Понедельник, 08 июня 2015 19:31

Эдвард Эдингер Комментарии к "Эону" («Aion») Карла Густава Юнга Глава4 Сизигия: анима и анимус

Эдвард Эдингер

Комментарии к "Эону" Aion») Карла Густава Юнга

Глава4

Сизигия: анима и анимус

Глава Юнга о сизигии начинается с параграфа 20. И прежде чем заняться этой главой, нам необходимо рассмотреть данный термин сам по себе. Сизигия означает пару, бинер или диаду. Парные эоны, которые эманировало гностическое божество называлось сизигии, однако первоначально это слово обозначало «связанные вместе». Слово состоит из двух различных основ: «syn» означает «с», а «zygon» - «хомут» в лошадиной упряжке. Шлея упряжи связывает телегу (см. рисунок 4) и так называемый zygon. Лошадиные шеи размещаются в двух петлях zygon. Zygon или сизигия дословно означает пару лошадей в одной упряжке.

Рисунок 4.
Сизигия.

В понимании Юнга этот термин относится к сопряженным вместе мужскому и женскому принципам в психике человека. Изображение на рисунке 5 можно считать абстрактным представлением структуры психики. Кроме того, это и есть представление книги «Aion». Изучая схему сверху вниз, мы начинаем с уровня эго на вершине. Затем мы видим тень, изображение которой в некоторой степени указывает на то, что тень отбрасывается светом эго. Тень можно считать следующим уровнем психики. Продвигаясь далее, мы видим сизигию – женский и мужской принципы, представленные анимой у мужчины и анимусом у женщины. На самой большой глубине появляется Самость, вначале в её личностной манифестации, а затем и в коллективных формах проявления, например, исторической, мировой и наконец как переживание единого пространственно-временного континуума. Все эти уровни мы внимательно проанализируем несколько позже.

Рисунок 5 также иллюстрирует то, как мужское и женское эго соприкасаются с Самостью через свои контрсексуальные компоненты. В середине диаграммы представлено своего рода абстрактное «чистое эго», расположенное точно между мужским и женским принципами, которое на самом деле всего лишь идеал, не существующий в реальности. С левой стороны мы видим женское эго, которому для установления связи с Самостью следует пройти через анимус. Напротив – мужское эго, которое аналогичным образом должно установить связь с Анимой.

Юнг говорил что анима и анимус состоят из трех факторов: качества противоположного пола, присущие конкретному человеку, архетипический образ и личный жизненный опыт общения с противоположным полом (параграф 41). Первые два фактора — врожденные, а третий, связанный с жизненным опытом, является приобретенным. Конечно, в реальной жизни эти врожденные и приобретенные факторы невозможно четко различить между собой, поскольку они сочетаются друг с другом и перемешаны между собой в беспорядке. Что касается третьего фактора, опыт общения с матерью или отцом чрезвычайно важен, однако не только родители вносят свой вклад в формирование приобретенных характеристик анимы или анимуса. Помимо матери огромный вклад в образ анимы вносит сестра, дочь, любовница, жена и спутница. Все они формируют тот уровень анимы, который является приобретенным. Но позади этого личного опыта, существует архетипические факторы, которые мы можем встретить в мифах как образы божественного проводника, источника вдохновения, коварной соблазнительницы, персонификации самой жизни или судьбы и наконец архетипический принцип Эроса.

Женщина получает схожий опыт, связанный с анимусом. Прежде всего это отец, затем брат, сын, любовник, муж и партнер на личностном, приобретенном уровне. На архетипическом уровне можно найти божественного проводника, источник вдохновения, опасного соблазнителя, персонификацию духовного смысла и наконец принцип Логоса.

В этом контексте также важны различны состояния связанности эго с анимой или анимусом, что весьма значимо при оценке пациентов для анализа. Я различаю четыре разных состояния: инфантильное состояние, состояние проекции, состояние одержимости и состояние осознанности. Инфантильное состояние символизируется мотивом инцеста матери и сына или отца и дочери. В своих работах Юнг уделял много внимания этому состоянию у мужчин, и его мысли имеют большую ценность для повседневной аналитической работы. Вот как он описывает состояние инфантильной связи с анимой:

«Его Эрос пассивен как у ребенка: он надеется быть пойманным, втянутым, окутанным и поглощенным. В действительности он стремится попасть в обороняющий и питающий материнский зачарованный круг, в состояние младенца, избавленного от всех хлопот, испытывающего на себе заботу всего мира, который прямо-таки заставляет его быть счастливым. Неудивительно, что реальность исчезает из поля зрения!

...Зачастую рядом с ним действительно находится мать, которая внешне немало заботиться о том, чтобы ее сын стал мужчиной, но на деле не пренебрегает ничем в своих неустанных жертвенных стараниях помешать ему повзрослеть и жениться. Между матерью и сыном имеется тайный заговор, и можно наблюдать, как каждый из них помогает другому в предательстве по отношению к жизни.

...У него есть подлинное желание соприкоснуться с реальностью, заключить в объятия землю и заставить житейскую ниву приносить плоды. Однако же все, что он делает, - не более чем серия судорожных попыток, ибо и его инициатива, и его способность к постоянству подорваны таящейся в нем памятью о том, что мир и счастье в мире можно получить как дар - от матери. Тот участок мира, с которым он, как всякий человек, вынужден сталкиваться снова и снова, всегда в какой-то степени неправилен, поскольку не падает ему в руки, не бежит навстречу, а сопротивляется, требует завоевывать себя и слушается только силу. Он, этот мир, предъявляет требования к мужеству человека, к его рвению, прежде всего - к его смелости и решимости, когда доходит до того, что самое бытие его ложится на чашу весов. Здесь ему потребуется вероломный Эрос, способный подвигнуть его на забвение матери и на тяготы первой любви в его жизни.» (параграфы 20-22)

Качество, описанное здесь столь наглядно, в той или иной степени встречается у всех анализируемых мужчин, в особенности юных. Как правило, оно не проявляется столь явно, однако базисное бессознательное отношение всегда присутствует, можете ли вы это увидеть или нет.

В данной главе Юнг не дает аналогичного описания связи между женщиной и ее отцом, но в «Mysterium Coniunctionis» он пишет следующее:

«Темное солнце женской психологии связано с образом отца, поскольку отец является первым носителем образа анимуса. Он наделяет этот реальный образ субстанцией и формой, ибо в силу своего Логоса он является для дочери источником "духа". К сожалению, этот источник зачастую оказывается загрязненным как раз в том месте, где мы ожидаем найти чистую воду. Ибо дух, который помогает женщине, это не просто разум, это гораздо .большее: это установка, дух, в соответствии с которым человек живет. Даже так называемый "идеальный" дух не всегда является наилучшим, если он не понимает, как соответствующим образом вести себя с природой, то есть с животным человеком. Это действительно было бы идеально. Поэтому каждому отцу дана возможность развращать, тем или иным способом, природу своей дочери, а учитель, муж или психиатр должны все это расхлебывать. Ибо то, "что было испорчено отцом", может быть исправлено только отцом, а то, "что было испорчено матерью", может быть исправлено только матерью.» (параграф 232)

Рисунок 5. Диаграмма Психэ.

Вверху диаграммы показано эго, отбрасывающее тень. Женское и мужское эго представлены отдельно, чтобы продемонстрировать, как каждому из них придется пройти через контрсексуальный аспект (анима или анимус), чтобы установить связь с Самостью. В нижней части диаграммы Самость вначале проявляется личностно, а затем на более глубоких уровнях, в общечеловеческих аспектах: историческом, мировом и вселенском.

Эти комментарии говорят нам о главной опасности для сына: материнском комплексе, отравляющем его мужское стремление к активной жизни; в то время как для дочери опасность отцовского комплекса состоит в порче реальной связи с духом или смыслом. И та и другая опасность исходит из инфантильной связи с анимой или анимусом.

При втором или проецируемом состоянии опыт анимы и анимуса переживается в проекции на представителя противоположного пола. Существует большое различие между дальними и близкими проекциями. Удаленными проекциями я называю поклонение кинозвездам и рок-певцам или другие проявления фанатской любви. Такие коллективные проекции обычно разделяются целыми группами, и тот, на кого осуществляется проекция, никаким образом не вступает в контакт с проецирующим. Поэтому данный феномен имеет очень большое инфантильное содержание. Близкие проекции становятся ближе к источнику, что приводит к коллизиям в реальной жизни, когда спроецированный образ противопоставляется объективной реальности человека, несущего проекцию. В результате происходит увеличение осознанности.

Третье состояние связи с анимой и анимусом я называю одержимостью: мужчина оказывается одержим анимой, а женщина – анимусом. Одержимость мужчины анимой — состояние, которое обычно приходит и уходит по настроению, он становится чувствительным и обидчивым, его очень легко задеть. На мой взгляд, ключевым словом для определения мужской одержимостью анимой является обидчивость, состояние разочарованности и каприза. Другой аспект одержимости анимой - крайняя мягкость. Состояние одержимости анимусом у женщины прямо противоположно. Она становится самоуверенной, категоричной, склонной к бессмысленным спорам. Там, где действует анимус, женщина становится несоразмерно жесткой.

Наконец, четвертое состояние может быть определено как осознанная связь с анимой или анимусом. Как пишет Юнг в параграфе 40, анима и анимус представляют «функции, отфильтровывающие содержимое коллективного бессознательного и передающие его сознанию». Когда эго устанавливает сознательную связь с анимой или анимусом, они более не являются предметом одержимости, и контрсексуальный элемент становится каналом, по которому содержимое коллективного бессознательного способно переместиться из бессознательного в эго. Такая сознательная связь с анимой или анимусом приводит к установке, дающей регулярное внимание к бессознательному. Юнг отмечает:

«Хотя действие анимы и анимуса можно осознать, сами они суть факторы, лежащие вне сознания, недосягаемые для восприятия и воли. Поэтому, независимо от интеграции их содержаний, они остаются автономными, и об их присутствии всегда необходимо помнить. Последнее крайне важно с терапевтической точки зрения, ибо, непрерывно наблюдая за бессознательным, мы отдаем ему ту дань, которая в большей или меньшей мере гарантирует его сотрудничество. Как нам известно, с бессознательным невозможно "поладить" раз и навсегда. Фактически, одна из важнейших задач психической гигиены состоит в том, чтобы постоянно уделять внимание симптоматике бессознательных процессов и содержимого бессознательного.» (параграф 40)

Окончательной целью составляющих сизигию маскулинных и фемининных принципов является коньюнция, их соединение. Интенсивное стремление сизигии достичь соединения проявляется во внешней жизни совершенно естественно. Это то, что я мог бы назвать буквальной или выведенной вовне последовательностью конъюнкции: мужчина или женщина влюбляются, иными словами, они оказываются захвачены взаимной проекцией. На этой стадии все просто упоительно. Каждый убежден, что обрел родную душу в другом, и всякий раз, когда они оказываются вместе, возникает чувство целостности. Обратной стороной этого блаженства является крайне болезненное ощущение потери, когда они оказываются разлучены. Данное начальное состояние, будучи в большой степени бессознательным, как правило, не может задержаться надолго. Дальнейшее развитие событий может пойти по трем возможным путям.

Первый и наиболее вероятный вариант заключается в том, что коньюнкция будет реализована на конкретном уровне, что означает заключение брака, создание семьи и соединение жизненных путей. Либидо, некогда установившее связь между анимой и анимусом, постепенно перенаправляется на преодоление трудностей, связанных с реальной совместной жизнью.

Вторая возможность заключается в том, что вместо реального осуществления конъюнкции произойдет реальная сепарация. Другими словами, проекция оставит его или ее. Когда проекция оказывается снята, тот, на кого осуществлялась проекция, оказывается отвергнут, покинут и беззащитен перед чувством горя, отчаяния и ярости. Это комплекс Дидоны, Медеи и Дона Хосе из «Кармен». Проявляется крайнее выражение ярости или отчаяния, поскольку покинутый переживает утрату второй половинки как предельный и окончательный крах, потерю шанса на конъюнкцию; отчаяние может привести к деструктивному поведению. Альтернативой здесь является понимание, что другой человек не был тем самым внутренним объектом, а обретя это понимание, нужно начать устанавливать связь с анимой или анимусом как с внутренним объектом. Это можно определить изречением: «Когда уходят полубоги, появляются боги». Так было в случае Арианды – после того как ее бросает Тесей, на сцене появляется Дионис.

Третья возможность предоставляет постепенное развитие в процессе взаимной проекции, он и она мало-помалу открывают, что их влюбленность основана на проекции анимы или анимуса. Однако из этой проекции развивается осознанная способность к настоящей любви. Постепенно появляется способность любить партнера таким, каков он есть; одновременно с этим устанавливается и развивается связь с внутренним образом анимы или анимуса.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики