Понедельник, 11 мая 2015 19:03

Эстер Хардинг Родительский образ: травма и восстановление Глава 3 Судьба матери Хаоса, ее мужа и сына

Эстер Хардинг

Родительский образ: травма и восстановление

Глава 3

Судьба матери Хаоса, ее мужа и сына

До рождения Мардука не было никаких упоминаний о женской силе, кроме самой Тиамат. Каждое поколение богов состояло только из мужчин. Тем не менее, кажется, что участие женской части было необходимо для создания героя, которому суждено стать предшественником человеческого сознания. И поэтому мы сказали, что Мардук был рожден в колодце, который имеет женское значение. Оно подобно утробе матери. Однако это также хорошо представлено бездной Апсу, так что Мардук, будучи ребенком Эйя, также, в некотором смысле, сын Апсу.
Это двойное отцовство соответствует состоянию нашей человеческой психики. Такой мотив часто встречается в мифах и сказках, где герой является не только ребенком обычных людей, но и дитем бога. Христианские догматы основаны на том же архетипе, потому что Иисус был сыном Иосифа-плотника и Сыном Божьим. В сказках герой может быть крестьянским чадом, или, возможно, воспитан ими, в то время как его настоящие родители, зачастую, имеют королевский статус. Многие дети имеют фантазии, соответствующие этому мифу – они воображают себя подкидышами, в то время как их настоящие родители являются королем и королевой. Причем во взрослых фантазиях о реинкарнации, в «воспоминаниях» о прежних жизнях, люди почти всегда утверждают, что были очень важными персонами.
Двойное отцовство, как отмечает Юнг,40 воспроизводится в наши дни путем назначения крестного отца и крестной матери для каждого ребенка при крещении в христианской церкви. Крестные родители являются представителями божества, и их обязанностью является повествовать ребенку о божественном наследии. Ведь, в то время как мы являемся детьми наших человеческих родителей, мы также являемся детьми Бога. На психологическом языке, мы бы сказали, что эго есть дитя человека, или сознания, часть психики, в то время как Самость ребенка является не личной, но трансцендентной. Самость как имманентна, так и трансцендентна. С одной стороны, это связано с эго, а с другой, с безличностным аспектом психики неизвестного размера и могущества.
Вернемся к нашей истории, Эйя был рад иметь сына, и потому он дал ему исключительные права, гораздо более весомые, чем у любого другого бога. Но, видимо, боги совсем не радовались тому, что Мардук превосходил их, и стали ревновать. Если мы представим Мардука, формирующего человеческое сознание, это будет означать, что новорожденным психическим факторам сознания угрожает безудержная деятельность богов, которые, конечно, представляют инстинктивные побуждения психики. Это обстоятельство весьма заметно у греческих богов, где Арес представляет собой боевой дух, Афродита выступает как чувственность, Эрос - любовь, и так далее.
Когда начинает развиваться чувство собственного достоинства и разграничение «Я» и «не-я», это захватывает часть божественной власти. Эго угрожает их беспрепятственному влиянию. Эго получает некоторую возможность выбора, или, говоря иначе, эго может задать свои цели и обладает силой воли, чтобы следовать ей, и все это без богов.
Иллюстрация может показать более наглядно ситуацию, сопоставимую с борьбой между Мардуком и богами, которая может возникнуть, когда эго вступает в конфликт с бессознательными психическими элементами. К примеру, как общеизвестно, подросток позволяет себе еще долго дремать после того, как наступает утро. Это бессознательное желание сна, в лице дракона «лености», не будет уступать долгу чести, который несет материнский голос, и, пока этот дракон не преодолен, он будет продолжать потворствовать своим желаниям. Он просто не встает с постели. Но тогда мать создает конфликт, который объясняется двумя причинами: раздражение, что ребенок не встанет в это время и завтрак остынет, и беспокойство, что он может опоздать в школу. Ребенок попросту позволяет ей нести ответственность за его адаптацию к реальности. Это очень трудная задача. Если она пытается привлечь его внимание, в то время как он настойчиво продолжает оставаться под одеялом, в конечном счете, она будет пытаться заставить его повиноваться и они оба будут злиться друг на друга, но если она позволит ему спать дальше и самому нести ответственность за опоздание в школу, рано или поздно школа обвинит ее в этом!
Конечно, подростковый возраст является слишком поздним для столкновения с этой проблемы. Необходимо проиграть ее неоднократно в детстве, но не раньше, чем когда молодой человек начинает понимать, что обязанность осуществить эту задачу является его собственной и начинает испытывать упрямство и конфликт внутри себя. Тогда он начинает бороться со своей ленью и делает определенный шаг в преодолении своей зависимости от матери. Но это действие может вызвать беспорядки в его бессознательном. Бессознательное может просто отказаться от сотрудничества, как боги стали враждебно настроены к Мардуку из-за его превосходства над ними.
Ану, дед Мардука, пришел на помощь своему внуку. Он "породил четыре ветра", которые разгоняли вражеских богов. Но это действие имело непредвиденные последствия, так как оно возбудило Тиамат. То есть, женский аспект бессознательного пришел в ярость. На психологическом языке, был возбужден наиболее архаичный аспект анимы и породил волнения.
Такая ситуация окажет эффект на реальную жизнь: если молодые люди пытаются взять на себя ответственность самостоятельно добраться до школы, или, позже, до работы, он обнаруживает, что окружен доводами анимы и страдает от этого – как старая женщина, которая не хочет сознательно быть ответственной. Эти доводы выражаются в рационализации, к примеру, она не станет причинять какой-либо ущерб, если ребенок скажет: "еще пять минут". Он пытается справиться с этим регрессивным импульсом по той причине, что, наверное, так нужно для его престижа, силы воли или страха наказания; то есть, пытается по-мужски защитить своего внутреннего героя от порывов свой аутоэротической лени. Но когда это выглядит так, словно этот сознательный подход эго может увенчаться успехом, и он действительно становится холодным, это, как правило, возбуждает эмоциональную реакцию. Что-то внутри не будет взаимодействовать. Возможно, ребенок начинает злиться на соблюдение обязательства, угрюмый и обиженный оттого, что он должен вставать сейчас, когда какой-то другой человек может оставаться в постели.
В конце концов, он встает, но к этому времени он находится в таком бешенстве, что жаждет разорвать свою одежду, и он приходит на завтрак с опозданием и в мерзком настроении. Это то, что происходит, когда пробуждается Тиамат. И это очень незначительный пример такой проблемы. В более крупных вопросах проблем может быть гораздо больше.
«Тиамат гневалась... И днем и ночью» - здесь есть разрыв в тексте, но, предположительно, она наделала много шума. В прошлый раз, когда она была расстроена действиями богов, она кричала, и мы можем предположить, что и сейчас она была не менее безудержна. В тексте сказано, что боги вызвали в ней суматоху и чувство страдания, оттого что они не смогли больше терпеть, и "в их животах появилось зло". Мысли их были не в голове, а в животе, месте бессознательной страсти. И сей день многие первобытные народы не умеют удерживать мысли в голове. Некоторые направляют их в живот, другие в грудь. Это замедляет развитие мыслительных процессов. Даже в нынешние времена нам следует тщательно изучать наше эмоциональное состояние, к примеру, если мы говорим какие-то горячие слова, даже если мы не хотели это сказать, это может спровоцировать проблемы с желудком.
С этого момента Тиамат не принимает участия в борьбе с Эйя, хотя это произошло в большей степени из-за ее возмущения тем, что Апсу вмешался в новые «пути», которые боги хотели установить. И вот, безымянные темные боги, слуги первых великих энергий, приходят к Тиамат и упрекают ее за позицию, говоря:

Когда они убили Апсу, твоего супруга,
Ты была не на его стороне, но сейчас сидишь и рыдаешь.

Эти слова так взбудоражили Тиамат, что она решила начать войну с богами света, которые вошли в состав дружины Ану, и ветры которого разрушают ее мир.
Когда Апсу, мужская потенция, был обеспокоен путем богов, он не предпринял реальные действия против них, а довольствовался разговорами и планами. И когда эти планы богам стали надоедать, они приняли меры и убили Апсу прежде, чем он сделал какой-либо шаг против них, по-прежнему советуясь с Мумму, своим интеллектом.
Тиамат, будучи женщиной, не теряла времени на слова. Она стала действовать сразу. Сначала она решила создать некоторых демонов, чтобы укрепить свою собственную свиту темных богов, и тогда она призвала свою сводную сестру, чтобы та помогла ей. Это отнюдь не является необычным для богини – иметь сводную сестру, которая представляет собой темный или подземный аспект женского начала, связанный с символикой Луны и ее фазами, иногда светлыми, а иногда темными. Темная часть-сестра, как правило, живет в подземном мире. Иногда она враждебна, у других она обладает знанием магии и целительства. Так, например, Инанна-Иштар, шумерская богиня Неба и Земли, имеет темную сестру, Эрешкигаль, которая является королевой подземного мира.41 Изида в египетской мифологии иногда изображается белой или иногда черной, а в некоторых христианских церквях есть святыня Черной Мадонны, которая имеет власть над болезнями, безумием, голодом и прочее.
Сводная сестра Тиамат, как было сказано, была призвана, чтобы создать все это. Она должна была представлять тот аспект бессознательного, который приносит всевозможные формы ужасных фантомов из кошмаров и фантазий ума, жуткие ужасы темноты, поэтому мы сказали, что «она породила огромных, мрачных и чудовищных змей, облаченных в ужас», и другие кошмары. Затем, не удовлетворенная только тем, что создал этих ужасных существ, она приступила к маскированию их под существ света.
Этот прием всем нам знаком из личных встреч с бессознательным. Кто не замечал того, как во время серьезного конфликта кажется вполне хорошим то, что может оказать злое воздействие, или что какой-то поступок или отношение, которое мы обычно полностью осуждаем, начинает проявляться как единственно верный путь? Бессознательное может вызвать путаницу между тем, что правильно и что несет несчастье, и эго может быть легко введено в заблуждение. Дилеммы имеют такой характер, что нет никакого четко обозначенного верного решения, которое является только положительным, если судить по обычным канонам добра и зла. Таким образом, эго не принять решение на основании какого-то общего стандарта. Только суждение, основанное на индивидуальном пути, в котором принимает участие самостоятельность, а также эго-сознание, может разрешить такой неразрешимый конфликт. Но во времена нашего мифа это было еще не возможно: боги были слишком сильны.
Как только ее сводная сестра закончила все приготовления, Тиамат создала одиннадцать созвездий зодиака. (Двенадцатое созвездие было добавлено гораздо позже.) Одного из них, Кингу, родного сына Тиамат, она сделала своим супругом. Она доверила руководство над демонами ему и именовала его своим единственным супругом. Очевидно, что она совершенно забыла Апсу и их связь. Примитивные богини-матери всегда обладают некоторого рода распущенностью. Они живут в соответствии с эмоциями на данный момент - ничего иного для них не существует. Пока они эмоционально вовлечены - они сохраняют верность, но когда страсть ослабевает, они полностью забывают объект своей преданности и интересуются следующим объектом, который привлекает их внимание. Это вполне характерно для образа, в котором также действует бессознательная эмоциональность. Глубина момента представляет собой наивысшую ценность. Личность, оказавшаяся в такой эмоциональной буре или покоряющаяся инстинктивным стремлениям из бессознательного – это именно то, что дает Тиамат - или привлекает все сознательные ресурсы, чтобы не быть уничтоженной. Это связано с борьбой, однако, только герой может надеяться в ней выжить.
Я думаю, что большая часть беспорядочного поведения в современное время связана с отсутствием понимания соответствующих ценностей. В викторианскую эпоху инстинкты были настолько репрессированы, а эго и интеллект так высоко ценился, что энергии бессознательного, подобно Тиамат, восстали. Теперь нам нужен новый спаситель, герой, который, сможет выиграть битву против этих энергий и получить энергию для жизненных целей. Конечно, возвращение к старым моральным установкам, например, к сексу или филиальной покорности, не решит проблему. Новое вино надо наливать в новые бутылки, и нет сомнения в том, что восстание против старых правил брожения нового вина, которое явно опьяняет.
Сын Тиамат, Кингу, вероятно, более ранняя форма Таммуза, который, как Кингу, также сын и супруг своей матери, Иштар. Это архетипическая тема, которую Фрейд сделал понятной каждому со своим акцентом на Эдипов комплекс. Однако здесь делается акцент на стремлении сына вернуться в матку и упор на потребность матери удерживать ее сына рядом с ней, чтобы удовлетворять свои эмоциональные потребности, а также для помощи в своей борьбе с изменениями.
Эта двойственная связь между богиней-матерью и партнером-мужчиной, который является одновременно сыном и супругом, характерна для рассказов об умирающих и возрождающийся богах. Кингу играет эту роль в данном мифе, а далее он осуществляет еще один элемент мифологемы, ибо он был принесен в жертву для того, чтобы был создан человек. Мы вновь видим аналогию с христианскими догмами, в котором говорится, что когда Мария попала на небеса, она сразу вошла в «брачную комнату». Это, конечно, не означает, что Мария это Тиамат, или, что Христос и Кингу идентичны. Но это значит, что архетипический образ повторил себя многократно на многих уровнях. Закон, регулирующий раскрытие самой примитивной концепции божества, это закон, который работает, когда мы подходим к более духовному пониманию божественных факторов, управляющих внутренней жизнью. Поэтому, когда мы читаем этот древний миф, мы можем найти в нем понимание вечных сил, которые работают и в современном мире, как это было в древнем Вавилоне.
Кингу, является одним из умирающих богов, которые принадлежат к преисподней. Кроме того, верны такие мифологемы, что он воскрешен Тиамат, чтобы стать Луной. Это также характерно для подобных богов. Осирис, в египетской мифологии, был супругом своей сестры-матери Изиды, а после его смерти стал господином и судьей загробного мира, но он также разделил со своей матерью сферу Луны. Тиамат дала табличку судьбы, принадлежащую ей, в помощь Кингу. Эту отсылку на установление власти судьбы часто приписывают Луне. Этим поступком Тиамат передала часть своей деспотической власти Кингу. Для того чтобы быть способной бороться в одиночку против путей высших богов было важно, чтобы она сама подчинялась определенным порядкам. Она должна была отказаться от своей власти и своих прихотей, как от единственных факторов, определяющих судьбу вселенной. Необузданные эмоции больше не могли управлять. Итак, мы видим, что боги света приобрели уступки со стороны женского царства.
Тиамат передала способность определять судьбы Кингу, который представлял Луну, а затем дала ему место на небесах. Действительно, Луна не подчиняется тем же законам, что и другие небесные тела, а бродит по небесам, как казалось, возможно, древним, произвольным образом. Но, несмотря на это, путь Кингу был намного более понятным, чем путь Тиамат. Таким образом, в борьбе с новыми божественными порядками, Тиамат уже в некоторой степени поддалась их влиянию. Она установила собственный порядок, по-женски.
Стоит отметить, что это явление можно наблюдать в наших собственных психологических сражениях против подавляющей власти бессознательного. Как только мы начинаем обращать на это внимание, хаос в бессознательном начинает регулироваться. Этот хаос все еще может оставаться мощным и угрожающим, но мечты и фантазии, вытекающие из него, как правило, становятся более упорядоченными и понятными.
Текст переходит к описанию полномочий, которые Тиамат дала Кингу для грядущей борьбы. «Она передала ему табличку Судеб» (которая изначально принадлежала ей - то есть, женскому бессознательному). После, она отправила его на уничтожение богов и стал устанавливаться порядок.
Здесь первая табличка заканчивается, и Роджерс говорит нам: «в хаосе, диких угрозах, человеческих страстях, странных монстрах и могущественных силах беспорядка.»42 Мужской аспект дикого водного хаоса был усмирен богами и превращен в их священную обитель, Апсу, и боги - небесные боги – стали заниматься установлением собственного «пути». Но сейчас женский аспект изначального хаоса, темная область эмоций, начала борьбу против порядка. Тиамат была абсолютно разгневана и создала, казалось бы, непобедимую армию, чтобы разгромить богов.
И так начинается вторая табличка - Тиамат и ее слуги готовы к бою. Она бросила богам вызов, что на этот раз она уничтожит их. С этого момента форма текста предполагает, что вместо чтения производился ритуал.43

Когда Аншар [отец Ану и дедушка Эйя] узнал, что Тиамат
сильно разгневана,
… он кусал свои губы
… в его уме не осталось покоя.

Он обратился к Эйю и сказал:

«Ты убил Мумму и Апсу,
но Тиамат создала Кингу - где находится тот, кто может пойти к ней навстречу?»

Здесь имеется длинный пробел в тексте, и затем продолжение:

Аншар изрек слово сыну своему (Ану): -
«... Это препятствие, мой воин...
Иди и встань перед Тиамат,
Ее дух (успокоится), ее сердце смягчится.
Но она не должна внимать слову Твоему,
Скажи ты наше (заклинание) ей так, чтобы она утихла.»

Использование слова «утихла» отсылает к природе Тиамат, в качестве океана Хаоса. Затем текст продолжает рассказывать, как Ану отправился к Тиамат, но не смог одолеть ее. Он в ужасе вернулся к отцу, Аншару. При этом:

Аншар огорчился и посмотрел вниз, в землю,
Он молчал; к Эйе он поднял голову.

Но, очевидно, Эйя не желал принимать на себя эту задачу, и Боги сказали:

"Нигде нет бога, который сможет атаковать Тиамат.
Он сможет вырваться из лап Тиамат только ценой своей жизни ".
Господь Аншар, Отец богов, величественно,
Он посмотрел в свое сердце и обратился к богам (говоря)
«Тот, чья (сила) могущественна (должен) отомстить за (нас)
... это Мардук.»

Тогда они вызвали Мардука и спросили его, возьмет ли он на себя эту задачу. Приготовления Тиамат были просто ужасающими для богов света, и, по-видимому, не менее ужасающими для вавилонян, описывающих это, потому что есть четыре различных описания этого процесса на первых трех табличках.
Тем не менее, Мардук не был потрясен, узнав о силе Тиамат, и далее последовало:

Господь (Мардук) обрадовался словам своего отца,
Он подошел и занял место перед Аншаром.
Аншар посмотрел на него и сердце его было наполнено радостью.
Он (то есть, Аншар) поцеловал его (Мардука) в губы, и его (Аншар) страх
исчез. (И сказал Мардук)…
«Я пойду и осуществлю все, что происходит в сердце твоем.»

Аншар наметил план действий для Мардука, который радовался тому, что ему поручили эту миссию, но поставил определенные условия. Он сказал:

«О, Владыка богов, Судьба великих богов,
Если я хочу быть вашим мстителем
Чтобы убить Тиамат и даровать жизнь для вас,
Созови заседание, провозгласи и восхвали мое положение…
Позволь мне определять судьбы… Также, как это делаешь ты.»

И так Мардук, который является героем, потому что он сын богов, находящийся гораздо более близко к человеческому сознанию, чем старые боги, сделал очень хорошую для себя сделку. Если он преодолеет Тиамат, то будет соответствовать величайшим богам, или даже превосходить их. Это, несомненно, предвещает следующий этап сознания, когда человек, со своим развитым сознательным эго, становится подобен Богу, сокращает силы природы и заставляет ее служить своем целям, по крайней мере, в течение сезона.
История продолжается, рассказывая, как Аншар созвал всех богов вместе, чтобы даровать полномочия Мардуку, ибо даже самый величайший Бог не мог даровать эти полномочия своей властью, поскольку не было еще никакого представления о верховном божестве, как мы его знаем. Когда прибыли боги, Аншар устроил им большой праздник и напоил их так, что они согласились на его пожелания.

Они ели хлеб и смешивали (вино),
Вкус сладкого напитка затмил их заботы.
Они пили крепкий ликер так, что их тела были наполнены им до отказа,
Играли много веселой музыки,
И дали статус мстителя для Мардука.

Они дали ему все, чего он просил и даже больше. И здесь следует очень странный эпизод, описывающий часть подражательной магии. Видимо, боги не были абсолютно уверены, что полномочий, возлагаемых на Мардука, достаточно, чтобы обеспечить победу в этой эпической борьбе, ведь Ану и Эйя уже пытались противостоять всесильной матери, и каждый отступил в смущении и был посрамлен из-за их страха перед Тиамат. И поэтому они устроили испытание:

У них была мантия, созданная ими,
Они обратились к богу Мардуку, своему первенцу (говоря):
«Ты, Владыка, будешь находиться первым среди богов.
Постановляем, чтобы ты отправился вниз и начал созидать, да будет так.
Говори, но так, чтобы слово заставило мантию исчезнуть,
Говори второй раз и мантия должна вновь появиться».

Одежды, что боги создали, представляя свод неба, и изгиб морей внизу, задумывались как один круг. Эта фигура неразорванного круга первобытного хаоса соответствует Уроборосу до того, как появилось понятие противоположностей. Воды небесного свода еще не были разделены от нижних вод. Такова была мать Тиамат. В египетском искусстве, соответствующая фигура, Нуит, представляется в виде овала яйцевидной формы, усыпанная звездами. Эти звезды соответствуют демонам, которых сотворила Тиамат и поместила в созвездия. В грядущей борьбе Мардук был разделен на части: нижнюю половину овала из его верхней части унес ветер в живот Тиамат - то есть, он создал воздух, который, согласно Книге Бытия, отделил верхние воды от нижних. И в конце концов, Мардук создал новых богов для управления небесами.
Но сначала он должен был доказать свою компетентность. Если он заколдует одежды так, что сможет разбить на две части, а затем восстановит их с помощью магии, значит он будет в состоянии справиться с Тиамат. Действительно, в мире магии Тиамат была бы уже побеждена с помощью зачарованных одежд. Для этого есть способ магической мысли. В предыдущем примере такого рода магии в нашем мифе, Эйя создал образ Апсу с Мумму и поместил его в сон, в результате чего бог и его интеллект тоже заснули, находясь под гипнозом магии Эйя. И сейчас должны быть сделаны похожие магические действия, но испытания продолжаются, так как боги требуют демонстрации. Мардук должен показать всю свою власть, заставляя мантию исчезать, а затем вновь появляться.
Для нас это кажется фантастической нереальной историей, но в действительности это не так. Это мифическое выражение психологической правды. Если, к примеру, человек сталкивается с какой-то задачей, некоторыми испытаниями, которые кажутся невероятно трудными, он может отказаться от выполнения, понимая, что это потребует невероятного мужества, мудрости и силы. Или можно уйти на покой и столкнуться с проблемой в одиночестве, призвать великие силы за помощью, возможно, посредством молитв и медитаций, или сосредоточения, что не так уж сильно отличается. В любом случае, если он находится на службе у этих высших сил , он может решиться на опасный поступок. Именно благодаря отказу от личной воли эго, герой действительно побеждает – это борьба не только над самим собой, но и во внешнем мире. Ведь если мы находимся в позиции, в которой видим, является ли вещь такой, как хотелось бы, или нет, мы не искажены умышленным вмешательством. Классическим примером такого рода внутренней «магии» мы можем наблюдать в связи между Гефсиманией, Голгофой и пустой гробницей.
И так Мардуку был брошен вызов докажет ли он свою компетентность. Напряжение и беспокойство среди богов при ожидании результатов говорит об их радости и облегчении при успешном исходе:

Мардук сказал слово, заставив исчезнуть мантию
Он сказал его второй раз и мантия появилась.
Когда боги и отцы его увидели, как произносят слова его уста
Они обрадовались и поклонились (ему, говоря): «Мардук, король ...
Иди, забери жизнь Тиамат.
Пусть ветер унесет ее кровь глубоко (под землю)».

Затем следует рассказ о битве героя с разъяренной первоматерью и всей ее разрушительной силой, которую она собрала, чтобы уничтожить своего наглого противника. Мардук сразу же принялся за работу, вооружив себя:

Боги, отцы его, издали указ о боге Беле. [Бел означает Господин.]
Они поставили его на дороге, ведущей к делам мира и послушания.

Сначала они взяли молнию и установите ее около его лица. Это был подарок дедушки, Ану. Она дает способность проникать в темноту хтонической бездну силой света, то есть понимания. Затем он призвал ветры четырех сторон, чтобы они окружили его колесницу. Они были его стражами и стали подарком Энлиля, бога земли, который также был Господином Ветров. Кроме того, он призвал еще три ветра, «ветер ужаса», «шторм» и «знойный ветер». Это ветра пустыни, где царит все еще непокоренный хаос. Таким образом, возможно, первым результатом его магического акта было то, что Мардук стал управлять полномочиями свободных от управления областей и обратить это против хаоса матери Тиамат. И, наконец, он создал большую сеть, которая должна была охватить ее так, чтобы та не смогла убежать, потому что он понял, что с одной из самых больших трудностей он столкнется при попытке преодолеть этот хаос огромного масштаба, и его нужно было схватить. Та же самая задача стоит перед нами, когда мы пытаемся бороться с коллективным бессознательным. Оно всегда ускользает от нас и находится вне досягаемости.
После совершенных приготовлений указывается, что сделал Мардук:

Он пошел напрямик, спеша на своем пути.
И лицо его было направлено к Тиамат.

Уверенное положение Мардука очень отличается от тревоги и неуверенности Ану и Эйя, и это говорит о том, что они не смогли надлежаще подготовиться для этой масштабной борьбы. Мардук избежал этой ошибки, потому что помимо тщательной подготовки, он попросил и получил поддержку со стороны богов:

Затем боги переносили его вперед,
Боги, отцы его, переносили его, боги переносили его все вместе.

Повтор того, что боги перенесли колесницу и использование настоящего времени предполагает, что эта часть ритуала в поэме в самом деле была проведена. Текст продолжается:

Господь подошел и взглянул на Тиамат.

Сидни Смит отмечает, что в последующей табличке Мардук, как говорят, «вошел в центр Тиамат», где Кингу занял свою позицию.44 «Центром» может быть живот или матка, ссылаясь на изображение египетской богини Нуит, которая соответствует Тиамат, она изображена в виде живота в котором находится бог, изогнутый в эмбриональном положении. Поэтому Кингу словно эмбрион в чреве Тиамат.
Переходим дальше к истории:

Он ищет слабости Кингу, ее супруга.
Мардук наблюдает, как бродит Кингу. [Его… "взгляд" наполнен магической силой и сравним с дурным взглядом.]
Его воля (Кингу) была уничтожена, его движения были парализованы.
И боги, его помощники, которые шли рядом с ним
Видели своего руководителя и взгляд их было тревожен.
Тиамат (закричала, но) не повернула голову.
Ее губы были наполнены (непокорными словами) которыми она поддерживала свое упрямство,
(Говоря): «... Ты пришел как Господь богов, (якобы),
И они собрались вместе, выйдя из своих селений, в твоем месте.»
Господь (т.е. Мардук) пробудил бурю, свое могущественное оружие,
(Против) Тиамат, которая пришла в ярость, он направил ее, (говоря):
«(Ты сотворила Себя) могучей, ты возгордилась собой,
Твое сердце (которое разрушило все), чтобы вызвать сражение…
Пусть теперь войска твои подготовятся, позволь им взять свое оружие.
Восстань! Ты и я, в бой!»
Услышав эти слова, Тиамат
Стала словно сумасшедшая, ее чувства обезумели.
Тиамат сделала пронзительный яростный крик,
Ее конечности задрожали в ритме,
Она вспомнила заклинание и произнесла его.

Так Тиамат использовала свою магию против Мардука. Это был роковой момент, чреватый страшными последствиями. И наша собственная борьба с поглощающей властью бессознательного столь же судьбоносна. Ибо, как только мы бросаем вызов превосходству бессознательного, оно восстает и начинает угрожать; его хаотический характер становится более заметным, как в поэме Тиамат «стала словно сумасшедшая». Тогда бессознательное начинает околдовывать нас: либо мы очаровываемся страшными зрелищами, которые разворачиваются в наших мечтах и фантазиях, и даже мир вокруг нас может показаться околдованным, либо мы переполнены сонливостью, словно, как сказано в тексте, заклинание глубокого сна «было направлено на нас»; или, возможно, мы настолько сбиваемся с толку и теряемся, что мы не можем понять, кто мы и что мы делаем.
К примеру, в ходе анализа женщине под сорок приснилось, что она идет по широкому песчаному пляжу в солнечный день:

Внизу у воды, на некотором расстоянии от нее, находилась группа детей, играющих у кромки воды. За песчаным берегом она увидела лужу, оставленную после прилива, и когда она шла через нее, она увидела кусок гагата. Она остановилась и подняла его, чувствуя, что это сокровище в состоянии нигредо, как говорят алхимики. Но тотчас подул холодный ветер. Дети, оставив свои игры, поспешили укрыться за водорослями, облака заполнили небо. Она тоже приготовилась к тому, чтобы уйти, но обнаружила себя в зыбучих песках, а ветер стал усиливаться, поднялся шторм, в то время как начался дождь и град. Она потеряла способность ориентироваться и испугалась, что она будет засыпана, но она продолжала настойчиво сражаться, крепко держа свой драгоценный черный камень. Когда закончился сон, она нашла укрытие у морского укрепления.

Сокровище, которое она с таким риском отвоевала, было символом Я, и потому, что архетипическому образу родителей не был нанесен серьезный или патологический ущерб, как в ее случае, она была в состоянии найти безопасное место, не отказываясь от него. Но если родители не представляют удовлетворительный родительский образ, показывая ребенку картину эгоизма и раздора, архетипическому образу будет нанесен серьезный ущерб. Даже в тех случаях, когда о ребенке заботились с материальной стороны, но никаких духовных ценностей не было дано, то задача спасения сокровища от бессознательного для такого ребенка может быть гораздо более сложной, чем для тех, кто в детстве узнал эти ценности. Такой человек может видеть сны о сокровище, как делала эта женщина, но когда мечтатель попытается получить его, вся картина может оказаться недоброжелательной. И сновидец может попасть в ночной кошмар из непроницаемой тьмы и темных вод. В некоторых случаях, перед тем, как финал настигает мечтателя, некоторые религиозные символы начинают проявляться. Это может быть только подсказка, но она дает последний шанс принять правильное решение. Если образ спасительного архетипа был серьезно поврежден, искупительный антракт вряд ли может привлечь внимание. Только тогда, когда сон будет проанализирован, сновидцу станет ясно, что спасение было доступно.
В случае женщины, которая нашла кусок гагата, ее действие было равносильно краже сокровища. Власть глубин под угрозой, о чем свидетельствует реакция воды и ветра, когда их изначальное обладание было отнято. Аналогичная ситуация показана в краже Золота Рейна, что привело, в конечном счете, к Гибели богов. Черный драгоценный камень является символом «Я» в своем первоначальном состоянии нигредо. Гагат – это окаменевший углерод. Он очень старинный и это значит, что сокровище «Я» лежало скрытым в глубинах психики с незапамятных времен. Действие этой женщины соответствует краже Прометеева божественного огня, и власть бессознательного была повреждена ее успехом. Это обычное явление в героической борьбе и неизбежно наносится травма в соответствии с Законами героя, который фигурируетг во многих версиях этой мифологемы.
Если сновидец не может выдержать это испытание и завладеть сокровищем, то появляется гораздо более серьезная проблема. Травма архетипического образа имеет другую природу, и эта травма была неизбежно нанесена героической борьбой. Например, если реальные родители оставили негативные переживания, сознательное отношение индивида будет характеризоваться отрицательными эмоциями и сопротивлением по отношению к ним. Но это состояние будет компенсироваться бессознательным, особенно влияет существующая тесная связь, которая может быть представлена в сновидениях такими явлениями, как призрак умершего родителя, или сон о погребении в могиле родителей.
Кроме того, родители могут появляться во снах в образе пожирающего монстра. В сказке о Красной Шапочке, волк съел добрую бабушку и появился в облике страшной бабушки, которая сожрала и ребенка. В подобных ситуациях, если бы не было никакого духовного образования, ситуация становилась бы все более разрушительной, даже если на сознательном уровне родители были бы добрыми. Если религия говорила о суровом и мстительном Боге, ребенок не сможет воспользоваться символами искупления, хотя они могут быть представлены о снах. Жертва Христа, к примеру, будет казаться пародией на правосудие, включая наказание сына ужасающе жестоким отцом; он никогда не будет символизировать любовь и преданность спасителя.
В подобных случаях, как и в детстве, если бы сад Эдема, с его райским подтекстом, был в пустыне, в результате этого ребенок был бы отделен непроходимой пропастью от земли обетованной, где может быть обнаружен символ самости. Обычно, если ребенок сталкивается с приемлемой родительской заменой, этот пробел может быть преодолен во внешней жизни. Переживание ощущения родительской заботы и наставничества, которое дают те, кто замещает родителя, может позволить перерасти свою зависимость, которая, несомненно, будет значительной, потому что она опирается на бессознательную компенсацию переживания чувств от реальных родителей, которые оказались неудовлетворительными.
У взрослого человека похожее восстановление поврежденного образа может произойти в аналитической ситуации, где перенос родительского образа на аналитика обеспечивает средство, с помощью которого разрыв можно соединить. Обычно это происходит с помощью религиозных символов, возникающих во снах, которые замещают личность аналитика и таким образом приводят либидо во внутреннюю или субъективную область, где человек может обрести безопасность. Юнг дает отчет именно о таком развитии в случае женщины, которую он исследовал, и его собственная личность была заменена во сне образом античного бога, который попал в руки пациентке и дал ей возможность участвовать в извечном ритуале природного обновления.45 Но там, где архетипический образ был серьезно поврежден и религиозные символы так исказились, что больше не могут служить потребностям индивида, возникает вопрос - может ли образ восстановиться настолько, что будет нормально функционировать.
Наш эпос описывает не такой патологический случай; скорее он представляет собой путь человечества на протяжении веков; то есть, это обычное приключение - те, кто был слаб, чтобы пройти испытания, погибли по пути, и их поражение не оставило никакого следа в данной мифологеме.
Важнейший вопрос на данном этапе битвы Мардука: окажется ли его магия достаточно мощной, чтобы преодолеть Тиамат, ведь если нет, то Мардуку будет дан отпор, как его отцу и деду. Они отступили от Тиамат, прежде чем заняться непосредственно ей, но Мардук не мог этого сделать. Он зашел так далеко, что в решающей схватке пришлось идти на риск. Поэтому он распределил свое оружие среди богов, его помощников, и затем, как говорится дальше:

Тиамат и Мардук, посланник богов, бросились друг на друга.

Так что, даже в пылу драки, представляется, будто Мардук вспомнил, что он борется не только своими собственными силами, и не только для собственной выгоды. Он является посланником богов. Подобным образом, в нашей борьбе против сил бессознательного мы обязаны сопротивляться их мрачной и магической силе, и это правильная позиция для нас. Как Мардук, мы также боремся не в одиночку, и мы не ждем победы нашего личного эго. Стремление к сознанию, как это ни странно, возникает из бессознательного, и в нашей борьбе пока еще неизвестно, что «Я», хочет стать сознательным, и оно на нашей стороне. Далее сказано:

Они [Тиамат и Мардук] собрались в непосредственном конфликте, они были связаны борьбой.

Это была не борьба теорий или идеологий, а ближний бою рука об руку.

Господь бросил свою сеть, чтобы поймать ее.

Мардук не был намерен позволить ей использовать ее главное преимущество, возможность побега вне зоны досягаемости. Это общая черта боевых тактик сознания, ведь еще нерожденное «Я» хочет стать осознанным, а бессознательное сопротивляется сознанию. Если один элемент угрожает переполнить нас дурной силой, может показаться, что он победит в первой атаке, но в действительности это всего лишь уловка для того, чтобы застать нас врасплох, или чтобы снова успокоить наше бессознательное. Если мы не устоим перед злом, то оно вновь восстанет, сильное, как никогда, хотя может и перевоплощенное в новой и необычной форме.
Это тема встречи Геракла с Нереем, когда Геракл узнал, что бог хранит какую-то тайну и попытался сразиться с ним, но бог изменил форму и сбежал, для того, чтобы являться в разных формах. Герой устоял и, наконец, захватил бога, получив награду от него. Американские индейцы называют это обличие «оборотнем». Он является проявлением Меркурия, который у алхимиков являлся первым металлом и отцом всех металлов, или первой планетой и отцом всех планет, свойством которого является то, что он может исчезнуть и преобразовать себя снова, как ртуть может сублимироваться от тепла и восстановиться снова в стеклянной таре.
Мардук не хочет быть одураченным таким образом:

[Он] бросил свою сеть, чтобы заключить ее,
Зловещий ветер, что был за ним, он пустил ей в лицо.

Как можно интерпретировать сеть, которую создал Мардук? Что это означает психологически? В нашей собственной борьбе с бессознательным, и особенно с материнским архетипом, это будет означать плетение неразрывного полотна сознания вокруг ситуации, чтобы ни одно сообщение от бессознательного не осталось без нашего внимания.
Например, чтобы вернуться к ситуации с подростком, который борется за то, чтобы получить свободу от родителей - возможно, он отвоевал право пригласить девушку в родительский автомобиль. Несмотря на некоторую тревогу за то, есть ли у него достаточное количество карманных денег для того, чтобы платить за дополнительный газ, он все равно идет вперед, и затем, когда оказывается, что бак пуст, он вежливо просит девушку заплатить за газ, словно она должна взять на себя роль родителя, который всегда заботится о таких вещах. Такой парень, очевидно, не по-настоящему отвоевал свою свободу у родителей. Его сеть имеет дыры, а приступ тревоги мог предостеречь его.
Таким образом, чтобы создать сеть необходимо убедиться, что не осталось никаких дыр, куда Тиамат, материнский комплекс, символ нашего собственного детского сознания, может сбежать.
А что же за зловещий ветер, что Мардук пустил в лицо Тиамат? Неужели негативное влияние на сына слишком долго было заключено в материнском мире? Конечно, это путь Фрейдисты приняли бы. Агрессивные и негативные чувства ребенка по отношению к матери поощряются ими, а также позволительны все деструктивные выражения. Зловещий ветер выдувается в лицо фактически собственной матери. Сейчас, когда в жизни многих людей может быть необходим некоторый опыт негативного отношения к своей матери, и либо проживать это непосредственно либо, что более благоприятно, отрабатывая в негативной фазе переноса с аналитиком, и он должен иметь в виду, что в первую очередь бунт происходит не против личной матери, а против архетипа матери. Даже в тех случаях, когда собственная мать требовательна и является собственницей, свобода может быть достигнута только через внутреннюю борьбу против «Тиамат», и никогда не через восстание против реальной матери.
Действительно, борьба против собственничества матери никогда не закончится, если Тиамат, воплощение бессознательных инстинктов и эмоциональности, не будет проработана. Даже если реальная мать умерла, молодому человеку все равно придется бороться против нее в своей собственной душе, в то время как все оставшееся время будет зависеть от ее хаотического настроения.
Переходя к нашей истории, Мардук бросил свою сеть на Тиамат и схватил ее. Затем он призвал зловещий ветер и пустил его ей в лицо.

Тиамат открыла свои уста насколько это возможно,
Мардук впустил зловещий ветер в нее настолько, что ее губы не смогли открыться.
Бушующие ветра заполнили ее живот,
Ее сердце сжалось, она раскрыла свой широкий рот (задыхаясь)
Мардук выпустил стрелу и она разорвала ее живот,
Он продолжал вскрывать ее нутро и пронзил (ее) сердце,
Он свел ее на нет и разрушил ее жизнь.
Он бросил ее тело, и встал на него.

Так Тиамат была побеждена этим зловещим ветром, после того как была поймана в сеть. Разумеется это означает, что после того как мы схватили бессознательные инстинкты, которые являются причиной наших внутренних проблем, нашей собственной негативной реакции в отношении этой силы нет, и, пожалуйста, обратите внимание, что наша агрессия и отрицательная реакция против человеческого существа, на которого проецируется сила Тиамат, но наша реакция на внутреннее рабство – это и есть «ветра», несмотря на то, что они обозначены как зло, они могут быть использованы для того, чтобы разорвать живот Тиамат. Это означает разделить или проанализировать свою внутреннюю потребность в противоположности. Одна половина Тиамат сформировала купол неба, а другая половина стала опорой мира, и одна часть была духовной, а другая хтонической.
Интересно отметить, что при борьбе с Апсу, это Мумму, его интеллект, должен был сразиться и умереть, в то время как здесь основная борьба происходит с самой Матерью Тиамат. Кингу, ее супруг и заместитель, выбыл с некоторыми неприятностями на долгое время. Это наводит на мысль, что, когда бессознательное захватывает область мыслей, это можно разрешить более безлично, несколько менее интимно, чем в том случае, когда проблема находится в области эмоций. Тогда интеллект или ум не может помочь; разум сердца это то, что необходимо.
История продолжается:

После того, как Мардук убил Тиамат, руководителя,
Ее свита рассыпалась, ее помощники были изгнаны,
И боги [или демоны], ее союзники, воевавшие на ее стороне,
Содрогнувшись от ужаса, убежали,
Обернулись в бегство, чтобы спасти свою жизнь.
Но они оказались окруженными. Они не смогли сбежать.

Затем Мардук заключил их «в темном месте», которое соответствует тем условиям, которые имеют демоны в аду; или в аналитических терминах мы могли бы сказать, что Мардук заключил их в бессознательном состоянии. Так что борьба еще не окончена!
Далее Мардук обратил свое внимание на Кингу и уничтожил его, потому что считал его ничтожеством, словно он был мертвым богом. И еще:

Мардук взял его табличку Судеб, которая не должна была достаться ему,
Он скрепил ее печатью на своей груди.

Таким образом, Мардук взял на себя ответственность за судьбу мира, и, как мы увидим позже, он совершил надлежащие меры для защиты этой драгоценной таблички. Когда вавилоняне слышали эти слова ритуального поэмы, они, возможно, понимали, что они несут личную ответственность за свою судьбу. Может быть, что более осознанные из них решили не позволить табличке Судеб снова попасть в руки Хаоса и ее сына-мужа.
Здесь мы видим те самые зачатки личной свободы, чувство ответственности и начало демократии. Тирания начинается тогда, когда один человек становится одержим демонами Хаоса (Кингу или Тиамат), и идентифицирует себя, сознательно или бессознательно, с ролью тирана. Этот человек как бы захватывает табличку Судеб, и получает власть определять судьбу большинства, что мы видели в коммунистических и фашистских странах. Но если герой побеждает, то мы получаем силу реализовывать наши собственные планы и выбирать свою судьбу.46 Но, к сожалению, обязательства сознания были забыты много раз с того дня, и с тех пор Хаос воцарился.
Это второй раз в нашей поэме, когда мы видим, как вавилоняне признаются в том, что человечество может сыграть свою роль в судьбе мира, а не оставаться марионетками, полностью зависящими от прихотей богов. Первый признак того, что мы можем иметь некоторую свободу воли, присутствуют на табличке, описывающей функцию звезд определять судьбы. Там сказано, что люди могут создавать свои собственные планы по принципу «умелому для умелого, и дураку для дурака». Но для того, чтобы отвоевать даже небольшое количество свободы в настоящее время, каждый человек должен столкнуться лицом к лицу с силами бессознательного. Те, кто завоюет свою свободу, но только при том условии, что они также найдут способ наладить мир с внутренними силами через положение, подобное религиозной преданности вавилонян, затем должны согласиться с результатами их собственного выбора. Если человек опытный, то есть мудрый, то результат будет благоприятный, но дурак всегда будет делать глупые решения. Тем не менее, даже глупый человек может формировать свою собственную судьбу, и поэтому не может переложить всю вину или все заслуги на богов.
Поэма продолжается:

После того как он разгромил и убил своих врагов…
Доблестный Мардук наложил строгие ограничения на богов, которых взял в плен.
Он взглянул на Тиамат, которую победил.
Господь (Мардук) раздавил крестец Тиамат,
Своей беспощадной дубиной он расколол ее череп.
Он вскрыл ее вены.
Он призвал северный ветер унести все прочь под землю.

Таким образом, был исполнен указ богов.

Его отцы [т.е. боги] смотрели и радовались, они были довольны.
Они принесли ему подношения, триумф и мир.

Но Мардук не забывал о своей, еще незавершенной, задаче:

Господь (Мардук) остановился и осмотрел тело Тиамат,
Он отделил плод.

Плод Тиамат считался живым ростком, из которого была сотворена Вселенная, и, если посмотреть с другой позиции, Кингу представлял этот росток. Таким образом, мы видим, что, даже когда мы добились победы над силами сознания, наша задача еще не завершена. Первое, что нужно сделать, это «осмотреть тело»; то есть, чтобы пройти этот беспокойный эпизод, и перейти в некоторое затишье, которое следует после такой эмоциональной борьбы, нужно попытаться обнаружить элементы, которые так разозлили Тиамат. Это совсем не просто сделать, при таком пересмотре все способно разбудить ее снова, и это говорит о том, что она совсем даже не мертва после всего этого. И вот мы видим, что Мардук отстранился от всех триумфальных подношений богов и продолжил свою работу:

Он разделил Тиамат, словно моллюска, на две части, [так же, как они были в мантии]
Одну половину он воскресил и создал небеса, как тень для них.
Вытащив затвор, он поставил стража,
И приказал ему не позволять ее водам сбежать. [То есть, водам, которые над твердью. Это также было гарантией того, что не случится потопа.]
Он пересек небо, обдумывая его области.

Затем, осмотрев весь новый мир, который находился в области Тиамат, он установил священную обитель, или храм, трем названным богам по точной копии трех царств - неба, земли и подземного мира. И вот, едва только Мардук закончил борьбу и получил победный приз, он сразу стал намереваться упорядочить хаос и начать контролировать судьбы. Это говорит о том, что он уже в какой-то мере освободился от древних сил. Было бы естественно если бы он отдохнул и отпраздновал после такой победы, но он понимал, что хаос не покорен, если не будет установлен порядок.
Это урок, который западные страны в какой-то степени поняли с опытом Первой мировой войны. Когда был подписан Версальский мирный договор, захватчики оставил завоеванные народы самим разбираться с хаосом, оставшимся после их поражения. Но те были абсолютно не в состоянии этого сделать, до тех пор, пока они не переделали себя под деспота, а затем злые силы экспансионизма и агрессии воцарились снова. После Второй мировой войны, союзники стали более мудрыми, и, по крайней мере, попытались навести порядок и благополучие в завоеванных странах. Это истина, которая применима и к личным отношениям, и к международным.
Так Мардук начал делить территории и полномочия между богами света. То есть, мужской порядок был установлен и старый женский путь был изгнан. На протяжении всего семитского мира мужское начало действительно было высшим. Яхве один управлял на небесах и требовал верной службы от людей. Древняя Сирия была опозорена, а ее святилища разрушены. Однако, было неоднократно продемонстрировано, что она сохранила некоторую силу, потому как при любом серьезном кризисе избранный народ Яхве обращался к ней снова и снова за помощью. На земле мужчин, которых Яхве создал по подобию своему, дал землю и сотворил законы, женщина стала почти рабом мужчин. Но по ходу истории, то, что было презираемо и отвергнуто мужчинами стало набирать высоту. Сын матери, чьим прототипом был Кингу или Таммуз, имея необычную внешность и прожив свою судьбу экстраординарно, умирая, показывал, что человек может жить, как это произошло с Кингу.
Мардук приступил к принятию во владение царства, которое он завоевал. Сначала он создал места для богов, и, так как они всегда были склонны к ссорам, он разместил их далеко друг от друга, дав каждому созвездие в качестве обители. Он поручил им наметить месяцы, а луна появлялась по ночам «чтобы определять день», а в качестве измерителя дня были его рога и корона. Так что дни, вернее, ночи, месяца были связаны с фазами луны, как, впрочем, это было вплоть до времен Римской империи. Пережиток этого остается и сейчас, потому как в английском языке слово для определения половины месяца связано не с четырнадцатью днями, а с четырнадцатью ночами (fortnight).
Днем мужское начало, интеллект и правила создают порядок, а ночью мы попадаем в царство бессознательного, в котором господствует женское начало, ибо в мифологии Луна является Матерью Богинь или своих сыновей. И для человека в это время суток правит анима, его женская часть, хозяйка бессознательного.
Остальной части этой таблички не хватает, но, видимо, там содержится отчет о недовольстве богов. Когда им были учреждены места на небе, они стали уставать от своей изоляции и, возможно, своего превосходства, но бесполезной власти, а также от отсутствия подчиненных - и они начали жаловаться, что их существование было бесплодно. Не было ни прихожан на их святынях, и никто не приносил им подношения – они стали очень бедными.
Для того, вот справиться с этой внезапной задачей и удовлетворить богов, Мардук разработал еще один «хитрый план», указание на то, что человеческий герой должен быть умным и творческим, а также смелым. Он объявил о своем намерении предоставить прихожан. Он сказал, что создаст человека из крови и костей:

Я заморожу кровь, я сформирую кости.
Я создам человека, «Человек» (да будет) его имя.
Я создам «Человека».
Служба богам будет обеспечена, и они успокоятся.
Я сделаю вдвое больше дорог для богов, и украшу (их).
Они (сейчас) соберутся вместе в одном месте, но нужно разделить их на две части.

Человек, пишется с большой буквы Ч, означает саму суть человека, Антропоса, как позже было названо, и это символ Самости. Текст на сланцах, который был создан человеком с единственной целью - служить богам, и боги могут быть в покое, и это значит, что силы бессознательного в нас могут быть удовлетворены, приручены, если каждый человек будет совершать ритуальные жертвы и иметь религиозный настрой. И далее указывается, как эта служба должна быть проведена Человеком, снова с большой буквы, и она не должна быть просто небрежно исполнена зазубренными ритуалами, которые сознательно делает эго, это должны быть настоящее принесение в жертву с наибольшим количеством людей – такое отношение выражается в молитве посвящения «мы предлагаем Тебе и настоящего себя, наши души и тела...» Это древний христианский ритуал, «ощущение Бога, быть может, мы можем найти его», снова и снова мы не можем, но можно удивиться ясности видения и искренности древних людей.
В нашем тексте есть указание на то, что до этого времени боги, политика бессознательного, были недифференцированными, но теперь, с приходом сознания человечества, они должны быть разделены на противоположности. До сих пор боги не были хорошими-плохими, благоприятными-неблагоприятными - то есть, они были всего лишь силами, как ветер или погода, однако сейчас благодетельные боги должны быть отделены от губительных богов.
Это было первым результатом бунта в Эдеме. Адам и Ева, съев плод с дерева, называемого Древом Познания Добра и Зла, начали принимать моральные решения, основанные на своей собственной способности различения противоположностей. Они получили право выбора. И вот, задача человечества, единственная цель человеческого творения, в соответствии с этой мыслью, это уметь быть проницательным по отношению к богам и приносить им жертвы, подходящие каждой индивидуальной натуре. Таким образом, мы также должны узнать, что за обслуживание или подарки, то есть пожертвования, необходимы для удовлетворения бессознательной божественной или демонической потенции в нас. Но чтобы создания были способны к сознанию, была необходима кровь, и боги, будучи в то время единственным живым творением, были единственными, кто мог предоставить ее. Некоторые из них были убиты, но ни один из них не был добровольцем. Таким образом, очевидно Эйя, бог мудрости, отец Мардука, консультировался, поскольку мы знаем:

Эйя ответил ему [т.е., Мардуку],
Для утешения богов он повторял ему слова защитника (говоря):
«Пусть тот, кто создал раздор, будет принесен (в жертву),
Я сделаю так, чтобы он нес свою вину, но вы должны оставаться в покое.»

При этом боги, видимо, вдруг увидели, что надвигается опасность, и зарыдали:

«(Это был) Кингу, он создал раздор,
которого сотворила Тиамат для восстания, чтобы вступить в бой (с тобою).»

Это, очевидно, не соответствовало действительности. Кингу был просто создан Тиамат в то время, когда она готовилась к бою с Мардуком. Причина восстания Тиамат появилась задолго до рождения Кингу. Таким образом, он явно был козлом отпущения.
Весь этот эпизод напоминает картину другого суда и самопожертвования, которая произошла около двух тысяч лет назад, когда еще один невиновный сын был осужден представителями мужского божества, и его кровь также пролилась для того, чтобы человечество могло переродиться и обновиться.
Затем Эйя сотворил человечество из крови Кингу, и, как мы сказали, был сотворен Человек для служения богам, а боги были освобождены. Отметив этот момент, повествование продолжается:

После того Эйя вылепил человека, которому он наказал служить богам
Ему были даны человеческое мышление, сделанное благодаря хитрости Мардука
и мудрости Эйя.

Через это древнее упоминание мы воспринимаем глубокую истину того, что люди были созданы с единственной целью – служить богам, из крови которых была образована наша жизнь. На психологическом плане это означает, что физическое тело формируется из жизненной силы психики и что единственной целью нашего сотворения является то, насколько эго-сознание может служить Самости. Для вавилонян было само собой разумеющимся, что дух или душа может являться чем угодно, но и эпифеноменом физического лица. И наоборот, каждый из нас является душой, что пребывает в физическом теле.
Затем Мардук призвал богов построить свои собственные святилища на земле. Они в точности соответствуют «движению» богов на небесах. Эти святилища подробно описаны с точки зрения астрологии. Храмы, называемые зиккуратами, строили в несколько ярусов, представляющих собой орбиты или сферы планет. До 2000 г. до н.э., были признаны только пять планет, а потому зиккураты имели пять ярусов, но позже появилось семь уровней, соответствующих семи планетам и семи ночам лунного квартала. В центре двора был Апсу, вместилище вод жизни, названный именем первого бога, «Бездна пресных вод», из которых было сформировано вещество. В большом зале-ассамблее находились святилища богов, каждый в своем собственном созвездии. Здесь, из года в год, проводились фестивали на восходе солнца в день весеннего равноденствия, и разыгрывалась история создания и борьбы между богом-героем и изначальными силами, драконами хаоса.
Описания ритуалов, которые выполнялись в первые одиннадцать дней нового года частично сохранились на другой серии табличек, а также до нас дошли некоторые из гимнов, используемых в богослужении. На второй день следующий гимн зачитывали перед святыней Мардука, к которому обращались просто как Бел, что значит Господин:

Бел, который восстановил мир для великих богов,
Бел, который, бросив свой могущественный взгляд,
Широкие небеса объединил своим умом.
Бел, своими глазами ты видишь все.
Ты контролируешь законы по законам Своим.
Ты даешь указы одним только взглядом.

Утверждение, что небеса объединены Божьим умом является поразительным психологическим заявлением, и замечание, что человеческий закон подлежит божественному закону истинно, на что в нынешнем мире не мешало бы обратить внимание.
Гимн продолжает описывать, как Мардук бросает в огонь драконов и змей, которых создала сводная сестра Тиамат. Существовала также традиция, аналогичная тому, как он поступил с Кингу. На другой день мастера делали статуи Человека-Скорпиона и Человека-Змея, двух монстров, созданных сестрой Тиамат. На следующий день их обезглавливали и бросали в огонь.
На пятый день, царь приходил в храм. Он мыл руки и вставал на колени перед богом. Верховный жрец принимал скипетр царя и другие знаки отличия сана и помещал их перед Мардуком в его часовне, ибо они принадлежали Богу и один раз в год царь должен был возвращать их обратно. В тот момент царь становился простолюдином, и верховный жрец, представитель Бога Всевышнего, бил его по щекам. Затем он должен был вести его до Мардука, поэтому он тянул царя за уши и заставлял его встать на колени и дать рассказать о своей службе.
Обычно, исповедь была полностью негативной. Это был не моральный отчет, а изложение запретов, которые были у него либо еще не рассматривались. Так же, как и десять заповедей были сформулированы в основном с точки зрения запрещенных действий, так же старые обязанности вавилонян были задуманы богами как потребность воздержания от определенных действий. Добродетель для них еще не требовала позитивной морали и сознательной ответственности за свои мотивы и действия. Но если бы такой ритуал для властей проводился сегодня, даже такая степень сознательной ответственности для службы могла бы избавить мир от множества страданий.
И вот, в древнем Вавилоне царь был обязан исповедоваться:

Не согрешил я, Господь земель, я не был беспечен к твоему божеству.
Вавилон я не разрушил…
Я не бил по щекам моих подданных… ни причинял им унижения.

Верховный жрец отвечал на эту исповедь, выступая от имени Мардука, и говорил «Не бойся». Царь, обращая внимание на свое правление, в очередной раз получал обратно свои знаки отличия. Но закон государства предполагал, что верховный жрец имел священное право отказать в короне любому монарху, который злоупотреблял своей властью. Таким образом, тирания абсолютной монархии была подвержена божественному закону. Для того, чтобы проверить, был ли полностью честен в своей исповеди царь, жрец снова бил его по щекам. Если царь плакал, то становилось ясно, что Мардук доволен им. Но если он не плакал, то Мардук был им недоволен, приходили противники и убивали его.
Вскоре после захода солнца на пятый день, жрец делал огонь из тростника и приносил в жертву огню быка. Жрец и царь пели гимн «божественного быка». Эта жертва напоминает эпос об убийстве Небесного Быка Гильгамешем и Энкиду, его сводным братом. Бык представляет знак зодиака Телец, Платонов месяц, предшествующий эпохе нашего мифа. Вавилонские и ассирийские империи соответствуют платонову месяцу Овна, Барана, который представлял Мардук, будучи ребенком, несущий барана на своих плечах и это ознаменовывало убийство Быка Тельца, предшествующего знака зодиака.
Христианская эпоха, которая последовала после, аналогичным образом ввела ритуальное убийство Агнца. Гильгамеш был быком, которого он сам убил, а Христос, герой следующего пересечения - Овна и Рыб, был Agnus Dei, Агнцом Божьим, и Агнец был убит. В греческой церкви, вместе со своей противоположностью, Антихристом, он известен как Рыбы, правитель знака зодиака и Платонова месяца Рыб. В настоящее время земля почти прошла знак Рыб и стоит на пороге знака Водолея, Носителя воды. В вавилонском искусстве эта фигура представляется Апсу, который чьи божественные воды льются из чаши неба (см. рис).

Апсу льет свои божественные воды из чаши небес
(Langdon, Semitic)

Эти воды сам Апсу, побежденный и прирученный Эйя, который льет его на землю для того, чтобы человеческая жизнь не могла быть уничтожена тогда, когда ударит огненное дыхание пустынных драконов.
И так мы узнаем из этой древней сказки многократно позабытый секрет, который гласит, что хотя бурная и хаотичная сила бессознательного может угрожать самому существованию нашей тонкой и хрупкой сознательной цели, но из него также исходит вода жизни, чья божественная благодать оживила нас и обновило нашу храбрость для того, чтобы продолжать вековую борьбу за сознание.
В последний день фестиваля пели финальный гимн:

О, Господь, на входе в твой дом, ты можешь радоваться дому своему.
Верни на свои места богов неба и земли.
Позволь теперь кричать тебе: «О, Господи, мир!»

Наш миф описывает то, что можно назвать «нормальным» курсом героической борьбы, которая велась на протяжении веков, и нужно продолжать бороться снова и снова каждому ребенку, чтобы освободиться от родительской зависимости.
Для этого героического света индивидуальные успехи становятся свободными, но архетипический образ родительской формы повреждается. Действительно, наш миф раздроблен, и в том месте, Тиамат - одиночка, матриархальный Уроборос установленного общества богов. Они больше не самодостаточны, тем не менее, Мать Тиамат имеет свое место, но это зависит от заслуг и поддержки Человека. Это аспект героической борьбы и достижений, на которых, как правило, недостаточно акцентируют внимание. Ибо это не сам архетип, который разрушается в героическом бое, а его образ, его символическое проявление. Небольшая часть безмерной энергии была оторвана от него и ей овладело человечество, которое будет использовать эту энергию для сознания.
И тогда герой наступает по-новому, забывая о том, что архетип, несомненно, возродится в новой форме, представленной в нашем мифе как общество богов, которые имеют определенные обязанности и обязательства, в то время как сам непознаваемый архетип отступает вглубь сознания.
Таким образом, мы видим, что герой что-то приобрел в своей успешной борьбе, но архетипический образ был поражен и должен быть реконструирован. Это нормальный и необходимый процесс. Высокомерие героя, восстание против сил бессознательного, является felix culpa, счастливой виной.
К сожалению, однако, не каждый ребенок является героем, и не каждый имеет храбрость проводить борьбу за свободу добровольно. Кроме того, проблема может быть осложнена необычными нарушений в образе Отца, или, что еще более пагубно, в образе Матери, которые произошли в начале жизни.

40 [См. например «Об архетипах, с особой отсылкой на концепцию Анимы», Архетипы и коллективное бессознательное, CW 9i, par. 140 – ред.]
41 [Более детальный психологический комментарий об Инанне-Иштар и Эрешкигаль, см. Sylvia Brinton Perera Descent to the Goddess: A Way of Initiation for women – ред.]
42 [Rogers, The Religion of Babylonia and Assyria, стр. 118.]
43 [Smith, Babylonian Legends, pp. 44ff.]
44 [Ibid., стр.23.]
45 [Two Essays on Analytical psychology, CW 7, стр. 211ff. ]
46 [см. Langdon, Semitic, стр. 314]

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики