Суббота, 07 февраля 2015 19:07

Эстер Хардинг Женские мистерии Вступление

Эстер Хардинг

Женские мистерии

Вступление

проф. К.Г.Юнг

Эстер Хардинг, автор этой книги, врач и специалист по лечению психогенных заболеваний. Она - моя бывшая студентка и эта книга представляет собой попытку не только понимания современной психики, но и ее исторического фона. Для врача озабоченность историческими фактами на первый взгляд может показаться просто личным хобби, но для психотерапевта это в некотором смысле необходимая часть его психического инструментария. Интерес к первобытной психологии, фольклору, мифологии и сравнение истории религий открывает глаза на широкие горизонты человеческой психики и плюс к этому дает ту незаменимую помощь, которая так отчаянно нужна нам для понимания бессознательных процессов. Только когда мы видим, в какой форме и каком обличье появляются символы сна, являющиеся по-видимому уникальными, мы можем на самом деле понять, на что они указывают. Также, будучи оснащены этим обширным сравнительным материалом, мы можем достичь успеха в более точном понимании фактора, оказывающего решающее значение на психическую жизнь, а именно - архетипа. Конечно, этот термин призван обозначить не наследуемую идею, а скорее наследуемый способ психического функционирования, врожденный, согласно которому цыпленок вылупляется из яйца; птица вьет гнезда; осы жалят гусениц; угри находят свой путь на Бермуды. Другими словами, это «паттерн поведения». Этот аспект архетипа — биологический, и это область интереса научной психологии. Но когда смотришь изнутри, из реалий субъективной психики, картина сразу меняется. Здесь архетипы представляются нуминозными, что проявляется в опыте фундаментальной важности. Всякий раз, когда они облекаются в адекватные символы, они поразительным образом захватывают человека, создавая состояние «глубокой затронутости», последствия которого невозможно измерить. По этой причине архетипы так важны для психологии религии. Все религии и все метафизические концепции опираются на архетипические основы, и в той степени, в какой мы способны исследовать их, мы добьемся успеха хотя бы в поверхностном взгляде на мировую историю и сможем слегка поднять вуаль мистерий, скрывающих смысл метафизических идей. Это происходит, поскольку метафизика, как психика или психология архетипа и ее догма (или учение) формулирует знание о сущности доминант, то есть о бессознательных «лейтмотивах» психических событий, преобладающих в ту эпоху. Архетип метафизичен потому, что он превосходит сознание.

Книга доктора Хардинг предлагает попытку представить определенные архетипические основы фемининной психологии. Однако чтобы понять старания автора, нужно преодолеть предрассудок о том, что психология состоит просто из того, что об этом знают мистер Смит и миссис Джонс. Психика состоит не только из содержания сознания, которое, можно сказать, происходит от чувственных впечатлений, но также из идей, которые, кажется, опираются на определенные чувственные восприятия, модифицированные априорным путем, и на бессознательное существование формирующих элементов, т.е. на архетипы. Это понимание приводит нас к заключению, что одна часть психики может быть объяснена недавними событиями, но другая часть проникает в глубинные слои истории человечества.

Если что и известно точно насчет природы неврозов, так это факт, что они основываются на первичном нарушении инстинктов или, по крайней мере, значительным образом влияют на инстинкты. История эволюции анатомии и инстинктов человека проникает далеко в геологические эпохи. Наше знание истории освещает только несколько поворотов дороги, протяженность которой может насчитывать сотни или тысячи миль. Однако даже это является помощью когда, как психотерапевты, мы должны скорректировать состояние нарушенных инстинктов. В этом смысле именно религиозные мифы исцеления обучают нас больше всего. На самом деле их можно рассматривать как системы психотерапии, поддерживающие наше понимание нарушений инстинктов, так как это не просто недавние данные, но то, что существовало с начала времен. Хотя некоторые типы заболеваний, особенно инфекционные, или, например, typhus antiquorum, исчезают, в то время, как новые появляются, все еще остаются такие, как туберкулез, не меняющиеся пять или десять тысяч лет. То же справедливо и для психических процессов. Таким образом в описании аномальных психических состояний древности мы можем распознать черты и связи, знакомые нам; и когда дело касается фантазий, лежащих под некоторыми психозами и неврозами, мы можем обнаружить наиболее яркие параллели им в древней и классической литературе.

Какое-то время назад уже было обнаружено опытным путем, что некоторая одностороннесть сознания, другими словами, нарушение баланса, компенсируется бессознательной стороной. Эта компенсация происходит при помощи констелляций и подчеркивания материала, который нередко дополняет друг друга и предполагает архетипические формы выражения до такой степени, что fonction du riel, то есть правильное отношение к окружающему миру, нарушено. Когда, например, женщина развивает слишком маскулинную ориентацию — то, что может очень легко случиться, принимая во внимание социальную эмансипацию, происходящую в наши дни - бессознательное компенсирует эту одностороннесть симптоматической акцентуацией определенных фемининных тенденций. Этот процесс компенсации происходит в личной сфере до тех пор, пока жизненные интересы личности не нарушаются. Однако когда происходят более глубокие нарушения, как, например, при потере контакта с маскулинным партнером из-за принуждения всегда быть правым, тогда на внутренней сцене появляются архетипические фигуры. Такие трудности довольно часты, и по достижении патологической стадии могут быть исправлены только психотерапевтическими методами. Поэтому аналитическая психология долгое время стремилась наиболее широко узнать архетипические концепции и связи, появляющиеся в бессознательном, чтобы иметь возможность понять природу архетипической компенсации в каждом конкретном случае.

Доктор Хардинг в дополнение к своей профессиональной работе посвятила всю себя значительным и требующим больших усилий попыткам ясной и систематической компиляции архетипического материала фемининной компенсации. Это исследование ценно и важно, но не только для специалиста, а также для образованных неспециалистов - тех, кто заинтересован в психологии, основанной на опыте жизни и понимания людей. Наше время, для которого характерна необычайная философская дезориентация по отношению к базовым концепциям жизни нуждается, кроме всего прочего, в большой психологической проницательности, чтобы дать определение ens humanum.

К.Г. Юнг

Кюснахт-Цюрих

Предисловие

Символизм луны — пленительный объект для исследования, ведущий в неожиданные области, значимые для нашей духовной жизни. В представленном томе выбраны всего несколько отличительных особенностей, призванных показать значение начала Эроса, который в прошлом представлял существенную часть развития, но в наши дни им практически полностью пренебрегают.

Мы живем в век исполнителей и ученых, и наших лидеров выбирают из этих людей. Мало внимания уделяется внутреннему развитию эмоциональной сферы. Самим собой разумеющимся является то, что эмоции человека таковы, как они есть и не являются объектом развития—и точно не образования.

Но быть по-детски незрелыми в своих отношениях предполагает, что есть только неразвитая личность, которая и порождает проблемы мира. Наши современные трудности, будь то социальные, политические или экономические - это в конечном счете проблемы человека. Все фундаментальные дискуссии на эту тему всегда отражают одну и ту же основную трудность: «Если бы только человек был другим» - более честным, более сознательным касательно того, что он делает, если бы люди могли доверять друг другу больше, если бы они были убеждены в честности других и самих себя, если бы никто не расталкивал локтями других — тогда нам было бы легко иметь дело с материальным снабжением и распространением благ, что является главным вопросом социальных, экономических и международных противоречий. Но человеческие существа эгоистичны и думают только о себе. Их любовь и взгляды мелки и ненадежны, а также плачевно узки.

Будучи практически мыслящими людьми, мы принимаем эти характеристики человеческой природы как неизбежные. Только мечтатели и непрактичные люди говорят об Утопии, где каждый будет честен и будет любить соседа, как самого себя. По правде, человеческая природа не может поменяться в одну ночь или массово. Нам нужно относиться к миру, как он есть, но это не означает, что ничего нельзя сделать в отношении эмоциональной незрелости, лежащей под столь многими трудностями.

Эмоциональное развитие не может произойти, если просто думаешь об эмоциях или рационально применяешь систему образования. Ум развивается, когда студент думает, а тело — когда человек делает упражнения. И все же эти утверждения, хоть и правильные в какой-то степени, достаточно лживы с другой стороны. Потому что никто не может заставить студента думать или делать упражнения. Только если тот добровольно подключает свой ум, чтобы решить стоящие перед ним проблемы или дисциплинирует свое тело, чтобы преодолеть трудности, связанные с упражнениями или спортом, он достигает результатов. Аналогичным образом нет назначенного курса эмоциональных упражнений, которые могут привести к эмоциональному развитию.

Древние религии богини-луны представляют эмоциональное развитие не через курс обучения, не даже как результат системы дисциплинирования, хотя несомненно оба этих момента включены сюда, но через инициацию. Интерпретация лунных мистерий, предлагаемая в последующих главах, связывает проблемы нашей современной жизни с проблемами древних людей, которые признавали в то время, как и мы в наше, что мир стал бесплодным и опустошенным не из-за войны или мора, а потому что ушел некий важный оплодотворяющий дух. Все стало сухим, пыльным и бесплодным. Если и была пища, то она не насыщала; мы также можем обнаружить, что избыток производства продуктов на одних фермах не питает голодающих на других. Если и была энергия, она не помогала человеку поддерживать свою семью или построить для себя достойную жизнь; похожая ситуация и сегодня, когда подающие надежды юноши и девушки вступают в мир, находящийся под угрозой уничтожения; их таланты и большие надежды обречены, так как их невозможно использовать. Но пока мы отчаянно цепляемся за надежду, что лучшие договоренности, лучшие правила могут преодолеть эти трагические расхождения и пока циники напоминают нам, что война — это единственное занятие, где никогда не будет достаточно молодых и сильных, древние говорили, на своем символическом языке, что лунная богиня, богиня любви и плодородия, находилась на земле, откуда нет возврата, и наши современные поэты смутно выражают ту же идею.

Возможно, если бы больше внимания было направлено на восстановление богини в индивидуальной жизни, через психологический опыт, современный эквивалент посвящения богини-луны, перед нами бы открылся путь из этого тупика.

Эти вопросы нельзя догматизировать. Каждое человеческое существо так слепо и может видеть только то, что находится прямо перед ним, но мудрость веков, представленная в мифах и религиозных символах, без сомнения, обладает большим охватом, большим обзором, чем то, что можно познать индивидуально. Если мы можем понять эти учения, они могут быть приняты, с некоторыми поправками, в качестве руководства, как дорожные знаки, которые могут указать нам путь - также, как и нашим предшественникам.

Я абсолютно недогматично представляю эти мысли о значении древних лунных посвящений. Их нельзя доказать рациональными аргументами. Но подтверждение интерпретаций доступно практикующим аналитическим психологам и тем, кто анализируется по методу доктора Юнга. Когда бы подобный анализ не достигал определенного уровня психологического развития, возникающего благодаря исследованию бессознательного, он проходит через опыт, аналогичный посвящениям, о которых мы будем говорить далее. Часто символы, возникаемые во снах и фантазиях, поразительно похожи на символы из древних мистериальных религий, и результат психологического развития индивида соответствует изменениям, которые проходит посвященный.

Естественно, эти свидетельства не могут быть оценены никаким другим способом, кроме личного опыта, так как когда о них просто сообщается, то это чрезвычайно неубедительно. Однако когда с ними встречаешься не только случайным образом, но снова и снова, они формируют очень мощное подтверждение интерпретаций, описанных в последующих главах, показывающих как пользоваться заросшей и неизвестной тропой. Я предлагаю вам эти размышления психолога, надеясь на то, что они прояснят намеки на пути через тьму, которые ведут путешественника, когда не хватает сознательного знания о цели пути.

Я написала эту книгу как последователь профессора К.Г. Юнга из Цюриха. Его учение пронизывает ее с начала до конца, так как именно его гениальности мы обязаны способностью понимать конструктивное значение продуктов бессознательного. Если бы те же символы и ритуалы интерпретировались редукционно, как например в методе Фрейда, то можно было бы обнаружить интересные моменты, касающиеся их строения, но общий смысл мира инициаций укрылся бы от наблюдения. Именно доктор Юнг первый нашел ключ к скрытым сокровищам бессознательного и стал использовать его, чтобы обнаружить дом мировых сокровищ, поэтому я хочу подтвердить свою преданность его методу и мою личную признательность за его дар человечеству.

Я хочу также выразить свою благодарность специалистам в другой области. Когда психологам необходимо обсудить основные продукты психической активности человека, они зависят от антропологов. При сборе антропологических данных для этой книги я благодарна в первую очередь и более всего мистеру Роберту Бриффол за его монументальный труд The Mothers. The Golden Bough Фразера и Encyclopaedia of Religion and Ethics Хастингса также явились значительным вкладом и мне бы хотелось выразить свою признательность их авторам, а также многим другим авторитетам, с которыми я консультировалась.

В дополнение я хочу выразить свою признательность: The Abingdon Press, New York; The American Numismatic Society, New York; The Cambridge University Press; The Clarendon Press, Oxford; The Constable Company, London; The D. Appleton-Century Company, New York; Fa­ ber and Faber, London; George Allen and Unwin, Ltd., Lon­ don; Harcourt, Brace and Company, New York; Jonathan Cape, London; John Watkins, London; The Journal of the Polynesian Society, New Plymouth, New Zealand; Luzac and Com­ pany, London; The Macmillan Company, London and New York; The Methuen Company, London; Putnam’s Sons, New York; Professor T. S. Eliot, Sir E. A. Wallis Budge.

Моя благодарность также др. Эдварду Уитмонту за его перевод вступления Юнга.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики