Воскресенье, 08 ноября 2015 14:25

Эдвард Эдингер "Священная психэ. Психологическое исследование псалмов". Глава 3 Псалом 14. Сказал безумец в сердце своем: нет Бога

Эдвард Эдингер

"Священная психэ. Психологическое исследование псалмов".

Глава 3

Псалом 14. Сказал безумец в сердце своем: нет Бога

1.Сказал безумец (fool) в сердце своем: нет Бога. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

2. ГОСПОДЬ с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

3. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

4. Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие ГОСПОДА?

5.Там убоятся они страха, ибо Бог в роде праведных.

6. Вы посмеялись над мыслью нищего, что ГОСПОДЬ упование и прибежище его.

7. Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда ГОСПОДЬ возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Это достаточно короткий псалом, так что позвольте мне прочитать версию из Иерусалимской Библии, чтобы вы смогли ощутить вкус современного перевода:

Дурак (fool) в сердцах сказал: Нет Бога.

Глупцы те совершают страшные дела, всё разрушая, никто не делает добра.

Смотрит Яхве на сынов человеческих сверху

- есть ли хотя бы кто-то разумный, кто ищет Бога.

Но отворачиваются все от Бога.

Никто не делает добра, ни один человек!

Народ мой погубили беззаконные, те, кто не знают Бога,

те, у кого еды в избытке, хоть Яхве они не почитают.

Не имея на то причин, они борются со страхом,

покуда Бог принимает сторону добродетельных:

высмеивают надежды бедных людей,

Яхве есть их убежище.

Кто принесет спасение Израиля с Сиона?

Когда Яхве освободит народ Свой,

даруя счастье Иакову и радость Израилю!

Тот же псалом, но каким-то образом в современной версии возникают несколько иные чувства.

Одним из образов, который немедленно возникает при чтении этого псалма, является образ безумца (fool): «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога». Это архетипический образ, составляющий пару противоположностей: безумец [дурак (fool)] и мудрец. Но иногда так случается, как и со всеми противоположностями, что фигура, которая носит свои собственные одежды, в действительности служит проявлению тотальности. Так же как мудрец зачастую воплощает Самость, так и архетипический образ дурака может иногда воплощать целостность.

В этом отношении дурак связан с образом божественного ребенка. Примером может служить образ Парсифаля в Легенде о Граале. Даже несмотря на то, что мать одевает его в «несуразный костюм, затем чтобы при дворе подумали, будто он грубый, нескладный дурак», он описывается как «невинный дурак, мудрый в своей жалости» и становится искупителем страдающего царства Грааля. Поэтому только из-за того, что образ представлен в одеждах глупости или мудрости не обязательно означает то, что имеется в виду только одна из двух сторон пары противоположностей. В этом отношении символизм изменчив и нужно всегда интерпретировать данный образ в терминах того контекста, в котором он появляется. В контексте 14 псалма, например, ясно, что образ дурака здесь затрагивает только одну из противоположных сторон.

Во многих высказываниях в Библии читается суровое отношение к дуракам. Вот несколько примеров: «Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью» (Притчи 17:12); «Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» (Притчи 26:11); «И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою» (Екклесиаст 2:13); «Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых» (Притчи 26:3). Притчи особенно не любят дураков.

Но с другой стороны, Христос говорит: «Кто скажет другому «Дурак!», придётся ответить за это в аду, в геенне огненной» (от Матф. 5:22). Также следует привести психологически значимый отрывок Павла:

Ибо слово о кресте есть глупость для тех, кто погибнет, а для нас, спасаемых, - сила Божия.

Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

Где мудрец? где книжник? где мыслитель века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безрассудство?

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости:

а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,

для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков…

но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;

и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее. (1-е Коринфянам 1:18-28)

Человеческая мудрость есть глупость Бога, и человеческая глупость есть мудрость Бога. В этом отрывке заключена суть энантиодромии: одна из сторон пары противоположностей может обернуться в свою противоположность. Как видите, эго, поскольку оно ставит себя против Самости, представляется глупостью. И все же, для современного ума это необходимая глупость, потому что она соответствует необходимости преступления, в основании которого и стоит развитие эго. Мы обратимся к этой теме позже.

Теперь другая интересная особенность этого псалма. В стихе 5 мы читаем: «Там убоятся они страха, ибо Бог в роде праведных». В современном переводе: «Не имея на то причин, они борются со страхом, покуда Бог принимает сторону добродетельных». В английском переводе с вульгаты (Douay Version) читаем: «Они не взывали к Господу; они дрожали от страха, когда страха не было». Этот отрывок важен в психологическом плане и напоминает пассаж из Второзакония 28. Здесь Моисей говорит с непослушными детьми Израилевыми:

И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею, ибо не подчиняетесь голосу Яхве, Бога вашего.

И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням.

Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе трепещущее сердце, утомившиеся очи и замирающее дыхание;

жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей; от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: «о, если бы пришел вечер!», а вечером скажешь: «о, если бы наступило утро!». (Втор. 28:63-67)

И снова, в книге Левит:

Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши… (Левит 26:27-28)

Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует. (Левит 28:36)

Так же как и «Не имея на то причин, они борются со страхом».

Все эти отрывки относятся к психологии фобий – страхам без явной причины, приступам беспокойства, бегству тогда, когда тебя никто не преследует. Если мы посмотрим на архетипические основания фобических симптомов, то в целом увидим картину, которая описывается в приведенных отрывках из Второзакония и Левит. «Господь даст тебе трепещущее сердце, утомившиеся очи и замирающее дыхание». Другими словами, жертва фобии получает трепещущее сердце не от внешней угрозы, но от внутреннего комплекса, чье архетипическое ядро является Самостью.

Теперь посмотрим, как это будет выглядеть, когда начинается анализ подобного случая. Сперва ситуация выглядит так, будто появление фобии произошло в результате травматического детского переживания. Возможно, такая личность терроризировалась жестоким отцом в детстве. Если удовлетвориться личностным уровнем интерпретации, тогда, по мере запущенности случая – детское переживание будет повторяться во взрослой жизни, и будут бесконечно возникать проблемы, связанные с этой травмой. Но проблема никогда окончательно не улаживается на личностном уровне. Она разрешается только тогда, когда сны ведут в лежащему в основе архетипическому уровню того, что выражено здесь в фразе о том, что Яхве дает человеку трепещущее сердце. Может быть действительным то, что изначально отец дал ребенку трепещущее сердце. Но это не является корнем проблемы.

Детское переживание есть лишь конкретный пример, в основе которого лежит универсальный, архетипический опыт человеческого отношения с Яхве, отношения эго с Самостью. Столкновение ребенка с этим агрессивным аспектом происходит преждевременно – это чересчур для ребенка пережить сразу так много и так рано. Но действительность не очень-то любезно относится к подобным вещам – слишком это происходит, независимо от того готов человек или нет. Корень проблемы заключается не в отце; корень проблемы в Яхве или, психологически выражаясь, Самости. Как я писал в другой своей книге: «По ту сторону родительской проблемы будет скрываться динамизм Самости…. Все проблемы отчуждения… в конечном итоге являются проблемой отчуждения эго от Самости». [42] И приведенные библейские тексты иллюстрируют и амплифицируют смысл этого обстоятельства.

Наконец, 14 псалом используется как текст доказательства доктрины первородного греха. Это ясно выражено в стихах 2 и 3, что нет ни одного человека, кто был бы безгрешен:

ГОСПОДЬ с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

Что ж, это настолько всеобъемлюще, насколько это можно осознать, поэтому я бы сказал, что это довольно хороший текст, касающийся первородного греха. Павел цитирует этот отрывок в послании к Римлянам 3:12, и Павел является первоисточником Христианской доктрины о первородном грехе. [43] Также существуют и другие отсылки в Псалмах, которые говорят о том же самом. Например, в псалме 143:2 [142 в русской нумерации] мы читаем, что «не оправдается пред Тобой ни один из живущих».

Понимая психологически, здесь не важны теоретические или доктринальные диспуты. Психологический подход переступает все эти вопросы, потому как пронизывает психические факты, лежащие в основе всех доктрин. В данном случае психологический факт заключается в том, что индивидуальное существование, основанное на развитии индивидуального эго-сознания, является преступлением. В соответствии с кем? В соответствии с чем? Что ж, это преступление в соответствии с природой психэ. Бессознательное описывает это как преступление. И религиозные и мифологические сведения наглядно иллюстрируют то, как бессознательная психэ говорит о появлении эго.

Эго-сознание предполагает существование как автономный центр бытия. Сознание не может существовать, если человеческое эго не совершит подобного присвоения. Затем, чтобы вообще иметь возможность существовать, оно ставит себя против бессознательного из которого само родилось. Оно берет энергию инстинктов принадлежащих естественной психэ – энергии желания, удовольствия, силы – и присваивает их себе. И эти энергии идут на то, чтобы обеспечить существование эго как отдельного центра бытия. Более того, все цивилизованные сообщества должны допускать и поддерживать автономность эго. И поэтому, вследствие того, что мы индивидуумы, то нужно рассматривать каждого из нас, как несущего полную ответственность за свои собственные поступки.

Эго претендует на то, чтобы быть автономным центром существования – в символическом плане это выражено в восстании Люцифера, «сына Утра». [44] Это рассвет эго. Это первородный грех, который присущ всем. Поскольку это происходит вопреки изначальному естественному состоянию, то эго существует под грузом вины перед природой. Невозможно жить, не имея вины и иметь при этом какой-либо уровень сознания – два этих явления нераздельны. Все это подразумевается в образном ряде данного псалма.

Примечания.

42 Edinger, Ego and Archetype: Individuation and the Religious Function of the

Psyche, pp. 38ff.

43 See also Eph. 2:2,3; Rom. 5:12. Other references in the Psalms: 51:5; 58:3; 143:2.

44 Isa. 14:12-14: “.. . O Lucifer, son of the morning! . . . For thou has said in thine

heart, I will ascend into heaven, I will exalt my throne above the stars of God: I

will sit also upon the mount of the congregation, in the sides of the north: I will

as

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики