Поделиться
08.06.2016 Автор:

Рональд Декстер

История оккультного Таро

Глава 9

Тайные Вожди и Таро Кроули-Харрис

9.1 Жизнь осколков Золотой Зари

До разразившегося кризиса общение с Тайными Вождями было функцией исключительно Мазерса. После распада Золотой Зари, Stella Matutina, пребывающая практически единолично руководимая доктором Р.У. Фелкином (R.W. Felkin) с пылким рвением пыталась восстановить контакт с ними. С 1906-го да контакт с Тайными Вождями установился при помощи техники автоматического письма[i]. Озабоченный полномочиями Золотой Зари, Фелкин стремился устроить встречу «во плоти» немецких Розенкрейцеров и членов Третьего Ордена. С этой целью он посетил Германию в 1906-ом, но поездка не принесла каких-либо значимых результатов. Повторную попытку он предпринял в 1908-ом в компании второй жены, и на этот раз поверил, что ему удалось «встретится с несколькими членами Третьего Ордена». Примерно в 1908-ом он установил контакт на астральном плане с «арабским учителем» Ара Бен Шемешем (Ara Ben Shemesh). В 1909-ом на астральном плане было передано сообщение от Тайных Вождей с требованием к членам Второго Ордена подписать обязательство в том, что они всецело верят в подлинность сообщений и коммуникации, учения и ритуалов Ордена. В Берлине в 1910-ом Фелкин встретился с Рудольфом Штайнером (Rudolf Steiner), который с 1902-го занимал должность Генерального Секретаря Немецкого Отделения Теософского Общества, а также входил в квази-масонский Устав Мемфиса и Мицраима (Rite of Memphis and Misraim). Великим Мастером которого в Германии и Австрии был Теодор Ройсс (Theodor Reuss)[ii]; в 1912-ом он разорвал связи с Теософским Обществом и создал свое Антропософское Общество (Anthroposophical Society). Фелкин полагал Штайнера розенкрейцером; эта информация представляется достоверной, так как примерно в это же время Штайнер прошел обряд посвящения, предполагающий, что он являлся таковым. По возвращению в Англию в 1910-ом Фелкин отправил своего друга, Невилла Милкина (Neville Meakin) в качестве своего заместителя для проведения переговоров со Штайнером. Интересно, что Фелкин сотрудничал с Уэйтом при первом посвящении Милкина в градус Adeptus Minor 5° = 6° и Уэйт в то время был обладателем градуса Adeptus Exemptus 7° = 4, которого изначально были удостоены Три Вождя.

В 1907-ом Фелкин и Уэйт подписали Конкордат, устанавливающий дружественный нейтралитет между Stella Matutina и Независимым и Очищенным Уставом (Independent and Rectified Rite) и вводящий запрет на переманивание друг у друга участников; полный состав членов был известен Вождю каждого из орденов и общие списки членов, находящиеся тогда во владении Фелкина должны были находится в совместном использовании. В 1910-ом Конкордат оказался под угрозой разрыва со стороны Уэйта, который узнал, что Фелкин не является единственным, как он полагал, Вождем Stella Matutina, но Броуди-Иннес также обладает схожей властью, но вопрос был улажен[iii]. В этом же году Уэйт опубликовал свою редакцию ритуалов; его вариант ритуалов также использовался с того времени в Stella Matutina [iv].

Эйтон, в конечном итоге переехавший в Саффон-Уолден в графстве Хартфордшир умер там в первый день нового 1909-го года. Полковник Уэббер (Смит) (Colonel Webber (Smith)) был назначен на его должность[v]; но вряд ли это обстоятельство стало большой помехой для Уэйта. В начале того же года Блэкден женился и вернулся в Хэмпшир, где он жил со своей женой в Нью-Форесте[vi]. Таким образом, Уэйт максимально приблизился к единоличному руководству. В 1912-ом Фелкин, подстрекаемый Броуди-Иннесом, отменил Конкордат с Уэйтовским Независимым Уставом[vii]. Когда Уэйт перерабатывал ритуалы Внешнего Ордена во время основания своего Независимого и Очищенного Устава (Independent and Rectified Rite) его намерение состояло в том, чтобы приблизить их к наброскам из Зашифрованного Манускрипта. Теперь он вновь обратился к Зашифрованному манускрипту и пришел к выводу, что «он был создан с целью обмана»; по этой причине он приступил к еще более радикальной ревизии обрядов в 1914-ом[viii]. Многие участники высказали свои возражения; среди них также был Блэкден, появившийся на сцене дабы выступить в защиту Зашифрованного манускрипта с ошеломительной теорией о том, что он произошел от египетских манускриптов. После этого Уэйт распустил Устав. Он основал новую группу под названием Братство Розового Креста (Fellowship of the Rosy Cross) в последовавшем году, освятив его Храм Сальватора Мунди (Salvator Mundi Temple) 9-го июля 1915-го. Только десять членов Независимого и Очищенного Устава (Independent and Rectified Rite) остались верны Уэйту; к ним присоединились десять новых рекрутов. У F.R.C. был только один глава – Уэйт, именуемый Императором. Он сохранил систему градусов, которые теперь были разделены на четыре Ордена; третий соответствовал Второму Ордену в прошлом, а четвертый так никогда и не начал свою деятельность. Братство вне всяких сомнений было христианским и скорее мистическим, чем магическим; ритуалы вновь были пересмотрены и из них были исключены все элементы, связанные с Египтом или язычеством. Помимо градусов связи с Золотой Зарей почти не осталось. Деятельность F.R.C. была прекращена во время Второй Мировой войны, но возобновилась и продолжается по сей день.

Фелкин посетил Германию повторно в 1912 также в сопровождении жены. По утверждению супругов, они посетили пять розенкрейцерских храмов и были удостоены градусов 8° = 3° и 7° = 4°или их эквивалентов соответственно. Как Magister Templi Фелкин теперь обладал высшим градусом, чем тот, о котором когда-либо заявлял Мазерс; даже Невилл Милкин, заместитель Фелкина, был удостоен в Германии градуса 6° = 5°[ix]. У.Б. Йейтс достиг суб-градуса Theoricus Adeptus Minor (Теоретика Адепта Младшего) только в июне 1912-го; его сертификат был подписан Фелкиным и Уэскоттом, который явно был не прочь периодически сотрудничать со Stella Matutina. В целом, теперь присваивались более высокие градусы, чем было предусмотрено изначально. После возвращения в Германию, Фелкин, опираясь на обряды, в которых участвовал во время путешествия, разработал обряды для допуска в градусы Adeptus Major (Младшего Адепта), Adeptus Exemptus (Адепта Привелигерованного) и Magister Templi (Магистра Храма), в то время как Мазерс снабдил Броуди-Иннеса ритуалами к первым двум[x].

Броуди-Иннес питал все меньше симпатии к немецкой деятельности Фелкина и все скептичнее относился к его предполагаемому контакту с Тайными Вождями. В декабре 1910-го он прибыл в Храм Амен Ра в Единбурге. Рассматривая Мазерса как истинную связь с Третьим Орденом и убедившись, что ожидать от него противодействия больше не стоит, Броуди-Иннес примерился с ним в 1912-ом году. Храм Исиды доктора Бэрриджа был сокрушаем раздором и пал в 1914-ом[xi]; сам Бэрридж покинул мир живых в 1920-ом[xii]. Признавая верховенство власти Мазерса, Броуди-Инесс стал Praemonstrator нового Храма Альфы и Омеги (Alpha et Omega Temple) в Лондоне. Эти храмом руководила Майя Кертис-Уэбб (позже миссис Трэнчел-Хэйес (Mrs Tranchell-Hayes)) и власть Броуди-Иннеса все еще признавалась в нем в 1919-ом. В 1919-ом Уэскотт покинул Англию дабы поселится в Южной Африке, где скончался от болезни Брайта 30 июля 1925-го.

По возвращении из Германии в 1912-ом, Фелкин с семьей посетил Новую Зеландию, где он создал новый храм Stella Matutina. Он предполагал, что Милкин возглавит Храм Амуна (Amoun Temple), но Милкин внезапно умер осенью того года. Фелкин вернулся в Англию, но в 1914-ом вновь отправился в Германию в сопровождении мисс Кристины Мэри Стоддарт (Miss Christina Mary Stoddart), которая достигла высокого положения в лондонском Храме. На этот раз Фелкин верил, что им будет показана гробница Кристиана Розенкрейца, в реальности существования которой он был твердо убежден. Также в путешественниках жила непоколебимая вера в то, что Кристиан Розенкрейц скоро вновь явит себя миру во плоти. Они были настолько поглощены этими мыслями, что не заметили приближения войны. Им удалось вернуться из Германии в Англию во время войны; мисс Стоддарт отбыла за двенадцать дней до объявления войны.

Для Stella Matutina это был период расцвета: в 1915-ом году во внешнем Ордене состояло 83 члена, во внутреннем – 40. Йэйтс достиг градуса 6° = 5° в 1914-ом[xiii]. В 1916-ом Фелкин учредил три новых храма: Храм Гермеса в Бристоле, Храм Мерлина (Merlin Temple) для беженцев из прекратившего свое существование Независимого Обряда Уэйта и Тайный Коллежд (Secret College) – только для членов Soc. Ros. Он также опубликовал новую конституцию и назначил мисс Стоддарт, Преподобного Уилла Ризона (Reverend Will Reason) и Преподобного Ф.Н. Хейзелла (Reverend F.N. Heazell) Совождями Храма (Joint Chiefs of the Temple); затем он навсегда отбыл в Новую Зеландию. Хотя Фелкин и пытался руководить делами Храма Амуна на расстоянии, там также вскоре поселился раздор. Когда в 1919 Ризон объявил о своем желании уйти, мисс Стоддарт, которая была Императриксом Храма (Imperatrix of the Temple)[xiv] предложила кандидатуру У.Б. Йейтса на освобождающееся место Вождя (Chief), но Фелкин утвердил вместо него доктора Хаммонда (Dr Hammond). В 1919-ом споры обрели такую остроту, что Храм пришлось закрыть[xv]. Основным предметом споров была власть Фелкина. Многие члены оставались верны ему, но мисс Стоддарт ушла в жесткую оппозицию. Она заразилась той же болезнью, от которой страдал и сам Фелкина, но в более опасной форме: она рьяно погрузилась в «исследования» относительно истинных истоков и природы Ордена. Она хотела в одиночку вернуться в Германию дабы выяснить характер контактов Фелкина там, но ее усилия в этом направлении так никогда и не увенчались успехом. Доктор Хаммонд предложил ей уйти в отставку, но она не покинула поста пока не нашла ответы на свои вопросы.

Мазерс умер от гриппа в Париже в 1918 году. В следующей году его вдова Мойна вернулась в Лондон и основала второй Храм альфы и Омеги (Alpha et Omega Temple) в Лондоне, Вождем которого она была. Храм был независим, но поддерживал дружеские отношения с Храмом Альфы и Омеги Броуди-Иннеса[xvi]. Однако, как лихо подметила Дион Форчун: «плащ Илии необязательно снизойдет на миссис Иллию»[xvii]. Нельзя сказать, что Мойна Мазерс руководила Храмом с большим успехом; она расходовала много энергии на привлечении новых членов в США, что было весьма неразумно[xviii].

Дочь Фелкина пребыла в Лондон в 1920-ом году, посетив доктора Штайнера (Dr Steiner) в Германии. Целью ее визита было «разрешить кризис в Лондонском Храме» путем восстановления авторитета ее отца, но ее непоследовательное поведение, в котором смешались нерешительность и властность, было настолько сбивающим с толку, что в конечном итого она осталась ни с чем. Она заявила, что Фелкин изгнал миссис Стоддарт и, следовательно, та больше не может оставаться на своем посту, однако изгнание будет приостановлено, дабы миссис Стоддарт имела возможность изложить обстоятельства своего дела. Встреча Второго Ордена (в котором в 1922-ом году было 45 членов) в конечном итоге была назначена на 23 апреля 1921-го с целью провести плебисцит определяющий, признают ли члены ордена власть Фелкина или же последуют за миссис Стоддарт, которая ожидаемо осудила и встречу, и плебисцит как неконституционные. Вопрос о будущем Ордена оставался открытым, однако, комиссия из трех человек приступила к рассмотрению вопроса о «континентальном источнике» власти Фелкина и его учения; в начале мая мисс Фелкин вернулась в Новую Зеландию. Состав комитета весьма занимателен: наряду с Карнеги Диксоном (Carnegie Dickson), оппонентом миссис Стоддарт, и миссис Макрей (Mrs Macrae), ее подругой, в него также входил Броуди-Иннес, который не верил в существование фелкиновских немецких розенкрейцеров[xix]: комитет является одним из примеров сотрудничества приверженцев разных фрагментов Золотой Зари. Остается неизвестным, предоставил ли отчет этот комитет. Диксон пытался разучится поддержкой Броуди-Иннеса в борьбе за документы и имущество Ордена против миссис Стоддарт; но Броуди-Иннес отказался от такого сотрудничества. У.Б. Йейтс покинул Орден в 1923-ем, отмечая в своей автобиографии появление в Ордене «ссоры, причиной которой был мужчина, достойный в других отношениях, утверждавший о наличии санкции розенкрейцеров на его фантазии»[xx]. Складывается впечатление, что ветвь Stella Matutina, объединённая вокруг Храма Амуна, не долго просуществовала после его ухода[xxi].

Подобно родительскому Ордену, причиной распада его его фрагментов также явилась фальшивая основа Золотой Зари. Мазерс отрицал, что Уэскотт действительно состоял в контакте с немецкими розенкрейцерами и поставил под сомнение подлинность Зашифрованного манускрипта. Уэйт, убедившись в том, что Зашифрованный манускрипт действительно был подделкой, распустил свой Обновленный Обряд (Rectified Rite). Фелкин попытался поставить дело на верный путь и лично установить связь с немецкими членами Третьего Ордена и убедил себя, что его замысел увенчался успехом. Миссис Стоддарт, пытавшаяся раскрыть тайну в рамках своего «расследования» в конечном итоге получила еще более нелепые ответы, для которых она выстроила безумные антисемитские фантазии, в терминах коих она наконец-то смогла объяснить то, чего не могла понять. К концу 1921-го она пришла к выводу, что Stella Matutina и другие оккультные ордены были орудиями зла. Миссис Стоддарт все еще верила в астральную коммуникацию, но она устанавливалась, по ее мнению, не с Тайными Вождями, а с высшей и незримой иерархией Каббалистических Евреев, которые использовали оккультные ордена в своих целях захвата мира. Она покинула Орден с чувством облегчения и в 1930-ом опубликовала книгу «Light-Bearers of Darkness» («Светоносцы Тьмы») под псевдонимом «Inquire Within» («Вопрошая Изнутри»), в которой она излагала свои безумные теории, а также историю Stella Matutina, частично полученную от Фелкина.

Распалась только лондонская ветвь Stella Matutina, Храм Гермеса в Бристоле, как и сам Орден, продолжал функционировать до 1960-ых[xxii]. Все трое изначальных Вождей Храма Гермеса были женщинами, наиболее влиятельной из которых была миссис С.Е. Хьюз (Mrs C.E. Hughes), больше известная как Хоуп Хьюз (Hope Hughes). В 1960-ых, когда Храм прекратил свою деятельность, тремя его Вождями были вдовец Хоуп Хьюз Дональд, вдова Карнеги Диксона и миссис Бингхем-Холл (Bingham-Hall)[xxiii].

Орден Альфы и Омеги (Order of Alpha et Omega (A.O.)) просуществовал до 1930-ых. Броуди-Иннес умер в 1923-ем и Храм Амен-Ра (Amen-Ra Temple) в Эдинбурге был закрыт. Когда Мойна Мазерс умерла в 1928-ом, контроль над лондонским храмом, которым она руководила, перешел в руки Э.Дж. Лангфорд-Гастрина (E.J.L. Garstin), в то время как Майя Трэнчел-Хэйс руководила наследием Броуди-Иннеса.

9.2 Книга Закона

В 1912 Кроули посетил Теодор Ройс (Theodor Reuss), который в то время был Frater Superior или Внешним Главой (Outer Head) Ордена восточных Тамплиеров (O.T.O., Ordo Templi Orientis), немецкого братства, основанного примерно в 1904-ом и связанного с Орденом Мартинистов (Martinist Order), в котором председательствовал Папюс. Изначальный Орден Тамплиеров (Order of Knights Templar) был жестоко репрессирован королем Франции Филиппом IV в начале XIV столетия; его Grand Master (Великий Мастер) Жак де Моле (Jacques de Molay) был сожжен на костре в 1314-ом. Орден был дискредитирован при помощи ложных слухов о гомосексуальных оргиях, сношениях с демонами и скотоложстве, совершаемых в почитание таинственного идола именем Бафомет. В XVIII столетии множество масонских групп утверждали, что связанны с Тамплиерами. O.T.O. провозглашали, что они восстановили тайны Тамплиеров: отнюдь не отвергая слухи как клеветнические, O.T.O. успешно приняло утверждение о том, что секс является эффективной магической техникой. В 1912-ом году его журнал прямо заявил:

Наш орден обладает КЛЮЧОМ, открывающим все масонские и герметические тайны, коим является учение о сексуальной магии, и это учение объясняет без исключения все секреты Природы, весь символизм Масонства и все религиозные системы[xxiv].

Согласно собственному отчету Кроули[xxv] о визите Ройса, тот посетовал ему на то, что труды Кроули были явно заимствованы у O.T.O. и возражал против того, что Кроули разглашает их Высшую Магию; такое разглашение предположительно имело место в «Книге Лжей» («Book of Lies») Кроули. Кроули утверждал, что еще не был посвящен во внутренние секреты Ордена, но был бы рад подобному опыту; сексуальная магия практиковалась только VII0, VIII0 и IX0 градусами, которых Кроули не достиг. Ройс посвятил его в градус IX0 O.T.O. Эта история, неправдоподобная сама по себе, опровергается тем фактом, что «Книга Лжей» не была опубликована до 1913-го[xxvi]. В недавно вышедшей в свет книге Джеральда дель Кампо (Gerald del Campo) опровергает эту историю и рассказывает еще более интересную[xxvii]. Согласно дель Кампо, когда Ройс встретил Кроули он дал ему допуск в VII0 градус O.T.O. в знак его поддержки в конфликте с Мазерсом, стремящимся в то время получить судебный запрет на дальнейшие публикацию и распространение материалов Золотой Зари. Кроули продвигался по градусам VII0, VIII0 и IX0 с 1910 по 1912-ый годы[xxviii], в котором Ройс присвоил ему градус X0 с целью возрождения слабеющего интереса к O.T.O. Градус X0 является всецело административным, его удостаивался глава каждой секции Ордена[xxix]; итак, в 1913-ом Кроули стал Главой Mysteria Mystica Maxima (Chief of the Mysteria Mystica Maxima (M.M.M.)), английской ветви O.T.O. с титулом Высочайшего и Святого Короля Ирландии, Иона и всей Британии в рамках Священного Гнозиса (Supreme and Holy King of Ireland, Iona, and all the Britains that are in the Sanctuary of the Gnosis) и принял магическое имя Бафомет.

В 1913-ом Кроули опубликовал запись визионерского опыта, пережитого им годами ранее. Во время медового месяца в 1904-ом он и Роза останавливались в Каире. Роза загадочно утверждала, что воспринимает мысли Гора, бога Древнего Египта, о котором ничего не знала. В Каирском Музее она опознала его, указав на соответствующий идол. Она сказала своему мужу, что Гор желает общаться, Кроули только необходимо было дождаться полудня 8, 9 и 10 апреля в своем кабинете. Кроули подобающим образом принял загадочного посетителя по имени Айваз (Aiwaz), который был, по мнению Кроули, одним из долгожданных Тайных Вождей и не меньше, чем Гор лично. Айваз, как позже понял Кроули, был его собственный высшим гением и, возможно, Ангелом Хранителем. С этим ангелом можно было вступить в контакт при помощи магии Абра-Мелина (Abra-Melin). В учении Золотой Зари Тайные Вожди отличны от Ангелов Хранителей, а также, и первые и вторые, безусловно, отличны от Гора; однако, Кроули встретил всех троих в одном лице.

Общение, прошедшее в формате трех часовых сессии привело к созданию Liber Legis ( «Книги Закона», «The Book of the Law»)[xxx]. Liber Legis содержит не личные высказывания Айваза (или Гора, также называемого Hoor-pa-kraat) или Чио Хана (Chioa Khan (или Кроули, также называемого Ra-hoor-khuit)) но свидетельства Богини Нуит (Goddess Nuit) и ее супруга Хадита (Hadit). В книге также цитируется жреческий писец Ankh-f-n-Khonsu (АНХ-Ф-Н-ХОНСУ, что означает: «Его жизнь – Хонсу (in Khonsu) [бог луны]»). Кроули знал, что это имя священника с окрашенной стелы из Каирского Египетского Музея (Boulaq Museum). Артефакт привлек его внимание так как носил номер 666, число Зверя Апокалипсиса. Впоследствии Кроули предположил, что в одном из своих прошлых воплощений был Ankh-f-n-Khonsu (АНХ-Ф-Н-ХОНСУ). Вдумчивый читатель поймет, почему Кроули провел всю свою дальнейшую жизнь в попытках найти смысл в крайне сложной передаче от жреца, ангела, бога и богини. Нуит персонифицирует бесконечную окружность (небо и космос), Хадит – бесконечно малый центр (звезда, самость, луч Света)[xxxi]. Основной текст предрекал Эру Гора, новую религию, которая заменит все прочие. Вечную Нуит, видимо, воспринимал и Рабле, советовавший: «Fay ce que vouldras» («Делай, что желаешь», англ. «Do What You Will»), закон Нуит гласит: «Твори свою Волю» («Do what thou wilt»). Она повелевает Кроули основать новую религию, элитное движение высокоразвитых «Телемитов». И снова термин исходит от Рабле, чей герой Гаргантюа основал Телемитское Аббатство, где традиционные христианские ценности были намеренно обращены в свою противоположность. Название «Телема» происходит от греческого thelema, что означает «воля, желание» (англ. «will»). (Нуит и Хадит, как и Кроули, хорошо владели английским языком, а также знали иврит, латынь и греческий) Другие ключевые образы Liber Legis: Зверь (Beast), Багряная Жена (Scarlet Woman), и тот, кто придет за Зверем его ребенком. Существую также намеки на Таро, некоторые козыри которого вовлечены в нумерологические головоломки, исходящие от Айваза. Имя «Айваз» («Aiwass») в еврейской нумерологии обладает значением 93, число, часто повторяющееся в таинственных вычислениях Кроули. Позже он использовал альтернативное написание – «Aiwass», которое, согласно греческой нумерологии преобразуется в 418, число Телемитского движения.

Кроули написал Мазерсу дабы сообщить, что Тайные Вожди назначили его, Кроули, зримым главой Ордена Золотой Зари с новыми полномочиями. Мазерс не удостоил это письмо ответом, что неудивительно, и с тех пор Кроули стал считать его своим злейшим врагом. Предположительно между этими двумя проходила длительная магическая дуель. История не содержит записей о разорениях, обрушившихся на Мазерса когда Кроули наслал Везьвевула и 49 других демонов покарать его в парижской квартире, но Кроули почувствовал себя реабилитированным. Теперь он был верховным магом.

Алистер Кроули не может быть понят без принятия того, что хотя он и обращался с другими людьми, да и со всем остальным миром, с бессердечным легкомыслием, он абсолютно серьёзно относился к своей магии: его магия была амальгамой из того, чему он научился у Мазерса, в Золотой Заре и из книги Абра-Мелина, сексуальной магии, познанной в O.T.O., и того, что он постиг самостоятельно, изучая Книгу Закона. Его популярность, подогреваемая судебными разбирательствами, росла, и это препятствовало притоку новых членов в Argenteum Astrum. Сначала он рассматривал членов M.M.M., с которых взымались непомерные членские взносы, как поле для поиска новых членов А.А., но новые претенденты на членство в А.А. направились в М.М.М[xxxii]. в конечном итоге А.А. прекратил всю деятельность в Англии, хотя сам Орден продолжал существовать еще долгие годы, и видимо все еще существует в Калифорнии; он принял практику чередования пятилетнего Периода Молчания и пятилетнего Периода Слова[xxxiii]. «Equinox» стал органом О.Т.О. , также как и А.А. Итак, к 1915-ому году только два фрагмента Золотой Зари все еще были активны в Великобритании.

9.3 Дальнейшая карьера Алистера Кроули

Кроули и Нойбург были вместе в Париже в конце 1913-го. В течении шести недель они практиковали сексуальные ритуалы дабы воззвать к планетарным богам, этот период был назван «парижской работой». Кроули полагал Нойбурга психически неустойчивым и пытался руководить им. Но, согласно Кроули, Нойбурга сломил «окончательный срыв», который Кроули списал на «врожденную расовую трусость» Нойбурга, намекая на его еврейские корни[xxxiv]. На самом же деле Нойбург неожиданно получил финансовые средства, которые отказался разделить с Кроули, и это обстоятельство ознаменовало собой конец их дружбы.

В начале Первой Мировой Войны британские и европейские зрители потеряли интерес к фривольным спектаклям Кроули. У него не было профессии и он исчерпал свое наследство. Хотя его ученики платили от случая к случаю и иногда продавались книги, его финансовое положение было неустойчивым. Он переехал в Соединенные Штаты. Лейла Уоддел последовала за ним, но вскоре покинула Кроули. В Нью-Йорке он редактировал анти-британскую пропаганду; он втерся в доверие к симпатизирующим Германии благодаря своим претензиям на роль недовольного ирландца.

Получая финансирование преимущественно от членов О.Т.О. он путешествовал по США и Канаде. Он повысил себя до градуса 9° = 2° Magus с именем «To Mega Therion» («The Great Beast», «Великий Зверь»). Это повышение было достигнуто в 1916-ом году в коттедже недалеко от Бристоля, штат Нью-Гемпшир, где Кроули крестил лягушку как Иисуса Христа, затем распял и съел ее[xxxv]. Такое жестокое ребячество не представляется способствующим привлечению учеников: удивительно, что многие мужчины и женщины искали не только его общества, но и сексуального внимания. Одним из новых партнеров – или жертв – Кроули стала школьная учительница Лия Хирсиг (Leah Hirsig)[xxxvi]. Она соответствовала пророчеству Айваза о том, что Кроули будет обладать «Багряной Женой». Под этим термином скорее понималась не одна женщина, а некая должность, которую разделяли несколько женщин, иногда одновременно. Лия звалась Алостроэль (Alostrael, «лоно Божье» или «Грааль Божий») а также Обезьяна Тота (Ape of Thoth, священное животное Тота, его помощник). Она зачала ребенка Кроули.

Кроули желал продолжать публиковаться. Он встретился с миссис Джордж Э. Джордан (Mrs George E. Jordan), более известной как Евангелина Адамс (Evangeline Adams), астрологом и советчиком знаменитостей[xxxvii]. Она предложила Кроули сотрудничество в написании астрологического руководства. В 1914-ом году в отношении нее состоялось судебное разбирательство на основании Нью-Йоркского закона, запрещающего предсказание судьбы, но защищающего астрологию ка науку. Она склонила судью на свою сторону достоверно интерпретировав гороскоп человека, незнакомого ей, но которого хорошо знал судья, так как это был его сын[xxxviii]. Оправдательный приговор в отношении Евангелины Адамс помог поднять статус астрологов. Однако, согласно Кроули ей не хватало понимания простой астрономии и когда он предложил ей свою помощь, то в ответ получил лишь возмущения и оскорбления. Кроули прервал свое участие в проекте, опасаясь, что ему одному придется сделать всю работу. Кроме того, он предполагал, что она скрывает он него часть доходов[xxxix]. Как отмечают Саймонс и Гранд (Symonds and Grant), остается неясным, как Кроули мог быть обманут, так как книга ещё не была передана издателю, не говоря даже о том, что издана и проступила в продажу[xl]. После окончания войны Кроули остался в Америке дабы опубликовать весенний выпуск «Equinox» в 1919-ом году. Затем он вернулся в Англию.

Его прогерманскую пропаганду во время войны не простили несмотря на его объяснения, согласно которым он ловко пытался подтолкнуть симпатизирующих Германии на такие риторические крайности, что они бы дискредитировали сами себя. Он упрекал британскую разведку за отказ принять его стратегию и оказать ему поддержку.

Кроули страдал от бронхита и астмы – болезни, удивительно часто встречающейся у практикующих оккультизм[xli]. Теплый климат и размеренный ритм жизни Сицилии поманили его в 1920-ом. В Чефалу он арендовал «виллу» - фактически антисанитарную лачугу – и создал свое знаменитое Телемитское Аббатство. Более пятнадцати лет прошло с тех пор, как богиня Нуит велела ему собрать Телемитов. Наконец он принял эту миссию. Будучи изгоем, лишившимся состояния и пристрастившимся к героину он удостоил себя высшего градуса 10° = 1° Ipsissimus (Veriest Self, Совершеннейший). Он призвал Лию Хисиг и других женщин. Они проводили время в борьбе друг с другом, удовлетворяя аппетиты Кроули, и успокаивая духов, все три вида деятельности требовали обильного потребления наркотиков. Дети от различных союзов почти полностью были предоставлены сами себе. Дочь Лии Poupee (фр. Куколка) умерла в октябре и через несколько дней у Лии случился выкидыш. Спасаясь от стресса, Кроули отправился во Францию. Там он познакомился с Дж.У.Н. Салливаном (J.W.N. Sullivan), писателем, освещающим науку и математику по большей части для «Times» и «Athenaeum». Кроули быстро соблазнил Сильвию, жену Салливана, которая вскоре забеременела. Оба мужчины хотели обладать ею, но вскоре спор исчерпал себя так как Сильвия умерла от тифа. В качестве искупления и терапии Салливан написал объёмную книгу «But for the Grace of God» («По Благодати Божьей»). Позже он также написал ряд книг о науке, истории математики и композиторах.

Дела Кроули пошли на лад. Он начал писать свои мемуары, за один месяц он написал роман «Дневник наркомана» («The Diary of a Drug Fiend»), в котором Кроули выступает в роли Кинга Лама (King Lamus). Некоторыми книга была оклеветана, но она предостерегает от злоупотребления наркотиками на примере страдающих зависимых, которые смогли исцелится, только открыв свою Истинную Волю. Таким образом роман являет собой идеализированную версию телемитского эксперимента (в ходе реального эксперимента Кроули так полностью и не удалось избавится от наркотической зависимости). Также он написал серию детективных рассказов о детективе Саймоне Иффе (Simon Iff), который обладал сверхъестественным пониманием человеческой природы. Кроули, рожденный в год смерти Элифаса Леви, утверждал, что является реинкарнацией французского мага; он взялся за перевод «La Clef des grands mysteres» Леви. Также в 1922-ом Теодор Ройс покинул пост главы О.Т.О. и на эту должность был назначен Кроули и занимал ее в течении трех лет без оппозиции.

Но успех затмила большая потеря. Фредерик Чарльз «Рауль» Лавдей (Frederick Charles ‘Raoul’ Loveday), молодой телемит всего двадцати трех лет от роду, пал жертвой антисанитарии в Аббатстве. Но заболел гепатитом и энтеритом, вероятно усугубившимся в результате питья крови кошки, принесенной в жертву в ритуале, придуманном Кроули. Лавдей умер. Его невеста, натурщица по имени Бетти Мей (Betty May), вернулась из Чефалу в Англию преисполненной гнева и начала распространять скандальный слухи про Аббатство. Газеты были рады печатать е рассказы о поклонению дьяволу, кровавых жертвоприношениях, наркотиках, физическом и психологическом насилии, психических отклонениях, зоофилии и детской безнадзорности. Журнал «John Bull» назвал Кроули «самым испорченным человеком в мире». На Сицилии, должностные лица Муссолини расследовали дело о предполагаемом убийстве Лавдея при помощи магии. Не найдя никаких доказательств, они при любом исходе дела не собирались разрешать существование тайного общества. Кроули выслали.

Кроули отправился в Тунис с Лией. Прочие телемиты рассеялись, образуя разнообразные союзы и живя дальше в соответствии со своим собственным усмотрением. Издатели Кроули, встревоженные скандалом, отменили контракты. Кроули во время невзгод обычно обращался к Аллану Беннету, но он не смог оказать помощь на этот раз. Он вернулся в Англию и ограничил свои устремления алхимией. Когда его здоровье ухудшилось, он решил вернутся на Цейлон. К несчастью, его состояние было настолько плохим, что он отказался от поездки и умер в порту Ливерпуля. Кроули получил финансовую и моральную поддержку от О.Т.О., чьи правила говорили о необходимости безоговорочного милосердия к участникам-собратьям. Немецкий штаб в Гера, Турингия, пригласил Кроули в сопровождении новой Багряной Жены Дороти Олсен (Dorothy Olsen), а также Лию Хисинг и Нормана Мадда (Norman Mudd), старого друга Кроули, который теперь также был любовником Лии. Когда «Книга Закона» была переведена на немецкий и должность Главы Ордена вызвала спор среди членов, многие отказались признавать верховенство Кроули. Орден разделился на два лагеря, больший из которых признавал в качестве Главы Генриха Трэнкера (Heinrich Tranker), Frater Recnartus[xlii].

Карл Гермер (Karl Germer), член О.Т.О., был особенно щедр по отношению к Кроули. Теперь Кроули отправился в Париж, где жил с еще одной Багряной Женой – Марией Терезой Феррари де Мирамар (Maria Teresa Ferrari de Miramar). В США, семья еще одного из единомышленников Кроули, Израиля Регарди, узнала о его неприглядной репутации и уведомила о ней французских чиновников, те выслали Кроули и он вернулся в Англию. Мария была никарагуанкой и не имела британского паспорта и Кроули женился на ней чтобы дать ей возможность жить в Британии. В Лондоне в 1922-ом «Mandrake Press» публикует некоторые из рассказов Кроули The Stratagem and Other Stories», «Стратагема и другие истории»), его роман («Moonchild», «Лунное дитя») и два тома его биографии, которые он назвал автоагиография. Еще четыре тома были отклонены, так как издательство закрылось. В следующем году Кроули покинул Марию. Как и Роза, она чрезмерно пристрастилась к алкоголю. Терзаемая болезнями и безденежьем, она жила отдельно от Кроули и умерла годами позже и психиатрической лечебнице. Регарди покинул Кроули в 1932-ом.

Для Кроули, как и для многих других, 1930-ые были годами экономических трудностей. Он пытался заработать на живописи и провел выставку в Берлине в 1930-ом; ни одна лондонская галерея не согласилась выставить его работы. Он арендовал помещение для постановки собственного шоу, но арендодатель, опасаясь скандала, расторг договор. Затем Кроули начал творить искусство в судебном зале. Он успешно судился с книготорговцем за размещение объявления о том, что «Дневник наркомана» запрещен (роман только вышел из печати). Алан Бернетт-Рае (Alan Burnett-Rae), молодой квартирохазяин Кроули в Лондоне, рассказывает также о другом иске[xliii]. Кроули сказал Бернетт-Рае, что его финансовая поддержка позволила бы Кроули заявить о своих притязания на роль руководителя розенкрейцерской группы A.M.O.R.C., у которой, по его убеждению, было несколько миллионов долларов. Бернетт-Рае отклонил это и другие его предложения. Случайно он встретил давнюю подругу Кроули, художницу Нину Хэмнетт (Nina Hamnett), известную в первую очередь благодаря своей автобиографии «The Laughing Torso» («Смеющееся тело»), в которой на упомянула Телемитское Аббатство как место, где Кроули практиковал черную магию. В 1934-ом Кроули выдвинул иск о клевете против ее издателя. Бернетт-Рае был удивлен теплоте отношений Кроули и Хэмнетт. Это обстоятельство свидетельствует в пользу того, что они могли быть в сговоре дабы разделить полученные от издателя средства[xliv]. Юрист Кроули надеялся на показания Фуллера и Саливана в его пользу, но они отказались явится. Адвокаты защиты представили суду порнографическую литературу авторства Кроули и вдова Лавдея поведала о своих злоключениях в Аббатстве. Судья отверг иск и обязал Кроули выплатить судебные издержки. Кроули заявил о своем банкротстве, хотя сумму была невелика. После процесса к нему подошла молодая сочувствующая девушка, которая захотела родить ребенка от Кроули[xlv]. Он согласился. Новый сын Кроули был крещен как Алистер Ататюрк (Aleister Ataturk). Мальчик жил со своей матерью, пока Кроули жил с другими женщинами, которые оказывали ему поддержку. Он полагал их ниже себя и был с ними физически груб.

Магическая карьера Кроули была фактически завершена. Среди бывших учеников, отстранившихся от него, был Виктор Нойбург, который стал поэтом и редактором поэзии, сотрудничавшим в частности с «Sunday Referee». Он умер от туберкулёза в 1940-ом. Вскоре после этого молодой писатель Джон Симондс (John Symonds) обнаружил, что живет по последнему адресу Нойбурга и его заинтересовали слухи, согласно которым Нойбург умер от проклятия Кроули. Он связался с Кроули, который жил в Гастингсе, и между ними завязалась осторожная дружба. Симондс уговорил Кроули воссоздать его записи неопубликованной автобиографии. Кроули закончил свою работу и Симондс приступил к работе над биографией Кроули[xlvi].

9.4 Книга Тота

В 1944-ом Кроули опубликовал книгу о Таро под неоригинальным названием «Книга Тота». Он писал от имени Мастера Териона и опубликовал ее совместно с О.Т.О. со своего лондонского адреса на Джермин-Стрит. Тираж издания был ограничен двумястами экземплярами и таким же ограниченным тиражом одновременно вышел и в Нью-Йорке. Кроули называл козыри и «Ключами» («Keys») и «Ату Татути» («the Atu of Tahuti»). «Татути» - всего лишь вариант имени «Тот»; напомним, что в лекции о Таро в Зашифрованном манускрипте говорится о Таро как об «ату тота» («the atus of thoth»). «Ату» («Atu») – неологизм, произошедший от французского «atout», исходного слова для английского «trump» («козырь»), который использовался в бридже и других играх с обычными картами и для козырей в игре в Таро[xlvii]. Книга предлагает толкования карт и дает описание процедуры гадания. Кроули следует системе символизма Таро Золотой Зари. Он рассказывает о том, как научился правильной атрибуции букв иврита и козырей когда достиг градуса 3° = 8° в Золотой Заре. Он утверждает, что истинная атрибуция была известна Элифасу Леви, который видел зашифрованный манускрипт, содержащий ее, но исказил ее в своих трудах в соответствии с данным обетом секретности Ордену Посвященных, от которого он узнал о тайне Таро[xlviii]. «Истинная атрибуция ревностно охранялась в Святилище» - говорит нам Кроули, и стала достоянием общественности, только когда тайные лекции были опубликованы в результате «катастрофы» 1899-го и 1900-го годов[xlix]. Он не упоминает о какой-либо собственной роли в катастрофе или публикации.

Леди Харрис была иллюстратором «Книги Тота»[l]. Урожденная Маргарита Фрида Блоксам (Marguerite Frieda Bloxam), она была младшей дочерью знаменитого лондонского хирурга, Джона Эстли Блоксама (John Astley Bloxam). Она вышла замуж за сэра Перси Харриса (Percy Harris), члена либеральной партии. Фрида Харис присоединилась к одной из оккультных групп Кроули, предположительно О.Т.О., ее именем посвящаемого было Tzaba. С 1938 по 1942 она призывала Кроули усовершенствовать его концепцию карт Таро и добросовестно иллюстрировала их, иногда по нескольку эскизов для каждой карты (см. вложение). Карты были публично обнародованы 1 июля 1942-го года в галереи Беркли (Berkeley Galleries) в Лондоне. В этом же десятилетии карты были представлены в еще одной галереи Вест-Энда[li].

В Liber Legis Айваз говоря о козырях Таро: «Все эти старые буквы моей Книги верны; но Sadhe [Tzaddi] не звезда»[lii]. Под книгой о Таро он подразумевает «Книгу Тота», под буквами – еврейский алфавит, Айваз одобряет соотнесение козырей и букв Золотой Зари, исключая XVII козырь. Эта непоследовательность беспокоила Кроули годами. Зашифрованный манускрипт уже научил нас, что козыри VIII и XI должны быть заменены местами. Кроули обнаружил, что он может изменить атрибуцию везде при помощи симметричного движения, которое возникает, когда козыри получают свои зодиакальные роли. Когда Правосудие-Справедливость (Justice), которая исходно была козырем VIII, и Сила (Fortitude), исходно козырь XI получили свои усовершенствованные позиции Весов и Льва, Зашифрованный манускрипт, по сути, вращал их вокруг промежуточного знака Рыб. Кроули увидел, что оппозиционный знак Рыб мог бы быть стержнем, вокруг которого он мог бы вращать фланговые знаки Овна (Император, Emperor) и Водолея (Звезда, Star). Кроули последовательно сменил буквы на карточках. Цади (Tzaddi) больше не была Звездой (Star).

Кроули вызвал некоторую путаницу, пронумеровав свои карты в порядке Марсельского Таро, которое он полагал устаревшим, хотя при присвоение букв еврейского алфавита он поменял местами козыри VIII с XI и IV с XVII. Он также нелогично отказался заменить зодиакальные атрибуции Звезды и Императора, хотя он следовал Мазерсу в изменении атрибуции зодиакальных знаков, также, как и букв козырям VIII и XI[liii]. Почему «правильный» порядок нарушался и почему нарушался именно так? Кроули никогда не давал пояснений. Никто не должен пытаться разрешить возражение Айваза, которое являет собой неразрешимый парадокс. Утверждение о том, что только Цади атрибутирована неверно, не может быть разрешено какой-либо из возможных перестановок козырей, так как тогда перестановка будет мешать соответствию других козырей и букв. В Таро Кроули Звезда освобождается от обременительной Цади, но Император лишается соответствующей буквы.

В «Книге Тота» Кроули называет первый козырь I «Фокусник» («Juggler»), XVI – «Дом Божий» («House of God»), XXI - Вселенная («Universe»), он переименует VIII (Справедливость-Правосудие, Justice) в «Adjustment» - «Регулирование», козырь XI (Сила, Fortitude) в «Lust» - «Вожделение», XIV (Умеренность, Temperance) в «Art» - «Исскуство» и XX (Суд, Judgement) в «Aeon» («Эон»). Знаки мастей носят названия Жезлы (Wands), Мечи (Swords), Кубки (Cups) и Диски (Disks). Они точно соответствуют четырем Элементальным Орудиям (Elemental Weapons), которые использовались в ритуалах Золотой Зари. Карты двора Кроули, хотя и выполнены в соответствии его вкусу, полностью согласуются с таковыми Мазерса. Конные Рыцари (Knight) рассматриваются как высшие карты двора. Королевы (Queen) восседают на престолах. Ниже них Принцы (Princes), руководящие колесницами, которые соответствуют Королям традиционной колоды. Соответствием Валетам являются Принцессы (Princess), которые изображены стоя. В каждой масти четыре карты двора, как и у Золотой Зари.

Принципы, на которых построенные численные карты, Кроули почти без изменений вынес из своего обучения в Ордене[liv]. Все численные карты, за исключением Тузов предположительно должны были взять свое значение из деканов. Кроули делает это очевидным, нанося на каждую карту символ планеты и знака, соответствующих данному декану. Хотя карты иллюстрированы и не в манере Уэйта, Леди Харрис пыталась выразить их смысл в эстетической форме: она абстрактно легкая, тяжелая, счастливая, подавляющая и так далее в зависимости от использованных форм и цветов. В «Книге Тота» Кроули дает своим численным картам по паре духов, кои являют собой 72 эманации еврейского Shem ha-MePhoresch, которых адепта Золотой Зари ошибочно распределили между 36-ю египетскими деканами.

Старая египтизация Таро теперь соединилась с каирскими видениями Кроули. Ангела на ХХ козыре Кроули замещает на Гора-Гаптократа (Horus-Harpocrates), солнечного бога, здесь представшего властителем нового эона Истинной Воли. Бог изображен под небом-матерью, Нуит. Согласно египетским мифам она ежедневно рождает солнце: в египетском искусстве она предстает в виде дуги над ландшафтом. Кроули изобразил Нуит изогнутой в форме греческой буквы Омега, которой заканчивается греческий алфавит, и следовательно, символизирующей завершение. Между козырями Эон (20) и Вожделение (11). При сложении номеров двух карт получается 31, число, которое он рассматривал как важное для понимания Liber Legis, книги, продиктованной Айвазом.

Подобно Уэйту, Кроули видел все священные тайны вариациями на тему испытания и преображения личности. Эта тема зародилась в незавершенном астрологическом руководстве, которое Кроули писал в 1915-ом совместно с Евангелиной Адамс. В этой ранней работе Кроули описал проект своего Таро в проще и понятнее, нежели в «Книге Тота». Отличительной особенностью Таро Тота является наличие множества таинственных и малоизвестных предметов и символов[lv], начиная от первого козыря, сочетающего египетские и древнегреческие символы и заканчивая двадцать первым с его «картой химических элементов»[lvi]. Двенадцать козырей соотносятся со знаками зодиака, как изложено в тексте Кроули «Общие принципы астрологии» («The General Principles of Astrology»)[lvii], из которого приведенные ниже цитаты.

Овнен, Баран, огненный знак, управляющий Марсом, огненной планетой, соответствующая карта - Император[lviii]; Бык, Телец, связан с Иерофантом, поэтому финальная версия карты содержит на себе изображение быка[lix]. Близнецов мы находим на карте Влюбленных[lx]. Краб, Рак предположительно находит свое выражение в триумфальной Колеснице[lxi]. Лев был извлечен из льва с Силы (Fortitude). В 1915-ом Кроули согласился с Золотой Зарей и назвал карту «Сила», женщина, укрощающая льва (в оригинале «muzzling» - надевать намордник, заставить замолчать, прим. переводчика). Карта, в итоге проиллюстрированная Леди Харис носит имя «Вожделение» («Lust») и изображает обнаженную женщину, восседающую на звере, состоящим из нескольких элементов. Всадница – Вавилонская Блудница, которую Кроули называет Бабалон[lxii]. Девственница, Дева довольно неловко соотносится с Отшельником. Кроули неискренне пишет: «только в современном исполнении этот человек стар», будучи, по его словам, искажений версией прочтения «Гермеса» (Hermes, англ. «hermit» - отшельник), что являет собой его истинную суть. Теория Кроули неверна: в старых итальянских источниках, склонившаяся фигура, несущая песочные часы, не молода; ее называют «Старик» («Old Man»), «Гобун» («Hunchback»), но никогда – «Отшельник» («the Hermit»).

Знак Баланса, Весы, эквивалентен Правосудию-Справедливости (Justice) Золотой Зари. В этом знаке день и ночь сбалансированы, равны по длительности. В Скорпионе, как говорит Кроули, Солнце переживает смерть года, и система Золотой Зари соотносит с ним карту Смерть. Изначально Кроули представлял эту карту подобно аналогичной в колоде Марсельского Таро, но позже заменил сюжет на скелет в короне Осириса, бога мертвых, и погрузил его полностью под воду (Скорпион – водный знак). Стрелец, Лучник, должен соответствовать Умеренности (Temperance). У Золотой Зари было две альтернативы для этого знака. Кроули выбрал более мистическую версию: «женщина, в поясе которой сияет солнце»[lxiii]. На карте Фриды Хариис некоторые детали были опущены, некоторые – добавлены, включая образность из Поисков Грааля: вертикально стоящая в котле пика-копье или стрела. Копье отсылает нас к видениям сэра Галахада, который увидел копье Лонгина, вертикально стоящее в Святом Граале. Стрела же созвучна символу Стрельца. Козерог, Козел, связан с Дьяволом. «Солнце достигает своего наибольшего южного склонения». Дьявол 1915-го Кроули был стандартным. В итоге образ эволюционировал в козла, обладающего третьим глазом, стоящего над гигантским фалосом, проникающим в кольцо. Водолей, «Держащий воду», связан со Звездой. При этом исходный ручей зодиакального знака удачно совпадает с ручьем, изображенным на карте. Знак созвездия Рыб, Рыбы, предположительно подходит карте Луны. Кроули переработал его, заменив краба египетским скарабеем, еще одним солярным символом, который Кроули называет «солнце полночи». Покров ночи символизирует «темноту и иллюзии, характерные для женщины прежде чем она постигнет цель своего существования». Такой целью, согласно Кроули, является деторождение.

Учение Золотой Зари о Таро включает планеты; однако в Таро Кроули, как и Уэйта и Мазерса, соответствующие карты не разрабатывались с таким же энтузиазмом, достаточным для превращения двенадцати козырей в зодиак. Меркурий, Луна и Венера символизируются первыми тремя козырями: Магом (Magus) с павианом, священной обезьяной Тота, египетского Меркурия, Высшая Жрица (High Priestess) в лунной тиаре и луком со стрелами Дианы, и Императрица (Empress), изобилующая символами плодородия Венеры. Достоинством системы соответствий Золотой Зари является то, что солнце соотнесенно с Солнцем (Sun), но Марс в Башне (Tower), Юпитер в Колесе (Wheel) и Сатурн в Мире (World) остаются неподкреплёнными каким-либо визуальным контентом. В колоде Кроули планеты использованы по другому, в частности их управление знаками и экзальтации, так что некоторые зодиакальные козыри содержат такие отсылки[lxiv].

Также информативным относительно ранних воззрений Кроули на козыри Таро является его книга «Liber CCCXXXIII: the Book of Lies» («Книга Лжей»), которую также ошибочно называют «Breaks» («Разрывы»), которая впервые была опубликована в 1913-ом году. В ней свыше девяноста глав, каждая из которых состоит из одной страницы. Около 1921-ого Кроули добавил комментарии к каждой главе. Первые десять глав содержат отсылку к первым десяти буквам еврейского алфавита и козырям Таро от Шута (Fool (0)) до Отшельника( Hermit (9)). Комментарии с 15 по 21 косвенно ссылаются на козыри под соответствующими номерами. Это смешивает два подхода к нумерации козырей. Шут-Дурак (Fool), и следующий за ним Фокусник (Juggler) и дальнейшие козыри до Отшельника (Hermit), получают еврейские номера согласно подходу Мазерса. Согласной этой логике Дьявол (Devil) должен удостоиться числа 16, а Мир (World) – завершить последовательность с номером 22. В названии своей книги Кроули использует слово «breaks» (с англ. разрывы) для обозначения разрывов в концентрации. Похоже, некоторые из них имеют место и в самой книге.

Использование Халдейских Оракулов Золотой Зарей было не замечено большинством предыдущих комментаторов. Одним из «халдейских» мотивов является рой пчел, которыми Кроули украшает одеяния своих Императрицы (Empress), Императора (Emperor), Искусства ((Art) Умеренности (Temperance)) и невесты на карте Влюбленных (Love). Пчелы намекают на «рой» идей, исходящих из «Отчего Источника» («Paternal Source»), то есть Творца, упоминаемого в Халдейских Оракулах. Членам Золотой Зари собака на карте Луна (Moon) напоминала про Анубиса, египетского бога, изображаемого с головой шакала или собаки[lxv], но на Луне (Moon) Кроули изображены две противостоящие фигуры Анубисов, полностью разработанные в египетском стиле, нависающие над парой неприглядных собак, ужасающих «демонов с собачьими лицами» Халдейских Оракулов; адепты Золотой Зари искали защиты от них, взывая к Анубису, также как и современные последователи системы Золотой Зари[lxvi].



[i] Howe 1972a, p. 258.

[ii] В 1902-ом Уэскотт, Верховный Маг (Supreme Magus) Soc. Ros., дал Ройсу разрешение основать в Германии Societas Rosicruciana, организации, которая, похоже, так никогда и не начала свою деятельность.

[iii] Gilbert 1983a, p. 72.

[iv] Gilbert 1997, pp. 173-4.

[v] King 1989, p. 96.

[vi] Gilbert 1987a, p. 120, корректна дата свадьбы Блэкдена в 1909, хотя Gilbert 1983a, p. 70, ошибочно указывает ее 1904-ым годом.

[vii] Gilbert 1987a, p. 122; но Gilbert 1997, p. 183, приписывает инициативу разрыва Конкордата Уэйту.

[viii] Gilbert 1983, p. 73.

[ix] King 1989, p. 100.

[x] King 1989, p. 106, и Howe 1972a, p. 267.

[xi] Gilbert 1997, pp. 164-5, и Gilbert 1986, pp. 40-1.

[xii] Colquhoun 1975, p. 148, ошибочно указан 1923.

[xiii] Из наброска к стихотворению «For Initiation of 7 = 4» («Для Посвящения 7 = 4») можно предположить, что он продвинулся до Adeptus Exemptus 7° = 4° - того же градуса, обладателями которого были и Уэскотт с Мазерсом, Ellmann 1979, p. 259.

[xiv] В отношении этого вопроса присутствует небольшая путаница: Gilbert 1986, p. 169 в качестве Императора в 1914-ом указывает У.Б.Йейтса, Howe 1972a, p. 283 наделяет его той же должностью, но в 1922-ом, незадолго до того, как он покинул Орден. Gilbert 1983a, p. 76 пишет, что мисс Стоддарт, была Императриксом Храма (Imperatrix of the Temple) после отбытия Фелкина в новую Зеландию, Преподобный А.Х.Э. Ли (A.H.E. Lee) предшествовал ей как император. King 1989, p. 107 предполагает, что Фелкин до отъезда был императором, а затем сохранил за собой лишь позицию Вождя.

[xv] King 1989, p. 127.

[xvi] Хотя и не с вдовой доктора Бэрриджа, которая, согласно письмам Мойны: «ненавидит меня настолько сильно, что я даже не послала ей письмо с соболезнованиями», Greer 1995, p. 349.

[xvii] Fortune 1933, p. 20. Ремарка относится ко вдовам всех оккульстистов, но она имела ввиду несомненно миссис Мазерс.

[xviii] Regardie 1983, pp. 33-5. Регарди утверждает, что Мойна Мазерс разрешила американскому храму проводить заочное обучение, проводя посвящение за плату в десять долларов почтовым переводом; но этой информации стоит относится с осторожностью.

[xix] Harper 1974, p. 139.

[xx] Цитировано по Howe 1972a, p. 283.

[xxi] Gilbert 1986, p. 41 сообщает, что Храм Амуна был возрожден «впоследствии» до 1920 Карнеги Диксоном и А.Х.Э. Ли, но не указывает каких-либо деталей.

[xxii] Согласно Gilbert 1983, p. 79, Храм Гермеса существовал до 1972-го, в Gilbert 1986, p. 42, автор более осторожно указывает, что о6н просуществовал до «поздних 60-ых»

[xxiii] Colquhoun 1977, p. 194.

[xxiv] King 1989, p. 119.

[xxv] Crowley 1970, pp. 709-10.

[xxvi] Эта дата указана в Michaelson 1989, p. 268, где отмечается предполагаемый анахронизм возражений Ройса, высказываемых в 1912-ом. Возможно, Кроули задумал окружить ложью свою «Книгу Лжей».

[xxvii] Gerald del Campo, New Aeon Magic: Thelema without Tears, St Paul, Minnesota, 1994, pp. 62-3.

[xxviii] . King 1989, p. 122n., отдает ему градус VI0 к 1912-ому.

[xxix] King 1972, p. 90.

[xxx] Под титулом Liber L vel Legis sub figura CCXX как LXXVIII unto DCLXVI была опубликована в The Equinox, Vol. I, no. X, October 1913, pp. 9-33. Очень сокращенное факсимиле этой рукописи под тем же названием вышла на раскладном листе на стр. 386 The Equinox, Vol. I, no. VII. March 1912; текст невозможно читать бел лупы и сам по себе он также читается трудно. Согласно Grady Louis McMurtry, у Crowley 1983 книга впервые вышла под названием «Liber CCXX, in Vol. 3 of Thelema», трехтомнике, изданным частным образом в Лондоне в 1909-ом. Предположительно, он был распространен только в среде членов А.А., которые получили книгу на три-четыре года ранее остальных.

[xxxi] Образ окружности (сферы) и ее центра является распространенным среди неоплатонических мистиков. Подробне в Mahnke, Unendliche Sphare und Allmittelpunkt: Beitrage zur Genealogie der mathematischen Mystik 8, Halle, 1937, and Karstin Harries, ‘The Infinite Sphere’, Journal of the History of Philosophy, Vol. 13, 1975, pp. 5-15.

[xxxii] Colquhoun 1975, p. 204, и King 1989, p. 125.

[xxxiii] Crowley 1975, Introduction.

[xxxiv] Crowley 1970, p. 593.

[xxxv] Symonds 1973, pp. 236-7, 297-8.

[xxxvi] Wilson 1987, pp. 112-16, приводит список жертв Кроули, среди которых значится и Лия Хистинг.

[xxxvii] Редактор Кроули ошибочно указывает «‘Evans» вместо «Adams». Crowley 1973, p.8.

[xxxviii] Louis MacNeice, Astrology, London, 1964, p. 196, and Charles Neilson Gattey, Visionaries and Seers, Bridport, Dorset, 1988, pp. 262-3.

[xxxix] Crowley 1970, p. 762.

[xl] Crowley 1974, p. 9.

[xli] Colquhoun 1975, p. 147; Regardie 1970, pp. 113ff.

[xlii] King 1989, pp. 125-6.

[xliii] Alan Burnett-Rae, A Memoir of 666, цитировано в полном объёме в Sandy Robertson, The Aleister Crowley Scrapbook, York Beach, Maine, 1988, p. 23-7.

[xliv] Wilson 1987, p. 145.

[xlv] Согласно Suster 1987, p. 77, матерью Ататюрка была Патрисия Мак Альпин (Patricia MacAlpine). Symonds 1989, p. 494, ссылаясь на дневник Кроули, называет эту женщину Дейдра (Deirdre).

[xlvi] Symonds 1951. Симондс также является автором «The Magic of Aleister Crowley» («Магия Алистера Кроули», Лондон, 1958), она с исправленной биографией Кроули включена в последнее издание «The Great Beast» («Великого Зверя», Лондон, 1971, 1973). Сейчас названия заменены местами Symonds 1989.

[xlvii] Кроули пытался скрыть этот очевидный вывод отрицая обратное,

[xlviii] Crowley 1944, p. 6.

[xlix] Crowley 1944, p. 339.

[l] Ее имя постоянно ошибочно дается в американских источниках и иногда в британских как «Lady Frieda Harris». Она была женой баронета, но не дочерью пэра.

[li] Colquhoun 1975, p. 251.

[lii] Crowley 1944, pp. 9, 39; Crowley 1983, p. 112, and Michaelson 1989, p. 211.

[liii] Нелогичность порядка козырей Кроули отмечает Рейчел Поллак (Rachel Pollack, The New Tarot, Woodstock, New York, 1990, pp. 146-7). Она показывает, как это отразилось на Магическом Таро Энтони Кларка ( Magickal Tarot by Anthony Clark)

[liv] Aleister Crowley, ‘A Description of the Cards of the Tarot’, The Equinox, Vol. I, no. VIII, September 1912, (reprinted as a booklet under the title Tarot Divination, New York, 1976).

[lv] Один из почитателей Таро Кроули в своей книге проводит подсчет символов и выделяет их около двенадцати сотен, подробнее у Gerd Ziegler, Tarot, Mirror of the Soul: Handbook for the Aleister Crowley Tarot, York Beach, Maine, 1986, p. 3.

[lvi] Кроули приписывает ее Салливану, но он был писателем, пишущим на научные темы, но не ученым. Периодическая таблица элементов в виде, использованном Кроули для своей Вселенной принадлежит авторству датского физика Юлиуса Томсена (Julius Thomsen (1826-1909)).

[lvii] Crowley 1974, pp. 53-61.

[lviii] Кроули, вероятно заимствуя у Леви и Вирта, планировал, что поза Императора – сложенные руки и перекрещенные ноги - должен подразумевать треугольник над крестом, алхимический глиф серы, которая, согласно Кроули, очищает огонь.

[lix] В своих рукописях Кроули указывает, что у ног Иерофанта должны стоять четыре человека, расположенные так, чтобы головы всех означали углы пентаграммы. В итоге развития карты пентаграмма (ныне вписанная в человеческую фигуру) заняла место на груди Иерофанта.

[lx] Кроули всегда игнорировал своеобразную их трактовку Золотой Зарей (спасение Персеем Андромеды)

[lxi] Поскольку солнце входит в Рака в день летнего солнцестояния, то есть в период своего величайшего триумфа.

[lxii] Орфография происходит от использования Кроули Энохианского языка, открытого Эдварду Кэлли и записанного Джоном Ди. Значение энохианского термина «babalon» из манускриптов Ди раскрыто в Robert Turner, Elizabethan Magic, Shaftes­bury, 1989, pp. 36, 46.

[lxiii] Умеренность держит чашу в правой руке и факел – в левой; в наше время факел изображен на этой карте в Таро B.O.T.A.

[lxiv] В своей «Исповеди» («Confessions») Кроули демонстрирует обширный опыт в астрологии (Crowley 1970, pp. 762-5). Но когда он встретил знаменитого астрагала Руперта Глидоу (Rupert Gleadow) он отметил, что по его мнению, правды в астрологии менее 1% (Wilson 1987, p. 151).

[lxv] Regardie 1978, p. 185.

[lxvi] Zalewski 1991, p. 159.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики