Четверг, 04 июня 2015 15:44

Эстер Хардинг Женские Мистерии Глава 3 Луна в современной жизни

Эстер Хардинг

Женские Мистерии

Глава 3

Луна в современной жизни

Для древнего и примитивного человека луна была видимым представителем женской половины человечества. Древние не понимали природу силы, которую они относили к луне, но мы осознаем, что для них она являлась символом самой сущности женщины по контрасту с сущностью мужчины.

В мифах и традициях, упомянутых в следующих главах, мы можем уловить ощущения и реакции мужчин и женщин, касающиеся не конкретной женщины, не даже женщины в целом, но относящиеся к фемининности как таковой, фемининному принципу, который был и остается, несмотря на феминистическое движение и маскулинизацию современной женщины, основной движущей силой женщины, управляющей как ее психической жизнью, так и ее внутренней психологической сущностью.

Тот же фемининный принцип, или Эрос[1], действует и в мужчине. Но в то время как осознанная личность женщины находится под управлением этого принципа, у мужчины к Эросу относится не сознательное, а бессознательное. Его сознательная личность, будучи маскулинной, находится под маскулинным управлением Логоса. В бессознательном, однако, он полностью отдан «другой стороне». Там правит его душа[2], которую человечество всегда относило к фемининному принципу. Эта фемининная душа мужчины — Анима. Природа его Анимы и его отношение к ней определяют природу его отношений с женщинами, а также его собственные внутренние отношения с духовной реальностью, которой управляет его Анима.

Размышления о природе женского принципа и законах, управляющих им, жизненно важны сегодня как для мужчин, так и для женщин, поскольку мы видим в нашей западной культуре двадцатого столетия, что этот принцип не принимался во внимание и его требования удовлетворялись лишь стереотипным и механистичным соблюдением обрядов, в которых не замечались спрятанные в его глубинах живительные источники. А ведь этих источников духовной, или психологической энергии, можно достичь только, как говорят мифы и древние религии, благодаря правильному подходу к фемининной сущности природы, будь она проявлена в неодушевленном виде или в самих женщинах. Поэтому установление лучших отношений с женским принципом - дело огромной важности.

Рассматривая эту тему, нам следует отказаться от всех предвзятых идей о том, кто такая женщина вообще или что значит «настоящая женщина» и подойти к вопросу с открытым разумом. Наша цивилизация так долго была патриархальной, когда доминировал маскулинный элемент, что наша концепции о фемининности уже полна предубеждений. Например, признанным «фактом» для нас является то, что маскулинное — сильное и высшее, в то время как фемининное — слабое и низшее. И лишь некоторое время назад эта догма была оспорена взбунтовавшимися женщинами, теми, кто не только поставил эту теорию под вопрос, но и продемонстрировал на практике, что теория не выдерживает критики. Но все еще существует предубеждение, что мужчина имеет какое-то особое превосходство по отношению к женщине, вне зависимости от его личных достижений или характера или силы, что мужчина выше женщины просто потому, что он мужчина. В матриархальных обществах же было все наоборот.

Чисто матриархальные общества сегодня редки, но все еще существует довольно много обществ, где сохраняются «материнские правила», хотя мужчины тоже достигли определенной власти. Например, у добу Меланезии клан формируется по линии матери, это клан женщин и связанных с ними мужчин. У мужа нет места в клане. Его присутствие в деревне терпят, пока жива жена, но когда она умирает, он должен вернуться в деревню к своей матери, где он попадает под управление не отца, но матери брата.

Возможно, рост маскулинной власти и патриархальных обществ начался, когда мужчина стал аккумулировать личную собственность (как противовес общественной) и обнаружил, что его личная сила и доблесть может увеличить его личное имущество. Эта перемена в светской власти совпала с расцветом культа солнца, руководимого священниками, которые начали заменять им более ранний культ луны, все еще остающийся в руках женщин. Обычно культ солнца устанавливался указом военных диктаторов, так это произошло в Вавилоне и Египте и, возможно, в других странах.

Такое изменение смещения акцента с фемининного на маскулинное привел к далеко идущему результату. Наверное самым важным оказалось, что идеи, составляющие религиозные, или духовные, ценности, которые символизировала Луна, переместились на поклонение Солнцу и оказались под маскулинным контролем.

В дни поклонения Луне религия концетрировалась вокруг невидимых сил духовного мира и даже когда государственная религия была передана Солнцу, богу войны, личного возвеличивания и материальных вещей, духовные качества остались с лунным божеством. Ведь поклонение Луне — это поклонение творческим и плодородным силам природы и мудрости, лежащей в инстинктах и естественности природных законов. Но поклонение Солнцу - это поклонение тому, что покоряет природу, управляет ее хаотической полнотой и использует ее для удовлетворения потребностей человека. Таким образом в лице Бога солнца стали почитать маскулинный принцип, или Логос, а богоподобные качества человека, его способность достигать и приказывать, формулировать, дискриминировать и обобщать, сконцетрировались в солнечном герое, совершившем двенадцать подвигов, убившем драконов невежества и лени, таким образом обретя сознание, духовную ценность иного порядка.

Наше современное отношение - это результат подобного смещения акцента с ценностей, символизируемых Луной на те, что представляет собой Солнце. В итоге мы обрели убеждение, что интеллект — это величайшая духовная сила, и что можно получить все, если только люди будут использовать свой разум. Большинство людей даже верят, что сложности наших дней могут быть решены просто при помощи правильного внедрения экономических законов или другой рациональной системы, и что людей можно улучшить при помощи каких-нибудь образовательных технологий. Так что на самом деле мы считаем, что Бог — это разум, и что он воплощается в рациональном интеллекте человека. Излишне говорить, что в этой концепции сбрасывается со счетов внечеловеческая творческая сила маскулинного принципа, Логоса, являющаяся поистине божественным аспектом, но таково уж наше время, выхолащивающее все идеи божественного.

И все же у множества думающих мужчин и женщин возникают сомнения. Если интеллект обладает верховной властью, то почему все в мире только ухудшается? Почему в то время как человек все больше стремится контролировать природные явления, золотой век все отдаляется?

Наряду с оптимизмом тех, кто основывает свою веру на возрастающем рациональном контроле природы, появляется и глубокое неверие в те принципы, на которых покоится вся наша система. Восстание против упорядоченности и рациональности очевидно, и оно заметно не только в политическом и социальных движениях, но, что более значительно — в сфере искусства. В литературе, так же как и в скульптуре, установленные законы эстетики часто отбрасывают для того, чтобы образы, спонтанно поднимающиеся из бессознательного, могли быть свободно выражены. В результате продукты искусства могут быть странными или непонятными и, если судить с точки зрения рационального интеллекта, бессмысленными и даже патологическими или некачественными; но то восхищение, в которое они приводят огромное количество людей, доказывает, что они живые, наполненные энергией, изобилующие непознанным смыслом. В эссе о Пикассо и об Улиссе Джойса Юнг рассмотрел два подобных творения искусства и показал, что эти работы тоже следуют закону, но не закону причин, маскулинному Логосу. Вместо этого они уходят от рационального и сознательного контроля и ведут по левому пути, направленному вниз, в темноту, к первобытности, из которой была проявлена жизнь. В этих темных глубинах царит зловещее женское начало, не светлый Логос, или интеллект, а темный Эрос чувств.

Беспорядочное выражение стремлений этих современных художников было затруднено борьбой против окутывающей нас средневековой упорядоченности. Законы нового мира, которые они стремятся изучать, не проявляют себя в их работах во всей полноте свободы, потому что все еще приходится бороться против авторитетов старины. Но если мы хотим что-то получить из поворота событий, развивающихся с такой огромной скоростью в течение последнего полувека, необходимо изучать природу этих законов. В религиях лунного божества именно дух признавался верховной силой и именно ему поклонялись. В них были сформулированы фемининные принципы и описаны ритуалы, целью которых являлось признание правильного положения человека относительно сил, находящихся вне его контроля.

Мифы и религии, которые мы будем рассматривать дальше — это религиозный материал. Он имеет дело не с приспособлением к внешним объектам или обстоятельствам, но со внутренним, духовным, или психическим, мироощущением. Духовное мироощущение естественным образом проявляется в адаптации человека к его обычной жизни, но это только вторично и не является главным в религиозном ритуале или наблюдении. Так что когда мы рассматриваем фемининный принцип, или Эрос, и требования, которые для построения с ним адекватных отношений он накладывает на индивида, мы не должны ожидать, что обнаружим правила этикета или обусловленного хорошего поведения.

Одним из следствий, к которым привел маскулинный порядок, явилось то,  что фемининная сторона жизни стала рассматриваться  в сентиментальном ключе, а правила чувствования превратились в полностью обусловленные, традиционные, что еще более задавило и так подавленное фемининное. Качества, которые теперь принято считать женскими: доброта, иногда неразборчивая, общее или универсальное обаяние, соглашательство (некритичность) - несомненно являются доказательством развитого отношения к Эросу.

Эрос — это духовный, или психологический закон, или, выражаясь старыми понятиями, это божественность. В природе фемининный принцип или, как сказал бы простой человек, женская богиня проявляется как слепая сила, пожирающая и жестокая, созидающая, питающая и уничтожающая. Это «женщина всех видов, более смертоносная, чем мужчина», жестокая как в своей любви, так и в ненависти. Это фемининный принцип в его демонической форме. Китайцы зовут его Инь, теневая сила женщины. Так же как в Вавилоне, Аравии и на Ближнем Востоке каждая земная богиня является одновременно и лунной богиней, так и китайский Инь означает как землю, так и луну. Вильгельм пишет: «Принцип Инь - это все темное, теневое, прохладное, женское и его сила начинается осенью.» [3] Сила, рождающаяся осенью и способная преодолеть солнце — это холод и тьма зимы. Это то время, которое китайцы считают сущностью женского принципа, великого Инь, символизируемым крадущимся в траве тигром, ждущим возможности напасть на добычу и растерзать ее когтями и зубами, и все же выглядящим по-кошачьи мягким, заставляющим забыть о своей свирепости. Греки дали этой женской силе имя Эрос, что означает связанность, большая чем любовь, так как в идее Эроса негативное, или ненависть, составляет такую же существенную часть, как позитивное, или любовь.

Амбивалентный и мощный характер фемининного принципа всегда присутствует в психологической реальности мужчины. Похоже, для них женщина обладает демонической властью, хотя многие этого и не осознают. Практически универсальный для мужчин страх попасть под власть очарования женщины и одновременно притягательность этой связи доказывает, что эффект, который на них оказывает женщина, нередко имеет демоническую природу. Обесценивающее отношение, которое показывают многие мужчины по отношению к женщине, - бессознательная попытка контролировать ту ситуацию, когда они чувствуют себя в невыгодном положении или стремление подорвать устрашающую власть женщины, заставляя ее вести себя с ним как мать. Так он освобождается от большого количества своего страха, потому что в своих отношениях с мамой почти каждый мужчина испытал позитивный аспект женской любви. Но даже так он не полностью освобождается от опасений, так как превращая женщину в мать, он, одновременно с этим, превращается в ребенка и сталкивается с опасностью упасть в свое собственное детство. Если это случается, он переполняется слабостью, что еще больше усиливает женщину в такой ситуации. В результате большинство мужчин относятся к женщине со страхом, хотя и бессознательным, или с враждебностью, исходящей из страха или, возможно, занимают доминирующую позицию с целью подавить свой страх.

Демонический образ женщины появляется не вследствие опыта общения мужчины с отдельной женщиной; хотя опыт может подтверждать его бессознательные предпосылки, но все-таки этот образ зависит скорее от универсального предположения, основанного на природе мужской анимы, или души, его собственного образа фемининного. Анима — это не женщина, но женский природный дух, обладающий демоническими качествами, нечеловеческая богиня Луна, дающая прямой опыт нечеловеческого Эроса во всей своей мощи, славного и ужасающего. В повседневной жизни мужчина не контактирует с тяжелым, хищным, неумолимым маскулинным принципом напрямую, но встречается с ним в человеческом облике, при посредничестве своей высшей (трансцендентной) функции, дисциплинированного мышления или тренированной физической силы. Но женское в нем не опосредованно через окультуренную и развитую личность. Женский принцип, лунная богиня, действует прямо из бессознательного, подходя к нему близко, как предатель изнутри. Неудивительно, что мужчина боится и не доверяет ему.

У женщины все выглядит по-другому. Она обычно не ощущает фемининный принцип напрямую в его демонической форме. Потому что он для нее связан с ее принадлежностью к женской части человечества и ее собственным подходом к жизни. Но если она остановится и заглянет внутрь себя, она тоже может обнаружить импульсы и мысли, не согласующиеся с ее сознательным отношением, но являющиеся прямым следствием первозданной и необузданной фемининности внутри нее. Обычно, однако, женщина не разглядывает темные секреты своей собственной природы. Слишком болезненно, слишком опасно для сознательного отношения, которое она построила, она предпочитает думать, что является той, кем привыкла себя считать. И на самом деле ее задача — встать между Эросом внутри нее и миром снаружи, и через свою собственную женскую адаптацию к миру, очеловечить эту демоническую мощь нечеловеческого фемининного принципа. В нашей западной цивилизации мы так отделили себя от инстинктивных аспектов Эроса и настолько приручили его высшую власть, что в своем Эрос-отношении к миру — в социальных и домашних отношениях, женский путь стал полностью организованным и обусловленным, результатом чего явилось не только то, что те же отношения часто оказываются устаревшими и бесплодными, но и то, что женщина сама страдает от отрезанности от источника жизни, таящегося в глубинах ее существа.

Когда мужчина и женщина пытаются создать отношения, включающие в себя больше близости, чем простое знакомство, проявляется огромная разница их точек зрения и жизненных ценностей. Эти расхождения обусловлены тем фактом, что психическая конституция мужчины и женщины существенно отличается; они как зеркала, расположенные друг напротив друга. То, что для мужчины духовно, хорошо, то, к чему нужно стремиться, для женщины — демонично, полно силы, деструктивно, и наоборот. Таким образом их базовая природа и ценности диаметрально противоположны.

И все же, несмотря на то, что их природа противоположна, мужчина и женщина непреодолимо нуждаются друг в друге и вынуждены строить отношения. Однако расхождение их целей так велико, что между ними неизбежно возникает конфликт как только они начинают соприкасаться друг с другом. Временами этот конфликт может казаться совершенно непримиримым, и бремя, которую несет их потребность быть вместе, может стать невыносимым.

Традиционный способ улаживания этой извечной проблемы — оставаться как можно более неосознающим глубинные субъективные эффекты общения с противоположным полом, позволяя природе и инстинкту заботиться об интимной стороне связи, пряча подлинную природу психологических отношений под налетом вежливости. В последнее время, когда постепенно была подорвана авторитетность такого традиционного способа улаживания мужско-женских отношений, между ними в социальной сфере в значительной степени вспыхнул реальный конфликт, и теперь почти повсеместно брак либо заканчивается катастрофой, либо идет по обычному пути так-называемого счастливого замужества, где слишком часто терпимость и бессознательность выступают в качестве снотворного, усыпляющего активное недовольство.

Этот внешний конфликт между мужчиной и женщиной, однако, отображает еще более распространенный субъективный конфликт, происходящий в каждом человеке, хотя, возможно, и без его сознательного участия. Потому что ни один не является только мужчиной или только женщиной. В каждом есть оба элемента и они весьма часто оказываются в постоянном конфликте в нашей психике. Пока этот личный аспект проблемы не решен, мужчина или женщина не будут способны разрешить внешние трудности в своих отношениях, так как человек неизбежно будет проецировать менее осознанную часть собственной психики на партнера. Мужчина, например, обнаружит свою дикую, неприрученную часть, в своих отношениях с женой и будет рассматривать все, что она из себя представляет и все, что она делает, сквозь туман своей неисследованной демонической Анимы. С его точки зрения ее мотивы будут искаженны, а ее действия абсолютно непонятны. Иногда из-за этого искаженного взгляда она будет казаться жестокой, враждебной или хитрой, а в других случаях тот же искаженный взгляд может превращать ее в добрую, понимающую, принимающую, что тоже не менее обманчиво. Он и на самом деле не способен увидеть ее ясно, потому что он не видит себя, истинным и полным образом. Пока он продолжает так поступать и не может смириться с «другой частью» себя, он не может построить никаких подлинных отношений с женщиной. Чтобы сделать это, нужно посмотреть в лицо внутреннему конфликту, что может оказаться очень болезненным опытом. Проблема не может решиться, если ее игнорировать или проецировать то, что не можешь принять, на противоположный пол. Если мужчина хочет стать целостным, он должен посмотреть напрямую на свою нецелостность. Его внутренний конфликт разрешится только тогда, когда он обнаружит собственное отношение к обоим аспектам себя и примирится с силами, царящими в его психике, маскулинным и фемининным принципом, которые присущи самой природе каждого человека.

В универсальном символизме, который мы будем рассматривать, фемининный принцип, или Эрос, представлен луной, и маскулинный принцип, или Логос, солнцем. Как утверждается в мифе о творении в Писании: Бог создал два света, один — Великий, чтобы править днем и другой — Меньший, чтобы править ночью. Солнце как маскулинный принцип — правитель дня, сознания, работы и достижений, сознательного понимания и разделения, Логос. Луна, фемининный принцип, правит ночью, бессознательным. Она — богиня любви, управляет мистическими силами, находящимися вне понимания человека, привлекающими людей друг к другу или отталкивающими их друг от друга. Она — Эрос, мощный, роковой и непостижимый.

В мифах и религиях, связанных с луной, содержится кладезь информации о природе Эроса и законах, по которым он живет. Это мудрость античности и первобытных людей, которые были более близки природе, чем мы. Мифы могут содержать сокровища понимания для нас, а могут оказаться только археологическими раритетами. Мы не можем взять их некритично, как некую мудрость, подходящую нам так же, как и древним, но мы не можем и принижать их ценность только потому, что они столь древние.

Факт, что символы луны, в течение множества веков распространенные среди совершенно разных народов, так тесно связаны друг с другом - это доказательство, что они возникли из глубин человеческой психики, где дремлют истины, имеющие универсальную ценность. Образы, возникающие в форме символов из глубин бессознательной психики человека, выражают истину, выходящую за рамки человеческой мудрости или разума. Но мы все еще можем сказать, что эти образы и символы являлись истинными для людей, создавших их, так почему мы должны их серьезно рассматривать сегодня? Ответ заключается в том, что похожие образы и сегодня поднимаются из бессознательного современных мужчин и женщин. Их можно обнаружить в творениях искусства — картинах, поэзии, драмах - и также в сновидениях и фантазиях обычных людей, у которых нет артистических способностей.

Разумным отношением было бы ни возвеличивать, ни принижать мудрость древних, но вместо этого рассмотреть мифы с открытым разумом. Если они не будут относиться к нам напрямую, то значит и не будут содержать никакой истины для нас, так что мы можем прекратить тратить на это время. Но если в разговоре с нами их странная, нерациональная логика будет нести собственные убеждения, то не нужны будут никакие рациональные доказательства их истинности.



[1] В этой книге термин Эрос применяется в его философском смысле, где он представляет принцип психического родства. Он был описан Юнгом в множестве его произведений. Юнг соотносит принцип Эроса с фемининным законом, а принцип Логоса с маскулинными характеристиками. [Юнг, "Женщина в Европе», Contributions to Analytical Psychology (New York and London, 1928), с. 176.]. Поэтому когда используется термин Эрос, не надо соотносить его с греческим богом Эросом. Маленький крылатый бог, так же, как и его стрелы, это мысль, или импульс любви, поражающий и попадающий в вас на расстоянии. Такое проявление, естественно, является принципом Эроса, так как когда это происходит с человеком, тот вынужден искать тесной связи с человеческим источником такого импульса. Таким же образом вся реальность эротики тесно связана с Эросом, но не идентична с ним. Эротика — только одна из областей, где Эрос проявляет себя, но не единственная.

[2] Душа рассматривается здесь не в теологическом смысле как бессмертная часть человека, остающаяся после смерти, но в психологическом смысле — невидимая фигура, представляющая бессознательное или бессознательная часть психики человека.

[3] Рихард Вильгельм, Душа Китая

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики