Понедельник, 11 мая 2015 19:01

Эстер Хардинг Женские мистерии Глава 2 Луна как символ Плодородия

Эстер Хардинг

Женские мистерии

Глава 2

Луна как символ Плодородия[1]

Согласно верованиям первобытных народов, луна обладала благотворным влиянием, и ее свет считался не только благоприятным, но даже необходимым для роста. Луне присуща сила плодородия, действующая весьма эффективно. Именно она является причиной прорастания семян и роста растений, но ее сила этим не ограничивается, так как без ее помощи животные не могут растить молодняк и женщины не могут иметь детей. В умеренном климате считается, что причина роста всего — это сила солнца, но в жарких странах солнце кажется враждебным, опаляя зеленые ростки и уничтожая их. Для первобытных людей, живших в южном климате, солнце олицетворяло силу, враждебную росту и плодородию. Они считали, что силой плодородия является луна. Но странным образом верование о плодородной силе луны не ограничивалось только жарким климатом. Как мы увидим дальше, даже народы Гренландии и ахты думали таким образом. Для этих народов солнце не представляет или не является символом плодородия; это все современная концепция. Например, мы знаем, что зародыш жизни находится в семени, и тепло солнца дает ему развитие. Но для примитивных народов семя является инертной массой, как камень, у которого полностью отсутствует сила роста. По их представлениям, эта способность должна быть внедрена в семя некой оплодотворяющей силой, или, возможно, божеством плодородия. Когда древний человек говорил о Луне, как об владеющей и дарующей силу плодородия, он именно это и имел в виду. Для него это был не просто оборот речи. Растения и семена не растут без влияния луны. Животные и люди не могут иметь потомства без энергетизирующей силы луны.

Благополучие небольшого племени зависит в первую очередь от количества людей, и, во-вторых, от снабжения пищей. Число детей, рождаемых в племенах, — дело огромной важности. Слишком быстрый прирост населения может быть предотвращен «прямым действием». Примитивные народы как правило совершенно хладнокровно относятся к уничтожению нежеланных детей и обычно применяют довольно эффективные, хотя может и небезвредные методы абортов. Но контроль другой стороны — вне человеческих сил. На прибавление потомства влияет сила, большая, чем та, которой обладают люди. Как мы видим, она почти универсально ощущалась первобытными народами, как пребывающая в луне. Поэтому неудивительно, что поклонение Луне как источнику плодородия и хранительнице питания можно обнаружить в племенах, в которых нет никакой организованной религии. Найдены записи о том, что племена, казалось бы не имеющие никакого отношения к солнцу и не поклоняющиеся ему, поклоняются Луне, как великой богине. Тайлор в Primitive Culture[2] сообщает, что первобытные племена Бразилии, очень дикие и жестокие, поклонялись и уважали Луну, а ботокуды считали ее высшей среди всех небесных тел. В карибских племенах луну также почитали больше, чем солнце.

В племенах, более развитых по сравнению с грубыми дикарями, религиозные идеи становятся более ясными и определенными. Гренландцы и ахты, все-таки являющиеся довольно примитивными, считали, что луна даже способна оплодотворить женщину. По этой причине их женщинам запрещено было смотреть на луну и спать на спине, не натерев предварительно слюной свой живот, чтобы предотвратить возможность забеременеть под воздействием луны. Нигерийцы также верили, что для воспроизводства муж не нужен, так как женщина оплодотворяется луной. Но для них луна не выступала как прямой оплодотворитель, а была Великой Матерью Луной, которая сидит на небе и посылает на землю Лунную Птицу, приносящую детей всем желающим этого женщинам. Эта идея не сильно отличается от аиста из наших мифов. Буряты западной Монголии также верят, что луна может явиться причиной беременности, и это может произойти без вмешательства мужчины. E. Best в статье "The Lore of the Whare- Kohanga”[3] утверждает, что маори верят в луну как постоянного супруга женщины. Для них брак между мужчиной и женщиной не является чем-то особенным, так как истинным мужем женщины является луна. Доказательством этого является тот факт, что когда появляется новая луна, у женщины наступает менструация.

У многих других народов есть похожие верования. Первобытные народы далеко не были убеждены в том, что мужчина играет важную роль в воспроизводстве себе подобных. Некоторые думали, что его функция сводится к разрыву девственной плевы или расширению прохода, чтобы туда мог проникнуть лунный свет, так как луна — это главное действующее лицо. Другие племена даже такой связи не признавали. Они думали, что только луна может одарить женщину ребенком. Некоторые считали, что хоть сексуальные отношения и являются наиболее обычным путем, приводящим к беременности, в ранние времена было и по-другому. Так как луна обладает этой властью даже сегодня, то говорят, что некоторые дети дарятся луной, а не земным отцом. Обычно это царские дети и их ждет великая судьба, как и подобает небесным родителям.

Из подобных верований исходит, что раз беременность не зависит от человеческих отношений, то женщина не несет за это ответственности. Если она забеременела — это результат воздействия луны и не имеет отношения к сексуальности. В племенах, о которых мы говорили, обычно нет ограничений на сексуальные отношения до брака, и связь между беременностью и конкретным половым актом не осознается. А поскольку продолжительность беременности стала точно известна только по достижении определенного уровня культуры, то неудача в объединении этих двух событий не так удивительна, как кажется на первый взгляд.

Во многих первобытных племенах есть верование, что луна не только является причиной беременности, но также наблюдает за процессом родов. Когда женщина собирается рожать, она просит помощи у луны. Часто основной обязанностью акушерки является произнесение подходящих молитв и приношений Луне, чтобы обеспечить женщине легкие роды.

В первобытных обществах луну часто называли Властелином Женщин. Луна считалась не только источником женской способности зачатия детей, но также защитником и охранником женщин во всех ее действиях. В таких племенах женщины были главными добытчицами пищи, если только это не касалось охоты и убийства. Именно женщина должна добывать коренья и фрукты и готовить из них еду. И когда племя становится более оседлым и начинает вести примитивное сельское хозяйство, задачей женщины является забота о полях после того, как мужчина их расчистил и подготовил. Посадки, культивирование, сбор урожая — это все женские задачи. Потому что общепринятым считалось, что только женщина может заставить все расти, ведь только она находится под прямой охраной луны, чья сила заставляет все расти и увеличиваться в размерах. Для первобытных народов идея о похожести природы женщины и луны относится не только к тенденции женщин «разбухать», как это делает луна, но также из-за их месячных циклов, имеющих ту же продолжительность, что и лунные циклы. Слово «менструация» и луна (moon) во многих языках близки и похожи, что указывает на тесную связь между женщиной и луной. Ее ежемесячный цикл - цикл луны, прямое доказательство схожести с небесным телом. Странные верования и обряды, относящиеся к этому лунном циклу, и табу, связанные с менструациями, будут рассмотрены в деталях в последующих главах. Здесь важно упомянуть, что такое соответствие между женщиной и луной считалось абсолютным доказательством «факта» их схожей природы.

Эти убеждения чрезвычайно примитивны и наивны. В своей первоначальной форме они так далеки от нас, что их почти невозможно понять. Они предлагают способ мышления, совершенно чуждый нашей ментальности с ее научным взглядом и упором на четкие причинно-следственные связи. И все же множество этих идей и сегодня продолжают жить в традициях, пословицах и сказках, значение которых мы можем понять лишь смутно.

Нам очень трудно, однако, увидеть что-то рациональные в этих верованиях, касающихся луны. Полное отсутствие всяких разумных связей между сном при лунном свете и беременностью делает эту тему немыслимой для нас. Но первобытные народы логики не знали. Они могли бы высказать примерно такие аргументы: когда луна впервые появляется как молодой месяц — она маленькая, а затем растет и становится круглой и полной. У женщины похожая природа, так что это воздействие производит и в ней подобный эффект. Если женщина с плоским животом полежит при свете молодой луны, ее живот начнет расти. Здесь имеет место что-то типа подражательного эффекта. Если женщина не хочет ребенка, она предохраняется от беременности путем избегания попадания в лунный свет или совершает определенный ритуал, как делали женщины, когда протирали свой живот слюной. Возможно, это наиболее древняя известная форма контрацепции. Однако, когда бездетная женщина хотела ребенка, она подставляла свое тело под свет растущей луны или совершала подношения Луне, чтобы попросить ее о помощи. Растущая луна — покровитель всего, что растет, или должно расти. Только это слово «покровитель» (патрон) представляет собой более позднюю идею по сравнению с тем, что мы рассматривали до сих пор. Покровитель — это тот, кто наблюдает и заботится о растущих вещах, но для первобытных народов луна была причиной роста и увеличения. Это, буквально, сила роста.

Похожие идеи, но более смутные, существовали и у народов намного более развитых, чем нигерийцы и ахты. Это полуубеждения, не принимаемые полностью, возможно из-за страха, что интеллект отвергнет то, чему не могут противиться менее сознательные чувства. Полумесяц, например, в течении веков использовался как амулет, приносящий рост, увеличение стад и кукурузы, и особенно увеличение семьи — благословение, первобытным народам и крестьянам необходимое даже больше, чем что-либо другое, ведь их единственной страховкой от бедности и нищеты в старости было наличие отважных сыновей и дочерей.

Вся Западная Азия носила полумесяц для этих целей, так же как женщины южной Италии все еще носят этот талисман или амулет, чтобы обеспечить себе помощь Матери Луны во время родов. Сегодня католички Италии скажут вам, что Мать, то есть «Луна нашей Церкви» - это Мать Мария. Но когда они говорят это, они не смотрят на луну в небе и не поклоняются ей.

У нас считается счастливым знаком смотреть на новую луну. Мы говорим друг другу «Сегодня новолуние» с чувством, более приятным и приносящим удовольствие, чем принесла бы простая констатация факта. Возможно, это все, что осталось в нашем сознании от прошлого отношения. Или, может быть, мы с улыбкой совершаем древний ритуал, смотря на луну через наше левое плечо, приседая, доставая деньги и показывая их луне, чтобы их количество увеличилось. Эти простые народные традиции кажутся глупыми, но их можно обнаружить в поклонении Гекате, греческой богине Луны, где они являются частью сложных обрядов. Растущая фаза луны, ее нарастание, представляло для этих первобытных народов порождающий аспект небесной власти. Но этот период роста и силы не долог. Сила луны вскоре тратится и следует период уменьшения. Луна постепенно тает и наконец окончательно исчезает, и ночи становятся снова темными. Древние чувствовали себя очень по-разному во время второй половины лунного месяца. Они думали, что луна была побеждена, съедена тьмой и силами разрушения. Убывающая луна поэтому символизировала для них силы уничтожения и смерти. Говорилось, что под убывающей луной «все уменьшается и уничтожается». Время убывания луны естественным образом считалась неудачным для любых предпринимаемых действий, таких как посадка зерна, нуждающегося в том, чтобы вырасти. Когда луны не было, или, как мы можем сказать, в кромешной тьме, деструктивные силы являлись в полном разгаре. Ожидались наводнения и бури и разрушительные вредители, призраки и приведения мелькали в воздухе. Это было время, когда появлялась возможность призвать силы колдовства и черной магии и их было не остановить, потому что убывающая луна являлась главой орды призраков и Хозяйкой Черной Магии.

Эти верования относительно лунных фаз были для людей не просто некими формулами.

Они принимались полностью, как само собой разумеющееся, и, следовательно, повседневная жизнь целых сообществ регулировалась в соответствии с фазами луны. Например, все сельскохозяйственные процедуры должны были совершаться согласно лунным изменениям и делом огромной важности для общественного благосостояния было знать точно, когда ожидается новолуние. Пока не появились календари, одной из основных функций главы или царя было следить за временем новолуния и затем созывать народ и говорить им, что сейчас пришло время для посадки зерен или сбора урожая. В Китае о новолунии провозглашали глашатаи, которых посылал царский астроном.

Во время прибывающей луны нужно было уделять внимание всему, что должно расти. Земля должна быть подготовлена заранее, чтобы посадить семя во время первой четверти месяца, иначе оно не сможет укорениться. Овец нужно было стричь во время возрастающей луны, чтобы шерсть снова могла быстро вырасти; но деревья должны срубаться во время убывающей луны, а то древесина не будет хорошей, сено и зерна должны быть сжаты под убывающей луной, иначе сено заплесневеет, а зерно прорастет.

Все эти правила были существенны для того, чтобы добиться успеха в попытках увеличить количество продовольствия. Человеку нужно было следовать законам природы, а не против них и он верил в то, что законы природы контролируются луной.

Много суеверий, связанных с луной, можно до сих пор обнаружить среди сельских жителей как на Британских островах, так и в континентальной Европе, но возможно наиболее распространены они среди негров южных Соединенных Штатов. На плантациях по-прежнему бережно относятся к ожерелью «рождение бисера» (“birth beads”). Его привезли из Африки рабы и с тех пор тщательно охраняли. Не часто белому человеку было позволено взглянуть на драгоценный талисман, который применяют, когда женщина рожает. Грубо вырезанные бусы символизируют силу, которой управляет растущая луна.

Другим высоко ценящимся талисманом среди негров является ступня кролика. Этот амулет наиболее силен, если кролик был пойман на кладбище в полнолуние. Тогда амулет становится поистине непобедимым. Конечно, само кладбище связано с магической силой привидений, но интересно, при чем тут кролик? Полная луна дает подсказку. Образ, который можно на ней увидеть, зовется Знак Зайца на Тибете, в Китае, на Цейлоне, а также в Африке и Северной Америке. Заяц на Луне известен нам как Человек на Луне. Заяц, или кролик, для негров и американских индейцев символизирует животное воплощение героя. Можно вспомнить истории о Кролике Брер среди негров Соединенных Штатов, напрямую соотносящиеся с мифом о кролике-герое Западной Африки. В северо-американской индейской мифологии Заяц играет похожую роль. Например, для ирокезов Великий Заяц являлся одной из форм Великого Маниту, Великого Духа, кто есть одновременно и луна и бабушка луны. Эта инкарнация в виде зайца обращает нас к грубому христианскому символизму Христа как Героя, одновременно являющегося жертвенным агнцем. Пасхальный Заяц содержит в себе тот же символизм. Пасха, как мы позже увидим, изначально являлась лунным праздником и была связана с воскресением лунного человека и лунного героя задолго до появления христианства. Когда мы подойдем к обсуждению верований лунных религий, мы обнаружим, что те же самые силы и характеристики приписываются лунному божеству и уложены в целую систему.

Когда Плутарх в свое время писал о вере, он упомянул, что растущая луна является причиной роста и «несет добрые намерения». Для нас странно думать о луне, как имеющий «намерения», хорошие либо плохие; это предполагает персонификацию луны, что является нам чуждым. Греки во времена Плутарха были далеко не примитивны, так что не только первобытным, примитивным людям присуща эта идея. В этой главе было показано, что персонификации такого рода происходят из бессознательного. Так нереализованные части человеческой психики проецируются на внешний мир и рождают мифы и суеверия. В прежние дни, как мы увидели, репродуктивная, или креативная, сила женщины не признавалась как таковая и поэтому была спроецирована на луну, как на представительницу фемининного принципа. Ранние люди были полностью уверены, что она является частью женского принципа воспроизводства. Они думали, что эта сила содержится в луне и только на время дается женщинам, растениям и животным, из-за некоторого сходства земной женщины и небесной луной. Полезно это понимать, так как в бессознательном мы по-прежнему чувствуем и действуем как первобытные люди.



[1] Читатель, желающий изучить лунные мифы, отсылается к работе Robert Briffault’s, The Mothers, в трех томах, опубликованных Macmillan and Co., New York, 1927.

[2] B. Tylor, Primitive Culture (New York, 1924), II, 299. 22

[3] E. Best “The Lore of the Whare-Kohanga,” Journal of the Polynesian Society, XIV (New Plymouth, New Zealand, 1905), p. 211.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики