Среда, 05 августа 2015 02:23

Эдвард Эдингер Душа в античном христианстве Глава 6 Валентин

Эдвард Эдингер

Душа в античном христианстве

Глава 6

Валентин

Во времена античности Валентин (Valentinus) пользовался уважением и обладал статусом, которым вряд ли кто-то из гностиков мог похвастаться. Исследователь Валентина Кендрик Грёбель (Kendrick Groebel), который перевел и снабдил комментариями дошедший до нас документ, возможно, написанный самим Валентином, дает нам следующую информацию:

[Он родился] на севере Египта, вероятно, в семье, говорящей на греческом, и получил основательное эллинское образование в Александрии. Когда он стал христианином доподлинно не известно, но он уже обучал других в Египте перед своим переездом в Рим, где он жил и работал примерно с 136 по 165 год. Его отношения с Церковью в Риме были непростыми. В действительности он принадлежал и не принадлежал римской пастве великой Церкви. [Другими словами, он был отлучен и снова признан несколько раз]… Вот если бы церковь обуздала и поставила себе на службу своеобразие личности Валентина!... он должен был стать священником, но не стал. Тертуллиан не колеблясь приписывал разрыв Валентина с церковью его оскорбленному достоинству. [В итоге он полностью ушел из Церкви.] Дополнительным фактом была его способность привлекать одаренных и восторженных учеников, которые в течение нескольких поколений распространяли его идеи. (95)

Больше мы не располагаем никакой личной информацией о нем, и эта глава будет о системе Валентина, более тщательно разработанной, скорее всего, его последователями. Трудно поверить, что эти формулировки, какими мы их знаем сейчас, были созданы человеком, проведшим большую часть своей жизни в православной Церкви – слишком сильны различия.

Структура Валентина приведена на рисунке. Все бытие начинается с Первоотца (в левом верхнем углу). Его имя Бездна (Bythos), или Хаос, или Глубина. Он был до всего, даже до самого существования. Из себя он сотворил Мысль (также называемую Эннойя (Ennoia) или Тишина (Sige), и они стали первой парой. Затем возникает вторая пара, Разум (Nous) и Истина (Aletheia). От этой пары появилось еще две. Первые четыре сущности (называются эоны) имеют первостепенное значение и носят имя Тетрада. Первые восемь сущностей известны как Огдоада. Эта архетипическая четверица и восьмерица тесно связаны с первоначальным единственным Богом. От последних двух пар происходят последующие пары, общим числом пятнадцать, или всего тридцать эонов, что соотносится с числом дней в лунном месяце.

Этот фантазийный образ коллективного бессознательного совпадает с астрономическим символизмом небес, но использует лунную последовательность, а не солнечную. В более позднем материале особое значение придавалось числу двенадцать – числу знаков Зодиака, относящихся к солнечному году. Однако, видение Валентина, имеющее свои корни в его лунном мышлении, обращается к числу тридцать – полному циклу Луны. Лунный цикл – комплексный образ, так же, как год – это комплексный образ солнечного цикла.

Первые пятнадцать пар существовали в том, что было названо Плерома, но самый последний появившийся эон, София, была настолько далека от Первооотца, что она стала тосковать и погрузилась в страдание. Это стало причиной кризиса в Плероме и пришлось создать дополнительную пару эонов, Христа и Святого Духа. Эон Христос посетил эон София в Плероме и спас ее путем воссоединения связи с Первоотцом. Однако, это было ошибкой – в процессе София раскололась. София номер два полностью выпала из Плеромы, в низшие сферы, и ее страдания преумножились по причине еще большей удаленности от Первоотца. Затем она впала в состояние страсти. Из ее первой страсти – неведения - произошли печаль, страх и смятение. Эти страсти в процессе, названным enthymesis, коагулировали и приобрели субстанцию. Из коагулированных в вещество аффектов произошли материальные элементы, а из этих элементов произошел мир, материя и человечество.

Такова история разворачивания божественной сущности, начинающаяся с непостижимого Единого, Хаоса, Первооотца и завершающаяся появлением людей. Через эту последовательность проходит поток духовного содержания, который можно видеть на рисунке обозначенным стрелками. Все существующее связано друг с другом через этот поток.

Эта весьма разработанная система может быть понята как самовыражение коллективного бессознательного. В символическом ключе представлено рождение человеческого эго, возникающего из глубин бессознательного. Сюда очень подходят слова “глубинная психология”, потому что имя Первоотца – Хаос, бездонная Глубина.

В процессе падения Софии был воздвигнут барьер между Плеромой и низшей сферой. Этот барьер был назван horos или предел, и он представляет собой реальную помеху для взаимообмена между сферами. Ханс Йонас (Hans Jonas) комментирует:

...покинутая София стремительно стала искать исчезнувший свет, но не могла достичь его из-за Предела, ограничившего ее продвижение. Она не могла преодолеть его... и стала жертвой всяческих страданий... эти страсти теперь обрели форму определенных положений бытия, и как таковые они смогли стать субстанцией мира. Затем эта субстанция, как физическая, так и материальная, явилась ничем иным, как самоотчужденной и затемненной формой Духа, бездеятельной в привычных условиях... Отчет, который мы главным образом используем, предлагает следующий ряд эмоций Софии: печаль от того, что она не может получить власть над светом; страх от того, что после света ее может покинуть и жизнь; смятение, вытекающее из них; и все они соединяются в основном качестве - неведении... Присутствовало и еще одно состояние: поворот (обращение)...(96)

Это «обращение» также показано на рисунке. Наряду с четырьмя негативными страстями есть пятая, позитивная. Это стремление вернуться в место своего рождения и восстановить связь.

В истории падения и страданий Софии содержится интересная концепция, которая имеет отношение к психологии. Слово enthymesis описывает процесс превращения страстей Софии в субстанцию, материализованную и коагулированную. Это слово появляется у Иринея, и переводчик просто привел транслитерацию греческого слова и оставил слову его изначальную форму. Говоря о страдающей Софии, Ириней пишет:

От [его желания] того обращения [к тому, кто дал ему жизнь] получила происхождение всякая душа как мира, так и Демиурга; [Итак, согласно его мнению, желание вернуться обратно к своему первоисточнику – это начало психэ или души человечества.] от страха же и печали получило начало все остальное [все остальное вещество]... Кто не потратит всего своего имущества, чтоб узнать, что от слез enthymesis страстного Эона получили происхождение моря, источники, реки и вся влажная сущность, а от смеха свет, от изумления же и замешательства телесные стихии мира? (97)

Корень слова enthymesisthemos, гомеровский термин для альтернативного обозначения psyche. Psyche – душа, пребывающая в дыхании, духовная сущность, а themos – душа, пребывающая в горячей крови. Гомер говорит о великих героях, используя термин «благородные» («великодушные»), и греческое слово megalothymic – велико-thymos. Он описывает их как великих в своих сердцах и душах, в душах, пребывающих в крови. Enthymesis – это также процесс, в котором человек что-то принимает близко к сердцу, берет что-то в themos, окрашивая это аффектом. Это может быть боль и голод, но этот термин также означает придание вещам большой важности, сердечных переживаний. Сердце – пожалуй, самый лучший современный термин, который передает смысл выражения «принимать что-то близко к сердцу».

Когда психологический опыт обращается к themos, он коагулируется. Это путь возникновения материи, и, как мы все знаем, такой аффективно заряженный опыт никогда не забывается. Он образовывает постоянные слои в основаниях наших психэ, в то время как то, что исходит из духовной составляющей, может просто исчезнуть. Вот почему учителя девятнадцатого века использовали линейки для лучшего запечатления урока в themos своих студентов. Если создать аффект во время заучивания урока, урок никогда не будет забыт. Концепция enthymesis соотносится с нашим пониманием реальности психэ – того факта, что психэ материальна, а аффект – это то, что делает ее такой.

Чтобы связать систему Валентина с опытом глубинного анализа, нужно начинать с низа рисунка и подниматься вверх. Мир и Человечество в основании соотносятся с личной реальной жизнью взрослого эго. Исследуя бессознательное в процессе анализа, человек проходит через Элементы (распознанные и определенные психические факты), обратно к аффективно заряженным комплексам – Печали, Страху, Смятению, берущих свое начало в Неведении, и к Страдающей Софии. И, как это часто бывает в середине процесса анализа, человеку предстоит столкнуться не только со страдающей Софией, но и со страстью Возвращения Назад, что означает покаяние или metanoia. Это порождает совершенно новый психологический взгляд и дает человеку возможность мимолетного взгляда на высшую сферу, Плерому, четверицу, и, возможно, изначального Единого.

Интересной деталью этой системы является то, что неведение представляет из себя действующую силу. Об этом пишет Йонас: «В подобной системе "знание" наряду с его отсутствием, "неведением", восходит к онтологической позиции первого порядка»(98). И знание, и неведение овеществлены. Неведение означает отсутствие знания, пустоту, но при использовании его как силы оно может быть соотнесено с психологическим использованием термина «бессознательное». Мы называем бессознательным определенное существование, которое не является сознанием, но также мы относим к нему все виды побуждений. Для гностиков неведение было причиной творения. Оно было первой страстью, получившей воплощение и давшей рождение остальным трем, и поэтому неведение – это Демиург – все остальное произошло от него. В психологических терминах мы говорим, что сознание произошло из бессознательного.

Неведение ведет к падению, и из этого положения логически вытекает факт того, что его противоположность – знание – несет искупление. Йонас комментирует:

..."знание" также предположительно имеет онтологический статус, далеко превосходящий любую простую нравственную или психологическую значимость; и призыв к искуплению, сделанный в его интересах во всей гностической религии, получает здесь метафизическое обоснование в учении об общем существовании, которое делает его [знание] единственно убедительным достаточным средством спасения, и это спасение в каждой душе - космическое событие... Знание не только действует на познающего, но и сознает самое себя; и каждым "частным" актом познания объективная основа бытия сдвигается и изменяется; субъект и объект одинаковы по сути... существуют принципы мистической концепции "знания", которые еще могут иметь рациональную основу в соответствующих метафизических посылках... Это великое "пневматическое уравнение" валентинианской мысли: лично-человеческое событие пневматического познания является обратным эквивалентом докосмического вселенского события божественного неведения и его искуплением того же онтологического порядка. Осуществление знания в человеке является в то же время действием в общей канве бытия.

Это очень утонченная доктрина, по крайней мере, в той степени, в которой ее представляет Йонас, и она полностью подтверждает слова Юнга о гностиках, которых он назвал несостоявшимися глубинными психологами. Они были предшественниками глубинной психологии, и образный ряд, почерпнутый из их метафизических фантазий, имеет непосредственное отношение к нашему пониманию психэ. С нашей точки зрения, изъяном их концепции является то, что материя не получает искупления. Из материи нужно сбежать, от оболочки надо избавиться. У них была идея о том, что Бог нуждается в духе, затерянном в материи, для своего спасения, но они рассматривали это как единичное событие. Они не представляли трансформацию Бога как продолжающийся процесс, который требует воплощения.

Другой интересный с психологической точки зрения образ – horos – предел или граница – который представлен на рисунке линией, разделяющей Плерому и низшую сферу. Психологически говоря, этот образ – разделительная граница между личным бессознательным и коллективным бессознательным. У нас есть описание этой границы в гностическом материале, который может пролить свет на ее психологическую природу. Йонас говорит:

Предел выполняет... двойственную функцию: упорядочения и отделения, в первом случае он называется Крест, во втором - Предел. Обе функции локализуются в двух различных местах: между Хаосом и остальной Плеромой, чтобы оградить порожденные Эоны от непорожденного Отца... а также между Плеромой в целом и внешним миром. [Этот рисунок отражает только последнюю функцию]… В финале изложенной драмы подчеркивается только роль предела на внешних границах: "Он отделяет космос от Плеромы"... Значение этой специфической фигуры, появляющейся только в связи с ошибкой Софии, ... состоит в том, что из-за заблуждения Софии в божественном порядке произошли значительные изменения, которые сделали подобную функцию необходимой: она обретает полноту не сама по себе, но только в противоположность негативному аспекту, приходящему извне. Эта негативность, являющаяся следствием того нарушения, которое произошло через превращение и отделение Софии, гипостатизировалась в позитивную область как таковую. Только этой ценой могла Плерома избавиться от нее. Таким образом, Предел не был задуман в изначальной структуре Полноты, т.е. свободного и адекватного самовыражения божества, но был решительно необходим как принцип упорядочения и сохранения отделения. Появление этой фигуры, следовательно, является символом начала дуализма, диалектически вырастающего из изначального Бытия как такового. (100)

Используя эти образы в психологии сознательных существ, мы можем сказать, что разница между организмами, которые имеют определенное сознание и теми, которые полностью подчиняются природе, в том, что психэ первого разделена, а другого – по-прежнему неделима. Природные организмы все так же существуют в плероме. Не очень ясно, на каком уровне зарождается сознание. Совершенно понятно, что собаки обладают какой-то его частью, они могут быть очень расщеплены. Но в первую очередь, конечно, это человек, который обладает сознанием по факту расщепления своей психэ. До этого момента не может быть отражения, рефлексии. Должно быть два существа, чтобы одно могло реагировать на другого, чтобы был объект и субъект. На заре появления сознания психэ как бы разделилась подобно одноклеточному организму. Она разделилась на два, и затем продолжила деление – согласно гностической системе – до тридцати. Horos – инструмент этого деления.

Интересно также, что эта граница приравнивается к кресту: horos – не только стена, но также и четверица. В процессе анализа, когда мандалы с четверичной структурой появляются во снах, человек может видеть эти образы как выражение horos. Согласно Йонасу horos выполняет двойную функцию: упорядочивания и отделения. Они обуславливают порядок и устойчивость в человеке, пребывающем в замешательстве, и в то же время они помогают эго растождествиться с бессознательным содержанием, другими словами, c плероматическим содержанием. (101) Мы не знаем всех факторов, определяющих природу horos – границы между личной психэ и коллективным бессознательным. Есть основания полагать, что существуют и генетические факторы. Некоторые люди генетически, возможно, обладают более проницаемой границей.

Йонас также истолковывает термин «проекция», использовавшийся гностиками. Он говорит: «Это буквальный латинский эквивалент греческого слова probole, используемого в этих текстах для обозначения такой творческой деятельности, которая часто переводится как «исходящая», «эманирующая».(102) Все разворачивающееся действо появления тридцати эонов из изначального Первоотца, а также нисхождение в низшую сферу описано как акт «выброса», но более точно передается словом «проекция».

У Юнга есть воспоминание об одном сне:

В одном сне, который был у меня в октябре 1958 года, я из окна своего дома увидел два блестящих металлических диска, по форме напоминающих линзы. Они описали дугу над домом и умчались в направлении озера. Это были два НЛО. Затем появилось другое тело — идеально круглая, как объектив телескопа, линза. Она летела прямо на меня, но на расстоянии четырехста-пятиста ярдов на мгновение замерла, после чего удалилась. И в тот же миг в воздухе возникло еще одно тело — объектив с металлическим ящиком, своего рода волшебный фонарь. В шестидесяти или семидесяти ярдах он замер в воздухе, направив на меня объектив. Я проснулся в изумлении. Еще в полусне ко мне пришла мысль: «Мы всегда думали, что НЛО – это наши проекции. Теперь же выясняется, что это они проецируют нас: К. Г. Юнг — проекция какого-то волшебного фонаря. Но кто же производит все эти манипуляции?» (103)

Он продолжает и описывает другой свой сон, в котором он – проекция йогина в медитации. Эти сны аналогичны тем гностическим образам эманации и выражают ту же самую идею: что человеческое эго было выброшено (или спроецировано) из глубинного источника за пределами знания, и это подчеркивает тот факт, что мы себя сами не создаем.

В гностическом мифе есть и другая концепция создания человечества. Согласно мнению Йонаса София по-прежнему страдает в своем изгнании из высших сфер. Она смогла создать материю и душу из своих страстей, но она не может создать дух, потому что он того же свойства, что и она. Поэтому Демиургу, невежественному создателю материального мира, необходимо было сотворить человечество. Без четкого понимания своих действий он создал земного человека и вдохнул в него физического человека. В конце концов,

Сам гносис был принесен уже достаточно подготовленному человечеству Иисусом, объединенным с Христом, сошедшим в Иисуса-человека при его крещении... Не было даже"изначального греха" человека, вины человеческой души: взамен этого существовала до-временная вина Эона, божественный переполох, для искупления которого потребовалось сотворение мира и человека, Так, мир, неведомый его непосредственному творцу, явился на благо спасения, а не спасение на благо того, что случилось при творении и с творением. И действительным объектом спасения является сама божественность как таковая. (104)

Это очень современная идея. Идея, которую невозможно было принять две тысячи лет назад. Сравните его со сделанным в двадцатом веке утверждением Юнга:

Страдания человека происходят не от его грехов, а от создателя его несовершенств, парадоксального Бога. (105)

Просветление Будды и Вочеловечивание Христа прервало череду [страданий] с помощью вмешательства просветленного человеческого сознания, которое таким образом приобрело метафизическое и космическое значение. (106)

Индивидуация и существование человека – непременное условие трансформации Бога. (107)

В гностической системе, хотя в долгосрочной перспективе сама божественность нуждается в спасении, в краткосрочной перспективе человечество должно быть спасено от своего неведения и должно осознать свое небесное происхождение. (108) В валентианской системе искупление человечества представлено созданием еще одной пары Эонов, Христа и Святого Духа. Это непростая история: один аспект Эона Христос нисходит из Плеромы, вселяется в Иисуса во время его крещения и покидает его при распятии. Цель этого действия - донести гнозис до человечества, разбудить его осознавание своего духовного происхождения, чтобы выполнить свою космическую задачу по восстановлению мира и гармонии в Плероме. Эти образы психологически соотносятся с намерением Самости познать себя с помощью эго, чтобы расширить горизонты эго и взрастить в нем религиозное чувство.

И в завершении давайте рассмотрим замечательный, недавно открытый валентианский документ – «Евангелие Истины». Он был найден в Египте в 1948 году среди других древних документов в библиотеке Наг Хаммади. Этот документ – один из пяти трактатов, собранных в одном кодексе. Некоторые исследователи гностицизма полагают, что этот документ был написан в середине второго века самим Валентином. В любом случае, он был написан персоной похожего масштаба. Это красивая и основательная работа, и чтобы понять ее, необходимо сначала ознакомиться с валентианской системой.

Эта работа называется “Евангелие Истины”, а греческое слово для истины – это aletheia, которая, как показано на рисунке, была одной из четырех сущностей первоначальной тетрады. Из нее происходит весь этот документ, так сказать. Корень слова aletheialethe, что относится к названию реки забвения. Возможно, за «Евангелием Истины» стоят несколько библейских отрывков из Иоанна. (Евангелие от Иоанна – наиболее гностическое из всех четырех.) Например, «и позна́ете aletheia, и aletheia сделает вас свободными.»(110) «Я есмь путь и aletheia и жизнь.» (111) «Когда же приидет Он, Дух aletheia, то наставит вас на всякую aletheia.» (112) «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о aletheia.» (113). Пилат спрашивает: «Что есть aletheia?» (114) Сегодня мы можем перевести это слово как «сознание» точно так же, как «истина».

«Евангелие Истины» начинается так:

Евангелие Истины – это радость для тех, кто получил милость от Отца Истины, - узнать его в силе Слова, вышедшего из плеромы, того, кто в мысли и уме Отца, то есть того, кого называют Спасителем. И это имя дела, которое он сделает для возвращения тех, кто были незнающими Отца. И имя Евангелия – это явление надежды, обретение для ищущих его.

Поскольку все искало того, из кого оно вышло, и все было внутри него, непостижимого, немыслимого, превосходящего всякую мысль, незнание Отца стало страданием и страхом. Страдание же стало плотным, как туман, и никто не мог видеть. Поэтому заблуждение обрело силу, оно придавало форму своей материи глупо, не зная истины. Оно приступило к творению со (всей) своей силой.

Здесь есть небольшое отличие от рисунка. В этой версии plane, или заблуждение, представлено Демиургом. Это творец. Заблуждение обрело силу, придало форму своей материи и приступило к творению. Документ продолжается такими словами:

Это Евангелие того, кого ищут, явленного совершенным по милосердию Отца; таинства сокровенного, Иисуса Христа, того, кем были просвещены пребывающие во тьме. Из забвения [слово lethe] он просветил их, он дал (им) путь; путь же – это истина, о которой он наставил их. [Из lethe он просветил их, и путь – это aletheia, о котором он наставил их.]

Поэтому заблуждение разъярилось на него, оно преследовало его, оно мучило его, оно погубило его. Он был распят на древе. [Это относится к Иисусу Христу, принесшему гнозис]… Он стал плодом познания Отца, и Отец не погубил их за то, что они вкусили его. (115)

Здесь есть отсылка к плоду древа познания добра и зла, но этот плод, Иисус, был положительным плодом древа, что отражает гностическую идею о том, что плод древа гнозиса не может быть плохим. Вот следующий отрывок документа:

После них пришли малые дети, те, кому принадлежит знание Отца. Укрепившись, они поучались об обликах Отца. Они познали – они были познаны; они были прославлены – они прославили. Явилась в их сердце живая книга живых, та, которая записана в мысли и уме Отца... И никто не мог быть среди поверивших во спасение, пока не явилась эта книга. (116)

Здесь мы видим архетипический образ книги жизни, образ, приходящий во снах, который также соотносится с Библией. В этом тексте она описана как действующая сила гнозиса, приносящая спасительное знание. Вот еще особенно интересный отрывок:

Те же, кто научится – это живые, записанные в книге живых. Получая учение о себе самих, они получают его от Отца, возвращаясь к нему вновь. Поскольку совершенство [целостность] всего пребывает в Отце, необходимо, чтобы все [все творение] взошло к нему. Тогда, когда некто знает, он получает свое, и он собирает его к себе, ибо незнающий нуждается, и велико то, чего он лишен, ибо он лишен того, что сделает его совершенным [целостным]. Поскольку совершенство всего в Отце, и необходимо, чтобы все взошло к нему, и каждый получил свое, то, что он предначертал, приготовив, чтобы дать вышедшим из него.

Те, чьи имена он предвидел, названы в конце, так что некто знающий – это тот, чье имя произнес Отец. Ибо тот, чье имя не произнесено – незнающий. Поистине, как некто может услышать, если его имя не произнесено? Ведь тот, кто незнающий до конца, - творение забвения [lethe], и он исчезнет вместе с ним. Если, поистине, нет у этих жалких имени, нет у них и призыва. Так что некто, если он знает, то он свыше. Если он призван, он слышит, он отвечает, и он обращается к призвавшему его, он восходит к нему... Итак, тот, кто узнает, понимает, откуда он вышел и куда идет. Он понимает, подобно некоему, кто, напившись, отвратился от своего пьянства и, придя в себя, восстановил принадлежащее ему. (117)

Здесь есть два важных образа. Один из них – призыв, или призвание, второй – имя, личность человека, и оба этих образа связаны. Призыв провозглашает имя, и тогда становится возможным узнать себя. Такие темы поднимаются во время аналитического процесса. Человек получает призыв из бессознательного, и, следуя его знакам, он узнает свое имя и узнает, кто он.

Другой отрывок из «Евангелия Истины» говорит о суде:

Ибо таков суд, вышедший свыше, рассудив каждого, это меч обоюдоострый, режущий одной стороной и другой. И оно вышло на середину, Слово, которое в сердце произносящих его. Это не только голос, но оно стало телом. Великое возмущение произошло среди сосудов [До того автор описывал людей как сосуды разной природы: полные сосуды, пустые сосуды, треснутые сосуды, сосуды различного качества], ибо одни были опустошены, другие наполнены, ибо иные налиты, иные вылиты, одни очищены, другие же разбиты. Все пространства поколебались и возмутились, ибо нет у них ни порядка, ни спокойствия. Заблуждение волнуется, не зная, что оно будет делать, мучаясь, печалясь, разрываясь, ибо оно не знает ничего. Поскольку знание не достигло его, то есть погибель его и всех его отпрысков. Заблуждение пусто, нет ничего в нем. (118)

Это очень живой образ определенного аспекта столкновения с нуминозом – разбитая пустота. Не целые, не интегрированные сосуды переживают это событие, как катастрофу, а целые наполняются.

«Евангелие Истины» завершается словами, которые с современной точки зрения несут возвышенный смысл, но они также дают настоящее описание достигнутой целостности:

Таков образ имеющих свыше, от величия неизмеримого, стремящихся к одному единственному и совершенному, того, кто для них. И они не нисходят в ад, и нет там ни ревности, ни стенаний, ни смерти нет среди них, но они покоятся в покоящемся, не надрываясь и не ища истины, но они сами – истина. И пребывает в них Отец, и они в Отце, совершенные, нераздельные в истинном благе, не испытывая нужды ни в чем, но пребывая в покое, освеженным Духом. И они услышат о своем корне, они будут заниматься тем, в чем они найдут свой корень, и они не потерпят убытка своей душе. Таково место благословенных, таково их место. (119)

95 – The Gospel of Truth, pp.12ff (adapted)

96 – The Gnostic Religion, стр.187

97 – “Against Heresies”, 1, 4, 3, в Roberts and Donaldson, Anti-Nicene Fathers, vol.1, стр.321

98 The Gnostic Religion, стр.174

99 – там же, pp.175f

100 – там же, стр.184

101 – Юнг пишет о природе horos и креста Христова в Aion, CW 9ii, par7118, fn

102 – The Gnostic Religion, стр.180, fn

103 – Memories, Dreams, Reflections, стр.323

104 – The Gnostic Religion, pp.195f

105 – “Jung and Religious Belief”, The Symbolic Life, CW 18, par.1681

106 – Letters, vol.2, стр.331

107 – там же, стр. 314

108 – “The Hymn of Pearl” – великолепная символическая истрия, касающаяся этих событий. См. Jonas, The Gnostic Religion, pp.112ff., и мою работу Ego and Archetype, pp. 119ff

109 – Кодекс был куплен для Института Юнга в Цюрихе одним филантропом. Кодексу было присвоено название The Jung Codex.

110 – 8:32, Евангелие от Иоанна

111 – 14:6, Евангелие от Иоанна

112 – 16:13, Евангелие от Иоанна

113 – 18:37, Евангелие от Иоанна

114 – 18:38, Евангелие от Иоанна

115 – George W. MacRae, trans., “The Gospel of Truth”, pp.37f

116 – там же, стр. 39

117 – там же, стр. 40

118 – там же, pp.41f

119 – там же, стр.48

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики