Вторник, 06 декабря 2016 23:32

Инна Семецки «Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие» Глава 8,1 ЖИВЫЕ ИСТОРИИ 1

Инна Семецки

 «Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие»

Глава 8,1

ЖИВЫЕ ИСТОРИИ 1

 

Как отмечалось Максин Грин в Предисловии к небезызвестной книге Живые истории: нарратив и диалог в образовании [Stories Lives tell: Narrative and Dialogue in Education](Witherell and Noddings, 1991), из которой и позаимствовано название этой главы, можно услышать «отзвуки историй <…> в наши дни повсюду. Разнообразные нарративы развертываются и изучаются. Обучение на всех уровнях сопровождается описательной работой: люди пишут автобиографии, составляют семейные истории, становятся авторами своих собственных жизней» (p. IX). Относя нарратив к исключительно «женским способам познания» (Belenky, Clinchy, Goldberger, & Tarule, 1986), Грин находит ему место как в школьных классах, так и в консультационных центрах.

В нем преодолевается разобщенность когнитивного, морального и эмоционального измерений, и обучение начинает ассоциироваться с холистическим «ощущением поиска, стремления найти подходящие понятия и язык для выражения всего подавляемого и вытесняемого годами <…> [и придать] форму и выражение тому, что иначе могло бы оставаться невысказанным» (Witherell and Noddings, 1991, p. X). Преодолеть эту разобщенность, значит освободить собственное воображение (Greene, 2000). Для Грин воображение на глубочайшем уровне связано с искусством целителей; освобождение воображения эквивалентно раскрытию способностей к эмпатии, но помимо того — разрыву с тем, что мы принимаем как данность, нарушая все пространство ожидающих нас возможностей. Воображение лишает Эго его положения в центре личности, а само становится способно без помех сосредоточиться на «собственных нуждах [и] том пространстве, где мы встречаемся с другими лицом к лицу» (Greene, 2000, p. 31).

Эта встреча с Другим происходит в процессе герменевтики Таро, где разворачиваются истории жизни, человеческих опытов, воплощенных в образах и символах. Эти истории объединяют учителя в классе и «консультанта или аналитика <…> в процессе терапевтического диалога, пастора, жреца или рабби в притче о вере и об утрате» (Witherell and Noddings, 1991, p. 1). Образы Таро ведут общение «в ином тоне», который выводит на первый план отдельные моменты, характерные для подхода Кэрол Гиллиган к нравственному развитию и Нэл Ноддингс к этике отношений (Noddings, 2002). Ноддингс (l993a) утверждает, что наше современное образование, лишенное измерений чувствования и заботы, не обогащает человеческий разум и дух, но скорее сужает спектр их восприятия.

Утвердив феминистскую духовность как альтернативу традиционной патриархальной религии, Ноддингс делает вывод, что роль женщины в течение долгого времени принижалась господствующими теологическими и философскими концепциями. Она предлагает знакомить учеников одновременно с историей Грехопадения и ее феминистской критикой, базирующейся на религиях Богини, в которых библейский змей представляется не злом, но учителем человека, дарующим Гнозис и приносящим исцеление. Это гностическое знание, как было продемонстрировано в предыдущих главах, воплощено в древнем сократовом изречении «Познай Себя», и доступно для нас через метод герменевтики Таро, где в процессе чтения образы и символы описываются и интерпретируются, тем самым выражая индивидуальные и коллективные опыты школы жизни, равно как и многие другие этические, интеллектуальные и духовные уроки.

Во второй главе я обращалась к бриколажу Таро в контексте своего исследования как к методу, лежащему на границе феноменологии, герменевтики и описательного знания; а также проективной психологии, как то указано в главе 7. Чтобы соблюсти требования колледжа Пасифик Оукс, касающиеся данных участников исследования, я проводила чтение для определенного списка отобранных лично людей. Каждый из них подписал форму, подтверждающую его согласие, как то и предусмотрено исследовательской этикой. Каждый сеанс длился по пятьдесят минут, как и обыкновенная консультация. Единственным условием для проведения бесплатного чтения было заполнение каждым из участников анкеты (см. Приложение), где обозначалась проблемная область или «существующая проблема», как ее обычно называют в ходе консультационных или терапевтических сессий; также обозначалась цель чтения, подобно тому, как на первой консультационной сессии клиента спрашивают о том, каких результатов он ожидает от предстоящей терапии.

 

Причина того, что для детального рассмотрения было отобрано лишь пятнадцать человек, достаточно проста. После пятнадцати сеансов я просто прекратила сбор материала, поскольку объем уже имеющихся, почти дословных описаний, превышал требуемое для моего исследования количество страниц. Отобранные участники, как оказалось, смогли представить все разнообразие взрослых мужчин и женщин из различных этнических групп. Более детальных вопросов, касающихся, как то принято в стандартных формах для консультаций, прошлого, отношений в семье и т.п. не задавалось. Вся релевантная информация, по моим ожиданиям, должна была сама спроецироваться (см. главу 7) в расклад каждого из участников. Я, однако, готовилась к тому, что проводя бесплатное чтение, могла бы столкнуться с тем, кто при других обстоятельствах никогда не обратился бы к услугам консультанта. Тем не менее, расклады таких участников также содержат важный материал для проработки, что мы и увидим далее.

Приведенные ниже описания сессий составлены по аудиозаписям сеансов и содержат копии раскладов, сделанных в процессе каждого из чтений; каждый индивидуальный случай отражает уникальные особенности личности участника, придерживаясь, однако, универсальности архетипической динамики, актуализованной здесь-и-сейчас, в процессе самого чтения. Архетипическое содержание, возникающее из глубин бессознательного, подталкивает нас к  «всеохватывающему бодрствованию <…> активности воображения и <…> свежему взгляду на открывающиеся возможности» (Greene, 2000, p. 43), которые формируют актуальное для участника по мере того, как разворачивается его история. Все имена изменены.

 

l. МАЙКЛ

 

Майкл, белый мужчина, слегка за сорок, квалифицированный специалист. Основным вопросом для чтения он обозначил проблему отношений. В анкете отметил, что надеется на романтические отношения, свободные от ошибок прошлого. Основной задачей чтения для Майкла было получение информации о своем будущем и значимых других в нем, а также разбор поведенческих особенностей и нахождение путей работы с ними. Его расклад представлен на рис. 8.1.

Карта в первой позиции, пятерка пентаклей, говорит о чувстве разочарования и ощущении утраты. Причиной для таких глубоких переживаний стали прошлые переживания Майкла, связанные с отчуждением от чего-либо. Когда ему представлялась та или иная возможность, он предпочитал «отказаться» от потенциальной «награды», что вело, как следствие его пассивности, к ощущению поражения, неприятию и убеждению, что он «остается за бортом». Здесь Майкл вмешался, уточнив, что его последние отношения закончились по его инициативе, из-за ощущения собственной неспособности принять на себя обязательства перед партнером, и горечь этих переживаний не оставляет его до сих пор. Карта во второй позиции показала препятствия, вставшие на пути Майкла в контексте его настоящей ситуации. Четверка пентаклей показывает, что на бессознательном уровне он отчаянно стремиться удержать нечто, не желая с ним расставаться. Было ли это его привычной моделью поведения? Изображение четырех пентаклей отражает скупость, когда человек цепляется за то малое, что у него есть, будь то материальные или эмоциональные ресурсы, и не желает делиться ими с окружающими его людьми. Судя по всему, Майкл был не способен делиться своими чувствами и эмоциями с теми, кто в перспективе могли бы стать его значимыми другими, и виной всему его шаблон поведения, парадоксальным образом дающий ему чувство защищенности, хотя бы ценой избегания риска. Однако, это чувство было обречено обернуться утратой, как то демонстрируют пять пентаклей в первой позиции, обозначившие ядро проблемы Майкла.

Большой аркан, находящийся в четвертой позиции, ответственной за «прошлое», говорит о том, что в определенный момент вопросы силы и контроля стали определяющими и оказывали продолжительное влияние на его поведение и образ мыслей. Образ Императора, сильного архетипа анимуса, подчинил себе бессознательное Майкла и продолжал, «во имя Отца», довлеть над его психикой. Естественным образом анима была вынуждена прибегнуть к сверхкомпенсации, заставляя его вести себя как стереотипная, пусть и метафорическая, «женщина», склонная к подчинению и предпочитающая быть субъектом мужского доминирования.

Вероятно, бессознательное стремление Майкла не принимать на себя обязательств, предполагаемых отношениями, основывалось на ошибочном убеждении, что находясь в отношениях, он теряет способность влиять на ситуацию. Но какие события прошлого сделали Майкла настолько чувствительным в вопросах контроля и силы? Я спросила, связано ли это с его прошлым опытом отношений. Майкл ответил, что примерно двенадцать лет назад его отвергла та, кого он любил, что стало сильнейшим травмирующим переживанием. И под архетипическим

 

влиянием Императора, словно отравленный им, Майкл — выбирая не вступать в отношения, и тем совершая пусть негативный, но свой собственный выбор — мог сохранять искаженное представление о собственном влиянии, предотвращая тем самым собственную виктимизацию, однако в итоге он все равно оставался жертвой.

Его ощущение себя отверженным впоследствии интернализовалось и стало проецироваться на все последующие отношения; подсознательное желание Майкла не быть отверженным снова заставило его, фактически ощущающего себя незащищенным, проявлять свою власть и, в качестве защитной реакции, делать выбор в пользу прекращения отношений, чтобы избежать очередного воспроизведения той ситуации, которая закрепилась в его разуме, была вытеснена и с тех пор никогда не прорабатывалась на сознательном уровне.

Карта в третьей позиции, тройка пентаклей, как корень проблемы, показала мне, что хотя Майклу и не хватало отношений, его устремления были отнюдь не романтическими. Это скорее походило на социальную обусловленность или давление со стороны членов семьи, воздействующие на него совокупно. Император указывает на то, что его семья может придерживаться традиционных, патриархальных ценностей и оказывать давление на Майкла, часто прибегая к выражениям вроде «ты обязан» и «ты должен» так же, как Император часто прибегает к силе закона для поддержания статус-кво.

 

Архетип Императора, воздействующий на психику Майкла, внушил идею о повышении его социального положения и статуса для достижения успеха в отношениях. Ни о какой эмоциональной вовлеченности речи не шло, однако в раскладе прослеживалась динамика от тройки пентаклей в начале, через четверку, «перекрывающую» то, что являлось сутью проблемы, до карты в пятой позиции, выражающей вероятное развитие всей ситуации, десятки мечей.

Изображение человека, неподвижно лежащего на земле и словно пригвожденного к ней десятью мечами одновременно, находящееся в позиции предполагаемого «курса», говорит о том, что если Майкл продолжит придерживаться своего нынешнего образа действий, мотивы которого не соотносятся с реальным контролем его чувств, все последующие отношения не только потерпят крах, но и сам Майкл может пережить глубочайшую депрессию.

В феминистской трактовке Гирхарт и Ренни (Gearhart & Rennie, 1981) изображение десяти мечей говорит о возложении важной части своей жизни на алтарь патриархата подобно символическому жертвенному агнцу. Впрочем, десятка мечей, будучи последней картой масти, означает разрешение ситуации в том виде, в котором она представлена, подразумевая, что самое страшное уже позади. Поэтому для Майкла возможность изменить свои привычки и модель поведения уже «витала в воздухе» (карта «отсечения» в пятой позиции), что подтверждает и шестая карта, шесть мечей в позиции неизбежных событий будущего, говорящая об уверенном движении от деструктивной поведенческой модели к конструктивной, пусть и подробности этих перемен пока не ясны.

Женщина на карте шести мечей пока не заглядывает в будущее; она довольна уже тем, что ей удалось выбраться из сложной ситуации и, не строя планов на будущее, бежит от неприятностей, которые носят временный характер. Такое умиротворение является характерным результатом смены привычной модели поведения.

На этом этапе Майкл добавил, что в прошлом он чувствовал себя парализованным, но теперь у него возникло ясное понимание того, что с этим нужно что-то делать. Однако, мне все присутствующие карты говорили лишь о том, что рассудочное решение Майкла вступить в новые отношения и через это проявить активность было изначально обречено на провал. В прошлом Майкл был вовлечен в отношения на эмоциональном уровне, и его «незаконченное дело», что показал Император и подтвердила четверка пентаклей, «живет и здравствует» в данной ситуации. Поэтому, чтобы избежать ошибки в будущем, Майклу необходимо проработать проблему не ментальном уровне с помощью рационального мышления, но на более тонком уровне чувств. Но как же это сделать? Продолжительность каждого сеанса в рамках исследования ограничивалась всего лишь 50 минутами, как это принято на стандартных консультациях, поэтому мы могли рассмотреть лишь несколько вариантов. Для типа личности и характера Майкла более всего подошла бы гештальт-терапия, поскольку разум, Логос, действовал столь «успешно» (под личиной Императора), что ему удалось подавить эмоции, которые Майкл испытывал до того. Также использование образного ряда могло бы помочь в работе на глубинном «психоидном» уровне психике, где вместе с чувством незащищенности залегали проблемы, связанные с властью и контролем, образуя парадоксальное и предельно болезненное единство.

Появление карты большого аркана, Справедливости, в седьмой позиции, указывающей на сильную фиксацию, показало глубокую озабоченность Майкла самой идеей справедливости. Его глубоко ранила мысль, что ранее с ним обошлись несправедливо, и это привело к зарождению его последующих опасений. Эта идея, едва не ставшая определяющей во всем мировоззрении, поработила его разум. Майклу требовалась серьезная работа над различением своих субъективных ценностей и объективным социо-культурным миром, чтобы не транслировать свои опасения и настороженность вовне. Здесь он возразил, сказав, что в большей мере озабочен социальной несправедливостью, чем той, что имеет месть в его собственной проблеме; его комментарий только укрепил меня в убеждении о том, насколько глубокому влиянию архетипа Справедливости он подвержен. Было ли ожидание несправедливости чем-то вроде самоисполняющегося пророчества, разрушающего его личную жизнь и межличностные отношения?

 

Карта в восьмой позиции, обозначающая текущее окружение Майкла, оказалась двойкой пентаклей. Судя по всему, работа не приносила ему того удовольствия, которое он мог бы от нее получить. Он выполнял свои обязанности, но скорее вынужденно, а не по собственной инициативе. Ему приходилось, к удовольствию своих коллег, прилагать усилия к тому, чтобы угодить им. Все выглядело так, будто на рабочем месте им с легкостью манипулировали. А это отнимало силы на постоянной основе, и изображение двух пентаклей предупреждало о необходимости быть бдительным к тому, как он ведет себя с коллегами, поскольку привычка стараться ради удобства других могла довести Майкла до того, что в нужный момент он не сможет совладать с собой и окажется бессилен в стрессовой ситуации. Два пентакля в этой позиции также могут говорить о вошедших в обыкновение одноразовых встречах, а не длительных романтических отношениях (вспомним, что Майкл отметил их отсутствие в качестве наличной проблемы при заполнении анкеты).

Три карты, выпавшие на девятой позиции обозначили тот факт, что более всего Майкла заботила надежда на будущие отношения и связанная с ней тревога. Девятая позиция говорит о страхах и надеждах. Три карты — королева кубков, Дурак и паж кубков — явно подводили к тому, что возможность к реализации желаний Майкла лежит в выборе в пользу длительных отношений, возможно даже в создании семьи (о чем говорят паж и королева одной масти в одной позиции).

 

Это могло бы ознаменовать новый этап в жизни Майкла, что символизирует Дурак, новое начало, счастливый случай и вход в новый жизненный цикл, в котором не место его старым настроениям. В ином толковании, что вполне возможно, Майкл мог бы встретить женщину с ребенком в будущем. Поэтому, ему стоило готовиться к тому, чтобы сделать шаг, принять риски и столкнуться с неизведанным, если он захочет дать начало новым отношениям. Майкл же добавил, что на данном этапе, намеренно удалившись от общественной жизни, он все же предпринял попытки социализироваться вновь.

 

Десятая карта, туз жезлов в итоговой позиции, показала, что у задуманного дела есть отличный потенциал к реализации, и идея об отношениях может стать для Майкла реальностью.

Три дополнительных карты на 11, 12 и 13 позициях подтвердили то, что некоторые из его желаний уже начали исполняться, как девятка кубков, знаменующая переход от стагнации и бездействия к стабильности. Рыцарь пентаклей указал на стабильную работу,  десятка кубков позволила предположить возможность новых свершений в области межличностных отношений, особенно теперь, когда Майклу удалось достичь финансовой защищенности.

Тут Майкл отметил, что чувствует себя более уверенным в себе, особенно в карьерной сфере (на что указывал и практичный рыцарь пентаклей), но тем не менее часть замечает за собой неспособность познакомиться с теми, кого он находит привлекательными, даже когда речь идет о простом приветствии. И сам факт того, что сознательно он замечал наличие подобных моделей поведения, уже было путем к выходу из безнадежности и пассивности к новым устремлениям (туз жезлов).

 

Туз как итоговая карта помог Майклу решиться на новые начинания и надеяться на плоды, которые они могут принести, пусть те и находятся пока лишь в зачаточном состоянии; эта карта также позволила пересилить депрессивные настроения, навеянные десяткой мечей в пятой позиции. Карта, характеризующая ситуацию в целом, оказалась Королевой жезлов и относилась к реальной женщине среди знакомых Майкла, с которой он, однако, не состоял в романтических отношениях. Однако именно благодаря ей (Королеве) ситуация начала меняться к лучшему. С большой вероятностью Королева жезлов обозначала коллегу Майкла, которая оказала содействие его карьерному росту.

И вот, незадолго до конца консультации (50 минут), я спросила Майкла, не хотел бы он что-либо уточнить. Более всего в процессе чтения он был озабочен тем, как справиться с проблемами власти и контроля, побороть архетипичного Императора в собственной психике. И вопрос Майкла показал, что в ходе сеанса ему удалось добраться до корней существующей проблемы. Он вытянул карту из колоды, тем самым позволяя коллективному бессознательному развеять свои сомнения, и перевернув ее, обнаружил четверку жезлов. Еще до того, как я начала интерпретацию изображения на ней, Майкл невольно рассмеялся; вероятно, из-за свободных ассоциаций, связанных с образами беспечных и радостных людей, несущих цветочные венки, которые присутствовали на карте. Это изображение несло в себе послание о возможности позитивных отношений, крайне благоприятных для Майкла и, возможно, способных стать основой будущего брака.

 

Такова история Майкла, который смог открыть для себя возможность глубоких отношений, и тем самым стал способен бороться с препятствующими им проблемами силы и контроля. Майкл собрал воедино все, что нам удалось прочесть; он сказал, что осознание того, что никто нежданно не постучит в его дверь, дало толчок к тому, чтобы выйти наружу и самому искать нужного человека; и то, как он это сказал, его выражение лица, тембр голоса, не несли ни горечи, ни страха — все эти аффекты были вымещены под воздействием его новоприобретенной осознанности. Майкл добавил, что все это «крайне, крайне верно». В своей анкете он отметил: «Я смог лучше понять причины своих прошлых действий» и ответил «да» на вопрос о том, было ли чтение полезным, пояснив: «чтение было сосредоточено на позитивных результатах позитивных действий». Майкл также выразил желание провести еще один сеанс, объясняя это тем, что «произошедшее обсуждение помогло мне понять, как разрешить вставшие вопросы и проблемы». По его словам, прошедшее чтение оказалось крайне важным и полезным для поиска «подходящих решений. И для того, чтобы я смог «отпустить» лишнее и обрести уверенность в том, что все пойдет на лад, пока я готов на риски, зная, что неудача — это лишь временно».

 

2. ЛОЛА

Лола, молодая белая женщина, не достигшая еще тридцати, с образованием. В качестве основной причины обращения к чтению указала профессиональную проблему: на тот момент Лола работала над осуществлением собственного проекта в своей профессиональной области. От чтения она ожидала получить понимание себя, текущего состояния проекта и его вероятного результата, а также хотела прояснить отдельные моменты и найти пути к разрешению ситуации, «понять, чем вызвано сопротивление, и что мешает мне воплотить свое намерение в жизнь». Расклад Лолы представлен на рис 8.2. Большой аркан Сила находится на первой позиции, перекрытый десяткой пентаклей во второй. Это показывает, что при работе с проектом наиболее важным моментом для Лолы являлось удовлетворение собственных амбиций и закалка воли, что укрепило бы ее позиции как специалиста. Также вероятно, что имела место отстраненность от людей и сложности в построении отношений с окружающими. Десять пентаклей, карта, благоприятная сама по себе, демонстрирующая картину стабильности и защищенности, во второй позиции говорила также и о сдерживающих влияниях: возможно, бессознательным стремлением Лолы было не само завершение проекта, но создание за счет него своего рода страховочной системы, подтверждение соответствия определенным профессиональным стандартам.

Судя по картам, запросы, которые Лола предъявляла к себе, были в определенной степени завышены. И это, естественно, вылилось в ощущение неполноты и отрешенности, выраженное картой в третьей позиции, девяткой пентаклей, говорящей также о напряженной мыслительной работе, которая и заставила Лолу к анализу нынешнего состояния своих дел. В прошлом ей пришлось пережить тяжелый внутренний конфликт или испытывать глубокую неуверенность в себе, что предполагает изображение на пятерке жезлов в четвертой позиции, и только собственные выносливость и целеустремленность помогли двигаться дальше, но все говорит о том, что на данный момент целеустремленность постепенно перерастает в потакание собственным желаниям.

Однако движение в сторону самоконтроля прослеживалось по вертикали, где девятка пентаклей последовательно, через Силу, развивалась в двойку жезлов в пятой позиции. Изображение на этой карте предполагало, в перспективе, исполнение намерения Лолы, стоит лишь углубиться в вопрос.

  

Судя по всему, в настоящем не происходило ничего определенного, и несмотря на всю свою целеустремленность, Лола  начинала беспокоиться. Результатов в обозримом будущем не ожидалось, а настроена она была именно на результат. Наиболее благоприятным для Лолы стал бы период длиной в, по меньшей мере, семь недель, за которые на могла бы глубже изучить состояние своего проекта.

Карта в позиции неминуемых событий будущего иносказательно говорила о «воздушных замках», тогда как Лоле следовало бы сосредоточиться на анализе данных по проекту, ведь если все останется без изменений, исход всего мероприятия будет крайне сомнительным. Сам он выглядел неопределенно, и казался более продуктом убеждений и идей Лолы, нежели реальных действий.

Вероятно, излишняя работа таланта, навыков и воображения привели к тому, что ясное понимание изначального замысла затуманилось множеством альтернативных вариантов и подходов. На тот момент ей следовало бы остановиться на одной из целей и четко сформулировать, чего именно она хочет достичь, вместо того, чтобы вдаваться в излишние и множественные детали, и тянуться во все стороны сразу, как на изображении семерки кубков. И тем не менее, присутствие двойки жезлов в потенциале привносило в картину определенное равновесие. Здесь Лола вмешалась, заявив, что она проходит терапию и посещает еженедельные консультации. Так что же мешало ей достигнуть результатов? Пребывало ли ее внимание в иных областях? Она более заботилась о своей личной жизни и состоянии отношений, чем уделяла время тонкостям и отдельным моментам своей работы.

Три дополнительных карты (помимо стандартных позиций Кельтского креста), Король кубков, Колесо Фортуны и Иерофант предполагали стабильные и длительные отношения с мужчиной, близким Лоле эмоционально, и весьма серьезным в своих намерениях, возможно, даже желающим вывести их на новый уровень, закрепив традиционным институтом брака. Лоле повезло с таким «посланным судьбой» мужчиной рядом. Сама она согласилась и подтвердила, что он действительно стремится к общепринятой, стабильной форме отношений.

Однако, связка из трех карт в седьмой позиции ясно показала, что на уме у Лолы совсем другой человек, к любовным отношениям с которым она и стремится, и сейчас находится перед выбором (Любовники).

Этот второй мужчина, Король мечей, был символически охарактеризован как обладатель свободолюбивого характера и в целом весьма самодостаточная личность, что, вероятно, и привлекло в нем Лолу, поддерживая ее привязанность к нему. Она становилась просто-таки одержима мыслями о Короле мечей; эти сложности в личной жизни и отвлекли Лолу от проекта, а также помешали направить силы и время на выполнение своих профессиональных обязанностей и достижение поставленных целей. Следующая карта, семь пентаклей, показала наличие тревоги относительно тех ресурсов, что были вложены в проект, и возникающее, за отсутствием результатов, ощущение потраченных впустую усилий, растущие сомнения и возможность потери средств. И действительно, Лола сказала, что вложила в проект свои собственные деньги. Символически эта карта, однако, говорила о том, что ей совсем не следует останавливаться, но стать последовательной в дальнейших действиях, возможно, еще раз взглянуть на то, что уже сделано, оценить то, что еще предстоит сделать и пересмотреть собственные мотивы и подход к делу.

Поскольку весь расклад говорил о наличии у Лолы сильной мотивации к продолжению работы над проектом, следовало пристальнее рассмотреть бессознательные движущие силы ситуации, чтобы понять, что же мешало его завершению.

Карта в восьмой позиции, восьмерка мечей, охарактеризовала окружение Лолы как в значительной степени подавляющее. Но поскольку ее проект был индивидуальным и выполнялся в одиночку (девять пентаклей), не было никаких факторов, продиктованных внешним воздействием, как, например, обилие бумажной работы или трудности с начальством, которые помешали бы завершить проект. В ситуации Лолы все ограничения исходили из ее собственной дезориентации, подавленных эмоций, символической слепоты. Эта карта также говорила о наличии необходимости пересмотра собственных мотивов.

Тройка жезлов в девятой позиции говорила о работе в команде и возможности объединения усилий. Но Лола, вероятно, хотела пожать лавры самостоятельно, учитывая, что индивидуальная работа и составляла ядро ее проблемы; на данном же этапе какой-либо прогресс без взаимодействия с другими был маловероятен, проект просто не двигался с места. Большой аркан в «итоговой», десятой позиции, символизировал волю Лолы в образе Колесницы. Чтобы проект сдвинулся с места и пришел к успешному завершению, Лоле требовалось преодолеть созданный ей самой конфликт между амбициями и потребностями ее творческого начинания.

 С чего это началось? Судя по всему, проект мог легко отойти на второй план, тогда как первичным становилось стремление Лолы утвердиться в своей профессиональной области. Колесница говорит о том, что вероятность того, что благодаря самодисциплине она научится контролировать противодействующие силы, которые тянут ее в разные стороны, весьма велика. Саму Лолу появление Колесницы только укрепило в мысли о том, что благодаря самоконтролю все образуется. Возможно, ей предстоит период ожидания, обозначенный двойкой жезлов, и в это время у нее может возникнуть потребность в дальнейших консультациях, чтобы проработать те проблемы, которые были отмечены во время чтения, а также поучиться отличать свои бессознательные позывы от осознанно принятых решений.

Лола прокомментировала, что на этом этапе самопознание стало важной частью ее проекта. Карты, однако, предостерегали от возможности оставить первоначальный замысел в пользу культивации самомнения, ведь в облаке семи кубков легко принять одно за другое. Лола также захотела прояснить шестую карту, и после того, как я предложила вытянуть вспомогательную карту, она вытянула ее из колоды. Когда карта была перевернута, на обратной стороне обнаружился большой аркан Дьявол. Ассоциации, которые он обычно вызывает, носят пугающий характер. Но если взглянуть на это с другой стороны, когда коллективное бессознательное заставляет человека вытянуть именно эту карту (все они были предложены рубашками кверху), это значит, что к представленному архетипу крайне важно обратиться именно в данный момент. Поэтому неудивительно, что в итоге расклад указывал на необходимость дальнейших консультаций, поскольку Дьявол, сама Тень человека, требует длительного и пристального изучения.

Временной лимит сессии, пятьдесят минут, не позволил рассмотреть эту карту глубже, и тем не менее, она помогла Лоле понять многое. Тогда она воскликнула «Как же пугает, когда вытягиваешь Дьявола!», и я спросила, что же в этом страшного (запуская ассоциативный процесс). Лола сказала что-то о тьме, затем замолкла ненадолго и прибавила слово «страх».

 

На бессознательном уровне психика Лолы была заполнена бездной страха и подавляющих эмоций. Ее не оставляли фантазии о проекте, и в итоге она оказалась порабощена той идеей, которую сама же и породила. Теперь уже не она контролировала работу, связанную с проектом; вместо того, архетип завладел ей и привел к одержимости. Ее захватила идея, определившая все дальнейшие действия Лолы. Вместо того, чтобы давать силы, она скорее перегружала ее. Тогда Лола вытянула еще одну карту, чтобы понять, что же такое, о чем она и не знает, могло «приковать» (по ее словам) ее к Дьяволу. И эта карта оказалась тройкой пентаклей, благоприятным знаком, в совокупности с Дьяволом говорящим, однако, о раздутом эго, сильном желании к укреплению собственного социального статуса и завоеванию одобрения тех, кто наделен влиянием. Здесь Лола призналась: «Да, я хочу признания!» Так почему же тогда не двигался проект? В дальнейшем Лоле еще предстояла работа со своими мотивациями, разделением реальности и фантазий, способности концентрироваться на одном деле и в целом над тем, чтобы стать более целостной личностью и через это принести целостность в свои начинания. Несколько раз за весь сеанс Лола повторяла: «Вот она, история моей жизни…» Я же предложила ей вытянуть еще одну карту, чтобы узнать о том, что могло бы помочь в разрешении выявленных в течение сеанса проблем. Тогда изображение шести кубков указало на честный и открытый разговор, в процессе которого Лола могла бы выразить все, что ее беспокоит тому, кому она могла бы доверять, тем самым, возможно, продолжив терапевтический процесс, который принесет с собой исцеление.

Лола отметила, что чтение позволило ей продвинуться в достижении своей цели, и утверждала, что «получила ясное понимание того, что мешает [мне] прийти к [моей] цели, а именно страх и растерянность относительно собственных намерений относительно проекта». Она также упомянула о том, что хотела бы провести следующую сессию, движимая желанием «узнать больше». Лола сказала и о том, что чтение было крайне важно для нее, и выразилась следующим образом: «Оно привнесло определенную ясность в те моменты, которым мне следовало бы уделить больше внимания. Я поняла, как работает Таро в качестве средства самопознания, позволяя выявление проблем личности и их раскрытие для дальнейшего исследования».

 

 

 

3. ОМАР

Омар, чернокожий специалист, глубоко за тридцать, обратился не имея какой-либо конкретной проблемы, которую он хотел бы рассмотреть в ходе чтения. Его основным мотивом было то, что его «всегда интересовала наука Таро <…> и хотелось получить персональное чтение». Основной целью чтения стало познание всех перечисленных моментов: прошлого, настоящего, будущего, самого себя, значимых других, а также желание узнать больше о Таро. Расклад Омара приведен на рис. 8.3

И первую, и вторую позицию заняли карты больших арканов, Иерофанта и Дурака. Поскольку Омар не обозначил никакой наличествующей проблемы, я связала первую карту, Иерофанта, с духовным поиском в жизни Омара. В середине своего жизненного пути он, вероятно, очутился в сумрачном лесу, и теперь искал выхода из этой ситуации, как то было у Данте в Божественной Комедии. Судя по всему, Омар достиг определенных высот в материальном мире, и теперь ему представлялась возможность начать новый жизненный цикл, о чем говорил Дурак. Здесь Омар заметил, что он всегда хотел заняться чем-то новым, и на данный момент готов был начать свое дело. Иерофант же показал, что Омар, ощущая благодать внутри себя, готов двинуться в мир и испытать свои ценности и убеждения самостоятельно, применив их на уровне физической реальности. Поэтому ему и следует начать новый путь, предложенный Дураком, и встретиться с множеством неведомых ранее переживаний.

Вероятно, не так давно он уже проводил некоторую подготовительную работу, о чем говорит восьмерка жезлов, и его разум не встретил никаких препятствий в своих изысканиях. Теперь же пришло время для новых дел и начинаний, и сейчас Омар как раз стоял на пороге грядущих свершений.

Тройка кубков в третьей позиции прояснила вопрос о том, что же сподвигло Омара на этот поиск. В его личной жизни царили покой и благодать, и теперь, чтобы сохранить счастье — свое и значимых других — он чувствовал необходимость в завоевании новых высот.

Но были ли эти славные намерения сообщены ему коллективным бессознательным? Ответом стало одновременно и нет, и да! Десятка жезлов в пятой позиции служила предостережением: хотя Омар и был человеком, привычным к тому, чтобы сносить все бремя ответственности на своих плечах, его новая цель и связанный с ним выбор могут стать для него слишком тяжелой, вероятно, даже непосильной ношей. И ее он, со всей определенностью, готов взвалить на себя сам. Вопрос стоял в подходе к новому делу, и наставление другого большого аркана, Умеренности, стоящей на шестой позиции, говорило о том, что стоит успокоиться, пересмотреть прошлые достижения и, возможно, пересмотреть приоритеты, на которых строится жизнь Омара. Умеренность пойдет ему только на благо; не стоит торопиться и отнестись к себе более снисходительно. Здесь Омар, руководствуясь возникшими свободными ассоциациями, сделал некоторые комментарии, которые только подтвердили сказанное картами. Его мать была разведена, и можно предположить, что Омар принял на себя роль и обязательства отца, чтобы облегчить ее жизнь. Его первый брак также закончился разводом, и в существующих отношениях Омар прилагал серьезные эмоциональные и физические усилия, чтобы создать видимость идеальной семьи. Рыцарь кубков, показывая ситуацию в целом, охарактеризовал Омара как чувствительного и внимательного мужчину, склонного к идеализму и романтическим переживаниям и надеющемуся заполнить чашу в своих руках добрыми делами для тех, кто в них нуждается. Его моральные стандарты находились на высочайшем уровне, и сам он стремился к совершенству. Подобно рыцарям в поисках Святого Грааля, Омар также стремился к тому, что почитал единственно Истинным.

Образ Умеренности в этом ключе стал особенно важным и своевременным напутствием для Омара, особенно если учесть, что его дело касалось грядущих инвестиций для улучшения финансового благосостояния своей семьи.

Все чаяния Омара были сосредоточены на безопасности и благоденствии его семьи, о чем можно было судить по тузу пентаклей и девятке кубков в седьмой позиции. Сознательно он был готов сражаться за свою семью, и семь жезлов продемонстрировали его доблесть и верность своим идеалам.

Однако, тот факт, что три карты, выпавшие в седьмой позиции, что рациональное мышление Омара и без того перегружено, что еще раз подтвердило важность следования наставлению Умеренности и необходимость временного перерыва. Тройка жезлов в восьмой позиции показала, что значимые другие Омара оказали ему необходимую поддержку, и с радостью примут часть его забот, стоит только Омару позволить им это сделать. Сам же Омар признал это, его жена и без того помогала ему во множестве дел, однако, мне показалось, что эмоциональная нагрузка тем не менее, полностью лежала на нем — пусть лишь на бессознательном уровне, потому лишь, что так ему было привычнее.

 Тут я снова повторила предостережение десятки жезлов, сказав, что эмоциональная и ментальная нагрузка, если Омар продолжит сносить ее в одиночку, может стать для него той самой последней соломинкой, что переломит его спину. Омар же ответил, что просто хотел, чтобы его семья была счастлива, и чтобы счастливы были его дети от первого брака. Был ли в этом след вины? Карта в девятой позиции, семь мечей, указала на тревогу, связанную с некоторым событием, а также вызванные им неудобства и тенденцию к эскапизму. Омар объяснил это тем, что своих детей от предыдущей жены он воспитывал в одиночку. Настроение же семерки мечей, передаваемое персонажем, вовлеченным в некоторое неприглядное действо, в сочетании с девятой позицией, отвечающей за надежды и страхи, сообщало, что что бы Омар ни сделал для своих детей, этого, по его ощущениям, все равно не будет достаточно. Эта идея осела в его бессознательном и проявилась в едва уловимом — но все же отразившемся в раскладе — ощущении вины, смешанным с обостренным чувством ответственности и преданности; возможно, подсознательно Омар предполагал возможность предательства и утери доверия между ним и детьми к определенному моменту.

И тем не менее, шестерка мечей в десятой позиции показала, что общий фон, связанный с новым начинанием Омара, характеризуется удовлетворением, победой и умиротворением ума. Эта карта обозначила и спад того напряжения, что толкало Омара на все новые и новые дела. Оно было связано, по всей видимости, с тяжелыми воспоминаниями о ссорах (со своей женой, о чем можно судить по расположенным рядом пятерке мечей и шестерке кубков на вспомогательных позициях), связанными с его новым предприятием (тройка монет там же).

Омар попросил разъяснить, что значит карта Умеренности; он хотел более определенной информации. Тогда он вытянул еще одну карту, оказавшуюся четверкой мечей. Она помогла выделить конкретные моменты, и в целом была созвучна с посланием Умеренности: необходимостью взять временную передышку, ненадолго отдалиться от дел и хорошенько обдумать все происходящее. Карта также обещала прояснение, следующее за размышлением над поставленными во время чтения проблемами.

Ранее Омар указал, что хотел бы, чтобы его семья была счастлива, неразлучна и защищена. Тогда он вытянул Повешенного в качестве карты-совета от коллективного бессознательного относительно этого вопроса. Поскольку карта оказалась большим арканом, а мне все же хотелось дать Омару более конкретную информацию, я попросила вытянуть его еще две карты. Они, в сво очередь, оказались Королем и девяткой мечей. Ассоциации, вызванные этой последовательностью из трех карт в контексте вопроса о семье Омара, касались того, что нет необходимости жертвовать собой и чем бы то ни было ради благополучия семьи. Не стал ли Омар излишне догматичен или даже агрессивен в своей фиксации на проблемах безопасности и защищенности? Повешенный ясно говорил о том, что все мы живем в достаточно нестабильном мире, и чем больше Омар будет обращаться к этому факту, тем больше бессонных ночей его ожидает в будущем, что проиллюстрировала девятка мечей. Принятие на себя роли Короля мечей может привести Омара к изменению своего характера в таком ключе, который окажется губителен для сохранения благоденствия семьи. Может дойти до того, что гармония семейных отношений будет удерживаться последней тонкой ниточкой. Это Омар прокомментировал, сказав, что подумывал приобрести оружие в целях самозащиты, но не встретил одобрения жены, которая высказалась однозначно против (тему этой ссоры отлично отразила пятерка жезлов). Так что Повешенный в данном случае предлагал принять ситуацию такой, как она существует на сегодняшний день и перестать плодить конфликты внутри семьи, беспокоясь о том, на что сам Омар все равно не сможет повлиять. После этого он приступил к анкете, отметив, что чтение помогло ему приблизиться в своей цели и дополнив свой выбор следующими словами: «Дало мне своего рода понимание о том, как я смотрю на определенные важные для меня вещи». Он также хотел провести следующую сессию, отметив, что «точность ответов только усилила мое любопытство». Чтение было для него крайне важно и исполнено смысла, поскольку ему удалось «многое из него вынести». В целом же он отозвался о нем так: «Прекрасный сеанс. Получил положительные комментарии, которые позволят эффективнее двигаться дальше».

 

 4. СЭМ

Сэм, белый образованный мужчина сорока лет. Основной причиной для чтения для него стала проблема, возникшая на работе. Целями чтения стали получение информации о его дальнейшем карьерном продвижении, нахождение выхода из сложившейся ситуации, кроме того, он хотел ближе познакомиться с Таро. Расклад Сэма приведен на рис 8.4.

Рыцарь Кубков в первой позиции показал, что события, имеющие место в жизни Сэма, разворачивались не так стремительно, как он бы того хотел; в сущности, идеалы и устремления Сэма могли до поры оставаться нереализованными. Вероятнее всего, профессия Сэма была связана с миром искусства, поэзии или иных способов эмоционального самовыражения. Сам же он уточнил, является актером, но жить вынужден перебиваясь не связанными с его профессией заработками.

Большой аркан Суд в третьей позиции дал возможность предположить, что предыдущий этап жизни для Сэма закончился, и сейчас он следует новому зову, как то изображено на самой карте. Глас бессознательного пытался пробудить Сэма ото сна, чтобы его психика наконец раскрылась на новом уровне осознанности. Из расклада следовало, что и сам Сэм понимал, что пришло время выйти на верный путь, и останься он при своих нынешних занятиях, ощущение того, что он сам хоронит себя заживо, как то отражено в сюжете Суда, окончательно его подавит. Для него пришла пора осознать свое истинное призвание. Сэму просто необходимо было двигаться туда, куда движут его таланты и способности, отображенные в другом большом Аркане, Маге на пятой позиции; туда, где они будут оценены и вознаграждены должным образом.

Однако, все выглядело так, будто в прошлом для этого не было серьезных предпосылок. Семерка мечей в четвертой, отвечающей за прошлое, позиции, показало, что нынешняя стагнация для Сэма была вызвана глубочайшим переживанием поражения, возможно, даже предательства. Тут Сэм заметил, что он действительно чувствовал себя обманутым, поскольку некто не выполнил своего обещания, касавшегося важного для его карьеры предложения или контракта, и произошло это сравнительно недавно. Были ли какие-либо психологические причины тому, что Сэму не удалось получить обещанный контракт, причины не связанные с внешними обстоятельствами?

Все ментальные ресурсы Сэма, судя по карте Пажа кубков в седьмой позиции,  были направлены на обеспечение благосостояния его ребенка или детей в ущерб карьере, на которую у него не оставалось ни сил, ни времени, ни энтузиазма. Многие из идей и планов Сэма до сих пор не воплотились в жизнь по вине выработанных за долгие годы черт характера, на которые указала восьмерка мечей, выложенная вне позиций, с двумя дополняющими ее картами, тузами жезлов и пентаклей: творческими начинаниями и профессиональными успехами. Так, согласно восьмерке мечей, Сэм не в полной мере осознавал собственный творческий потенциал, и долгое время закрывал на него глаза, даже когда представлялась возможность работать по профессии. Сэм двигался по жизни вслепую, то и дело натыкаясь на вытесненные чувства, невыраженные эмоции и не давая им возможности проявиться. Более того, большой аркан Императрица во второй позиции говорил о том, что на глубинном уровне в психике Сэма господствовал мощный материнский архетип. Перекрывая первую карту, Императрица, вместо того, чтобы оказать благоприятное влияние на Сэма, лишь сдерживала его, воздействуя на его личность так, что всякий личностный и профессиональный рост осложнялся до предела.

Преданный идеалам Рыцарь кубков, нынешняя персона Сэма, ничего не мог противопоставить архетипу Матери. Будучи потрясающей сама по себе, нежная, «материнская» натура Сэма тем не менее никак не помогала ему в достижении желаемых целей. Наоборот, часть этой материнской натуры, склонная к гиперопеке, готова была работать сверх нормы, не получая за то никакой платы. Этот разлад между противостоящими друг другу силами сознания и бессознательного и завел его в тупик, о чем говорила восьмерка мечей. Это тупиковое состояние, однако, служило показателем того, что теперь Сэму ничего не остается, кроме как оборвать пуповину. Пришло время обратить взгляд к тому, что мешает дальнейшему продвижению, особенно с учетом того, что кто-то уже успел воспользоваться недальновидностью и нерешительностью Сэма (Рыцарь кубков) и передал обещанный ему контракт другому претенденту — вероятно, менее талантливому, но более предприимчивому. Безусловно, Сэм мог добиться успехов в своей области (Маг на пятой позиции), но придерживаясь нынешнего Я, готового позаботиться о других в ущерб себе, он едва ли окажется способен их развить.

Последовательность из трех карт в пятой позиции — Маг, шестерка мечей и Дьявол — говорила о высокой вероятности того, что Сэм продолжит колебаться между своими подлинными талантами и амбициями и теневой частью его личности, делающей его зависимым и постепенно погружающей все глубже и глубже в бездну бессознательного и удерживая там, словно на цепи. Эта теневая цепь Дьявола была, судя по всему, была куда сильнее, чем инструменты Мага, потенциально доступные Сэму и представленные в форме множества способностей и талантов. Но Сэм возразил и указал на мою неправоту: по его мнению, он вовсе не был зависим; в поддержку своих слов он упомянул о том, что мог бы отказаться от работы, если бы ему не приходилось обеспечивать жену, пока та получает юридическое образование. Это было его рациональным обоснованием того, что зависим был вовсе не он, а его жена, которой необходима его финансовая поддержка. Вот такая вот бессознательная защита собственной Тени!

Важно отметить, что тройка мечей, будучи одним из наиболее драматических образов в колоде, оказалась на восьмой позиции, связанной с окружением, и показала, что дома Сэм определенно был лишен какой бы то ни было поддержки.

Прежде, чем рассказать о значении карты Сэму, я спросила, ощущает ли он поддержку, исходящую от домашних, ведь тема была весьма деликатной. Он же ответил, что никогда не чувствовал таковой, но постепенно свыкся с этим и научился жить с этим.Таков был Дьявол в действии: он отобрал у Сэма чувство собственного достоинства и заключил Сэма в кандалы, заставляя сдерживать свои истинные чувства, пребывая в состоянии полного отрицания сложившегося положения дел.

Как писал Юнг, архетип Тени с легкостью завладевает человеческой психикой, подкрепляя любые проекции. Тройка мечей также позволила судить о связанных с Императрицей аффектах и воздействиях. Сэм был движим пришедшим в действие архетипом Матери, придерживаясь модели поведения, направленной на проявления любви, внимания и поддержки по отношению к значимым другим, как дома, так и на работе; не ощущая взаимности, он лишь растрачивал свою энергию и стал попросту неспособен достигнуть собственных целей в профессиональной сфере. Сэм был рабом эмоциональной, а также, вполне вероятно, и сексуальной зависимости, стоящей за образом Дьвола; словно скованный своими чувствами к жене, он не был способен ни увидеть ситуацию со стороны, ни предпринять каких-либо действий. Однако, его жена никак не отвечала на его чувства (и, если судить по трем мечам, вполне могла угрожать разводом, который окончательно разбил бы сердце Сэма), тем самым создавая дисбаланс в его психике. Дьявол также говорил о том, что Сэм, хотя и сознательно приучил себя «жить с этим», действовал движимый одними лишь теневыми инстинктами и образовавшейся созависимостью, полностью лишенный эмоциональной поддержки и любви. Проблема созависимости, обозначенная Дьволом, требовала дальнейшего изучения и проработки.

Король кубков в позиции ожиданий советовал Сэму наладить контакт с этой стороной своей личностью, перестать отрицать свои истинные чувства и принять тот факт, что отрицание имеет место быть. Положительным моментом стала Колесница, характеризующая общее положение дел и Смерть, стоящая в «итоговой» позиции, обе карты обозначили готовность к началу трансформаций, в результате которых Сэм из Рыцаря кубков превратится в той же мере благородного и великодушного, но помимо того, еще и мудрого Короля кубков. Колесница указала на то, что у Сэма определенно хватает энергии, необходимой для того, чтобы добиться желаемого, а также чтобы удержать под контролем свои бессознательные склонности через их осознание. Из инертности, идеализма и незрелости Рыцаря кубков, Сэм, увлекаемый Колесницей, войдет в новый жизненный цикл, характеризующийся изменениями и преобразованиями, которые символизирует Смерть. Но безусловно, влияние Дьявола может проявляться параллельно с трансформационным процессом развития и взросления, и Смерть здесь говорит о том, что путь к индивидуации не будет безболезненным: Сэму предстоит самостоятельно разорвать свои оковы и пережить изменения основополагающих шаблонов собственной психики, чтобы прийти к заслуженному успеху. На бытовом же уровне Королева жезлов в шестой позиции, отвечающей за неизбежные события грядущего, обозначала активную поддержку, оказываемую женщиной, возможно, коллегой Сэма, которая будет внимательна к его положительным качествам, и с готовностью поможет ему в профессиональных вопросах. Здесь Сэм уточнил, что уже собирался позвонить своему агенту и ожидал от нее поддержки в своих делах. После этого он задал вопрос относительно состояния своего здоровья (что стало реакцией на поднятую в чтении тему перерасхода энергии).

Он вытянул карту, оказавшуюся тузом мечей. Здоровье Сэма было подорвано, вплоть до той степени, когда ему просто необходимы уход и забота, ведь до сего момента его жизнь была непрекращающимся сражением с бесчисленными трудностями, негативно сказавшимися на его состоянии.

Тем не менее, поднятый острием вверх меч сулил победу над болезнью, особенно с учетом того, что эмоциональное и ментальное состояние Сэма должны были пойти на лад в результате тех озарений, которые дало ему чтение. Проблемы, выделенные в ходе чтения, оказались особенно болезненными для Сэма, и его ответы в анкете только подтверждали это. Он указал, что изначальная цель была достигнута чтением лишь отчасти, и не написал ничего более.

Безусловно, Смерть как итоговая карта лишь запустила нужный процесс, а не дала мгновенного ответа на все мучавшие Сэма вопросы, и пребывать в некотором замешательстве для него на тот момент было вполне естественно, особенно учитывая тот факт, что он оказался в конце одного жизненного цикла и в начале другого. Он также захотел провести повторный сеанс, не объясняя, однако, зачем и почему, а лишь отметив, что чтение было важно для него, поскольку «наметило некоторые проблемы» в его жизни. В целом же он охарактеризовал весь процесс следующим образом: «Я, в самом деле, остался доволен чтением. Оно заставило меня понервничать, задевая за самое больное». Что ж, архетипическое влияние Смерти и Дьявола в одном раскладе может быть невыносимым: разрыв со старыми привычками, представленными цепями Дьявола и избавление от давно поблекших мыслей и чувств начали процесс взросления и выработки характера для Сэма.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики