Воскресенье, 08 января 2017 16:34

Мария Луиза Фон Франц Число и время Глава 4. Число один как ограничивающий фактор непрерывности

Мария Луиза Фон Франц

Число и время

Глава 4.

Число один как ограничивающий фактор непрерывности

Как уже упоминалось, основная проблема в рассмотрении феномена синхронии натуральных чисел заключается в том, что качественный аспект, изредка учитывающийся в современной западной теории чисел, должен быть применен по отношению к ним. В то же время, этот аспект придаёт новый характер концепции числового континуума, поскольку каждая отдельная числовая форма или структура, качественно воспроизводит невидимое целое. Этот континуум, тем не менее, не стоит определять как невидимое целое, но как континуум, в котором каждое отдельное число воспроизводит протяженность континуума во всей его полноте.

Когда последовательность натуральных чисел рассматривалась преимущественно с точки зрения теории множеств, она прерывалась, поскольку содержит ряд отдельных единиц, на последовательность, воспроизводящую основной элемент [1]. Исходя из этой идеи, западная математика работала преимущественно над "обобщением и расширением концепции числа", как сказал А.Н.Уайтхэд[2]. Он пришёл к заключению, что любая дифференциация в большинстве теорий, исследованиях и объяснениях противоречит математическому инстинкту. «Эти три понятия - переменная, форма и всеобщность, составляют, своего рода, математическую троицу, которая контролирует весь предмет."[3]

На мой взгляд, тем не менее, эта точка зрения исключает четвертую, иррациональную, "данность" самих по себе натуральных чисел. Очевидно, этот элемент всплывает снова и снова, но никто не знает что с этим делать. Анри Пуанкаре, к примеру, говорит: "Каждое целое (натуральное) число отделено от остальных, обладая собственной, так сказать, индивидуальностью; каждое из них формирует определенное исключение, о чём общие теории чисел иногда имеют общее представление."[4] Тем не менее, это уникальное свойство числа, видимо, содержит таинственный фактор, объединяющий психику и материю.

Число один обладает этим уникальным качеством частичной градации. В противовес остальным числам, оно не умножается и не делится само по себе потому, что оно - [делитель] всех остальных чисел. Это единственное число, которое увеличивает себя сложением, а не умножением на самое себя (1+1=2, но 1x1=1). Общеизвестные числа Мерсенна (2p-1) (p=простое число) и Фермата (2p-1) не могут быть образованы без единицы. Число один также образует предельное число треугольника Паскаля:

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\Untitled-1.jpg

Это первый треугольник и, также, первое квадратное число (n*(n+1)/2) и (N2). Это единственное натуральное число, которое не следует за другим; то есть не имеет предшествующего. В этом смысле, оно не является "исчисляемым". Если бы было так, оно бы было первым нечётным простым числом. На самом деле, число один в математике не относится к простым числам. И в умножении оно выполняет роль нейтрального элемента, чтобы избежать сложностей, связан с его специфическим положением в делении. Любопытно, что существует научное обоснование этого допущения: в так называемых фигурах Хладни, формируемых вибрациями песка на металлических пластинах, фигурируют все простые числа, за исключением единицы [5].

В Китае, как и в западном числовом символизме, единица обозначает невидимое Целое, hen-to-pan, Всеединство [6]. Общеизвестно, что числовой ряд начинается с единицы, но, простираясь в бесконечность, указывает на то, что это число концептуально связано с бесконечным. Соответственно, к тому же обладает дополнительным дуальным свойством: количественно это отдельное число, качественно - содержит всю последовательность натуральных числе. Характеристика "отдельного числа" проистекает из, своего рода kenosis (2 Кор.8:9) Всеединства, и, в этом смысле, единица становится principum individuations. Возникает парадокс: уникальность единицы и, в то же время, одна из многих. [7]

Платон и многие теоретики числа из его последователей считали все последующие числа происходят из диайрезис (деления) монады. [8] Как неопределенное dyas, в Пифагорейском смысле, дуальность, с точки зрения Платона, занимает исключительную позицию. Поскольку она разделяет или удваивает монаду. Только при столкновении с изначальным единством она становится, в конечном итоге, двойкой. [9] Эта платоновская идея разделения основана на количественном типе интуиции. Следовательно, это точка, в которой я - отклоняясь от традиционного, пифагорейско-платоновского воззрения на число - хочу предложить иной взгляд. Вместо того, чтобы исходить из разделения монады, я предлагаю рассматривать последнюю как проходящую через всю последовательность целых чисел. [10] Единицу можно сравнить с «полем», в котором отдельные числа предстают как активированные точки.

Этот континуум, который я предпочитаю называть единым континуумом, в корне отличается от общепризнанных теорий континуума Кантора, Дедекинда и Больцано — Вейерштрасса, в том смысле, что последние представляют собой сознательные конструкции, в которых натуральные числа топологически не отличаются от действительных чисел [11], а также не дифференцируются от их уникальных характеристик [12]. Если мы рассмотрим монаду как расширяющийся элемент, проходящий через всю последовательность, то придём к новой интерпретации развития числовой последовательности: с количественной точки зрения, она содержит бесконечно повторяющееся суммирование единицы, в то же время, с качественно-ориентированного подхода, мы приходим к заключению, что единый континуум всегда остаётся неизменным [13]. В соответствии с этой новой гипотезой, число два, к примеру, не является разделенной или удвоенной монадой (или класс элементов, который, после исключения одного элемента, стремится к единому элементу), но симметричным свойством единого континуума. Если это качество числа два умозрительно отделить и сопоставить с универсальной простой единицей, число три возникнет из этого сопоставления как их синтез, или как ось симметрии двухполярного единого континуума. Исходя из этого, тройка представляет собой едино-образующее свойство этого континуума, ставшее осознанным. Строго говоря, этот умозрительный шаг от двойки к тройке является ретроградным, размышления приводят нас от двойки обратно к начальной единице. В принципе, эту процедуру можно повторять со всеми последующими числами [14]. Ретроградное исчисление, ведущее от тройки к четверке, было отражено даже в знаменитом алхимическом постулате Марией Пророчицы: "Из Одного исходит Два, из Два, исходит Три, и из Третьего исходит Одно, как Четвертое." Это значит, что число три, взятое как единство относительно изначальной единицы, становится четверкой. Эта четверка понимается не столько как "собственно" прогрессирующая, но ретроспективно исходящая с самого начала. Следующий шаг к числу пять также описан в средневековой натурфилософии. Он присутствует в понятии "философского камня" как quinta essentia. Последнее - не столько лишь элемент, добавленный к четырем существующим, но представляет собой воплощенное единство их существования. Подобные примеры можно найти где угодно. К примеру, в Китае, одиннадцать - число Тао, но оно не берётся в количественном смысле как десять плюс один. Скорее оно означает единство декады в её полноте (15).

В этом смысле, каждое отдельное число обладает свойством трансгрессии. Через ретроградное взаимоотношение с изначальной монадой, каждое число "прорывается" к своему преемнику. Как отмечал Юнг, эта особенность hen-to-pan относится к каждому числу. [16] Это можно проиллюстрировать следующим:

В то время, как числа над порогом сознания представляются количественно дискретны и качественно уникальны, в бессознательном они взаимопроникают и перекрываются (как и остальные архетипы коллективного бессознательного), как части единого континуума, пронизывающего их всех. С этой точки зрения, все числа лишь качественно дифференцированные проявления одного целого. Последнее - это математический символ unus mundus, сходный с коллективным бессознательным. Я позже попытаюсь проиллюстрировать, что оно обладает относительно однородным свойством "поля".

Когда Эдмунд Гуссерль указывал на тот факт, что "повторяющийся акт концентрированного внимания" - это часть структуры числа [17], и Генрих Риккерт говорил о "однородном медиуме", лежащем в основе структуры числа [19], они имели ввиду схожие понятия. Но они ошибались в приписывании этой способности к нашему эго-сознанию. На самом деле, современная математика доказала, что наше сознательное эго может пренебрегать этими понятиями. "Однородный медиум" содержит, скорее, фактор бессознательного, который - учитывая его архетипическую основу - играет роль в наших представлениях о числах, и ответственен за их аспект целостности.

В своём количественном выражении, как конфигурации этого единого континуума, все числа становятся частью неделимого целого. Качество натурального числа, в таком случае, больше не относится к нему, как отдельному элементу, но к его целостности, с присущей ей иррациональной составляющей. Для наглядности, натуральные числа можно представить ступеньками на лестнице:

Или можно проиллюстрировать их как точку между двумя континуумами:

Отнесенность к континууму A значит, что каждое число - это отдельная единица, но никакое натуральное число не дифференцировано от остальных и у них нет качественного разделения. Однако, отнесенность к B означает, что каждое натуральное число наделяется аспектами целостности и смысла.

Ещё одно наглядное отображение роли натуральных чисел в континууме представлено на следующей схеме. Окружность, благодаря которой все числа равноудалены от изначальной единицы. Эта диаграмма позволяет легче представить тот факт, что каждое число - это отдельный аспект всё той же изначальной единицы:

Эта целостность, относящаяся к каждому числу, ещё существовала в примитивных понятиях числа. Если взять две группы спичек, в одной будет три спички, а во второй две и спросить у первобытного человека "Что это?", он ответит совершенно верно - "три спички и две спички." Если одну спичку переложить из группы где их три в группу, где две спички и повторить вопрос, он ответит "две три-спички и две две-спички с одной три-спичкой." Каждый элемент качественно определен с точки зрения своей причастности к группе. Я уверена, что это свойство натуральных чисел должно быть заново пересмотрено. Подобно тому, как Георг Кантор на самом деле обращается к примитивным понятиям числа в своих исследованиях различных бесконечных множеств степеней [20], так и нам, на мой взгляд, было бы полезно пересмотреть изначальный характер числа, а именно его аспект целостности. [21]

Известный метод определения отдельного действительного числа это, к примеру, представление его в виде бесконечной последовательности вложенных интервалов повышения уровня. Где для каждого значения n, nth - интервал последовательности [альфа] и nth интервал последовательности бета частично или полностью перекрывается [22]. Это, по утверждению Германа Вейла, более дифференцированная версия платоновского понятия диайресис На данный момент, я не могу более подробно объяснить те выводы, которые были сделаны из этих прозрений. Неоднократно появлялись возражения в неправомерности представления бесконечного ряда элементов, в то время как они рассматривались как единое целое, с точки зрения отдельного человека [23]. Вейл даже доходит до того, чтобы отделить теории континуума от теории чисел [24]. Более того, в существующих концепциях континуума нет топологического разделения натуральных чисел. На самом деле, они могут отличаться алгебраически, но тогда они характеризуются не как единицы, а как выражения их общих знаменателей [25].

Если подробнее рассмотреть брауэровский континуум (бесконечную последовательность связанных интервалов с возрастающей степенью), то отдельные числа проявляются вновь лишь постольку, поскольку наблюдатель выделяет их, отмечая как "волновые скачки": таким образом, начиная отсчёт, он делает разрез в последовательности [26]:

Когда натуральные числа извлекаются подобным образом, мы имеем, как следствие, "три из большого количества, или пять из множества, и т.д.". С другой стороны, когда мы рассматриваем, к примеру, число два "в себе" (двоицу в платоновском смысле), или рассматриваем два объекта, образующие множество, мы подразумеваем идею целостности, всё-единства. Тем не менее, в обоих случаях, отдельное число проявляется только когда человеческое сознание воспринимает группу объектов как количество. В математике, абсолютный предел установлен как "исчезновение эго", по словам Вейла[27]. Это говорит о том, что в ней, как и в современной физике, нельзя исключить проведение наблюдателем "разреза".[28]

В то время, как большинство математических гипотез связаны с чистыми актами сознания, с математиками, которые делают всё возможное лишь для того, чтобы выдвигать ни о чём не говорящие предположения, обращаясь к натуральным числам и группам объектов, существующим в природе, мы имеем дело с природными явлениями, не порожденными человеческим сознанием. Сей факт имеет место всякий раз, когда вопрос касается числовой структуры материи или когда "натуральные" числа проявляются в бессознательном в своём подсознательно-числовом смысле. Такие числа были "открыты"; они не могли быть произвольно созданы нашим сознанием. Поэтому они обладают "содержанием", которое было получено только впоследствии. Другими словами, они взаимодействуют в области психики, как и все остальные символы, порожденные бессознательным. В этом смысле, натуральное число - это "открытый" природный феномен [29]. Английский числовой теоретик Г.Х. Харди говорит следующее:

______

Теория чисел больше чем любое другое ответвление математики, началась как экспериментальная наука. Все самые известные теории были выдвинуты, порой за сотни лет до того, как были доказаны. И являются результатом гигантских вычислений. [30]

______

Позже, Герт Мюллер также подчеркивал, что "в математике область натуральных целых играет роль реальности, которая была открыта."[31]

Как результат, в современной теории чисел, натуральные числа предстают в несколько ином свете - как логические абстракции. Но они могли возникнуть только после того, как опыт восприятия "чисел" уже стал сознательной идеей. Этот шаг вряд ли бы был сделан, если бы до этого не существовало самого феномена числа и если бы мы постепенно не приближались к его существованию априори. Даже в сознательно сформулированных (т.е. выдвинутых) теориях невозможно исключить числовой аспект подсознательной упорядоченности, который лишь впоследствии становится сознательным. Например, это видно по тому факту, что постулаты считаются изначально "обоснованными". Генрих Герц однажды заметил:

______

Никто не может избавится от чувства, что эти математические формулы имеют своё, независимое существование и собственный интеллект, что мудрее нас, мудрее даже тех, кто их открыл. Что мы можем извлечь из них больше, чем в них было вложено. [32]

_____

Но это становится возможным когда, принимая в расчет наши сознательные допущения, мы вводи их в игру как настоящие символы в психологическом смысле. В глубинной психологии, мы различаем "знаки", условно используемые для обозначения того, что содержится в сознательной сфере [33] и "символы", произведенные бессознательным, которые всегда остаются наполнены значением. Символы могут распространятся в наших мыслях бесконечной чередой интуиций и инсайтов. [34]

Если мы допустим, что натуральные числа - это, в данном ключе, настоящие символы, а значит постигаемые, в основе, как архетипы, они должны содержать психическую динамику последних. Другими словами, они обладают автономией архетипа. Благодаря этому динамизму, архетип постулирует себя, как уместно заметил Герц в связи с математическими наитиями. С точки зрения Юнга, числа на самом деле автономны побуждать к проявлению математических и психологических утверждений. [35] Они состоят из, своего рода, само-разворачивающихся или предсознательных аспектов. Для того, чтобы проследить их деятельность, как в природе, так и в нашей психике, мы должны рассматривать их как наблюдаемые природные явления. [36] Стоит поставить вопрос о том, с какой целью мы можем использовать их как инструменты [37]. В этом случае числа предстают как обычные психологические паттерны, о которых мы можем сказать следующее: единица означает полноту, двойка - разделение, повтор и симметрия, тройка - сосредотачивает симметрию и производит линейную прогрессию, четверка стабилизирует, возвращаясь к единице так же, как позволяет наблюдать, создавая границы и так далее. Здесь мы, прежде всего, имеем дело с принципами, присущими каждому числу, взятому качественно, подразумевая функциональность как предсознательный психически фактор активности. Каждое число должно пониматься как проявляющее особую активность, проистекающую подобно силовому полю. С этой точки зрения, числа означают различные сочетания ритмов единого континуума.

Человеческое сознание может естественным образом постигать эту числовую активность, когда, разделив на два, выводит третье - объединяющую форму антитезиса через логически рассуждения и так далее. Но эта вторичная деятельность не затрагивает понятие числа в его изначальном энергетическом характере. Сама по себе, она формирует необходимые предсознательные данные для наших арифметических вычислений.

Когда мы рассматриваем число в его четверичном аспекте, оно состоит из:

Каков практически смысл этого качественного аспекта числа? И как мы можем его представить? В моделях Ло-шу и Хо-ту, китайцы явно стремились использовать своеобразные матрицы, которые мы должны трактовать как "качественные поля". Их внутренние числовые структуры не должны рассматриваться как количественные, скорее они отображают временные фазы внутренней динамики поля. [40] Китайская концепция в целом основана на этой идее. Марсель Грант говорит:

_______

Онтологический и логически порядок чисел переведен в ритмические и геометрические изображения. Благодаря своей описательной способности, как толкователей конкретного анализа, числа классификаторны и, по этой причине, используются для обозначения определенных групп. Они могут служить показателями, поскольку отображают различные виды комбинаций, которые накладываются на вещи, организованные в космическом порядке. Если кому-то необходимо чувство прогрессии, числа используются в их линейной последовательности. Но, как уже было замечено, нет никакого иного расстояния между началом и концом прогрессии, чем того, которое разделяет целое un total, которое постигается в своём единстве, из "множества", которые стремится к пониманию и которое всегда рассматривается как нечто неделимое. Чтобы понять идею данной прогрессии, [которая, в конечном счете, статична] и служит только для того, чтобы пролить свет на символические аспекты конечного космоса, иерархически упорядочивая категории - нет никакой необходимости обращаться к числам как элементам бесконечной последовательности. Лучше представить их как "множество" конечной последовательности - в которой каждое число вполне способно отобразить всю последовательность. [41]

_________

По этой причине "числа служат для проявления взаимоотношений и пропорций, и для проведения операций с отношениями или для игры с возможными пропорциональностями."[42]

В Китае, как мы видим, последовательности чисел и их подмножества выражаются не только как мысль о континууме, в котором изначальная единица по-разному себя проявляет, но как континуум с двойной и тройной осью, проходящей через весь ряд чисел, подобно изначальной единице. В частности, с точки зрения китайцев, последовательность чисел после тройки, продолжается двумя рядами четных и нечетных чисел, которые соотносятся с космическими ритмами Инь и Ян. [43] Единица здесь - отправная точка этого симметричного процесса: [44]

Новая идея, поражающая меня своей значительностью, изложена в схеме: нечетные числа заключают в себе и порождают четные. Последние всегда представляют собой обычную двойную проекцию (Ин-Янь) нечетных. Ни нечётные, ни четные не связаны с четными. Четные, скорее, симметрично центрированы или иерархически упорядочены по отношению к целому. [45] Эта дублированная прогрессия также и качественно преобразует числа: иерархический порядок обращает наше внимание на центр (), в то время как симметричная упорядоченность отображает полярную природу последовательности чисел. Все большие числа отражают сложную природу этих двух космических порядков. Довольно интересно, что в чистой математике эти две последовательности имеют важные отличия: обе они "ровно выстроены", но в них нет симметричного взаимоотношения. Нижний ряд B, к примеру, содержит только одно простое число - двойку. Все остальные принадлежат верхнему ряду A. Неважно, сколько чисел из ряда B складывается вместе, результат всё равно будет относится к ряду B. То же самое и при их умножении. С другой стороны, при сложении чисел из ряда A, результат всегда будет в ряду B. Согласно теории Голдбаха (всё ещё не доказанной), каждое число из B, начиная с шести, состоит из суммы простых чисел, в то время как каждое число из ряда A, начиная с девятки, состоит из трёх простых чисел. Китайская идея построения двух ритмично разделенных последовательностей Инь и Ян основана на том, что единый континуум со всеми своими характеристиками (полярность, центрированность, симметрия, динамика и т.д.), всегда содержится в каждом числе и среди всех целых чисел. Другими словами, китайцы рассматривают все числа как различные качественные состояния единого континуума. [46]

Доктор Мокьюсен Миюки обратил моё внимание на эту китайскую концепцию континуума числовых последовательностей. Её можно найти в доктрине под названием Хва-ен Буддизм, основанной Фа-тзангом (634 - 712 гг. н.э.), третьим патриархом в своей линии. [47] В его трактате говорится о двух аспектах психического состояния, которым Будда обучил в сутре Хва-йен. Вся суть, если я правильно поняла текст, там заключалась в том, что Будда приписывал этому самую высокую стадию просветления (Глубочайшее чувство), в котором вопрос о существоании "Иного" он рассматривает как существующий факт. Фа-тзанг выделил два аспекта того состояние, которого он достиг. Первое из них невыразимо и не имеет никакого отношения к человеческому - он назвал его "Пространство десяти Будд". Второе относится к сфере Боддхисатва Самантабхадра и называется "то, что приводит к совершенству". Миюки сравнил первый аспект с юнгианским понятием unus mundus. Он символизируется "Чувством глубочайшего просветления", другими словами, пространство архетипов в их вечном, безвременном и тотальном состоянии. Второе состояние отображает то же пространство, но в том виде, в котором оно может быть пережито индивидуумом и, таким образом, описано.

В то время как первый аспект представляет собой безграничную совокупность взаимопроникающих элементов, второй может быть описан через сравнения. Для этой цели Фа-тзанг использует символ десяти монет (ч'йен), в котором число десять означает всю бесчисленность в пространстве сущего. Десять монет содержат различные состояния (и-ти), идентичные сущности (т'унг-ти), всепроникающую непрерывную тождественность и, в то же время, взаимопроникаемость. С точки зрения сознания, никакого Иного не существует, но с точки зрения взаимопроникновения только "Иное", а не индивидуальное Я, и существует. В основном, между этими двумя аспектами нет отличия, они проявляются только если рассматривать их во времени. Тот эффект, который производит взаимопроникаемость заключается в том, что существует что-то [одно]: либо всеохватное Я, либо чистое Иное. Хотя эти два аспекта не могут совпадать по времени, они содержат в себе друг друга. Если перейти к сравнению, то это означает, что единица содержит в себе изначальное число, без которого не может существовать какое-либо иное число. Десятка, следовательно, представляет собой десять в единице. Десятку, объединенную единицей. Это свойство называется "прогрессией чисел". Мы также имеем понятие "регрессии чисел", согласно которому десятка содержит единицу потому, что единица не может быть выведена без десятки. Единица сама по себе не имеет силы (ву-ли) и потому интегрируется в десятку до тех пор, пока остаётся единицей, а не десяткой. (Эта идея "регрессии чисел" аналогична "ретроградному исчислению", благодаря которому я получила качественные числа.)

Психологически, этот текст является попыткой объяснить парадоксальность множества и единства архетипа Я, означающего психическую целостность. Конечно, мне кажется, что то, что Фа-тзанг в это связи ссылался на дискретность и непрерывность числового ряда - чистая случайность. Через это становится очевидна идея континуума, лежащего в основе последовательности чисел.

На Западе подобную идею сложно даже представить. Она лишь тускло светится на фоне различных нумерологических спекуляций. Тем не менее, есть одно исключение. В конце 18го века оригинальный автор, архивариус и член тайного совета Счетной палаты, Людвиг фон Эккартсгаузен опубликовал Нумерологию природы где, основываясь на каббалистических (и, по моему мнению, Фладдианских) источниках наряду с другими работами по числовому символизму, выдвинул найденные там идеи континуума в более ясном и частично новом свете. Фон Эккартсгаузен провёл различие между математическим "анализом", используемом исключительно для измерения количества, и его "числовой теорией природы». [48] Вся природа, по его словами, предстаёт как "неразрывная цепь", чьи звенья сцеплены "непреложным законом развития универсальной силы, которая является единством всех вещей".[49] Такое развитие основано на течении времени. Это относится не к миру внешних проявлений, но к законам, существующим до появления количества. [50] В то время, как в обычной арифметике числа обозначают количество материальных единиц, это развитие обращается только к "единству", согласно с которым число образовывается постепенно. Такой тип мышления концентрируется на определении "взаимоотношении мыслимых объектов совокупно с представимой тотальностью"[51] Соответственно, числа представляют собой срединную точку между материальным и духовным (экстрасенсорным), они дают нам "истинное представление о экстрасенсорных явлениях."[52] Объединяющий принцип сам по себе - активное начало, число - пассивное.[53] (Эта идея восходит к Проклу, который говорит о созидающей силе монады.[54]) Для чисел сам факт того, что они выстраиваются в определенном порядке, говорит о том, что они связаны единством. Когда они исключаются из своей упорядоченности, они теряют эту связь. [55]

Понятие континуума у фон Эккартсгаузена уже существовало в древней Греции. Хотя, мы вынуждены признать, что, на данный момент, понятие окачествленного единого континуума оказывается переплетено с понятием количественного континнума, выдвинутым современными математиками. [56] К примеру, в работах Платона, число один всё ещё определяет содержательную природу и, как показал Штенцель, в этом смысле оно много где используется для определения "смыслового континуума". "Неограниченная" дуальность больших-малых (дублирование или деление пополам монады) форм, с другой стороны, это вид "континнума становления" для всех чисел, за исключением простых. [57] Платоновская дуальность стремится в царство количества через идею диайресиса. [58] На мой взгляд, Платон таким образом отдаляется от природы континуума всех чисел. Потому как он думал, в соответствии с античным мировоззрением, в понятиях статичных числовых постоянных, а не ритмических построений. [59] Таким образом, в его работах сочетаются количественные и качественные позиции, что соответствует магическо-казуальному мышлению того времени. [60]

Оглядываясь назад на такого рода размышления, мы можем проследить смешение казуального и синхронистического взгляда на мир. С развитием западного научного мышления, происходит вычленение более конкретных понятий казуальности из "волшебных" идеи прошлого и, в то же время, стремление к количественному свойству числа, путем отсеивания его качественных аспектов. Сегодня эта односторонняя тенденция достигла своего пика. По этой причине, Юнг выдвинул термин "синхронистичность", который включает некоторые аспекты, которые были исключены в стремлении к казуальному описанию природных феноменов. И теперь их можно интерпретировать как синхронистичные события, не возвращаясь при этому к архаичным магически-казуальным формам мышления. Аналогично, как мне кажется, желательно ввести новое качественное понятие числа, чтобы дополнить доселе преобладающее количественное, не скатываясь при этом в магико-нумерологические спекуляции на этот счет.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики