Среда, 07 декабря 2016 11:14

Рональд Декстер и Майкл Даммит История Оккультного Таро Глава 15. Кнапп, Холл и их Таро

Рональд Декстер и Майкл Даммит

История Оккультного Таро

Глава 15.

Кнапп, Холл и их Таро

15.1 Дж. Августус Кнапп

Дж. Августус («Гас») Кнапп (J. Augustus Knapp) родился в Огайо в 1853-ем году и был единственным сыном Джонна Кнаппа (John Knapp) и Маргарет Венте Кнапп (Margaret Wente Knapp). У Августуса была сводная сестра Луиза и родная сестра Анни[i]. Юноша развивал свой талант художника в Художественной школе МакМикена (McMicken School of Design) в Цинциннати. Ежегодная Индустриальная Выставка в Цинциннати, представлявшая достижения технологии и искусства, размещала картины Кнаппа в 1878-ом. Вскоре он женился на Эмили Аде Спринг (Emily Ada Spring). Она была дочерью производителя мебели для кораблей, курсировавших по Огайо. (Река протекала прямо под окнами дома семьи Спринг по Фонт-стрит) Эмили родила их единственного ребенка, дочь Этель Камиллу (Ethel Camilla), в 1880-ом. В 1882-ом Кнапп заключил контракт на строительство их собственного трёхэтажного дома по Оак-стрит в Норвуде, поселении к северу от Цинциннати. Августус, видимо, был уверен в своем будущем в качестве свободного художника.

Кнапп уже создавал игральные карты и рекламу для United States Printing (позже переименованную в United States Playing Card Company). В 1883-ем Strowbridge Lithograph, компания, известная своей высококачественной печатью календарей, плакатов и афиш[ii], наняла Кнаппа с оплатой 45 долларов в неделю. Он работал над «McGuffey’s Reader», стандартным учебником американских школ в то время. Его коллегами были Томас Моран (Thomas Moran), Генри Фарни (Henry Farney) и Говард Пайл (Howard Pyle) – успешные в профессиональном и финансовом отношении художники. В числе работодателей Кнаппа также была и Standard Publishing, периодически заказывавшая у него иллюстрации к журналу для мальчиков. У Кнаппа завязались дружеские отношения с менеджером этой компании, Куртисом Гейтсом Ллойдом (Curtis Gates Lloyd (1859-1926)).

В 1884-ом у Кнаппа появились весьма приятные соседи в Норвуде. Брат К.Г. Ллойда, Джон Ури Ллойд (John Uri Lloyd (1849-1936)) строил новый дом – его жена Эмили ждала их первого ребенка. Джон был преподавателем в Eclectic Medical Institute, институте «альтернативной» медицины. Джон и Куртис совместно основали аптеку. Они создавали лекарственные средства, а третий из братьев Ллойд, Нельсон Эшли (Nelson Ashley (1851-1925)), вел бумажные дела. Эшли жил со своей женой рядом с Джоном и Эммой. Братья Ллойд, увлеченные собиранием диких трав и грибов иногда передавали свои находки на кухню Кнаппов. Также Августус и Эмили разделяли духовные предпочтения Ллойдов: они устраивали медиумистические сеансы и все состояли в Теософском обществе[iii].

Общим другом Ллойдов и Кнаппов был доктор Джирах Дьюи Бак (Dr Jirah Dewey Buck (1838-1916)). Он писал на темы религии, метафизики и здоровья[iv] и практиковал «эклектическую» медицину (лечение травами). Из своего офиса в деловой части города он мог посещать и аптеку и библиотеку Ллойдов: братья постоянно пополняли свою впечатляющую коллекцию образцов растений и книг про органические фармацевтические средства[v]. Бак был теософом а также членом H.B. of L. Такое двойное членство не было чем то необычным: Томас Мор Джонсон (Thomas More Johnson), Папюс, Эйтон также состояли в обоих сообществах. Эйтон был тем, кто консультировал Бака по почте с ноября 1885-го. Бак самостоятельно переписывался с Питером Дэвидсоном (Peter Davidson). В то время, когда доктор Бак способствовал развитию Братства в США, в Британии оно переживало драматический кризис, грозивший самому его существованию.

Бак узнал о том, что основатели H.B. of L. начали пренебрежительно отзываться о махатмах мадам Блаватской. В январе 1886-го весьма тактично написал мадам Блаватской, его близкой подруге, с просьбой сообщить ему общую информацию относительно H.B. of L., если таковая у нее имелась. Мадам Блаватская была частным образом оповещена о росте популярности этой группы, которую она считала конкурентом и хулителем Теософского Общества. Весной она узнала от Эйтона, что основатель H.B. of L., Томас Бургойн, представляет его судимым уголовным преступником (подробнее в главе 3). Не будучи осведомлена о связи Бака с Эйтоном, Блаватская рекомендовала доктору задать священнику несколько невинных вопросов священника. Она хотела, чтобы Эйтон сообщал непосредственно Баку о приближающемся прибытии Бургойна и Дэвидсона в Америку с тем, чтобы Бак мог предупредить своих сотоварищей-теософов. Она боялась, что эти двое будут искушать ее учеников долями в поселении для магов, и что многие теософы присоединяться к движению Бургойна и его плохая репутация запятнает Теософское движение, которое уже получило негативную публичную огласку. Доктор Бак отдал свою верность мадам Блаватской и информировал ее до той поры пока H.B. of L. не были «разгромлены»[vi]. Следует отметить, что Бак верил, что невидимая сила, стоящая за Бургойном и Дэвидсоном была злейшим врагом мадам Блаватской, Чинтамоном (Chintamon). Бак был обеспокоен, что Чинтамон может покинуть Индию и присоединиться к Бургойну и Дэвидсону в США с целью поддержать их. Нет никаких доказательств, что индиец вновь вступил в союз с шотландцем.

После распада H.B. of L. и отстранения мадам Блаватской от спиритизма и герметизма, Кнапп, видимо, прекратил участие в собраниях магических обществ. Он вел активную, но вполне обыденную жизнь. В 1890-ом он в акварели изображает железнодорожную станцию, с которой он отправлялся на работу в Цинциннати[vii]. Выходные он проводил на Восточном побережье, в основном в Вирджинии-бич. Также Кнапп был увлечен фотографией и множество его работ служили украшением дома. Он внимательно изучал жесты и мимику соседских детей, дабы впоследствии запечатлеть их в своих работах. В 1893-ем Кнапп присутствовал на Colombian Exposition в Чикаго: Августуса одинаково привлекали искусство и технологии.

Джон Ури Ллойд написал мистический роман «Etidorhpa» (имя греческой богини Афродиты, написанное в обратном порядке). Он попросил Августуса создать более 40 иллюстраций к произведению. Герой романа – безглазый мутант с серой влажной кожей земноводного. Он получает телепатические наставления от мудреца, старого, но внешне выглядевшего молодым, и стража «Внутреннего Круга» в центре Земли. Эти наставления представляют типы спиритуализма – элементалей, души умерших и планетарного духа. Они помогают герою встретиться с Этидорфой (Etidorhpa), богиней любви и единства. Роман был хорошо принят публикой и переведен на несколько европейских языков. В мистических кругах полагали, что в последовательности встреч с Этидорфой зашифрована последовательность этапов мистического посвящения. По прошествии нескольких лет Кнапп символически изобразит такое посвящение в собственной колоде Таро.

В издании 1896-го года роман сопровождают стерео иллюстрации[viii]. Благодаря знанию фототехники и печатного дела Кнапп мог руководить процессом. Он продолжал иллюстрировать книги Ллойда и других авторов, в числе которых была и Лаура Г. Коллинз (Laura G. Collins (1826-1912)), для которой он создал иллюстрации и каллиграфию к поеме «Egypt» («Египет», Цинциннати, 1899).

В 1901-ом году дочь Кнаппа вышла замуж за Уильяма Бехгмана (William Behrman), помощника книготорговца. Молодую пару радостно встретили в доме Кнаппа. Все их трое детей – Дональд, Эмили и Марджори – родились до 1910-го. В этом году бабушка Эмили Кнапп скончалась от инсульта. Ее тело было кремировано; и она и Аугустус состояли в Cremation Society of Cincinnati (Обществе Кремации Цинциннати). Этот обычай все еще был необычен для большинства Американцев, но типичен для теософов. Заботясь о своей семье и ожидая ее роста, Аугустус расширил свой дом по Оак-стрит. Он написал маслом портреты своих внуков. Работа над плакатами для театра Strowbridge давала ему возможность посещать рекламируемые спектакли: Дон был с дедом на спектаклях «Wild West Show of Buffalo Bill Cody» и на всю жизнь запомнил знакомство с знаменитым стрелком. Когда Дон захотел построить домик для игр он и его дед обратились к Египетской Книге Мертвых. Они изобразили персонажей реалистичного размера на стенах маленького домика. Дон пригласил друзей войти как членов «Order of the Egyptian Gizinkus» [sic] (Ордена Египетского Гизинкуса). Над входом было предупреждение: «Procul o, procul este, profani» (держитесь подальше отсюда, профаны)[ix].

Ответственной работой для Кнаппа стало создание иллюстраций сорока двух исследований грибов, выполненных акварелью. Работа продолжалась с 1910-го по 1920-ый годы. Ему помогал Кертис Ллойд, ставший впоследствии известным микологом.

В тех же научных кругах Кнапп познакомился с доктором Лаурой Брикли (Laura Brickly). Она не была приверженцем традиций как в своей медицинской практике, так и в жизни: в одежде она предпочитала мужской костюм. Аугустус и Мария сочетались браком и переехали в соседнее поселение – Плезант Ридж, а затем – в Калифорнию. В 1923-ем в Калвер-Сити Кнапп устроился на работу к пионеру киноиндустрии Томасу Н. Инву (Thomas H. Ince (1882-1924)). Работа заключалась в создании плакатов и афиш. По приглашению Мэнли П. Холла (Manly P. Hall), доктор Лаура Кнапп читала лекции по «оккультной анатомии» в Trinity Auditorium а Лос-Анджелесе. При этих обстоятельствах Менли Холл познакомился с Аугустусом Кнаппом, иллюстрациями которого к «Etidorhpa» он восхищался. Так началось их сотрудничество, результатом которого стало множество иллюстраций Кнаппа для книг Холла. Как сообщалось в журнале Холла «The All Seeing Eye» («Всевидящее око»), на приеме в Ebell Club в Лос-Анджелесе прошла выставка и обсуждение картин Кнаппа. Вероятно, именно Кнапп создал стилизованного скарабея для обложки «The Lost Keys of Masonry» («Утраченный ключ масонства», Лос-Анджелес, 1923; и под новым названием «The Lost Keys of Freemasonry» в 1931). Кнапп, конечно же, проиллюстрировал более поздние издания книги. Согласно титульного листа книги, он достиг 32° в масонстве. В возрасте 76 лет он создал колоду «Revised New Art Tarot» («Исправленное Таро» - так его чаще всего называют в русскоязычном пространстве – примечание переводчика), которое мы рассмотри ниже.

Кнапп поддерживал контакт со своими родными и друзьями в Норвуде, Огайо[x]. В 1930-ом он проиллюстрировал еще одну книгу Джона Ури Ллойда[xi]. В 1936-ои Джон неудачно упал и для восстановления отправился в дом одного из своих детей в Ван Найс, штат Калифорния. Это была последняя возможность для Аугустуса встретиться со своим старым другом; вскоре Ллойд заболел пневмонией и скончался. Его тело было кремировано и прах погребён рядом с могилой его жены в Кентуки[xii]. Кнапп умер в 1938-ом; тело было кремировано и вдова рассеяла его прах над Тихим Океаном.

15.2 Мэнли П. Холл

Мэнли Палмер Холл (Manly Palmer Hall) родился 18 марта 1901-го года в Питерборо, что в Онтарио, Канада. Его родители, Уильям С.Холл (William S. Hall) и Луиза Палмер Холл (Louise Palmer Hall), были врачами. Он был передан на воспитание бабушке по материнской линии, Флоренс Палмер (Florence Palmer)[xiii], которая жила в США, где и прошло его детство. Она была влекома жаждой странствий и обучение Мэнли зависело от их местонахождения. В Су-Фолз на шоу «Wild West Shows» он подружился со старым «редманом». В Чикаго Мэнли с бабушкой жили в изысканном отеле «Palmer House», принадлежащим их родственникам. Он обучался этикету под бдительным надзором метрдотеля-индуса, всегда одетого как махараджа. В Атлантик-Сити он с удовольствием посещал как новомодные кинотеатры, так и традиционные чаепития своей бабушки. В астрономию его посвятил директор Mt Lowe Observatory, геологию он изучал на побережье Южной Калифорнии. В Вашингтоне путешественники жили в пансионате и копили деньги для покупки билетов на концерты. Знаменитые музеи Нью-Йорка, по мнению Флоренс, не соответствовали высоким европейским стандартам. Когда Флоренс решила, что Мэнли необходима дисциплина, она зачислила его в военную академию, но вскоре ее вновь обуяла жажда путешествий и внук составил ей компанию.

Хотя Флоренс не требовала от Мэнли регулярного посещения школы, она заботилась о том, чтобы они систематически посещали церковь. Своей склонностью к теологии она была обязана предкам-пресвитерианам, но никогда так полностью и не приняла учение какой-либо из церквей. Она верила, что Бог – Всеблагой создатель, ожидающий от каждой души развития ее природных способностей и посвящения их добру. Она оценивала людей по их заслугам, независимо от этнической, национальной или социальной принадлежности. Эти ценности впитал и Мэнли Холл.

Бабушка Мэнли умерла, когда ему было шестнадцать; он ненадолго остался в сообществе розенкрейцеров, которое Макс Хеиндел (Max Heindel) основал в Оушенсайде, Калифорния. Сомнения Мэнли в древности наследия, провозглашаемой американскими розенкрейцерами, росли, однако его чрезвычайно привлекала главный духовный идеал сообщества - духовная реформация общества. Он был одаренным оратором и естествоиспытателем и осенью 1920-го его пригласили выступать перед небольшой аудиторией в Санта-Монике, Калифорния. Темой своих лекций он выбрал доказательство существования реинкарнации. В течении следующего года он начал курс лекций по символизму мистических религий человечества в Лос-Анджелесе. Он опубликовал две небольшие книги: «The Breastplate of the High Priest» («Наперсник первосвященника») о ефоде Ветхого Завета и «Wands and Serpents» («Жезлы и Змеи») в которой его предметы были подвергнуты анализу как магические символы. В планах Холла было написание энциклопедии, которая охватила бы всю западную традицию оккультной философии. В процессе сбора материала для этого амбициозного проекта он издал «The Lost Keys of Masonry» («Утерянные ключи масонства», работа, после 1931-го года издававшаяся под названием «The Lost Keys of Freemasonry»). В возрасте двадцати двух лет он стал прихожанином Церкви Людей (Church of the People) в Калифорнии. В 1923-ем и 1924-ом он путешествовал по Европе, Египту, Индии, Китаю, Кореи и Японии и повсеместно изучал доминирующую религию, и пришел к убеждению, что человеческий разум находиться в постоянном поиске собственной божественности. Это стремление универсально и находит свое выражение в традиционных мифах и символах и в индивидуальных видениях и озарениях. В Калифорнии он публиковал эзотерический журнал «The All Seeing Eye» («Всевидящее око»).

Финансовую базу для энциклопедии должны были создать подписчики журнала, над увеличением числа которых Холл усердно работал. К 1926-ому он был уверен, что его цель финансово обеспеченна и начал самозабвенно работать над текстом книги. Работа вышла в свет под названием «The Encyclopedic Outline of Masonic, Hermetic, Qabbalistic and Rosicrucian Symbolical Philosophy» («Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии», Сан-Франциско, 1928). Позже название было изменено на «The Secret Teachings of All Ages» («Секретные учения всех веков»).

Холл приводит краткое изложение старых французских теорий о происхождении Таро, и говорит о том, что они разнообразны и несочетаемы друг с другом. Он не делает никаких личных замечаний относительно символизма, за исключением выражения сомнений в соотнесении двадцати двух козырей и букв иврита. Он тщательно описывает два Таро: Марсельское в версии Вирта и псевдо-египетское Таро, видимо, традиции Мориса-Отто Вегенера (Maurice-Otto Wegener) для «Les XXI lames hermetiques du Tarot divinatoire» (Париж, 1896) Фальконниера (Falconnier)[xiv].

Также он приводит малоизвестные размышления Уильяма Вигстона (William Wigston) из «The Columbus of Literature» (Чикаго, 1892). Вигстон делает попытку обосновать два тезиса: первый состоит в том, что произведения, приписываемые авторству Шекспира (1564- 1616), на самом деле были написаны сэром Френсисом Бэконом (1561-1626); второй – в том, что утопические идеалы Бэкона указывают на его участие в розенкрейцерском движении, и вероятно даже в роли его основателя[xv]. Вигстон полагал, что труды Бэкона и «Шекспира» содержат закодированные упоминания о Таро, состоящие в использовании цифр, указывающих на Таро: 56 (карты двора и численные карты) и 21 (количество козырей). Например, в «First Folio» («Первом Фолио», 1623) на стр. 56 имя Фрэнсис встречается 21-ин раз[xvi]. Вигстон решил, что Таро может быть легендарной книгой мудрости, которой владели розенкрейцеры. В общих чертах Холл соглашается с мнением Вигстона, а в одном из направлений его рассуждений Холл идет еще дальше – он отождествляет Бэкона с Иоганном Валентином Андреэ (Johann Valentin), автором «Chemical Wedding of Christian Rosencreutz» («Химической свадьбы Кристиана Розенкрейца»), труда, который Холл пологал содействием движению розенкрейцеров, на не сатирой на него. В «The Secret Teaching of All Ages» («Секретном учении всех веков») Холл использует простой Бэконовский шрифт при котором буквы английского алфавита в соответствии с их порядковыми позициями соотносятся с числами (J и I рассматриваться как одна буква и соответствуют 9). Он вычисляет нумерологическое значение надписи на портрете Андреэ: буквы «O MDC» вероятно являются указанием на дату (октябрь 1600), но Холл сводит их к числу 33. Это также и нумерологическое значение «Bacon» (Бэкон) (2+1+3+14+13). Холл приходит к умозаключению, что на портрете содержится указание на реальное имя человека, изображенного на нем[xvii]. Число 33 также является указанием на высшую ступень в масонстве. Холл полагал масонов истинными наследниками розекрейцеров. Если мы все же примем спекуляции Вигстона и Холла, то должны прийти к выводу, что Таро как эзотерическая система было принимаемо или трансформировано в таковую личностью не меньшего масштаба, чем Шекспир-Бэкон-Андреэ.

Иллюстрации в «The Secret Teaching of All Ages» («Секретном учении всех веков») содержат 46 цветных иллюстраций, выполненных акварелью Аугустом Кнаппом. Одна из них являет его копию Таро Освальда Вирта, чьи рисунки появились в «Le Tarot des Bohemiens» Папюса. Кнапп и Холл вместе создали колоду «Revised New Art Tarot» («Исправленное Таро»).

Во время Великой Депрессии Холл активно читал лекции по эзотрическим учениям. Он рекламировал свои книги, но они не приносили достаточного материального дохода. Он в большей степени был миссионером, нежели бизнесменом и продавал свои книги вне зависимости от того, сколько его публика могла заплатить. Непродолжительно время он работал на Нью-Йоркской фондовой бирже, где некоторые его родственники сделали неплохую карьеру, но этот опыт только убедил его в тщетности материальных благ: он стал свидетелем самоубийства нью-йоркского биржевика, который не смог пережить финансовые потери. Холл чувствовал, что западная цивилизация безотлагательно нуждается в возрождении духовных ценностей. Он решил собрать соответствующие артефакты – книги, рукописи и произведения искусства - и разместить их в месте, где любой желающий мог бы соприкоснуться с ними и много говорил об этой своей цели во время лекционного турне по стране. В 1934-ом он руководил созданием архитектурного проекта и началом строительства Философского Исследовательского Общества (Philosophical Research Society) в Лос-Анджелесе. В центре была библиотека, читальный зал и типография. Холл лично работал в типографии, составляя печатные формы для некоторых из своих работ. Также в 1930-ых Холл создавал истории для голливудских фильмов. По одной из них, «Когда вы родились?» («‘When Were You Born?»), Энтони Колдевей (Anthony Coldeway (1887-1963)) создал сценарий для Warner Brothers Studios в 1938-ом. Холл дружил с многими известными актерами, среди которых был и Бела Лугоши, создавший популярный образ Дракулы, аристократичного вампира.

В 1941-ом Холл начал выпуск «The PRS Journal». Он черпал вдохновение для писательства в мифах, ритуалах и масонстве. Хотя он фактически раскрывал перед масонами богатство их исторического наследия, но не высказывал желания присоединиться к ним до 1954-го и в ноябре этого же года был принят в Jewel Lodge No. 374 в Сан-Франциско. В 1955-ом он вступил в Шотландский Устав Степеней (Scottish Rite Degree) с членством в Консистории Сан-Франциско. В 1961-ом он был избран Knight Commander of the Court of Honor. Позже он достиг высшего 33-его градуса. К этому времени он проводил еженедельные дискуссии в лектории PRS, который был построен в 1959-ом.

В 1950-ых Холл был сторонником творчества битников; но в 60-ых и 70-ых поведение хиппи отталкивало его – Холл находил его излишне мятежным и гедонистическим. Также его беспокоило их стремление к оккультному по причине сконцентрированности на ритуальной магии. Он сожалел о чрезмерном внимании, коего удостоился Алистер Кроули, который по мнению Холла был всего лишь эксгибиционистом и наркоманом. Напротив, мадам Блаватская была эзотериком, которому Холл давал неизменно высокую оценку. В рамках деятельности PRS он собирал ее труды, некоторые из которых были написаны ее рукой. На основе портрета мадам Блаватской Холл создал модель, которая была отлита из бронзы. Он считал ее последней из посвященных в тайную традицию адептов[xviii].

Холл написал «The Tarot: an Essay» («Таро: эссе», Лос-Анджелес, 1978). Публикация работы была приурочена выходу Revised New Art Tarot (Исправленного Таро), переименованную в Таро Кнаппа/Холла (Knapp/Hall Tarot). Эссе Холла привлекает своей прямотой и честностью. Он рассматривает распространенные мнения о колоде: ее генезис в чреве древних религий или тайных обществ, миграция с крестоносцами или цыганами, ее символизм, схожий с иероглифической Табличкой Исиды (Table of Isis) или аллегорической Табличкой Кебета (Table of Cebes)[xix]. Автор не пропагандирует какую-либо теорию. Но явно склоняется в сторону розенкрейцерства. Поскольку считается, что Кристиан Розенкрейц учился на Ближнем Востоке и Северной Африке, Холл предполагает, что корни Таро необходимо искать в арабской культуре. Он признает, что символизм козырей скорее христианский, а не мусульманский, но полагает, что христиане, создававшие свои колоды, изменили исходный символизм. Холл говорит, что Смерть и Фортуна как персонификации предстают во многих контекстах не связанных с Таро. Он снова говорит про идеи Вигстона, но детально не останавливается на них. Еврейский каббализм в контексте Таро удостаивается лишь мимолетного упоминания. В итоге Холл приводит к выводу, что теоретики находят в Таро именно то, что предрасположены найти. Последние двенадцать страниц книги содержат иллюстрации всех карт Кнаппа, меньшего формата и лишенные цветности. Колода распространялась PRS[xx].

Холл редактировал публикации PRS и выступал с публичными лекциями всю оставшуюся жизнь. Масоны Лос-Анджелеса наградили его Большим Крестом (Grand Cross), высшим знаком отличия. Он умер 29-го августа 1990-го, оставив вдовой свою жену Мари Бауэр Холл (Marie Bauer Hall)[xxi].

15.3 Исправленное Таро, Таро Кнаппа/Холла (The Revised New Art Tarot (Knapp/Hall Tarot))

Козыри Кнаппа сочетают в себе черты карт Вирта и Вегенера. Названия козырей взяты у Вирта[xxii]. Нумерация остается неизменной: La Justice - 8; La Force - 11. Козыри пронумерованы арабскими числами. (Кнапп обозначает Шута-Дурака (Fool) «0», Вирт же оставлял его без номера, Мир (World) Кнапп нумерует «21/22»). Влияние Вегенера на Кнаппа не очевидно: американский художник предпочел свой атмосферный романтизм жестким контурам псевдо-египетского стиля Вегенера. Глаза Le Fou завязаны. La Papesse сокрыта вуалью. Солнечный ореол окружает L’Imperatrice, держащую грифа, пришедшего на смену геральдической птице на ее щите, иероглифические глаза смотрят с ее трона. Трон La Justice включает в себя льва и сфинкса. Revised New Art Tarot следует Папюсу и Вирту в использовании букв иврита даже в соотнесении предпоследней буквы, Шин, с Le Fou (Шутом-Дураком). Сфинкс Леви появляется на Le Chariot и La Roue de Fortune. Также его влияние мы можем заметить в изображении полей шляп персонажей на 1 и 11-ой карте. Образность Пола Кристина, посредниками которой представляют Вирт и Вегенер, проявляется в Le Fou: Шут-Дурак Кнаппа совсем не обращает внимания ни на собаку, ни на крокодила. Кнапп добавляет несколько деталей: одна из рук Le Bateleur направленна вниз, другая – вверх, как и прежде, но его жезл стал кадуцеем. La Papesse по-прежнему держит связку ключей, но на ее троне появляються две совы. L’Imperatrice остается женщиной Апокалипсиса, но Кнапп дарует ей подвеску с солнечным диском. L’Empereur все еще восседает на своем кубическом троне, держа скипетр, у которого появляется уникальная деталь – лицо на его вершине (см пластину 6).

Оригинальные детали Кнаппа достаточно откровенно указывают на то, что он и Холл используют еще одну систему для соотнесения козырей Таро с атрибутами - Sepher Yetzirah, на которую ссылаются относительно букв иврита. Мы наблюдали множество вариантов системы соотнесения «двойных» букв классическим планетам. Также Sepher Yetzirah связывает буквы с различными абстрактными качествами. Некоторые из них Кнапп графически изобразил на своих картах. В таблице жирным курсивом выделены характеристики, указывающие на связь особенности с карты Кнаппа и соответствующей планеты или качества.

Козырь

Деталь Кнаппа

Буква

Планета

Качество

2

Совы (мудрость)

Beth

Луна

Мудрость

3

Красные одеяния

Gimel

Марс (красная планета)

Здоровье

4

Золотые одеяния

Daleth

Солнце

Фертильность

11

Знак бесконечности на головном уборе

Kaph

Венера

Жизнь

17

Бабочка (душа)

Pe

Меркурий (проводник души)

Сила

20

Геральдические черепа

Resh

Сатурн (управляет костями)

Мир

21/22

Прекрасная женщина

Tau

Юпитер

Красота

Конечно же, не Кнапп изобрел все вышеперечисленные детали – на козырях 3,11, 17 и 21/22 они заимствованы из прошлых версий – но он осознал их потенциал. Соответствия «двойных букв» планетам (аналогично соответствию «простых» букв знакам зодиака) соответствуют таковым Уэскотта в его «Tabula Bembina» (Бат, 1887) (подробнее во второй главе). Они снова появляться в его переводе Sepher Yetzirah (Лондон, 1887; доработанном 1893; переизданном 1911), но качества претерпели некоторые изменения, результатом которых стал приведенный выше список[xxiii]. Уэскотт упоминает одну свою работу - Tabula – в примечаниях к другой - Yetzirah, но не вносит никаких правок. По прошествии времени он говорил, что истинные соответствия никогда не были запечатлены в печатном слове, а также отмечал, что планеты и буквы, совместно присутствующие в современных копиях Sepher Yetzirah отсутствуют в древних экземплярах данной книги. Такое заявление должно немного охладить пыл некоторых тарологов, полагающих, что Таро зародилось в среде древних еврейских мистиков и страстно желающих найти «подлинные» соответствия букв козырям.

Согласно Барлету (Barlet), французскому собрату-теософу Кнаппа, последовательность козырей являет собой путешествие духа, нисходящего в материю, но в конечном итоге выходящего за ее пределы (подробнее в первой главе). Барлет отмечает, что три козыря перехода - 11, 12, 13 – повторяют материальные препятствия на пути к духовному восхождению. Таким образом, одиннадцатый козырь должен рассматриваться как предвестник Повешенного (Hanged Man (12)) и Смерти (Death (13)). Кнапп решает эту задачу изображая льва Силы (Fortitude) стоящим на земле, усыпанной обломками костей. В сопровождение к своей колоде Кнапп написал брошюру, в которой говориться, что козыри описывают «Прохождение Души сквозь Материю» .

1 Божественное в человеке, начало

12 пробный цикл

2 творческие силы

13 переход к перерождению

3 желание, нетерпеливость

14 способность гармонизировать

4 контролирующая сила

15 жуткие условия

5 высший интеллект

16 неожиданные происшествия

6 любовь

17 дар духа (надежда)

7 свобода, обретаемая через познание

18 вхождение в форму

8 цикл суждения, оценки

19 расширение осознанности

9 покорение эмоций

20 высшее сознание

10 повороты судьбы

21 Космическое Сознание

11 сила воли

22 юродство, глупость

«Пробный цикл», изображенный на двенадцатом аркане, может быть прослежен до H.B. of L., коим он был заимствован у Рэндольфа (B.P. Randolph), от него – к французским месмеристам Дю Поте (Dupotet) и Кааньи (Cahagnet). Ни один из них не писал о Таро, но они рассматривали земную жизнь души в качестве «испытательного срока», ведущему к более высокому циклу в духовном мире[xxiv].

Кнапп назвал масти «Cups» - Кубки, «Swords» - Мечи, «Scepters» - Скипетры и «Pentacles» - Пентакли, Холл предпочитал термины «Cups» - Кубки, «Swords» - Мечи, «Batons» (или Rods) – Жезлы или Дубинки и «Coins» - Монеты. На двух козырях присутствует изображение всех четырех знаков-символов мастей: они расположены на столе Le Bateleur (Мага) и обрамляют венок Le Monde (Мира). В последнем случае знаки-масти обозначают библейских «существ», рассматриваемых как знаки зодиака, а следовательно связанных с четырьмя элементами. Мечи связываться с быком, Тельцом, как земным знаком, Пентакли – со Львом, как огненным знаком, Кубки – с орлом (общепринятым заместителем Скорпиона как водного знака), Скипетры – человеком как с Водолеем, знаком воздуха. В отношении этой четвертичности Кнапп не следует своим французским учителям[xxv]. Это становиться еще более явным, когда мы переходим к рассмотрению его тщательно проработанных тузов. Он говорит, что элементы налагают испытания на четырехуровневые тела: физическое тело (Мечи), эфирное тело (Скипетры), ментальное тело (Пенаткли) и астральное тело (Кубки). Мы полагаем, что эти «тела» Кнапп изобразил на своих Тузах: на Тузе Мечей мы видим Луну (в отношении которой широко распространено мнение о ее значительном влиянии на физическое тело), Туз Жезлов озарен пылающим Солнцем (подъем на новый уровень существования), на Тузе Пентаклей – корона (ассоциируемая с головой и интеллектом), на Тузе Чаш – роза-крест на сердце (излучающие «астральный свет»). Авторство соответствий между знаками-мастями и «телами» Кнапп приписывает ДеЛуи Веилю (DeLou Veil) который был рекомендован ему «как один из наиболее искусных гадателей на картах»[xxvi]. Символизм будет понятен теософам, особенно раннего периода, когда мадам Блаватская относила себя к «розенкрейцерам». Холл также принимает идею о четырех телах, которые он называет физическое, витальное, эмоциональное и ментальное.

Знаки-символы мастей группируются, образуя треугольники, квадраты и звезды; некоторые из этих фигур выступают в качестве фона. Такая геометрия во многом заимствована из Таро графа Сен Жермена (подробнее в четырнадцатой главе). Предсказательные значения чисельных карт во многом заимствованы у Папюса, которого привлекали симметричные системы и принципы организации которых он переносил на Таро. В качестве организующего принципа Кнапп выбрал триаду: «действие, противодействие и равновесие» (англ. «‘commencement, opposition and equilibrium»), в которой каждая из частей также могла быть разделена по этой же формуле. Тузы предстают «началом начал», двойки – «противодействием началу-активности», тройки – «равновесием активности» (обозначаемым E/E в нижеследующей таблице). Оставшиеся десятки отнесены к неоднозначности, неопределенности. Темы четырех мастей в конечном итоге восходят к предсказательным значениям, впервые данным французскими прорицателями на картах пикам, трефам, червам и бубнам. Мы немного упростили таблицу в целях экономии места.

 

Скипетры

Мечи

Кубки

Пентакли

1C/C

Новый проект

Новый конфликт

Новая любовь

Новая возможность

2 0/C

Внезапные препятствия

Уменьшение вражды

Сомнения

Скорая перемена

3 E/C

Уверенный прогресс

Антагонизм

Взаимность

Малые победы

4 C/O

Необходимость приложить усилия

Враг подчинен

Вторжение

Денежный ущерб

5 0 /0

Консолидация

Враг набирает мощь

Награды

Баланс

6 E/O

Провал

Победа

Потеря любви

Руина

7 C/E

Успех гарантирован

Тотальное поражение

Уверенность

Большое состояние

8 0/E

Небольшой успех

Частичное поражение

Уменьшение любви

Непредвиденные потери

9 E/E

Процветание

Длительная вражда

Материнство

Гарантированное богатство

10

Неоднозначность в работе

Неоднозначность в ситуации вражды

Неоднозначность в любви

Неоднозначная ситуация с доходами-расходами

Ключ: С = Начало, активность, действие (Commencement); О = Оппозиция, противодействие (Opposition); E = Равновесие (Equilibrium).

Эти триады не имеют ничего общего с каббализмом, который Папюс якобы популяризировал. Они были извлечены из диалектической системы «тезис – антитезис - синтез», выдвинутой немецким философом Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем (Georg Wilhelm Friedrich Hegel (1770-1831)). Карты двора наделены предсказательными значениями, происхождение которых прослеживается к французской традиции гадания на картах.

 

Скипетры

Мечи

Кубки

Пентакли

Роли:

друзья

враги

любимые

неопределенные: без выраженной симпатии или вражды

Цвета:

темные

темные

светлые

светлые

Карты двора наследуют терминологию Пола Кристина: King - Короли, Queen - Королевы, Warrior – Воины и Slave или Servant – Рабы или Слуги и обозначаются буквами K, g, W, S соответственно. В буклете Кнаппа говориться, что «g» - это архаизм от «q», но некоторые оккультные мотивы выглядят более правдоподобно[xxvii].

На обратной стороне карт нанесено слова «TARO / AROT / ROTA / OTAR» и образованные путем перестановки букв его варианты. Мадам Блаватская в своей «Разоблаченной Изиде» ссылается на эту формулу, но не делает никаких отсылок к Таро[xxviii]. Анаграмму Кнапп располагает между двумя египетскими персонажами, фигуры которых можно найти на Mensa Isiaca (Табличке Изиды), о которой писал не только Уэскотт, но и Леви[xxix], Холл[xxx] и другие[xxxi]. Этими персонажами являются Хапи, вод вод Нила, и Геб, бог земной поверхности.

15.4 Вклад Холла в Таро Кнаппа

Согласно Холлу, масти Таро символизируют четыре каббалистических мира. Вероятно, он полагал традиционные знаки-символы мастей несостоятельными так как убедил Кнаппа добавить специальные указатели: излучающий свет треугольник, анкх (египетский иероглиф «жизнь»), vesica piscis (от лат. рыбий пузырь (фигура, образованная пересечением двух кругов с одинаковым радиусом, наложенных так, что центр одного лежит на окружности другого), визуализированный как мандрола (ореол миндалевидной формы)), куб.

 

Скипетры

Мечи

Кубки

Пентакли

Обозначение:

треугольник

анкх

мандрола

куб

Мир:

Мир Эманаций

Atziluth

Мир Сотворения

Briah

Мир Создания

Yetzirah

Мир Действия

Assiah

Миры образуют непрерывную иерархию, которая является для Кнаппа моделью карт двора. Одеяния персонажей карт окрашены многообразием цветов: коричневый и зеленый для Жезлов, синий и индиго для Мечей, фиолетовый и красный для Кубков, оранжевый и желтый – Пентаклей.

У колоды есть одна интересная особенность: на каждой карте есть небольшой щит-эмблема-знак, на который нанесен оккультный знак, «символ для медитации», которому Кнапп и Холл дают краткое пояснение. Пол Фостер Кейс (Paul Foster Case) в своей работе «The Oracle of Tarot» («Оракул Таро», 1933) выстраивает непротиворечивую теорию, объясняя, что Холл видел в десяти численных картах символическое выражение десяти сефирот. Более полная интерпретация может быть вынесена из собственного рассуждения Холла о десяти сефиротах в четырех мирах[xxxii]. Он дает немного подсказок о своем понимании символизма Таро, но его последовательное изложение каббалы позволяет интерпретировать многие из «символов для медитации». В приведенной ниже таблице слова, написанные заглавными буквами являются словесным описанием символов, их значения, взятые из его энциклопедии, приведены курсивом ниже. Для Холла все сфера, лежащие в Асии, являются сферами манифестации. Приедены названия сфер на английском и иврите согласно Холлу.

Ранг

Скипетры

Мечи

Кубки

Пентакли

Туз

ТОЧКА В КРУГЕ (ENCIRCLED DOT)

Корона (Crown)

КРЫЛЬЯ (WINGS)

Метатрон (Metatron)

КОРОНА (CROWN)

Святой (Holy Ones)

ЛЕМНИСКАТА (LEMNISCATE)

Бесконечность (Infinity)

2

ЗМЕЯ, ЧТО СВИЛАСЬ (COILED SNAKE)

Мудрость (Wisdom)

ТРУБА (TRUMPET)

Вестник (Herald)

ОКО РА (EYEofRA)

Вращающийся (Revolving Ones)

ЗОДИАК (ZODIAC)

Маслот (Masloth)

3

ЛАМПА (LAMP)

Понимание (Understanding)

СИЯЮЩЕЕ ОКО (RADIANT EYE)

Созерцание (Contemplation)

КАББАЛИСТИЧЕСКАЯ Н (CABALISTIC H)

Могучий (Mighty Ones)

САТУРН

Шаббатаи

(Shabbathai)

4

КРЕСТ (CROSS)

Милосердие (Mercy)

ВЕСЫ (SCALES)

Правосудие-Справедливость (Justice)

ОГРАНЕННЫЙ БРИЛЛИАНТ

Сверкающий (Brilliant Ones)

ЮПИТЕР

Цедек (Tzedeg)

5

ТАБЛИЧКИ С ЗАКОНАМИ (LAW TABLETS)

Правосудие-Справедливость (Justice)

КНУТ (SCOURGE)

Строгость (Severity)

ЗМЕЯ/ОГОНЬ (FIRE/SNAKE)

Огненный (Fiery One)

МАРС

Мадим (Madim)

6

СОЛНЕЧНЫЙ ДИСК (SUN DISC)

Благодать (Grace)

ДВОЙНОЙ АНКХ (TWIN ANKHS)

Сходство (Likeness)

МОНАРХ-ГОСУДАРЬ (MONARCH)

Короли (Kings)

СОЛНЦЕ

Шемеш (Shemesh)

7

ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ (PALM FROND)

Победа (Victory)

РОЗА (ROSE)

Благодать (Grace)

БОЕВОЙ ТОПОР (BATTLE AXE)

Боги (The Gods)

ВЕНЕРА

Нога (Nogah)

8

ПЕРО ПАВЛИНА (PEACOCK PLUME)

Слава (Glory)

КАДУЦЕЙ (CADUCEUS)

Исцеление (Healing)

ДИСК/4 КРЫЛА (DISC/4 WINGS)

Сыновья Бога (Sons of God)

МЕРКУРИЙ

Кокаб (Kokab)

9

КОЛОНА (COLUMN)

Основание

(Foundation)

ПОЛУМЕСЯЦ (CRESCENT)

Человек-Бог (Man-God)

ДИСК/2 КРЫЛА (DISC/2 WINGS)

Seat of the Sons

ЛУНА

Лебана (Levanah)

10

КЛЮЧ (KEY)

Царство (Kingdom)

МЕДНЫЙ ЗМЕЙ (BRAZEN

SERPENT)

Мессия (Messiah)

ГЛИФ ДУШИ (SOUL GLYPH)

Души праведников

(Souls of the Just)

ГЛИФ 4-ех ЭЛЕМЕНТОВ (GLYPH FOR

4 ELEMENTS)

Шолом Йосодот (Cholom Yosodoth)

В колоде «Revised New Art Tarot» каждый козырь содержит символы для медитации. Холл никогда не публиковал их описание. Однако, вне всякого сомнения, за основу он взял две книги – «The Key to the Universe» («Ключ к вселенной», Сан Франциско, Филадельфия и Лондон, 1915) и «The Key of Destiny» («Ключ Судьбы», Нью-Йорк и Вашингтон, 1919) – американских мистиков Ф. Хомера Куртиса (F. Homer Curtiss) и его жены Харриет (Harriette). «The Key to the Universe» («Ключ к вселенной») охватывает первые десять козырей и представляет их частью символики чисел и соответствующих букв иврита, «The Key of Destiny» («Ключ Судьбы») в том же ключе повествует про оставшиеся козыри и Шута-Дурака. Опираясь на «The Key to the Universe» («Ключ к вселенной») Холл иногда переходит к обсуждению цифр, а не самих козырей. Иногда вдохновение уводит его далеко от начальной темы, но размышления всегда остаются в соответствующем ей контексте. Это верно и для первого козыря, на размышления о котором Холла вдохновляет каббалистическое: «число «1» называется Корона»[xxxiii]. Холл помещает корону на первый козырь как эмблему.

Число 2 ассоциируется с дуальностью. Медитативный символ здесь состоит из двух корон – светлой вверху и более темной и перевернутой внизу. На некоторых из низших (lower) козырей изображены геометрические формы, соответствующие идеям Куртисов: на третьем – треугольник, на пятом – пятиконечная и на шестом – шестиконечная звезда[xxxiv]. Семь Плеяд предстают кольцом из звезд на седьмом козыре. Куртис рассматривает восьмерку как лежащую в основе временных циклов, а следовательно ее символом могут выступать песочные часы, которые Холл помещает на восьмой козырь. На девятом козыре мы видим девять вершин-углов – пятиконечную звезду в квадрате, на десятом – тетраксис (пирамиду из десяти точек, образуемую последовательностью рядов из одной, двух, трех и четырех точек). Согласно Куртисам, пифагорейцы чтили тетраксис.

Высшие (higher) козыри, являющие собой аллегорическое выражение «эволюции» души, наделяются Холлом более абстрактными, неясными символами для медитации. Куртис же дает полное разъяснение. «The Key of Destiny» («Ключ Судьбы») начинается рассмотрения числа 11 и одиннадцатого козыря. Для этой карты в Таро Кнаппа-Холла медитативным символом является лебедь. В «The Secret Teachings of All Ages» («Тайных учениях всех веков») Холл говорит о лебеде как символе посвящения[xxxv]. Это утверждения согласуется с мнением Куртисов, который ассоциирует число 11 с посвящением. Холл, в своем исследовании эзотерического Таро часто встречал повторение определенных идей и был готов встретить их и в книге Куртиса: например, Элифас Леви описывал позу Повешенного как перевернутый треугольник (образуемый головой и локтями), увенчанный крестом (образуемым перекрещиванием ног). Леви видел этот глиф символом Великого Делания, алхимической метафоры преобразования личности. Содействуя Кнаппу, Холл нуждался в представлении идеи в графической форме в процессе чего Холл выбирал предметы, которые с большой долей вероятности были бы расценены самим Куртисы как случайные и несущественные: из их описания числа 20 Холл взял случайную аллюзию на «цветок плода», на основе которой создал символ для Суда (The Judgment).

 

Текст Куртиса

Таро Кнаппа-Холла

Символ для медитации

Козырь

Значение

11

Strength (Сила)

Посвящение (initiate)

Лебедь (swan)

12

Hanged Man (Повешенный)

Личность, Великое Делание (personality, the Great Work)

Крест, водруженный на треугольник (cross surmounting triangle)

13

Death (Смерть)

Троица, создающая элементы (Trinity producing elements)

Объединение треугольника и квадрата (triangle & square conjoined)

14

Temperance (Умеренность)

«как вверху, так и внизу» («as above, so below»)

Диск инь-ян (земля/небеса)(yin-yang disc (earth/heaven))

15

The Devil(Дьявол)

Satanus est Deus Inversus

«YHVH» перевернуто

16

The Tower (Башня)

Божественный Свет (Divine Light)

Рука, держащая молнию (fist holding lightning)

17

The Star(Звезда)

Основа Совершенства (Foundation of Excellence)

Угольник-инструмент мастера (craftman’s square)

18

The Moon (Луна)

Свет, отраженный извне (light (reflected within))

Пламя в чаше (flame in chalice)

19

The Sun (Солнце)

Жизненная сила (life-force)

Вариант анкха (жизни) (variant of ankh (life))

20

The Judgment (Суд)

цветок (совершенства)(flower (of perfection))

Цветок, растущий из черепа (flower growing from skull)

21

The World (Мир)

Круг совершенства и Тау-крест духовной силы (circle of perfection and Tau-cross of spiritual power)

Крест внутри круга (cross within circle)

15.5 Харриет и Ф. Хомер Куртисы

Книги Куртисов очень информативны. В обеих книгах иллюстрация к каждому козырю разделена на четыре части и содержит его версию Уэйта-Смита, рисунки Вегенера, в их варианте размещенном в книге «Сен-Жермена» («Saint-Germain») и совмещённые иллюстрации из «Le Tarot des Bohemiens» (козыри Вирта и Марсельского Таро). Вероятно, эти рисунки были наглядным примером для Кнаппа в его работе над объединением рисунков Вирта и Вегенера. Когда Кнапп прорабатывал возможность соотнесения семи козырей и семью «двойными» буквами на основе соответствий Уэскотта, художник вероятно также обращался к книге Куртисов: они упоминают перевод «Sepher Yetzirah» Уэскотта и цитируют его при рассмотрении каждого козыря.

Ф. Хомер Куртис (F. Homer Curtiss (1875-1946)) был рожден в Джексоне, штат Мичиган, в семье судьи Хомера А. Куртиса (Homer A. Curtiss) и его жены Сары (в девичестве Дойл). Молодой Хомер получил образование в Литературном Институте Коннектикута (Connecticut Literary Institute), далее получил степень в Университете Пердью (Purdue University (1898-1900)) и Университете Пенсильвании (University of Pennsylvania (1905-09)). В 1907-ом он сочетался браком с Харриетой Аугустой Браун (Harriette Augusta Brown (c. 1856-1932)), которая родилась в Филадельфии и была дочерью Джона Хораса (John Horace) и Эммы (Брайтли) Браун (Emma (Brightly) Brown). Хомер Куртис стал врачом, специализирующимся на спортивной медицине. Харриета Куртис был автором фантастических новелл. Он состоял в Обществе Бэкона(The Bacon Society), она – в Обществе Гугенотов (Huguenot Society).

Куртисы считали себя учениками мадам Блаватской и стремились обогатить христианский мистицизм опираясь на другие традиции. В 1908-ом в Филадельфии пара основала «Орден Пятнадцати» («Order of 15»), общение в котором осуществлялось посредством переписки с Куртисами. Число «15» не указывало на общее число членов Ордена, но было нумерологическим указанием[xxxvi]. Позже они поняли, что название ордена не совсем понятно и изменили его на «The Order of Christian Mystics» - «Орден Христианских Мистиков».

В 1909-ом году Куртисы основали издательство, дабы популяризировать их версию эзотерического христианства. Первой изданной книгой была «Letters from the Teacher of the Order of 15» («Письма Учителей из Ордена 15», Денвер, 1909). Последующие книги в своем большинстве публиковались в городах Калифорнии. Другие издатели находились далеко, например – в Лондоне. Около 1923-го Curtiss Philosophic Book Company переехала из Сан Франциско в Вашингтон. С 1928-го года деятельность Ордена Христианских Мистиков пошла на убыль и Куртисы создали «Универсальное Религиозное Объединение» («The Universal Religious Foundation»). Харриет Куртис, которая была старше своего мужа почти на двадцать лет, умерла в 1932-ом. Хомер Куртис продолжил публиковать книги на тематику здоровья и спортивной медицины до самой своей смерти в 1946-ом году.

Таро Кнаппа-Холла воплощает предпочтения эзотерических «школ». Однако, не Философского Исследовательского Общества (Philosophical Research Society) Холла, но Ордена Христианских Мистиков (Order of Christian Mystics). Таро Кнаппа-Холла сочетает в себе «инволюцию и эволюцию» теософов с числовым символизмом Куртисов и каббализмом, заимствованным у Уэскотта.



[i] Обе девушки сочетались браком и стали Луизой Билленштейн (Louisa Billenstein) и Анни Спекман (Annie Speckman).

[ii] Главный офис располагался по адресу 44 West 23rd Street, New York; отделение в Цинциннати - 140 Race Street.

[iii] Его офис располагался по адресу 330 i Race St, Cincinnati.

[iv] Его ранние публикации, вышедшие в Цинцинатти: The Secret Doctrine of the Ancient Mysteries (1886), Mystic Masonry, or, The Symbols of Freemasonry and the Greater Mysteries of Antiquity (1887), The Nature and Aims of Theosophy (1889), A Study of Man and the Way to Health (1889). The last of these deals with

‘Evolution’ and ‘Involution’ in terms reminiscent of Barlet.

[v] Его офис располагался по 136 West 8th Street. Библиотека Ллойдов была тремя кварталами севернее - 204 West Court Street, позже переехала в 309 West Court и далее - на 917 Plum Street. Коллекция Ллойдов является одной из наилучших в мире ботанических и фармацевтических коллекций.

[vi] Godwin, Chanel & Deveney 1995, p. 358.

[vii] В настоящее время картины представлена в Norwood Public Library и является щедрым пожертвованием от детей Кнаппа.

[viii] Издательство называлось Pettibone Brothers.

[ix] Наш перевод сделан по иллюстрации с Hall 1928, p. CCIII. Видимо, перепечатано из Heinrich Khunrath’s Amphitheatrum Sapientiae (Hanover, 1609). Предупреждение также фигурирует в Johann Valentin Andreae’s Chymische Hochzeit Christiani Rosencreutz (Strasbourg, 1616). На латыни оно фигурирует в «Энеиде» Вергилия, в книге 5, 258, где эти слова произносит Сивилла, охраняющая священную рощу. Кнаппу также могла быть знакома эта надпись по цитате в «Liber Israfel» Кроули, опубликованная в «The Equinox», Vol. I, no. VII, март 1912, Лондон, p. 23

[x] Этель Бергман работала на радио: она читала детские сказки для WSAI, впоследствии приобретенной United States Playing Card Company. Ее авторству принадлежит книга «Doorways2 (Cincinnati, 1936). Дон стал художником-графиком, Эмили – врачом, Марджори – учителем. Мы благодарим Марджори Бергман за биографические данные ее дедушки.

[xi] John Uri Lloyd, Felix Moses, the Beloved Jew of Stringtown on the Pike (Cincinnati, 1930).

[xii] Более детально ознакомится с его биографией Вам помогут книги Corinne Miller Simons, John Uri Lloyd: His Life and His Works (Cincinnati, 1972), и Michael A. Flannery, ‘John Uri Lloyd: the Life and Legacy of an Illustrious Heretic’, Queen City Heritage, Vol. 50, Autumn 1992, pp. 3-14.

[xiii] Флоренс Палмер (урожденная Paisley) родилась и выросла в маленьком городке Хаверхилле, штат Массачусетс. Она училась в колледже Уэлсли и много путешествовала. Она вышла замуж за Артура Уитни Палмер, успешный торговца лаком и полировочными материалами. У них было три дочери, одна из которых умерла в младенчестве. Двое других, Луиза и Мая, отправились в сопровождении своей матери в европейское турне продолжительностью в два года в подростковом возрасте. Овдовев, Флоренс получала хорошее материальное обеспечение от инвестиций мужа и его армейской пенсии. Подробнее биографию Флоренс Палмер Вы найдет в книге Manly P. Hall, Growing up with Grandmother (Los Angeles, 1985).

[xiv] Decker, Depaulis & Dummett 1996, pp. 255-6, 262.

[xv] Ранее Вигстон написал A New Study of Shakespeare (London, 1884); Bacon, Shakespeare and the Rosicrucians (London, 1888); Francis Bacon, Poet, Prophet, Philosopher, versus Phantom Captain Shakespeare, the Rosicrucian Mask (London, 1890), Chicago, 1891. Вигстон не был единственным полагающим, что Бекон был Шекспиром и розенкрейцером. Он был знаком с работами Игнатуса Донелли (Ignatius Donnelly) «The Great Cryptogram» (Чикаго, 1887), и миссис Генри Потт (Mrs Henry Pott) «Francis Bacon and His Secret Society» (Чикаго, 1891).

[xvi] W.F.C. Wigston, The Columbus of Literature, Chicago, 1892, p. 183.

[xvii] Hall 1928, p. CXLI.

[xviii] Информацию в этом абзаце мы получили от Dr S. Hoeller, друга Холла. подробнее Stephan A. Hoeller, A Sage for All Seasons: Manly P. Hall’, Gnosis, No. 18, Winter 1991, pp. 10-11.

[xix] Табличка (или пинакс) – греческая аллегория, обычно приписываемая Кебету из Фив (400 до н.э.), но в наше время относимая к более позднему периоду Римской Империи. «Табличка» описывается как барельеф, украшающий храм Кроноса, но вероятнее всего она существовала лишь в форме литературного приема. Подробнее John T. Fitzgerald and L. Michael White, The Tabula of Cebes, Chico, California, 1983.

[xx] Колода распространялась PRS при посредничестве US Games Systems с 1985-го.

[xxi] Мари Холл ранее была замужем за инженером Джорджем Бауэром (George Bauer). Ее девичья фамилия – Schweikert. Она была рождена около Лойткирх, Вюртемберг в 1904-ом. В юности она переехала из Германии в США. Она вышла замуж за Мэнли Холла 6-го ноября 1950-го. Она опубликовала серию книг под влиянием убеждений Мэнли Холла о Френсисе Бэконе: его поздние идеи про утопическое общество были реализованы в американской демократии, согласно Холлу.

[xxii] Однако шестой козырь назван L’Amouraux а не L’Amoureux.

[xxiii] В более ранней работе говорилось, что Бет –Природа, Гимел – Сила, Пе –Мудрость. В среде каббалистов также существуют различные мнения, подробнее A. Kaplan 1990, pp. 178-9.

[xxiv] Cf. Emma Hardinge Britten, Nineteenth Century Miracles, New York, 1884, p. 44, цитировано по Art Magic, New York, 1876, p. 434.

[xxv] Соответствия Кнаппа между элементами и мастями мы находим также в A.E. Thierens, Astrology and the Tarot, Philadelphia, 1930. Совпадение почти наверняка случайно: автору работы принадлежит уникальный вариант соответствия. Он соотносит первые двенадцать козырей с зодиакальным кругом в порядковой очередности от Овна до Рыб, козыри XIII-XXI соотносит с Сатурном, Меркурием, Марсом, Ураном, Венерой, Луной, Солнцем, Юпитером и Нептуном соответственно. Шут-Дурак соответствует Земле.

[xxvi] J. Augustus Knapp, Divination with Cards [booklet], Los Angeles, 1930 = Knapp-Hall Tarot Instructions, New York, 1985, p. 27.

[xxvii] Папюс в 1889-ом соотнес Гимел (G) и Императрицу, которую он ассоциировал с феминным аспектом (Венера-Урания, матка, женщина)

[xxviii] Общим источником формулы являются Le Dogme et rituel de la haute magie, Paris, 1856, Элифаса Леви, который взял ее из комментариев А.В.Франкенберга (A.V. Frankenberg) к его изданию «Guillaume Postel’s Absconditorum a Constitutione Mundi Clavis», Amsterdam, 1646. Но Франкенберг не собирался делать каких-либо отсылок к Таро: его сложная схема являет собой крест, на каждой «руке» которого нанесена буква: R, О, T, A.

[xxix] Eliphas Levi, Histoire de la magie, Paris, 1860 = The History of Magic, A.E. Waite (trans.), London, 1913, pp. 77-81.

[xxx] Hall 1928, p. LVII-LX.

[xxxi] Enrica Leospo, La Mensa Isiaca di Torino, Leyden, 1978.

[xxxii] Hall 1928, pp. CXVII-CXX.

[xxxiii] Harriette Augusta Curtiss and F. Homer Curtiss, The Key to the Universe, San Francisco, 1915, p. 342.

[xxxiv] На четвертом козыре символ Холла не квадратный, но четыре глаза расположены согласно вращательной симметрии. Холл рассматривал L ’Empereur как бога-создателя Платона – Демиурга или Великого Короля. Подробнее Hall 1928, p. CXXX. Тетрада глаз относиться к четвертому козырю, но козырь также предполагает и солнечный символизм, так как Холл и Куртис говорят о солнце как небесном оке и как о манифестации Создателя.

[xxxv] Hall 1928, p. XXXII.

[xxxvi] Пифагорейские тетрактис объединяет символику чисел 4 и 10 (4 + 3 + 2 + 1 = 10). Куртисы хотели поднять духовность над материализмом: они превозносили число 5 (символизирующее квинтэссенцию, дух), как превосходящее 4 (символизирующее материальные элементы). Согласно пифагорейской модели, 5 можно увеличить до 15 (5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 15), числа, именем которого Куртисы назвали Орден.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaroклассические баннеры...
   счётчики