Поделиться
06.01.2017 Автор:

Чарльз Декстер и Майкл Даммит

История Оккультного Таро

Глава 16.

Кейс и Строители Святилища

Пол Фостер Кейс (Paul Foster Case), основатель Строителей Святилища (англ. Builders of the Adytum, Строители Святая Святых или Строителей Храма – присутствуют как варианты в русскоязычном пространстве, прим. переводчика), эзотерической школы, успешно функционирующей и в наши дни, предлагающей его уроки по Таро, преподносимые как толкование каббалы и как инструмент для предсказания и медитации. BOTA сегодня немногословны относительно биографии своего основателя:

Доктор Энн Дэвис (Dr. Ann Davies), его преемница, дала указание, что важным является учение, а не канал, через который оно пришло. И мы никогда не разглашаем какие-либо материалы относительно его личной истории[i].

Хотя биографическая справка была составлена одним из библиотекарей BOTA, который предположительно намеревался опубликовать работу, но она так и не вышла в свет[ii]. Авторы во многом обязаны Роберту Уорду (Robert Word), архивариусу Величественного Ордена Мистической Розы (The August Order of the Mystic Rose, AOMR), и Сьюзан Робертс (Susan Roberts), историку из города Перинтон, Нью-Йорк.

16.1 Происхождение Кейса

Предки Кейса родом из Новой Англии. Его отец, Чарльз Д.Кейс (Charles D. Case), был рожден на Лонг-Айленде в 1845-ом. Несмотря на то, что он происходил из семьи моряков, Чарльз обосновался вдали от моря в городке Феирпорт (Fairport), пригороде Рочестера, штат Нью-Йорк[iii]. Он периодически работал телеграфистом, затем – счетоводом. Около 1880-го он женился во второй раз на Элле Фостер (Ella Foster (b. 1857)). Несмотря на то, что она была родом из Висконсина, Элла хвасталась экзотическим происхождением: она говорила, что была «наполовину цыганкой» и одновременно утверждала, что ее предком был Майлс Стэндиш, пассажир Мейфлавера и лидер первых белых поселенцев к колонии Плимута. Элла присоединилась к церкви мужа, Конгрегационалистам (Congregationalists), и в течении года основала «домашнее миссионерское общество». Первым ее ребенком был Пол Фостер Кейс (Paul Foster Case), рожденный 3 октября 1884-го. Его сестра, Эмма Констанс (Emma Constance), прожила только два года (1886-8).[iv]

В одной из газет BOTA упоминается детство Кейса:

Его мать была учительницей, а отец – заведующим библиотекой города, в котором Пол Кейс родился. Он не помнил, когда научился читать, но уже в возрасте четырех лет он удобно устраивался на чердаке библиотеки с запрещенными книгами, поглощая вековую мудрость со страстью мистика, жаждущего достичь понимания Бога[v].

Вышеизложенная информация нуждается в небольшом уточнении. Первая библиотека в Феирпорте принадлежала семье филантропов – Дикинсонам. В 1874-ом они открыли абонентскую Библиотеку Диксонов (Dickinson Subscription Library) в своем доме, который был местной достопримечательностью[vi]. Коллекция книг была доступна всем, кто мог позволить себе внести скромный членский взнос. Спустя 10-12 лет состояние здоровья хозяйки библиотеки, Джулии Дикинсон, начало ухудшаться и она, стремясь обеспечить себе покой и тишину, перенесла книги в здание за углом[vii]. Во втором пристанище было гораздо больше полок для растущего собрания книг. Библиотека занимала первый этаж, на верхних этажах расположились жилые помещения, где была резиденция Кейсов и, вероятно, было место рождения Пола Кейса. Его родители не были сотрудниками библиотеки, но имели возможность пользоваться ее услугами. Они были близкими друзьями Джулии Дикисон.

У Дикинсонов был зимний дом на Нассау, Багамы. Джулия Дикинсон оплачивала дорогу и пребывание Фостеров на Карибах в течении нескольких недель зимой. В январе 1892-го года Дикинсоны были в трауре по причине смерти матери Джулии, но не отменили ежегодную поездку по мотивам ее здоровья. Морское путешествие омрачала плохая погода и постоянная качка. Пассажиры были сильно истощены и Джулия отчаянно боролась за свою жизнь. Кейсы, будучи в Нью-Йорке, срочно отправились на Нассау, но приехали только когда Джулии уже не стало. Больше они не совершали поездки на Карибы зимой. Второй их сын, Уоррен Фостер (Warren Foster) появился на свет в этом же году. Примерно в это же время Фостеры переехали в дом Джулии Дикинсон и Чарльз стал библиотекарем в расположенной рядом библиотеке.

Один из жителей Феирпорта вспомнил, что городская общественность относилась «безразлично или со скрытой враждебностью» к библиотеке или, по крайней мере, к библиотекарям. В 1895-ом книги были изъяты из общего доступа. «Когда Вы осознаете, что в течении более двадцати лет библиотека Дикинсонов была практически бесплатной (и всегда позиционировалась как общедоступная) и они иногда не удостаивались даже благодарности, то будите чрезвычайно удивлены таким поступком»[viii]. Оккультисты на скорую руку решили бы, что Фостеры были изгоями по причине их увлечённости «запрещенными книгами». Но то, что маленький Пол действительно читал такие книги вызывает большое сомнение и в библиотеке, конечно же, не было запрещенной литературы. Весьма трудно найти что-то мистическое в «The Life of Lord Lawrence» («Жизни Лорда Лоренса») или «Cousin Lucy at Play» («Кузине Люси»). Мы знаем, что Кейсы были ортодоксальными протестантами, как и Дикинсоны. Муниципальная библиотека города Феирплей открылась в следующем году (1896) и Чарльз стал секретарем ее попечительского совета.

Пол Кейс вынужден был рано повзрослеть. Его мать страдала от лихорадки, вероятно вызванной тифом. Она скончалась от болезни в августе. Ее панегирик был провозглашен в Конгрегационалистской Церкви (Congregational Church), в которой был Чарльз был священником, а вскоре стал и суперинтендантом воскресной школы. Пол был официально принят в церковь 2-го апреля 1899-го[ix]. Считается, что он начал служить органистом в возрасте девяти лет. Однако, из доказательств таких поразительных ранних карьерных достижений нам удалось найти только одну церковную запись, о надписи карандашом на потолке над органом: «Пол Кейс был помощником органиста 1889» («Paul Case was an organ pump boy 1889»), означающая, что в возрасте пятнадцати лет он раздувал мехи, в чем и состояла его помощь органисту[x].

Последователи Кейса из BOTA склонны представлять его достигшим значительных успехов в очень раннем возрасте и более загадочным, чем на то дают основания реальные факты. Они утверждают, что он переживал мистический опыт еще в первое десятилетие своей жизни. Говорят, что в возрасте девяти лет он прочел «Kim» («Ким») Киплинга и написал автору письмо с просьбой привести доказательства трансцендентализма. Должно быть, ответ Киплинга был вдохновляющим. Такая переписка весьма маловероятна, принимая во внимание возраст Кейса и то, что на момент публикации произведения ему было уже 14 лет, да и магическое содержание явно проявляется уже в более поздних произведениях Киплинга. Однако, образованность и музыкальная одаренность Кейса не вызывают сомнений. Образованностью он обязан окружавшим его взрослым – родителям и семье Дикинсонов - он не окончил среднюю школу. Когда Полу было 16, Чарльз Кейс создал условия для разделения семьи – он готовился сочетаться браком в третий раз и планировал переезд вместе с новой женой[xi]. Пол отправился в Рочестер с целью построить музыкальную карьеру. Он подписал контракт и играл на фортепиано и органе в водевиле. Кейс выступал в театрах и на судах.

16.2 Оккультная карьера Кейса

В 1900-ом или 1901-ом Пол вызвался добровольцем выступать на благотворительном собрании в Рочестере. Его участие могло состоять в исполнении музыкальных произведений, но весьма вероятно, что он показывал карточные фокусы, так как он был увлечен сценической магией. На собрании он встретил Клода Брэгдона (Claude Bragdon), ему было около тридцати лет и на тот момент он был архитектором. Позже он стал сценографом, графическим дизайнером, издателем и писателем. Брэгдон спросил у подростка: «Кейс, как вы полагаете, какова история происхождения игральных карт?». Этот вопрос стал началом пожизненной увлеченности Пола картам Таро.

В 1900-ом Клод Брэгдон (1866-1946) очень мало знал о Таро но в течении нескольких лет существенно расширил свои познания. Его отец был теософом, а жена – медиумом. Он также был дружен с Нэнси Фулвуд (Nancy Fullwood), урожденной Анной Мебане (Anna Mebane) в 1870[xii], автором книг о Таро, якобы основанных на общении с духами. Брэгдон написал вступление к «The Song of Sano Tarot» («Песня Сано Таро», Бингемтон, Нью-Йорк, 1929). Его автобиография содержит большую главу «My Occult Life» («Моя оккультная жизнь»)[xiii], но в ней нет ни одного упоминания о Кейсе.

Юный Кейс поспешил в библиотеку где его ждало знакомство с распространенным мифом о том, что первыми игральными картами были Таро. Он был в восторге от их эзотерического потенциала и начал коллекционировать книги на данную тематику, среди которых предположительно были и английские переводы Леви и Папюса. Однако, со временем он пришел к выводу, что старые теории противоречивы и фрагментарны и решил составить свое собственное мнение по этому вопросу, опираясь на медитацию и интуицию. Он начал слышать «Голос», духа-хранителя, дающего очень точные рекомендации, например: «Если ты возьмешь книгу с верхней полки, третью слева, и откроешь ее на 101-ой странице и ты найдёшь нужную тебе информацию»[xiv]. Мы не знаем, в какой библиотеке работал Кейс.

Кейс рассказывал, что у него была поразительная встреча[xv]. Ему тогда было чуть больше двадцати, на улице Чикаго его поприветствовал незнакомый мужчина, который был способен предугадывать даже самые потаенные мысли и поступки Кейса. Незнакомец сказал, что является посланником «Учителей Мудрости» («Masters of Wisdom», этот термин тогда был в обиходе у теософов) и предложил Кейсу более высокие цели, чем ожидающая его карьера музыканта, пообещав, что при условии возложения Кейсом на себя тягот духовного путешествия, он постигнет мудрость Учителей.

Скептические исследователи поставили бы под сомнения две встречи, пробудившие в Кейсе интерес к эзотеризму – вопрос Брэгдона и общение с незнакомцем с улиц Чикаго. Вызывает вопросы возраст Кейса, в тот момент, когда они имели место – 16 и 21 – эти цифры также фигурируют в вероятной биографии Frater C.R., легендарного основателя розенкрейцерства. Также история содержит несколько прецедентов касательно Голоса, который давал Кейсу советы в библиотеке и относительно выбора, поставленного перед ним Учителями Мудрости. Голос похож на духа, которого слышал Сократ, а выбор судьбы - предложенный Александру Македонскому: короткая и яркая жизнь или длинная и пресная; он выбрал первый вариант. В истории Кейса необходимость сделать выбор выглядит несколько нелогично, так как он продолжал работать музыкантом: пианистом, органистом а также дирером оркестра водевиля. Но мы уверенны, что столь насыщенный график не был ему помехой в изучении Таро и каббалы.

BOTA утверждает, что «Кейс обнаружил истинные атрибуции Таро и опубликовал их до достижения им 21-го года», то есть до октября 1905-го[xvi]. Сам же Кейс датирует публикацию 1907-ым, но опускает ссылку на источник[xvii]. Его открытие, если оно было сделано им самостоятельно, выглядит чудом, так как его система «атрибуции» чрезвычайно схожа с секретным учением «Золотой Зари». Один из издателей Кейса цитирует его ранние работы как публиковавшиеся в «The Word»[xviii], теософском журнале, основанном в 1904-ом Гарольдом Волдвином Персивалем (Harold Waldwin Percival (1868-1953)), который также был его редактором. Выпуски с 1907-го не содержат материалов Кейса. Только в 1916-ом журнал впервые опубликовал статьи Кейса о козырях Таро и буквах еврейского алфавита[xix]. Публикация статьи «The Secret Doctrine of the Tarot» («Тайная доктрина Таро») продлилась в 1917-ый. Существует вероятность того, что Кейс перепутал года: 1907-ой вместо 1917-го. Он неприкрыто лукавит, утверждая независимость своей системы Таро: в своей исходной статье он цитирует Уэйта, Кроули, Мазерса и Золотую Зарю. (Кроули опубликовал замалчиваемую атрибуцию в Liber 777 (1909) и «The Equinox» (1912)) Кейс самостоятельно создает иллюстрацию Дерева Жизни на основе схемы Золотой Зари. В качестве иллюстрации Шута-Дурака (Fool) и первых четырех козырей Кейс приводит примитивные, жесткие углы и линии «старого Таро», выполненные преимущественно на основе Марсельского Таро, и противопоставляет им изящные линии современного «нового Таро» его собственного дизайна, основанные на работах Освальда Вирта и Памелы Колман Смит. Лексика и интерпретации Кейса имеют индуистскую направленность, несомненно используемую для привлечения внимания читателей «The Word» («Мир»). Возникает вопрос, почему Кейс решил продвигать свои работы с помощью рупора теософов? Возможно, откликнувшись на идею Персиваля о том, что фигуры на картах Таро расположены «в такой геометрической пропорции, что способны атаковать и удерживать элементалей»[xx]. Кейс должен был действовать быстро, дабы создать для теософов карты более позитивного содержания. Также «The Word» («Мир») в тот период публиковал серию статей «The Ritual of High Magic» («Ритуал Высшей Магии»), в которой была представлена книга Элифаса Леви в переводе на английский генерала-майора Абнера Даблдея (Abner Doubleday). Всего было двадцать две главы, в которых упоминались козыри Таро. Одно это могло привлечь интерес Кейса и побудить его к написанию статей. Однако, публикации вскоре прекратились, с главы о десятом козыре, когда Персиваль внезапно прекратил публикации, оборвав несколько статей заверения в том, что «продолжение следует».

Майкл Джеймс Уитти (Michael James Whitty (1862-1920)) был автором книг по теософии и редактором «Azoth», ежемесячного эзотерического журнала. Он принадлежал к американской ветви Золотой Зари и был посвящен в Храм Тота Гермеса (Thoth Hermes Temple) в Нью-Йорке. В 1918-ом Кейс начал публикацию серии статей о Таро в «Azoth». В них подробно описывалось соответствия козырей Таро, которые были раскрыты Кроули и «V.N.» (предположительно Виктором Нойбургом). В 1918-ом или 1919-ом Уитти рекомендовал кандидатуру Кейса на членство в Храме Тота Гермеса[xxi]. Кейс легко продвигался по низшим градусам Ордена: он был посвящен в градус Adeptus Minor (Адепт Младший) 16-го мая 1920-го с «духовным» именем Frater Perseverantia, и всего неделю спустя, на церемонии Тела Христова (Corpus Christi ceremony), он стал третьим Адептом. До конца года он возглавил обучение Таро в храме, читая популярные лекции. В то же время он был опечален болезнью Уитти, которого «любил и почитал превыше остальных»[xxii]. В 1920-ом Кейс был со-редактором «Azoth», продолжая работать водевиле. Уитти умер 27-го декабря. Кейс оставил свою музыкальную карьеру на Юге и вернулся в Нью-Йорк и стал редактором «Azoth», однако в 1921-ом он покинул свой пост, после чего только два выпуска[xxiii] журнала вышли в свет и его деятельность была прекращена.

Кейс уже издал статьи из «Azoth» в формате книги: в 1920-ом в Нью-Йорке вышла «An Introduction to the Study of the Tarot» («Введение в изучение Таро»). В ней он также воздает должное своим предшественникам: Леви, Папюсу, Мазерсу, Уэйту и Кроули. Кейс использует, но не приводит иллюстраций Таро Уэйта/Смита. Он соглашается с нумерацией Золотой Зари: Сила (Strength) - 8, Справедливость-Правосудие – 11. Он приводит схему Дерева Жизни, традиционную для христианского каббализма. Кейс заимствует у Папюса непосредственно: каждая карта ассоциируется с буквой иврита из Тетраграмматона. Кейс соглашается с Папюсом в соотнесении карт двора и чисельных карт, но не козырей, с буквами иврита. Отличия возникают по причине того, что Папюс начинает свой список с Фокусника-Мага (Juggler), а Кейс, следуя Золотой Заре, с Шута-Дурака (Fool). Кейс снова следует Золотой Заре в атрибуции всех 22-ух букв Шуту-Дураку (Fool) и остальным козырям. Для каждого из козырей кейс приводит значение соответствующей буквы и ее соответствия в нескольких областях: астрологии (планеты и знаки), психологии (жизнь и смерть, мир и борьба), космологии (каббалистический «куб пространства»), мистагогии (англ. mystagogy) (22 ума на путях, соединяющих сефироты Дерева Жизни).

Кейс следует Леви в соотнесении первых десяти козырей со сефиротами. Также присутствует идея «редукции» (теософского сокращения) Папюса (которое «состоит в том, чтобы приводить все числа, образованные из двух или нескольких цифр, в число из одной цифры, складывая цифры, составляющие число, до тех пор, пока не останется только одна цифра». Папюс, «Оккультизм: первоначальные сведения»). Любое число больше 10, может быть сведено к однозначному путем сложения цифр, из которых оно состоит. Согласно этому способу наиболее значимыми являются первые три сефироты: Бина получает козыри 3, 12, 21; Хокма - 2, 11, 20; Кетер - 1, 10, 19. Но 10 и 19 также приходятся и Малкут, самой нижней сфире. Выглядит весьма маловероятным, что кто-то действительно использовал 21-ин козырь для символизации аспектов десяти сефирот. Но это обстоятельство не вызывает у Кейса смущения, даже наоборот - пробуждает энтузиазм. Он вводит понятие процесса «расширения» (англ. «extension») («теософского сложения» Папюса, которое «состоит в том, что для определения теософического значения какого-нибудь числа нужно складывать все цифры, начиная единицей и кончая им.»), который состоит в добавлении к данному числу всех меньших целых чисел.» Папюс, «Оккультизм: первоначальные сведения»). Кейс применяет обе формулы ко всем козырям, начиная с 11-го, и затем располагает их на двух местах на Дереве: «В начале уменьшить число [козырь] до целого [и изучить соответствующую сефиру] -, затем, найти расширить это число и уменьшить его также [назначить другую соответствующую сефиру]»[xxiv]. Получаемую в результате паутину бесчисленных связей трудно было бы предусмотреть любому создателю карт. Кейс также ожидает наличие определенных взаимосвязей между сефиротами, выстраивающимися в одной колонке, и на одном уровне и внутри определенных триад. Ни одна существовавшая ранее колода не способна была проиллюстрировать этот огромный спектр отношений – космологических, астрологических, нумерологических и схематических (на Дереве Жизни).

Кейс достигает еще одну цель, не являющуюся для него основной: он умело разъясняет Таро Уэйта /Смитта в отношении которой комментарии самого Уэйта весьма ограничены его клятвой молчания, данной Золотой Заре. Кейс давал похожую клятву, но утверждал, но она не ограничивала его в отношении Таро, так как он открыл «атрибуцию» самостоятельно.

В 1921-ом он получил укоризненное письмо от Мойны Мазерс, возглавляющей свой Храм Альфы и Омеги (Temple of Alpha and Omega) в Лондоне. Она сетовала не на публичное учение Кейса, но на его учение внутри Ордена. Ее письмо свидетельствует о том, что Кейс высказывался в пользу сексуальной магии. Однако, подобные обвинения могут быть основаны на слухах о связи Кейса с Лилианой Гейз (Lillian Geise), также членом Храма Тота Гермеса. Кейс оставался посвящен в Орден, но с 1922-го года ушел с передовых позиций в нем. Мойна Мазерс не была удовлетворена. До нее доходили слухи о том, что Кейс и его друзья подвергают сомнению компетентность ее самой и ее покойного мужа. На самом же деле она не сохранила стандарты допуска, не распределила полномочия и не обеспечила необходимыми документами должностных лиц. Кейса и Лилиан Гейз позволяли себе критически высказывания относительно такого положения дел за что и были покараны отменой членства. Переход в другой храм был невозможен: они были изгнаны. Результатом исключения также стало драматическое отступничество: Элма Дам (Elma Dame), Императрикс (Imperatrix) Храма в Филадельфии, написавшая заявление об отставке, высказала мнение: «Избавившись от мистера Кейса Вы «зарубили курицу, несущую золотые яйца»»[xxv]. Лилиана Гейз была с ней полностью согласна, но их уже ожидал новый проект: «Под личиной разочарования скрывалось благословение и теперь наша свобода от оставшегося в прошлом альянса позволяет нам сделать следующий шаг на пути к реализации того, как мы теперь понимаем цель нашей жизни»[xxvi]. И цель эта состояла в обучении эзотерической традиции по независимому каналу, открытому для широкой публики.

Примерно в это же время Кейс снова стал утверждать, что слышит Голос, помогавший ему вначале оккультных исследований. Однако теперь наставления передавались при помощи обычного телефона. Голос принадлежал некому «Мастеру (Учителю) Р» («Master R»), который прибыл в Нью-Йорк с целью передать Кейсу знания, необходимые для открытия школы древней мудрости. «Мастер Р» - имя, связанное с «Принцем Ракоци» («Prince Rokoczi»), одним из псевдонимов графа Сен-Жермена (Saint-Germain). Он жил в XVIII веке, но утверждал, что родился в глубокой древности, а молодость и жизненные силы ему помог сохранить обнаруженный им алхимический «эликсир жизни». Позже эзотерики наградили его выдающейся карьерой, которую он строил под видом Альбана Британского (St Alban), Роджера Бэкона (Roger Bacon), Кристиана Розенкрейца (Christian Rosencreutz), Френсиса Бэкона (Francis Bacon)[xxvii].

В «ревущие двадцатые» Кейс не ударился в демонстративное потребление и бесконечные вечеринки. Он переехал по адресу 15 Гамильтон Плейс, что в Верхнем Ист-Сайде, Манхэттен, и создал исследовательскую группу в Бостоне. Он приставлялся доктором Кейсом, что предполагало наличие ученой степени. Его предполагаемый статус «доктора Священной Теологии» (Doctor of Sacred Theology) весьма сомнителен. Из офиса на 367 Бойлстон-Стрит он распространял свои уроки для абонентов за очень скромную плату, которая никогда не превратила бы долгие часы проведенные за печатной машинкой в доходное дело. У него не было печатного станка, только копирка, и когда количество копий подходило к концу – необходимо было набирать их на печатной машинке вновь. Он назвал свое предприятие «Школа Вечной Мудрости» («School of Ageless Wisdom»), а затем – Строители Святилища (Builders of the Adytum). Его учебная программа по Таро по сути оставалась аналогичной таковой Золотой Зари. Считается, что он женился на Лилиане Гейз, но она вскоре умерла (9-го мая 1924-го, согласно последователям Кейса). Далее он сочетался браком с Астой Флеминг (Asta Fleming), актрисой норвежского происхождения. Они познакомились на Манхэтене. В действительности же Аста вероятнее всего была членом Золотой Зари[xxviii]. Кейс продолжил свои странствия. Нет информации относительно того, продолжал ли он работать в водевиле, или же его путешествия были всецело приурочены делам школы. Некоторые его ранние работы публиковались в Бостоне, некоторые – в Буфало.

Кейс осел с новой женой в Феирпорте. Они жили на 158 Норт-Меин-Стрит в ветхом доме; семья настолько обеднела, что Аста могла позволить себе только одно выходное платье. Когда чету приглашали на общественные собрания, она занимала различные манжеты и воротники которые использовала дабы создать иллюзию более обширного гардероба. Она принимала участи в жизни Конгрегационалистской церкви, устраивая театрализованные представления в храме. Готовя почтенных церковных дам к выступлению, дабы они расслабились на сцене, Аста сказала им скандировать: «Мозги на месте, сердце в груди, стою на сцене, держусь позади». Конечно же, интересы Кейсов, театральные или магические, не подразумевали никакого неуважения к конгрегационализму. Подобный эклектизм вполне укладывался в их философию розенкрейцерства: можно было быть мистиком и каббалистом и в не меньшей степени – христианином-протестантом.

Пол Кейс верил в существование Братства Розового Креста (Brotherhood of the Rosy Cross) как аутентичного движения, сохранившего древние традиции. Он верил, что легитимные розенкрейцеры написали знаменитый манифест XVII-го века. Но Кейс считал манифесты аллегориями, о чем он пишет в «The True and Invisible Rosicrucian Order («Истинном и Незримом Ордене Розенкрейцеров», Бостон, 1927). Розенкрейцерская «Fama» имеет отношение к таинственной «Book T». С.Л Мазерс (S.L. Mathers) полагал, что этот артефакт, более никому не известный, должен представлять собой эзотерическое Таро, что оспаривалось Кейсом; однако он и вправду повторно открыл то Таро, где «Fama» относится к двусмысленному rota. Он рассматривал «Chemical Wedding of Christian Rosencreutz» («Химическую свадьбу Кристина Розенкрейца») как сатиру Иоганна Валентина Андраэ (Johann Valentin Andreae), противостоявшего розенкрейцерскому движению - а не как содействие ему, как часто и ошибочно полагается. Кейс отвергает имя Кристиана Розенкрейца как часть обмана Андраэ. Даже предполагаемые инициалы основателя - C.R. и C.R.C. Кейс поясняет как каббалистические символы мистического героя, эквивалентного Гору, Кришне, Христу и Хираму Абиффу (Hiram Abiff) масонского учения (Кейс стал масоном 22-го марта 1926-го). Кейс объясняет легендарные странствия C.R.C. как универсальные этапы духовного роста: очищение в Дамаске, посвящение в Дамкаре, оккультный опыт в Египте и просветление в Фесе. Эта география, для Кейса является символом микрокосмоса: ноги (основание), видимо, на востоке, следовательно голова (интеллект) на западе, а именно в городе университетов Фесе, в Марокко. Далее Кейс заявляет, что Таро были созданы учеными XII-го века и история про их изобретение в Фесе может быть аллегорией, означающей, что карты являются продуктом высокого интеллекта..

О марокканской родине Таро вновь говориться в «A Brief Analysis of the Tarot» («Краткий анализ Таро», Баффало, 1927)[xxix]. Доктрина и терминология Кейса все еще находиться в рамках, заданных Золотой Зарей, за исключением трех новых планетарных соответствий (таблица в главе 20). Он также соотносит с каждым козырем несколько музыкальных нот, расширяя систему Золотой Зари. Кейс смилостивился над читателями и оставил математические действия Папюса, но вводит новую формулу. ОН располагает козыря по септенариям:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Согласно Кейсу, верхняя строка состоит из сил (англ. powers), средняя – из агентов (англ. agents), третья – из эффектов-следствий-результатов (англ. effects). Потенция 1 (Мага, the Magician) действует через агента 8 (Сила, Strength) порождая 15 (Дьявола, the Devil). Процессы, происходящие в шести оставшихся тройках, нам, очевидно, предлагается постичь самостоятельно. В конце книги Кейс приводит предсказательные значения всех 78-ми карт. Весьма удивительно то, что он не упоминает Дерево Жизни в этой книге; сефироты присутствуют лишь в формате намеков, 22-а пути не обсуждаться. Книга содержит иллюстрации Таро, но они без всякого сомнения основаны на Таро Уэйта/Смита. Разъяснения Кейса снова превосходят собственное толкование Уэйта. В следующем году Кейс опубликует «Two Courses in the Tarot» («Два курса Таро»).

1930-ые для Кейса были наполнены событиями. Он забросил Таро Уэйта/Смита и начал работу над своей собственной колодой. Он уже не полагался на свои собственные силы в исполнении рисунков, как это было при публикации в «The Word» («Мире»), но обратился к художнице из Бостона Джесси Бёрнс Парк (Jessie Burns Parke). Кейс издает рожденную в результате совместной работы колоду в 1931-ом. Аста Кейс к тому времени приехала к мужу в Массачусетс, но вскоре они развелись. Кейс переехал в Южную Калифорнию и в 1933-ем сочетался браком со своей третьей женой, Дороти Спринг (Dorothy Spring). Он учредил Строителей Святилища (Builders of the Adytum) в Лос-Анджелесе. Кейс обучал целительным процедурам с использованием звука и цвета. Вероятно, исток этого направления его деятельности лежит в увлечении ранним розенкрейцерством: у участников этого движения была репутация целителей. Внезапный успех пришел к BOTA посредством заочных курсов. Кейс писал уроки, в которых акцент делался на хорошо знакомые для него темы: Таро, каббалу, розенкрейцерство, мистическую алхимию и терапию. Одной из первых его калифорнийский публикаций была «The Oracle of the Tarot: A Course on Tarot Divination» («Оракул Таро: курс прорицания на Таро», Восточная Пасадена, 1933). Козыри соотнесены с буквами иврита, но на основе атрибуций Папюса и Вирта, а не тех, которые были опубликованы Кроули и самим Кейсом. Книга также примечательная положительными высказываниями о Таро Кнаппа/Холла. Кейсу, как известно, довелось встретить Кнаппа, пребывавшего тогда в почетном возрасте.

Кейс познакомился с Энн Дэвис (Ann Davies, в девичестве Эпштейн (Epstein)). Ее впечатления об этой встрече содержаться в буклете, который распространялся BOTA:

Молодая женщина и пожилой мужчина встретились впервые и то, что произошло между ними можно описать как взрыв признания и одобрения. Она в тот же момент почувствовала, что нашла путь домой и дело своей жизни. Со смиренной преданностью исполняя все задания, трудоемкие и утомительные, которых требовали его заботы и работа, поглощая и переваривая духовность просветленного трансцендентного учения, которое он ей открыл [xxx].

Энн восторгалась Кейсом так как он был адептом «высшей магии» - и сценической магии. Последней он интересовался с детства и теперь состоял в Интернациональном Братстве Магов (International Brotherhood of Magicians) и Гильдии Престидижитаторов Лос-Анджелеса (Los Angeles Guild of Prestidigitators); в последней организации он исполнял обязанности секретаря и капелана. Пол и его новая ученица выступали в качестве иллюзионистов под именем «Пол и девочка Энни». Совместно они «читали мысли». Кейс собирал у аудитории личные вещи и показывал их всем, кроме Энни. Она, с завязанными глазами, называла все предметы, якобы воспринимая их телепатически. Зрелище было настолько впечатляющим, что породило слухи об подлинности паранормальных способностей партнеров. На самом же деле, менталисты, как известно, передают мысли не посредством экстрасенсорного восприятия, но через код, замаскированный в их, казалось бы, невинной, болтовне.

В 1947-ом Кейс издал «The Tarot: A Key to the Wisdom of the Ages» («Таро: ключ к мудрости веков», Ричмонд, Вирджиния). В книги есть ссылки на его работу 1927-го года, но Кейс отрекается от Таро Уэйта/Смита и ссылается на козыри работы Джеси Бёрнса Парка, черно-белые иллюстрации которых приведены в книге. Схема трех септенариев (или семи триад) снова является читателю. Число одиннадцать помещается между 1 и 21, между 7 и 15, 8 и 14 а также еще в семь других пар козырей. В этих парах кроется глубокий смысл – или нам так просто говорят. В этой книге возвращается Дерево Жизни и сефироты связываются с иерархией градусов Золотой Зари. 22-а пути обозначены традиционными для них буквами. Все вышеизложенное соответствует учению Золотой Зари, и было лишь незначительно изменено для BOTA. В книге те же предсказательные значения карт и инструкции по гаданию. Работа демонстрирует желание Кейса подстелить под оккультизм соломки психологических теорий. Вероятно, он был первым тарологом, цитировавшим гипотезу Юнга о «коллективном бессознательном»[xxxi]. Кейс «психологизирует» некоторые козыри: Маг (Magician) предстает олицетворением «само-осознания» («self-consciousness»), Верховная Жрица (High Priestess) – «космического подсознания» («cosmic subconsciousness»), Императрица (Empress) – «той, что образует ментальные образы» («the generatrix of mental images»), а Император (Emperor) – «индуктивных рассуждений» («inductive reasoning»).

Кейс пересматривает другие свои работы, в числе которых и «The True and Invisible Rosicrucian Order». Он не вносит радикальных изменений, но его язык и приводимые в книге примеры становятся более изящными. Он был неутомим в написании уроков и производстве лекций.

Он вновь связал себя узами брака с женщиной, которая поддерживала его деятельность по обучению эзотерике. Харриет, его последняя жена, была богатой и образованной наследницей из Лос-Анджелеса[xxxii]. Она финансировала его проекты, невзирая на неодобрение своей семьи. В 1954-ом, нуждаясь в отдыхе и смене обстановки, пара отправилась в Мехико, где Пол скончался 2-го марта. Его тело было кремировано и прах развеян на Форест Лавн, Лос-Анджелес (Forest Lawn, Los Angeles). На похоронах присутствовали несколько масонов: Пол кейс состоял в нескольких местных ложах (Hollenbeck No. 319 , присоединился 5-го сентября 1944, и Eagle Rock No. 422 - 2-го июня 1953). Его похоронная церемония была проведена в соответствии с Либеральной католической церковью (Liberal Catholic Church), в которой он был рукоположен.

Кейс преподавал Таро Джейсону К. Лоттерхенду (Jason C. Lotterhand), чьи собственные лекции о Таро были изданы в формате книги[xxxiii]. Лоттерхенд, в свою очередь, был знаком с Рут Блайтон (Ruth Blighton), одной из соосновательниц Святого Ордена MANS (Holy Order of MANS). Оба принадлежали к BOTA. Другие авторы, среди которых Иден Грей (Eden Gray) не имеют к ВОТА никакого отношения, но высоко оценивают книг Кейса. Мюриэль Брюс Хасбрук (Muriel Bruce Hasbrouck) знала Кейса лично и разрабатывала его идеи в своих книгах. Как и Кейс, она интегрировала оккультизм с юнгианской психологией.

16.3 Таро ВОТА

Как уже говорилось ранее, Кейс заказал у Джесси Бёрнс Парк колоду Таро для своих студентов. В «The Tarot: A Key to the Wisdom of the Ages» («Таро: ключ к мудрости веков») Кейс жалуется на то, что в стилевом исполнении работа Парк слишком схожа с Памелой Колман Смит. Однако, она возвращается к традициям Марсельского Таро в своей иллюстрации Смерти (Death, скелет-жнец с косой) и Солнца (Sun, двое детей под солнечным диском с лицом). В действительности, она более точна в своем использовании наставлений Золотой Зари относительно 3 и 14 козырей. На ручку косы смерти нанесен «Тau cross». Ангел на Умеренности (Temperance) стоит между львом и орлом, оба являются алхимическими символами. Звезда (Star) содержит ибиса как «птицу Гермеса». Другие козыри многое заимствуют у Леви и Кристиана при посредничестве Вирта. Башня (Tower) наделена характерной особенностью: у нее 22-а ряда кирпичной кладки. Парк нанесла на каждую карту букву еврейского алфавита. И здесь мы снова сталкиваемся с атрибуцией, которую Золотая Заря так яростно пыталась сохранить в тайне. Она даже «вписывает» буквы в персонажей: капюшон Отшельника (Hermit) имеет форму буквы Йод, виселица Повешенного (Hanged Man) – буквы Тау, танцор на Мире (World) «одет в букву» Каф. (Леви и Уэйт, каждый в свойственной ему манере, уже помещали на козырях замаскированные буквы).

В «The Tarot: A Key to the Wisdom of the Ages» («Таро: ключ к мудрости веков»), в которой Кейс summa козыри Таро, чисельные карты и карты двора упоминаться им лишь в контексте их предсказательных значений, говоря, что они дополняют целостность колоды Таро. Он хвалебно отзывается о колоде Кнаппа, сетуя на ее недоступность (в 1947-ом). Кейс ссылается на своего издателя, Макоя (Macoy), как источник по Таро Уэйта /Смита. Можно прийти к выводу, что к моменту издания книги Джесси Бёрнс Парк еще не завершила работу над картами двора и чисельными картами, но они существуют в современном варианте колоды и выглядят, как ее творение.

Ее знаки-символы мастей совпадают с орудиями на столе Мага. У Кубков (Cups) ножка напоминает бутон лотоса, на Пентакли (Pentacles) нанесена пятиконечная звезда, у Мечей (Swords) изящная рукоять, а у Жезлов (Wands) – украшение на верхушке. Кейс пренебрегает изображать на чисельных картах сюжеты, раскрывающие их предсказательные значения, как это делал Уэйт: знаки-символы мастей располагаться в форме геометрических фигур, напоминающих Таро Сен-Жермена. Персонажи карт двора не скопированы у миссис Смит, но имеют сходную символику. Короли (Kings), Королевы (Queens), Рыцари (Knights) и Пажи (Pages), все мужского пола, своими одеяниями явственно воплощают четыре элемента, как в Таро Уэйта/Смита и Золотой Зари более поздних изданий.

Таро ВОТА всегда издавалось черно-белым. К. Франк Джессен (K. Frank Jensen), один из лидеров того времени в вопросах эзотерического Таро, сказал: «Таро ВОТА, с момента его создания в 1930-ых всегда публиковалась в обычном (107x63 миллиметров) и увеличенном (175x105 миллиметров) форматах, состояла из 22-ух карт и сопровождалась инструкцией по раскрашиванию»[xxxiv]. Кейс в «The Highlights of the Tarot» («Главное в Таро») также приводит эту инструкцию. Раскрашивание представляется способом для владельца выучить и персонализировать свою колоду. Козыри иллюстрировали «The Tarot» и текущее издание «The True and Invisible Rosicrucian Order». В последующих он приводит градусы ордена Золотой Зари и представляет их так, как если бы они принадлежали к исходному Братству Розенкрейцеров (Rosicrucian Brotherhood). Каждый градус связывался с частью каббалистического Дерева Жизни, название которой приводилось на иврите. Под записью названия приводиться иллюстрация козыря с нанесенной соответствующей буквой иврита. Козыри также сопровождаться медитативной поэзией Кейса в «The Book of Tokens» («Книге Знаков», Лос-Анджелес, 1934). В четырнадцатом издании (Лос-Анджелес, 1989), козыри ВОТА впервые были выполнены в цвете.

Таро ВОТА оказало влияние на несколько других колод: Дэвида Шеридана (David Sheridan), Таро Гарета Найта (Gareth Knight), созданное Сандером Литтелом (Sander Littel), «Королевское марокканское Таро из Феса» («Royal Fez Moroccan Tarot») созданное по замыслу Роланда Беррилла (Roland Berrill) Майклом Хобделлом (Michael Hobdell). Упоминание Феса указывает на недостоверную историю происхождения Таро, упоминаемую Кейсом. Наиболее амбициозной вариацией Таро ВОТА вероятнее всего является набор козырей, развивавшийся внутри Святого Ордена MANS (Holy Order of MANS). В 1996-ом ВОТА начал публикацию альтернативной версии своего Таро с надписями на испанском.

16.4 Джесси Бёрнс Парк

Харвуд Бёрнс Парк (Harwood Burns Parke) был сыном Эдвина Перри Парка (Edwin Perry Parke) и его жены Анны, в девичестве Сервен (Serven). Харвуд Парк стал банкиром в Патерсоне, Нью-Джерси, и сочетался браком с Лавинией Бларком (Lavinia Blarcom). Их дочь Джесси появилась на свет в Патерсоне, 2-го декабря 1889-го. Она училась в местной школе и ее учителем по рисованию была Мэри Морган (Mary Morgan). Позже она поступила в Нью-Йоркскую школу прикладного дизайна для женщин (New York School of Applied Design for Women), где она училась вместе с такими художниками как Филип Хейл (Philip Hale), Фредерик Боксли (Frederick Boxley) и Уильям Джеймс (William James). В 1920-21 годах она посещала Школу Бостонского музея изящных искусств (Boston Museum of Fine Arts School) и была удостоена стипендии (Paige Travelling Fellowship) на продолжения обучения в Париже. В 1924-ом она вернулась в Бостон после путешествия по Европе. Она создала студию на 121 Ньюбери-стрит, хотя жила в Арлингтон Хайдс. Периодически она работала фотографом-портретистом в студии, которую создал в 1922-ом Уоррен Кай Вантин (Warren Kay Vantine (1892-1986)). Ее лучшие работы, преимущественно портреты и миниатюры, были выполнены маслом. Ей позировали Роско Паунд (Roscoe Pound), декан юридической школы Гарварда, парижанка баронесса де Бистрам (Baroness de Bistram), Джесси Ален Фаулер (Jessie Allen Fowler), вице-президент Американского Института Френологии, Эдвард К. Джефри (Edward C. Jeffrey), ботаник Гарвардского университета и Ричард Кардинал Кушинг (Richard Cardinal Cushing) из Бостона. Высшая Школа Южного Бостона (South Boston High School) получила картину от мисс Парк. Она состояла в профессиональных клубах, в том числе в Бостонском Клубе Искусств (Boston Art Club), Ассоциации Художников, Скульпторов и Граверов (Association of Painters, Sculptors and Engravers, Вашингтон) и Пенсильванском Обществе Миниатюристов (Pennsylvania Society of Miniature Painters), от которого получила медаль в 1945-ом. Она была пресвитерианкой и республиканкой. Нет информации о том, что она была оккультистом; видимо, Таро являлось для нее прежде всего графическим арт-проектом.

По сообщениям, на пятом козыре ее работы, Иерофанте (Hierophant), изображен сам Кейс (см рис 8). Работа над козырями была завершена, когда Полу Фостеру Кейсу было 47 и Джесси Бёрнс Парке было около 35[xxxv]. Она держала свою студию многие годы и умерла 6-го марта 1964-го.



[i] Личная переписка с «Soror V» ВОТА, Ltd, Los Angeles, California (6 July 1995)

[ii] Проект был задуман Рональдом Брюсом Феррарой (Ronald Bruce Ferrara). Его письма-запросы к Хелен Батлер (Helen Butler) сохранены. На то время (1980-ый) она была краеведом в родном городе Кейса (Fairport, New York)

[iii] 28-го июля 1871-го года Кйс сочетался браком с самой младшей из членов знаменитой в городе семьи Айвз, Мэри А.Айвз (Mary A. Ives), рожденной в 1842-ом в Стокбридже, штат Массачусетс. Она была единственным выжившим ребенком Лидии и Дж. Х. Айвса (J.H. Ives), бизнесмена из Рочестера. Отец Лидии, Питер Рипли (Peter Ripley), был одним из первых поселенцев Феирпорта. Мария была принята в Конгрегационалистскую Церковь Феирпорта 3-го мая 1863-го.. Она трагически скончалась в июне 1875-го. Ее некролог в Fairport Herald Mail (23 июля 1875), как ни странно, не упоминает ее мужа. Кейс, очевидно, получил утешение в конгрегационализме и был принят в церковь в 1876-ом.

[iv] Девочка умерла в Гринпорте, деревушке около Лонг-Айленда. Вероятно, Кейсы навещали там родственников. Перепись 1910-го года содержит ведомости о Уильяме Кейсе, который вероятно был братом Чарльза Кейса, и его жене Кэрри.

[v] Davies 1963, p. 1.

[vi] Дом был построен в 1820-х годах, здание изначально предназначалось для таверны, также выступающей в качестве молельни и почтового отделения. Здание было перенесено на нынешнее место, 10 East Church Street, Fairport, Нью-Йорк.

[vii] Вторая локация библиотеки располагалась на 123 South Main Street, кирпичном доме, построенном Томасом Х. Дикинсоном (Thomas H. Dickinson), кузеном Джулии. На данный момент строение не существует.

[viii] Bertha Bruner Bown, Facts and Reminiscences about the Dickinson Library (unpublished typescript), Fairport, n.d. [c. 1938], p. 4.

[ix] За эти и другие сведения относительно религиозной принадлежности семьи Кейсов мы благодарны Джойс Е. Ковден (Joyce Е. Cowden), секретарю Первой Конгрегационной Объединенной церкви Христа, Феирпорт, Нью-Йорк.

[x] Корреспонденция 1980, между Рональдом Феррара (Ronald Ferrara) и Хеленой Батлер (Helen Butler, см. ссылку 2), которая цитирует «The North Wind Doth Blow», запись 354 на страницах 248-258.

[xi] Феирпортская перепись 1900 содержит сведения о Чарльзе Кейсе (безработном), двух его сыновьях и мачехе, Электе (в возрасте 75 лет). Историки в Феирпорте упоминают о третьей жене Чарльза Кейса только как о Лели (Lelia) или Лайле (Leila). Феирпортская Конгрегационалистская Церковь сменила свое название 24 октября 1900 года и стала Методистской Епископальной Церковью. Кроме того, примерно от 1900 года, реестр церкви Феирпорта содержит запись о том, что Пол Кейс переехал в Рочестер. По данным переписи 1915 года не дает никаких свидетельств присутствия Кейсов или Электры Фостер в Феирпорте.

[xii] Bragdon 1938, pp. 307-10.

[xiii] Bragdon 1938, pp. 281-346.

[xiv] Davies 1963, p. 2.

[xv] Ibid.

[xvi] Ibid.

[xvii] Case 1947, p. 18.

[xviii] Согласно заметке издателя Кейса, Macoy Publishing, на обложке «The Tarot». Остается возможность того, что ранние работы Кейс публиковал анонимно или под псевдонимом. Кейс сообщает, что ассистрировал в написании «Kybalion» (Чикаго, 1905), опубликованного анонимно. В оккультных кругах автором труда полагают Уильяма Волкера Аткинсона (William Walker Atkinson (1862-1952)), писателя, в своем творчестве сочетающего герметизм, масонство, розенкрейцерство, Нью Эйдж и йогу.

[xix] 12 статей вышли с марта 1916-го по сентябрь 17. Подробнее: Paul F. Case, ‘The Secret Doctrine of the Tarot’, The Word, Vol. 22, pp. 353ff; Vol. 23, pp. 7ff, 79ff, 161ff, 197ff, 352ff; Vol. 25, pp. 9ff, 84ff, 144ff, 207ff, 273ff, 367ff.

[xx] H.W. Percival, ‘Ghosts Who Never Were Men’, The Word, Vol. 22, no. 3, December 1915, p. 133.

[xxi] Посвящение Кейса неверно датировано 1910-ым годом в Cynthia Giles, The Tarot: History, Mystery, and Lore, New York, 1992, p. 55. Contrast Greer 1995, pp. 350ff.

[xxii] Paul F. Case, [Correspondence] Azoth, Vol. 8, no. 2, February 1921, p. 54.

[xxiii] Редактором этих выпусков была Гертруда Уитти Вайс (Gertrude Whitty Wise)

[xxiv] Paul F. Case, An Introduction to the Study of the Tarot, Buffalo, 1927, p. 23.

[xxv] Greer 1995, p. 354.

[xxvi] Greer 1995, p. 452 n23.

[xxvii] Francis X. King, 77ie Rebirth of Magic, London, 1982, pp. 166-8.

[xxviii] Храм Тота Гермеса существовал до 1930-ых.

[xxix] В конце текста Кейс приглашает читателей получить у него более подробную информацию о строителях Святилища. Некоторые издания указывают адрес в Бостоне, другие – в Феирпорте.

[xxx] Цитировано по David St Clair, The Psychic World of California, New York, 1972, p. 244.

[xxxi] Case 1947, p. 23.

[xxxii] Нам не удалось установить девичью фамилию Харриет. Кейс, как сообщается, был женат пять раз, «дважды на одной и той же женщине», (которая была неустановленным членом ВОТА, согласно слов Ли Моффита (Lee Moffit), завершившего в 1997-ом «Case Timeline» и выложил ее на www.mousetrap.net). Некоторые члены ВОТА полагают, что у Кейса была по крайней мере одна дочь.

[xxxiii] Arisa Victor (ed.), Thursday Night Tarot, Van Nuys, California, 1989.

[xxxiv] K. Frank Jensen, ‘Waite/Smith Plagiates and Odd Editions’, Manteia, No. 15, November 1995, p. 13.

[xxxv] Биографы расходятся относительно года ее рождения – 1889 или 1879. Штат Нью Джерси заверят, что не обладает записями о свидетельстве о рождении Джесси Бёрнс Паркер.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики