Вторник, 07 февраля 2017 15:33

Марко Пази. Алистер Кроули и искушение политикой Глава 3 Максвелл Найт

Марко Пази.

Алистер Кроули и искушение политикой

Глава 3

Максвелл Найт

Имя Максвелла Найта (1900-1968) связано с одной из самых известных контртеррористических операций, случившихся в Англии в течении второй половины 1930х и первых лет Второй Мировой войны.¹¹² Как мы знаем, задачей отделения М15, которое Найт возглавлял в течении нескольких лет, Б5, было следить за экстремистскими и террористическими группировками, и, особенно пристально, за возможными проникновениями в них иностранных агентов. Стратегия Найта заключалась во внедрении его личных, хорошо проверенных шпионов в эти группы. Он добился значительного успеха в 1938ом, разоблачив агентурную сеть, действующую в Москве под прикрытием Британской коммунистической партии; а также в 1940ом, с нашумевшим “делом Кент-Волкофф”, которое заслуживает краткого экскурса.

Тайлер Кент (1911-88), американский гражданин, был служащим американского посольства в Лондоне, и отвечал за шифрование посольских секретных донесений и документов специальным кодом. Впоследствии, он был переведен из посольства в Москве в октябре 1939го. Есть основания верить, что во время службы в Москве, он был завербован советскими спецслужбами, хотя, он не придерживался коммунистических взглядов.¹¹³ Кент думал, что для Соединенных штатов чрезвычайно важно держаться в стороне от новых конфликтов в Европе, и, наверное, считал свою деятельность советского агента способом поддержать данный изоляционистский курс. Его положение в лондонском посольстве делало возможным копировать секретные бумаги, хотя он должен был только зашифровывать их.

Среди документов, копии которых делал Кент, некоторые были особенно взрывоопасного характера: строго конфиденциальные письма, которыми обменивались Черчилль и Рузвельт, могли привести к немедленному началу войны. В то время Черчилль еще не был премьер-министром, а Рузвельт участвовал в кампании по переизбранию его президентом. Американский электорат, в большинстве своем, выступал против вступления в войну, и предвыборная программа Рузвельта была построена в соответствии с этим мнением. В своей переписке с Черчиллем, однако, президент показывал, что считал бы участие Америки в войне благоприятной возможностью.

Обмен письмами продолжался и после того, как Черчилль стал премьер-министром весной 1940го. Кент верил, не безосновательно, что разоблачение переписки могло похоронить шансы Рузвельта быть переизбранным и это его поражение обеспечило бы великое благо для партии изоляционистов. Кент имел связи среди английских ультраправых, которые всеми силами желали заключить мир с Германией и создать Британско-Германский альянс против Советов. Разоблачение корреспонденции между Черчиллем и Рузвельтом могло также принести выгоду этим группам, так как могло вызвать проблемы в правлении Черчилля, который отказывался рассматривать любые формы сотрудничества с Германией.

Благодаря внедрению своих агентов, Найт мог отслеживать действия Кента и его контакты. 20го мая 1940го, с разрешения посла Соединенных штатов, он арестовал Кента, наряду с двумя другими, чью переписку он задумал использовать: Анна Волкофф, дочь русских эммигрантов и ярую сторонницу английских ультраправых; и Арчибальда Рамси, аристрократа, основателя “Правого клуба”, политической группы, которая распространяла антисемитские идеи и продвигала идею о мировом соглашении с Гитлером. Раскрытие этого заговора давало правительству Черчилля предлог для запрета всех экстремистских ультраправых политических объединений, подозреваемых в прогерманских настроениях. В мае 1940го большинство членов Британского фашистского союза, включая Освальда Мосли, а также участников “Связи”, другой про нацистской и антисемитской организации, были заключены в тюрьму.¹¹⁴ Исход дела Тейлора Кента был неизвестен широкой публике, чтобы предотвратить нежелательные политические последствия.¹¹⁵

Все эти события имеют определенную важность, потому что проливают свет на ультраправые настроения, царившие в Британии перед началом войны. Предположительно, в этих кругах Рудольф Хесс надеялся обнаружить сторонников, когда совершил свой одиночный перелет в мае 1941го. Эти же самые круги, включающие представителей британской аристократии и приверженцев теории мирового заговора. Мы вернемся к этому вопросу в пятой главе, когда будем рассматривать роль, приписываемую Кроули теоретиками заговоров.

Найт был глубоко заинтересован миром оккультизма. В середине 1930ых он познакомился с писателем Деннисом Уитли, который не был оккультистом, но писал романы, в которых часто присутствовали магические и дьявольские темы.¹¹⁶ Их дружба продолжалась вплоть до смерти Найта. ¹¹⁷ Во время войны Уитли также работал на британские секретные службы. Оба, и Найт и Уитли, верили в реинкарнацию и обсуждали предмет астральной проекции. ¹¹⁸ Уитли познакомил Кроули с Найтом. Уитли, в свою очередь, был знаком с Кроули через Тома Дриберга. Отношения между этими людьми были сложными, особенно, учитывая то, что Найт также знал Дриберга и использовал его, как мы знаем, в качестве информатора внутри коммунистической партии.

Мастерс, в биографии Найта приводит интересный пример:

Найт рассказывал своему племяннику Гарри Смиту, что он и Деннис Уитли, посещали оккультные церемонии Кроули, для изучения черной магии, которую Уитли описывал затем в своих книгах. “Они вмести обратились к нему как начинающие, и он принял их как учеников”, рассказывал мне Смит. “Но мой дядя подчеркивал, что его интерес- и Уитли тоже- был чисто академическим”. ¹¹⁹

В этот же период времени у Кроули было еще одно примечательное знакомство с Яном Флемингом, автором знаменитого Джеймса Бонда. Флеминг, который был захвачен миром оккультизма, также знал и часто встречался с Найтом и Уитли.¹²º В начале Второй мировой войны, Флеминг был рекрутирован в Военно-Морскую Разведку (ВМР), информационный отдел Британского флота. Без сомнения, наиболее примечательный аспект знакомства Кроули, Найта и Флеминга касался их участия в загадочном перелете в Шотландию Рудольфа Хесса в 1941 году. Это остается одним из самых неясных и запутанных эпизодов всей Второй мировой войны. То, что детали до сих пор остаются “деликатными”, очевидно происходит, благодаря усилиям, предпринятым британским правительством, и большинство документов этого дела недоступны для исследования до сегодняшнего дня. В то же время, британские власти никогда не отступали от официальной позиции, что Хесс решил предпринять этот полет просто потому что стал жертвой безумной и запутанной экзальтации. Тогда как существует огромное количество литературы по этому делу, книга историка Райнера Ф. Шмидта считается одним из наиболее полных и точных свидетельств по этому делу.¹²¹

В течении некоторого времени даже существовала гипотеза, что британские спецслужбы сыграли значительную роль в организации дела Хесса.¹²² Английский историк Джон Костелло утверждал, что перелет Хесса, был на самом деле результатом английской секретной операции, целью которой было заставить определенных деятелей нацистского режима поверить, что определенная часть британского общества, особенно аристократия, готова лоббировать мирные переговоры.¹²³ Гитлеру это было необходимо для того, чтобы направить всю мощь Германии против Советского союза. К сожалению, Костелло не берет в расчет один важный момент: а именно кто в британской разведке был ответственным за разработку и реализацию операции к моменту полета. Ответ на этот вопрос дает Энтони Мастерс в биографии Найта: это был не только сам Найт, при участии Флеминга, а также и Кроули. Мастерс пишет: “Ян Флемин, зачарованный мистической персоной Найтли был вовлечен им в неслыханную авантюру, составляющие которой- “Связь”, Алистер Кроули и Хесс- должны были стать взрывоопасной смесью.” ¹²⁴

Как мы уже знаем, Связь была ультраправой организацией, которая состояла из видных британских аристократов, и которая была объявлена вне закона в связи с делом Тейлора Кента в 1940 году. До того, как организация была запрещена, ее главой был адмирал сэр Барри Домвиль. Мастерс продолжает:

Домвиль и “Связь” дали Флемингу эту блестящую, если не сказать, дерзкую идею. Посоветовавшись с Найтом и изучив досье Домвиля, он решил, что можно попытаться заманить одного из нацистских лидеров в Британию, если “Связь” могла якобы возродиться для такого случая. Двое из них создали фиктивную картину, как будто “Связь” ушла в подполье, но существует до сих пор и имеет достаточно влияния, чтобы свергнуть правительство Черчилля и заключить мир с Германией. ¹²⁵

Согласно Мастерсу, Флеминг обратился к Найту, а не к его начальнику Джону Годфри, потому что он знал, что последний никогда не одобрит столь рискованной операции. Найт, однако, имел репутацию человека, независимого от своего руководства, особенно, благодаря тому, что он был другом Десмонда Мортона, личного секретаря Черчилля, что для Найта было гарантией прямого доступа к премьер-министру. Также, Найт имел в своем послужном списке личные заслуги в связи с операцией по внедрению.

Следующим шагом бал поиск доверчивого нацистского лидера и Флеминг считал, что лучшим является заместитель Гитлера, Рудольф Хесс, который не только беспокоился за мир, чтобы предотвратить обременительные задачи Германии по нападению на Россию, но также изучал астрологию и оккультные науки. Внезапно его осенила мысль о Кроули. Какое-то время он имел его в виду как потенциального агента М15, но эксцентричность Кроули была чрезмерной для достижения успеха. Однако, речь шла о нацистском лидере высшего эшелона власти, который верил в оккультизм и был Кроули, коварный злодей, владеющий мистическими практиками. Где-то здесь, думал Найт, должна быть связь.¹²⁶

В конечном счете, было решено, что Кроули не может быть использован в такого рода операции. Мы уже знаем одну из причин, которая делала его привлечение менее желательным, чем хотелось: “Немцы уже знали, через германского агента, который проживал с Кроули в Берлине, что Кроули передавал информацию о коммунизме в Европе в СИС”. ¹²⁷ Этим немецким агентом был Джералд Хэмильтон, и это относится к периоду времени, когда он и Кроули жили вместе в Берлине в начале 1930х.

Флеминг, однако, разрабатывал другой план, чтобы заманить Хесса в ловушку. Через знакомства в Швейцарии, он наладил контакт с астрологом, который работал для британской разведки и попросил его помочь проникнуть в те же оккультные сообщества, которые посещал Хесс. Астролог поспособствовал в установлении контакта с Хессом и передачи тому ложной информации, касающейся существования в Великобритании влиятельного объединения потенциальных союзников Германии и заговорщиков против Черчилля.

Приблизительно в конце 1940го, Найт отказался от участия в планах Флеминга, так как должен был заниматься своими делами. Флеминг продолжал свою операцию, и решил использовать имя герцога Гамильтона, чтобы заманить Хесса. Дуглас Гамильтон, герцог Гамильтон, был шотландским аристократом, который, как знаток церемоний Букингемского дворца, имел непосредственный доступ к королю Георгу V в любое время.

Намерением было заставить Хесса поверить, что герцог был намерен обсудить условия договора о мире между Британией и Германией. Хесс своим полетом в Британию хотел добиться встречи с герцогом и пообещать ему в выполнении его миссии. Герцог, после начала войны, был членом англо-немецкого общества дружбы, ассоциации, продвигающей дружбу и культурный обмен между Англией и Германией. Значительное количество членов ассоциации происходило из высшего английского общества. В 1930х герцог часто посещал Германию, в частности для присутствия на олимпийских играх 1936го; возможно, там произошла его встреча с Хессом. Во время этих поездок, герцог также встречался с Альбертом Хаусхофером, сыном геополитика Карла Хаусхофера и позднее, членом немецкого антинацистского сопротивления.¹²⁸ Это были, очевидно, доверительные и уважительные отношения, прерываемые только военными событиями. Тем не менее, месяц спустя после войны, герцог Гамильтон был одним из членов Британского парламента, публично высказывающимся в пользу заключения мира с Германией. ¹²⁹ Точно известно, что в конце 1940го, Хесс, я в этом убежден, игравший первостепенную роль в том, что попытки нацистского правительства обсудить условия мирного договора с представителями британского истеблишмента не увенчались успехом, попросил Хаусхофера написать герцогу Гамильтону и предложить встретиться с ним.¹³º Письмо, однако, было перехвачено, британскими тайными агентами, которые контактировали с герцогом. Ему посоветовали ответить на письмо доброжелательно, и, если необходимо, встретиться с Хаусхофером, но не для обсуждения каких-либо мирных инициатив с Германией, а только для получения любой полезной информации. Очевидно, что британская спецслужба намеревалась извлечь выгоду из возможности, предложенной в письме Хаусхофера; вопрос в том, идет ли речь о том же самом письме и, следовательно, интерес Хесса во встрече с Хаусхофером, были результатом расширенной операции со стороны спецслужб, как указывает Мастерс- или письмо было просто случайным совпадением, которым воспользовалось для своих целей тайное подразделение. Вопрос, таким образом до сих пор остается открытым, еще и из-за того, что некоторые документы до сих пор хранятся в тайне Британским правительством.

Следовало также хранить благоразумие в отношении внутреннего доверия к той роли, которая отводилась Флемингу во всей этой истории, как сказал Мастерс. А предположение, что спецслужбы, конечно же, замешаны в этом и действовали за спиной Черчилля и правительства¹³¹, возможность участия Флеминга, а также Найта-далеко не исключены.

А что же Кроули? Мастерс делает следующее заключение:

Как только Хесс оказался в заключении, М15 и М16 смогла поздравить себя с блестяще нанесенным ударом (хотя, это рассматривалось как неудачная пропаганда) и Найт вздохнул с облегчением. Невероятный план сработал, в основном, благодаря настойчивости Флеминга. Кроули все ожидал своего часа и Найт не собирался выпускать его на сцену. Флеминг не был столь осторожным и предлагал Годфри, что Кроули мог бы увидеть Хесса в тюрьме и попытаться вытянуть из него информацию о влиянии астрологии на нацистских лидеров. Это могло бы дать интересные результаты, но Годфри не воспользовался этой идеей.

К сожалению, Флеминг хотел обратиться с предложением к Найту, но так как Найт был еще более осторожным, он бы едва ли согласился на сотрудничество с ним, когда-либо.¹³²

“Предусмотрительность” Найта была продиктована опасным неправильным поступком в его карьере. В мае 1940го он приговорил к тюремному заключению Бена Грина (1901-1978), двоюродного брата Грехема Грина (1904-1991), поверив, что тот был профашистом, поверив донесению одного из внедренных агентов. Бен Грин, как оказалось, был только миролюбивым квакером и активным членом лейбористской партии, работал в гуманитарных ассоциациях, помогая беженцам, пострадавшим от войны. Его строгая антивоенная позиция не имела ничего общего с профашистскими настроениями. Это случай грозил перерасти в скандал и Грина вынуждены были освободить. Это был плохой удар по репутации Найта, у которого до этого случая были только успехи. Этим объяснялось его осторожное поведение во время полета Хесса.¹³³ С другой стороны, Флеминг был бы рад сотрудничать с Кроули, чтобы допросить Хесса.¹³⁴ Описания последующих событий встречаются в биографии Яна Флеминга, написанной Джоном Пирсоном:

На протяжении многих лет он был очарован легендой о порочности, которая была связана с именем Алистера Кроули. Когда следователи из Британской разведки попытались понять почкму невротики высоко суеверны, Хессу пришло в голову, что Кроули мог бы помочь. Казалось, тому не доставляло труда предложить пожилому джентльмену свои таланты на служение нации в официальном письме, помеченном кабалистическими знаками, полученным через “обычный канал”, на имя Директора Военно-Морской разведки (т.е. руководителя Джона Годфри Флеминга). ¹³⁵

Копия этого “официального письма” находится в коллекции Йорка. Оно датировано 14 мая 1941 года, четырьмя днями позднее прибытия Хесса, было написано в Торквее, прибрежном городке недалеко от Девона, в который отбыл Кроули после начала войны:

Сэр,

Если господин Хесс на самом деле находится под влиянием астрологии и магии, мои услуги могут быть полезны Департаменту, в случае, если он не желает делать того, что желаете вы. Полковник Дж. Ф. С. Картер, Томас Н. Дриберг, Карл Дж. Джермер могли бы подтвердить мою компетентность в таких делах.

Остаюсь вашим преданным слугой

Алистер Кроули.¹³⁶

Таким образом, кажется, что Кроули сыграл или мог бы сыграть роль в деле Хесса; конечно, не главную, но и не ничтожную. Также это могло бы быть проявлением патриотической позиции Кроули, которую он стремился проявить в течении Второй мировой войны.

Возможное участие Кроули в отношении дела Хесса, также обсуждалось Джорджио Галли, который исследовал влияние эзотерической культуры на некоторых представителей нацистской элиты. ¹³⁷ На основании некоторых гипотез, можно принять этот элемент в расчет, он дает объяснение некоторых противоречивых военных эпизодов. Согласно Галли, полет Хесса был решением под влиянием эзотерического настроя партии, поддерживаемого Гитлером, целью было установление контакта с влиятельными членами Британского общества, которые разделяли, по крайней мере, часть эзотерической культуры и могли бы помочь в восстановлении мира между Германией и Британией. Для Гитлера это было необходимо, чтобы сохранить западный фронт, до того, как он был бы атакован Советским Союзом. Галли также принимает во внимание Кроули, если не как прямого посредника между Хессом и британским истэблишментом, то, по крайней мере, как того, кто мог бы играть роль в такого сорта делах. ¹³⁸ Данная версия первоначально основывалась на предположении, что “эзотерические” круги, которые имели значительное социальное и политическое влияние, существующее в Великобритании в то время; а также то, что общность эзотерических интересов могла бы привести к одинаковым стремлениям. В общем, авторы, занимающиеся этими вопросами, не внесли какого-то значительного в эзотерический элемент. Это были просто рассуждения, менее значительные, чем убеждения Галли, например. Если версия Мастерса была подтверждена многими деталями и эзотерический момент мог бы снизить роль приманки: приманки для привлечения внимания к доверчивому и гениальному Рудольфу Хессу. Кроули, сам по себе, был далек от того, чтобы его использовали нацистские власти для проникновения в Британское высшее общество, но был готов предоставить свои эзотерические познания в распоряжение своей страны в роли простого консультанта. Его эзотерический опыт стал, как и любые другие знания, орудием для достижения практических целей.

Нет части текста

Согласно мифу о Себастиане, Португальский король Себастиан (1554-1578), который был разбит и убит при битве Аль-Ксар – эль-Кебир (1578) во время военной экспедиции в Марокко, не был убит на самом деле не умер, но в один прекрасный день вернулся и восстановил имперскую судьбу Португалии. Происхождение мифа может быть объяснено, кроме всего, значением этого поражения для истории Португалии. Почти вся молодая знать погибла во время битвы; и смерть дона Себастиана оставила династическую дыру открытой, что дало возможность королю Филиппу Второму испанскому захватить гегемонию над Португалией. Независимость Португалии была восстановлена в 1640 году. Простой миф о “спящем Короле” также существует в традициях других европейских стран. На другом конце континента, в Румынии, мы видим другой пример: легенда, навеянная образом Стефана, Великого Воеводы Молдавии, что вызвало движение Португальского Себастианизма между двумя мировыми войнами¹º.

Пессоа был не просто эксцентричной фигурой, чье вдохновение было вызвано этими мифами. И Себастианизм и миф о Пятой Империи присутствовали в традициях и литературе Португалии на протяжении веков¹¹. Однако, для Пессоа миф был не только литературной темой, но и политическим орудием. С его помощью, он намеревался пробудить национальную гордость португальцев, чтобы вернуть им утерянное и поруганное имперское величие.¹² Особенно в его поэме “Сообщение”, он придает иную форму этим двум легендам, добавляя элементы из Розенкрейцерской традиции и Артурианского цикла и презентует их в очень усложненной форме.

Пессоа также посвящает себя политике, действуя прямо и быстро, пишет статьи в журналы, ведет яростные дебаты с противниками, публикует памфлеты и заметки, в которых анализирует политическую, социальную и культурную ситуацию в Португалии ¹³. Как отмечает Табуччи, Пессоа за свою жизнь занял “место в португальской культуре того времени, будучи больше интеллектуалом, чем поэтом: он был культурный деятель, как мы говорим сегодня и одновременно свирепым и противоречивым полемистом”. ¹⁴

Возможно, наиболее известным эпизодом в карьере Пессоа, как “культурного деятеля”, было опубликование его памфлета в пользу военной диктатуры в Португалии. Заслуживает внимания то, что название памфлета “Междуцарствие”, дает предположение, что Пессоа считал диктатуру необходимым, но переходным состоянием, предшествующей актуальному национальному возрождению, которое бы настало с появлением пророческой Пятой Империи.

Кроме того, подразумевалось, что империя Пессоа не была бы основана на военной экспансии или территориальных завоеваниях. Скорее, это было бы “духовное и культурное” влияние на мир. ¹⁵ Пессоа, несмотря ни на что, не имел особой симпатии к демократии, и не был сторонником утилитаризма. В меморандуме, написанном в марте 1935 года, за несколько месяцев до смерти, он называет себя консерватором английского типа, то есть либералом внутри консерватизма и абсолютным анти-реакционером. ¹⁶

Если коснуться коротко эзотерики Пессоа, то особенно необходимо отметить, что различие между его политическими и эзотерическими интересами, было чисто инструментальным. До определенной степени, Пессоа не рассматривал эти две области…….. Нет части текста

Например, Пессоа писал следующее, в статье, опубликованной в 1915 году: “Позвольте нам-нам, молодым людям- работать, по крайней мере, для того, чтобы волновать души и дезориентировать духов. Позвольте нам культивировать умственную дезинтеграцию внутри себя, как редкий цветок.”³³ Но в них обоих, и в Кроули и в Пессоа, этот процесс дезинтеграции никогда не происходил без известной доли самоиронии, которая не дает нам относиться как к тому, так и к другому, слишком серьезно. В этой игре многогранных личностей всегда присутствовал элемент сарказма.

Другие аналогии, которые приходят на ум- это неоязыческий и антихристианский элементы; миссионерское чувство движет обоими мужчинами, один- как пророк новой религии, другой как носитель национального пробуждения; и их политических идей. Оба симпатизировали авторитарному режиму. Но наиболее важным является их эзотерический бэкграунд. На эзотерическом поле, они абсолютно очевидно говорили на одном языке. Теософия мадам Блаватской, алхимия, Христианский мистицизм Эккартсгаузена, теории Артура Эдварда Уайта о масонстве и розенкрейцерстве- все это и некоторые другие вещи были источниками и интересами обоих. В результате этого, если Кроули и Пессоа впадали в дискуссию об оккультизме- что они, возможно, и делали- то они понимали друг друга превосходно.

Но биограф Кроули, Джон Симондс, и Пессоа Жоау Гаспар Симойнш, описывали их встречу в 1930 году, каждый биограф, естественно, со своей точки зрения к данному вопросу. ³⁴ Для полноты картины была добавлена сравнительно недавняя публикация полной переписки между Кроули и Пессоа, вместе с документами, касающимися той встречи.³⁵ Первоначально, эти документы не были переданы в Национальную библиотеку Лиссабона, вмести с другими бумагами Пессоа, они хранились в семье Пессоа и долгое время не были доступны. Их публикация прояснила некоторые неясные моменты и знаменует важный шаг в изучении отношений между этими двумя людьми.

Кажется, не является тайной каким образом был установлен контакт между Кроули и Пессоа. Пессоа интересовался “европейской эзотерической сценой” и, особенно в Великобритании; он был в курсе новостей и заказывал книги за границей. Как результат, слава Алистера Кроули дошла до него.

В марте 1929го, как мы знаем, Кроули был выдворен из Франции, вместе с его секретарем, Исраэлем Регарди и Марией Терезой Феррари де Миримар, ставшей вскоре его женой. Новость облетела всю Европу. Кроули вернулся в Англию и поселился в Кенте. В этом же году были изданы два из шести запланированных томов “Конфессий”. Пессоа, изучающий эти публикации, заказал два тома непосредственно в издательском доме “Мандрагора”. Он получил их в ноябре 1929го и отправил в ответ письмо и чек 4го декабря.³⁶ В том письме, наряду с просьбой выслать ему оставшиеся тома “Конфессий”, сразу после их выхода, он просил издателя проинформировать Кроули о неточностях в его гороскопе:

Если у вас будет возможность поговорить с мистером Кроули, не могли бы вы проинформировать его, что его гороскоп не совсем точен; если ин полагает, что родился в 11ч. 16м. 39с pm, 12 октября 1875 года, то у него восходящий Овен в 11 доме, с соответствующим асцендентом и куспидом. Может быть это поможет ему лучше управлять собой, чем до этих пор. Это всего лишь домыслы, конечно, и я прошу извинить меня за то, что влезаю с фантастическими инструкциями, в сугубо деловое письмо.³⁸

Пессоа обращался к астрологической карте Кроули, которая появилась в первом томе первого издания Конфессий.³⁹ Издательство передало письмо Кроули, на которое тот ответил из Кента 11 декабря: “Я полагаю, что ваши догадки точны, я не беспокоюсь об управлении. Я не очень силен в астрологии и был бы вам очень признателен, если бы вы предоставили мне информацию о моей текущей ситуации”. ⁴º

Несколько дней спустя, даже не получив ответа, процитированного выше, Пессоа спонтанно отправил Кроули три свои книги, содержащие поэмы на английском, которые он издал за свой счет ранее. В книгах было 35 сонетов, Английские поэмы l-ll и Английские поэмы-lll.⁴¹ В ответ Кроули пишет Пессоа короткое письмо 22 декабря:

Большое спасибо за эти три сборника. Я считаю, что это выдающиеся достижение. В сонетах, или, лучше сказать, четверостишиях, вам, кажется удалось вернуть первоначальный дух елизаветинской эпохи- которая восхитительна.⁴²

Маленькая деталь в последних двух письмах выделяется особенным значением. В обоих письмах Кроули обращается к Пессоа “Добрый Брат”. Этим, он, кажется намеревался подчеркнуть духовную близость между ними, как будто бы они были посвящены в один и тот же орден. Можно вспомнить, что члены Золотой Зари называли друг друга “братьями” и “сестрами”.

Прежде чем продолжить о письмах, вернемся к моменту в биографии Пессоа, написанной Жоао Гаспаром Симойншем и Кроули, написанной Джоном Симондсом. Интересно заметить, какую мотивацию дают оба автора Кроули в связи с его поездкой в Лиссабон. ⁴³ Гаспар Симойнш пишет:

Между ними была активная переписка; Пессоа отправил Кроули свои Английские поэмы, и в один прекрасный день маг объявил своему новому почитателю на западном краю Европы, что он собирается в Португалию, специально для того, чтобы встретиться со своим астрологическим гением лично…Известие об этом неожиданном визите вызвало у Пессоа мрачное предчувствие. Кроули, об этом поэт, естественно, знал, был магом- демоническим и сатанинским магом, не меньше.⁴⁴

Версия Саймондса:

В конце августа Кроули решил уделить время Великому Магическому Уединению. Подобно мудрому Лао-Цзы в свое Магическое Уединение он взял с собой девушку (Ханни). В пятницу 29го августа Кроули и Ханни ускользнули в Саутгемптон с билетами до Лиссабона и небольшой суммой денег. Кроули послал Пессоа телеграмму, что он в пути.⁴⁵

Здесь мы забегаем вперед, просто, чтобы показать, что согласно Саймондсу и Гаспару Симойншу, Кроули решил ехать в Лиссабон довольно спонтанно, как будто он хотел сделать Пессоа сюрприз “в один прекрасный день”….Сейчас, однако, если мы вернемся их переписке, которая началась почти за год до их первой встречи, то увидим, что все было не случайно и не как внезапная прихоть.

Перед тем как отправить письмо 22 декабря, в котором он благодарил Пессоа за Английские поэмы, Кроули добавил к нему пометку. Этот постскриптум имеет большое значение, потому что в нем, в первый раз Кроули высказывает желание встретиться лично. Текст постскриптума отсутствует в копии письма, сохраненного в Варбургском Институте и впервые увидел свет в вышеупомянутом издании полной переписки между Пессоа и Кроули. Последний писал: “Я, естественно, воспринял, получение вашей поэзии, как определенное Послание, смысл которого хотел бы объяснить лично. Будете ли вы в Лиссабоне в последующие три месяца? Если да, я мог бы приехать и увидеть вас: но это только между нами. Пожалуйста, дайте мне знать ваше решение как можно скорее”. ⁴⁶

Почему же Кроули придавал столь важное значение получению Английской поэзии Пессоа? Что он имел в виду под таинственным выражением “Послание”? Вопрос остается без ответа, хотя позже, я попробую сформулировать предположение о мотивах Кроули, которые он мог иметь для встречи с Пессоа. Довольно странно то, что одна из самых известных поэм Пессоа и одна из немногих, которая была издана в книжном формате при его жизни (в 1934 году) называется “Послание”.

6 января 1930го Пессоа ответил на оба письма Кроули от 11 и 22 декабря:

Дорогой Брат:

Благодарю за ваши письма, в особенности за второе и отдельно за приложение к нему. Я буду в Лиссабоне в связи с делами в последующие три месяца. Если любой из этих месяцев соответствует вашим планам и намерениям, я бы предпочел встретиться марте- в любые дни. Я вообще не покину Лиссабон в этот месяц и у меня есть нынешний месяц и февраль чтобы решить все дела, что даст мне возможность не отвлекаться на постороннее во время общения с вами.

Кроме того, астрологический прогноз предполагает март....К тому же, может так случиться, что я приеду в Англию в конце февраля. Если получиться, то я проинформирую вас заранее (по некоторым причинам, я не хотел бы, чтобы местом встречи был Лиссабон), и вы могли бы избежать хлопот, связанных с визитом в Португалию…

Конечно, я сохраню в тайне ваш визит. Связаны ли ваши опасения с получением буклета (на французском) от Рауля Лила? Это мой друг (хотя, скажем так, я вообще не сторонник дружбы и интимных отношений); я перевел ему несколько страниц первого тома ваших “Откровений”, и он попросил адрес издателя, чтобы через них отправить вам свою книгу. Он говорит, что получил от вас ответ и собирается обсудить с вами подробно “оккультные вопросы”. К этому я не имею никакого отношения. Пожалуйста не беспокойтесь по поводу Лила, которого я очень ценю, за его потрясающе сильные метафизические способности. Это просто мнение, а не вердикт.

С братским приветом

Фернандо Пессоа.⁴⁷

Как можно заметить, Пессоа отнесся к постскриптуму очень серьезно. Помимо нежелания постороннего внимания, которое могло отвлечь его от встречи, он также произвел астрологические расчеты, касающиеся лучшего времени для визита, и того, что возможность визита более вероятна в Англии, чем в Португалии.⁴⁸ Между тем, обращение Кроули к Пессоа “Добрый Брат” превратилась в “Дорогой Брат” от Пессоа к Кроули. Однако же, можно интерпретировать это письмо с позиции, что решение Кроули посетить Португалию не было таким уж экспромтом; несомненно, Пессоа ожидал его в течении многих месяцев.

Интересно также обнаружить имя приятеля Пессоа, эзотерика Рауля Лила, уже упомянутого здесь. Как мы увидим дальше, Лил был очарован личностью Кроули и его учениями и горел желанием встретиться с ним. Пессоа, казалось, думал, что эксцентричность Лила может помешать отношениям с Кроули и предпочитал дистанцироваться от него. Как мы увидим, оснований для этого не было, когда Кроули познакомился с Лилом в Лиссабоне, тот не произвел на него положительного впечатления.

14 января 1930 года Кроули пишет письмо Пессоа:

Дорогой Брат,

Пропущена часть текста.

Как я говорил, письмо было написано в январе 1935, и это важная деталь, потому что Пессоа умер в ноябре этого же года.

Что касается “инициации”, или ее отсутствия, я могу только сказать, что не знаю ответа на этот вопрос: я не принадлежу к Ордену посвященных. Эпиграф к моей поэме “Эрос и Психея”, из отрывка (переведенного с латинского) “Ритуала Третьей Степени” Ордена Португальских Тамплиеров, показывает только- и это факт-что мне было позволено пролистать Ритуалы Первой степени этого Ордена, потому что не следует цитировать отрывки (упоминая источник) из ритуалов, которые были использованы.⁶³

В этом письме Пессоа заявляет, что не принадлежит ни к какому ордену. Он также отмечает, что ОТП является “вымершим” или “бездействующим” с 1888. Но это так же год рождения Пессоа. За несколько месяцев до этого, его друг Аугусто Феррейра Гомес (мы познакомимся с ним позже), посвятил сборник поэм, озаглавленный “Пятая Империя” Пессоа, написав следующее: “Фернандо Пессоа, рожденному в правильный год”. ⁶⁴ Что это может означать? Почему 1888 год “правильный”? Согласно интерпретации предсказания Бандерро (псевдоним Гонсало Анеса, 1500-1556), “Португальского Нострадамуса”, которому принадлежит выдающаяся роль в самых ранних формулировках Себастианизма, Король Себастиан должен был вернуться в данном году. ⁶⁵ Пессоа очевидно видел совпадение этой даты со своим годом рождения как “знак свыше” для своей роли лидера в национальном возрождении Португалии.⁶⁶ В тот же год деятельность Ордена Тамплиеров Португалии закончилась. Но тут возникает проблема: через два месяца после письма к Монтейро, Пессоа написал меморандум, приведенный выше⁶⁷, в котором описывает свое отношение к инициации: “Посвящение, через непосредственное общение Мастера с Учеником в три низшие ступени (очевидно вымершего) Ордена Тамплиеров Португалии.” ⁶⁸

Что было правдой? Был ли ОТП вымершим или все-таки нет? Был Пессоа посвященным или не был? Может быть, он стал инициированным в промежуток времени между написанием письма и написанием меморандума? Тайна может стать явью после опубликования Терезой Ритой Лопес фрагмента, в котором Пессоа подтверждает посвящение в три низшие ступени ОТП ⁶⁹. В нем он объясняет, что существует определенная разница между быть посвященным и принадлежностью к Ордену, и что его два состояния (приведенные выше) не противоречат друг другу. К сожалению, этот фрагмент не дает информации о природе этого Ордена.

Какой бы ни была ситуация с ОТП, Пессоа не мог не знать, что Алистер Кроули был международным главой альтернативного ордена неотамплиеров. Поэтому становится заманчивой мысль, что размышления Пессоа о ОТП были как-то связаны с визитом Кроули в Португалию; и эта теория кажется еще более вероятной, если мы посмотрим на структуру и степени ОТП, как их презентует Пессоа.

Эти три степени недвусмысленно показывают нам кроулевское влияние: они взяты, без изменений, из степеней АΔАΔ.⁷º Это стечение обстоятельств ничего не значит, в том смысле, что между ступенями Золотой Зари и АΔАΔ нет полной идентичности: Кроули внес в них некоторые изменения. Благодаря этим нововведениям, мы можем быть уверены, что модель Пессоа, использованная в ОТП, была структурой Кроули, а не Золотой Зари, в ее оригинальной форме. Фактически, становится понятно, что большинство понятий, которые имел Пессоа о Золотой Заре были приобретены через Кроули и приняты в его интерпретации. Нам следует также иметь в виду, что наряду с “Откровениями”, в его распоряжении была другая знаменитая работа Кроули “Магия в теории и на практике”. ⁷¹ В книге есть полное приложение, посвященное всем системам и степеням АΔАΔ.⁷² Но в текстах Пессоа мы также находим типичные кроулевские ткмы, такие как знание и беседа святого Ангела-хранителя или принципы Телемы. ⁷³

Я дам только один пример влияния Кроули на Пессоа, со ссылкой на некоторые его посмертные записи. Это недатированный печатный текст на английском. Напомню, что для Пессоа английский был больше, чем второй язык: с восьми до восемнадцати леи он жил в Южной Африке и посещал английские школы. Он использовал его не только для своей частичной занятости в коммерческом предприятии в Лиссабоне, но и как язык для самовыражения.

“Есть что-то унизительное в такой формуле как “Делай, все, что изволишь, таков Закон”, но так получается, что она может быть понята во многих смыслах, но правильным будет один. Как и в Масонстве, существует много понятий Символов и Орденов, так и здесь, более того, оно стоит выше и имеет, поэтому, больше пространства внизу для вольного понимания.

В немедленном проявлении, формула просто призывает к злоупотреблению свободой в любых проявлениях. Но, если понять, что Воля означает правду души, все бы изменилось в целом, для души не может быть правильным желание унижения или распущенности.

Формула по своей сути означает поиск себя; найди то, что ты хочешь, делай то, что хочешь, чтобы стать собой.⁷⁴ “

Даже то, что имя Кроули не упоминается, очевидно, что Пессоа здесь ссылается на телемитскую доктрину. Более того, его комментарии, касающиеся наставления “Делай то, что изволишь” являются полным соглашением с тем, что Кроули всегда говорил об этом, настолько, что Кроули сам мог бы написать эти комментарии. Как мы знаем, “Делай то, что изволишь”, для Кроули не означало никакого злоупотребления. Для него было целью найти применение силы, которую он называл “Истинной Волей”, и затем следовать ей, не мешая, что часто случается с обычными людьми, как он заявлял. Это предполагает, что не нужно удовлетворять эфемерные желания. Высказывания Пессоа свидетельствует о внимании, с которым он должен был изучать некоторые аспекты доктрины Кроули.

НЕТ ЧАСТИ ТЕКСТА.

27 и 28 сентября вышли две статьи в лиссабонской ежедневной газете “Ежедневные новости”. Во второй статье говорилось, что, согласно международной полиции, Кроули пересек границу Испании 23 сентября. Сюжет начал обрастать подробностями: как мог Кроули покинуть Португалию 23го, и Феррейра Гомес обнаружил письмо двумя днями позже? Статья также содержала интервью с Пессоа, который был допрошен как друг пропавшего. Пессоа заявил, что видел Кроули в Лиссабоне дважды, 24 сентября, в день, когда последний, предположительно, покинул Португалию- и в день его предполагаемого суицида.⁸⁵

5 октября, Феррейра Гомес опубликовал специальный репортаж в “Иллюстрированных новостях”, с которыми регулярно сотрудничал: “Тайна из врат Ада”. ⁸⁶ Статья давала подробности как было обнаружено письмо, предварительное обследование, короткое и положительное описание деятельности Кроули (для которого он сам предоставил информацию) и другое подробное интервью с Пессоа, в котором он повторил все сказанное несколькими днями ранее, добавив некоторые астрологические подробности.

Новости быстро распространились за пределы Португалии: 30 октября французский иллюстрированный журнал “Детектив”, в котором также был напечатан репортаж о выдворении Кроули из Франции в 1929, поместил на обложке фотографию Кроули и интервью с Феррейро Гомесом. Британская пресса освещала это дело также. Интерес к нему сохранялся в течении нескольких недель. 16 декабря португальский “Подсолнух” выпустил статью с новой леденящей кровь гипотезой: “Был ли убит Алистер Кроули?” В статье размещалось новое интервью с Пессоа, который заявлял, что он не знает ничего о судьбе Кроули и он уверен, что несколько британских детективов прибыли в Португалию для расследования, но не достигли результата. В конце интервью Пессоа упоминал статью в “Оксфорд Майл” от 15 октября, в которой говорилось, что медиуму из Лондона во время спиритического сеанса открылось, что Кроули был убит “Агентом Римской Католической Церкви”.

Но что на самом деле происходило с Кроули? В то время пока газеты и читатели по всей Европе гадали о его судьбе, он прибыл в Берлин, где вскоре должна была состояться выставка его картин, и уже отдался в руки Ханни. ⁸⁷ Нам известно, что он и Пессоа продолжали обмениваться письмами напрямую или при посредничестве связных Кроули- Джермера и Регарди. Следовательно, Пессоа, несмотря на все заявления прессе, знал очень хорошо, что случилось с британским оккультистом. 1 октября, Кроули записал в своем дневнике: телеграмма от Пессоа. “Письмо портсигар обнаружен Кроули вечером 25го место побережье Врата Ада полицейское расследование двойное самоубийство хотя ничего определенного не установлено”. ⁸⁸ 13 октября: “Сообщение Тайна из Врат Ада в Иллюстрированных новостях прибыло”. ⁸⁹ Таким образом, Пессоа пересылал Кроули все статьи по его делу, появляющиеся в Португалии.

НЕТ ЧАСТИ ТЕКСТА.

В сентябре 1938 он написал своему румынскому корреспонденту Ренато Шнейдеру:

“На самом деле в начале дела Гитлера, был не только Требич-Линкольн, но также Алистер Кроули и, конечно, полковник Эттингтон”. ⁹⁵

Во-первых, важно иметь в виду, что Генон считал Кроули или шарлатаном или агентом “контр-инициации”, если ни тем и другим одновременно. Я еще вернусь к этому в следующей главе. Это поможет лучше понять заявления Генона. Мы также можем заметить, что, если Кроули хотел исчезнуть для выполнения секретного политического задания в Германии, он, несомненно, выбрал странный путь для этого. Он, конечно, осознавал тот факт, что его инсценированный суицид, отзовется эхом во всей европейской прессе, что и произошло. Он также прекрасно понимал, что сделал все возможное, чтобы организовать дело в наиболее шокирующей манере. Все это указывает на то, что Кроули не собирался исчезать с публичной сцены, а наоборот, хотел быть на первых страницах всех печатных изданий, окруженный романтичной и загадочной аурой, которую он обожал. Это было, разумеется, явным требованием внимания и заинтересованности. И совершенно не похоже на тщательно разработанный сценарий с целью добиться тайного секретного положения в окружении немецкого диктатора. Нет нужды говорить, что это не самое слабое доказательство, подтверждающее “гипотезу” Генона. Ни в дневниках Кроули того времени, ни в более поздних записях, касающихся нацизма, мы не найдем подтверждения, что он имел личный контакт с Гитлером или другими членами нацистской партии- до или после его разыгранного самоубийства в 1930.

Также следует добавить, что до сих пор не найдены некоторые документы, которые могли бы пролить свет на деятельность Кроули в Германии в то время. Фактически, только часть его дневника португальского периода была найдена и напечатана, ⁹⁶ до сих пор считаются утерянными воспоминания с 1930 по 1932 берлинского периода, которые изначально хранились вместе с частью дневника и даже перечислены вместе в каталоге Йоркской коллекции в Варбургском институте. Текст назывался “Любовь и приключения в Берлине”. ⁹⁷ Там могли сохраниться некоторые детали, не упомянутые в дневнике. Более того, берлинский период интересен, не смотря на гипотезу Геннона; в течении того времени связи Кроули с членами просвещённого андеграунда значительно усилились. Любопытно, что в то же самое время, Кроули начал привлекать внимание Международного обзора Тайных сообществ и Католического анти-масонского периодического издания. Но об этом в следующей главе.

 

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики