Понедельник, 08 июня 2015 19:34

Эдвард Эдингер Комментарии к "Эону" («Aion») Карла Густава Юнга Глава 5 Параграфы 43-67 Самость

Эдвард Эдингер

Комментарии к "Эону" Aion») Карла Густава Юнга

Глава 5

Параграфы 43-67

Самость

Мы углубились в психэ, пройдя эго, тень и аниму с анимусом и добрались до наиболее глубокой точки - Самости. Определить термин Самость сложно. Понятие эго также проблематично, но по сравнению с психологическим смыслом термина Самости это был просто пустяк. Самость относится к эмпирической реальности, но ее точная природа непостижима для какого-либо схватывания эго. Все, что мы можем сделать, это попытаться рассмотреть Самость с разных углов зрения и извлечь части смысла.

Одно из определений Самости заключается в том, что она представляет тотальность психики, которая проявляется как единая сущность. Также можно сказать, что Самость - это психика в целостности, которая включает в себя и эго, и всю безграничность бессознательного. Третья формулировка состоит в том, что Самость представляет центр и окружность психэ, что тесно связано с древним определением Бога как круга, центр которого находится везде, а окружность - нигде.

При этом возникает логическая проблема, поскольку если Самость определяется как тотальность психики, то эта тотальность включает в себя и эго. Как же эго, составляя не более чем часть целого, способно отделять себя от того, частью чего является, и утверждать свою тотальность, как если бы оно было отдельно от себя самого? Этот парадокс изначально заложен в человеческой психике и в самом феномене сознания. Метафорически эго, словно сын, перенимает некоторые качества своего отца Самости, а также, будучи частью целого, одновременно является отдельной сущностью.

Эмпирически психика имеет два центра: эго как субъективный центр и Самость как объективный. Значительная степень психологического развития является необходимым условием, прежде чем индивид обретет такой опыт, хотя саму идею, что у психики имеется два центра, понять несложно. Юнг, гений психологии, получил ясное осознание двух центров еще в ранние годы, о чем подробно написал в своей автобиографии. Юнг говорит о них как о "Личности Номер 1" и "Личности номер 2"

«"Номер 2" видел в "Номере 1" тяжелую и неблагодарную моральную проблему, особь, отягощенную множеством дефектов, как то: спорадическая лень, безволие, депрессивность, глупое благоговение перед тем, в чем не видит смысла никто, неразборчивость в дружбе, ограниченность, предубежденность, тупость (математика!), неспособность понимать других и определить свои отношения с миром. "Номер 2" вообще не был характером, он был своего рода vita peracta (прожитой жизнью. — лат.), рожденный, живущий, умерший — все едино, этакое тотальное обозрение человеческой природы, притом довольно безжалостное, ни к чему не способный и ничего не желающий, существующий исключительно при темном посредничестве "Номера 1". В тот момент, когда верх брал "Номер 2", "Номер 1" растворялся в нем, и наоборот, "Номер 1" рассматривал "Номер 2" как мрачное царство своего подсознания. "Номер 2" сам себе казался камнем, однажды заброшенным на край света и бесшумно упавшим в ночную бездну. Но в нем самом царил свет, как в просторных залах королевского дворца, высокие окна которого обращены к залитому солнцем миру. Здесь присутствуют смысл и связь, в противоположность бессвязной случайности жизни "Номера 1", который никак не соприкасается даже с тем, что его непосредственно окружает. "Номер 2" же, напротив, чувствует свое тайное соответствие средневековью — эпохе, дух которой, Фауст, так преследовал Гёте.»

Подростковый опыт Юнга изумителен - он рассказывает о своих переживаниях в возрасте 12 или 13 лет. Конечно же, Юнг описывает этот эпизод с точки зрения более широкого сознания, обретенного с годами, и можно с уверенностью сказать, что он едва ли использовал такие формулировки в юности, но опыт был, и впоследствии Юнг смог описать этот ретроспективно. Все это имеет отношения к обсуждаемой главе о Самости, потому что сказанное здесь Юнгом о Самости подразумевает хорошо развитое эго второй половины жизни. Такое развитие эго встречается нечасто.

На рисунке 6 изображено развитие связи между эго и Самостью по мере развития сознания, что соотносится с четырьмя различным стадиям развития эго, четырем вариантам, как может осуществляться связь эго и Самости.

Рисунок 6. Связь между эго и Самостью, двумя центрами личности, по мере того как это отделяется от Самости в процессе психологического развития.

На первой стадии эго еще полностью содержится в первичной бессознательной Самости. Можно сказать, что оно еще не рождено. На второй стадии оно начинает свои первые толчки к освобождению, однако, несмотря на то, что часть эго уже находится вне Самости, его центр остается внутри. Иными словами, здесь изображена первичная стадия идентичности эго и Самости, и то что Юнг описывал как личности «Номер 1» и «Номер 2», то есть, Эго и Самость переживаются как идентичные.

На третьей стадии центр эго высвобождается из удерживающей его Самости и начинает осмыслять себя как отдельный центр, так что связь между эго и Самостью становится осознанной. То, что я называю осью эго-Самость, начинает формироваться именно на этой стадии. Конечно, такая связь может оставаться неосознанной, пока сохраняется осознание дуальности, а не единства. Четвертая стадия - это гипотетический идеал, воображаемое состояние, в котором не остается и следов тождественности эго и Самости.

В той мере, в какой эго отождествлено с Самостью (а в таком состоянии находится огромная часть человечества), преобладает бессознательное убеждение, что эго несет качества Самости, что оно бессмертно и является центром мира, а его желания - веление божества. Конечно, никто не утверждает это сознательно, и на сознательном уровне человек способен оставаться вполне скромным и внешне культурным, при этом нося в бессознательном совсем иные установки, которые могут выйти на свет в особых обстоятельствах.

На рисунке 7 представлена схема пути развития эго от первой стадии к четвертой. Эта схема представляет последовательность событий, которые происходят, когда имеет место бессознательное отождествление эго и Самости. До тех пор пока эта идентичность не прорывается наружу, ничего не происходит, но как только она начинает проявляться в конкретных действиях, реальность дает жесткий отпор. Этот отпор вызывает обиду и рефлексию, после чего происходит изменение сознательной установки или метанойя, которая исцеляет рану и воссоединяет эго с Самостью, возвращая состояние идентичности эго-Самость на следующем уровне. На каждом витке круга идентичность эго с Самостью становится чуть меньше и освобождается несколько большая часть сознания.

Рисунок 7. Циклы психической жизни.

Типичный цикл раннего развития, начиная с первоначального тождества эго и Самости (сверху). Последующие психологические события приводят к возвращению в первоначальное состояние, однако при этом происходит рост сознания. Цикл может прерваться в двух точках: A и B.

Еще один подготовительный пункт обсуждения представлений Юнга о Самости затрагивает проблему разрушения религиозных проекций, что показано на рисунках 8a и 8b. До тех пор пока индивид включен в религиозную систему, догма данной религии несет на себе проекцию Самости. Самость тождественна внутреннему богообразу и здесь Самость или богообраз составляют часть метафизической проекции. Это служит определенной проективной функции. Пока проекция остается нетронутой, прямая встреча между эго и Самостью невозможна.

Рисунок 8
a.

На рисунке показано сообщество индивидов, в которых Самость проецируется на религиозную систему.

Рисунок
8b.

На рисунке показаны возможности для различных индивидов при разрушении религиозных проекций Самости.

Когда проекция разрушается, развитие способно пойти по многим путям. Например, может произойти полная утрата какой либо связи с Самостью и падение в состояние отчуждения и отчаяния, потому что жизнь становится бессмысленной. Или же произойдет впадение в инфляцию, раздувание эго, что часто приводит к отчуждению как противоположности. Или же Самость может спроецироваться вновь, скажем, на одну из политических систем. В наше время политические движения несут на себе именно религиозные проекции.

Четвертый вариант развития событий в результате разрушения религиозной проекции - это индивидуация. В этом случае происходит живая встреча эго с Самостью как с психологической сущностью. Обсуждаемый Юнгом в данной главе опыт психологической встречи с Самостью относится к тем, кто утратил свои религиозные проекции. Но все это не имеет никакого смысла для тех людей, чьи религиозные проекции уцелели.

Инфляция составляет одну из проблем встречи эго с Самостью. В параграфе 44 Юнг пишет:

«Чем более многочисленны и значительны бессознательные содержания, ассимилированные в эго, тем сильнее эго приближается к самости, даже если такое приближение будет составлять бесконечный процесс. Это неизбежно приводит к инфляции эго, если не провести критическую демаркационную линию между ним и фигурами бессознательного. Но подобный акт разграничения дает практические результаты, только если удается установить разумные границы эго и вместе с тем предоставить бессознательным фигурам - самости, аниме, анимусу и тени - относительную автономность и права реальности (психического характера).»

Проведение разумной границы для эго составляет важную часть практики анализа. Например, стало уже банальным слышать фразы, подобные: "Я сделал такую-то ошибку, и я получил такую-то реакцию", когда на самом деле все эти события продуцируются бессознательным. Юнг приводил подобный пример своем хьюстонском интервью. Молодой журналист спросил его, почему пациент выбирает тот или иной симптом, на что Юнг резко отреагировал: «Не он выбирает, это симптомы выбирают его. С таким же успехом вы можете спросить человека, съеденного крокодилом, почему он выбрал именно этого крокодила; но выбор-то сделал крокодил.»

Эго не выбирает свои симптомы, оно оказывается жертвой симптомов, которые бессознательное набрасывает на него. Симптом подобен крокодилу, хватающему и не отпускающему. Это очень важно понять. Так мы устанавливаем для эго разумные границы: мы не должны приписывать эго силу и способности, которые ему не принадлежат. Это была бы инфляция. Обсуждая инфляцию, Юнг особо указывает на опасности.

«Каждый, кому приходилось иметь дело с такими случаями, знает, сколь большой риск таит в себе инфляция. Достаточно споткнуться на небольшом лестничном пролете или даже на ровном полу, и падение будет фатальным.»

Но инфляция - это нечто еще более тонкое. Инфляция - это полностью бессознательное, предполагаемое как априори убеждение, которое разделяют почти все, убеждение в том, что такой вещи как автономная психика превыше эго не существует. Всякий, кто публично заявляет о существовании автономной психики вне эго, считается слегка ненормальным. Хотя это состояние бессознательной инфляции практически универсально, оно, как правило, не вызывает проблем. В высшей степени удивительно, что абсолютное большинство людей способно жить вполне счастливо в состоянии инфляции. Это состояние естественно до тех пор пока не запущен процесс индивидуации; затем приходится нести ответственность.

Другой важный момент в том же параграфе состоит в том, что симптомом инфляции является возрастание неприятия реакций окружающего мира и отказ от взаимодействия с ними. Важно помнить, что бессознательное приходит к нам извне точно так же, как и изнутри, поэтому реакции людей на нас и события вокруг нас являются таким же выражением бессознательного, как и наши сны и фантазии.

Далее Юнг рассказывает о двух возможных психических катастрофах. Это ассимиляция эго Самостью или же ассимиляция Самости эго. Слово "ассимиляция" является эвфемизмом слова "поглощение", "поедание". В природе главным является вопрос, кто кого съест. Если Самость поглощает эго, это в наихудшем варианте приводит к тяжелому психозу. Если эго поглощает Самость, что кажется невозможным, ведь меньшее не способно поглотить большее, хотя Юнг и говорит о таких состояниях, тогда "Самость, становится ассимилирована эго, и в этом случае мир сознания подлежит сносу в угоду реальности бессознательного". (параграф 47)

Если эго поглощает Самость, в итоге мы получаем рационалистическую инфляцию, преобладающую в нашей культуре, в результате которой эго принимает на себя всю тотальность психики. В таком случае противоядием должно стать уменьшение сил эго в пользу реальности бессознательного. В первом варианте, где Самость ассимилирует эго, напротив, все сознательные добродетели - внимательность, честность, терпение, способность к адаптации - должны быть в максимальной степени мобилизованы. Вот что Юнг говорит в параграфе 48:

«Подлинные моральные проблемы возникают из конфликта долга. Всякий, кто достаточно скромен либо благодушен, всегда может найти решение с помощью внешнего авторитета. Но тот, кто доверяет другим не больше, чем себе, вообще никогда не сможет достичь решения, если оно не явится ему способом, в обычном праве называемым "стихийным бедствием" (Таково юридическое значение термина, дословно означающего "божественное вмешательство") Во всех подобных случаях некий бессознательный авторитет кладет конец сомнениям, ставя нас перед свершившимся фактом.»

В параграфе 49 Юнг продолжает говорить, что подобный "свершившийся факт", действие непредсказуемых природных сил с психологической точки зрения более правильно рассматривать как "волю бога" нежели "результат природных или инстинктивных сил", поскольку, далее цитата:

«...если внутренний авторитет расценивается как "божья воля" (и тем самым подразумевается, что "природные силы" суть силы божественные), мы выигрываем в самооценке, ибо решение тогда выглядит актом повиновения и осуществлением божественного замысла.»

Юнг признает, что эта точка зрения может быть использована эго как способ улизнуть от ответственности, но данная критика «оправдывается лишь в случае, когда кто-либо фактически сознательно прикрывает свою эгоистическую точку зрения лицемерным словесным фасадом.»

Идея конфликта долга имеет важное практическое значение. Когда индивид встречается с основным конфликтом долга, в результате раскрытия реальности второго центра психики возникают противоположности, переходя от второй стадии развития к третьей, поскольку такой конфликт связан с выбором между двух зол. Конечно, хотелось бы иметь простой выбор между плохим и хорошим, добром и злом, но когда происходит конфликт долга, приходится всегда выбирать одно зло из двух, и это означает невозможность избегнуть переживания столкновения противоположностей. Какой бы выбор ни был сделан, очевидно, что в нем будет присутствовать и добро, и зло. Примером такого решения может быть вопрос об аборте. Аборт есть действие против природы, и тяжелая психологическая расплата за него неизбежна. С другой стороны, иногда не меньшим преступлением будет дать жизнь ребенку в условиях, несовместимых с его здоровьем и благополучием. То есть, выбор неизбежно оказывается выбором из двух зол.

Юнг делает акцент на том, что власть бессознательного ставит точку в таком "конфликте долга" неким свершившимся фактом (fait accompli). Все наши бессознательные, неумышленные действия, все так называемые ошибки, просчеты и есть fait accompli. Подобные ошибки могут иметь две различные интерпретации: по отношению к молодым клиентам уместна интерпретация в том ключе, что эти промахи суть результат недостатка воли, потому что молодой человек должен иметь сильное эго, и основной акцент надо делать на ответственности эго. Если ошибка допущена молодым человеком, правильно, что он считает себя ответственным за нее. С другой стороны, для второй половины жизни ошибки следует понимать как "акты божьей воли". И точно так же надо понимать так называемые ошибки в аналитической работе с пациентами. Ошибки здесь - многозначительные "акты божьей воли", и в этом смысле они не являются ошибками вовсе, это не ошибки, но прямое вмешательство бессознательного, которое должно быть понято и осознанно.

В параграфе 59 Юнг делает следующее важное утверждение:

«Хотя на первый взгляд "целостность" представляется всего лишь абстрактной идеей (так же как анима и анимус), она на самом деле носит эмпирический характер, ибо психе предвидит ее в форме спонтанных и автономных символов ... Целостность, таким образом, представляет собой объективный фактор, с которым субъект сталкивается независимо от своего желания.»

Юнг делает акцент на том, что фактор целостности - это вершина иерархии психической реальности. Это нечто, что мы должны постоянно осознавать при работе с материалом пациентов, потому что образы целостности, Самости, приходят во снах и фантазиях все время. Они могут приходить неузнаваемыми, поэтому очень важно сохранять полную осведомленность относительно автономных образов целостности, таких как квартерность, мандалы, Аксиома Марии, появление противоположностей, соединение противоположностей. Все эти образы суть выражение этого объективного фактора, который противостоит субъекту вне зависимости от него.

В параграфе 60 Юнг говорит, что "Индивидуальные мандалы - это символы порядка и ... возникают у пациентов в основном в периоды психической дезориентации или переориентации. ...Образы порядка появляются из бессознательного только тогда, когда сознание находится в состоянии хаоса. Каждый хочет сказать прямо сейчас: "О, я хочу такой милый сон с мандалой, как описан в такой-то книге". Эти люди не знают что, говорят! За такие сны заплачена очень большая цена!»

Наконец, я хочу обратить внимания на параграф 65, в котором Юнг говорит о метафизических концепциях, утративших связь с естественным опытом. Такие концепции когда-то были сосудами для коллективных проекций образа Самости. Когда эта проекция извлекается из метафизических идей, индивидуум теряет переживание их значимости для себя. В поздние года своей жизни Юнг считал своей задачей искупление метафизики. Он ставил своей целью возродить смысл, первоначально включенный в теологические и метафизические идеи через открытие психической реальности, которая когда-то служила источником этих идей.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики