Воскресенье, 08 мая 2016 09:38

Эстер Хардинг Женские мистерии Глава 15 Перерождение и бессмертие

Эстер Хардинг

Женские мистерии

Глава 15

Перерождение и бессмертие

В поэме Элиота Бесплодная Земля, упомянутой выше, испытание или жертвоприношение, которое требуется от героя, чтобы исцелился Король-Рыбак, выражается в словах «отдаться мгновению, что длительней века благоразумия». Смысл такого жертвоприношения в часовне Грааля, страх того, что может затем последовать, на который здесь только намек, более точно описан в предсказании астролога ранее в этой поэме: «Страх смерти от затопления».

Когда сдаются чувству, «сердце ответило весельем», появляется дождь, так необходимый Бесплодной земле. Но также немедленно появляется страх, что однажды начавшись, дождь не прекратится, пока не затопит землю. Результатом может явиться второй потоп. И в этом поэма похожа на современную версию лунных мистерий.

Ветра, наводнения, пожары — это все символы эмоций, в основе которых лежат движения энергий. Если однажды выпустить в мир эти силы природы, они могут распространиться безгранично. Они могут смести все привычные правила и порядки и затопить цивилизованный мир, этот потоп разрушит все границы. Мы не знаем, где остановиться подъем инстинкта, высвобожденного от древних табу, разлив эмоций или экстатический подъем из бессознательных глубин психики скрытых, дремлющих сил.1

Признак цивилизации — различение ценностей, благодаря которым индивид вырастает из стада и отделяется от чисто коллективных и инстинктивных побуждений своей собственной природы. Это селективный процесс огромной важности, ибо способствует росту личности. Однако в нашей культуре такая дифференциация была слишком ограничена сферой интеллекта, а эмоциональная сторона жизни отрицалась. Бесплодная Земля из поэмы Элиота отражает истинную картину человечества, особенно западных наций. Рациональное отношение к жизни, попытки контролировать природу в её созидательных и разрушительных деяниях, породили одностороннесть, которая угрожает превратиться в свою противоположность. Непризнаваемые эмоциональные факторы аккумулируются в бессознательном, а сознательное отношение становится сухим и неудовлетворяющим как раз по причине отсутствия этих исключенных элементов.

Стерильность этой сухой жизни может быть излечена лишь жизнетворными водами Эроса, эмоций, ранее подавленных. Но эмоциональная энергия, запертая в бессознательном, может насильственным образом проявиться в нашей привычной повседневной жизни, как то и происходит в поэме Элиота. Если так произойдет, то разрушатся границы безопасного и знакомого, выстроенного при помощи традиций и договоренностей. Когда это проявляется в индивидуальной жизни, то вместо обновления и плодородия оказывается наиболее деструктивным опытом, ведущим к потере ориентации, моральной или ментальному растворению или даже к безумию. Когда такое затопление касается не просто отдельных людей, но целых сообществ, иногда наций, то потоп, вместо тог, чтобы обновить жизнь, угрожает смести все выстроенные людьми границы и погрузить мир обратно, в первоначальный хаос, из которого цивилизация выросла такой великой ценой. Эти приливы возникают в бессознательном как отдельных личностей, так и наций. Если такие приливы прорвут границы, то потоп сметет мир со всеми достижениями человеческой цивилизации.

Западной культуре это угрожает особенно, потому что она основана на слишком больших запретах. Огромные области человеческой психики не включены в культурную дифференциацию, остаются относительно или полностью бессознательными, и, следовательно, не развиваются и не имеют определенных границ. В течение веков эти части психики постепенно все более энергетизировались, потому что их постоянно подавляли, и сейчас они грозят прорваться к поверхности совершенно катастрофичным способом. Совершенно ясно, что сегодня есть огромная потребность дифференциации тех сфер, которыми пренебрегали, для того, чтобы ограничить затапливающие приливы. Чтобы эффективно противостоять затоплению, границы должны быть реальными. Произвольные границы, выстроенные из-за страха или эго с его требованиям, в таких обстоятельствах окажутся очень шаткими.

Когда инстинкты, и хаотические образы, и позывы поднимаются из бессознательного в виде потопа, они ломают человеческие, или индивидуальные, границы. Только одно можно им противопоставить, и это, как ни парадоксально, сила индивидуальности. Под индивидуальностью здесь имеется в виду то, как Юнг определил это. Она включает в себя как бессознательные, так и сознательные части психики и не является синонимом Эго, которое является центром только сознания. Эго представляет собой те человеческие достижения, которые могут быть смыты потоком из бессознательного, поэтому они не могут защитить от существующей опасности. С другой стороны, индивидуальность — это больше, чем сознательная часть психики, она никогда не бывает полностью сознательна, но остается потенциальностью внутри человеческого существа. Через внутренние опыты, такие, какие мы рассматривали в предыдущих главах, индивидуальность постепенно определяется. Ведь эти переживания приносят в осознание потерянные ценности психики, лежащие в области Эроса, и это означает, что человеческое существо становится более целостным. В терминах древних религий можно сказать, что через участие в различных этапах мистериальных инициаций человек рождается вновь и становится «дваждырожденным» духом. Потому что когда мужчина или женщина подчиняются законам или принципам своего собственного существа и отказываются от личной ориентации эго, они постепенно определяют границы своей собственной природа и в них выкристаллизовывается их индивидуальность.

Однако чтобы найти границы собственной природы и понять имперсональные законы, регулирующие глубины психики, необходимо подойти «к краю». Для этого происходит инициация в храме. Ведь в служении Богине, в области Эроса, эмоциональный опыт не затруднен ограничениями и соображениями, свойственными личным отношениям. В храме богини человеческое существо, будь то мужчина или женщина, оказываются лицом к лицу с самими собой, своими инстинктами, эмоциями. Они должны подойти к краю, как делали женщины древней Греции или Вавилона в обряде иерогамии, а мужчины Египта во время инициации Исиды, где не разрешались никакие умственные оговорки, нельзя было отступить назад из-за страха или неспособности выдержать напряжение или угрозу. Подвергающиеся испытанию несомненно могли умереть, или, более вероятно, стать безумным под давлением физического или психологического опыта, который включали в себя примитивные религиозные посвящения. И действительно, испытания, во всем мире, созданы для того, чтобы послушник преодолел свои лимиты и поэтому символизируют ритуальную смерть и перерождение.

Однако в обычных личных отношениях ни мужчина, ни женщина не осмеливаются полностью отдаться эмоциональному опыту. Женщина обязательно должна оставаться на страже, чтобы мужской инстинкт не проявился в неподобающем месте, где она не является хозяйкой ситуации, поскольку ее человеческий интерес, как потенциальной матери, направлен в сторону замужества и домохозяйства. Мужчина, с другой стороны, боится быть пойманным этим ее собственническим отношением, а также боится попасть под власть ее очарования, или, что может быть тем же самым, попасть под власть своих неисследованных эмоций. Он не позволяет себе полностью отдаться, но пытается держать ситуацию под контролем, и как и женщине, ему это определенным образом удается с помощью его сознательного эго. И с обоих сторон это очень понятное и на самом деле мудрое отношение. Однако это исключает возможность обнаружения собственных психологических и эмоциональных границ, так как оба намереваются охранять свои пределы. Испытания, посвященные Лунной Богине, являлись существенным контрастом требованиям личных отношений, там посвящаемого подводили прямо к своим ограничениям. Мужчина был вынужден испытать свою тифоническую, похотливую природу до конца, а женщина пережить свой собственный инстинкт и желания в иерогамии, не основанной на мужской любви. Затем на второй стадии инициации мужчина должен быть выстоять перед лицом гнева Богини, выдержать ее захваченность любовью и горем, таким образом принося в жертву свое требование материнской любви от женщины, которая всегда удовлетворяет его нужды , и женщина должна была пожертвовать своей материнской мягкостью в своем принесении в жертву сына. Если мужчина был способен выдержать эти испытания и не распасться на кусочки, ему давались Розы Исиды, он становился частью ее природы. В нем рождалась сила Богини. Он становился Лунным человеком, как и женщина, которая пройдя свои испытания в иерогамии и жертвоприношении сына, становилась Дочерью Луны.

В первой стадии инициации человек входил в ладью Богини и путешествовал с ней по водам в сторону солнца, где холодно-кровные желания водного региона сменялись теплом и жаром его собственных эмоций. На второй стадии, узнав интенсивность своих эмоций, горящих в нем, признав над-персональных их характер, хотя они и кажутся очень личными, он становился готов к следующему этапу путешествия.

Однако перед тем, как он занимал свое место в краю полной луны, управляемом Богиней Совершенного Разума, где, как говорилось, он достигнет бессмертия, став Хозяином Трех Миров, совершалась другая инициация. На этот дальнейший этап есть лишь смутные намеки в большинстве древних и архаичных религий. Но в легенде о Короле Артуре христианской эпохи четко описывается поиск Святого Грааля. Там говорится, что ищущий, тот, кто найдет Замок Грааля, должен пройти определенное испытание. Если он это сделает, Король-Рыбак исцелится, и Бесплодные Земли вновь зацветут. Испытание такое: когда перед ним появятся священные объекты, он должен спросить, что эти чудеса означают и кому служит Чаша Грааля. Если ему не удастся задать вопрос, то замок, Король и Грааль, превратятся в сон, и земли будут оставаться бесплодными до тех пор, пока он или кто-то другой не совершит еще одну попытку и у него будет второй шанс задать вопрос. Когда Парсифаль впервые достиг замка Грааля, он был так переполнен трепетом и интересом к мистическому шествию Грааля и Копья, что забыл задать свой вопрос. Похожим образом Гавейн в решающий момент был так захвачен своим сном, что тоже не смог спросит о его значении.

Здесь мы видим, что понимание освобождает от паралича бессознательного. Видеть образы бессознательного — недостаточно. Пока не поймем их смысл, мы останемся духовными детьми, подверженными судьбе, пойманными в сеть Исиды.

В восточных текстах, где упоминается сома, напиток богов, дающий бессмертие и вдохновение, выражена та же истина. И в тантрических текстах говорится, что эволюция сознания проходит сквозь водных районы к огненному району солнца и оттуда по воздуху к полной луне. В этих текстах сказано, что тот, кто достигает полной луны «видит три периода... и живет долго», и что это — путь к «великому освобождению».

Три периода — это прошлое, настоящее и будущее. Они соотносятся с тремя мирами лунных мифов — загробным, земным и небесным. Лунные божества правили в каждой из этих трех областей, и, как мы уже видели, лунный бог или богиня часто были представлены в трех аспектах или формах, соответствующих трем мирам, которыми управляли. Синн, халдейский троичный лунный бог, в то же самое время был Ану, Богом Подземных Вод, Богом Райской Сферы Энлил или Бел, Главой Небесной Земли, Отцом Луны, Царем Штормов и Управителем Ветров; и также Эа, Первичный Океаном, Древней Змеей, Рыбой -Царем или Левиафаном.2 Говоря психологически, тот, кто в полной мере достиг полной, или целостной, луны, получил знание бессознательного, прошлого, источника; он обладал властью над настоящим, и видел будущее. В каком-то смысле он стал безвременным, он преодолел границы времени. Он приобрел бессмертие.

Бессмертие, обещанное луной, это однако не бесконечная жизнь в золотом городе, где нет ночи и всё продолжается вечно, неизменно, в потоках непрекращающегося света. Бессмертие, обещанное луной — нечто совершенно другого характера. Это не застывание в состоянии совершенства, но вечно обновляющаяся жизнь, как сама луна, где убывание и умирание столь же важны, как рост.

В этом мире, везде и во всем процесс жизни состоит из ритмического роста и убывания, а не только лишь из роста и движения в одном направлении. Этот закон жизни наиболее явным образом признавал Восток. У китайцев он символизировался Тай-ги-ту, рыбьим символом, в котором свет как семя содержится в темноте, темнота растет и заменяется светом. Это основной принцип, выраженный в их священной Книге Перемен, И Цзин, в которой представлена их наиболее древняя религиозная философия. У индусов также ритмическое течение жизни и смерти является фундаментом религиозного учения. Для них Господь Шива проявляется через свою женскую ипостась, Шакти, в явлениях этого мира, которые проявляются во всем своем многообразии и затем втягиваются обратно в бога. Шакти, Мать, становится Кали, или Разрушительницей, и Шива танцует, разрушая этот мир, так же как раньше он танцевал, созидая его. В лунных мифах, примитивных и древних, такой же ритм созидания и разрушения, формирующий процесс жизни, принимается за основу бессмертия.

Здесь, на Западе, мы слишком мало признаем эту важную природу изменений. Мы редко раздумываем над тем, как необходимо, что всё распадается и разрушается. Мы забываем, что это касается не только нашего созидания, того, что мы творим, порядка, который устанавливаеми, но и самого функционирования жизни внутри нас. Важный момент заключается в том, что до тех пор, пока мы личны заинтересованы в этом, мы должны создать нечто, до нас не существовавшее, не для того, чтобы в мире появилось что-то хорошее и новое, но для того, чтобы взяв сырой материал жизни, лежащий вокруг нас, вдохнуть в него и создать живое творение и так распаковать скрытую силу творца, дремлющую в нас, нашу богоподобность. Мы понимаем это как цель нашего образования, по крайней мере в современных школах это так. Учитель — это не только благодушная мать, но и имитатор разрушительного аспекта жизни, потому что каждый вечер разбирает на куски продукты, созданные детьми, выбрасывая песок детских построек в ящик, сминая глину в комок, чтобы завтра дети могли творить вновь. Было бы совершенно неправильным разрешать позволять детям фиксировать навечно созданные объекты, так, чтобы у следующих учеников не оставалось места для занятий, возможностей упражняться в применении собственных сил.

Если бы смерть и разрушение не проявлялись с силой, аналогичной силе созидания, то наш целый мир достиг бы сейчас жалкой стадии стагнации и завершенности, как в этом гипотетическом детском саду, где злое, черное, деструктивная сторона жизни полностью исключена. Если бы всё навечно оставалось таким, как создано вначале, то все возможности творения были бы исчерпаны столетия назад. Был бы полный застой. И тогда, внезапно, избыток добра превратился бы в свою противоположность и стал избытком зла. Это состояние застоя похоже на стагнацию, описываемую в ассирийском стихотворении от том, что происходило с миром, пока Иштар находилась в Землях, Откуда Нет Возврата. Это состояние мира и в легенде о Граале, когда болезнь Короля Рыбака влияет на его страну, превратив в Бесплодные Земли.

Относительно легко увидеть, что смерть и разрушение необходимы для хода столетий. Труднее признать правоту это относящимся к нашим действиям, и еще сложнее понять значение такого рода бессмертия, когда мы размышляем о наших индивидуальных жизнях. Мы ненавидим, когда обнаруживаем, что плоды трудов наших умерли. Мы идентифицируемся со своими творениями и чувствуем, что все угрожающее им, бьет по нам. Но еще труднее принять факт, что мы сами должны умереть и мы чувствуем, что обещание бессмертия, несущее в себе необходимость смерти — это ничто иное, как пародия и издевательство.

Трудно признать, что важность работы не состоит в ценности конечного продукта, но в психологическом развитии, которое происходит, когда постепенно продукт становится реальностью, актуальным, тем, что появилось из глубин нашей психики. Похожим образом, мы редко осознаем, что наша сознательная личная жизнь — это творение, работа того же психического «созидателя», актера, исполнителя, как бы мы его ни называли, действующего неизвестным образом в нас, в некоем скрытом месте нашего существа. Именно об этом говорил святой Павел : «Не я, а Христос живет во мне.» Похожее ощущение «бытия внутри» испытывают не только религиозные деятели, хотя многие сталкиваются с подобным именно в этой сфере, но также и другие, выдающиеся люди или гении, кто утверждает, что их внутреннее ощущение управляется голосом изнутри, он контролирует их действия и живет в них, руководя их жизнью и ведя к вершинам. Пока мы живем, труды наши могут умереть, потому что они были созданы. Разве не допустима мысль, что это аналогия на скрытую глубокую и более важную истину? Эго, сознательная личность, умирает, но мы не знаем и не можем даже предположить, что происходит за сценой с «делателем», «творцом».

Вдохновение, или зародыш творческой работы, дитя воображения, приходит не из сознательных мыслей человека, а поднимается из скрытых глубин его существа. Кажется, что вдохновение живет само по себе, существовало задолго до того, как что-то начало происходить. Все по-настоящему творческие импульсы обладают этим особенным качеством. Артист, созидательный рабочий, или творческий мыслитель, в чьих работах заключен подобный импульс, не придумывает свою идею. Скорее, он открывает ее, она возникает из недр его существа, оттуда, куда большинство людей предпочитают не заглядывать. Мы уже говорили о современном искусстве и его интересе к темным областям, зловещему, и о современных социальных движениях, идущих навстречу сфере отвергаемой и презираемой нашими недавними предками. Эти образцы являются примерами встраивания фемининных принципов луны в современную маскулинную, рациональную цивилизацию.

На этом месте хорошо остановиться и посмотреть на попытки, которые ранние люди делали, чтобы представить этот цикличный, меняющийся характер луны и попробуем добиться глубокого понимания заключающегося в них архетипического смысла.

1 Эти слова были написаны в 1933. Я оставила их в оригинальном виде в этом издании, потому что этот прогноз оказался фатально точным. Еще одно доказательство, показывающее, как из мифов и бессознательного можно получить инсайт.
2 Дальнейшие примеры в Главе 16

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики