Понедельник, 08 августа 2016 11:52

Инна Семецки «Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие» Глава 5 ЛИЧНОСТЬ И СОЗНАНИЕ

Инна Семецки

«Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие»

Глава 5

ЛИЧНОСТЬ И СОЗНАНИЕ

Пожалуй, сивмолы Таро передают свои сообщения наиболее ясно, будучи рассмотрены с точки зрения юнгианских архетипов коллективного бессознательного или в контексте экзистенциального раскрытия своего существа через мифы. Ноддингс (Noddings, l993a) утверждает, что экзистенциальные вопросы являются важнейшими в жизни и «должны формировать становой хребет» (l993a, с. 8) образования, противопоставленного традиционным программам с «жесткими границами между различными областями, делающими обучение фрагментарным» (l993a, с. 8). Есть множество способов обращения к экзистенциальным проблемам, касающимся смысла человеческой жизни и нравственного развития; фактически, здесь Ноддингс отмечает, что неоплатонический «принцип множественности, близкий многим мыслителям» (1993a, p. 9) применим к тому множеству переживаний, которые ожидают Дурака в его архетипическом путешествии сквозь символы изображений Таро, рассмотренные в предыдущей главе.

Универсальность и многоплановость Таро отражает позицию гуманистической и трансперсональной психологии на кросс-культурность основных человеческих ценностей.

Культурный релятивизм отступает перед фактом того, что арканы Таро воплощают общие ценности, заложенные в самой основе универсальных человеческих переживаний, в числе которых «общность рождения, смерти, физических и эмоциональных потребностей, нужда в заботе. Последняя выражается и в качестве потребности в любви, опеке, уважении или просто признании и является основополагающим моментом этики заботы» (Noddings, 1998, с. 188).

В контексте феминистической нравственной философии и своей теории образования, Ноддингс обращается к таким общечеловеческим переживаниям, таким как смерть, брак, материнство, смерть, разлука, отрицая, однако, любые нравственные универсалии, понимаемые как строго установленные правила для тех или иных поступков и реакций. Как можно было увидеть в четвертой главе, универсальные архетипичные переживания заключаются в образах больших арканов Таро. Важно отметить, что абстрактные и общие принципы, будучи теоретическими конструкциями, обретают воплощение в конкретных, индивидуальных опытах повседневной человеческой жизни, преодолевая границу картезианского дуализма между душой и телом.

Чем дольше работаешь с Таро, тем яснее проступают корреляции среди различных видений человеческой природы, вплоть до осознания того, что, согласно с мнением Карла Сэржента (Sargent, 1988) «Таро — это почти что «сверх-теория» личности. Трудно найти хоть одно открытие в психологии личности, которое не было бы предсказано образным рядом Таро» (Sargent, 1988, с. VI). Стоит, однако, отметить, что все теории остаются лишь нашими, человеческими построениями в попытке объяснить собственное поведение. Даже Юнг прекрасно осознавал опасность отождествления с той или иной теорией, называя их «самим дьяволом. Действительно, нам нужны определенные точки зрения ради их <…> эвристической ценности; но к ним всегда следует относиться лишь как к вспомогательным обобщениям» (Jung, CWI7, c. 7).

Отсылки к различным теориям личности в контексте рассмотрения Таро приводятся в основном для того, чтобы пролить свет на те или иные важные аспекты психологических моделей. В среде теорий личности, Сэржент связывал Таро не только с фрейдистскими и юнгианскими теориями о бессознательном, но также с ключевыми моментами гуманистической психологии Абрахама Маслоу и теорией личностных конструктов Джорджа Келли. В гуманистической психологии Маслоу, например, существует такое понятие, как доминирующий мотив, выступающий для человека как побуждение к росту, развитию, видоизменениям и, в том числе, культивации своего духовного мира. Рост, развитие, изменения и духовные устремления движутся от одного большого аркана к другому, и символы каждого из изображений предлагают истории наподобие тех, что «Юнг и Маслоу рассказывают о возможностях развития для нас как людей»

(Sargent, 1988, с. 7). Маслоу отталкивается от непрекращающейся динамики человеческих мотивов, мотиваций и потребностей к росту. Путешествие Дурака через большие арканы – бесконечная история, в которой личность становится все сложнее и сложнее до тех пор, пока не достигнет уровня истинной индивидуальности. На этом-то уровне и проявляется описанное Маслоу внутреннее ощущение собственной ценности. Потребность в уважении у Маслоу сформулирована как совокупность стремлений к силе, эффективности и признанию своей ценности другими; речь не о привлечении внимания, но о завоевании уважения благодаря развитым качествам «внутреннего морального агента» (Sargent, 1998, с. 44). Как и Юнг, Маслоу считал следование своей истинной природе высшим уровнем человеческой самоактуализации. Если обратиться к динамике Таро, рассмотренной в предыдущей главе, то Дурак достигает полной самоактуализации в архетипе Самости, символизируемом арканом Мир.

Дурак представляет собой чистый потенциал для будущей самоактуализации; ему предстоит пройти через множество описанных Маслоу пиковых переживаний, символически представленных в образном ряде следующих за ним изображений. Так, Императрица, символизирующая юнгианский архетип Великой Матери, в своих позитивных аспектах выражает удовлетворение тех потребностей, которые Маслоу обозначил как базовые. Императрице знакомо человеческое желание безопасности, защищенности и заботы. Она также выступает символом роста: если обратиться к герменевтике Таро, ее присутствие в раскладе часто указывает на беременность и плодовитость.

Символика Справедливости указывает на внутреннее чувство правоты в вынесении своих суждений. Колесо Фортуны изображает саму динамику процесса развития, характерную и для теорий и Юнга, и Маслоу. Изображение человека, встречающееся на большинстве карт, отсутствует на Колесе, показывающем «не столько часть личности, [но] процесс, отвечающий за [человеческое] развитие» (Sargent, 1998, с. 86) как таковое.

Принято считать, что личностно-ориентированная теория Карла Роджерса отказывается от большей части бессознательного в угоду классическим принципам согласия, положительного отношения, сочувствия и доверия, как то принято в консультировании. Однако, Роджерс упоминал об открытии и других сторон своей, наиболее близкой к интуитивной и совершенно сокрытой на уровне сознания, истинной личности.

Согласно Роджерсу, это отчасти измененное состояния сознания и оказало исцеляющее воздействие. Работая подобно консультанту, истинный толкователь интуитивно применяет на практике необходимые качества, обозначенные Роджерсом: согласованность, безусловное положительное отношение и сочувствие. Без понимания через эмпатию было бы невозможно проникнуть в глубины души, полной смыслов, скрытых за бессознательными ощущениями, страхами, надеждами, желаниями и чувствами к окружающим (как будет показано в восьмой главе).

Еще в 1940 Рождерс описывал динамику личностного роста в процессе расширения самосознания, сосредоточенном, прежде всего, на выделении и принятии себя со всеми компонентами, в т.ч. детский, амбивалентный и агрессивный аспекты. Эти аспекты можно узнать в образах Дурака, Силы, Колесницы, Дьявола и других; все зависит от контекста конкретных переживаний, в которых они были задействованы. Герменевтика Таро позволяет погрузиться в поле субъективного восприятия, что является основой для настоящего понимания другого человека. С погружением во внутренний мир чужих ощущений, чувств, желаний и тревог, происходит движение в новую раскрывшуюся область, дающую понимание личностной динамики.

Говоря о «самооценке», Роджерс отметил важность соотнесения «Я» с другими, даже если речь идет обо «мне», присваивающей ту или иную ценность «моим» субъективным переживаниям.

Лично мне девятнадцать основных тезисовРоджерса, охватывающих сразу и гуманистическое, феноменологическое и экзистенциальное измерения, кажутся бесценными как средство к пониманию человеческой природы, и как костяк для построения на нем герменевтического процесса толкования Таро.

Индивидууму свойственно рассматривать себя как центр собственного феноменального поля, включающего его собственную субъективную реальность, пусть ее переживание и отличается неполнотой уже потому, что лишь часть ее способна восприниматься индивидуальным сознанием. Постоянных вопросов, через которые происходит попытка достигнуть контакта на уровне сознания, недостаточно для того, чтобы проникнуть к глубочайшим уровням души. Расклад Таро представляет собой то, что Роджерс называл внутренней точкой зрения индивидуальности, выходящей за границы сознания личности; вхождение в эту точку зрения проводится не через вопросы, но, буквально, через разделение феноменального поля, необходимого для понимания поведения того или иного человека. Герменевтика Таро позволяет достигнуть того, что Роджерс обозначил «оптимальным развитием»; важно отметить, что оно включено в динамический процесс реализации полноты своего потенциала, а не в статическое состояние. Три качества консультанта -- согласованность, безусловное положительное отношение и сочувствие – естественным образом задействуются в процессе толкования. Чтобы иметь возможность читать и интерпретировать символы на изображениях – применять метод герменевтики Таро на практике, а не просто рассуждать о его преимуществах в рамках одной только теории – следует сперва освободить собственный разум от груза пристрастных представлений, обратиться к своим внутренним комплексам в манере «раненного исследователя», как то было упомянуто в главе 1: быть может, попытаться обратить свой разум, как учит философия Востока, в пустой сосуд, свободный от предубеждений и ожиданий.

Что могла бы дать Таро теория личности Джорджа Келли, с моделью личности как «ученого» в самом себе? Может показаться, что духовные и трансперсональные области Таро не могут быть сведены к понятию Келли о «личностных конструктах», которое он ввел в психологию. Однако, здесь Таро ценно тем, что и на этом уровне может быть интерпретировано, будучи соотнесено с четырьмя областями человеческого бытия: духовным, эмоциональным, ментальным и физическим. В рамках этой концепции Таро выступает как конструирующий элемент: весь физический мир по Келли воспринимается через создание внутренних, ментальных моделей. Эти модели или конструкты способны расти, развиваться и влиять на поведение и отдельные действия человека. Согласно Келли, мы сами создаем мир. Теория Келли основывается на человеческих попытках предвидеть события внешнего мира, и выделяет это качество как основную характеристику человеческого существа. Однако, человеческое развитие остается динамическим процессом: этот внутренний мир моделей должен быть исследован подобно тому, как ученый исследует объекты внешнего мира с помощью научного метода.

Личностные конструкты в результате проверок подвергаются изменению так, чтобы позволить наиболее точное предсказание будущих событий. Постоянство человеческого желания к предвидению и контролю составляет ту идею, которая, согласно Келли, лежит в основе человеческой природы. И выходит, что Келли был прав!

Чего, как правило, хочет человек, обращающийся к толкователю? К сожалению, лишь малая часть заинтересована в проникновении в область глубинного юнгианского анализа; даже несмотря на способность толкователя задействовать истинную герменевтику Таро на практике! Большинство просто предпочтет быстрее перейти от «я хочу, чтобы нечто произошло» к «что для этого нужно сделать». Выходит, что постоянная тяга к воображаемому контролю, описанная Келли как основная черта человеческой натуры, снова берет верх. Ментальное здоровье индивида, согласно Келли, зависит именно от этого желания и возможности предсказать события в окружающем нас мире.

Интерперсональная психология Гарри Стэк Салливана обогатила психотерапевтический дискурс понятием «значимого другого», рассмотрев индивидуум включенным в сложную сеть взаимоотношений. Признавая важность бессознательного измерения, он придавал большое значение динамике взаимодействий, в противовес внутренней динамике психики. Отмечая важность терапии, фокусирующейся на настоящем моменте, Салливан подчеркивал важность вербальной коммуникации, если дело не касалось двух особых областей: «исключительно личных» чувств, которые человек переживает, но не может выразить, и той области бессознательных процессов, предположительно проходящих в человеческом разуме, к которым прямого доступа не имеют ни сам человек, ни терапевт. Для нахождения путей к ним, согласно Салливану, потребуется работа более серьезная, нежели салонные фокусы (Sullivan, 1950).

Салливан признавал, что личность «другого» недоступна по сути своей, чему виной закрытый для анализа и коммуникации «плотный осадок», снижающий шансы на понимание любой личности, кроме своей собственной. И все же, расширение методов коммуникации через освоение иных модальностей, помимо слов, в том числе изобразительных средств герменевтики Таро, способных создать символический мост в архетипические глубин внутреннего мира «другого», помогает обратиться к «другому» не только на межличностном уровне, но и на интрапсихическом.

Таким образом, возникает возможность получить доступ к «бессознательному <…> которое не может быть пережито напрямую, [но] которое заполняет все пробелы психической жизни» (Sullivan, 1953, с. 204).

Расклад Таро, как будет показано в главах 7 и 8, позволяет существенно прояснить настоящую ситуацию; благоприятные и сдерживающие факторы, которые влияют на нее; скрытые и неоформленные проблемы; роль значимых других, служащих опорой (или наоборот). Изображения служат средством оценки того, насколько функциональна (или нефункциональна) система отношений, а также средством рассмотрения альтернативных поведенческих моделей через обращение к тревогам, предчувствиям, стремлениям, желаниям, надеждам, страхам и мотивациям. В главе 7 будет продемонстрировано, что каждая из позиций в раскладе имеет определенный смысл; что же касается интерпретации, она никогда не бывает предопределенной или однозначной, наоборот, она изменчива, и каждый элемент имеет различное смысловое наполнение для разных людей.

Среди пятидесяти шести малых арканов есть те, что несут в себе сообщения о незащищенности, депрессии, фрустрации, тревожности, смятении, раздражении, истощении, неспособности к противостоянию и дальнейшему движению, нерешительности и т.д.; герменевтика Таро выделяет эти проблемы и помещает их в фокус, приводя к их мгновенному выражению на довербальном уровне благодаря проекции на расклад (см. главу 7). Преобладание одной из мастей (наличие определенного числа карт мечей, жезлов, чаш или пентаклей) в раскладе может говорить об умственном и эмоциональном состоянии человека.

Какая эмоция доминирует? Насколько человек эмоционален в целом? Находится ли его разум на пике своих возможностей? Может ли человек совладать со своими чувствами? Каково его настроение? Что им движет? Что его беспокоит?

Даже если расклад не может ответить на все вопросы одновременно, он предоставляет важный материал для дальнейшей проработки. Это знание помогает толкователю подстроиться под типаж того или иного человека, встать с ним на один уровень, установить контакт с помощью определенной юнгианской функции или поймать спроецированное на расклад общее настроение. Любая из теории личности является важным элементом, дополняющим понимание человеческой природы. Но каждая из них далека от статуса универсальной и всеобъемлющей, служа лишь инструментом, наиболее подходящим для конкретных, строго определенных задач, прежде всего потому, что все они были созданы для работы именно с этими задачами.

В контексте психологии образования, Берни Невилл постулирует персонификацию греческими богами юнгианских архетипов и утверждает, что Пантеон способен предоставить учителям многогранный язык для обсуждения широкого спектра различных философий, систем ценностей, доминирующих мотивов, энергий, эмоциональнх состояний, шаблонов поведения и стилей преподавания. К примеру, архетипичная модель, представленная Зевсом – структура власти, желающая сохранить самое себя, действуя жестоко или милосердно, способная как защищать, так и наказывать. В колоде Таро такую роль часто выполняет Император.

Архетип Деметры в свою очередь представляет «материнский» аспект профессии учителя; и в этом прерогатива Императрицы. Гермес стремится изменить общепринятый порядок вещей, посеять сомнения и дать возможность изменениям. Как архетип Дурака, Гермес побуждает воспользоваться представленными возможностями, шагнуть в пропасть навстречу незнакомым переживаниям. Да, порой Гермес демонстрирует хитрость и влияние Трикстера в качестве антипода, противоположной роли, Мага.

По Невиллу, каждый из обитающих на Олимпе богов предоставляет свою правду, свой смысл человеческого существования, и все они должны находиться в равновесии. Каждый архетип может быть рассмотрен как констелляция определенных черт личности, составляющих характер. Каждый греческий бог воплощает определенную теоретическую перспективу, что отражается в непрекращающихся дебатах о целях образования – бессмертные боги продолжают выдвигать извечные аргументы. В колоде Таро каждый из больших арканов служит особой архетипической характеристикой, способной породить ту или иную теорию личности. Что же до искусства Таро, то Сэржент говорит о нем как о «ящике инструментов, содержащем почти все, что могло бы пригодиться» (1988, с. 58).

Таро создает ту искомую синхроническую связь с живой действительностью «другого», темсамымзаполняяпробелы, оставленныесознанием; те пробелы, в которых и обитает бессознательное. Вероника Гудчайлд, юнгианский психолог, говорит следующее: «сознательное эго вырывается из замкнутой иллюзии своего ограниченного восприятием мира, становящейся, согласно Юнгу, источником всех невротических переживаний» (200l, с. 78). Можно задаться вопросом о том, насколько позволительно вторгаться в чужой разум, в эту неизведанную территорию. Но, как и любая консультация, процесс толкования Таро есть ответ на тайный крик о помощи, желание выразиться, преодолеть шесть степеней отчуждения, создающих пропасть вокруг страждущей души.

Никакого вторжения не происходит: тот, кто приходит за толкованием уже выражает желание к осознания своего бессознательного материала, и сама эта, эротическая по своей природе, тяга к знанию уже толкает на поиски толкователя.

Человек открывает врата к собственной душе, прокладывая эпистемический путь к внутреннему Гнозису самопознания, которого он так стремиться достичь, воспринять, опознать и проработать.

Подобно тому, как Юнг описал психическую энергию, пребывающую в коллективном бессознательном, Салливан заключает, что «абсолютно реальна во вселенной лишь энергия» (1953, p. 102) и представляет жизнь в виде динамических схем энергетических трансформаций. Таро же служит воплощением трансформаций психической энергии, от одного аркана к другому, подобно архетипичным формам поведения, мышления и чувствования. Энергии, являющейся общей для всех отдельных личностей, вне зависимости от теорий, пытающихся их описать:

Во всяком сердце и уме

Во всяком

В стихах и в жизни в равной мере

Есть Свет, Любовь и то Одно

Есть Свет, Любовь

Что вглубь, что ввысь

Есть Свет, Любовь и то Одно, всего Одно.

Есть Свет, Любовь

И снаружи, и внутри

Как давно заведено

Есть Свет, Любовь и то Одно, всего Одно.

Это строки из песнопений, по обыкновению исполняемых в конце иудейских медитаций, направленных на метафорическое возвращение в обитель духа. Лишь в единстве с Любовью/Эросом Психея способна возвратиться к своим корням, выходящим за границы личности. Именно это Уэкслер (Wexler, 1996) называл сущностью культуры нью-эйдж, существующей вне границ образования, социальных теорий и религии. Не массовые терапевтические программы, направленные на восстановление благосостояния, нет, восстановление на более глубоком уровне, возвращение души и ее воскрешение. Согласно Уэкслеру, язык души, священный язык, позволяет связать область трансцендентного с теми культурными практиками, в которые человек вовлечен в индивидуальной жизни.

«Культивация души в новую эпоху потребует учения о ее восхождении» (Wexler, 1996, с. 80); такое учение будет подкреплено символическим языком Таро в качестве практики ресимволизации самих себя и обретения способности к возвращению в царство духа. Для того, чтобы понимать этот язык, понадобится развитая интуиция; соответственно, для развития интуиции будет необходимым погрузиться в мир образов и символов, заключенных в Таро, которые помогут запустить работу воображения, проницательности и интуиции. Дело даже не в том, что «интуиция помогает учиться, создавать, выражать себя и решать проблемы» (Noddings and Shore, 1984, с. 44), само использование Таро как образовательного инструмента уже усилит и улучшит интуитивную функцию.

Все теории личности, направленные на человеческое развитие, по определению должны будут оперировать одновременно понятием актуального и потенциального «себя», таким образом безусловно признавая важность трех аспектов времени: прошлого, настоящего и будущего. Как будет ясно из главы 7, типичный расклад Таро, например, Кельтский Крест, использованный в моем исследовании, включает в себя одновременно все три временных аспекта, причем не только в теории, но и, что особенно важно, на практике, тем самым еще раз демонстрируя парадоксальное сосуществование элементов прошлого, настоящего и будущего в динамике человеческого развития. Герменевтический метод подразумевает выработку новых подходов, учитывающих предельную важность отражения ориентированных в будущее методов познания. Коллективное бессознательное включает в себя возможное будущее, и изображения, расположенные в определенном порядке в рамках расклада аналогичны тем образам, которые проявляют себя во снах, выполняя символическую, трансцендентную функцию в «попытке описать определенную цель с помощью наличного материала, прочертить курс будущего психологического развития» (Jung, CW 6, с. 720); юнгианская трансцендентная функция уже по определению преодолевает (англ. transcendпереходить, выходить за пределы) разрыв между прошлым и будущим; оба они сосуществуют в настоящем, через герменевтикутекущего момента.

В третьей главе уже рассматривалось герметическое мировоззрение как выходящее за границы бинарных противоположностей современного дискурса, жестких выборов в границах «или-или». Вместоэтого оно принимает оба варианта в соотношении, выходящем за границы противоположностей, преследующих сознание еще со времен Декарта. Посредством изображений Таро, включающих в себя одновременно сознательный и бессознательный аспекты, едины становятся не только тело и душа, они также помогают объединить субъект и объект, прошлое и будущее. Субъективный опыт находит свое воплощение, субъект может буквально заглянуть в себя, становясь объектом собственных мыслей, чувств, эмоций, привычек.

Элемент же «времени» стремится к вечности: в истории об Эросе и Психее, приведенной в 4 главе, раскрывается мифологическое сознание, позволяющее Психее объединиться с Эросом и причаститься божественному бессмертию: человеческая душа становится бессмертна, возлюблена богами и достигает, как называл это Юнг, заимствуя алхимическую терминологию, мистического единения— coincidentia oppositorum

Человеческого и божественного.

Наличный материал – последовательность изображений Таро – используется толкователем-бриколером, понимающим, что «способность к ведению и направлению, заключенная в бессознательном, подразумевает и перспективный<…> аспект. Прошлое в значительной мере определяет настоящее, но в большей степени действия в настоящем проводятся через представления о будущем» (Kaufmann по Corsini and Wedding, 1989, с. 120). Другими словами, «Таро демонстрирует не только то, кто и что мы есть, но и говорит кое-что о том, чем мы были и чем нам предстоит стать <…> В этом величайшая сила Таро, помогающая понять самих себя» (Sargent. 1988, с. 6).

Небольшое замечание к сказанному. Стоит помнить о том, что как и любой инструмент в человеческих руках, Таро может быть использовано различными способами, как конструктивно, так и деструктивно, в зависимости от того, кто и каким образом его использует. В этом, вероятно, и заключается причина того, что за Таро исторически закрепилась весьма сомнительная репутация, и многие зареклись доверять так называемым «гадателям», которые, по моему мнению, не только обратили «сакральное» в «профанное», но и пресекли множество реальных возможностей к действию для людей, узнавших с их помощью свою «судьбу».

Как будет показано в восьмой главе, функция герменевтики Таро – воспользуемся формулировкой Нэл Ноддингс, приведенной в контексте совершенствования образования – «открывать возможности, а не отсекать их» (Noddings, l993b, с. 13). С конца 1970х, когда Бержин и Лэмберт (Bergin and Lambert, 1978) начали комплексное изучение доступных данных, касающихся психотерапии и их оценки, стало ясно, насколько грандиозной была и остается эта задача. Здесь я соглашусь с Ричардом Робертсом (Roberts, 1987), утверждавшим, что успех или неудача любого метода зависит от уровня сознания его пользователя, нежели от самого метода. Устный отчет Робертса о сеансе толкования Таро для небезызвестного Джозефа Кэмпбелла является прекрасным примером эффективного использования Таро, во многом обязанного интеллекту обоих задействованных лиц.

Давайте посмотрим, какие характеристики могут быть приписаны малым арканам в колоде Таро. Итак, пятьдесят шесть карт, распределенных по четырем мастям – жезл, кубки, мечи и пентакли – по десять карт, от Туза до десятки, в каждой масти, а также по четыре так называемых карты двора (рис. 5.1).

Символизм четырех мастей связан с четырьмя юнгианскими функциями: интуицией, выраженной в кубках, ощущение, связанное с пентаклями, мышление, подобное острым мечам и чувствование, отраженное в жезлах. Сорок пронумерованных карт, по десять на масть, демонстрируют типичные поведенческие модели, эмоциональные проблемы, навязчивые мысли, физические ощущения, логические заключения, интуитивные догадки, сильные переживания, уровни напряжения или поглощенность теми или иными идеями; вкратце, всю человеческую натуру в ее многоплановости. Герменестика Таро в архетипическом путешествии через большие арканы дает возможность выразить множество повседневных забот, отраженных малыми арканами.

Согласно Юнгу, архетипичных образов существует столько же, сколько типичных ситуаций присутствует в нашей жизни. Пронумерованныекартыкаждоймастидемонстрируютнепрекращающуюсядинамику; число комбинаций и перестановок, создаваемое различными архетипическими констелляциями, пусть и конечно, но все же невероятно велико и стремится к бесконечности.

Однако, в процессе развития уже заключен телос (τέλος, греч. завершение, цель); и если для Юнга он — «Самость [которая] есть цель нашей жизни» (CW 7, c. 404) как то было

Рис 5.1

показано в путешествии через большие арканы, то в контексте теории личности Келли, способность наилучшим образом справляться с определенной проблемной ситуацией постепенно вырабатывается в движении от единицы (туз) до десятки каждой масти. Сознание расширяется, позволяя применять существующие конструкты к более широкому спектру ситуаций, и извлекать важные жизненные уроки даже из поражений, на что намекают многие изображения малых арканов.

Возрастающая нумерологическая последовательность от 1 (туз) до 10 воплощают в себе комплексные эмоции, идеи, состояния и чувства, заключенные в проблемных жизненных ситуациях. Изображения представляют общность смыслов, близких к тем, которые Нэл Ноддингс, к примеру, обнаруживает «в основании любого мучительного события [вроде] боли, требующей скорейшего облегчения, угрозы разлуки, вызывающей возрастающую потребность в близости, боязни собственно беспомощности, двигающей на привлечени новых сил» (Noddings, 1989, с. 129).

Герменевтика Таро как чтение и интерпретация массы символов ведет к открытию смыслов, заложенных на психоидном уровне коллективного бессознательного и творческому их проявлению, благодаря чему устанавливается «метафизический контекст и [возникает] процесс заботы человека о человеке на духовном уровне» (Noddings,

1989, с. 128, цитата по Jean Watson).

В подходе к диалогу, изложенном Мартином Бубером, подлинные взаимоотношения создаются благодаря «переживанию другой стороны» (Buber, 1971, с. 96). Бубер подчеркивает важность Эроса, который добавляет в отношения свою «вовлекающую силу» (1971, с. 97), само осознание другой стороны. Важно отметить, что Бубер также отмечает, что диалогические отношения могут продолжаться даже если при разделении себя и другого временем и пространством вследствие «продолжительного потенциального присутствия одного в другом в составе невыраженной связи» (1971, с. 97). Бубер акцентируется на реальности воображения, данного свыше, несмотря на ограничения, существующие для человека, «творения», по сравнению с творцом, Богом. Все же «каждый человек <…>может выразить себя в творящем Духе» (Buber, 1971, с. 103).

Этонеосязаемоеприсутствие проявляется, будучи задействовано в процессе интерпретации арканов Таро. В контексте герменевтики Таро, Бубер отмечает возможность наделения воображаемой реальности новой силой: она приводит к осознанию воображаемого, что становится возможным, если Воображаемый мир, описанный Корбеном, принимает форму наблюдаемой реальности.

Через «культивацию соотнесения» (Noddings, 1991, с. 162) появляется возможность познать богатство мира, существующего «по ту сторону». Эта подлинная форма взаимоотношений возникает в процессе проявлений заботы в рамках конкретных сеансов толкования, задействующих межличностные и интрапсихические методы умозаключения.

Ноддигс (Noddings, 1991) перечисляет ряд важных компонентов, характеризующих то, что она называет межличностным течением мысли. Они включают в себя настрой на заботу, внимательность, подвижность, усилия, приложенные к созданию взаимоотношений, поиск подобающего ответа, а также особым видом метапознания. Этот мета-уровень задействуется благодаря саморефлексии.

В процессе герменевтики Таро необходимы все эти характеристики, и сверх того, интуитивный интрапсихический элемент. Он проявляется, когда поле коллективного бессознательного изначально объединяет себя и другого, в то время как саморефлексия достигается с помощью символов, провоцирующих осознание ранее сокрытых смыслов собственных переживаний на глубочайшем эмоциональном уровне.

Истинныйтолковательнетолькоповторяет, пустьопосредованно, прошлые, настоящие и будущие переживания другой стороны. Ему необходимо также испытать на себе эти переживания, пройти свою собственную школу жизни и испытать на себе всю глубину заключенных в аркане смыслов, пусть некоторые из них и подразумевают переживания крайне болезненные по своей природе. Например, образ Пятерки Кубков с печальной фигурой в черном плаще выражает чувство потери, скорби и траура. Три кубка перед ней очевидно пусты, сообщая о тщетности приложенных усилий. Однако, стоит обернуться, и можно заметить два наполненных кубка, представляющих новое знание, новую точку зрения, путь к обретению полноты вновь.

Изображение Десятки Жезлов говорит о человеческой выносливости на пределе: герой прогибается под тяжким грузом, взваленным на его плечи. Девятка Жезлов изображает человека с перевязанной головой, который, несмотря на боль, причиняемую раной, готов до конца оберегать свое право и свою землю перед лицом постоянной угрозы. Тройка Мечей представляет собой один из наиболее драматических образов, страждущее, разбитое сердце, пронзенное тремя мечами. Оно говорит о разлуке, разладе, разводе и тому подобных переживаниях. Речь также может идти о хирургическом вмешательстве, часто об операции на сердце. В любом случае, это крайне тяжелый опыт. Образ Пятерки Пентаклей символизирует неудачу, бедность, духовную или материальную, а также слабое здоровье.

Повторюсь, как то и было сказано в четвертой главе, это лишь общие интерпретации изображений на картах Таро; в конкретном толковании нюансы тех значений определяются контекстом рассматриваемой ситуации, позицией карты в раскладе, а также влиянием других карт, задающих тон, общее «звучание», подобно нотам в аккорде.

Все пятьдесят шесть изображений малых арканов могут рассказать множество историй о счастье, горе, планах на будущее, нарушенных обещаниях, победах и поражениях, финансовых трудностях, приготовлениях к браку, влюбленностях или разрывах тяготящих отношений, новых начинаниях, переживании разрыва, тревоге. Список можно продолжать бесконечно, и жизненный опыт постоянно предоставляет новый контекст и материал, требующий оценки, привнесения новых смыслов, вынесении новых уроков из пережитого. Без сомнения, человеческое существования обусловлено массой биографических, культурных и исторических факторов, [однако] при рассмотрении их на более глубоком уровне [существуют] <…>универсальные модели переживаний, архетипичные формы, постоянно влияющие на элементы, составляющие человеческий опыт в его типичных конфигурациях, наделяющих коллективную <…>психологиюеединамическойнепрерывностью. Эти архетипы существовали в качестве базовых, априорных символических форм, меняя облик в каждый момент отдельной жизни в различных культурных эпохах, пронизывая любое переживание, осознание и мировоззрение (Tarnas, 1991, с. 385).

Инымисловами, все дело в способности учиться на собственном опыте и последовательно интегрировать его бессознательное содержание в сознание через символический процесс роста, заложенный в изображения Таро. С осознанием того, что каждый расклад способен объединить изображения в новые структуры, каждый раз отражающие неизвестные ранее обстоятельства и представляющие сложности новых проблемных ситуаций, процесс обучения на архетипических образах не прекращается в течение всей жизни.

Пост-формальная педагогика как процесс обучения на практическом опыте, получаемом на протяжении всего существования, в согласии с теориями личности, направляющими динамику развития во взрослой жизни, позволяет осознать процесс индивидуации как «становление», пережитое на собственном опыте, и, в особенности, «становление другим», что отражено в ключевом понятии философии Жиля Делеза (1925-1995), о которой пойдет речь в следующей главе.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaroклассические баннеры...
   счётчики