Версия для печати
Понедельник, 07 марта 2016 16:02

Эдвард Эдингер Комментарии к Mysterium Coniunctionis Юнга Параграфы 154-178

Эдвард Эдингер

Комментарии к Mysterium Coniunctionis Юнга

 

Параграфы 154-178

Сегодня нашим предметом изучения будет символизм луны, и я буду говорить о его семи основных чертах:

  1. Луна как посредник между двумя мирами.
  2. Луна ассоциируется с растениями и обеспечивает плодородие и исцеление.
  3. Она обеспечивает coagulatio.
  4. Она обеспечивает solutio, потому что ассоциируется с образами воды, соком растений и росой.
  5. Она ассоциируется с животными, особенно с холоднокровными животными и собакой.
  6. Духовный аспект луны.
  7. Символическое равенство между Луной и Церковью: так называемое лунно-церковное тождество.

Вы помните, что на второй лекции мы обсуждали с вами Луну в связи с символизмом вдовы92. Сейчас Юнг отваживается на более исчерпывающее исследование этого символизма.

Последние две встречи мы говорили о символизме Sol и ассоциируемым с ним символизмом серы. Сегодня мы от Sol переходим к Luna. Итак, мы имеем дело с двумя основными персонификациями партнеров coniunctio — солнцем и луной — которых в алхимии соотносили с противоположными полами. Солнце считалось маскулинным образом, луна — фемининным. Мы можем сказать, что луна, Luna, — это персонификация феминного принципа.93

В наше время ведется много разговоров о феминном принципе, и этот материал в Mysterium дает нам возможность подойти к вопросу, что же есть феминный принцип со строго эмпирической точки зрения, а не с позиции предвзятой теории. У нас есть возможность увидеть, что сама психе говорит в алхимии о природе луны, как сама психе описывает феминный принцип.

Возможно, самым лучшим способом это рассмотреть будет выделение определенных эффектов, которые принадлежат Luna. Один из них быстро становится очевидным: дать определение Luna или феминному принципу не в пример труднее, чем маскулинному принципу. Это соотносится с его природой, которая не поддается определению. Все, что мы можем сделать, — это рассмотреть действие Luna, как оно было разработано в алхимическом символизме.

  1. Луна как посредник и проход между двумя мирами

Прежде всего надо сказать о фундаментальной идее луны как посредника и прохода между миром божественных сил и земным миром. Я хотел бы вам напомнить о положении луны в геоцентрической системе античности94.

Планеты были расположены концентрически вокруг земли, а луна — ближе всего к земле. Таким образом, все влияние, вся передача материала или воздействия с неба на землю должна проходить через луну. Это было единственным путем на землю из высших сфер — через луну. В психологических терминах мы можем сказать, что феминный принцип — это труба или проход между персональной и трансперсональной психе. И то, что происходит между этими двумя мирами, может носить позитивный и негативный характер. Например, безумие может передаваться. Или благодать, обычно символизируемая росой, которая, как полагали, стекала с луны на землю.

На одном из своих семинаров Юнг приводит негативный пример того, что было передано луной95. Это история о человеке в постели, который видел ночью поток лунного света. У него возникла мысль встать в нем на четвереньки и лаять, как собака, и при этом не быть безумцем, потому что он знал, что он делает. Но когда он это сделал, он сошел с ума. Эта история, как вы видите, в некотором роде, притча об одном из аспектов деятельности луны.

Совершенно противоположный образ встречается в одном замечательном сне. Он приснился женщине, у которой незадолго до этого был госпитализирован муж для срочной операции в брюшной полости — у него был острое состояние, и ему удалили желчный пузырь. Вот ее сон:

Она стоит в круглой комнате в центре здания. Комната выглядит как платформа в форме диска. Она оборудована системами жизнеобеспечения и соединена с центральным стержнем, и поэтому может двигаться вверх-вниз. Тогда она была на самой верней точке. К ее удивлению она видит крышу открытой, и «мы как будто в центре огромной галактики звезд, как Млечный Путь. И еще более удивительно, что все люди и оборудование на диске получают зарядку от звезд». Она потрясена этой сценой, она смотрит по сторонам, и никто больше этого не замечает, все слишком заняты. Она — единственная, кто это видит. Она пытается говорить, но она переполнена живым, пульсирующим, теплым, как кровь, теплом этого видения.

Когда она просыпается, то отчаянно пытается найти визуальный образ, чтобы связать его с тем, что она пережила. Она видит огромное вымя Млечного Пути. «И я думаю, что это — питание для всех нас».

 

Здесь нет упоминания луны, но есть огромное вымя. Небесное влияние соотносится с силой планет, которые оказывают свое воздействие на землю через луну. Этот сон точно отражает ремарку из алхимического текста, которую Юнг цитирует в параграфе 154: «Земля «получает» силу звезд, и солнце создает в ней золото».

Эта женщина имела видение об архетипических силах, помогающих в процессе операции и заботящихся об ее муже в этой ситуации. Это прекрасный пример того, как в моменты срочной необходимости архетипическая психе может действовать как помощник, что прекрасно выражено в строках Гёльдерлина, которые любит цитировать Юнг: «Но там, где угроза, растет и спаситель»96.

 

Рисунок 8-1.                                                                                                          

«Земля «получает» силу звезд, и солнце создает в ней золото.»

 

 

  1. Луна обеспечивает плодородие, исцеление и рост растений

В фольклоре крестьянам рекомендуется при посадке растений учитывать фазы луны: полная луна лучше всего для высадки растений, которые растут вверх, а новолуние — для корнеплодов. Лекарства оказывают наилучшее воздействие, если принимать их в полнолуние. Эрих Нойманн приводит прекрасный пример психологического значения этого аспекта луны с своем эссе «On the Moon and Matriarchal Consciousness». Я хочу вам зачитать некоторые отрывки из него, потому что Нойманн прекрасно ухватил суть:

«Наша привычная идентификация эго с патриархальным, из головы идущим сознанием и соответствующее этому разобщение с матриархальным сознанием часто ведет нас к тому, что мы не знаем, что в действительности с нами происходит... [Только] потом мы обнаруживаем, насколько глубоко мы были потрясены какими-то вещами, ситуациями и людьми… Справедливо высказывание Гераклита: “Природа любит прятаться”.

Момент зачатия сокрыт и таинственен, нередко эго матриархального сознания переживает его, а головное эго даже не замечает. Но более глубокое самонаблюдение, включающее сны, образы и фантазии, показывает, что в матриархальном сознании запечатлен момент этого события…

Есть много смысла в том, чтобы скрывать эти жизненно важные моменты зачатия. Рост требует покоя и невидимости, а не шума и света…

Не под палящими лучами солнца, а в прохладном отраженном свете луны, когда правит темнота бессознательного, происходит творческий процесс: ночь, не день, — это время воспроизведения. Ему нужна темнота и тишина, тайна, бессловесность и сокрытость. Таким образом, луна — госпожа жизни и роста, противоположная смертельному, истребляющему солнцу. Влажное ночное время — это время сна, но также и исцеления и восстановления… Лунный бог, Син, — врач… Царство исцеления и целитель, исцеляющее растение и целебный рост встречаются в этой комбинации. Это восстанавливающая сила бессознательного, которая совершает свою работу в ночной темноте или в свете луны, это mysterium... из себя самого... Вот почему лекарственные травы и таблетки назначают по луне, а их секреты хранятся женщинами, или женственностью, которая принадлежит луне».97

 

  1. Луна обеспечивает coagulatio

Как следует из положения луны между землей и высшими сферами, все нисходящие существа, которым суждено воплотиться, принять материальную форму и получить земное существование, должны пройти через луну, чтобы получить это воплощение. Это является символической причиной того, что Дева Мария тождественна луне. Она выполняет функцию луны, давая воплощение Христу.

Психологически это означает, что любая форма, проявление или структура, которая кристаллизует нашу жизненную энергию в какое-то определенное твердое состояние, принадлежит природе феминного принципа. Итак, одна из черт феминности — то, что она опредмечивает — это другое слово, которое означает воплощение, коагуляцию. Любая сущность — это может быть патриотизм по отношению к стране, или служение Церкви, сообществу или определенному институту, или, по определенным причинам, семье, своей профессии или хобби, личным отношениям — любая из этих форм, которая получает нашу поддержку по привнесению нашей жизненной энергии, относится к феминному принципу. Даже такие очевидные абстракции как наука, мудрость, истина, красота или свобода — тоже примеры коагулированной энергии Luna, если они обладают силой претворения чьей-то жизненной энергии в конкретное выражение и заставляют человека следовать ему.

Другими словами, сила пробуждения заинтересованности либидо — это форма энергии отношений, и она связана с тем фактом, что Юнг дал определение феминному принципу как принципу связанности. Таким образом, мы можем сказать, что отношения, а в своем самом широком смысле, — возможность относиться — это черта coagulatio, они спосособствуют coagulatio.

  1. Луна обеспечивает solutio

Но луна, из-за своей ассоциации с водой, морем, приливами, соками растений и росой, также способствует solutio. И при некоторых обстоятельствах она может коагулировать, а в других она может растворять. В одном случае она может опредмечивать и привносить психические возможности в реальность, а в другом — она обладает эффектом растворения.98

Есть два подхода к solutio: один — когда что-то твердое тает и становится мягким и податливым, и это аспект, где лунная влага приносит с собой благодать и обновление. Но в других случаях аспект solutio становится негативным и опасным, и он проиллюстрирован мифом о Диане и Актеоне.

  1. Луна, холоднокровные животные и собака

Актеон был молодым охотником, который пошел на охоту со своей сворой собак, где случайно столкнулся с Дианой, луной, купающейся и обнаженной. В наказание за свое смущение Диана обратила Актеона в оленя, которого потом разорвали на части его же собственные собаки. Другими словами, он был подвергнут растворению.

Этот миф — пример символьного комплекса луны-воды-купания-растворения. Актеон представляет здесь молодое эго, которое преждевременно сталкивается с полной силой лунного принципа и не может выносить оказываемого им воздействия. Оно подвергается растворению от удара этого столкновения и распадается на фрагменты — разрывается собаками. Кто-то может сказать, что оно попало в идентификацию с инстинктивными факторами, представленными собаками. Собака, вода и луна — символически синонимичны. (Мы поговорим более подробно на следующей неделе о символизме собаки — важной части лунного символизма.)

Тот же образ луны, воды и нападения со стороны животных изображен на важной иллюстрации, приведенной в Psychology and Alchemy (рисунок 8-2). На этом изображении видны высшие сферы со всеми этими причудливыми завитушками, и через них солнце проделывает свой путь вниз. Под солнцем луна, а под луной капли влаги. Это лунная роса, лунная вода, исходящая от луны и совершающая крещение пары мужчины и женщины, расположенной внизу. В то же самое время, пока они проходят через крещение лунной водой, их кусает за пятку или икру животные с обеих сторон.

Итак, они получают опыт, похожий на тот, который получил Актеон, — они окунаются в лунную купель, и их кусают животные инстинкты. И тут же мы видим лягушку — одного из тех холоднокровных животных, которых ассоциируют с луной. Лягушка часто представляет, или указывает на процесс трансформации.

 

Рисунок 8-2. Нападение на пару брат-сестра. Рисунок 8-3. Карта Таро Луна.

Другой пример того же действа представлен картой Таро под названием Луна (рисунок 8-3). На этой карте луна роняет капли росы на землю, две собаки или волка смотрят на луну, а ракообразные существа вылезают из воды по направлению к луне. Это часть того же символизма.

Миф об Эндимионе — это еще один лунный миф, который иллюстрирует другую сторону опасного аспекта луны. Эндимион был пастухом, который в одну ночь спал в пещере, когда Селена-луна увидела его и спустилась, чтобы лечь рядом с ним. Чтобы он всегда был рядом с ней, она поцеловала его закрытые глаза, и он провалился в глубокий сон, от которого он никогда не проснется. И тогда луна может посещать его тогда, когда она того пожелает. Это версия истории матери и ее вечномолодого сына-любовника. Конечно, избранный ей путь ведет к ранней смерти ее сына-любовника, и тогда он никогда не постареет.

Я думаю, Джон Китс (John Keats) может служить примером человека, который идентифицировался с этим архетипом, — он прожил только до двадцати шести лет. Он написал большую сюжетную поэму и назвал ее «Эндимион». И позвольте мне прочитать вам эти прекрасные стихи, чтобы дать вам представление об определенном виде поэтического лунного качества.

Красота не стареет во веки веков,
Что ни день — хорошеет она.
Пусть же будет наш сон величав и здоров,
Чтобы ей насладиться сполна.
А наутро мы снова сплетаем венок
Из растений, проросших во мгле.
Пусть привяжут нас свежие мак и вьюнок
К этой чёрной, тяжёлой земле,
Где под гнётом тоски, среди лести и лжи,
Мы блуждаем по тёмным путям.
Нас, наивных, ведут за собой миражи,
Подставляя зубам и когтям.
Но придёт красота и излечится дух,
И вольётся в движенье светил.
И барашек простой будет принят как друг
Деревами, что он посетил.
И речные кувшинки раскроют уста,
Где вода, как зелёный платок.
И прозрачный ручей для того, кто устал
Приготовит прохладный глоток.
В самой чаще лесной, где ни вешек, ни троп,
Брызги-капельки мускусных рос.
Это значит, что мир не торопится в гроб,
Не боится смертельных угроз.
Этот чудный, волшебный, живительный свет
Льётся к нам сквозь небесную грань.
Мы — не видим. не слышим, как шепчет вослед
Нам листва, освятившая храм.
Ты, бессмертного слова живая вода,
Ты, слепящий глаза окоём!
Вы должны быть, вы будете с нами всегда.
А иначе — мы просто умрём. (пер. Яков Фельдман)

«Бессмертного слова живая вода» — это луна, источающая свою росу. И так как Китс был лунным человеком, он мог это видеть, чувствовать и соединяться с ней.

 

  1. Духовный аспект луны

Начиная с параграфа 160, Юнг затрагивает достаточно трудный вопрос. Он говорит о том факте, что луна ассоциируется с определенными терминами. Такими как Эннойя (Ennoia), Эпинойя (Epinoia) и Сапиентия (Sapientia). Затем он продолжает и разрабатывает эти термины, но так как они по-прежнему не ясны, я бы хотел сказать о них несколько слов. Эннойя и Эпинойя были именами, отождествляемыми с луной. Они пришли из гностицизма и являются производными от слова Нус (Nous). И, как говорит Юнг, они соотносятся с лунным аспектом, подобным Нус.

Нус — термин, пришедший к нам из греческой философии и гностицизма, и его очень трудно точно перевести. Он обладает качествами, схожими с Логосом (Logos), но не тождественен ему. Это духовная сущность с творческой, порождающей силой, которая исходит из божественных трансперсональных сфер вселенной и нисходит на землю. Когда она проявляется на земле, она создает разум, ум и порядок, и все духовное и человеческое в противоположность неразумной материи.

Интересно, что символизм луны должен включать в себя духовный аспект. Обычно полагают, что феномен творящего духа — это часть маскулинного символизма, но он здесь. И этимология указывает на тот же символический факт. В греческом языке слово mene было словом, обозначающим луну. Корень этого слова перешел в латынь и породил латинское слово mensis, означающее месяц. Вы можете также увидеть корень этого слова и в menses, или менструальные периоды. Тот же корень возникает в латинском слове mens, означающем ум, и его родительный падеж — mentis, а mentis — корень нашего слова ментальный (mental). Тот же корень имеет слово mensura, которое означает меру. Итак, луну, месяц, ум и меру объединяет один и тот же символизм.

Это указывает нам, что в психологическом смысле луна и все, что она символизирует, то есть феминный принцип, создают время, меру и ум. Можно на это посмотреть и с другой стороны: содержание, которое поступает в эго из коллективного бессознательного, проходит через лунный фактор из вечного, вневременного царства в царство эго, приобретая по мере возникновения в сознательном существовании качества времени, пространства, количества и измерения. Эти качества — категории сознания. Они — база для умственного процесса, осмысленной жизни и деятельности. Они — часть процесса воплощения, обеспечиваемого луной.

В параграфе 159 Юнг делает провокативное заявление. Он говорит:

«Луна является излюбленным символом определенных аспектов бессознательного — хотя и (разумеется только) мужского. У женщины бессознательному соответствует солнце, а луна — сознанию. Это объясняется противоположностью половых архетипов в бессознательном: анима — в мужском, анимус — в женском».

Он заявляет это и продолжает. Эрих Нойманн предложил другую идею. Он предположил, что солнце — это принцип сознания и для мужчин, и для женщин. И по мере возвращения к моему опыту, чем больше я рассуждаю по этому поводу, тем более сложным он становится. Я думаю, оба заявления правильны, но здесь, так как дело касается феминного принципа, мы не можем быть слишком точными. Нам нужно позволить себе находится в лунном свете, когда все вещи очень нечетки.

Я бы сказал это так: сознательное эго женщины, по крайней мере при некоторых обстоятельствах, более относится к луне, потому что луна гармонична женскому сознанию, сознательной части личности. Для мужчины сознательное эго, как правило, более совместимо с солнцем. Но, смотря на это с другой точки, мы также можем сказать, что Нойманн прав — принцип сознания одинаков для мужчин и для женщин. Наш вопрос остается по-прежнему неясным, но, будучи верным тому образному ряду, о котором мы сейчас говорим, оставим его в таком состоянии.

К нашему обсуждению подойдет сон, который приснился женщине — ученому-биологу, которой было тогда около тридцати и она была не замужем:

«Молодой мужчина, мой друг, позвал меня к окну, чтобы увидеть небесный феномен. Мы увидели луну, а из-за луны возникало еще одно тело, похожее на вторую луну. Но внезапно второе тело начало взрываться яркими красками, которые выглядели, как взрыв водородной бомбы. Мы думали, что наблюдаем рождение нового солнца, и это было очень страшно, потому что, если возникает новое солнце, то нас может уничтожить жара и радиация. Но во время следующего взрыва обломок нового тела был выброшен в космос и рухнул на наше жилище. Мы выбежали из него как можно быстрее, испугавшись, что обломок может быть радиоактивным».

Итак, здесь говорится о луне, о появлении второй луны и о рождении второго солнца. Часы анализа до этого момента были заняты обсуждением страха пациентки перед мужчинами, которые начались, когда она была ребенком. Ее мать передала ей страх мужчины, который выставлял себя напоказ детям в туннеле под улицей. У пациентки были фантазии о нападении мужчины на нее. Развитие эго этой женщины прошло с дефектом. Можно сказать, что ее лунное эго пока не родилось. И я вижу этот сон как выражение рождения этого лунного эго. В действительности, после определенной работы этот процесс получил свое развитие — она вышла замуж и родила детей, и ей стал доступен весь женский опыт.

Но даже будучи в центре этого сна о рождении лунного эго, где обломок луны падает на землю, есть указание на то, что рождается новое солнце. Вы видите, как тут одновременно присутствуют две идеи, и мы не можем быть слишком догматичными в этом вопросе.

Вопрос: Думаете ли вы, что образ двух лун также предполагает рождение — нечто приходит в сознание?

Ну, мы часто предполагаем, что если нечто выступает парами, то это означает, что оно поступает в сознание. Да, верно.99

  1. Символическое тождество между Luna и Церковью

Я хотел бы сказать пару слов о так называемом Luna-церковном тождестве, лунно-церковном тождестве. В христианском символизме и Мария, и Церковь тождественны луне. Очень ценную работу по патристическому символизму луны можно найти в книге Хьюго Ранера (Hugo Rahner), на которого Юнг ссылается в параграфе 173. В главе по лунному символизму Ранер пишет следующее:

«Церковь, как настоящая мать, принимает в себя лучи рождественского солнца [новорожденное солнце христианского времени], и будучи в этом отношении имитатором Благословенной Девы, дающей рождение Христу, в крещении дает жизнь верующему. Этим она превращает простых земных «психиков» в расу «пневматиков», в людей, наполненных духом».100

Это гностический жаргон. Другими словами, она превращает земных тварей в духовных существ. Согласно гностикам, существует три типа людей: саркики, психики и пневматики. Саркики — телесные люди, они все — sarkos. Психики означают не совсем то, что мы подразумеваем под словом психе; они — водные, которые немного лучше, чем саркики, но не настолько хороши, как пневматики. Отрывок продолжается:

«Этим действием Церковь уподобляется Селене [луне], которая получает свет от солнца, трансформирует его подобно матери и таким образом, как госпожа всех земных вод, приносит новую жизнь в мир».101

Это один пример тождества Церкви и луны. Юнг приводит другие примеры, и еще много можно найти в патристической литературе.

Этот вопрос имеет большую психологическую важность, потому что здесь указание на Церковь отсылает нас ко всем сакральным сообществам, всем коллективным этническим и религиозным контейнерам. Все такие сообщества выступают в качестве матери-луны для тех, кого они в себя контейнируют, принимают: Церковь сравнима с луной, получающей свет от солнца, транформирующей его, как мать, и таким образом приносящей в мир новую жизнь.

Другими словами, луна-Церковь действует, как медиатор. Для тех, кого Церковь или сакральное сообщество в себе контейнирует, непосредственный контакт с солнцем может быть смертельным. Им нужен медиатор, и это та функция, которую выполняет Luna-Церковь. Эта функция носит позитивный характер, когда она служит нуждам человека. Пока он не имеет желания развиваться, которое требует выхода с этого уровня контейнирования, функция сакрального сообщества полностью позитивна.

Но если у человека появляется нужда в бóльшем уровне развития, тогда сдерживающая, лунная функция религиозного сообщества становится негативной. Мы видим поразительные примеры этого в отношении различных религиозных культов. Они функционируют, как сообщества для заблудших душ, давая им чувство смысла, принятия и ориентации. Все в порядке до тех пор, пока принятие приносит комфорт. Но если такой человек ощутит внутреннее намерение к бóльшей степени индивидуального развития и решит покинуть культ, тогда у него будут неприятности — они так легко его не отпустят. И это будет примером луны, превращающейся из сосуда благодати и лунной росы в пожирающую воронку сна, о котором я рассказывал вам на предыдущих лекциях.102

Вопрос: Будет ли это негативной стороной coagulatio?

Я не думаю, что удержание, принятие само по себе соотносится непосредственно с coagulatio, но какой-то своей частью да. Здесь образный ряд немного более текучий. Это больше образ плавающих рыб в церковном пруду. Пока они просто рыбы, все в порядке, но если одна иди две из них окажутся двоякодышащими рыбами, им нужно будет выбраться на сухую землю, и тогда пруд представится чем-то негативным.

И сейчас я хотел бы добавить еще один аспект, хотя рискую внести еще бóльшую неясность. Как самая низкая так называемая планета и ближайшая к земле, луна иногда приравнивается к земле. В этом случае луна символически равна земле, так как луна — наиболее земная из всех так называемых планет. С этой точки зрения луна тождественна эго.

Позвольте привести вам другую цитату из Ранера, в которой он говорит о Плотине (греческий нео-платонист, живший в 204-270 г н.э.). В космологии Плотина была триада основных движущих сил: Благо, Ум (Nous) и Мировая Душа. Благо было источником всего существования — некого рода невидимым центром. Оно произвело динамический принцип, Ум. И третья сущность, созданная Умом, была Мировой Душой или Разумом. Говоря об этом, Ранер приводит цитату из Плотина:

«Можно, для наглядности, Благо уподобить свету, Ум — солнцу, а Душу — луне, светящей светом, заимствованным от солнца; Душа заимствует свою разумность от Ума, который, озаряя и как бы расцвечивая ее своим светом, делает ее интеллектуальной»103.

Если то, что сказано, перевести в психологическую терминологию, то, с этой точки зрения, эго как получатель трансперсональной энергии из коллективного бессознательного аналогично луне.

При столкновении с этим образным рядом необходимо иметь подвижное, релятивисткое отношение. Образ может значить одно в каком-то одном контексте, в одних обстоятельствах, и что-то другое, когда связан с другим набором образов. Порой луна будет передатчиком к эго. В других случаях, в ином символическом контексте, она приобретает качества самого эго, потому что она получает свой свет и энергию из источника вне себя, как это делает и эго.

 

92 — см.выше, стр. 34 и далее

93 — для детального обсуждения лунного символизма см. M. Esther Harding, Woman’s Mysteries: Ancient and Modern.

94 — см.выше, стр. 40 и далее

95 — Analytical Psychology: Notes of the Seminar Given in 1925, стр. 97

96 — из «Патмос» (пер. Куприянов Вячеслав), см., например, Symbols of Transformation, CW5, пар. 630 и далее

97 — в Spring 1954, стр. 83 и далее

98 — для большей детальности по solutio см. Edinger, Anatomy, глава 3

99 — см. Marie-Louise von Franz, On Divination and Synchronicity, стр. 105 и далее

100 — Greek Myths and Christian Mystery, стр. 161

101 — там же

102 — см. выше, лекция 2, стр. 41 и далее

103 — Greek Myths, стр. 158, из Плотина Эннеады, V, 6, 4