Вторник, 07 июля 2015 22:36

Эдвард Эдингер Комментарии к "Эону" («Aion») Карла Густава Юнга Глава 14 Предпосылки психологии христианского и алхимического символизма

Эдвард Эдингер

Комментарии к "Эону" («Aion») Карла Густава Юнга

Глава 14

Предпосылки психологии христианского и алхимического символизма

Юнг далее углубляется в широкий исторический контекст:

«[Мы стали] сегодня свидетелями странного зрелища, когда параллельно существуют два мировоззрения, и ни одно из них ничего не знает и знать не хочет о другом...

...на протяжении XVIII в. выросла печально известная пропасть между верой и знанием. Вере недоставало опытного подтверждения, науке же недоставало души. В самом деле, наука истово верила в абсолютную объективность, неизменно упуская из виду фундаментальное затруднение, состоящее в том, что подлинной прародительницей и распространительницей всякого знания является психе, — а именно о ней ученые дольше всего знали менее всего. (параграфы 267 и 268)

Эти два мировоззрения составляют мир веры: конкретизированной, ограниченной религиозности, в которой вера отдельного человека считается единственно истинной, и секуляризированной, рационалистической, мертвой науки. Рассмотрев их внимательно, мы повсеместно видим этот конфликт во внешнем мире. Однако, как пишет Юнг в параграфе 280, конфликт между противоположностями невозможно разрешить на их собственном уровне; их примирение достигается только при условии наличия третьей позиции на новом уровне. Юнгианская психология и предоставляет третью позицию, способную урегулировать два мировоззрения.

Не только коллективная психе разделяется таким образом; аналогичный раскол происходит и в большом количестве людей. Разумеется, многие люди отождествляют себя с одним из этих противоположных мировоззрений, но также существует и другое множество личностей, кто в душе принимает обе точки зрения, но держит их по отдельности. В одной половине своих жизней они функционируют, исходя из одной точки зрения, а в другой половине из противоположной. Так как эти две части никогда не соприкасаются друг с другом, конфликта не происходит. Однако если аналитик попытается объединить две герметично запечатанные части, случится взрыв и начнется сильнейшее сопротивление.

В аналитической практике зачастую возникает связанная проблема: как работать с людьми, которые в большой степени отождествляют себя с одним из мировоззрений? Тем, кто принимает сторону светского, рационалистического отношения, следует как можно чаще вводить мифологические и религиозные образы; их сновидения должны подсказать такой подход. С другой стороны, тех, кто отождествляется с традиционной, конкретизированной верой, стоит познакомиться с Вольтером (или аналогичным мыслителем), с рационалистом, подвергшем религиозную веру самому тщательному анализу. Я настоятельно рекомендую Вольтера, поскольку в основании лестницы, ведущей к исследованиям Юнга, посвященным аналитической работе, стоит статуя Вольтера. В интервью Юнг однажды сказал, что у него действительно стояла эта скульптура, чтобы напоминать о его собственной тени.

Относительно конфликта мировоззрений и его разрешения Юнг дает комментарий:

«Проблемы, которые интеграция бессознательного ставит перед современными врачами и психологами, разрешимы только, если следовать направлениям, подсказываемым историей, и итогом их решения будет ассимиляция традиционного мифа. Однако при этом предполагается преемственность исторического развития. Естественно, имеющаяся в наше время тенденция разрушать всякую традицию либо переводить ее в бессознательное состояние способна прервать на несколько столетий нормальный процесс развития, заменив его временной вспышкой варварства.» (параграф 282)

Я считаю это замечание предсказанием. Тенденция разрушить всю традицию уже зашла столь далеко в наших коллективных действиях и в образовательных системах, что кажется, словно история теперь уверенно пойдет этим курсом. Обращаясь к одной из сторон, расколотых религиозной верой и рационалистической наукой, Юнг обращается к христианскому символу веры:

«Наша христианская доктрина представляет собой в высшей степени дифференцированный символ, дающий выражение трансцендентальной психике — образу Бога со всеми его свойствами, говоря языком Дорна. "Символ веры" — действительно symbolum. Им охвачено практически все существенное, что можно сказать о манифестациях психе в сфере внутреннего опыта; однако в него не включена Природа в сколько-нибудь узнаваемой форме. Этим обусловлено наличие в каждый из периодов истории христианства дополняющих его явных или скрытых течений, ставивших своей целью изучение эмпирического аспекта Природы не только извне, но и изнутри.

Хотя христианская догма, подобно мифологии в целом, выражает квинтэссенцию внутреннего опыта и, таким образом, формулирует принципы деятельности объективной психе, то есть коллективного бессознательного, она пользуется при этом языком и мировоззрением, успевшими стать чуждыми нашему нынешнем способу мышления. Даже само слово "догма" приобрело неприятный оттенок, и зачастую им пользуются, просто чтобы подчеркнуть ригидность некоего предрассудка. Для большинства людей Запада догма потеряла значение символа виртуально непознаваемого, но тем не менее "актуального", — то есть проявляющего себя в действии — факта.» (параграфы 270-271)

Давайте рассмотрим христианскую догму, то, что было действующим мифом в течение ныне подходящего к концу эона. Если мы обратимся к началу эона, мы обнаружим простые версии символа веры, которые дают картину основной догмы. Вот вариант символа веры, принятый на Никейском соборе, который Юнга цитирует в своем эссе "Психологический подход к догмату о Троице":

«Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено; для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими), восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизнь будущую.»

Все кратко. Если бы этот корпус образов был абсолютным убеждением, чтобы можно было жить им с уверенностью, то в жизни человека все был бы установлено. Это религиозное кредо теперь может быть понято как символическое выражение психической реальности: выражение процесса индивидуализации. Симол веры говорит нам, в первую очередь, что существует Бого-образ, который является создателем и источником всего. Затем нам говорят, что один аспект этого Бого-образа снизошел на землю, воплотился в человеке, другими словами, проявился в эго. Самость, по своей собственной инициативе, воплощается в эго с искупительными намерениями, целью спасти эго. В психологическом отношении искупление означает дать эго осмысление значения. Этот аспект Самости затем повторно возносится, указывая, что воплощение не было бесконечным событием, но временным, однако будет и второе пришествие, второе проявление столкновения эго с Самостью. Второе проявление уже будет другой разновидностью опыта - страшным судом. Затем последует всеобщее воскрешение, разрешение всех подавляемых комплексов и учреждение вечного царства, другими словами, установление вечного измерения психе, перехода от временного опыта существования к чему-то надличностному и вневременному.

В тексте Юнга вновь поднимается вопрос разделения двух системам верований в современном человеке и потребности в единении этих систем, включая обсуждение анамнеза. Как вы помните, данная тема встречалась и прежде. Ее стоит повторить, так как она столь важна для практического анализа:

«Если живой организм отрезать от его корней, он утрачивает связь с фундаментом своего существования и неизбежно должен будет погибнуть. Когда такое случается, вопросом жизни и смерти становится анамнез исходных условий.

Мифы и сказки дают выражение бессознательным процессам, и, когда они вновь рассказываются, это заново вызывает к жизни соответствующие процессы [тем самым поощряя процесс анамнеза]...

...Исцеляющие и обновляющие свойства такой символической воды — будет ли это дао, вода крещения или же эликсир — указывают на терапевтический характер исходных мифологических предпосылок данного представления.» (параграфы 279-281)

Обратите внимание на фразу: "... терапевтический характер исходных мифологических предпосылок". Это часть опыта воспоминания. В более ранней ссылке на анамнезис Юнг говорит:

«Это в точности согласуется с эмпирическими данными психологии о всегдашнем присутствии архетипа целостности, могущего легко исчезнуть из поля зрения сознания или вообще не восприниматься до тех пор, пока просветленное новообращенное сознание не распознает его в фигуре Христа. В результате такого "припоминания" воссоздается исходное состояние единства с Божьим образом. Оно влечет за собой интеграцию, преодоление раскола внутри личности, вызванного борьбой инстинктов, действующих в различных, взаимно противоречащих направлениях.» (параграф 73)

Анализ в весьма значительной степени является анамнезом - воспоминанием того, что произошло прежде. Существуют два измерения аналитического анамнеза: личный и коллективный или архетипический. Сначала человек сознательно вспоминает личное прошлое, которое открывает личное бессознательное. Затем, если пациент хочет пойти глубже, сновидения ведут его за пределы личного бессознательного в коллективное измерение воспоминаний, которое включает архетипическое, историческое воспоминание: в первую очередь память семьи, предков, племени, страны и наконец архетипический уровень человечества в целом. Наконец пациент добирается до своего происхождения от самой вселенной.

Коллективный анамнез соответствует платонической идее анамнеза, что обычно переводится как "воспоминание". В диалоге "Федон" Платон рассуждает:

"Но если, рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда, по-моему, "познавать" означает восстанавливать знание, уже тебе принадлежавшее. И, называя это "припоминанием", мы бы, пожалуй, употребили правильное слово."

Платон говорит о том, что любое познание является узнаванием, любое знание - припоминанием того знания, которым мы когда-то обладали. Не следует понимать это в буквальном смысле, однако в психологическом отношении эта идея верна с точки зрения исследования бессознательного, как на личностном, так и на архетипическом уровне. Когда-то мы находились в контакте с обоими уровнями. Когда-то мы все это "знали", а потом забыли. В ходе развития сознания, даже если мы не являемся невротиками, происходит разделение между эго и бессознательным, отрыв от корней. Если мы сумеем вспомнить, откуда мы пришли, сможем пройти процесс припоминания, то мы будем в силах возвратить нашу потерянную целостность.

Юнг далее рассматривает потребность в непрерывности культурного развития, приводя пример проповеди апостола Павла в Афинах:

«Если бы Павел жил в наши дни и захотел быть услышанным образованными лондонцами в Гайд-парке, он уже не мог бы ограничиться цитатами из греческой литературы и поверхностными сведениями из иудейской истории» (параграф 275)

Дабы затронуть современные разделенные умы, ему пришлось бы уйти далеко от дома.

Павел оказался в Афинах в начале этого эона. Он старался представить новое мировоззрение античному миру. Нечто подобное имеет место и теперь, в начале новой эпохи. Перед юнгианскими психологами стоит задача ввести новые идеи, подобно опыту Павла в Афинах, на который ссылается Юнг в ряде своих работ, что соотносится как своего рода традиционный паттерн все время возвращающейся проблемы. В Афинах Павел произнес проповедь перед Ареопагом, начав ее такими словами:

"Мужи афиняне, по всему вижу, что вы весьма набожны. Когда я проходил, осматривая ваши святыни, то нашел алтарь, на котором было написано: «Неизвестному Богу». Так вот, как раз то, что вы, не зная, чтите, я вам и возвещаю." (Деяния 17:22-23, JB)

Павел попал прямо в яблочко. Далее он использовал цитату из греческого поэта: "Ведь мы же Его [Бога] род". Образ Павла, проповедующего афинянам, представляет традиционную форму, указывающую, как приступить к введению нового уровня сознания. Новое понимание должно связать с общепринятыми идеями прошлого. Юнг в "Mysterium Conjunctionis" говорит об этом совершенно определенно:

"Любое обновление, корни которого не уходят глубоко в наилучшую духовную традицию, - эфемерно, но доминанта, вырастающая из исторических корней, ведет себя словно живое существо внутри зависящего от эго человека. Это не он владеет ею, это она владеет им."

Поразмышляв над этим замечанием, вы поймете, что Юнг описывает свой собственный принцип работы, основной принцип книг Юнга, раскрывающий причины того, почему его книги столь наполнены амплификациями и традиционными образами, представленными и рассмотренными по-новому в свете глубинной психологии. Юнг использует метод апостола Павла, обращающегося к афинянам, но намного более утонченно.

Юнгианская психология в наши дни находится в позиции, аналогичной состоянию христианства две тысячи лет тому назад. Ей приходится сохранять связь с традиционными образами, которые она предназначена заменить. В данном свете Юнг считал алхимическую символику особенно полезной, потому что она строит мост между традиционными христианскими догматическими образами и современным научным складом ума.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики