Воскресенье, 08 января 2017 17:35

Эдвард Эдингер Комментарии к Mysterium Coniunctionis Юнга Глава 19 Параграфы 532-569

Эдвард Эдингер

Комментарии к Mysterium Coniunctionis Юнга

Глава 1

Параграфы 532-569

В сегодняшнем материале мы будем с вами разбирать вопрос о Регине, королеве, феминной версии королевской фигуры. И я воспользуюсь этой возможностью сказать пару слов об этом аспекте связи эго с маскулинным и феминным принципами у мужчин и у женщин.

Потом мы с вами начнем главу V «Адам и Ева»: Адам как изначальная субстанция, его четверичная природа и символизм статуи.

1. Регина

Тема королевы –Регины – касается королевского феминного принципа, супруги и партнера королевской маскулинности, символизируемой королем. Я думаю, что сама природа феминного принципа сталкивается с проблемой, когда ее пытаются описать рационально и четко. Она отказывается оставаться в ловушке концепции, так что нам придется потоптаться вокруг этого образа. Это самое лучшее, что мы можем сделать.

То, что я хотел бы детально обсудить, происходит из замечания Юнга, которое он делает в параграфе 536: «Королева соответствует душе (anima) и король соответствует духу, доминанте сознания.» Затем, в сноске 428 он добавляет: «Это верно только для мастера мужского рода. В случае с женщиной ситуация прямо противоположная.»199 Я хочу прояснить это замечание, потому что если просто погрузиться в этот вопрос, а не прояснить его, то мы будем сбиты с толку еще больше. Все же я предприму попытку, и вот мой рисунок, который иллюстрирует идеи, которые я постараюсь изложить. (рис. 19-1)

Вопрос состоит в том, как эго мужчины и как эго женщины обычно связано с маскулинным и феминным принципами – другими словами, с отцовским и материнским архетипами? Я думаю, мы все чувствуем, что это не совсем то же самое. Женское эго, в общем, обладает связью другого рода с этими двумя архетипическими сущностями, чем обычное мужское эго. Этот вопрос нам нужно все время держать в голове, когда мы работаем с разными случаями, в надежде на то, что собранная нами информация поможет нам пролить свет на него. Вот мои мысли, подкрепленные моим опытом.

По моему ощущению, в общем, мужское эго тяжелей, так сказать, с маскулинной стороны. Обычно с ним связана большая часть маскулинного принципа. Это склоняет его к феминной стороне круга, представляемого бессознательным, потому что мы знаем, что компенсаторная связь превалирует между сознанием и бессознательным. Если сознание обладает сильной тенденцией идти в одном направлении, бессознательное, как правило, компенсирует это акцентом на противоположном направлении.

И если у вас маскулинизированное эго, тогда бессознательное такого человека будет заметно феминизировано. Это показано на этом рисунке – маскулинное эго слева сильно связано с феминным аспектом бессознательного.

Рисунок 19-1.

Связи между эго и Самостью.

И наоборот, женское эго обычно тяжелее с феминной стороны. Это феминизированное эго, как правило, обладает тенденцией склоняться в противоположном направлении, и маскулинность будет констеллироваться в бессознательном.

В юнгианских понятиях мы можем сказать, что эго женщины обычно встречается с бессознательным через анимуса – маскулинной персонификации бессознательного, а эго мужчины обычно встречается с бессознательным через аниму, которую можно описать как феминную персонификацию бессознательного.

Нет нужды говорить, что так происходит не всегда – постоянно есть индивидуальные вариации. Если у мужчины феминизированное эго, тогда, скорее, маскулинная фигура будет посредником с бессознательным, по крайней мере, временно. А если у женщины маскулинизированное эго, тогда феминная фигура будет посредником с бессознательным для этой женщины.

Я думаю, что обычный вариант – это когда человек получает мимолетное впечатление о целостности (представленной на рисунке Самостью, располагающейся под двойственной структурой) через архетипический принцип того же пола, но более интенсивный опыт целостности через архетипический принцип противоположного пола.

Юнг ссылается на некоторые такие вопросы в параграфах 539 и 540, которые я хочу вам прочитать и обсудить, потому что не так много мест в этой книге, где Юнг устанавливает связь между алхимическими образами, о которых он говорит, и психологией человека. И мы с вами прочитаем один из самых описательных отрывков, когда мы к ним подойдем.

По существу, Юнг спрашивает себя: «Что же значат фигуры Рекса и Регины для психологии индивида?» Он уже указывал, что король обладает связью с эго-сознанием у мужчины, и говорит, что королева соотносится с анимой. Затем, в параграфе 539, он продолжает:

Анима в ее отрицательном аспекте — то есть когда она остается неосознанной и скрытой — оказывает на субъект маниакальное воздействие. Главными симптомами этой мании являются слепые эмоции и навязчивые идеи с одной стороны, а с другой — разобщенная абсорбция принципов и абстрактных идей. Стало быть, отрицательный аспект анимы указывает на особую форму психологической неотрегулированности. Она либо компенсируется со стороны сознания, либо она компенсирует сознание, уже отмеченное противоположной (и такой же неверной) установкой. Отрицательный аспект доминанты сознания далек от "Богом данной" идеи; это наиболее эгоистичная установка, которая стремится играть важную роль и, прикрываясь своеобразной маской, выглядеть, как нечто благоприятное (отождествление с персоной!). Анима, соответствующая этой установке, — это интриган, который постоянно льстит эго и одновременно с этим роет за его спиной ту самую яму, в которую самовлюбленному эго суждено упасть.

Через призму моего рисунка можно увидеть, как Юнг ссылается на случай, когда эго мужчины идентифицируется с королевой – с анимой – и впадает в причуды анимы. И, как покажут все наблюдения, прихоти анимы обладают в высшей степени королевским поведением. Они приобретают королевский статус, и тут образ королевы очень к месту. Но когда они проявляются в идентификации с эго, это очень неприятно, потому что они неосознаваемы, тут отсутствует важная часть.

И, конечно, то же самое относится и к эго женщины, когда она впадает в одержимость анимусом. Такая одержимость тоже имеет черты королевского поведения – она выносит деспотичные суждения ex cathedra (с профессорской кафедры (лат.) –прим.пер.), она действует в абсолютно королевской манере. Здесь заметны два образа для тех, кто имеет глаза, чтобы видеть, особенно в своем негативном, бессознательном проявлении.

Но потом идет очень милый параграф 540, в котором Юнг говорит:

Но осознанная установка, которая отвергает эгоистичные устремления — не только в воображении, но и в реальности — и подчиняется надличностному велению судьбы, может претендовать на то, чтобы служить королю [и я мог бы добавить, и королеве]. Эта наиболее возвышенная установка поднимает статус анимы от искусительницы до психопомпа. Аналогом трансформации царственной субстанции из льва в короля является трансформация женского элемента из змеи в королеву. Коронация, апофеоз и брак указывают на одинаковый статус сознания и бессознательного, который становится возможным на высшем уровне — coincidentia oppositorum с эффектом покаяния.

Это действительно описывает в двух словах психологическую природу трансформации, и единственная вещь, которая отличает то, что описано в параграфе 539, от того, что описанов параграфе 540, - это сознание.

Если сознание вмешивается в одержимость анимой или анимусом, тогда эти прихоти исчезают и действующая сила одержания воспринимается как автономная психэ и манифестация центра, Самости. С этим осознаванием королевский статус не теряется, короли и королева сохраняют свою царственность – потому что они в действительности король и королева – но эго более не идентифицируется с этой царственностью, и, как отмечает Юнг, «осознанная установка... отвергает эгоистичные устремления... в реальности и подчиняется надличностному велению судьбы [и] может претендовать на то, чтобы служить королю».

Вопрос: Судьба – это Самость?

Да, судьба – это Самость.

Позвольте мне привести один интересный пример того, как Самость может проявляться через феминный архетип в мужчине, который сам по себе односторонне интеллектуальный. Это случай про математика, которого я наблюдал в необычных условиях. Он работал над секретным исследованием высокого уровня в государственном проекте, но развалился его брак, и он сломался. Ему была нужна помощь, но он находился под постоянным наблюдением ФБР. У меня никогда такого не происходило в анализе, и я не могу сказать, что это очень благоприятно для процесса!

Бессознательное обязало нас в такой ситуации сжать процесс до короткого периода времени, и нам нужно было работать быстро. Вот его решающий сон, который привел к трансформации, позволил ему вернуть себе равновесие и вернуться к работе:

Элегантная, царственная женщина прибывает на Роллс-Ройсе, и на автомобильной панели выгравирован королевский герб. Этот герб – символ бесконечности [∞].

Это весь сон. В процессе работы над ним его первая ассоциация с королевой была фраза: «Математика – царица всех наук». Он был математиком, это было его жизнью, и у него была трансперсональная направленность на этот субъект. Этот сон возвращает его на его путь, он внутренне возвращает его к работе над тем, чему он служит, и, как говорит Юнг, такой человек «подчиняется надличностному велению судьбы, может претендовать на то, чтобы служить королю» или королеве. Он смог вернуться к служению своей королеве после прихода этого сна. Он восстановил свою связь с Самостью через феминный принцип.

Отношения этого человека с математикой похожи на отношения алхимика со своим искусством, которые описывает Юнг. Он говорит в параграфе 543:

Царица Савская, Мудрость, королевское искусство и "дочь философов" настолько смешаны друг с другом, что ясно проступает лежащая в их основе психологема: искусство - это королева сердца алхимика, она одновременно является и его матерью, и его дочерью, и его возлюбленной. И в его искусстве и в аллегориях этого искусства разыгрывается драма души алхимика, процесс его индивидуации.

Это тот градус отношений с психэ, к которому, я думаю, мы все должны стремиться, потому что алхимики – все-таки наши предшественники.

В параграфе 534 Юнг говорит об одном из текстов, который предлагает нам образный ряд, обозначающий это для мужского эго: феминный принцип часто переживается как близкий медиум, соотносящийся с образом небес, которые близки к солнцу и содержат его в себе.

Для женского эго подходящий образ будет опыт маскулинного принципа как оплодотворяющего, проникающего духа, символизированного, например, лучом, стрелой, копьем, фаллосом или чем-то, что вторгается или раскрывает, или впрыскивает одурманивающее, оплодотворяющее вещество – как это было в мифологической истории о Данае, оплодотворенной Зевсом в виде золотого дождя (рис.19-2).

Рисунок 19-2.

Даная и золотой дождь.

2. Адам как изначальная субстанция и его четверичная структура

И теперь мы переходим к главе 5, «Адам и Ева». Юнг начинает с разговора об Адаме как образе Антропоса, изначальной Самости. Это образ изначальной бессознательной целостности, и поэтому, согласно текстам и символизму, Адам обладает четверичной природой. Позвольте привести вам пару примеров этой четверичной природы Адама.

Согласно одному из текстов, которые цитирует Юнг (параграф 552, сноска 26), Бог собрал пыль с четырех концов света, и из нее создал Адама. Другой текст, приведенный в параграфе 552, говорит:

И они видели, как Бог выбирает из всей земли одну только пылинку, и выбирает одну только каплю из всего океана, и одно только дуновение ветра из всего воздуха, и чуть-чуть тепла из природы огня. И ангелы видели, как эти четыре слабых элемента, сухость, влага, холод и тепло легли на его ладонь. А потом Бог сотворил Адама.

Затем Юнг приводит еще несколько примеров тетрадической или четверичной природы Адама, которая соотносится с похожим символизмом четверичности, кватерности.

Другим аспектом символизма Адама, упоминаемым Юнгом, является слово «Адам», которое означает красную землю (параграф 585, сноска 157). Во многих текстах он ассоциируется с глиной и пылью – само его имя представляет материю, из которой Бог сотворил его облик. В Книге Бытия 2:7 мы читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» И в 1:27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» Оба эти отрывка указывают на то, что Адам состоит из двух факторов. В других текстах он состоит из четырех факторов, но в этих текстах их всего два: глина и дыхание, согласно одному тексту, или земля и образ, согласно второму. Итак, материя и дух соединяются для сотворения Адама.

Мы не сталкиваемся с большим количеством снов об Адаме, но некоторое время назад я случайно наткнулся на один замечательный сон:

Меня пригласили на вечеринку Адамы и Евы. Они никогда не умирали. Они были началом, и они были концом. Я осознал это и принял их вечное существование. Они были огромные, очень большие, как скульптуры Майоля. Выглядели они, как скульптуры, а не как люди. Лицо Адама было скрыто или покрыто, и я стремился разузнать, как же он выглядит. Я дерзнул открыть его лицо, и у меня получилось. Это покрытие было очень тяжелым слоем болотного мха или чем-то вроде овощных ростков. Я сдвинул его немного и заглянул за него. Его лицо было добрым, но устрашающим – что-то вроде гориллы или гигантской обезьяны.200

Этот сон подтверждает материал, который предлагает Юнг, то есть то, что образ Адама представляет собой начало в виде prima materia и также конец как кульминацию процесса. Сны, подобные этому, снабжают нас эмпирическими данными относительно природы изначальной психэ, что делает их особенно ценными.

Вопрос: Какие чувства испытывал сновидец?

Эти сны представляли для него нечто большее, с чем бы он мог реально поработать. Этому человеку было суждено умереть вскоре после этой замечательной серии снов, которые я описал в Эго и Архетипе.201 В ходе этой серии он начал вырабатывать религиозное отношение к трансперсональному измерению, но для ассимиляции это было слишком большим. Как будто они пришли с другой планеты.

3. Статуя

В следующей части Юнг обращается к символизму статуи, потому что в определенных текстах Адам описывается как статуя, в которую Бог вдохнул жизнь. И я хотел бы остановиться на этом образе.

Мы не видим много снов о статуях – я думаю, в современных снах мы больше встречаем кукол, по крайней мере, я предполагаю, что образ куклы аналогичен образу статуи. Конечно, статуя – это очень подходящий пример вечного образа, архетипа. Особенно в случае, если она сделана из долговечного материала – мрамора или бронзы, ведь они могут существовать веками. Статуи, сделанные из камня, связаны с общим символизмом камня алхимии, Философским Камнем, и тогда статуя становится синонимом lapis.

В этом материале образ статуи и колонн накладываются друг на друга; греческие кариатиды, например (рис. 19-3), соединяет эти два образа – статуи, которые также и колонны. Это пересечение смыслов статуи и колонны восходит к манихейской эсхатологии. Юнг приводит цитату в параграфе 567:

[Отец Величия] сотворил посланника и сияющего Иисуса, и Деву света, и Столп Славы и богов...Четвертое время, время, когда они заплачут, - это время, когда статуя... поднимется в последний день мира... В тот самый час, когда поднимется последняя статуя, они заплачут... Первая скала — это столп... славы, совершенный человек, который был вызван величественным посланником... Он родил весь мир и стал первым из всех рождающих... Разумный элемент [собрал себя] в столп славы, а столп славы — в первого человека... Одежды, названные Великим Одеянием, — это пять разумных элементов, которые [сделали совершенным] тело столпа славы, совершенного человека.

Я должен объяснить, к какому образу обращается этот текст, так как это не совсем ясно. Манихейская идея такова, что в последние дни, когда преданные манихеи – избранные - совершат всю свою работу, они соберутся вместе, как утерянные частицы света, задачей которых и является это собирание. И тогда то, что зовут «первым человеком» и «совершенным человеком» соединится, они соберутся в форму статуи-колонны. Это сущность, которая кристаллизуется в последние дни.

Рисунок 19-3.

Кариатиды в афинском Акрополе.

Первый человек и совершенный последний человек, как статуя-колонна, и потом весь собранный вместе свет с земли устремляется из статуи-колонны в небеса, откуда он и пришел. Вот кульминация манихейской эсхатологии.202 Затем прекрасное состояние дел будет снова восстановлено, как это и было до первоначального падения. Конечной точкой для манихеев было не объединение света и тьмы, но окончательное необратимое их разделение, которое наступает с помощью их образа статуи-колонны. Тут есть определенные параллели с алхимическим lapis: статуя – это окончательный продукт опуса манихеев, как и Философский Камень – окончательный продукт опуса алхимического.

Если об этом думать, опыт статуи должен быть нуминозным для раннего человечества во время его детства. Для раннего человека видеть сходство людей и животных, которые не люди и не животные, а только выглядят так же, оказывало эффект на бессознательное, который, я думаю, сильно активировал архетипические измерения, бывшие и так слишком близко. Я думаю, поэтому Яхве запретил израильтянам делать статуи или образы.

Мы знаем, что в раннем периоде создания скульптур не было портретных статуй, статуй конкретных людей. Были только статуи мифологических или божественных фигур. Обычные люди не могли увидеть разницу между богом и земным, материальным образом этого бога. И для древних и ранних людей статуя и была богом, а ранние христианские отцы гневно поносили язычников за поклонение богам из дерева и камня. Они награждали их презрением и поношением за то, что язычники думали, что их деревянные или каменные боги и есть настоящие боги.

И в психологии это по-прежнему существует, по-прежнему живо. Например, есть бронзовая статуя Святого Петра в базилике Святого Петра в Риме, и у этой статуи есть большое углубление в его огромной ноге от поцелуев миллионов верующих за сотни лет.

Важный миф о статуе – это история Пигмалиона и Галатеи. Позвольте мне прочитать вам эту историю из Овидия, потому что я вижу в ней параллели с алхимичесим опусом.

Овидий говорит о Пигмалионе как о несчастном и разочаровавшемся в женщинах и в их качествах человеке, который жил одиноко «и ложе его лишено было долго подруги».

А меж тем белоснежную он с неизменным искусством

Резал слоновую кость. И создал он образ, - подобной

Женщины свет не видал, - и свое полюбил он созданье.

Было девичье лицо у нее; совсем как живая,

Будто с места сойти она хочет, только страшится.

Вот до чего скрывает себя искусством искусство!

Диву дивится творец и пылает к подобию тела.

Часто протягивал он к изваянию руки, пытая,

Тело пред ним или кость...

Деву целует и мнит, что взаимно; к ней речь обращает,

Тронет - и мнится ему, что пальцы вминаются в тело,

Страшно ему, что синяк на тронутом выступит месте.

То он ласкает ее, то милые девушкам вещи

Дарит: иль раковин ей принесет, иль камешков мелких,

...Он ее украшает одеждой. В каменья

Ей убирает персты, в ожерелья - длинную шею.

Легкие серьги в ушах, на грудь упадают подвески.

Все ей к лицу...

На покрывала кладет, что от раковин алы сидонских,

Ложа подругой ее называет, склоненную шею

Нежит на мягком пуху, как будто та чувствовать может!

Праздник Венеры настал, справляемый всюду на Кипре.

...И вот, на алтарь совершив приношенье,

Робко ваятель сказал: "Коль все вам доступно, о боги,

Дайте, молю, мне жену... чтоб была на мою, что из кости, похожа!"

На торжествах золотая сама пребывала Венера

И поняла, что таится в мольбе; и, являя богини

Дружество, трижды огонь запылал и взвился языками.

В дом возвратившись, бежит он к желанному образу девы

И, над постелью склонясь, целует, - ужель потеплела?

Снова целует ее и руками касается груди, -

И под рукой умягчается кость; ее твердость пропала.

Вот поддается перстам, уступает - гиметтский на солнце

Так размягчается воск, под пальцем большим принимает

Разные формы, тогда он становится годным для дела.

Стал он и робости полн и веселья, ошибки боится,

В новом порыве к своим прикасается снова желаньям.

Тело пред ним! Под перстом нажимающим жилы забились.

Тут лишь пафосский герой полноценные речи находит,

Чтобы Венере излить благодарность. Уста прижимает

Он наконец, к неподдельным устам, - и чует лобзанья

Дева, краснеет она и, подняв свои робкие очи,

Светлые к свету, зараз небеса и любовника видит.

Гостьей богиня сидит на устроенной ею же свадьбе.

Девять уж раз сочетавши рога, круг полнился лунный, -

Паф тогда родился, - по нему же и остров был назван.203

Вот история Пигмалиона и Галатеи. Джордж Бернард Шоу тоже работал над этой темой. Как алхимики создают свой Философский Камень, Пигмалион сумел создать живую статую. Вот чем должен стать Философский Камень – живым камнем. Это образ, как я его понимаю, описывает процесс, в котором человек вливает свое любящее внимание в психэ и вызывает своими усилиями душу к жизни – архетипическую душу.

Есть еще одна история о статуе под другим углом зрения – Дон Джованни. В первой сцене оперы Моцарта Дон Джованни убивает Дона Педро, отца девушки, которая была одним из его любовных приключений. В конце оперы он встречает статую Дона Педро на его могиле и спешно приказывает своему слуге пригласить статую на ужин. Статуя подтверждает свое согласие кивком головы.

Этот кивок – отсылка к факту того, что в античности полагали, что статуи богов отвечали на самые важные вопросы к ним кивком головы. Если у вас есть очень серьезный вопрос или, возможно, вы отправляетесь в паломничество, и тогда это не вопрос в пределах вашего родного города, вам нужно уезжать куда-то, вы устали и взбудоражены такой поездкой. И при такой важности вопроса, неважно о чем он (должно быть, он действительно серьезный, если вы с ним обращаетесь к богу), вы пялитесь на статую бога и видите, что она кивает вам в ответ. Это корень нашего слова «нуминозный» - вот почему я привожу его здесь – оно происходит от старого латинского слова numen, «кивок» - кивок головы бога, когда его спрашивают.

Вот что делает статуя Дона Педро. Она кивает, когда ее приглашают на ужин. И тем же вечером бренчащая статуя прибывает к двери Дона Джованни. Согласно истории Моцарта, Дон Джованни отказывается раскаяться, и статуя утаскивает его в ад. Тут некоторый перевертыш истории Пигмалиона и Галатеи. В случае Пигмалиона его преданность своему творению и его любовь благоприятно констеллирует архетипическую психэ – статую – и вызывает ее к жизни с позитивными последствиями. А инфлированное и циничное отношение Дона Джованни констеллирует архетипическую психэ – статую – в ее негативном аспекте, и она оживает с негативными последствиями, провожая Дона Джованни в очищающее calcinatio подземного мира.

Но есть и другой способ посмотреть на это. И Пигмалион, и Дон Джованни – влюблены, и в каждом случае статуя оживает из-за чего-то, связанного с любовью. Возможно, это имеет значение, что Дон Джованни имеет дело с мужской статуей, в то время, как Пигмалион – с женской. Это может означать, согласно моему более раннему описанию, что эго Дона Джованни было некоторым образом феминизировано, что, я думаю, совершенно справедливо для случаев донжуанизма. Это подходит под нашу модель размышлений.

Если мужское эго не обладает полной маскулинностью и, таким образом, феминизировано, тогда, скорее всего, анима маскулинизирована или, в некоторых случаях, вообще невидима с наложением неосознанной маскулинности. Это случай многих гомосексуальных мужчин. И наоборот, если женское эго не обладает полной феминностью, тогда анимус феминизирован или даже невидим с наложением неосознанной феминности.

Правило в том, что должно быть осознанным – согласно внутренним требованиям человека, - но не осознано, попадает в бессознательное и заражает аниму или анимуса. И тогда мы получаем образы снов с маскулинизированной анимой в мужчине или феминизированным анимусом в женщине, потому что анимус и анима обязаны нести этот груз, который отказывается нести сознательно эго.

И в завершении я хотел бы привести вам пару современных примеров опыта статуи. У Фрейда был такой опыт. Он написал работу в 1914 году, озаглавленную «Моисей Микеланджело». Она была сначала опубликована анонимно, но, в конце концов, она вышла под его именем. В этой работе он дает достаточно подробную интерпретацию позы скульптуры Моисея, в которую я не буду погружаться, но там есть один личный момент. Он пишет:

Еще одним из загадочных и великолепных произведений искусства является мраморная статуя Моисея, изваянная Микеланджело и установленная им в церкви Святого Петра в Риме, собственно, лишь часть гигантского надгробия, которое скульптор должен был воздвигнуть для всесильного Папы Юлия II. Всякий раз, читая о статуе Моисея такие слова, как: «Это вершина современной скульптуры» (Герман Гримм), я испытываю радость. Ведь более сильного впечатления я не испытывал ни от одного другого произведения зодчества. Как часто поднимался я по крутой лестнице с неброской Корсо-Кавоур к безлюдной площади, на которой затерялась заброшенная церковь, сколько раз пытался выдержать презрительно-гневный взгляд героя! Украдкой выскальзывал я иногда из полутьмы внутреннего помещения, чувствуя себя частью того сброда, на который устремлен его взгляд, сброда, который не может отстоять свои убеждения, не желая ждать и доверять, и который возликовал, лишь вновь обретя иллюзию золотого тельца.204

Я думаю, мы можем понять этот опыт Фрейда как опыт нуминозной Самости, проявившейся в Моисее. У Фрейда, очевидно, было негативное отношение к этой сущности, потому что он переживает его в обвинительной форме. Следуя правилу, установленному Юнгом, - бессознательное показывает эго то же лицо, какое эго показывает бессознательному. Тот факт, что Фрейд отрицал трансперсональное измерение бессознательного, означает, что тот аспект бессознательного, который он будет испытывать, также отвергнет его.

И в завершении я хотел бы упомянуть мой опыт статуи, который произошел со мной также в Италии. Что-то не так с Италией? Ну, наверное, там очень много статуй!

Он произошел во Флоренции в Часовне Медичи, которая примыкает к Церкви Святого Лоренцо. Одна из гробниц той часовни украшена откинувшимся назад фигурами Сумрака и Рассвета, созданными Микеланджело. Сумрак – это мужская фигура, расположенная с одной стороны гробницы, а Рассвет – женская, расположенная с другой стороны (рис. 19-4). Я прибыл в часовню к полудню в один из дней в 1958 года, и она была удивительно пустой. Я был в одиночестве. Я присел на каменную скамью и просто смотрел на фигуру. И вдруг мне показалось, что она ожила. Я был захвачен этим впечатлением, что она живая, и это длилось, может быть, пять или десять минут. И потом это медленно стало уходить.

Обстоятельства могут быть важны: летом 1958 года мне было тридцать шесть, неопытный аналитик в своей первой поездке по Европе. Я только приехал из Цюриха после того, как я там присутствовал на Первом Международнои Конгрессе, где я первый раз увидел Юнга и даже пару раз с ним разговаривал. И, смотря на этот опыт с высоты прожитых лет, я понимаю, что он мог быть предвестником моего возникающего призвания. Возможно, это имеет значение, что эта статуя называлась Рассвет. Это практически идеально для моего чувствующего типа – думать, что она ожила! В любом случае, это еще один пример темы живых статуй.

На следующей неделе наше занятие будет несколько короче, чем обычно, и я вас попрошу прочитать Песнь Песней и/или главу по этой теме в моей книге Библия и психэ. Мы поговорим об алхимическом тексте, который обращается к Песни Песней.

Рисунок 19-4.

Рассвет Микеланджело.

199 Для дальнейшего обсуждения этого «перевертыша» с женской точки зрения см. Rivkah Sharf Kluger. “The Queen of Sheba in Bible and Legends” в Psyche and Bible, стр. 137 и далее

200 см. Эдингер Эго и архетип, стр. 207

201 там же, стр. 199 и далее

202 см. Jonas, Gnostic Religion, стр. 234 и далее

203 Метаморфозы, книга 10, пер. пер С.В.Шервинского

204 Collected Papers, том 4, стр. 259 и далее, пер. М.Н. Попова

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики