когда он наконец-то прибыл в Ливерпуль в июне 1906-го то получил известие о смерти дочери. В случившимся он обвинил Розу.

В июле Кроули присоединился к Джорджу Сесилу Джонсу в его доме в Бейзингстоке и они возобновили оккультные исследования. С отъезда в Америку в 1900-ом, Кроули больше не считал необходимым быть причисленным в высших градусам Мазерсом или кем-либо еще: он сам решал вопрос о собственном допуске и так достиг градусов Adeptus Major (Главного Адепта) и Adeptus Exemptus (Адепта Привилегированного). Для Кроули и его учеников такой шаг коренным образом изменил процесс прохождения старших градусов: из движения от градуса к градусу в иерархически организованном Ордене, санкционируемом вышестоящим в нем, путь стал личным паломничеством в магическом адептстве, в котором личность сама выносит суждение о ценности каждого шага. Кроули и Джонс приступили к созданию плана своего магического Ордена. Организация была названа «Argenteum Astrum» (Silver Star, Сияющая Звезда)[xxxv]. Новый орден удостоился священного писания, которое Кроули получил для него, находясь в «высшем трансе», произведя около дюжины документов[xxxvi].

A.A. в итоге была основана Кроули в 1907-ом году; он также использовал ритуалы Золотой Зари. В июле 1908-го Кроули написал Уэскотту, требуя сделать Зашифрованный манускрипт публичным под страхом опубликования Кроули «полного отчета обо всем взаимодействии от дня Sapiens Dominabitur Astris до нынешнего момента»; он не получил ответа. Кроули снова написал на эту же тему Уэскотту: «мне велено сказать Вам: «ноги молодых мужчин у порога, и им должно вынести тебя»»[xxxvii].

В марте 1909-го Кроули в качестве официального органа начал два раза в год публиковать журнал, озаглавленный «The Equinox» («Равноденствие»), для обозначения даты его выхода. Джонс, Беннетт и Фуллер стали его регулярными спонсорами. Джон Фредерик Чарльз Фуллер (John Frederick Charles Fuller) был капитаном армии, отправленным домой из Индии для поправки здоровья после брюшного тифа. Исследования индуизма и йоги пробудили в нем интерес к мистическому опыту. Он присоединился к A.A. приняв девиз «Per Ardua» («Through Hardships», «Сквозь трудности»). Увлеченный живописью, он создавал графическое оформление «The Equinox» а также красочные иллюстрации оккультных диаграмм и орнаментов, предназначавшихся для храма Серебряной Звезды[xxxviii]. Предположительно авторству Фуллера принадлежит «The Temple of Solomon» («Храм Соломона»), бесконечно сериализированная биография Кроули в «The Equinox». Также он написал «The Star in the West: A Critical Essay upon the Works of Aleister Crowley» («Звезда на Востоке: критическое эссе на работы Алистера Кроули»1907) и полную «Biblioteca Crowleyana» (посмертно опубликованной в 1966).

Роза Кроули не сомневалась, что магия ее мужа становится все более зловещей и порочной. Надежды на счастливую семейную жизнь рухнули. Рождение второй дочери, Лолы Зазы, не сделало Алистер Кроули верным мужем. Роза стала зависима от алкоголя и в 1909-ом она развелась с Кроули по причине адюльтера. На протяжении двух лет она пребывала в санатории. Черствость Кроули к Розе стала причиной, по которой ее брат Джеральд отвернулся от него.

A.A. стала четвертым фрагментом Золотой Зари, основанным союзником Мазерса в первоначальном споре. Интерпретация Таро Золотой Зарей была одним из важнейших компонентов ее тайного учения; сейчас это знание было разделено между четырьмя группами.



[i] Howe 1972a, p. 226, Harper 1974, p. 218.

[ii] «Если его обвинения в фальсификации правдивы, он сознательно и в течении многих лет использовал этот подлог для поддержания своего авторитета в качестве Вождя; если обвинения лживы, то он повинен в клевете на того, с кем был связан самой торжественной клятвой братства и верности», подробнее у Howe 1972a, p. 228.

[iii] Несогласные перечислены у King 1989, p. 69n. полковник Веббер Смитт постоянно упоминается у King, и один раз у Howe, как ‘Col. Webber’. Общее Собрание 21-ого апреля не следует путать с Комитетом 29-ого марта, как это сделано у King; подробнее Howe 1972a, p. 215.

[iv] Gilbert 1987a, p. 113.

[v] Harper, pp. 219-20.

[vi] Howe 1972a, p. 228, Gilbert 1986, pp. 73-8.

[vii] Harper, pp. 276-7, Gilbert 1986, pp. 57-8.

[viii] Gilbert 1986, p. 40.

[ix] Howe 1972a, p. 237.

[x] В первом открытом письме адептам Йейтс заявил, что из одинадцати членов Совета семь принадлежали к «группе двенадцати», видимо подразумевая Сферу, один – к небольшой группе того же лидера (Флорен Фарр), и один состоит в браке с членом этой же большой группы. Из отчета Анни Хорниман «Account of the Executive Difficulty» мы можем сделать вывод, что членом малой группы была миссис Рина Фулхам-Хьюз (Mrs Reena Fulham-Hughes) а также из этого отчета и письма Йейтса – что состоявшим в браке с участником группы была миссис Фелкин. Более трудным является установить других участников. Восемь голосовали по итоговой резолюции, миссис Фелкин воздержалась, миссис Ранд и миссис Пейдж ушли ранее; но Палмер Томас, хотя он и не был избран в Совет, присутствовал.

[xi] Их, как и многие другие интересные документы, Вы сможете найти в приложении к Harper 1974.

[xii] Они подписались как «бывший Писец» и «бывший Император Исиды-Урании», Броуди-Инесс – как «бывший Император храма Амен-Ра», но в его случае следует отметить, что он занимал этот пост уже на протяжении нескольких лет. В то время храм Амен-Ра подчинялся Мазерсу.

[xiii] То есть Клятвы, приносимой каждым членом при допуске к градусу Adeptus Minor и повторяемой Руководящим Адептом (Chief Adept) от имени всего Второго Ордена на церемонии Corpus Christi.

[xiv] Harper 1974, pp. 259-70.

[xv] Gilbert 1997, pp. 13-15.

[xvi] Этот ритуал известен как S.O.S.; Gilbert 1997, p. 147.

[xvii] Gilbert 1986, pp. 62-6.

[xviii] Howe 1972a, p. 242, Gilbert 1983a, p. 43. King 1989, p. 94, утверждают, напротив, что триумвират первоначально состоял из Броуди-Инесса, Перси Баллока и Маркуса Уорсли Блэкдена, но Баллок вскоре ушел в отставку и его место занял Фелкин; также они были избраны на второй год. Ни одно из приведенных допущений не кажется достоверным.

[xix] Harper 1974, pp. 278-82.

[xx] Harper 1974, pp. 283-4.

[xxi] Harper 1974, pp. 285-9.

[xxii] Письмо является одним из нескольких, чьи фотокопии приведены в Appendix IV in Lady Queenborough, Occult Theocrasy, 1933; мы обязаны Gilbert 1983c, p. 9. Баронесса Квинсборо, Эдит Стра Миллер Пейдж, (Baroness Queenborough (Edith Starr Miller Paget)) умерла в 1933, и две части ее «Occult Theocrasy» были опубликованны посмертно для частного использования под егидой Международной Лиги Исторических Исследований (International League for Historical Research). Они были переизданы в 1968-ом году Hawthorne, Calif., by the Christian Book Club of America

[xxiii] Colquhoun 1975, p. 58, утверждает, что около 1920-ого года она принадлежала к Христианской Теософской группе, Quest Society, к которой также принадлежала Мойна Мазерс.

[xxiv] А также второе издание «The Mysteries of Magic».

[xxv] Gilbert 1987a, pp. 172-6.

[xxvi] Gilbert 1987a, p. 117.

[xxvii] Waite 1938, p. 228.

[xxviii] Подробнее у Gilbert 1987a, pp. 117-18. Гилберт цитирует запись из дневника Уэйта от 3-его мая 1903-г года, но очевидно, что запись была сделана после этой даты, так как, говоря о Баллоке, там приводится фраза «он был Вождем в тот момент, но сейчас ушел в отставку». По утверждению Уэйта, орден находился в состоянии неопределенности с момента смерти Вудмана в 1891-ом году, но больше никто не указывает на это.

[xxix] Gilbert 1987a, p. 119.

[xxx] Из письма к Броуди-Инессу от 1-го августа 1903-его; подробнее у Howe 1972a, p. 253. Уэйту настолько понравилась эта фраза, что он повторил ее в письмах от 7-го и 18-го ноября (ibid., pp. 254-5).

[xxxi] Gilbert 1987a, p. 118.

[xxxii] Stoddart 1930, p. 86 ссылается на рукописную историю Ордена Фелкина, содержащую упоминание об изъятии имущества. Gilbert 1983a, p. 69, ссылается на «государственный переворот Уэйта 4-го июля» без пояснения, в чем это проявилось, ничего не сказанно об этом и в Gilbert 1987a. Уэйт ссылается на эту дату в письме к Броуди-Инессу от 18-го ноября, в котором говорится, что конкордата была согласованна с Фелкиным «до 4-го июля».

[xxxiii] Gilbert 1987a, pp. 177-9; Gilbert 1983a манифест перепечатан как Appendix G.

[xxxiv] Howe 1972a, p. 254.

[xxxv] Colquhoun 1975, p. 204, пишет, что название «Серебрянная Звезда» носил Внутренний Орден Золотой Зари. Это отрицает Израиль Регарди, принадлежавший к Stella Matutina. Он убедительно настаивает на том, что Кроуи заимтсовал это название у карты Таро Папеса (Popess), которая была известна посвященным под названием «The Priestess of the Silver Star» - «Жрица Серебрянной Звезды»: подробнее Regardie 1970, p. 359.

[xxxvi] Все приведены в Crowley 1983.

[xxxvii] Gilbert 1997, pp. 89-90.

[xxxviii] Иллюстрации приведены у King 1987, p. 127. Полностью « Equinox» был перевыпущен в десяти частях и теперь представлен Samuel Weiser, York Beach, Maine.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики