Понедельник, 07 марта 2016 18:44

Эстер Хардинг Женские мистерии Глава 12 Иштар

Эстер Хардинг

Женские мистерии

Глава 12

Иштар

Всегда трудно адекватно воспринимать значение, которым бог или религиозный символ обладали для людей прошедших времен. Ведь символ — это конкретизация фактического живого духа, или чувства, пока еще не осознаваемого и не понимаемого в полной мере. Пока дух живет, каждый ощущает его значимость и силу, хотя и не может точно его определить. Сегодня не надо объяснять, например, что для нас «стяг», да мы и не сможем это объяснить.Точно таким же образом боги прошлого в то время принимались как «сами собой разумеющиеся». Никто не писал обоснованных заключений по поводу их значения, или духа, или чувства, которое они несли своим людям. Только когда культ бога угасал, некоторые писатели ощущали необходимым сохранить это в текстах, чтобы не потерять полностью.

Следовательно, наши знания о поклонении Великой Матери несколько скудны. Обряды, совершаемые в её храмах были настолько хорошо известны в те дни, что не было необходимости их записывать, либо они являлись мистериями, доступными лишь посвященным, а массовой публике в лучшем случае были известны лишь символы, которые не приносили просветления, поскольку не всегда правильно интерпретировались. Когда люди стали больше озадачиваться записыванием, появились случайные ссылки и аллюзии в литературе периода процветания Лунной Матери. Некоторые пассажи есть в писаниях позднего периода, и они дают философское или метафизическое объяснение древней религии. Особенно это видно в греческих писаниях гностического периода. Плюс к этому они донесли до нас некоторые ритуальные гимны и молитвы, адресованные Матери, Иштар и Исиде, и множество священных объектов и изображений, чье значение лишь смутно понятно нам, если смотреть на них через призму рационального интеллекта. Однако если мы воспримем их как символы, относящиеся к психологическим, а не историческим фактам, их внутренний смысл проявится с безошибочной ясностью.

Лунная Богиня, поклонение которой наиболее широко распространилось в дни античности, была вавилонянской Иштар. Ей поклонялись под многими разными именами в разных странах. Она звалась Аштартой в Канаане; Аттар в Месопотамии; Аштар в Моабе; Афтар в Южной Аравии; Астар в Абиссинии; Атаргатис в Сирии; Астарта в Греции, а Артемида была распространенным именем, используемым для любых проявлений этой великой и всемогущей богини — Магна Деа Востока (рис. 28).

Рис. 28. Иштар как Богиня плодородия, 3000 до н.э

Её двойником в Египте была Исида, поклонение которой распространилось на Грецию и Рим и процветало еще в ранние столетия христианской эпохи. История Исиды, и всё, что касается её почитания, настолько важны, что будут рассмотрены в отдельной главе.

Иштар — персонификация силы природы, дающей и забирающей жизнь. Она — Мать Всего, Многогрудая Артемида (рис.25). Ее зовут Сиюящая Серебром, Рождающая Зерно и Беременная. Она богиня плодородия, дающая силу воспроизводства, относящуюся ко всем животным, а также людям. Естественным образом она стала богиней сексуальной любви и покровительницей проституток. Она — Открывающая Матку, защитница матерей во время родов.

Так что вся жизнь происходит из нее; растения, животные, люди — её дети. Но как у лунных богов, у Иштар двойной характер. Она не только дает жизнь, но и разрушает. Ведь она — луна, во время роста которой растет все вокруг, а во время убывания — все уменьшается. Но это не конец, рост начинается вновь. Свет побеждает тьму, даже если тьма побеждает свет. Лунная Богиня появляется вновь в своем творческом и благоприятном аспекте.

Так Иштар успешно управляет всеми лунными циклами, или месяцами года, и плодородностью года, и всё, что рождается в течение двенадцати месяцев — это её потомство. Эта идея прекрасно выражена в веровании, что её сын, Таммуз, был воплощением растительного мира всей земли. Его звали Урикитту, Зеленый. В мифе, достигнув зрелости, он становится любовником богини. Год за годом, однако, она приговаривает его к смерти, и на повороте года, перед днем летнего солнцестояния, он гибнет и отправляется в загробный мир. В Месопотамии зеленая весна длится очень недолго. Всё сжигается летним солнцем, поэтому смерть Таммуза происходит не осенью, а ранним летом. После его смерти богиня и все женщины скорбят, в месяц, названный по его имени, Таммуз, или Дуузу. До наших дней сохранились очень древние гимны оплакивания Таммуза. Один вавилонский текст, датированный 2300 годом до нашей эры, звучит таким образом:

Воскресни, Герой, пройди по пути, откуда нет возврата.

Увы, Герой! Воин Ун-Азу;

Увы, Герой! Герой, мой бог Даму;

Увы, Герой! Сын, мой верный господин;

Увы, Герой! Ясноглазый Гу-Силим [1]

***

Увы, Герой! Ты свет моих небес;

***

Увы, Герой! Брат, мать, райское вино.

Он уходит, уходит в лоно земли -

Он родит изобилие в краю мертвецов.

Мы оплакиваем его в день его падения,

В самый неблагоприятный месяц года.

По дороге, предназначенной для последнего на земле человека,

По зову Господа,

Иди, Герой, в далекий край, что не виден нам.[2]

Ритуал оплакивания Таммуза напоминает ежегодный праздник скорби по Адонису. В греческом мифе Адонис был растерзан медведем, одним из священных животных Афродиты, его матери. Медведя часто связывают с Лунной Богиней, и, например, кельтская богиня сама была практически медведицей. Так что в мифе об Адонисе он был убит одним из проявлений своей собственной матери. В другой версии этой истории Арес, бывший любовник Афродиты, принял форму вепря, чтобы убить Адониса. Фрэзер описывает древний памятник в ливанской роще, отображающий эту историю. Прекрасный юноша с копьем ждет атаки вепря. Афродита сидит на заднем плане, полная скорби. Она, как предполагает Фрэзер, и есть «горюющая ливанская Афродита», описанная Макробиусом[3]. Это оплакивание Афродитой Адониса или Иштар Таммуза — основание для поста скорби, сформировавшего известный ритуал религии Великой Богини. В Ветхом Завете постоянно обращаются к посту, Пророки его осуждают. Однако культы Матери и Сына снова и снова проявляются и становятся конкурентами для Яхве. И, как мы видели ранее, Рамадан, один из важнейших религиозных традиций ислама, связан с оплакиванием Таммуза.

Итак, каждый год Таммуз погибает и отправляется в загробный мир. Иштар и все женщины оплакивают его, и в конце концов для того, чтобы спасти его, она совершает опасное путешествие в земли, откуда нет возврата. Там, пока она проходит каждую из шести дверей, охраняющих это место, с нее спадают ее драгоценности. И наконец, когда она практически остается без сил из-за потери своих драгоценностей, она должна сразиться со своей сестрой Аллату за обладание Таммузом. В этой форме мифа Аллату является Царицей Подземного Мира. Обычно Иштар считается царицей как Подземного мира, так и Небесного и Земного, так же как Луна путешествует между Нижним и Верхним Мирами. Шесть стадий потери ее драгоценностей похожи на расчленение Лунного Бога и представляет собой шесть «ночных укусов», когда луна уменьшается шесть ночей последней четверти.

Когда Иштар уходит в Загробный мир, на Земле наступает время депрессии и отчаяния. Во время ее отсутствия ничего не зачинается. Не размножаются ни люди, ни звери, ни деревья, и, что хуже — они даже не хотят размножаться. Весь мир описывается как замерший в безнадежности и бездействии, горюющий по её возвращению.

В «Схождении Иштар», записанном на дощечке, мы читаем:

С тех пор как Госпожа Иштар спустилась в Землю, Откуда Нет Возврата,

Бык не оплодотворяет корову, осёл не ищет ослицу.

Мужчина не глядит на женщин, проходящих по улице,

Он спит в своей комнате,

Женщина спит одна.[4]

Лишь после ее возвращения на землю вновь проявляется сексуальное желание и силы плодородия. Для нас это очень странно. Естественные науки предполагают, что инстинкт заложен в структуре жизни; что тычинки и пестики встречаются под воздействием природных явлений, потоков ветра, и как у животных, так и у людей, мужчина ищет женщину под воздействием своих собственных инстинктов, встроенных в него естественным образом. Но для древних воспроизводящая сила и притяжение между мужчиной и женщиной являлись дарами богини, или возможно даже её эманациями. Когда она отсутствовала, уйдя в Земли, Откуда Нет Возврата, с Земли пропадала сила воспроизводства и желание размножаться. Когда она возвращалась, в животных и растениях снова проявлялся дух фертильности. В гимне говорится: «Я обращаю мужчину к женщине; Я делаю так, чтобы он заинтересовался ею, а она — им.» Она — пробудитель сексуального импульса в животных и людях.

Для западной мысли эта концепция является почти анафемой, и все же возможно, что в некоторых сферах было бы более полезным посмотреть на факты через ее призму, чем с помощью научного или материалистического мышления. Если мы вспомним, что боги - это проекции непризнанных сил бессознательного, мы можем сказать, что как если бы сила притяжения между мужчиной и женщиной была даром богини, который проявляется, когда она присутствует на земле, но недосягаем, когда она отсутствует. Ведь каждый согласится, что в отношения между мужчиной и женщиной входит больше, чем можно объяснить чисто материалистически. Иначе почему их связь, даже физическая, столь отличается в разных случаях. Некоторые существенные факты включаются без нашего сознательного участия. Как будто и вправду так проявляется богиня фертильности.

Конечно, такое утверждение покажется глупостью, если мы посмотрим на него трезвым объективным взглядом. Луна как небесное тело или мифологическая богиня сильно далека от ежедневных проблем современных мужчины и женщины. Но если мы вспомним, что древние, представляя богиню и ее жизнь, отражали движения психологических сил, действующих в бессознательном человека, то не будет нужды быть такими скептиками. Древние много знали о работе этих бессознательных сил и записывали это в совершенно непредвзятой форме. Однако мы — предвзяты, и пренебрегаем всем, что не вписывается в наши научные, материально наблюдаемые данные. Но действие психологических факторов, особенно бессознательных, не поддается прямому наблюдению и экспериментам. Такие данные мы исключаем, как недостоверные, но древние признавали их и включали в свои религии. Так что стоит и дальше поговорить об Иштар и ее деяниях.

Когда она отсутствовала, люди и животные теряли силу фертильности и свое желание. Когда она возвращалась, то поскольку являлась Богиней Плодородия и Сексуальной Любви, любовь возрождалась во всем мире. Сила любви и размножения являлась следствием живого духа, который она несла и который заражал всех, как инфекция. Она сама была пропитана тем же духом и легко отдавалась своей любви, где бы та ни возникала. Таммуз, растительность всей земли, из года в год возрождался как её сын, и из года в год воссоединялся с ней как её супруг. Но у соблазняющей богини было много других любовников. Она почиталась как «принимающая всех». В маленьких алтарях древних домов Вавилона она была представлена обнаженной, сидящей в оконной раме. В этом образе она зовется Килили Мушриту, что значит «Килили, которая выглядывает наружу», в типичной позе проститутки (рис. 29). В эпосе Гильгамеша рассказывается, как она пыталась соблазнить Гильгамеша, но он был героем, чьей задачей являлось победить богиню.

Тема Гильгамеша — героя, более поздняя. Для наших размышлений однако наиболее важно, что в ней представлено время, когда человечество начало чувствовать, что боги могут быть побеждены людьми, и что человек может получить их силу. Это являлось почти нечеловеческой задачей, и далеко не каждому под силу. Лишь герой мог справиться с этим; он один мог сражаться против богов и обычно был щедро вознагражден за свою нечестивую дерзость. Но мифы о героях — это паттерны для нас сегодняшних, ведь только совершая похожее путешествие, можно надеяться победить «богов», эти силы, спроецированные из бессознательного, и присвоить эти силы себе, как части человеческой психологии. Гильгамеш отнесся к богине грубо и пренебрежительно из-за ее доступности. И все же именно из-за того, что она богиня, она должна следовать своей собственной природе; а природа ее такова, что если она любит — то долна отдаться. Ведь как луна — она не может быть чьей-то собственностью. Она вечная девственница.

Рис. 29. Иштар Килилу, «Та, что выглядывает». Панель из слоновой кости из дворца Асурнасипал, 9 столетие, Калах ( Из Мифология всех рас, Stephen Herbert Langdon, 1911.)

Рис. 30. Деркето и Оуан, Бог Первичных Вод (Из Sur le Culte de Venus, Felix Lajard, 1837.)

Эта концепция природы богини вступает в значительное противоречие с идеальным браком, представленным такими божествами, как Гера. Здесь поклоняются принципу верности данному слову. В ситуации с Иштар — это принцип лояльности актуальному чувству, реальности, живущей в данный момент. Это принцип, которому поклонялись в великой Магна Деа.

Из надписей, сохранившихся на памятниках, монетах и тому подобном, мы можем составить представление о том, как древние воспринимали ее силу и качества. Она — Богиня Всего, Царица Небес, Почитаемая, Небесная Корова. Она была рождена из пены морской. В одной форме она — полурыба, кто-то типа русалки или левиафана, жителя первичных вод. Здесь она зовется Деркето, имя, которое относится и к Атаргатис, фригийской лунной богине. Люциан в своей De Dea Syria говорит: «Изображение финикийской Деркето очень странное; наполовину женщина, а от бедер до конечностей рыбий хвост (Рис.30).»

Как и ее сын, Таммуз, Иштар зовется Урикритту или Зеленая, родительница всей растительности. Ее символ — дерево Ашера, к которому относятся, как к самой богине. Её также зовут Богиня Земли, Леди Гор, Царица Земли и Хозяйка Полей. Как Синн, лунный бог, предшествовавший ей, она троична, так как является луной в ее трех аспектах. Она Царица Небес, Богиня Земли и Богиня Загробного Мира.

В светлой, или верхней фазе, Иштар почитают как Великую Мать, несущую плодородие на землю и заботящуюся о своих детях. Она пробуждает способность размножения в человеке, животных и растениях. Она — богиня материнства. Как Царица Небес она управляет звездами. Однажды она и сама была звездой, утренней или вечерней, в качестве жены сопровождающей Синна, раннего лунного бога. Но позже она заменила его и стала обладать своей собственной силой. Затем она стала Царицей Звезд и Царицей Небес. Ночью она проезжает по небу в колеснице, запряженной львами или козами. Древние арабы считали зодиакальные созвездия Лунными Домами, а весь зодиакальный круг звался «Пояс Иштар», что относится к лунному календарю древних, для которых месяцами являлись двенадцать лун солнечного года. Поэтому Иштар была Богиней Времени, чье движение управляло посевом и сбором урожая и годичным кругом сельскохозяйственной активности. Она была известна как управитель человеческой морали. Интересный свет можно пролить на концепцию Луны как управителя человека, когда мы вспомним, что последний исход евреев совершался из Синим (то есть Лунных Земель) и что Синай, гора, на которой Моисей получил Скрижали Закона, являлся Лунной Горой.

Как Царица Загробного мира, однако, она стала враждебной человеку и разрушала все, что создала во время своего Высшего состояния. В этой фазе она звалась Разрушительница Жизни. Она — Богиня Ночного Ужаса, Ужасная Мать, богиня ураганов и войн. Она несла сны и предзнаменования, откровения и понимание скрытого. В гимне, записанном на одной из клинописных табличек, говорится:

Иштар сказала: «Я восхожу, чтобы давать знамения, восхожу во всем своем совершенстве.

Для своего отца Синна (5), я восхожу, чтобы давать знамения, восхожу в совершенстве.» [5]

Именно благодаря ее магии человек мог получить силу и запретные знания скрытых и секретных вещей, знание которых само по себе дает силу.

Древние представляли подземный мир как скрытые и неизвестные глубины, которые мы зовем бессознательным. Но в то время как мы понимаем, что бессознательное находится внутри нас, что это скрытая часть нашей собственной психики, древние проецировали эту незнакомую область вне себя и представляли ее как конкретное географическое место, в которое можно предпринять путешествие на лодке или колеснице.

Утверждение, что Богиня Загробного мира обладает магической силой, равноценно тому, чтобы сказать, что бессознательное работает в тайне, неизвестно нам, то есть магическим образом. И действительно, правда, бессознательное имеет этот волшебный эффект, что может подтвердить каждый, сталкивавшийся с ним. Часто мы страдаем от его мощных и неконтролируемых воздействий, и с удовольствием нашли бы способ, если бы это было возможно, вступить с ним в хорошие отношения. Для древних Лунная богиня была царицей этой сферы. Она имела здесь такую же силу, как и в верхнем мире. Правильный подход к ней обеспечивал безопасные и полезные отношения с силами подземного мира.

Иштар предпринимала опасное путешествие в загробный мир и, хотя страдала от боли, все же побеждала тьму и снова рождалась как новая луна, сперва небольшая, но обладающая силой роста. Джеримиас обращает внимание, что «Луна, согласно вавилонскому учению, это звезда верхнего мира. Она умирает и рождается из мертвых вновь... («плод, который производит себя вновь и вновь»; она символизирует власть жизни над смертью.» [6] Так она становится Богиней Бессмертия и надежды, как Синн, предшествовавший ей, и египетский Осирис.

В своих постоянно меняющихся формах она играет все возможные женские роли. Она и дочь, и сестра лунного бога, который одновременно является ее сыном. Она Женщина, как сказали бы китайцы — олицетворение инь, фемининного принципа, Эроса. Для женщин она — сам принцип их естества, для мужчин — посредник между ними и таинственными силами жизни, скрытыми в глубинах бессознательного.

Возможно сила и значимость этой великой лунной Богини, Царицы Небес, упавшей в воды Ефрата и доставленной на берег рыбами или водными богами не может быть выражена лучше, чем в гимне, созданном в ее честь. Гимн найден на одной из «Семи скрижалей Творения», датирован седьмым столетием до нашей эры, хотя возможно сам гимн и много старше. Он был переведен множество раз. Я привожу версию перевода Кинга:

Я молюсь тебе, о Царица Богов!

О Иштар, тебе, Царица Людей, в чьих руках все судьбы!

Тебе, о Владычица Ниневии, первая среди небожителей;

Ты всемогуща, в твоих руках вся власть, да святится имя твое!

Ты свет небес и земли,

Доблестная дочь Бога Луны,

Повелительница оружия и битв!

Основа основ, увенчанная короной владычества!

О Госпожа, чудесная в своих проявлениях, возвышающаяся надо всеми богами!

Ты причина скорби, ты несешь вражду всем, кто в мире;

Ты даруешь силу дружбы!

Ты сильна!

О Госпожа Победы, да не отвергни мои мольбы!

О Гутира, подарок битвы, одетая в ужас,

Ты владеешь скипетром, управляешь и землей, и небом!

Во всех храмах поклоняются тебе!

Где не слышно твое имя?

Где не подчиняются тебе?

***

При мысли об имени Твоем сотрясаются небеса и земля.

Боги дрожат и спотыкаются духи земли.

Человечество ищет спасения в имени Твоем всемогущем,

Ты велика, ты непревзойденна.

Все человечество, все люди на земле склоняются перед силой Твоей,

Ты судишь всех справедливо и праведно.

Ты прощаешь жестоких, а непокорных подчиняешь себе.

Долго ли будешь ждать,

Госпожа Небес и Земли,

Та, что пасёт тех, кто живет в человеческой обители?

Как долго будешь ждать,

О Госпожа, идущая босой,

Чьи колени крепки?

Как долго будешь ждать,

О, Госпожа всех битв и войн?

О, Ты, Сияющая средь всех небесных духов,

Та, что подчиняет всех злобных богов,

Ты управляешь всеми царями,

Ты освобождаешь всех рабов от оков.

О доблестная Иштар, ты величественна,

Свет всего!

**

О владычица мужчин, о владычица женщин, та, кого невозможно познать,

Когда глядишь ты с состраданием, мертвый оживает, больной исцеляется,

Беда отступает, когда страдающий смотрит в твое лицо!

Я твой жалкий слуга, в слезах молю тебя.

Посмотри на меня, моя Госпожа, и прими мои мольбы,

Сжалься надо мной и услышь мои молитвы!

Скажи мне «Довольно!», и дух мой успокоится!

Сколько еще плакать мне, полному беспокойства и тревоги?

Сколько еще страдать моему сердцу, полному печали и тоски?

**

Тебя молю я, освободи меня!

Освободи меня от греха, нечестивости и моих преступлений!

Прости меня, прими мое раскаяние!

Помоги мне освободиться, позволь мне быть любимым и ласкаемым тобою!

Веди меня к свету, чтобы среди людей нашел я свой путь!

Скажи слово свое, чтобы сжалились злые боги надо мной и простили меня,

И богиня моя, самая ценная среди всего, вновь повернулась к мне.

Ты — правительница всего!

Позволь моему факелу возгореться!

Силу свою рассеянную собрать.

**

Пусть молитва и раскаяние мое дойдет до тебя,

Да простишь ты меня.

Чтобы все, кто ходит по улицам, возвеличивали имя твое,

И чтобы я мог славить богиню свою перед всеми людьми!

Иштар величественна! Иштар Царица! Моя Госпожа велика! Моя Госпожа — Царица!

Ирнини, доблестная дочь лунного бога не соперница тебе.

###

О Великая Иштар, дающая свет четырем сторонам мира![7]

Иштар - «Diva Astarte, Hominum deorumque via, vita, salus: rusus eadam quae est pernicies, mors, interitus» —Божественная Астарта, сила, жизнь, здоровье людей и богов, обратной стороной которой является зло, смерть и разрушение.



[1] Силим — это Луна.

[2] T. G. Pinches, “Tammuz/' Hastings’ Encyclopaedia of Religion and Ethics (New York and Edinburgh, 1909), XII, 189.

[3] J. G. Frazer, “Adonis, Attis and Osiris,” The Golden Bough, Part IV (New York, 1917-19), I, 29.

[4] Robert W . Rogers, Cuneiform Parallels to the Old Testament (New York, 1926, Abingdon Press), p. 126.

[5]

[6] A. Jerimias, “Ages of the World,” Hastings’ Encyclopaedia of Religion and Ethics, I, 185.

[7] L. W. King, Seven Tablets of Creation (London, 1902), I, 223.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики